Ремонт релейного стабилизатора напряжения своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 03.10.2024


Стабилизатор – устройство, которое установлено во многих домах и предназначено для поддержания стабильного напряжения электрической сети, необходимого для правильного функционирования электрических приборов. При верном использовании стабилизаторы служат довольно долго, однако старые модели могут ломаться. На самом деле это не такая большая проблема, так как разобраться в устройстве стабилизатора и выполнить его грамотный ремонт можно при минимальном наборе знаний и инструментов. Как можно отремонтировать прибор в домашних условиях собственными руками, и что для этого необходимо?

1

Внутреннее устройство

Чтобы вникнуть в особенности ремонта стабилизатора, не лишним будет лучше понять природу устройства. Как правило, стабилизатор состоит из нескольких отдельных частей, собранных в единую систему:

  • Автоматический трансформатор.
  • Элементы управления обмотками.
  • Блок управления.
  • Измеритель напряжения.

Устройство стабилизатора напряжения

Основные неисправности

По каким причинам требуется ремонт стабилизаторов? Наиболее распространены следующие поломки:

  • Поломка двигателя по причине износа внутренних его элементов из-за постоянного вращения.
  • Выход из строя каскада управления функционирование двигателя, меняющего обмотки.
  • Поломки внутренних элементов — транзисторов, резисторов и других электронных компонентов.

Теперь, когда вы знаете устройство и основные поломки стабилизатора, можно начинать разбираться в том, как выполняется ремонт стабилизатора напряжения своими руками.

Выполняем ремонт устройства

Если причиной выхода из строя стабилизатора послужила поломка двигателя, есть два пути решения беды:

  • Покупка и установка нового двигателя.
  • Попытка самостоятельной реставрации старого мотора.

Для ремонта двигателя необходимо отключить его от основной схемы и подключить к мощному источнику электрического питания. На выходы мотора следует подать напряжение в 5 вольт с силой тока от 90 до 150 мА. При таких параметрах на щетках электродвигателя происходит сгорание пыли, грязи и мусора, который способен нарушать функционирование мотора.

Следует помнить, что при подаче напряжение на мотор, следует подключить его со сменой полярности, так как двигатель стабилизатора имеет реверсивный вид.

2

Если поломка не связана с двигателем, необходимо проверить все электронные компоненты в общей схеме при помощи мультиметра. При обнаружении поломки следует отпаять поврежденные элементы и заменить их на аналогичные (маркировку можно посмотреть на корпусе элементов). Обычно из строя выходят транзисторы, сгорание которых приводит к последующему сгоранию нескольких резисторов.

Ремонт релейного стабилизатора

Иногда в релейных стабилизаторах в непригодность приходят транзисторные ключи, которые в разных моделях устройств могут собираться на базе разных транзисторов. В случае если при прозвоне элементов были обнаружены непригодные для работы усилители, их необходимо заменить на аналогичные. Также причина поломки может крыться в засорении контактов реле. Устранять проблему надо таким образом:

  1. Снимите крышку релейного блока.
  2. Отпустите пружину подвижного контакта реле, чтобы снять его.
  3. При помощи наждачной бумаги очистите контакт от гари и мусора.
  4. Повторите процедуру под номером 3 с каждым подвижным контактом.
  5. Обработайте все контакты бензином, чтобы закрепить результат.
  6. Соберите реле в обратном порядке.

После ремонта транзистора необходимо провести его диагностику, чтобы убедиться в правильности ремонта. Для этого обычно используют ЛАТР, который сопрягается со стабилизатором. С помощью этого приспособления отслеживается работа стабилизатора, в роли нагрузки используется лампа. ЛАТР нужен для подачи на реле разного напряжения. Если при этом диагностируемое устройство показывает верную работу, значит ремонт стабилизатора выполнен правильно и его можно использоваться для работы.

Гул и щелчки

Если стабилизатор напряжения сильно гудит, нужно проверить, чтобы питающее напряжение не было выше или ниже допустимых диапазонов. Диапазон регулировки в большинстве случае лежит в пределах 100-250 Вольт.

Внимание! Даже при исправном состоянии автотрансформатор равномерно и не слишком громко гудит. Также гул издаёт сервопривод при перемещении щеточного узла. Релейные стабилизаторы напряжения во время работы издают щелчки. Это нормально, реле (черные прямоугольники на рисунке ниже) переключают отводы от обмоток для регулировки выходного напряжения.

Плата стабилизатора

Если устройство громко трещит – это может свидетельствовать об искрении щетки в сервоприводных моделях, проблемах с реле и плохом контакте внутренней проводки устройства.

Выключается под нагрузкой

Стабилизатор напряжения не держит нагрузку – такая проблема случается по ряду причин. Первая среди них – это повышенная нагрузка (мощность потребителей). Если вы не меняли подключаемые устройства, значит проблема в стабилизаторе. Если он отключается не мгновенно, а через какое-то время работы, то виной этому может быть перегрев или межвитковые замыкания автотрансформатора.

Конструкция СН

Что делать: разберите прибор и произведите внешний осмотр обмоток автотрансформатора, если он не слишком сильно запылён, то проверьте, нет ли следов локальных перегревов. Если пыли много – вычистите её

Если следы перегрева и гари есть – повреждена изоляция обмоток. Это и есть межвитковое замыкание, тогда как отремонтировать стабилизатор в этом случае? Нужно перемотать либо заменить автотрансформатор на аналогичный или больший по мощности. Но стоимость такого ремонта может быть сопоставимой с покупкой нового стабилизатора напряжения.

Важно! У сервоприводных моделей ряд неисправностей может быть вызван износом щетки и загрязнением токоведущих частей графитовой стружкой. В процессе работы щетка стирается, засыпая графитом автотрансформатор. Из-за чего могут возникать замыкания между токосъемниками участками витков и перегрев. В этом случае нужно смести графит и вычистить его между витками. Убедитесь, что обмотки уложены ровно, нет обрывов. Контактную поверхность зачистите обычным канцелярским ластиком до блеска, особенно наиболее его используемый сектор.

Сектор автотрансформатора

На выходе нет 220 Вольт

Неисправность проявляется в том, что стабилизатор не выдает напряжение 220 Вольт. Это не обязательно говорит о внутренних проблемах, причина может быть в напряжении сети – оно слишком низкое, и устройство просто не вытягивает. Если питание находится в рабочем диапазоне стабилизатора, тогда приступим к ремонту.

Что делать: в сервоприводных моделях поломка может быть вызвана износом щеточного механизма или самого сервопривода. Он может не доходить до конца обмотки или щетка может не контактировать с соответствующим её сектором. В простейшем случае может быть просто загрязнена графитом. Чтобы отремонтировать его, нужно почистить поверхность контактов до металлического блеска. Иногда нужно заменить щетку.

Интересно! Бывает и так, что из-за загрязнений рабочего сектора щеточного узла графитом часто напряжение не поднимается выше определенного значения.

Загрязнение витков

В релейных СН это чаще всего говорит о том, что неисправно одно или несколько электромагнитных реле или каскад управления ими. Обычно он строится на транзисторе. Реле могут иметь различное напряжение катушки, часто это 12 Вольт.

Что делать: для проверки подайте напряжение на катушку и прозвоните силовые контакты. Они должны замыкать и размыкаться, реле при этом щелкает. Если этого не происходит – либо прилипли контакты (чаще), либо сгорела катушка реле (реже). Если реле исправно – проверьте транзистор, он не должен быть пробит, а переходы эмиттер-база и коллектор-база должны прозваниваться в одну сторону, как диод. Транзисторы используйте любые маломощные аналогичной проводимости.

В симисторных и тиристорных СН диагностика поломки аналогична – нужно прозвонить на пробой полупроводниковый силовой ключ и если он вышел из строя заменить аналогичным или более мощным.

Плохая стабилизация напряжения

Если напряжение стабилизируется слишком большими шагами, а раньше всё было плавно, то поломка близка к предыдущей – вышел из строя коммутационный прибор на одной или нескольких ступенях регулировки. Алгоритм проверки неисправности стабилизатора напряжения и их устранение описаны в предыдущем пункте.

Внимание! В характеристиках каждого из стабилизаторов описан либо шаг регулировки, либо границы каждой из ступеней, а также точность поддержания номинального напряжения на выходе.

В сервоприводных стабилизаторах такое встречается при поломке в механизме редуктора двигателя, а также при загрязнениях обмоток, как это было в случаях описанных выше. Неисправности редуктора могут сопровождаться неравномерным жужжанием или потрескиванием – это проскакивают шестерни.

Что делать: нужно разобрать механизм и если все детали в норме, заменить смазку.

Механизм редуктора двигателя стабилизатора

Еще стоит отметить, что у сервоприводных СН стабилизация может отсутствовать, работать неверно из-за выхода из строя полупроводниковых ключей управления двигателем. Тогда бегунок со щеткой перемещается в одно из крайних положений или вообще не сдвигается с места.

Не включается или выбивает автомат после отчета таймера

Большинство стабилизаторов после включения входят в рабочий режим не сразу, а после временной задержки. Но после отчета обратного таймера пуска не происходит, при этом на дисплее-индикаторе выдает букву Н. Пример ремонта устройства с такой неисправностью рассмотрен в следующих видео:

Такие симптомы или другой код неисправности может сопровождаться выбиванием автомата питающего сам стабилизатор после отчета таймера задержки включения. В этом случае проблема решается заменой реле, при залипании которых может возникать повышенное потребление тока.

Совсем не подает признаков жизни или другие поломки

Самая пугающая неисправность – это когда после подачи напряжения ни индикаторы не зажигаются, ни напряжение на выходе не появляется, т.е. когда стабилизатор напряжения не работает вообще. В таком случае возможен выход из строя управляющей платы. Чаще всего ремонт начинают с визуального осмотра, обращают внимание на:

  • выгоревшие дорожки;
  • вздутые электролитические конденсаторы;
  • выгоревшие, треснутые или взорвавшиеся компоненты платы;
  • микротрещины на паяных контактах и холодная пайка.

Вздутый конденсатор

Сгоревшие компоненты платы

Все выявленные недостатки устраняют, а если внешний осмотр не дал результатов переходят к проверке платы на обрывы дорожек и короткие замыкания мультиметром в режиме измерения сопротивления и прозвонки. Такой ремонт стабилизатора может потребовать глубоких знаний электроники, схемы электрической принципиальной, а в самых сложных случаях и использования осциллографа для проверки управляющих сигналов и логики работы схемы.

Вот и все, что мы хотели рассказать вам про неисправности стабилизаторов напряжения и способы их устранения своими руками. Надеемся, теперь вы знаете, что делать в том или ином случае и почему возникают поломки!

Читайте также: