Ремонт генератора камаз своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 09.09.2024

На автомобилях КамАЗ устаиовпен трехфазиый синхронный генератор переменно­го тока Г272 с независимым электромагнит­ным возбуждением и встроенным в крышку со стороны контактных колец кремниевым выпрямительным блоком.

Генератор (рис. 258) смонтирован в верхней передней части двигателя и двумя лапами крепится к кронштейну, а третьей лапой — к натяжной планке. Генератор приво­дится во вращение двумя клиновыми ремнями. Передаточное отношение шкивов 2,41.


Рис. 258. Генератор: 1—шкив; 2—вентилятор; 3—крышка со стороны привода; 4—статор; 5—ротор; б—вал ротора; 7—блок выпрямительный; 8—крышка со стороны контактных колец; 9—кольцо контактное; 10—крышка подшипника; 11—щеткодержатель

С 1980 г на автомобилях КамАЗ всех моделей устанавливается генераторная установка Г273А* (рис. 259), состоящая из трехфазного синхронного генератора с прямо­точной вентиляцией и встроенных в генера­тор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения.

( * С 1 июля 1985 г. устанавливается генератор Г273В, имеющий дополнительно штекерный вывод с фазы генератора. В остальном конструкция идентична с Г273А.)

Встроенный в щеткодержатель генератора малогабаритный регулятор напряжения Я120М представляет собой схему в интеграль­ном исполнении, ремонту не подлежит.


Рис. 259. Генераторная установка Г273А: а—устройство генераторной установки; б—вид сзади на регулятор напряжения; в—электрическая схема; 1—подпиточное сопротивление; 2—регулятор напряжения Я120М; 3—переключатель посезонной регулировки; 4—сопротивление посезонной регулировки

Ниже приводится техническая характе­ристика генератора:

Фазное сопротивление при температуре +20 °С, Ом

Предупреждения!

2. Во избежание отказа выпрямительного блока и регулятора напряжения:

— не пускайте двигатель при отключенном плюсовом проводе генератора;

— не отключайте при работающем двигателе аккумуляторные батареи;

— не приводите во вращение генератор без подсоединения регулятора напряжения (для генератора Г272);

— не заряжайте аккумуляторные батареи от внешнего источника без предварительного отключения их от бортовой сети автомобиля;

— не проверяйте работоспособность генера­тора замыканием плюсовых выводов на корпус автомобиля. Проверять генератор можно толь­ко с помощью вольтметра и амперметра;

— не проверяйте цепи зарядного тока мегомметром или лампой, питаемой напря­жением более 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно отсоедините провода от генераторной установки;

— не проверяйте выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением бо­лее 24 В, от источника переменного тока, а также без контрольной лампы, включенной последовательно с выпрямительным блоком.

3. Прочность изоляции статора (повышен­ным напряжением) проверяйте только на стенде и обязательно с отсоединением от выпрямителя выводами фазных обмоток.

4. При мойке двигателя защищайте гене­раторную установку от попадания воды.

Техническое обслуживание

При ТО-2:

— очистите от пыли и грязи наруж­ные поверхности;

— проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводных ремней генератора. При нормальном натяжении ремней стрела прогиба должна быть в пределах 15—22 мм при нажатии на середину наиболь­шей ветви с усилием 4 кгс. Натяже­ние ремней рекомендуется прове­рять пружинным динамометром. По­вышенное натяжение ремня приво­дит к увеличению нагрузки на под­шипники генератора и преждевре­менному отказу их в работе.

При СТО (осенью), сняв генера­тор с двигателя, проверьте состоя­ние щеточного узла, продуйте сжа­тым воздухом выпрямительный блок, проверьте надежность крепления шкива на валу генератора, при ос­лаблении подтяните.

Для проверки состояния щеточно­коллекторного узла отверните два болта крепления щеткодержателя в крышке, снимите щеткодержатель и убедитесь, что щетки свободно пере­мещаются в направляющих. Если щетка заедает в щеткодержателе, протрите ее и стенки направляюще­го отверстия ветошью, смоченной бензином. Снимите щетки, осмотри­те и замерьте их высоту. Высота щетки должна быть не менее 7 мм для Г272 и 8 мм для Г273А. При не­обходимости щетки замените. Раскомплектация щеток не допускается.

Причиной повышенного износа щеток может быть неудовлетвори­тельное состояние или загрязнение поверхности контактных колец, а также чрезмерно большое усилие щеточных пружин.

Через отверстие в крышке, в кото­ром находится щеткодержатель, хо­рошо видны контактные кольца. Осмотрите состояние контактных ко­лец и при необходимости протрите ветошью, смоченной бензином. Если после этого будут обнаружены при­гары или загрязнения, то зачистите кольца полоской стеклянной шкурки С100, прижимая ее к кольцам через отверстие в крышке для щеткодер­жателя и проворачивая ротор гене­ратора.

Проточите контактные кольца в случае, если не удаляются пригары, кольца имеют неровную поверхность или их износ превышает 0,5 мм по диаметру. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,3 мм.

Перед снятием крышки со сторо­ны контактных колец снимите щет­ки вместе со щеткодержателем во избежание поломок щеток.

Посезонная регулировка напряже­ния генератора Г273А проводится следующим образом:

Ремонт

Для установки генератора на кронштейне вставьте палец генера­тора в разрезную опору, а шпильку кронштейна — в отверстие передней крышки генератора. Наденьте пру­жинную шайбу и наверните от руки гайку на шпильку. Установите при­водные ремни на шкив генератора, обеспечив совпадение осей ручьев шкива генератора и шкива двигате­ля в пределах ± 1 мм. Совпадение осей обеспечьте перемещением генератора. Наденьте пружинную шайбу на болт крепления генератора к на­тяжной планке, совместите отвер­стия планки и крышки генератора и вверните болт, установив требуемое натяжение приводных ремней пере­мещением генератора.

Затяните болт крепления генера­тора к планке, заверните гайку крепления генератора к шпильке кронштейна и затяните стяжной болт разрезной опоры генератора. Для исключения поломки кронштей­нов генератора соблюдайте изложен­ный порядок затяжки крепежных соединений.

При ремонте генератора устра­нять неисправности рекомендуется заменой поврежденных деталей и узлов, причем для этого не всегда необходимо полностью разбирать ге­нератор. Допускается ремонт от­дельных деталей.

Для разборки генератора выпол­ните следующие операции:

— выверните болты крепления щет­кодержателя к крышке и снимите щеткодержатель (у генератора ус­тановки Г273А щеткодержатель сни­мается в сборе с регулятором на­пряжения) ;

— выверните винты крепления крыш­ки шарикоподшипника и стяжные вин­ты крепления крышки генератора;

— снимите крышку со стороны кон­тактных колец вместе со статором;

— отсоедините фазные выводы об­мотки статора от выводов выпрями­тельного блока и отделите статор;

— отверните гайку крепления шкива, предварительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимите шкив;

— снимите вентилятор, удалите из канавки сегментную шпонку шкива и снимите упорную втулку;

— крышку со стороны привода сни­мите вместе с шарикоподшипником вала ротора с помощью специально­го съемника (рис. 260), используя для этой цели резьбовые отверстия в крышке;

— снимите с вала шариковый под­шипник;

— с крышки со стороны контактных колец снимите выпрямительный блок.


После разборки тщательно очис­тите от грязи детали и узлы генера­тора, затем обезжирьте, промойте и высушите металлические детали и узлы, кроме подшипников и узлов, содержащих обмотки, изоляционные детали и полупроводниковые прибо­ры. Остальные детали и узлы про­трите ветошью и также обезжирьте. Осмотрите и замените детали, име­ющие механические повреждения. Не допускаются на шкиве трещины, проходящие через отверстие, износ отверстия более 17,02 мм и сколы кромок шкива более 2 мм.

Проверьте износ канавки шкива под ремень. Шкив допускается к ус­тановке, если при установке в ка­навку контрольных роликов ?14 мм диаметр, замеренный по роликам, составляет не менее 83,5 мм (см. рис. 258).

Прогнутость лопастей вентилято­ра устраните правкой и рихтовкой.

При износе или овальности отвер­стия в кронштейне крепления крыш­ки со стороны контактных колец и крышки со стороны привода более 10,3 мм рассверлите отверстие.

Изношенное посадочное отверстие под подшипник в крышке со сторо­ны контактных колец до диаметра более 35,02 мм, а в крышке со сто­роны привода более 47,05 мм обра­ботайте до размеров 38,0—38,05 и 50,00—50,05 мм соответственно и за­тем запрессуйте ремонтное кольцо с сохранением в нем прежнего поса­дочного размера под подшипник.

При сборке генератора для обес­печения соосности отверстий крепле­ния генератора на двигателе перед сборкой вставьте в них плотно вхо­дящий стержень.

Закрепив стяжные болты, удалите стержень.

После сборки проверьте от руки легкость вращения вала и техниче­ское состояние генератора.

Исправность обмотки ротора про­веряйте тестером (омметром), при этом следите за надежностью кон­такта наконечников измерительных проводов прибора с контактными кольцами ротора. Сопротивление должно соответствовать значению, указанному в технической характе­ристике генератора, если обмотка не имеет короткозамкнутых витков. Ес­ли в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется. Ис­правность обмотки и надежность прилегания щеток к контактным кольцам можно проверить на стенде, не разбирая генератор (рис. 261). При напряжении источника пита­ния постоянного тока 28 В, подсо­единенного к штекерам обмотки, потребляемый ток не должен превы­шать значения, указанного в техни­ческой характеристике генератора. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка амперметра не отклонится.


Рис. 261. Схема соединений при проверке технического состояния генератора

Замыкание обмотки возбуждения на массу определяйте контрольной лампой или вольтметром под напря­жением 220—250 В. Если в течение 1 мин тока не будет, то изоляция обмотки исправна.

Если в обмотке возбуждения об­наружен обрыв, осмотрите места пайки концов обмотки к контакт­ным кольцам и в случае распайки восстановите нарушение соедине­ния. Если место обрыва находится внутри обмотки или обнаружено межвитковое замыкание или замы­кание обмотки на массу, замените ротор.

Обмотку статора проверяйте от­дельно после разборки генератора с отсоединенными от выпрямитель­ного блока выводами обмотки.

Для определения обрыва в фаз­ной обмотке статора поочередно присоединяйте по две фазы обмотки к тестеру (омметру) или через кон­трольную лампу к источнику тока напряжением 12—30 В. В случае обрыва какой-либо из обмоток при соединении ее с выводами двух дру­гих стрелка тестера (омметра) не отклонится, а контрольная лампа не будет гореть. При исправной обмот­ке фазы показания омметра долж­ны соответствовать значениям, ука­занным в технической характери­стике.

Межвитковое замыкание обмотки статора проверяйте портативным де­фектоскопом модели ПДО-1.

Замыкание обмотки статора на массу вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки или выводов проверяйте контрольной лампой под напряже­нием 220—550 В. При этом один проводник подключается к сердеч­нику статора, а другой — к одному из выводов обмотки. Если лампа не загорается, замыкание отсут­ствует.

Проверьте состояние изоляции проводов обмотки. Изоляция не должна иметь следов перегрева.

В случае обрыва фазного вывода от наконечника отмотайте один-два витка обмотки, установите изоляци­онную трубу и опрессуйте или припаяйте наконечник.

Причиной отказов в работе гене­раторной установки могут быть не­исправности генератора или регуля­тора напряжения, либо же наруше­ния электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Поэто­му, прежде чем приступить к про­верке, убедитесь в надежности электрического контакта проводов на клеммах генератора и регулятора напряжения, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения об­мотки возбуждения генераторов. Проверьте с помощью контрольной лампы наличие тока в цепи возбуж­дения.

Техническое состояние генератора проверяйте на стенде (см. рис. 261), позволяющем измерять число оборо­тов ротора генератора, токовую нагрузку и проводить измерения на­пряжения, тока и оборотов ротора генератора. Обмотки возбуждения запитывайте от источника постоян­ного тока. Напряжение питания 28 В.

Измерительные приборы должны подбираться так, чтобы значения из­меряемых параметров находились в пределах 30—95% шкалы. Прибор для измерения величины тока дол­жен иметь класс точности не ниже 1,5, а напряжение— 1.

Возможные неисправности гене­ратора, их причины и способы устра­нения приведены в табл. 29.

Генератор в автомобиле КАМАЗ служит источником выработки электрического тока (далее – ИТ) в процессе работы силового агрегата. ИТ состоит из двух основных элементов: статор и ротор.

Штатное расположение: фронтальная часть двигателя. Фиксация на трех металлических лапах к корпусу. Генераторная установка (далее — ГУ) приводится в движение клиновидными ремнями (всего — два). Оба должны быть одинакового расчета, иначе устройство будет некорректно работать.

В силу различных обстоятельств, в том числе, систематическая эксплуатация, ГУ и его элементы выходят из строя. Своими руками восстановить работоспособность агрегата крайне сложно, особенно без наличия опыта. Поэтому, на первых порах воспользуйтесь методическими рекомендациями, помощью специалистов СТО.


Какой генератор установлен на КАМАЗ

С внутренней стороны ГУ установлены катушки в количестве 18 штук. Материал медь, способ соединения – звезда. Ротор – это стальной вал, на тыльной поверхности которого напрессованы магнитопроводы, между которыми установлена обмотка из меди.

К кольцам вала припаяны провода обмотки возбуждения, медно-графитовые щетки. После активации зажигания ток от аккумуляторной батареи проходит сквозь щетки, обмотку, образуя магнитное поле.

Таким образом, приводится в движение ротор, а переменный ток через катушки преобразуется в постоянный.


Для вращения ГУ нужен АКБ. Когда фактическое напряжение при работе агрегата будет выше напряжения батареи, генератор начнет раздавать питание потребителям батареи. Благодаря этому, сила тока бортовой сети поддерживается в заданном диапазоне.

Как проверить генератор на машине, не снимая. Мультиметром и без него + подробное видео


Действительно ребята, у меня очень много знакомых, которые сначала бежали за новой батареей, но позже и она разряжалась в ноль. В дело в том, что перед покупкой, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно проверять генератор! Ведь подумайте сами, если он не подзаряжает батарею (либо вообще нет заряда), то она и разрядится в ноль после дня – двух эксплуатации, скажу больше ее легко довести до глубокого разряда, что даже для нового АКБ, очень плохо, потеряете сразу около 10% емкости, А ОНО ВАМ НУЖНО? Поэтому повторю еще раз – ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРКА ГЕНЕРАТОРА

Оригиналы и аналоги, цена, артикулы

Характерные причины выхода из строя ГУ на КАМАЗ

Причинами поломок, являются:

  • недостаточное натяжение ремня приводных механизмов;
  • загрязнение контактов на кольцах;
  • механическое повреждение блока выпрямителей;
  • чрезмерный износ щеток;
  • заклинивание (зависание) щеток;
  • короткое замыкание в обмотке;
  • обрыв цепи питания;
  • неисправен регулятор напряжения;
  • износ роликового подшипника;
  • ослаблена фиксация шкива;
  • повреждены лопасти вентилятора.

Описание устройства

Генераторная установка является одним из основных узлов авто. Она обеспечивает питанием однопроводную электрическую схему автомобиля во время работы двигателя. В ее конструкцию входит генератор и регулятор напряжения (автор видео — yuriy s).

Расположен агрегат в верхней части мотора спереди. Его удерживают 3 лапы. Две из них крепят устройство к кронштейну, третья лапа служит креплением к натяжной планке. Приводится в действие через клиновые ремни. Они должны иметь расчетное напряжение, иначе устройство не будет эффективно работать. Поэтому на КАМАЗах устанавливают два ремня.

Принцип работы

Выполняемые функции

Для запуска генераторной установки, нужен аккумулятор. Когда напряжение, возникающее при работе установки, будет превышать напряжение аккумулятора, агрегат начнет давать питание потребителям и заряжать АКБ.

Благодаря регулятору напряжения и генератору напряжение бортовой сети поддерживается в допустимых пределах.

Технические параметры

Генераторная установка Г273-А имеет номинальное напряжение 24 В и мощность 800 Вт. Номинальное напряжение генератора Г288 составляет 28 В, а мощность — 1000 ВТ. Генератор Г288 устанавливается на КАМАЗ 5320. Существуют и другие модели генераторов.

Читать также: Как выставить момент затяжки на динамометрическом ключе

Компоненты устройства

Основными элементами генератора являются статор (2) и ротор (5). Кроме того, в конструкцию входят крышки (8), щеточный узел (1) и блок выпрямителей. На 2-х шарикоподшипниках вращается вал, на котором находится обмотка возбуждения. На одном конце вала находятся контактные кольца, которые соединены с обмоткой, на другом – вентилятор (6) и 2-хручьевой шкив (4). По кольцам скользят щетки. Блок выпрямителей и щетки находятся в крышке.

Регулятор напряжения оснащен тумблером сезонного переключения. При температуре ниже нуля градусов переключатель занимает крайнее правое положение, при температуре выше нуля – крайнее левое.

Замена и ремонт генератора на КАМАЗ

Пошаговая инструкция по замене источника напряжения:

Далее проводим комплексную профилактику оборудования, очищаем составные элементы от грязи, пыли, продуваем потоком сжатого воздуха, просушиваем.


Заменяем изношенные элементы новыми по мере необходимости и обнаружения дефектных. Генератор подлежит замене в сборе, если в его корпусе выявлены трещины, сколы, надломы.

Запрещено дальнейшее использование оборудования, если в нем имеются неисправности.

Ремонт и устройство генератора КАМАЗ, руководство


Как закрепить генератор во время разборки в тисках (рис. 10.1) 1 — генератор; 2 — щеки тисков


Генератор Г273А на КАМАЗ, устройство, детали, запчасти: (рис. 10.2) 1, 22, 26 — гайки; 2, 11, 21, 25, 39 — шайбы пружинные; 3 — шкив; 4 — вентилятор в сборе; 5, 19 — втулки; 6 — шпонка сегментная; 7 — крышка со стороны привода; 8, 15 — шариковые подшипники; 9 — держатель сальника наружный; 10 — чашка опорная; 12,23, 24, 27, 28, 30, 31, 40 — винты; 13 — кольцо разрезное; 14 — ротор в сборе; 16 — статор в сборе; 17 — блок выпрямительный ВБ-1; 18 — болт контактный; 20, 38 — шайбы плоские; 29 — скоба; 32 — крышка подшипника; 33 — крышка со стороны контактных колец; 34 — щеткодержатель в оборе; 35, 36 — щетки; 37 — интегральное устройство Я120М; 41 — вал ротора

Съемник крышки со стороны привода (рис. 10.3)

Схема подключения

Установка ИТ своими руками:

  1. Фиксируем ГУ на опорные кронштейны, надеваем шпильку, пружинную шайбу.
  2. Укладываем ремни в канавки.
  3. Вкручиваем болты крепления, не затягиваем до упора.
  4. Выводим корпус ГУ вверх, затягиваем болты крепления планки.
  5. Стягиваем разрезную опору.
  6. Затягиваем крепежи генератора динамометрическим ключом с усилием 39.0 Нм.
  7. Проверяем величину прогиба ремня. Диапазон не должен превышать 15 – 20 мм.
  8. Подводим силовые кабели, проверяем подключение.
  9. Опускаем кабину.
  10. Надеваем клеммы АКБ.

Технологический процесс ремонта генератора автомобиля камаз

Ремонт генератора Г273-В автомобилей Камаз

Для снятия генератора отключите массу аккумуляторных батарей, поднимите кабину и отсоедините выводы “+”, “—”, В. Ослабьте стяжной болт разрезной опоры кронштейна генератора, затем отверните гайку шпильки крепления генератора к кронштейну, выверните болт крепления генератора к натяжной планке и снимите генератор.

Для установки генератора на кронштейне вставьте палец генератора в разрезную опору, а шпильку кронштейна — в отверстие передней крышки генератора, наденьте пружинную шайбу и наверните от руки гайку на шпильку. Установите приводные ремни на шкив генератора, обеспечив совпадение осей ручьев шкива генератора и шкива двигателя в пределах ±1 мм. Совпадение осей обеспечьте перемещением генератора. Наденьте пружинную шайбу на

болт крепления генератора к натяжной планке, совместите отверстия планки и крышки генератора и вверните болт, установив требуемое натяжение приводных ремней перемещением генератора.

Затяните болт крепления генератора к планке, заверните гайку крепления генератора к шпильке кронштейна и затяните стяжной болт разрезной опоры генератора. Для исключения поломки кронштейнов генератора соблюдайте изложенный порядок затяжки крепежных соединений.

Присоедините выводы “—”, “+” и В.

При ремонте генератора устранять неисправности рекомендуется заменой поврежденных деталей и сборочных единиц, причем для этого не всегда необходимо полностью разбирать генератор. Допускается ремонт отдельных деталей.

Для разборки генератора:

— выверните болты крепления щеткодержателя к крышке и снимите щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения;

— выверните винты крепления крышки шарикоподшипника;

— выверните стяжные винты крепления крышки генератора;

— снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором;

— отсоедините фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока и отделите статор;

— отверните гайку крепления шкива, предварительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимите шкив;

— снимите вентилятор, удалите из канавки сегментную шпонку и снимите упорную втулку;

— снимите крышку со стороны привода вместе с шарикоподшипником с вала ротора с помощью специального съемника (рис. 339), используя для этой цели резьбовые отверстия в крышке;

— снимите с вала шариковый подшипник;

— с крышки со стороны контактных колец снимите выпрямительный блок.

После разборки очистите от грязи детали и сборочные единицы генератора, металлические, кроме подшипников и сборочных единиц, содержащих обмотки, изоляционные детали и полупроводниковые приборы, обезжирьте, промойте бензином и высушите, а остальные протрите ветошью, смоченной бензином. Осмотрите и замените детали, имеющие механические повреждения. Не допускаются на шкиве трещины, проходящие через отверстие, износ отверстия более 17,02 мм и сколы кромок шкива

более 2 мм. Проверьте износ канавки шкива под ремень.

Шкив допускается к установке, если при установке в канавку контрольных роликов диаметром 14 мм диаметр, замеренный по роликам, не менее 83,5 мм (см. рис. 338).

Погнутость лопастей вентилятора устраните правкой и рихтовкой.

При износе или овальности отверстия в кронштейне крепления крышки со стороны контактных колец и крышки со стороны привода более 10,3 мм рассверлите отверстие.

Изношенное посадочное отверстие под подшипник в крышке со стороны контактных колец до диаметра более 35,02 мм, а в крышке со стороны привода — более 47,05 мм обработайте до размера 38,0. 38,05 мм и 50,00. 50,05 мм соответственно и затем запрессуйте ремонтное кольцо с сохранением в нем прежнего посадочного размера под подшипник.

Генератор в автомобиле КАМАЗ служит источником выработки электрического тока (далее – ИТ) в процессе работы силового агрегата. ИТ состоит из двух основных элементов: статор и ротор.

Штатное расположение: фронтальная часть двигателя. Фиксация на трех металлических лапах к корпусу. Генераторная установка (далее — ГУ) приводится в движение клиновидными ремнями (всего — два). Оба должны быть одинакового расчета, иначе устройство будет некорректно работать.

В силу различных обстоятельств, в том числе, систематическая эксплуатация, ГУ и его элементы выходят из строя. Своими руками восстановить работоспособность агрегата крайне сложно, особенно без наличия опыта. Поэтому, на первых порах воспользуйтесь методическими рекомендациями, помощью специалистов СТО.


Какой генератор установлен на КАМАЗ

С внутренней стороны ГУ установлены катушки в количестве 18 штук. Материал медь, способ соединения – звезда. Ротор – это стальной вал, на тыльной поверхности которого напрессованы магнитопроводы, между которыми установлена обмотка из меди.

К кольцам вала припаяны провода обмотки возбуждения, медно-графитовые щетки. После активации зажигания ток от аккумуляторной батареи проходит сквозь щетки, обмотку, образуя магнитное поле.

Таким образом, приводится в движение ротор, а переменный ток через катушки преобразуется в постоянный.


Для вращения ГУ нужен АКБ. Когда фактическое напряжение при работе агрегата будет выше напряжения батареи, генератор начнет раздавать питание потребителям батареи. Благодаря этому, сила тока бортовой сети поддерживается в заданном диапазоне.

Технические характеристики

Если переменный ток равен 60 А, то 2200 оборотов в минуту.

Фото генератора

Оригиналы и аналоги, цена, артикулы

Как проверить реле регулятора генератора. Своими руками, при помощи мультиметра. Очень просто

Этот прибор, не смотря на свою компактность, убережет вашу батарею и сделает ее срок службы намного больше.

Для начала определение

Реле-регулятор – это устройство, которое регулирует ток от генератора автомобиля, не давая перезарядить аккумулятор, уберегая его от перезаряда, губительного для батареи. Таким образом, это устройство намного продлевает срок службы АКБ.

По сути это просто стабилизатор напряжения, который не дает напряжению от генератора превышать порог в 14,5 Вольта, это очень точный прибор и обязательный для всех типов автомобилей. Однако его можно различить на два типа.

Типы реле – регулятора

  • Совмещенный со щеточным узлом. Обычно крепится на сам генератор, в корпусе где находятся щетки, находится и реле-регулятора.
  • Отдельный. Обычно крепится на кузове автомобиля, провода идут от генератора на него, а только после на аккумулятор.

Корпуса неразборные и туго и у другого типа (зачастую залиты герметиками или специальными клеями), то есть они не ремонтируются. Если честно то стоят они достаточно дешево, особенно на наши ВАЗ, так что легче купить новый, чем ковырять старый.

Это самые распространенные виды, конечно, раньше были так называемые совмещенные с клеммами, но они не прижились, потому как устройство не очень удобное, поэтому про них рассказывать не буду.

Характерные причины выхода из строя ГУ на КАМАЗ

Причинами поломок, являются:

  • недостаточное натяжение ремня приводных механизмов;
  • загрязнение контактов на кольцах;
  • механическое повреждение блока выпрямителей;
  • чрезмерный износ щеток;
  • заклинивание (зависание) щеток;
  • короткое замыкание в обмотке;
  • обрыв цепи питания;
  • неисправен регулятор напряжения;
  • износ роликового подшипника;
  • ослаблена фиксация шкива;
  • повреждены лопасти вентилятора.

Проверяем обмотку ротора

Частой неисправностью автомобильного генератора является замыкание обмоток. Это может случиться в результате резкого скачка напряжения, попадания воды, износа щеток и др. Так как проверить генератор мультиметром на предмет целостности его обмоток можно, лишь получив полный доступ к ним, потребуется демонтаж всего узла. Описывать этот процесс мы не будем, так как у разных автомобилей он отличается. До того как проверить снятый генератор на работоспособность обмотки ротора, его, естественно необходимо разобрать.

После извлечения ротора находим на его валу контактные кольца. Их всего два. Включив мультиметр в режиме омметра, подсоединяем его щупы к этим кольцам. Прибор должен выдать сопротивление в пределах 2-5 Ом. Это нормальные показатели для исправного ротора. Более высокое сопротивление свидетельствует о плохом контакте между кольцами. В обратном случае, когда показания прибора приближаются к нулю, скорее всего, имеет место межвитковое замыкание.

Замена и ремонт генератора на КАМАЗ

Пошаговая инструкция по замене источника напряжения:

Далее проводим комплексную профилактику оборудования, очищаем составные элементы от грязи, пыли, продуваем потоком сжатого воздуха, просушиваем.


Заменяем изношенные элементы новыми по мере необходимости и обнаружения дефектных. Генератор подлежит замене в сборе, если в его корпусе выявлены трещины, сколы, надломы.

Запрещено дальнейшее использование оборудования, если в нем имеются неисправности.

Как подключить

Схема подключения генератора КамАЗ Евро-2 и других моделей есть в руководстве пользователя.

Генераторная установка подключается следующим образом:

Если привода были соединены неправильно, то может выйти из строя электронная система транспорта или сама генераторная установка.

Схема подключения

Установка ИТ своими руками:

  1. Фиксируем ГУ на опорные кронштейны, надеваем шпильку, пружинную шайбу.
  2. Укладываем ремни в канавки.
  3. Вкручиваем болты крепления, не затягиваем до упора.
  4. Выводим корпус ГУ вверх, затягиваем болты крепления планки.
  5. Стягиваем разрезную опору.
  6. Затягиваем крепежи генератора динамометрическим ключом с усилием 39.0 Нм.
  7. Проверяем величину прогиба ремня. Диапазон не должен превышать 15 – 20 мм.
  8. Подводим силовые кабели, проверяем подключение.
  9. Опускаем кабину.
  10. Надеваем клеммы АКБ.




Проверка регулятора напряжения

Регулятор предназначен для стабилизации вырабатываемого напряжения перед подачей на бортовую цепь автомобиля, в том числе и на аккумулятор для его подзарядки. Определить его исправность самостоятельно можно не иначе как проверить зарядку генератора, вернее, величину напряжения, подаваемого ним на В зависимости от марки и модели машины оно может составлять от 13,5 до 15,5 В. Поэтому до того, как проверить работу генератора на предмет исправности регулятора, необходимо точно узнать, какой вольтаж он должен выдавать. Эту информацию можно почерпнуть из руководства по эксплуатации автомобиля.

Как проверить генератор мультиметром? Для этого переключите прибор в режим вольтметра и, соблюдая полярность, подсоедините его щупы к клеммам аккумулятора при неработающем двигателе. Нормальным считается напряжение в пределах 12-12,8 В. Далее заведите мотор и повторите процедуру. Напряжение на клеммах аккумулятора должно вырасти до 13,5-15,5 В. Только в этом случае регулятор можно считать работоспособным. Увеличение или уменьшения величины напряжения, наоборот, говорит о том, что он неисправен.

Назначение устройства

Автомобили КамАЗ укомплектованы электрическим контуром, построенным по классической схеме с одним кабелем. Такая комплектация предусматривает один кабель для потребителей, в качестве кабеля номер два выступает остов машины. Работа эффективного электрического поля в схеме машины КамАЗ — 24 вольта, показатель достигается за счет применения аккумуляторов и устройства, генерирующего электрическое упорядоченное движение частиц.

Генерирующее устройство 4502.3771, Евро (3,4):

Генератор, это механизм, вырабатывающий электрическое упорядоченное движение частиц, и передающий созданный продукт проводке машины. Назначение механизма машины, питать потребителей при функционировании силового агрегата и параллельно передавать заряд аккумуляторам для дальнейшего накопления.

Механизм, генерирующий электрику машины КамАЗ, работает после достижения вращающим моментом показателя 1000 оборотов и выше. Начальный этап запуска мотора сопровождается отбором энергии аккумулятора, генерирующее устройство вступает в действие позже.

Как правило, автомобильные генерирующие устройства КамАЗ укомплектованы выпрямителем и механизмом регулировки напряжения. Выпрямитель преобразует переменный ток на три фазы, вырабатываемый генератором, в постоянный ток сети. Регулятор напряжения сглаживает значения, меняющиеся из-за разницы в оборотах мотора. Так же можете прочитать про Как завести КамАЗ: Инструкция.

История возникновения

Несмотря на то, что в основе нового грузовика лежит платформа модели ЗИЛ 170 (см. подробно о схеме электропроводки ЗИЛ 130 здесь), конструкторы внедрили совершенно новые и достаточно революционные технологии, позволившие получить принципиально новый вид транспортного средства .

Более того, КАМАЗ 5320 оказался очень перспективным для последующих модификаций.

И за годы выпуска на его базе в заводской программе были построены:

  1. Седельный тягач;
  2. Самосвал;
  3. Грузовик с удлиненной бортовой платформой;
  4. Семейство двухосных аналогов.


Справочно: Модели Камского автозавода в большинстве своем имели схожую конструкцию, и по существующей традиции, основные узлы и агрегаты на 80% были унифицированы. В частности, схема проводки КАМАЗ 5320 задействована на моделях 53215, 4325, 4410 и 5511.

На старых КАМАЗАх, которых еще достаточно много, ставился генератор Г273, позже ставился генератор Г273 В1 более мощный, но схема осталась та же и на старую машину можно смело ставить Г273В1.

Такие же генераторы ставились и на МАЗ

Замена больших генераторов на КАМАЗ, генератор 6582.3701 и 3122.3771 вместо Г288 см здесь

Схема генератора с пятипиновым разъемом на КАМАЗ

схема генератора Г273 на КАМАЗ

На следующем поколении машин ставился уже более продвинутый генератор 1312.3771 и его аналоги. Если его поставить на место генератора Г273В1, то он тоже будет работать.

схема генератора 1322 на КАМАЗ

Разберемся в нюансах.

Генератор Г273В1 28В, 45А. Унаследовал схему и конструкцию генератора Г273. Аккумулятор и генератор связаны через несколько точек, что снижает надежность соединения, но придется с этим мириться. На всех генераторах этого поколения ставится регулятор напряжения Я120 и его модификации.

Регулятор напряжения Я120М1, выполнен по схеме с двумя входами. Один вход для тока возбуждения, второй для включения регулятора. Смысл разделенных входов в том, чтобы ток возбуждения пропускать прямо изнутри генератора, и не проводить его по длинному пути через Вп и СТ – (выключатель приборов и стартера - тоже, что и замок зажигания).

Производители при разработке генератора, разумно решили использовать для этого генератора, давно стоящий на конвейере, ротор от генераторов 14 Вольтовых (сопротивление ротора 4,5 Ома). Чтобы такой ротор мог работать в 28 вольтовом генераторе, на обмотку возбуждения подается пониженное напряжение, для этого обмотка возбуждения питается не от линейного напряжения, а от фазного, которое, как известно, в 1,73 раза меньше линейного. Фазное напряжение снимается со средней точки обмотки генератора. Таким образом, ток возбуждения замыкается от средней точки звезды, через обмотку возбуждения и через выпрямитель (диодный мост)

Для чего стоит мощный резистор на регуляторе напряжения генератора Г273?

Первоначальное возбуждение, как для всех автомобильных генераторов, происходит от аккумулятора. При включении выключателя приборов и стартера (ВП и СТ), плюс 24В, приходит на точку В регулятора напряжения, регулятор открывается, и ток идет от плюса аккумулятора, на плюс генератора. Если на обмотку возбуждения 14 вольтового ротора попадет 24 Вольта, то обмотка почти сразу сгорит, поэтому далее, ток возбуждения идет через мощный резистор 75 Ом. Когда генератор заработал, ток возбуждения идет уже не от выхода генератора, где, действует 28 Вольт, а от средней точки обмотки, где как уже было сказано, напряжение пониженное (этот ток замыкается через диодный мост, поэтому выпрямляется).

То есть, резистор 75 Ом при первоначальном возбуждении ограничивает ток в обмотке ротора, рассчитанной на 12 В. Этот резистор, также, защищает обмотку возбуждения и регулятор напряжения от перегрева при включенном зажигании и неработающем двигателе.

Положительный опыт использования схемы генераторов с дополнительными диодами, определил выпуск следующего поколения генераторов для КАМАЗа. Регулятор напряжения Я120М1, позволяет разделить ток возбуждения и ток управления регулятором. В схеме с дополнительными диодами генератор возбуждается через лампочку маленьким начальным током, а потом, когда генератор заработал, ток возбуждения идет от обмотки генератора и выпрямляется дополнительными диодами. Так возникает короткий путь тока возбуждения. Схема не боится разрядки аккумулятора через обмотку возбуждения, когда включен ВП и СТ, а двигатель не работает.

Применение таких генераторов требует, применение лампочки для ограничения тока первоначального возбуждения. Лампочка стоит в панели приборов и позволяет контролировать работу генератора. В этой схеме появляется дополнительный провод от панели приборов к генератору.

Регуляторы напряжения КАМАЗовских генераторов

Я120 М1, аналоги 77.3702 , 443.3702 412.3702

Я120М1И2 аналог 77.3702-02

Регуляторы Я120М1 Я120М12

Я120М12 , аналог 77.3702-01

Регулятор напряжения КАМАЗ

регулятор генератора Г273 с гасящим резистором 75Ом Внутри установлен регулятор Я120М1

Регулятор напряжения для генератора 1322

Регулятор генератора с доп диодами 1312.3771. Внутри установлен регулятор Я120М1 или Я120 М12

Регулятор напряжения рекомендуется Я120М12, хотя работает и Я120М1

Нужно ставить на генератор только тот регулятор напряжения, который стоял, другой не подойдет. То есть, на Г273В1 не подойдет регулятор от генераторов 1312 (без резистора). На генераторы 1312.3771 и его его односхемные модели, нельзя ставить генератор с резистором, или надо его переделывать, проще купить такой какой нужно.

Генераторы С доп. диодами

3112.3771 аналог 6582.3701 Генераторы большого размера , но выполнены по такой же схеме с доп. диодами, и их, в крайнем случае, тоже можно заменить на Г 273В1

Есть еще "Ураловский" генератор 1702.3771

Теперь основной вопрос темы.

Можно. Провод лампочки остается лишним. Лампочка престает работать, но контролировать зарядку можно по амперметру.

Схема замены генератора КАМАЗ

Можно. Провода от лампочки нет, но первоначальное возбуждение генератора можно сделать прямо от аккумулятора, для этого надо подсоединить вход доп. диодов (куда должен подключаться провод лампочки) прямо к выходу генератора, к этой точке подключен и аккумулятор.

Аккумулятор при таком подключении не разрядится если выключен ВП и СТ, регулятор будет закрыт и ток через обмотку возбуждения протекать не будет.

схема замены генератора Г273 на 1322

Как подключить генератор на 3 провода

Нужно ставить на генератор только тот регулятор напряжения, который стоял, другой не подойдет. То есть, на Г273В1 не подойдет регулятор от генераторов 1312 (без резистора). На генераторы 1312.3771 и его его односхемные модели, нельзя ставить регулятор с резистором, или надо его переделывать, проще купить такой, который нужно.

Читайте также: