Ремонт зарядного устройства электрон 3м своими руками
Зарядное устройство является абсолютно необходимым прибором в хозяйстве любого автовладельца. Зарядники позволяют проводить обслуживание аккумулятора – от возобновления запаса энергии до проведения десульфатации АКБ (в зависимости от исполнения), а если есть пуско-зарядное устройство, то от него можно завести автомобиль. Как и любые электронные блоки, эти приборы иногда выходят из строя. При определенных условиях произвести ремонт неисправного ЗУ автомобильного аккумулятора можно самостоятельно.
Самые частые поломки и их диагностика
Наиболее очевидный признак поломки – при включении в сеть и подключении АКБ зарядник не подает признаков жизни:
- не горят индикаторы;
- стрелочные вольтметры (если имеются) не показывают уровень выходного напряжения;
- устройство не реагирует на манипуляции органами управления (нажатие кнопок, щелканье тумблерами и т.п.).
Во многих случаях проблема кроется в сетевом шнуре или предохранителях. У многих зарядных устройств предохранители находятся внутри корпуса. Чтобы до них добраться, надо снять крышку. Иногда их может не быть вообще, несмотря на то, что на схеме они указаны.
Многие ЗУ включаются только тогда, когда к клеммам подключен аккумулятор, заряженный не менее чем до 10 вольт.
Если устройство реагирует на включение в сеть, но при подключении аккумулятора не индицируются ни напряжение, ни ток, есть основания предполагать выход из строя силовой части (хотя проблема может быть в схеме управления). Надо заметить, что первичная диагностика больше применима к ЗУ, построенным по линейной схеме. У импульсников одно и то же внешнее проявление проблемы может быть вызвано совершенно разными неисправностями, поэтому лучше сразу приступать к разборке и проверке схемы.
Советы по самостоятельному ремонту
Поиск неисправностей и ремонт ЗУ - процесс творческий, неисправность может крыться в чем угодно, поэтому пошаговую инструкцию по ремонту привести невозможно. Но можно разобрать общие принципы.
Чтобы продиагностировать и отремонтировать ЗУ, надо представлять его устройство. Зарядники строятся по двум схемам:
У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки.
Зарядники линейного типа построены относительно просто:
- 220 вольт поступает на силовой трансформатор, который снижает сетевое напряжение;
- вторичное напряжение выпрямляется управляемым выпрямителем (обычно строится на тиристорах, но бывают и на мощных транзисторах);
- схема управления задает режимы работы ЗУ (выполняется как на дискретных элементах, так и на микроконтроллерах;
- измерительные приборы, индицирующие ток и напряжение (вольтметра может и не быть – ток важнее).
Выходного фильтра в линейных зарядниках, как правило, нет – для зарядки АКБ это не нужно.
Дальше проверяется силовая часть. Тиристор испытывается тестером в режиме прозвонки диодов. В обычном состоянии сопротивление в обе стороны должно быть большим – прибор заперт. Но если плюсовым щупом тестера коснуться одновременно анода и управляющего электрода, то тиристор откроется, и мультиметр покажет какое-то сопротивление. Это означает исправность вентиля.
Если силовой трансформатор и ключевые элементы исправны, значит, вопрос в схеме управления. В разных моделях зарядников используются различное построение таких устройств, поэтому общие рекомендации дать невозможно. В каждом конкретном случае надо разбираться самостоятельно. Если схема собрана на дискретных элементах, шансы на успех есть. Если зарядник управляется микроконтроллером, починить ЗУ вряд ли удастся. Заменить микросхему несложно, а вот найти прошивку – тяжело.
Если не работает зарядное устройство, выполненное по импульсной схеме, то помимо приборов потребуется определенный уровень знаний и квалификация - такие устройства значительно сложнее.
В таком приборе напряжение сети:
- проходит через сетевой фильтр;
- выпрямляется и фильтруется;
- с помощью инвертора, управляемого от отдельной схемы, нарезаются импульсы амплитудой около 300 вольт и частотой несколько килогерц/десятков килогерц;
- импульсы трансформируются понижающим трансформатором;
- далее пониженное напряжение выпрямляется и фильтруется (фильтр служит здесь не только для сглаживания напряжения, но и для ликвидации части выбросов с высокой амплитудой – аккумулятор их не любит);
- через цепи обратной связи и схему управления происходит задание режима работы (стабилизация тока, стабилизация напряжения, тренировочный цикл и т.п.).
Основные принципы поиска неисправности можно рассмотреть на примере зарядного устройства ЗУ-3000.
В первую очередь надо проверить переменное напряжение на входе диодного моста (после резисторов R1 и R2). Там должно быть 220 VAC. Если нет – надо проверять последовательно:
- исправность предохранителя;
- сетевого шнура и вилки;
- элементов входного фильтра (в первую очередь терморезистора).
Если все в порядке, то проверяется напряжение на выходе моста (на конденсаторах С2, С3, С4). там должно быть около 300 вольт DC. Если нет – проверяется исправность диодов моста VD1-VD4, потом конденсаторы С2, С3, С4. Если и там все ОК, осциллографом надо убедиться в наличии импульсов на выходе D сборки DA1. Если их нет, есть основания подозревать выход из строя силового трансформатора или контроллера ШИМ TOP225YN. Если и здесь все нормально, проверяются вторичные цепи – выпрямитель, фильтр, обратная связь. Если неисправен контроллер AtTiny-26, шансы успешно отремонтировать прибор невелики.
Тест на исправность
Выше упомянуто, что многие зарядники не включаются при отсутствии подключенного аккумулятора. Для тестирования ЗУ после ремонта, если нет полной уверенности в исправности прибора, желательно взять аккумулятор, который не жалко – потерявший емкость и т.п. Подключив такую батарею к заряднику, надо проверить уровень напряжения на клеммах ЗУ. Оно должно быть примерно 14-15 вольт. Если оно существенно больше или меньше, либо уровень нестабилен, зарядник неисправен.
При этом надо контролировать и силу тока (это можно сделать по штатному амперметру). Она должна быть в пределах 0,1 от емкости АКБ (если батарея не очень разряжена). Верность данных встроенного прибора можно проверить внешним амперметром (например, мультиметром).
Стоит ли самому чинить и где можно отремонтировать
Для наглядности рекомендуем тематических видеороликов.
Как разместить платную(важную.коммерческую) тему - ИНСТРУКЦИЯ ЗДЕСЬ!
Не в сети
Не в сети
надо понять, что опрокидывает спарку транзисторов VT2 и VT4 (=тиристор).
Для начала поставьте посвежее С5 на 10мкФ для ограничения от выбросов напряжения по сети. И влепите какой-нибудь электролитический 10мкФ 25В минусом к правому R5, а плюсом - к плюсу аккумулятора. ну а дальше осциллографом смотреть.
*Схема чуть отличается от реальной! И вот я снова со своим зарядником Электрон 3М. не пройшло и недели, как совковый хлам опять подводит. пару дней назад я его починил. работособность проверял на 25 ваттной лампочке. все отлично работало. и тут решил проверить на аккумуляторе. подсоеденил, выставил ток 5А и лубуюсь. тут стрелка начала дергатся то больше то меньше, с зарадного пошел дымок, я его быстренько выключил. разобрал. смотрю. заметил что кондюк МБМ С1 на схеме (один из них) был поврежден (герметичность). я его поменял. включил, ток на максимуме, лампочка мерцает, напряжение 7В. в итоге сгорел резистор R4 (51ом) из-за испорченого тиристора. подгорел регулятор тока. све диоды, транзисторы и остальные резисторы вроде как целы. все заменил. вместо 51ом поставил 300ом 2вт. работает. НО. напряжение на выходе 14,5-15В (а было 13,3), и невозможно выставить ток. или ничего или максимум. стрелка зашкаливает.В ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНА? куда нужно еще смотреть?
Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор?
Был две недели в командировке, за это время разрядился аккумулятор, не может завести мотор утром на морозе!
У меня есть зарядное устройство "Электрон-3М", но я им никогда еще не пользовалься, теперь пришло время, а инструкцию давно потеряли. Подскажите, пожалуйста, какой ток заряда установить (там шкала до 10А), и сколько времени надо заряжать? Как подключаются клемы?(там на одной клеме "+", а на другой"-" к каким клемам аккумулятора надо их присоединять?)
If you get stuck in repairing a defective appliance download this repair information for help. See below.
Good luck to the repair!
Please do not offer the downloaded file for sell only use it for personal usage!
Preview of ELEKTRON-3 ELEKTRON-3M BATTERY CHARGER SCH RUS [1st page]
Click on the link for free download!
Preview of ELEKTRON-3 ELEKTRON-3M BATTERY CHARGER SCH RUS [2nd page]
Click on the link for free download!
ELEKTRON-3 BATTERY CHARGER RUS ELEKTRON3 ELEKTRON3M ELEKTRON 3M
Warning!
If you are not familiar with electronics, do not attempt to repair!
You could suffer a fatal electrical shock! Instead, contact your nearest service center!
Note! To open downloaded files you need acrobat reader or similar pdf reader program. In addition, some files are archived,
so you need WinZip or WinRar to open that files. Also some files are djvu so you need djvu viewer to open them.
These free programs can be found on this page: needed progs
If you use opera you have to disable opera turbo function to download file!
If you cannot download this file, try it with CHROME or FIREFOX browser.
K?rem, city217 ne sz?ljon a topichoz!
Sziasztok!
Lenne egy k?nai f?nycs? el?t?t. A fojt? fel?li csatol? kondi megadta mag?t.
A k?pen a z?ld lett qka, ?s a ?tl?tsz?t tettem bele. Maradhat?
K?szi.
Sziasztok! Val?sz?n?leg h?l?zati t?lfesz?lts?g hat?s?ra elhal?lozott a c?mben szerepl? el?t?t. ?ppen f?rtam, a f?r? egy pillanatra elakadt. Kiment a be?p?tett 2.5A T biztos?t?k. Bizti csre ut?n sem megy. Az a k?rd?sem a T. tanyalak?khoz, hogy van-e valakinek tapasztalata a f?nycs?el?t?ttel? Mi szokott benne t?nkremenni? Csere hol kaphat?? Esetleg kapcsol?si rajz van valakinek? ?dv, lcsaszar
?dv. Tany?sok. Megakadtam a fenti elektronika jav?t?s?val. Van egy alkatr?sz, nem tudom azonos?tani. A b?n?s: SGS DW 7515B -h?roml?bu a kis m?ty?r- K?rlek seg?tsetek. K?szi. "Rajzot, service manualt, jobbra a "Keresem/WANTED" doboz "KATT IDE" gombj?n kereszt?l k?rj!"
Sziasztok. Adott egy elektromos robog? aminek dr?tt? v?lt a motorszab?lyoz?ja, ?s az eg?sz ki van ?ntve kem?ny fekete m?gyant?val aminek a jav?t?sa lehetetlen.Ergo ?p?ten?k egy ?jat de ?gy, hogy az eredeti hall elemes g?zkarral lehessen m?k?dtetni.Ehhez k?rek ?tletet/kapcsol?si rajzot.A motor 24 V/350 W-os. Minden seg?ts?get k?sz?n?k!
If you want to join us and get repairing help please sign in or sign up by completing a simple electrical test
or write your question to the Message board without registration.
You can write in English language into the forum (not only in Hungarian)!
Читайте также: