Ремонт пробкового крана своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.09.2024

Несмотря на разнообразие дизайна и материалов, все смесители имеют одинаковую конструкцию. С одной стороны корпуса подводятся шланги горячей и холодной воды, а с другой располагается подвижный или неподвижный излив с аэратором и одна или две рукоятки для управления подачей воды.

Фото: public domain / Pinterest

Внешне разница заключается в количестве вентилей. В однорычажных моделях напор воды регулируется подъёмом ручки, а температура — поворотом влево-вправо. В двухвентильных поток настраивается откручиванием маховика, температура же изменяется путём большего или меньшего открытия того или иного вентиля.

Ключевое отличие состоит в запорном устройстве, перекрывающем воду: в одноручковых смесителях это картридж, в двухвентильных — резиновые или металлокерамические кран-буксы. В картриджах поток перекрывается парой керамических пластин, в кран-буксах используются такие же или резиновая прокладка.

Почему смеситель ломается

Если не считать засоряющихся отложениями и мусором аэраторов, все неисправности смесителей связаны именно с запирающим механизмом. Такие поломки легко устраняются заменой картриджей либо кран-букс в сборе, однако при желании или необходимости детали достаточно просто починить.

Чаще всего неполадки случаются по причине низкого качества приборов, а также из-за преждевременного износа сальников, прокладок и других уплотнительных материалов от воздействия жёсткой воды.

Как разобрать смеситель для ремонта

Для починки любой неисправности придётся разобрать смеситель, чтобы получить доступ к проблемным деталям. Это не так уж и сложно.

Однорычажные модели

  1. Приостановите подачу воды на смеситель и откройте кран для сброса давления и слива остатков.
  2. Постелите в раковину тряпку, чтобы не повредить её поверхность инструментом и не потерять случайно упавшие мелкие детали.
  3. Подденьте тонкой отвёрткой заглушку на рукоятке и посмотрите на тип крепёжного винта под ней: он может быть под отвёртку или под шестигранник 3 мм.
  4. С помощью соответствующего инструмента ослабьте винт и снимите рукоятку, потянув её вверх. Если она не поддаётся — аккуратно покачивайте из стороны в сторону.
  5. Рукой отверните декоративную гайку. На старых смесителях для этого сначала, возможно, придётся хорошенько смочить её уксусом или WD-40, чтобы растворить накипь.
  6. Ключом на 27 или 30 мм отверните и снимите прижимную гайку картриджа. Если не поддаётся, лучше воспользоваться торцевым ключом или головкой. При необходимости предварительно залейте гайку уксусом, лимонной кислотой или WD-40.
  7. Потяните картридж на себя и извлеките его.
  8. Сборка осуществляется в обратном порядке.
  9. Чтобы снять аэратор — найдите две скошенные грани на корпусе и выкрутите деталь разводным ключом.
  10. Для снятия излива отверните гайку на нём и потяните на себя.

Двухвентильные модели

  1. Заверните краны на входе в смеситель и откройте его, чтобы сбросить давление и убрать остатки воды.
  2. Заткните слив, а лучше положите в раковину тряпку. Это не даст деталям упасть в канализацию и сохранит поверхность от царапин.
  3. Подцепите ножом или другим тонким предметом пробки на рукоятках и вытащите их. В некоторых моделях эти крышки имеют резьбу и выкручиваются против часовой стрелки.
  4. Отвёрткой выкрутите крепёжные винты, а затем снимите ручки. Если они не снимаются, подденьте их снизу губками ключа и нажмите на манер рычага. Дополнительно смочите резьбу штока уксусом, лимонной кислотой или WD-40. В крайнем случае рукоятки можно сломать и заменить новыми (они есть в продаже).
  5. С помощью разводного ключа отверните кран-буксы и достаньте их со своих мест. Если не получается, залейте резьбу любой жидкостью для растворения накипи и оставьте на некоторое время. При откручивании придерживайте корпус смесителя вторым ключом, обернув его тряпкой.
  6. После ремонта соберите всё в обратной последовательности.
  7. Для снятия аэратора выкрутите его разводным ключом против часовой стрелки.
  8. Чтобы снять поворотный излив, отверните гайку на нём и аккуратно потяните на себя.

Как устранить общие поломки смесителей

Плохо льётся вода

Основная причина нестабильного напора, особенно если проблема наблюдается только на одном из смесителей в доме, — забитая сетка аэратора. Это устройство находится на конце излива и рассекает поток, насыщая его воздухом, что позволяет экономить воду и избавляет от брызг. Со временем аэратор засоряется ржавчиной, различными отложениями, и тогда вода начинает литься тонкой струйкой или брызгать в сторону.

Способ 1. Очистите сетку

Аэраторы бывают двух видов: с наружной и внутренней резьбой. Первые наворачиваются на сам излив, вторые вкручиваются в него.

Рассекатель с наружной резьбой снимите, просто отвернув рукой против часовой стрелки. Если не поддаётся, попробуйте обернуть корпус тряпкой или воспользоваться трубным ключом, но без фанатизма. Деталь с внутренней резьбой открутите разводным или рожковым ключом, взявшись за две плоские грани на корпусе.

В запущенных случаях сначала очистите резьбу от известкового налета и других отложений. Для этого оберните аэратор смоченной в уксусе или лимонной кислоте тряпкой. Можно налить жидкость в крышку от пластиковой бутылки, надеть её на рассекатель и, примотав скотчем, оставить на 20–30 минут.

После снятия аэратора разберите его, поддев сеточку и пластиковую вставку острым ножом или тонкой отвёрткой. Положите детали в ёмкость с уксусом на 15–20 минут, а затем очистите старой зубной щёткой и промойте под струёй воды.

Соберите всё в обратном порядке: вставьте сеточки в корпус аэратора, а затем установите его в излив, завернув от руки и затянув совсем чуть-чуть ключом.

Способ 2. Замените аэратор

Если не хочется заморачиваться, можно просто заменить рассекатель новым, особенно если он есть под рукой. Стоит деталь недорого, и всегда можно держать несколько запасных для таких случаев. Просто выкрутите аэратор, как описано выше, и замените новым.

Вода подтекает по изливу

На смесителях с поворотным изливом это соединение герметизируется резиновым кольцом. Со временем оно изнашивается, перестаёт уплотнять узел и в этом месте начинает капать, а затем и подтекать вода. Решается проблема заменой этого самого колечка, которое стоит копейки и продаётся в ремкомплектах для починки смесителей.

На моделях с гайкой отверните её от руки или с помощью ключа и потяните на себя. Заклинившее от накипи соединение предварительно отмочите в уксусе или лимонной кислоте. Далее шилом или другим тонким предметом подденьте и вытащите резиновое кольцо. Подберите в магазине аналогичное, замените и соберите всё в обратном порядке.

Если подходящего кольца под рукой нет, можно подмотать в паз, куда оно ложится, один-два витка сантехнической нити или ФУМ-ленты — это увеличит диаметр прокладки, она будет прилегать плотнее и даст необходимую герметичность.

Смеситель, где излив является нижней частью корпуса, для ремонта придётся снять с раковины. Как это сделать, подробно рассказано в этой статье. Если коротко, то перекройте воду, снимите гибкие подводки, а затем крепёжную скобу или гайки и вытащите смеситель.

Далее рукой открутите декоративную гайку, которая удерживает вращающийся излив. Возможно, придётся отмочить известковый налёт уксусом или лимонной кислотой и прибегнуть к помощи разводного ключа, обернув его губки тряпкой или резиной. Уберите фторопластовую шайбу и снимите излив, потянув на себя.

Кадр: @Igor Vasilyevich / YouTube

Подденьте два резиновых кольца и замените новыми. Не перепутайте: обе прокладки должны быть обращены широкой частью конуса друг к другу. Соберите все в обратном порядке.

Можно также подмотать в пазы резинок по паре витков ФУМ-ленты или сантехнической нити. Это сделает прокладки толще и предотвратит течь.

Сломалась рукоятка

В продаже есть масса недорогих универсальных маховиков, которые подходят для любых типов картриджей и кран-букс. Подбор и замена рукояток не составляют особой сложности.

Главная трудность состоит в том, чтобы снять сломанную ручку. Да и то не всегда, а лишь на старых и дешёвых смесителях. И здесь на помощь приходят уксус или лимонная кислота, растворяющие налёт. В крайнем случае рукоятку можно попытаться аккуратно сломать, раздавив ключом.

Подденьте декоративную пробку, открутите крепёжный винт и снимите маховик. Купите в магазине новый, использовав сломанный в качестве образца, и установите на положенное место.

Как отремонтировать однорычажные смесители

Вода течёт из-под рукоятки

Эта протечка происходит из-за неплотного прижима картриджа к внутренней поверхности корпуса смесителя. Причина в износе и отложениях известкового налёта. В таких случаях иногда спасает подтяжка прижимной гайки. Если это не помогает, то проблему решает замена картриджа.

Способ 1. Подтяните гайку картриджа

Разберите смеситель. Снимите его рукоятку и декоративную гайку. Возьмите разводной ключ (а лучше торцевой или головку) и попытайтесь подтянуть латунную гайку в корпусе. Не переусердствуйте, чтобы не сломать её или сам картридж. После каждой попытки открывайте воду и проверяйте течь.

Способ 2. Поменяйте картридж

Если подтягивание гайки не принесло результата, остаётся только заменить картридж. Делается это просто: нужно лишь разобрать смеситель, купить в магазине новый элемент по его артикулу или использовав старый как образец, а затем вставить новый картридж и собрать конструкцию в обратном порядке.

Вода не перекрывается полностью, ручка заедает или скрипит

Типичные неполадки однорычажных смесителей: рукоятка туго и со скрипом передвигается, а при закрытии вода продолжает подкапывать или течь тонкой струйкой. Все эти проблемы вызваны износом механизма картриджа и решаются только его заменой.

При желании, конечно, можно разобрать деталь, почистить налёт и смазать механизм — это на какое-то время продлит ему жизнь. Но картридж считается расходником и стоит недорого, поэтому проще и быстрее заменить его новым.

Как отремонтировать двухвентильные смесители

Неисправности смесителей с двумя ручками отличаются в зависимости от того, какие кран-буксы в них установлены. Определить это довольно просто: если маховик вращается всего на четверть или половину оборота — букса металлокерамическая, если на несколько оборотов — резьбовая.

Все неполадки двухвентильных смесителей легко решаются заменой кран-букс. К счастью, поломки возникают из-за выработки шайб и резинок, починить которые не составит особого труда.

Как и картриджи, кран-буксы стоят недорого и продаются в любом хозяйственном магазине. Если не хотите заморачиваться — просто замените их. Если же есть желание немного повозиться и почувствовать себя настоящим сантехником — попробуйте починить деталь. Это не сложно.

Металлокерамические кран-буксы

Вода не перекрывается полностью

В конструкции кран-буксы есть фторопластовая шайба, которая используется как прокладка между металлическими частями буксы. Со временем она стирается и становится тоньше. От этого шток поднимается вверх, зазор между керамическими пластинами увеличивается и вода продолжает течь, даже если они перекрыты. Заменив шайбу более толстой, можно полностью решить проблему.

Способ 1. Замените шайбу

Разберите смеситель и извлеките кран-буксу. Снимите резинку и достаньте керамическую пару. Подденьте отвёрткой или другим тонким предметом стопор сверху кран-буксы и вытащите шток. Тонкая белая шайбочка и есть та самая деталь, которую нужно заменить.

Для этого можно использовать любые подручные материалы. Вот самые популярные и проверенные варианты, которые могут послужить заменой:

  • Медная шайба 10 x 13 x 1 мм или 10 x 14 x 1 мм (они продаются в автомагазинах и на AliExpress).
  • Колечко, согнутое из проволоки толщиной 1 мм (можно взять из одножильного медного кабеля сечением 0,75 мм?).
  • Пластиковое кольцо, отрезанное острым ножом от катушки ниток или одноразового шприца объёмом 2 или 3 мл.

Наденьте импровизированную шайбу на шток, соберите кран-буксу в обратном порядке и установите в смеситель. Кольцо из проволоки или пластика прослужит полгода-год, а медная шайба будет работать, можно сказать, вечно.

Способ 2. Поменяйте кран-буксу в сборе

Разберите смеситель, достаньте старую кран-буксу и подберите такую же в магазине. Установите новую деталь на положенное место и соберите всё в обратном порядке.

Вода течёт из-под маховика

Протечки не из самого смесителя, а из-под его рукоятки говорят об износе уплотнительных колец — они стали тоньше и пропускают воду по штоку. Выхода три: заменить кран-буксу в сборе, поменять только кольца или подмотать под них что-то.

Способ 1. Замените резиновые кольца

Кадр: @Russian Hobby / YouTube

Разберите смеситель и кран-буксу, как описано выше. С помощью шила, отвёртки или другого тонкого предмета подденьте колечки на штоке и замените их новыми. Можно найти такие же в ремкомплектах для смесителей или снять с фитингов металлопластиковых труб.

Соберите кран-буксу в обратной последовательности и установите в смеситель. Течь прекратится, и механизм будет работать как новый.

Способ 2. Подмотайте под кольца нить

Временное или альтернативное решение: можно увеличить диаметр стёртых резинок, подмотав на пазы, в которые они устанавливаются, один-два витка тонкой полоски ФУМ-ленты или сантехнической нити. Не переборщите, иначе шток не войдёт в корпус.

Способ 3. Поменяйте кран-буксу

Вариант для тех, кто не хочет заморачиваться. Разберите смеситель, достаньте старую кран-буксу, купите в магазине такую же, а затем установите её на место и соберите конструкцию.

Резьбовые кран-буксы

Вода не перекрывается полностью

В этом типе кран-букс подтекание вызвано стиранием или износом резиновой прокладки на конце штока. Это приводит к увеличению зазора между уплотнителем и корпусом, из-за чего вода продолжает течь даже в закрытом положении.

Способ 1. Замените прокладку

Кадр: @Добродушныи? сантехник / YouTube

Разберите смеситель и выкрутите из корпуса кран-буксу. Снимите прокладку со штока и замените её новой из ремкомплекта. Можно также вырезать элемент из толстой резины, например из автомобильной камеры.

Установите кран-буксу на место и соберите смеситель в обратной последовательности.

Способ 2. Переверните прокладку

Демонтируйте смеситель, достаньте кран-буксу и разберите её, как описано выше. Переверните прокладку, чтобы она касалась корпуса обратной, не стёртой стороной. Соберите конструкцию. Это позволит кран-буксе проработать ещё какое-то время.

Способ 3. Поменяйте кран-буксу в сборе

Разберите кран и выкрутите кран-буксу из корпуса. Купите в магазине новую деталь, используя старую как образец, и установите на место, собрав всё в обратной последовательности.

Вода течёт из-под маховика

Причина этой проблемы такая же, как и у металлокерамических кран-букс — износ уплотнительных колец штока. Решения, соответственно, те же: установка новых колец, подмотка нити или полная замена запорного узла.

Как отремонтировать смесители с лейкой душа

Смесители для ванны, оснащённые душевой лейкой, имеют те же неисправности, что и обычные модели. Исключение составляют лишь поломки самой лейки. Они, как правило, вызываются разрушением или износом уплотнительных сальников и решаются их заменой.

Вода течёт из-под дивертора

Золотниковый переключатель

Дивертор такого типа легко определить по переключателю в виде клапана, который нужно нажать или потянуть для перенаправления потока между смесителем и душем.

Способ 1. Замените сальники

Закройте вентили на смесителе и снимите колпачок переключателя, отвернув его против часовой стрелки. Аккуратно выкрутите клапан, а затем гайку снизу. Достаньте шток с уплотнительными сальниками. Подберите такие же в магазине и установите их вместо старых, смазав мылом. Вставьте шток на место и заверните клапан в смеситель. Наденьте колпачок и проверьте работу дивертора.

Способ 2. Замените переключатель

Если дивертор съёмный, можно просто снять его, отвернув гайку, подобрать аналогичный в магазине сантехники и установить взамен старого.

Поворотный дивертор

Если поток между душем и смесителем переключается с помощью рычажка или ручки, которые вращаются вокруг своей оси, у вас дивертор с кран-буксой. В этом случае нужно заменить её.

Подденьте заглушку переключателя и, открутив отвёрткой крепёжный винт, снимите его. С помощью разводного ключа выкрутите кран-буксу из корпуса смесителя и подберите в магазине подходящий по размерам аналог. Установите новую деталь, заверните её ключом и наденьте переключатель. Зафиксируйте его винтом и поставьте на место декоративную заглушку.

Одновременно работает и смеситель, и душ

Ещё одна поломка переключателя, вызванная износом уплотнений или кран-букс. Исправляется она заменой повреждённых элементов — как описано в предыдущем пункте.

Инженер-механик, хорошо разбираюсь в технике и технологиях. Более 10 лет пользуюсь Mac и iPhone, знаю всё об экосистеме и продуктах Apple. Не только пишу, но и умею и люблю работать руками. 3 года трудился автослесарем, машину чиню только сам. Спроектировал и с нуля построил дом своими руками, накопив по ходу немало опыта. Обожаю олдскульные видеоигры и комиксы, играю на гитаре.

Такие устройства отличаются высокой эффективностью, удобством в эксплуатации и надежностью. Однако со временем кран может выходить из строя и терять свою герметичность. В подобных случаях совсем не всегда требуется полная замена арматуры. Зачастую ее работоспособность можно легко восстановить своими руками, если знать, как починить кран шарового типа. Необходимо учитывать, что ремонту подлежат далеко не все устройства. Восстановить можно только разборные устройства. Поэтому пластиковые и металлические неразъемные краны являются неремонтопригодными.

Особенности ремонта шаровых кранов

Методика ремонта шарового крана зависит от типа неисправности, с которой приходится иметь дело. Всего можно выделить три основные проблемы:

  • утечка воды на месте соединения с трубопроводом;
  • утечка воды через шток;
  • нарушение герметичности перекрытия потока — шаровый кран не перекрывает воду.

Наиболее распространенной неисправностью является утечка на месте соединения с трубопроводом. Для устранения течи часто бывает достаточно просто подтянуть накидные гайки, с помощью которых арматура подключается к трубопроводу. Также причиной разгерметизации может быть некачественно выполненная подмотка. В этом случае узел соединения необходимо разобрать и качественно собрать снова. Помимо этого, возможен износ или неплотное прилегание торцевых уплотнений крана. Их рекомендуется заменить, даже если визуально их состояние представляется еще вполне нормальным. Наиболее серьезной проблемой может быть трещина в корпусе крана. В этом случае устройство не поддается ремонту, и текущий кран придется заменить полностью.

Если кран течет по штоку, это свидетельствует об износе или повреждении уплотнительного элемента штока. Для устранения утечки нужно поменять уплотнительное кольцо. Вначале снимается рукоятка шарового крана. После этого при помощи гаечного ключа следует открутить гайку, которая прижимает сальник. Старое уплотнительное кольцо штока снимается, а на его место устанавливается новый сальник. Затем нужно снова закрутить прижимную гайку и установить рукоятку крана. Чтобы уменьшить износ уплотнительного кольца, его рекомендуется перед установкой обработать сантехнической силиконовой смазкой. Это позволит существенно увеличить срок его эксплуатации и исключит возможность появления новой течи в этом месте в течение длительного времени. Замена уплотнительного кольца обойдется недорого, но позволит полностью восстановить нормальную работу шарового крана.

Нарушение герметичности перекрытия потока — также довольно распространенная проблема при длительной эксплуатации шаровых кранов. Она проявляется тем, что в закрытом состоянии кран не может полностью перекрыть воду, она может проходить тонкой струйкой или каплями. Со временем пропускаемый напор увеличивается. Это не дает возможности нормально выполнить ремонт или замену сантехнических приборов, счетчиков, радиаторов и других устройств, установленных после запорной арматуры. Чаще всего причина проблемы заключается в том, что шар крана просто не полностью заканчивает оборот. Это происходит в результате образования на внутренних поверхностях щелочных и солевых отложений. Шаровый кран необходимо демонтировать и полностью разобрать, после чего — тщательно очистить. Затем кран собирается снова. Еще одна причина неспособности арматуры полностью перекрыть поток заключается в повреждении или износе самого запирающего элемента — шара. Эта неисправность встречается значительно реже и не подлежит ремонту. При неисправности шара необходимо заменить кран.

Такие устройства отличаются высокой эффективностью, удобством в эксплуатации и надежностью. Однако со временем кран может выходить из строя и терять свою герметичность. В подобных случаях совсем не всегда требуется полная замена арматуры. Зачастую ее работоспособность можно легко восстановить своими руками, если знать, как починить кран шарового типа. Необходимо учитывать, что ремонту подлежат далеко не все устройства. Восстановить можно только разборные устройства. Поэтому пластиковые и металлические неразъемные краны являются неремонтопригодными.

Особенности ремонта шаровых кранов

Методика ремонта шарового крана зависит от типа неисправности, с которой приходится иметь дело. Всего можно выделить три основные проблемы:

  • утечка воды на месте соединения с трубопроводом;
  • утечка воды через шток;
  • нарушение герметичности перекрытия потока — шаровый кран не перекрывает воду.

Наиболее распространенной неисправностью является утечка на месте соединения с трубопроводом. Для устранения течи часто бывает достаточно просто подтянуть накидные гайки, с помощью которых арматура подключается к трубопроводу. Также причиной разгерметизации может быть некачественно выполненная подмотка. В этом случае узел соединения необходимо разобрать и качественно собрать снова. Помимо этого, возможен износ или неплотное прилегание торцевых уплотнений крана. Их рекомендуется заменить, даже если визуально их состояние представляется еще вполне нормальным. Наиболее серьезной проблемой может быть трещина в корпусе крана. В этом случае устройство не поддается ремонту, и текущий кран придется заменить полностью.

Если кран течет по штоку, это свидетельствует об износе или повреждении уплотнительного элемента штока. Для устранения утечки нужно поменять уплотнительное кольцо. Вначале снимается рукоятка шарового крана. После этого при помощи гаечного ключа следует открутить гайку, которая прижимает сальник. Старое уплотнительное кольцо штока снимается, а на его место устанавливается новый сальник. Затем нужно снова закрутить прижимную гайку и установить рукоятку крана. Чтобы уменьшить износ уплотнительного кольца, его рекомендуется перед установкой обработать сантехнической силиконовой смазкой. Это позволит существенно увеличить срок его эксплуатации и исключит возможность появления новой течи в этом месте в течение длительного времени. Замена уплотнительного кольца обойдется недорого, но позволит полностью восстановить нормальную работу шарового крана.

Нарушение герметичности перекрытия потока — также довольно распространенная проблема при длительной эксплуатации шаровых кранов. Она проявляется тем, что в закрытом состоянии кран не может полностью перекрыть воду, она может проходить тонкой струйкой или каплями. Со временем пропускаемый напор увеличивается. Это не дает возможности нормально выполнить ремонт или замену сантехнических приборов, счетчиков, радиаторов и других устройств, установленных после запорной арматуры. Чаще всего причина проблемы заключается в том, что шар крана просто не полностью заканчивает оборот. Это происходит в результате образования на внутренних поверхностях щелочных и солевых отложений. Шаровый кран необходимо демонтировать и полностью разобрать, после чего — тщательно очистить. Затем кран собирается снова. Еще одна причина неспособности арматуры полностью перекрыть поток заключается в повреждении или износе самого запирающего элемента — шара. Эта неисправность встречается значительно реже и не подлежит ремонту. При неисправности шара необходимо заменить кран.

Ремонт шарового крана можно осуществить своими руками. Стоит заметить, что люди привыкли называть все механизмы регулировки подачи воды кранами. Это ошибочно.

Запорный шаровой кран предназначен для установки непосредственно на трубы подачи воды или ее перекрытия.

А шаровой однорычажный смеситель – это устройство устанавливающееся на раковину, мойку и ванну для подачи и смешивания воды при помощи шара с полостью.

Не путайте со смесителем с катриджем, где при помощи дисков специальной формы подается и смешивается вода, потому что внешне их трудно отличить непрофессиональным взглядом.

Общие сведения

Кран запорный с шаровым механизмом бывает двух типов:

Ремонтабельность изделия

Цельносварный корпус, как не трудно догадаться, ремонту не подлежит и в случае неисправности меняется полностью.

А вот кран, состоящий из нескольких частей с шаровым механизмом отремонтировать не сложно.

Достаточно знать:

  • устройство корпуса
  • особенности конструкции
  • последовательность разбора крана

Перед тем, как приступить к поиску неисправности и разбору конструкции, первым дело необходимо перекрыть воду. Слить оставшуюся жидкость.

Исправляем поломку крана

Виды поломок

ПЕРЕЧИСЛИМ РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛОМОК И ИХ УСТРАНЕНИЕ.

Протечка крана


Это происходит при нарушении герметичности уплотнителей шара при долговременном пользовании. Так же при попадании мелких частиц в поворотный механизм шар, в результате чего уплотнительная резинка недостаточно плотно прилегает или быстрее изнашивается. Так же сам шар может иметь повреждения, если изготовлен из некачественных материалов или при попадании мелких частиц.

При нарушении герметичности конструкции, поможет усиленная докрутка соединения конструкции по резьбе заводным ключом, создав более плотное прилегание к шару.

При засоре, следует разобрать конструкцию и промыть, почистить внутренние детали. Почистить фильтр, возможно он засорился. Так же ставят дополнительную сетку на трубы, для удержания мелких песчинок и кусочков ржавчины, чтобы исключить очередную поломку.

Заменить шар, если он имеет повреждения. Заменить уплотнители при их износе.

Трещина на корпусе крана

В этом случае, ремонт конечно же невозможен и приходится менять весь корпус.

Хотя, можно использовать холодную сварку для временного устранения течи, предварительно очистив и обезжирив трещину ацетоном. Таким образом можно устранить поломку, до покупки нового крана и смены конструкции.

Вентиль подачи воды с трудом закрывается

…или открывается, а то и вовсе перестает поворачиваться.

Значит сломался или засорился поворотный механизм затвора. Необходимо разобрать, снять ручку затвора, открутить все прилегающие детали и заменить на новые.

Протечка воды непосредственно в месте соединения штока и корпуса крана

Значит износились уплотнители и шайбы. Ремонтировать тут нечего, их только заменить, тем более, это пустяковое дело, по сравнению с остальным ремонтом.

Снижение напора воды

Не спешите разбирать кран. В первую очередь включить воду в остальных устройствах подачи воды. Уточнить у соседей, не уменьшился ли у них тоже напор, чтобы исключить снижение напора коммунальщиками. Так же может быть причина в засорении очистительной сетки.

На рынке популярностью пользуются фланцевые шаровые краны. Они отличаются надежностью конструкции и применяются в установке на трубах от малого до крупного диаметра. Они зарекомендовали себя с наилучшей стороны.

Для качественного и оперативного ремонта понадобятся:

  • Плоскогубцы
  • Разводной ключ
  • Молоток
  • Торцевой шестигранный ключ
  • Запасные детали (при уверенности в причине неисправности)
  • Тряпочки для протирки и минимизации грязи
  • Жидкое специальное средство для удаления ржавчины
  • Силиконовая смазка для сантехнических целей
  • Отвертка

Предварительное ознакомление с правильной и безопасной инструкцией демонтажа – залог успешного начала ремонта.

Ремонт однорычажного смесителя с шаровым механизмом

Устройство смесителя

Виды поломок и их устранение:

  1. Кран закрыт, вода течет. Засорилось пространство между шаром и седлами. Сломался или треснул шаровой картридж (он не подлежит ремонту, только замене).
  2. Напор хороший, а вода из смесителя еле течет. Дело может быть в аэраторе. Из-за жесткой воды он забился.
  3. Нарушена регулировка температуры.

Для того, чтобы устранить неисправность и произвести замену прокладок или основного механизма потребуется демонтировать смеситель:

  1. Снять декоративную заглушку, через отверстие открутить регулировочный рычаг.
  2. Снять рычаг.
  3. Далее демонтируются эксцентрики и купол смесителя.
  4. Водный камень, ржавчину и грязь аккуратно удалить.
  5. Достать шаровой механизм. При нарушении целостности деталь заменить.
  6. Произвести замену всех уплотнителей, сделать это необходимо в независимости от состояния прокладок, в целях профилактики.
  7. Собрать смеситель в обратном порядке.

Если точно следовать инструкции, смеситель начнет работать исправно.

Рекомендация!

В целях профилактики следует регулярно чистить аэратор.

Следить за чистотой смесителя. Постараться минимизировать прохождение через смеситель ржавой воды.

Обычно горячая и холодная вода поступают в ванную комнату через смеситель, который позволяет получать воду необходимой температуры. Каждый такой смеситель имеет три крана и два выходных отверстия. Краны холодной и горячей воды снабжены запорными устройствами вентильного типа – штоком с клапаном на конце. Переключатель “душ – излив” представляет собой пробковый кран. Не знаю, как попадают в водопроводные трубы абразивные частички, но они туда попадают.

Рис. 1. Притир из насадки для шлифования

Рис. 1. Притир из насадки для шлифования: 1 – вентильная головка; 2 – резиновая прокладка; 3 – резиновый диск; 4 – болт-ось

Для кранов вентильного типа эти частички не представляют особой опасности, чего не скажешь о пробковых кранах. Ведь если абразивная частица прочертит след на поверхности пробки или корпуса пробкового крана, то последний обязательно “заплачет”. Что и случилось однажды у меня в ванной. Не помогали никакие прокладки, когда же я посильнее закручивал уплотняющую гайку, то кран было невозможно повернуть. Словом, из-за какой-то микроскопической царапины следовало менять весь смеситель. Известно, что запасные пробки для таких кранов никогда не продаются, так как каждая пробка подгоняется и притирается именно к своему корпусу смесителя. Остается самому притирать испорченную пробку к корпусу, коли цена смесителя обозначается сейчас трехзначным числом. Сначала попробовал притереть пробку, используя абразивную (полировальную) пасту, вручную – результат нулевой. Решил применить технику. Вставил пробку в корпус, выступающий конец пробки зажал в патроне дрели и нажал на курок. Началась такая какофония, что, не выключи я вовремя дрель, от вибрации обязательно что-нибудь разлетелось на мелкие кусочки: или дрель, или смеситель. Да и народ сбежался бы со всего подъезда. Понял, без упругой муфты не обойтись. Но где ее взять?

Порывшись в своих запасах, обнаружил шлифовальную насадку к электрической дрели. Насадка состояла из резинового диска, укрепленного на болте-оси с помощью гайки. На диск наклеивают наждачную шкурку, конец оси зажимают в патроне электродрели и получают компактную шлифовальную машинку, способную шлифовать места, недоступные для шлифовального камня. Вот эту насадку я и решил использовать в качестве упругой муфты. В подходящей вентильной головке (“маховичке”) из карболита просверлил отверстия в имеющихся у нее по краю выступам и винтами М3 соединил ее с резиновым диском насадки. Пришлось, правда, устанавливая винты, надеть на них резиновые шайбы, чтобы увеличить расстояние между вентильной головкой и диском. Дело в том, что при работе торец болта – оси насадки не должен касаться выступающей части пробки, вставленной в вентильную головку. При этом следует учесть, что при притирке торец болта приближается к пробке в результате нажима на дрель.

С помощью такой муфты мне удалось довольно быстро притереть пробку к корпусу, и кран перестал пускать “слезинки”.

Я знаю, что не у каждого найдется шлифовальный резиновый диск, но кусок толстой резины не должен стать проблемой. Всегда отыщется и подходящая вентильная головка. В конце концов на время ее можно снять с вентиля, а потом водрузить на место. Для резинового диска подойдут старые подметки обуви (как резиновые, так и эластичные пластмассовые). Для болта-оси насадки годится любой болт от М5 до М10 достаточной длины.

Таким притиром удается притереть любой пробковый кран: газовый, паровой, водяной. После разборки муфты все ее части можно использовать по их прямому назначению.

Кран 1 1/4?, чугунный, стоит лет 60 в подвале на стояке ЦО. Реально ли его провернуть? На фото верхний:



Реально.Он конусный. Насечка на торце штока,вдоль - открыт.Поперек - закрыт.

maksapt , реально, но может начать течь

Чутка открутите 2 болта, чтоб прижимная планка болталась, постучите по квадрату, и только потом поворачивайте. Побежит вода, но для подвала это не страшно.

maksapt , Кран другой ,но суть таже:


DED написал :
Чутка открутите 2 болта, чтоб прижимная планка болталась,

Для проворачивания пробки мне подарили разводной ключ 46 размера,потихоньку влево-вправо и пойдет. Смущает правда болты не родные,сильно открутите выскочат из гнезда. Так же меня смущает справа на фото непонятная деталь между корпусом и сальниковой планкой.

Что стало с родными - видно на ближнем кране.

Ш.В.Н. написал :
Так же меня смущает справа на фото непонятная деталь между корпусом и сальниковой планкой.

в масле, кстати.
А вас ни капли не смущает электрический провод позади крана в хреновой изоляции, и куче гофр, также возможно с электропроводами, куда водичка и польётся

maksapt написал :
стоит лет 60 в подвале на стояке ЦО.

судя по маслу и болтам - его смазывали и крутили.

я бы этиболты сначала проволокой вокруг крана зафиксировал. Если болты соскочат, и вылетит под давлением пробка, то будет не смешно.

Ш.В.Н. написал :
Так же меня смущает справа на фото непонятная деталь между корпусом и сальниковой планкой.

Непонятная деталь - на ощупь резина.

BV написал :
А вас ни капли не смущает электрический провод позади крана в хреновой изоляции, и куче гофр, также возможно с электропроводами, куда водичка и польётся

Напротив дома - фонтан, в метре от крана - щитовая.

BV написал :
судя по маслу и болтам - его смазывали и крутили.

Если его когда-нибудь и обслуживали, то это было оочень давно, от масла остался только след, уже давно высохло. Заусеницы на штоке - мои, пытался провернуть газовым ключом.

BV написал :
я бы этиболты сначала проволокой вокруг крана зафиксировал. Если болты соскочат, и вылетит под давлением пробка, то будет не смешно.

Забыл сказать - вода слита, давления нет. Никак не могу доделать ремонт, все трубы в квартире по стояку обрезаны, а систему могут наполнить в любой момент.

DED написал :
Чутка открутите 2 болта, чтоб прижимная планка болталась, постучите по квадрату, и только потом поворачивайте.

Завтра найду ключ-лом и буду пробовать.



maksapt написал :
Заусеницы на штоке - мои, пытался провернуть газовым ключом.

если Вы хотите отключить, чтобы не пошла вода в батареи, обратку тоже надо отключить - в курсе?

maksapt написал :
Напротив дома - фонтан, в метре от крана - щитовая

Если из крана будет фонтан? Закроете, уйдете. дадут давление . и.

maksapt написал :
Завтра найду ключ-лом и буду пробовать.

Отломаете кран - придется вызывать аварийку со сварщиком.

maksapt написал :
Забыл сказать - вода слита, давления нет.

Если так - и кран рядом = кран обратки, то:
Найти 4 болта с гайками для замены и проволоку - зафиксировать потом от выпадания.
Густую смазку - графитовую, солидол и тд.
Сальниковую набивку - шнур, пропитанный маслом и графитом.

Снять болты, обстучать со всех сторон и попробовать провернуть и вытащить.
Почистить и седло и шток, вставить на место и повращать в сухую - притереть немного.
Вынуть, очистить, смазать, собрать и положить новую сальниковую набивку.
Поставить крышку и не до дури затянуть болты. Скрепить проволокой вокруг. Попробовать покрутить. Подтянуть болты, но так, чтобы можно было провернуть кран.

maksapt написал :
Завтра найду ключ-лом и буду пробовать.

Практически все пробковые краны в нашем доме заменили. Поэтому сделать фото не получится когда квадрат становится стержнем или отламывается возле начала пробки, когда работают газовым ключом 2-3 номера.

BV написал :
А вас ни капли не смущает электрический провод позади крана в хреновой изоляции, и куче гофр, также возможно с электропроводами, куда водичка и польётся

А вариантов всего два либо делать,либо нет. В доме где я живу и работал сантехником под сливными пробками электрики поставили распред шиты. Накрывали ветошью,чтоб вода не попала и так нарушая ремонтировали.

BV написал :
если Вы хотите отключить, чтобы не пошла вода в батареи, обратку тоже надо отключить - в курсе?

Этот кран как раз и есть обратка, подача с чердака, там проблем нет. Что за кран рядом на фото - не знаю, там таких много

Сегодня сделал мощный ключ, как оказалось напрасно. Открутил болты, обстучал немного квадрат, и шток повернулся в общем-то без особых усилий. Больше ничего делать не стал, затянул болты и перекрыл кран. Заполнил стояк водой, получилось от крана до верхней точки около 15-ти метров (5-й последний этаж), уровень воды стоит уже пол дня , кран не подтекает. Может так и оставить?

maksapt написал :
Заполнил стояк водой, получилось от крана до верхней точки около 15-ти метров (5-й последний этаж), уровень воды стоит уже пол дня , кран не подтекает. Может так и оставить?

А зачем воду налили?
15 метров - фигня 1.5 бар, а в отоплении может быть минимум троечка . шестерочка - легко.

Ну, хоть какой-то показатель. Давление в квартире 2.2 бар, по моей арифметике в районе крана будет около 4-х.

maksapt , Можно опрессовать водопроводом, если в нем побольше. за неимением пресса так и делал
Еще вариант - как поднять давление - заворачивать пробку на льне в резьбу, если система полностью без пузырей заполнена.

BV написал :
Можно опрессовать водопроводом, если в нем побольше

Доделаю отопление, опрессую ХВС, там у меня 4.5 бар, хотя по-моему кран в подвале всё-таки пропускает, уровень воды за сутки падает на 3-4 см в полуторалитровой баклашке

Назрел ещё вопрос: какой кран поставить на подачу? Пока временно прикрутил бугатти, но мне он кажется дохленьким
И стоит ли ставить в это место американку, или лучше всё-таки сделать сгон? У соседей в аналогичной ситуации американки стоят с десяток лет, и ничего им пока не делается, он мне все равно как-то стрёмно.




maksapt написал :
Доделаю отопление, опрессую ХВС, там у меня 4.5 бар, хотя по-моему кран в подвале всё-таки пропускает, уровень воды за сутки падает на 3-4 см в полуторалитровой баклашке

Похоже на большой градусник
А температура воды не падает? .

maksapt написал :
Пока временно прикрутил бугатти,

Хм, а Бугатти-ли это? У нас они с черными ручками. хотя это не показатель. есть тема на форуме по поводу подделок - поищите.

maksapt написал :
И стоит ли ставить в это место американку, или лучше всё-таки сделать сгон?

я не понял, что там идет дальше.
Американку неплохо-бы подтягивать хоть раз в год
Сгон не надо, но нужен из трубы с толстой стенкой

Это "водогаситель", при заполнении стояка вода периодически бьёт как из гейзера, да и так нагляднее.

Тоже грешил на температуру и на остатки воздуха в стояке, но нет, уровень воды постоянно падает, охлаждаться ей негде, да и пузырей я не видел.

Бугатти 100%. Покупал лет 5-6 назад в фирменном магазине, за приличные деньги, да и по всем признакам не подделка. Вот свежайшее фото:

Дальше труба ППР, на фото торчит в левом углу. По поводу выбора полипропилена на ЦО прошу не пинать, труба Экопластик Therm Plus, климат у нас мягкий, температура теплоносителя более 70 градусов не бывает, давление 2.2 бар.

BV написал :
Американку неплохо-бы подтягивать хоть раз в год

Заметил что американку нужно подтянуть после первого нагревания-остывания стояка, на другом стояке у меня стоит краноамериканка, после установки потекла когда запустили отопление и через день отключили. После подтяжки стоит нетронутая уже 6-й год. Хотя гайку только что смог открутить руками. Такая же фигня происходила и с соседскими свежеустановленными американками на стояках.

BV написал :
Сгон не надо, но нужен из трубы с толстой стенкой

Сгон можно сделать из старой трубы стояка, труба хорошая, толстостенная, как говорится "сейчас таких не делают".
Хотя сгон можно поставить и такой:

Читайте также: