Реставрация советского велосипеда своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 01.09.2024

Начнем пожалуй, с моего самого долгого и дорогостоящего проекта, ХВЗ Турист (Феникс)
Начал он свой путь в руках неизвестного мне гражданина, он отдал этот велосипед моему деду, а дед закинул его в сарай и забыл. Как-то летом 2014 года, разбираясь в дачном барахле, я нашел его! Радости не было предела, т.к. я давно хотел велосипед и "какой-нибудь" меня не устраивал, мне был нужен именно ХВЗ(в идеале "Рекорд" (Москва-80, это просто не реальная мечта и я от нее почти сразу отказался)), эти произведения искусства, манили своими формами, хромом и чем-то еще, о чем я мог только догадываться.
Но денег у меня тогда, в 15 лет было немного, а стоили они напротив, не дешево.
К сожалению, велосипед оказался в весьма плачевном, но вполне реанимируемом состоянии. Солидол во всех узлах давным-давно "задубел" и они не хотели работать. Все меня отговаривали и говорили "да на кой тебе это нужно, выкинь его" и все в таком духе, но мне было побоку, руки вроде не из того места, что пониже спины, растут, да и навыки работы с инструментом у меня тогда тоже уже были(благо жил и живу в частном доме, где постоянно надо что-то делать).
Но давайте ближе к теме.
Солидол задубел, спицы и цепь проржавели, хром в некоторых местах облез, колодки стали тверже камня. (восстанавливать пришлось, по сути из пепла, по этому проект и был назван "Феникс")
Всех больше меня впечатлила резина и камеры, у меня создалось ощущение, что они вообще не с этого велосипеда, резина была девственно нова и камеры накачались и не спускали, первые 1,5 года я прокатался на этом богатстве.
Процесс реанимации начался с основных узлов: втулок, каретки, рулевой, педалей и трансмиссии, а закончился колесами)
Первое время меня в нем все устраивало, но время шло и мне хотелось большего!
Для начала я поменял на нем "стоковые" обода и переднюю втулку(про колодки я не стал говорить т.к. это само-собой разумеющееся).
Обода я выбрал Rainbow R-300, а втулку(чем я тогда думал, я не знаю) Shimano Paralax.
Затем, примерно через пол года, мне начала "ездить по мозгам" трещотка, она постоянно, то заедала, то прокручивалась(ремонт не помогал). И естественно мной было принято решение заменить втулку. На что можно заменить сток на ХВЗ так, что-бы было хорошо и не слишком дорого? В поисках ответа я начал блуждать по "Авито" и о чудо! мне на глаза попалась практически новая Shimano Deore XT! всего за 1500 руб., меня конечно смутила такая низкая цена, но поговорив с продавцом, я уговорил его выслать мне фото ее внутренностей, она на самом деле была новой, на свой страх и риск я ее купил, т.к. втулка была аж в Красноярске, то пришлось воспользоваться услугами всеми "любимой" почтой России. 2 недели томительного ожидания и вот, красавица в моих руках, ура! одновременно с покупкой втулки последовал заказ, кассеты sram pg950 и цепи KMC X9 с "чайника", отдельное спасибо Евгению(он-же FLERON".
На новых запчастях я просто начал "летать", максимально достигнутая скорость была 47 км/ч(если STRAVA не врет) на прямой(от хлебозавода до Сорм. рынка).
Но тут пришел "конец" резине, я опять ушел в поиски, выбор пал на дешманский veeruber в титане, всего за 1200 рублей я купил комплект резины 700x28c. Естественно пришлось покупать под нее новые камеры, т.к. родные хвз-шные рассчитанные под 35-38с туда лезли только с матом и божьей помощью, естественно опять "чайник", опять Евгений. Несколько дней адских мучений, и в моих руках появились камеры от Continental, 400 руб. за комплект(по акции).
На новой резине я дошел до 50,6 км/ч, но мне этого было мало. Я принялся за трансмиссию и купил в G-Velo систему SunRace R33 52-42T за 2450 руб., к ней потребовалась каретка под квадрат и я туда с грехом, пополам "закорячил" NECO B910 68*122,5 мм. из G-Velo за 420 руб., далее понадобились педали, т.к. у хвз-шных другая резьба, нужных у нас в городе я не нашел, заказал, сил ждать поездки у меня не было, по этому, что-бы велосипед "не сыпал мне соль на рану" было решено отдать на перекрас. Рама была на тот момент не в лучшем состоянии, ей пришлось многое пережить, встречу с газелью, падение на ~40 км/ч и пересеченку вокруг WAFE'ST-а,(она "немного" погнулась в районе рулевой и у нее было множество сколов краски), пришлось искать новую, нашел я ее довольно быстро, знаете где? в соседском сарае, который они нам продали за бесценок. У нее тоже была куча сколов и царапин по краске, и я понес ее ребятам из "ИнКолор". Выбор цвета встал между, стоковым синим, красным кенди и зеленым хромом, предложения по зеленому и синему цветам в "ИнКолоре" мне не понравились, и я выбрал красный кенди. Снова неделя ожидания и.

"Я о ней мечтал всю жизнь
Наконец мои желанья сбылись
Вот она
Вот она!

Чем дальше - тем больше
Чем больше - тем сильней
Друзей душит зависть
Плевать мне на друзей
И днем, и ночью я буду мчаться
По черной полосе
Слились воедино
Два призрака шоссе. "

Очень может быть, что у вас на антресолях (в кладовке, в гараже, на даче, . ) завалялся старый советский велосипед. Также может быть, что вы прямо сейчас старательно выплачиваете проценты по кредиту за новую яхту и лишней наличности на новый велосипед уже не остаётся. Или вам чисто эстетически приятен вид велосипедов той эпохи. В таком случае у вас есть потрясающая возможность вернуть к жизни старый велосипед и красоваться по улицам родного города, полям и весям родной страны на уникальном аппарате!

Как правило, занимаются возрождением старых велосипедов выпуска ХВЗ (Харьковского Вело Завода): Спорт-Шоссе, Старт-Шоссе и Чемпион-Шоссе, Спутник, Турист, Чемпион, Стартон. Возрождение и модернизация других велосипедов или велосипедов производства России, Белоруссии, Украины времён перестройки также возможно, но представляет меньше интереса ввиду худшего качества "исходного материала". Впрочем, единственное ограничение - ваше желание.

Прежде всего, раз велосипед дожил до наших дней с момента выпуска, например, в 60-х годах 20 века, это уже говорит о его прочности. Современные велосипеды с алюминиевыми деталями легче, но и изнашиваются значительно быстрей, чем их стальные предшественники.

Далее, необходимая степень модернизации зависит от состояния конкретного велосипеда и вашего желания его осовременивать. Чем лучше исходное состояние, тем меньше надо менять. В большинстве случаев полностью меняют колёса — технологии не стоят на месте, да и износу обода весьма подвержены, едва ли сохранились в хорошем состоянии. Наибольшие сложности вызывают каретка и манетки.

Правильно собранная каретка и шатуны на клиньях не разбалтываются, не люфтят, чтобы ни говорили на форумах те, кто ими реально не пользовался. Прямые руки решают всё. Но каретка - один из наиболее изнашиваемых узлов, поэтому имеет смысл заменить на современную картриджную. Вот тут и возникает сложность - дело в том, что в разное время разные изготовители делали каретки разного диаметра с резьбой разных типов. Совсем не факт, что современный картридж удастся установить без дополнительных усилий. Часто оказывается необходимо перерезать резьбу специальным метчиком. Иногда делают специальные переходники с большего диаметра на меньший.

Сложности с манетками заключаются в следующем. Это спортивные велосипеды или близкие к ним с изогнутым шоссейным рулём "бараном". Горные тормозные ручки и манетки имеющиеся почти в любом магазине не подходят. Удобней всего использовать комбинированные шоссейные моноблоки манетка+тормозная ручка. Но они дорогие, а обычно обновление велосипеда стремятся провести с минимальными капиталовложениями. Кроме того, велосипеды тех времён снабжались 3-5 звёздами, а сейчас меньше 7 сложно найти. Отсюда необходимость либо разгибать раму, либо подбирать манетки для работы с трещёткой на 5-6 звёзд, либо придумывать оригинальные комбинации из популярных комплектующих для горников.

Иногда дополнительно на раму наваривают бонки для крепления V-break тормозов, держателей для бутылок, креплений для дополнительных тросиков переключателей. Это уже дело вкуса/потребностей. Например, тормоза вибрейкс найти проще, чем подходящие клещевые U-Образные, если родные пришли в негодность. Если есть возможность и не слишком заботит внешний вид, то проще приварить крепления, чем искать кантилеверные тормоза с длинными "лапками" (расстояние от крепления до обода больше 5см.).

Результат аккуратной модернизации выглядит весьма привлекательно (изящество тонкой стальной рамы и узких колёс) и катит на асфальте лучше, чем МТБ. Разумеется, получается велосипед не для соревнований — спорт и экстремальные нагрузки требуют совершенно другой техники. Как правило, такие велосипеды после восстановления ближе всего к классу туристических (touring, "туринг") или шоссейников для тренировок (вес примерно от 11кг). Впрочем варианты городского велосипеда с высокой посадкой и прямым рулём также не редкость.

Такие модернизированные велосипеды часто называют "крокодилами". Почему именно так уже сложно сказать. Может быть название пошло из-за того, что велосипеды ХВЗ популярные для модернизации исходно были зелёными. Или первые восстановленные были такими страшными. Весьма правдоподобна версия, что так ещё в FIDO называли любой old-school велосипед доработанный владельцем до чего-то уникального (сейчас назвали бы custom bike), впоследствии название распространилось на все модернизированные велосипеды.

Может показаться, что восстановление старых велосипедов - исключительно отечественное развлечение. Всё-таки ХВЗ. но, как вы видели по паре ссылок выше, и англоговорящие страны занимаются реанимацией старых велосипедов и custom-доработкой.

В заключение несколько примеров "крокодилов" с описанием процесса их модернизации.


Описание модернизации и её обсуждение на форуме.


Модернизация в сторону гибрида


Ещё один вездеход.


Ремонт

Гарантией исправности и долговечности двухколесного транспорта станет регулярный осмотр и грамотное обслуживание. Многие люди предпочитают производить профилактические мероприятия в специальных сервисных центрах. Однако можно выполнить ремонт велосипеда своими руками, достаточно лишь иметь базовые знания о механизмах, работе с инструментами. Подробные пошаговые инструкции помогут подготовить байк к летнему сезону или отреставрировать старую модель.

Необходимые инструменты

Полноценная профилактика велосипеда подразумевает тщательный осмотр конструкции, проверку работы всех механизмов. Особого внимания заслуживают следующие элементы:

  1. Узлы велосипеда. Каждый из них регулируется, чтобы в процессе эксплуатации не было заеданий и пробуксовки. Если крепежи закручены недостаточно плотно, необходимо затянуть их.
  2. Ручной тормоз. При нажатии механизм должен срабатывать плавно. В идеале зазоры между колодками и ободьями одинаковы с обеих сторон.
  3. Колеса. Если спицы разболтались, необходимо подтянуть их. Первое, что нужно сделать — накачать покрышки и прокатиться. Свободное передвижение без боковой качки, заеданий свидетельствует о нормальной работе узла.
  4. Рулевая колонка. При наличии поворотов или опускания элемента во время катания следует надежно закрепить его в вилке. Для проверки состояния подшипников необходимо приподнять переднюю часть байка, слегка наклонить в сторону. Переднее колесо должно свободно поворачиваться под воздействием собственного веса.
  5. Цепь, звездочки. Исправное полотно двигается по вершинам зубцов плавно, без набегания. Допустимое провисание — не больше 12 мм.
  6. Педали. Для диагностики велосипедов нужно прокрутить элементы. Отклонением от нормы считается наличие осевого люфта, заедания, сложности при вращении.
  7. Седло. Обязательно проверяют качество крепления, проводят регулировку по высоте. При правильной установке велосипедист, сидя на байке, сможет опираться пяткой о педали, которые располагаются в самой нижней точке. При этом нога должна быть полностью выпрямленной либо чуть согнутой в колене.


Для проведения ремонта велосипеда своими руками потребуются специальные инструменты. Базовый набор должен быть всегда под рукой, особенно если планируется длительное путешествие. В него входят:

  • гаечные ключи с разными размерами;
  • отвертки, шлицевые и крестовые;
  • ключи-шестигранники;
  • плоскогубцы;
  • хомутики;
  • ножницы;
  • молоток с резиновым либо деревянным наконечником;
  • пинцет;
  • торцевые насадки.

Для полноценного технического обслуживания велосипедов придется немного расширить стандартный набор. Специалисты рекомендуют добавить в него щетку для очищения цепи, выжимку. Также может понадобиться спицевой, втулочный, а также трещотный ключ.

Невозможно провести ремонт велосипеда без расходных материалов. Это растворители, очистители, разные виды масла, смазок.

Набор гаечных ключей Отвертки Ключи-шестигранники Торцевые насадки Спицевой ключ

Частые поломки в зависимости от вида

Как и другая техника, в процессе эксплуатации велосипеды периодически ломаются. Неисправности могут возникнуть на любом байке: горном, скоростном, детском или спортивном. Каждому виду двухколесников свойственны свои поломки, которые можно починить самостоятельно.

Горный

Хоть современные велосипеды характеризуются высоким качеством, долговечностью, время от времени они выходят из строя, нуждаются в профессиональном обслуживании. К наиболее распространенным поломкам горного велосипеда относятся:

  1. Прокол шины. Для устранения проблемы потребуется резиновый клей, набор заплаток. Если необходимых предметов не оказалось под рукой, подойдет обычный скотч.
  2. Тормозные колодки. Неисправности часто возникают в связи с попаданием на поверхность элементов смазок, пыли. В некоторых случаях помогает прогревание. Нужно спуститься на велосипеде с крутой горки, зажав тормоз. В результате детали прекрасно очистятся от загрязнений. Система может выйти из строя после разрыва тормозного тросика. В дороге его можно просто завязать узлом.
  3. Деформация обода. Возникает из-за неравномерной нагрузки на велосипедные колеса. Для устранения проблемы байк переворачивают рулем вниз, подгибают спицы в местах повреждений.

Горный велосипед может выйти из строя из-за сломанной спицы. В этом случае придется заменить элемент. Сложнее всего это сделать на заднем колесе. Если неисправность возникла в дороге, можно воспользоваться обычной проволокой.

Прокол камеры Проблемы с тормозными колодками Деформация обода

Скоростной

Если велосипед новый, обслуживание и ремонт чаще всего требуются по причине недостатка смазки или чрезмерной загрязненности узлов. Самые частые поломки:

  1. Слетает велосипедная цепь. Главная причина — длительный срок использования. В процессе эксплуатации полотно растягивается, увеличивается в размерах. Выход из ситуации — замена.
  2. Прокрутка педалей. Если неисправность возникает постоянно, это свидетельствует о выходе из строя трещотки. Причинами проблемы могут стать испорченные подшипники, отсутствие масла, слишком густая смазка, попадание жидкости, грязи внутрь кассеты.

Для профилактики перечисленных проблем скоростной велосипед необходимо регулярно осматривать, очищать трещотку от грязи. Используемое масло всегда должно быть чистым, а его объем — умеренным.

Деформация велосипедной цепи Прокрутка педалей

Детский

Отремонтировать детские велосипеды порой бывает очень сложно. Проблема заключается в том, что конструкции изначально ненадежны, быстро выходят из строя. Лидирует по количеству поломок родительская ручка, которая отрывается после поднятия верхнего колеса при въезде на бордюр. В этом случае единственный выход — воспользоваться услугами сварщика. Либо же приобрести новую деталь у производителя.


Испорченную родительскую ручку можно заменить

Спортивный

Поломки, которые свойственны спортивным велосипедам, можно устранить дома, своими руками. Наиболее распространены следующие неисправности:

  1. Пробой камеры. Ликвидировать отверстие поможет набор специальных заплаток, которые приклеиваются за несколько минут.
  2. Повреждение обода. Возникает после сильных ударов, падений, приводит к затиранию обода, контактирующего с тормозными колодками. Для устранения неисправности придется натягивать спицы.
  3. Поломка спицы. Восстановить испорченный элемент невозможно, придется заменить новым.

Перед длительным путешествием следует проводить тщательный осмотр и регулировку транспортного средства. Во время каждой поездки при себе рекомендуется иметь стандартный набор инструментов.

Повреждение камеры Искривление обода Поломка спицы

Полное техническое обслуживание

Ремонт руля

Руль и вынос (кронштейн крепления) велосипеда осматривают на наличие трещин и прочих дефектов. Стоит проверить, хорошо ли затянуты болты. При необходимости их закручивают туже, поочередно, по направлению крест-накрест. Обязательно уточняют, есть ли люфт в рулевой колонке.

Если при хранении велосипеда руль был свернут, не все знают, как правильно его отрегулировать. В первую очередь выставляют оптимальную высоту, производят центровку элемента, а также переднего колеса. Для выполнения процедуры необходимо ослабить крепежные элементы, зажать обод ногами и зафиксировать его строго перпендикулярно по отношению к детали.


Обслуживание трансмиссии

Чтобы разобраться, как именно нужно отремонтировать велосипед, следует внимательно осмотреть цепь. Изношенное полотно быстрее стачивает зубцы на звездочках. В среднем срок эксплуатации элемента рассчитан на 4 тысячи километров.

Со временем пины, которые соединяют между собой звенья, приходят в негодность, а цепь удлиняется. Измерить ее можно при помощи специального калибра. Если произошло растяжение, лучше заменить полотно, пока не испортились велосипедные звездочки.

Если элементы трансмиссии в порядке, нужно просто очистить ее от грязи. Для этого можно воспользоваться специальной машинкой, которая промывает полотно без необходимости снятия. Отличным моющим средством станет любой растворитель либо WD-40. Когда цепь станет чистой, ее нужно высушить, воспользоваться специальными силиконовыми смазками.


Переключатель скоростей

Проверяют точность настройки, функционирование переключателей велосипеда. Для этого заднее колесо проворачивают на весу, меняют передачи. Уточняют особенности работы задних и передних элементов. Процесс изменения скоростных режимов должен происходить плавно и четко.


Подготовка к сезону

После зимы велосипеды нуждаются не только в осмотре, но и в смазке механизмов. Особого внимания заслуживают следующие элементы:

  1. Вилка. Оптимальны масла с густой консистенцией.
  2. Каретка. Обычно смазывают плотными составами, исключение составляют гоночные велосипеды, для них подойдут жидкие средства.
  3. Задняя втулка. Специалисты рекомендуют регулярно заливать в механизм пару капель жидких масел.
  4. Переключатели. Перед сезоном их смазывают негустыми составами, затем повторяют процедуру еженедельно.
  5. Цепь. Используют жидкое масло, состоящее из искусственных компонентов. Обрабатывают только наружную сторону полотна.
  6. Педали. Элементы снимают с велосипеда, аккуратно протирают куском ткани, пропитанным керосином. После этого их нужно смазать жидким маслом.

От качества подготовки велосипеда к летнему сезону зависит комфорт езды, долговечность конструкции. После смазки основных механизмов байк протирают тряпкой, излишки масла удаляют, раму обрабатывают полиролью. Когда все манипуляции будут выполнены, нужно оценить состояние транспортного средства: проверить работу тормозов, пощелкать переключатели, прокрутить педали.

Для смазывания велосипедов используют аэрозоли, жидкие и густые смазки.


Реставрация старого велосипеда

Если в гараже завалялся старый ржавый велосипед, можно попробовать восстановить его. Чаще всего это Десна, Аист или Турист. Реставрация затрагивает следующие элементы конструкции:

Ремонтировать и обслуживать старый советский велосипед — занятие на любителя. Даже полностью восстановленный байк в скором времени вновь придет в негодность. Новые модели нуждаются в полноценной профилактике, своевременном ремонте, тщательной подготовке к летнему сезону. При соблюдении рекомендаций двухколесники служат долго и не доставляют своему владельцу лишних проблем.










Видео

Завершаем реставрацию велосипеда. Покраска рамы и сборка конструкции

Итак, в прошлой публикации мы подвели старый советский велосипед к техническому совершенству, не забыв при этом и о внешнем виде. Однако перед покраской рамы я решил внести в конструкцию несколько завершающих штрихов, с целью придать байку гангста-стиль и максимально снизить вес транспорта.

Для начала, решил заменить широкую заднюю покрышку стандартной.


Тем более что на широкой ездить стало опасно.


Тонкая встала отлично.


Далее решил спилить все ненужные проушины (перед тем убрав все наклейки на велосипед), так как навеску на велосипед устанавливать не планируется.

Первой пошла под нож лапа для переднего фонаря и опора динамо-машинки.


Затем скобы для тросов ручного тормоза.


И, наконец, ушки для крепления багажника, который улетел в топку во второй части повествования.


Места среза зачищал напильником, а затем проходил мелкой шкуркой.


Крылья тоже полетели в мусор, а вот крепления для них решил не спиливать, на всякий пожарный.


Когда все подготовительные работы были выполнены, байк решил собрать, чтобы ещё разок оценить проделанную работу.


Подготовка к покраске

Для начала принялся счищать старую белую краску, поверх которой кто-то так усердно ливанул ведро коричневой. Заодно наткнулся на заводской номер велосипеда.


Но он не помог мне в определении модели байка.

Очистные работы начал с вилки.


Потом перекинулся на раму.


И закончил перьями.


Покраска и сушка


Подготовка покрасочной камеры во флигеле.


А в это время рама нагревается на солнышке.



Первый слой (перед началом обязательно вмазать стакан водки для храбрости, иначе рука непременно дрогнет).



Сушка в комнате (во флигеле слишком много пыли).



Укрепление лака в тепловом режиме.


Итог был подведен, когда байк выбрался на первые покатушки в сезоне.


Простота и легкость конструкции вкупе со стильным внешним видом и колоритным фейсом водителя не позволили мне остаться незамеченным в общем потоке других велосипедистов.

Немецкие туристы были в восторге.

Итого потрачена уйма времени и сил, и 750р денег. Неплохое вложение средств. В марте, перед началом следующего сезона, выставлю эту классику на аукцион.

Zivert - CRY | Премьера клипа

04:24

LOBODA - Americano (Премьера сингла, 2021)

03:31

Баста – Любовь и страх (feat. Дворецкая)

05:41

Ozoda - Esla Meni (Off?c?al Cl?p 2021)

05:02

Султан Лагучев - Cкучает осень (премьера 2021)

02:29

Oliver Tree & Little Big - The Internet [Music Video]

03:36

Coldplay X BTS - My Universe (Official Video)

04:43

Читайте также: