Ремонт кпп ямз 236 своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 29.08.2024

Реквизиты для помощи каналу: Карта Сбербанк: 5469 0200 1086 1301 (карта друга, инициалы А.А.А.) привязана к .

Хочу поделиться с вами этим видео ,так как сам попал в такую историю и долго думал и гадал - как вынуть валы из коробки.

Потекло масло с Кпп Ямз-236 Урал-5557 лесовоз. Устраняю течь масла навсегда. Можно ли ездить на нейтралке, а так-же .

Заключительная часть коробасовской эпопеи! Турецкий сальник флянца выходного вала КПП. Своими руками.

Как добавить скорость МАЗу. Перепрессовка шестерёнок промвала на более скоростные. Полный процесс ремонта .

Коробка передач ЯМЗ 236: устройство и ремонт


Прежде чем сосредоточиться на тонкостях ремонта коробки переключения передач ЯМЗ, рассмотрим в общих чертах особенности конструкции этого узла. КПП ЯМЗ 236 – пятиступенчатые агрегаты с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Коробка переключения ЯМЗ 238 – это восьмиступенчатый узел с синхронизатором на всех передачах, кроме задней. КПП состоит из основной коробки и демультипликатора планетарного типа с двумя диапазонами.
Механизмы характеризуются наличием трех валов:

  • первичного;
  • промежуточного;
  • вторичного.

Первичный вал выполняется как единое целое с шестерней. Промежуточный оснащается напрессованными шестеренками. На вторичный вал на подшипниках с роликами устанавливаются шестерни 1-5 передачи и заднего хода, синхронизаторы.

В состав КПП также входит картер, вилки и муфты, выключающие сцепление, механизмы переключения передачи, демультипликаторы, воздухопроводы, клапаны блокировки, маслозаборники, масленки, шланги и трубопроводы системы смазки. Если один из этих элементов изнашивается или выходит из строя, то требуется выполнить ремонт кпп ямз 238 или 236.

Эту задачу рекомендуется доверять квалифицированным специалистам, обладающим богатым опытом.

Это интересно: Установка японского двигателя на Газель своими руками

Вес кпп маз 236

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________


Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Коробка передач ЯМЗ-236 и ее компоненты

Технические характеристики и параметры коробки передач ЯМЗ-236

Дополнительный отбор мощности:

– От прямозубой шестерни промежуточного вала через боковые люки картера до 29,5 кВт (40 л.с.)

– От зубчатой муфты на заднем конце промежуточного вала (по спецзаказу) до 73,5 кВт (100 л.с.)

Первичный вал 2 (рис.53) коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник запрессован в расточку коленчатого вала двигателя.

Полость подшипника при сборке заполнена смазкой Литол и уплотнена манжетой.

Задний подшипник с помощью стопорного кольца закреплен от осевых перемещений в передней стенке картера коробки передач ЯМЗ-236 и крышке подшипника.

Вторичный вал 14 передним концом опирается на роликовый подшипник, помещенный в гнезде первичного вала.

Задний конец вторичного вала КПП ЯМЗ-236 опирается на шарикоподшипник, закрепленный стопорным кольцом в стенке картера и крышке.

На шлицах заднего конца вторичного вала установлен фланец 16 крепления карданного вала автомобиля.


Рис.53. КПП ЯМЗ-236

1– муфта выключения сцепления; 2–первичный вал; 3, 15–крышки подшипников; 4–картер сцепления; 5, 10–синхронизаторы; 7–шарик фиксатора; 8, 22–шестерни пятой передачи; 9, 21–шестерни третьей передачи; 11, 19–шестерни второй передачи; 12–шестерня первой передачи и заднего хода; 13– верхняя крышка; 14–вторичный вал; 16–фланец; 17–промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18–картер коробки передач; 20–заборник масляного насоса с магнитом; 23–шестерня отбора мощности; 24–шестерня привода промежуточного вала; 25–масляный насос; 26–ось блока шестерен заднего хода; 27–блок шестерен заднего хода; 28–шестерня привода спидометра.

Промежуточный вал 17 установлен на двух роликовых подшипниках. Передний конец промежуточного вала КПП ЯМЗ-236 имеет паз для привода масляного насоса.

Блок шестерен заднего хода 27 вращается на двух роликовыми подшипниках, установленных на неподвижной оси 26.

Все шестерни коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 имеют спиральные зубья, кроме прямозубых шестерен первой передачи, блока заднего хода и шестерни отбора мощности.

Шестерни второй, третьей и пятой передач и пара шестерен привода промежуточного вала КПП ЯМЗ-236 находятся в постоянном зацеплении.

Шестерни второй, третьей и пятой передач вторичного вала КПП ЯМЗ-236 установлены на стальных подшипниках скольжения, имеющих специальные конфигурацию, покрытие и пропитку.

Безударное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач обеспечивается двумя синхронизаторами 6 и 10.

Синхронизатор КПП ЯМЗ-236 инерционного типа позволяет произвести зацепление зубчатой муфты каретки с зубчатой муфтой шестерни только при уравнении угловых скоростей вращения шестерни и вала.

Уравнение скоростей производится с помощью фрикционной пары – конусного кольца синхронизатора и конуса на шестерне. Включение первой передачи и заднего хода КПП ЯМЗ-236 осуществляется перемещением шестерни 12 по шлицам вторичного вала до полного зацепления с соответствующей шестерней.

В верхней крышке коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 размещен трехходовой механизм переключения передач.

На штоках механизма переключения закреплены вилки, которые при перемещении штоков перемещают каретки синхронизаторов или шестерню первой передачи и заднего хода.

Штоки в нужном положении удерживаются шариковыми фиксаторами 7. Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач в КПП ЯМЗ-236 имеется блокирующее устройство (вид А–А), состоящее из штифта и двух пар шариков, при движении какого-либо штока два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на штоках.

Для предохранения от ошибочного включения заднего хода и первой передачи служит пружинный предохранитель 32. Чтобы включить задний ход или первую передачу, нужно преодолеть дополнительно усилие пружины предохранителя.

Через шестерню 23 (рис.53) можно производить отбор мощности для привода дополнительных агрегатов. Механизм отбора мощности КПП ЯМЗ-236 крепится к одному из фланцев с люками, находящимися с обеих сторон картера коробки передач.

Коробка передач ЯМЗ-236 оборудована механизмом привода спидометра, расположенным в крышке 15 заднего подшипника вторичного вала (вид Б–Б).

Система смазки коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 – смешанная.

Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен вторичного вала. Подшипники качения, зубчатые зацепления и механизм переключения передач смазываются разбрызгиванием.

Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник и систему каналов шестеренчатым масляным насосом, установленным на передней стенке картера коробки передач ЯМЗ-236 и приводимым от промежуточного вала.

Маслозаборник закрыт сеткой и имеет постоянный магнит для улавливания мелких металлических частиц, находящихся в масле.

Масляный насос снабжен редукционным клапаном, отрегулированным на давление 80±10 кПа (0,8±0,1 кгс/см2).

В коробку передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 масло заливается через отверстие в верхней крышке, закрытое пробкой, до уровня контрольного отверстия, находящегося с левой стороны картера. Заправочная емкость системы смазки коробки передач 5,5 л.

Внутренняя полость картера коробки передач КПП ЯМЗ-236 с помощью сапуна сообщается с атмосферой.

Возможные комплектации коробок передач ЯМЗ-236

КПП ЯМЗ-236 У отличается от 236П наличием рычага переключения передач, отсутствим на крышке выходного вала фланца для деталей привода спидометра.

Коробки передач ЯМЗ-236 могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления. Объем масла в картере коробок передач 5,5+0,3 л.

Характеристики и технические параметры данной коробки передач

Итак, коробка передач ЯМЗ-236 обладает такими характеристиками:

Вид5 ступеней, механическое управление, имеет синхронизаторы на 2–5 скоростях
Максимально возможный крутящий момент930
Масса240 кг
Передаточные числа5,22-2,9-1,52-1,00-0,66 — для передачи с 1 по 5 соответственно; 5,22 — для заднего хода
Управление переключениемРычаг или фланец
Фланец крепления карданного валаГладкий, имеет 8 болтов ISO 8667-T180
Дополнительная мощность1. От шестерни промежуточного вала через картер.
2. От муфты, расположенной там же (устанавливается по дополнительному заказу)
Сфера примененияМАЗ, ЗИЛ

КПП ЯМЗ-236 имеет три вала: промежуточный, первичный и вторичный. Между собой они отличаются конструкцией и функциями.

Первичный стоит на двух шарикоподшипниках.

Продольный разрез коробки передач ЯМЗ-236

Продольный разрез коробки передач ЯМЗ-236

  • Передний соединяется с коленчатым валом мотора. Внутри него находится специальная смазка (Литол-24) и уплотнительная манжета.
  • Задний элемент надежно зафиксирован стопорным кольцом. Он не двигается.

Вторичный вал крепится на роликовом подшипнике, который находится в первичном. Его задняя часть также закрепляется с помощью стопорного кольца. На нем находится фланец крепления.

Промежуточный вал крепится на паре подшипников. Только здесь раз они не шариковые, а роликовые. На его передней части оборудован паз для привода масляного насоса КПП.

Все зубчатые колеса коробки передач ЯМЗ-236 снабжены особыми спиральными зубчиками. Исключением являются шестерни первой передачи, механизма переключения на задний ход КПП и забора мощности. Они снабжены прямыми зубьями.

Шестерня первой передачи ЯМЗ-236

Шестерня первой передачи ЯМЗ-236

Зубчатые колеса 2, 3 и 5 передач все время сцеплены друг с другом. Они закрепляются на подшипниках скольжения, которые отличаются от других не только конструкцией, но и покрытием и пропиткой.

Устройство дополнительных элементов

Чтобы обеспечить безударное переключение передач (со второй по пятую), механизм КПП ЯМЗ-236 снабжен двумя синхронизаторами инерционного вида. Они соединяют муфты каретки и шестерни. Но происходит это только в том случае, когда угловые скорости вращения шестерни и вала становятся одинаковыми.

Чтобы скорости стали равными, в коробке передач ЯМЗ-236 вмонтирована фрикционная пара:

  • конусное кольцо синхронизатора;
  • конус, расположенный на зубчатом колесе.

В верхнюю крышку КПП вмонтирован механизм переключения. На нем есть специальные вилки, участвующие в движении кареток синхронизаторов и шестерней первой скорости и механизма заднего хода.

Схема стартера ЯМЗ236

Схема стартера ЯМЗ-236

А также в конструкции есть защита от незапланированного включения сразу двух передач – система блокирования. Она состоит из таких элементов:

Как только один из штоков начинает перемещение, шарики закрывают два других. Для защиты же от включения заднего хода предусмотрен пружинный предохранитель. Он же затрудняет включение 1 скорости.

Дополнительные параметры

К дополнительным характеристикам коробки передач ЯМЗ-236 можно отнести следующие параметры:

Поперечный разрез двигателя ЯМЗ-236

Работа коробки в целом зависит от сцепления. При включении стартера сцепления коробка передач временно отсоединяется от мотора, чтобы потом произвести плавное переключение скорости.

Коробка передач ЯМЗ-236

Технические характеристики и параметры коробки передач ЯМЗ-236 Тип — 5-ступенчатая, механическая с синхронизаторами на 2-5 передачах Максимальный входной крутящий момент, Нм. — 930 Масса, кг — 245 Передаточные числа: 1 передача — 5,22, 2 передача — 2,90, 3 передача — 1,52, 4 передача — 1,00, 5 передача — 0,66, Задний ход – 5,22 Управление переключением передач — Рычаг или фланец для установки механизма дистанционного привода Фланец крепления карданного вала — Гладкий, 8 болтов М10 Дополнительный отбор мощности: — От прямозубой шестерни промежуточного вала через боковые люки картера до 29,5 кВт (40 л.с.) — От зубчатой муфты на заднем конце промежуточного вала (по спецзаказу) до 73,5 кВт (100 л.с.) Первичный вал 2 (рис.53) КПП ЯМЗ-236 установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник запрессован в расточку коленчатого вала двигателя. Полость подшипника при сборке заполнена смазкой Литол и уплотнена манжетой.

Задний подшипник с помощью стопорного кольца закреплен от осевых перемещений в передней стенке картера и крышке подшипника. Вторичный вал 14 передним концом опирается на роликовый подшипник, помещенный в гнезде первичного вала.

Задний конец вторичного вала КПП ЯМЗ-236 опирается на шарикоподшипник, закрепленный стопорным кольцом в стенке картера и крышке.

На шлицах заднего конца вторичного вала установлен фланец 16 крепления карданного вала автомобиля. Рис.53. КПП ЯМЗ-236 1– муфта выключения сцепления; 2–первичный вал; 3, 15–крышки подшипников; 4–картер сцепления; 5, 10–синхронизаторы; 7–шарик фиксатора; 8, 22–шестерни пятой передачи; 9, 21–шестерни третьей передачи; 11, 19–шестерни второй передачи; 12–шестерня первой передачи и заднего хода; 13– верхняя крышка; 14–вторичный вал; 16–фланец; 17–промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18–картер коробки передач; 20–заборник масляного насоса с магнитом; 23–шестерня отбора мощности; 24–шестерня привода промежуточного вала; 25–масляный насос; 26–ось блока шестерен заднего хода; 27–блок шестерен заднего хода; 28–шестерня привода спидометра. Промежуточный вал 17 установлен на двух роликовых подшипниках. Передний конец промежуточного вала КПП имеет паз для привода масляного насоса.

Блок шестерен заднего хода 27 вращается на двух роликовыми подшипниках, установленных на неподвижной оси 26. Все шестерни коробки передач ЯМЗ-236 имеют спиральные зубья, кроме прямозубых шестерен первой передачи, блока заднего хода и шестерни отбора мощности.

Шестерни второй, третьей и пятой передач и пара шестерен привода промежуточного вала находятся в постоянном зацеплении. Шестерни второй, третьей и пятой передач вторичного вала установлены на стальных подшипниках скольжения, имеющих специальные конфигурацию, покрытие и пропитку. Безударное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач обеспечивается двумя синхронизаторами 6 и 10.

Синхронизатор КПП ЯМЗ-236 инерционного типа позволяет произвести зацепление зубчатой муфты каретки с зубчатой муфтой шестерни только при уравнении угловых скоростей вращения шестерни и вала. Уравнение скоростей производится с помощью фрикционной пары – конусного кольца синхронизатора и конуса на шестерне. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется перемещением шестерни 12 по шлицам вторичного вала до полного зацепления с соответствующей шестерней. В верхней крышке коробки передач ЯМЗ-236 размещен трехходовой механизм переключения передач.

На штоках механизма переключения закреплены вилки, которые при перемещении штоков перемещают каретки синхронизаторов или шестерню первой передачи и заднего хода. Штоки в нужном положении удерживаются шариковыми фиксаторами 7. Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач имеется блокирующее устройство (вид А–А), состоящее из штифта и двух пар шариков, при движении какого-либо штока два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на штоках. Для предохранения от ошибочного включения заднего хода и первой передачи служит пружинный предохранитель 32. Чтобы включить задний ход или первую передачу, нужно преодолеть дополнительно усилие пружины предохранителя. Через шестерню 23 (рис.53) можно производить отбор мощности для привода дополнительных агрегатов. Механизм отбора мощности крепится к одному из фланцев с люками, находящимися с обеих сторон картера коробки передач. Коробка передач ЯМЗ-236 оборудована механизмом привода спидометра, расположенным в крышке 15 заднего подшипника вторичного вала (вид Б–Б). Система смазки КПП – смешанная.

Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен вторичного вала. Подшипники качения, зубчатые зацепления и механизм переключения передач смазываются разбрызгиванием. Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник и систему каналов шестеренчатым масляным насосом, установленным на передней стенке картера и приводимым от промежуточного вала. Маслозаборник закрыт сеткой и имеет постоянный магнит для улавливания мелких металлических частиц, находящихся в масле. Масляный насос снабжен редукционным клапаном, отрегулированным на давление 80±10 кПа (0,8±0,1 кгс/см2). В коробку передач заливается через отверстие в верхней крышке, закрытое пробкой, до уровня контрольного отверстия, находящегося с левой стороны картера. Заправочная емкость системы смазки коробки передач 5,5 л. Внутренняя полость картера с помощью сапуна сообщается с атмосферой. Возможные комплектации коробок передач ЯМЗ-236 236 У отличается от 236П наличием рычага переключения передач, отсутствим на крышке выходного вала фланца для деталей привода спидометра. 236 У3 — 236У под диафрагменное сцепление. Отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты. 236 У4 и 236У в герметичном исполнении, отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней — пробка. 236 У5 — 236У3 в герметичном исполнении под диафрагменное сцепление. Отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней — пробка. Коробки могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления. Объем масла в картере 5,5+0,3 л.

Коробка передач ЯМЗ 236: устройство и ремонт


Прежде чем сосредоточиться на тонкостях ремонта коробки переключения передач ЯМЗ, рассмотрим в общих чертах особенности конструкции этого узла. КПП ЯМЗ 236 – пятиступенчатые агрегаты с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Коробка переключения ЯМЗ 238 – это восьмиступенчатый узел с синхронизатором на всех передачах, кроме задней. КПП состоит из основной коробки и демультипликатора планетарного типа с двумя диапазонами.
Механизмы характеризуются наличием трех валов:

  • первичного;
  • промежуточного;
  • вторичного.

Первичный вал выполняется как единое целое с шестерней. Промежуточный оснащается напрессованными шестеренками. На вторичный вал на подшипниках с роликами устанавливаются шестерни 1-5 передачи и заднего хода, синхронизаторы.

В состав КПП также входит картер, вилки и муфты, выключающие сцепление, механизмы переключения передачи, демультипликаторы, воздухопроводы, клапаны блокировки, маслозаборники, масленки, шланги и трубопроводы системы смазки. Если один из этих элементов изнашивается или выходит из строя, то требуется выполнить ремонт кпп ямз 238 или 236.

Эту задачу рекомендуется доверять квалифицированным специалистам, обладающим богатым опытом.

Это интересно: Установка японского двигателя на Газель своими руками

Вес кпп маз 236

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________


Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Коробка передач ЯМЗ-236 и ее компоненты

Технические характеристики и параметры коробки передач ЯМЗ-236

Дополнительный отбор мощности:

– От прямозубой шестерни промежуточного вала через боковые люки картера до 29,5 кВт (40 л.с.)

– От зубчатой муфты на заднем конце промежуточного вала (по спецзаказу) до 73,5 кВт (100 л.с.)

Первичный вал 2 (рис.53) коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник запрессован в расточку коленчатого вала двигателя.

Полость подшипника при сборке заполнена смазкой Литол и уплотнена манжетой.

Задний подшипник с помощью стопорного кольца закреплен от осевых перемещений в передней стенке картера коробки передач ЯМЗ-236 и крышке подшипника.

Вторичный вал 14 передним концом опирается на роликовый подшипник, помещенный в гнезде первичного вала.

Задний конец вторичного вала КПП ЯМЗ-236 опирается на шарикоподшипник, закрепленный стопорным кольцом в стенке картера и крышке.

На шлицах заднего конца вторичного вала установлен фланец 16 крепления карданного вала автомобиля.


Рис.53. КПП ЯМЗ-236

1– муфта выключения сцепления; 2–первичный вал; 3, 15–крышки подшипников; 4–картер сцепления; 5, 10–синхронизаторы; 7–шарик фиксатора; 8, 22–шестерни пятой передачи; 9, 21–шестерни третьей передачи; 11, 19–шестерни второй передачи; 12–шестерня первой передачи и заднего хода; 13– верхняя крышка; 14–вторичный вал; 16–фланец; 17–промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18–картер коробки передач; 20–заборник масляного насоса с магнитом; 23–шестерня отбора мощности; 24–шестерня привода промежуточного вала; 25–масляный насос; 26–ось блока шестерен заднего хода; 27–блок шестерен заднего хода; 28–шестерня привода спидометра.

Промежуточный вал 17 установлен на двух роликовых подшипниках. Передний конец промежуточного вала КПП ЯМЗ-236 имеет паз для привода масляного насоса.

Блок шестерен заднего хода 27 вращается на двух роликовыми подшипниках, установленных на неподвижной оси 26.

Все шестерни коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 имеют спиральные зубья, кроме прямозубых шестерен первой передачи, блока заднего хода и шестерни отбора мощности.

Шестерни второй, третьей и пятой передач и пара шестерен привода промежуточного вала КПП ЯМЗ-236 находятся в постоянном зацеплении.

Шестерни второй, третьей и пятой передач вторичного вала КПП ЯМЗ-236 установлены на стальных подшипниках скольжения, имеющих специальные конфигурацию, покрытие и пропитку.

Безударное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач обеспечивается двумя синхронизаторами 6 и 10.

Синхронизатор КПП ЯМЗ-236 инерционного типа позволяет произвести зацепление зубчатой муфты каретки с зубчатой муфтой шестерни только при уравнении угловых скоростей вращения шестерни и вала.

Уравнение скоростей производится с помощью фрикционной пары – конусного кольца синхронизатора и конуса на шестерне. Включение первой передачи и заднего хода КПП ЯМЗ-236 осуществляется перемещением шестерни 12 по шлицам вторичного вала до полного зацепления с соответствующей шестерней.

В верхней крышке коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 размещен трехходовой механизм переключения передач.

На штоках механизма переключения закреплены вилки, которые при перемещении штоков перемещают каретки синхронизаторов или шестерню первой передачи и заднего хода.

Штоки в нужном положении удерживаются шариковыми фиксаторами 7. Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач в КПП ЯМЗ-236 имеется блокирующее устройство (вид А–А), состоящее из штифта и двух пар шариков, при движении какого-либо штока два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на штоках.

Для предохранения от ошибочного включения заднего хода и первой передачи служит пружинный предохранитель 32. Чтобы включить задний ход или первую передачу, нужно преодолеть дополнительно усилие пружины предохранителя.

Через шестерню 23 (рис.53) можно производить отбор мощности для привода дополнительных агрегатов. Механизм отбора мощности КПП ЯМЗ-236 крепится к одному из фланцев с люками, находящимися с обеих сторон картера коробки передач.

Коробка передач ЯМЗ-236 оборудована механизмом привода спидометра, расположенным в крышке 15 заднего подшипника вторичного вала (вид Б–Б).

Система смазки коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 – смешанная.

Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен вторичного вала. Подшипники качения, зубчатые зацепления и механизм переключения передач смазываются разбрызгиванием.

Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник и систему каналов шестеренчатым масляным насосом, установленным на передней стенке картера коробки передач ЯМЗ-236 и приводимым от промежуточного вала.

Маслозаборник закрыт сеткой и имеет постоянный магнит для улавливания мелких металлических частиц, находящихся в масле.

Масляный насос снабжен редукционным клапаном, отрегулированным на давление 80±10 кПа (0,8±0,1 кгс/см2).

В коробку передач ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 масло заливается через отверстие в верхней крышке, закрытое пробкой, до уровня контрольного отверстия, находящегося с левой стороны картера. Заправочная емкость системы смазки коробки передач 5,5 л.

Внутренняя полость картера коробки передач КПП ЯМЗ-236 с помощью сапуна сообщается с атмосферой.

Возможные комплектации коробок передач ЯМЗ-236

КПП ЯМЗ-236 У отличается от 236П наличием рычага переключения передач, отсутствим на крышке выходного вала фланца для деталей привода спидометра.

Коробки передач ЯМЗ-236 могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления. Объем масла в картере коробок передач 5,5+0,3 л.

Характеристики и технические параметры данной коробки передач

Итак, коробка передач ЯМЗ-236 обладает такими характеристиками:

Вид5 ступеней, механическое управление, имеет синхронизаторы на 2–5 скоростях
Максимально возможный крутящий момент930
Масса240 кг
Передаточные числа5,22-2,9-1,52-1,00-0,66 — для передачи с 1 по 5 соответственно; 5,22 — для заднего хода
Управление переключениемРычаг или фланец
Фланец крепления карданного валаГладкий, имеет 8 болтов ISO 8667-T180
Дополнительная мощность1. От шестерни промежуточного вала через картер.
2. От муфты, расположенной там же (устанавливается по дополнительному заказу)
Сфера примененияМАЗ, ЗИЛ

КПП ЯМЗ-236 имеет три вала: промежуточный, первичный и вторичный. Между собой они отличаются конструкцией и функциями.

Первичный стоит на двух шарикоподшипниках.

Продольный разрез коробки передач ЯМЗ-236

Продольный разрез коробки передач ЯМЗ-236

  • Передний соединяется с коленчатым валом мотора. Внутри него находится специальная смазка (Литол-24) и уплотнительная манжета.
  • Задний элемент надежно зафиксирован стопорным кольцом. Он не двигается.

Вторичный вал крепится на роликовом подшипнике, который находится в первичном. Его задняя часть также закрепляется с помощью стопорного кольца. На нем находится фланец крепления.

Промежуточный вал крепится на паре подшипников. Только здесь раз они не шариковые, а роликовые. На его передней части оборудован паз для привода масляного насоса КПП.

Все зубчатые колеса коробки передач ЯМЗ-236 снабжены особыми спиральными зубчиками. Исключением являются шестерни первой передачи, механизма переключения на задний ход КПП и забора мощности. Они снабжены прямыми зубьями.

Шестерня первой передачи ЯМЗ-236

Шестерня первой передачи ЯМЗ-236

Зубчатые колеса 2, 3 и 5 передач все время сцеплены друг с другом. Они закрепляются на подшипниках скольжения, которые отличаются от других не только конструкцией, но и покрытием и пропиткой.

Устройство дополнительных элементов

Чтобы обеспечить безударное переключение передач (со второй по пятую), механизм КПП ЯМЗ-236 снабжен двумя синхронизаторами инерционного вида. Они соединяют муфты каретки и шестерни. Но происходит это только в том случае, когда угловые скорости вращения шестерни и вала становятся одинаковыми.

Чтобы скорости стали равными, в коробке передач ЯМЗ-236 вмонтирована фрикционная пара:

  • конусное кольцо синхронизатора;
  • конус, расположенный на зубчатом колесе.

В верхнюю крышку КПП вмонтирован механизм переключения. На нем есть специальные вилки, участвующие в движении кареток синхронизаторов и шестерней первой скорости и механизма заднего хода.

Схема стартера ЯМЗ236

Схема стартера ЯМЗ-236

А также в конструкции есть защита от незапланированного включения сразу двух передач – система блокирования. Она состоит из таких элементов:

Как только один из штоков начинает перемещение, шарики закрывают два других. Для защиты же от включения заднего хода предусмотрен пружинный предохранитель. Он же затрудняет включение 1 скорости.

Дополнительные параметры

К дополнительным характеристикам коробки передач ЯМЗ-236 можно отнести следующие параметры:

Поперечный разрез двигателя ЯМЗ-236

Работа коробки в целом зависит от сцепления. При включении стартера сцепления коробка передач временно отсоединяется от мотора, чтобы потом произвести плавное переключение скорости.

Коробка передач ЯМЗ-236

Технические характеристики и параметры коробки передач ЯМЗ-236 Тип — 5-ступенчатая, механическая с синхронизаторами на 2-5 передачах Максимальный входной крутящий момент, Нм. — 930 Масса, кг — 245 Передаточные числа: 1 передача — 5,22, 2 передача — 2,90, 3 передача — 1,52, 4 передача — 1,00, 5 передача — 0,66, Задний ход – 5,22 Управление переключением передач — Рычаг или фланец для установки механизма дистанционного привода Фланец крепления карданного вала — Гладкий, 8 болтов М10 Дополнительный отбор мощности: — От прямозубой шестерни промежуточного вала через боковые люки картера до 29,5 кВт (40 л.с.) — От зубчатой муфты на заднем конце промежуточного вала (по спецзаказу) до 73,5 кВт (100 л.с.) Первичный вал 2 (рис.53) КПП ЯМЗ-236 установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник запрессован в расточку коленчатого вала двигателя. Полость подшипника при сборке заполнена смазкой Литол и уплотнена манжетой.

Задний подшипник с помощью стопорного кольца закреплен от осевых перемещений в передней стенке картера и крышке подшипника. Вторичный вал 14 передним концом опирается на роликовый подшипник, помещенный в гнезде первичного вала.

Задний конец вторичного вала КПП ЯМЗ-236 опирается на шарикоподшипник, закрепленный стопорным кольцом в стенке картера и крышке.

На шлицах заднего конца вторичного вала установлен фланец 16 крепления карданного вала автомобиля. Рис.53. КПП ЯМЗ-236 1– муфта выключения сцепления; 2–первичный вал; 3, 15–крышки подшипников; 4–картер сцепления; 5, 10–синхронизаторы; 7–шарик фиксатора; 8, 22–шестерни пятой передачи; 9, 21–шестерни третьей передачи; 11, 19–шестерни второй передачи; 12–шестерня первой передачи и заднего хода; 13– верхняя крышка; 14–вторичный вал; 16–фланец; 17–промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18–картер коробки передач; 20–заборник масляного насоса с магнитом; 23–шестерня отбора мощности; 24–шестерня привода промежуточного вала; 25–масляный насос; 26–ось блока шестерен заднего хода; 27–блок шестерен заднего хода; 28–шестерня привода спидометра. Промежуточный вал 17 установлен на двух роликовых подшипниках. Передний конец промежуточного вала КПП имеет паз для привода масляного насоса.

Блок шестерен заднего хода 27 вращается на двух роликовыми подшипниках, установленных на неподвижной оси 26. Все шестерни коробки передач ЯМЗ-236 имеют спиральные зубья, кроме прямозубых шестерен первой передачи, блока заднего хода и шестерни отбора мощности.

Шестерни второй, третьей и пятой передач и пара шестерен привода промежуточного вала находятся в постоянном зацеплении. Шестерни второй, третьей и пятой передач вторичного вала установлены на стальных подшипниках скольжения, имеющих специальные конфигурацию, покрытие и пропитку. Безударное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач обеспечивается двумя синхронизаторами 6 и 10.

Синхронизатор КПП ЯМЗ-236 инерционного типа позволяет произвести зацепление зубчатой муфты каретки с зубчатой муфтой шестерни только при уравнении угловых скоростей вращения шестерни и вала. Уравнение скоростей производится с помощью фрикционной пары – конусного кольца синхронизатора и конуса на шестерне. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется перемещением шестерни 12 по шлицам вторичного вала до полного зацепления с соответствующей шестерней. В верхней крышке коробки передач ЯМЗ-236 размещен трехходовой механизм переключения передач.

На штоках механизма переключения закреплены вилки, которые при перемещении штоков перемещают каретки синхронизаторов или шестерню первой передачи и заднего хода. Штоки в нужном положении удерживаются шариковыми фиксаторами 7. Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач имеется блокирующее устройство (вид А–А), состоящее из штифта и двух пар шариков, при движении какого-либо штока два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на штоках. Для предохранения от ошибочного включения заднего хода и первой передачи служит пружинный предохранитель 32. Чтобы включить задний ход или первую передачу, нужно преодолеть дополнительно усилие пружины предохранителя. Через шестерню 23 (рис.53) можно производить отбор мощности для привода дополнительных агрегатов. Механизм отбора мощности крепится к одному из фланцев с люками, находящимися с обеих сторон картера коробки передач. Коробка передач ЯМЗ-236 оборудована механизмом привода спидометра, расположенным в крышке 15 заднего подшипника вторичного вала (вид Б–Б). Система смазки КПП – смешанная.

Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен вторичного вала. Подшипники качения, зубчатые зацепления и механизм переключения передач смазываются разбрызгиванием. Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник и систему каналов шестеренчатым масляным насосом, установленным на передней стенке картера и приводимым от промежуточного вала. Маслозаборник закрыт сеткой и имеет постоянный магнит для улавливания мелких металлических частиц, находящихся в масле. Масляный насос снабжен редукционным клапаном, отрегулированным на давление 80±10 кПа (0,8±0,1 кгс/см2). В коробку передач заливается через отверстие в верхней крышке, закрытое пробкой, до уровня контрольного отверстия, находящегося с левой стороны картера. Заправочная емкость системы смазки коробки передач 5,5 л. Внутренняя полость картера с помощью сапуна сообщается с атмосферой. Возможные комплектации коробок передач ЯМЗ-236 236 У отличается от 236П наличием рычага переключения передач, отсутствим на крышке выходного вала фланца для деталей привода спидометра. 236 У3 — 236У под диафрагменное сцепление. Отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты. 236 У4 и 236У в герметичном исполнении, отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней — пробка. 236 У5 — 236У3 в герметичном исполнении под диафрагменное сцепление. Отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней — пробка. Коробки могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления. Объем масла в картере 5,5+0,3 л.

КПП на ЯМЗ 2361 является механической (5 ступеней), оснащенной синхронизаторами на нескольких передачах. Данное устройство производится Ярославским моторным заводом. Им оснащаются большегрузные машины МАЗ. В зависимости от комплектации, ЯМЗ может встречаться на автомобилях Урал, автобусах МАРЗ.


Следует рассмотреть основные технические характеристики системы трансмиссии.

Состав коробки передач ЯМЗ

Такой агрегат, как коробка передач на ЯМЗ 236 оснащается выполненным из надежных материалов картером сцепления. Количество горючего в картере скоростной коробки около 5.5 л. Система трансмиссии включает рассчитанный на большие нагрузки первичный вал. Вторичный вал КПП на ЯМЗ 236 одной частью опирается на имеющийся подшипник (роликовый), другой на шариковый подшипник. Следует отметить, что на роликовых присутствуют подшипники промежуточного вала.


Присутствует специальный ходоуменьшитель. Благодаря нему представляется возможным уменьшить скоростной режим. Эффективностью работы отличается масляный насос. Маслозаборник закрыт сеткой. Данный элемент имеет магнит, который необходим для притяжения металлических микрочастиц, что могут иметься в масле. Данная система включает и редукционный клапан. Его основная функция – это поддержание на оптимальном уровне во время передвижения давления на выходе.


В верхней крышке коробки передач ЯМЗ 236 имеется механизм, обеспечивающий при передвижении смену скоростных режимов. Характерно для спецтехники то, что установлена коробка (КОМ), рассчитанная на продолжительный ресурс эксплуатации. На ряде комплектаций встречается электронный привод спидометра.


Масса КПП вместе с картером превышает 240 кг. В то время как вес силового агрегата ЯМЗ 236 доходит до 1000 кг. Добавлять масло в коробку передач ЯМЗ 236 следует через специальное отверстие, которое надежно закрыто пробкой.

Возможные поломки

Неисправности коробки передач на ЯМЗ 236 могут быть следующего плана:

  • появление посторонних шумов;
  • уменьшение количества масла, которое заливается в коробку;
  • затрудненное включение скоростей;
  • самопроизвольное выключение скоростных режимов;
  • подтеки жидкости со стороны картера.

Механики в автоцентре при необходимости могут отрегулировать блокировочную муфту, угол наклона рычага в кабине. В ряде случаев замена неисправных подшипников, шестерен позволяет вернуть КПП в работоспособное состояние. Без профессионального оборудования ремонт КПП своими руками будет осложнен.

Читайте также: