Ремонт генератора г 222 своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 01.09.2024

Электросхема принципиально разная. По этому придется переделать электрику.

Без какой переделки? Схему отключения лампы акб на приборке (через реле 702) всё-равно придётся колхозить.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Известно, что генератор Г-222 лучше чем Г221А, а в свою очередь 37.3701 лучше чем Г222.

В книге В.В.Литвиненко Электрооборудование автомобилей ВАЗ наткнулся на табличку с техническими подробностями конструкции генераторов.
Не уверен, что удастся воспроизвести данные в структуриваваном виде, поэтому по каждой строке цифры соответствуют генераторам в следующем порядке Г221А, Г222, 37.7101

Обмотка статора диаметр провода, мм 1,25 0,95 1
Обмотка статора число витков 10 9 8,5
Обмотка ротора число витков 500 460 420
Обмотка ротора сопротивление , ом 4,3 3,7 2,6

Для начала вопрос нет ли в цитируемых данных ошибок?
Все дальнейшие размышления имеют смысл если геометрически роторы и статоры вышеназванных генераторов одинаковы (т.е. не только диаметры, но и толщина пакета, число полюсов), и одинаковы магнитные свойства электротехнической стали (в основном по параметру индукция насыщения )

А мысль следующая если в генератор Г221 поставить ротор от 37,3701 или наоборот в 37,3701 статор от Г221 то параметры генератора должны улучшиться. Т.к. обмотка статора Г221 имеет больше витков (больше ЭДС), более толстый провод (меньше падение напряжения), а ротор от 37,3701 обеспечит индукцию мангитного поля в 1,5раза большую.
Также имеет смысл замена ротора в Г222 на ротор от 37,3701 улучшение параметров тоже за счет индукции. Ставить статор от Г222 в 37,3701 нет смысла, т.к. их параметры близки (витков чуть больше, но провод тоньше)

Поругайте, если не прав

Не в тему: а они(генераторы) взаимозаменяемы? Просто интересно.. У меня(как мы с тобой почти выяснили) видимо, 222ой.. Так вот могу ли я поставить новый, или мне (не дай Бог!)
бегать-искать тоже 222 (а выпускаются ли они ?) ?-(
И, если могу поставить новый, то что надо будет менять в проводке?

В мануале от "Третьего Рима" "Эл. обо ВАЗ 2104, 2105 и их модификаций)написано, что до 88 года ставили Г222, после - 37,3701. Следовательно по внешним крепежным размерам они одинаковые, но немного различается схема подключения (в мануале это есть)

Только вчера видел оный в "За рулем" на Новослободской.

?-(
: И, если могу поставить новый, то что надо будет менять в проводке?

Схема подключения этого 37.(и тд.д.) такая: +12В -
контрольная лампа - обмотка возбуждения. Купи вместе с генератором схему ЭО на 2107, там все есть.

За адресок - спасибо, бум знать. касательно.. : Схема подключения этого 37.(и тд.д.) такая: +12В -
: контрольная лампа - обмотка возбуждения. Купи вместе с генератором схему ЭО на 2107, там все есть.

>> схемы подключения, так на моей реэкспортной лампочка эта вааще не задействована Ж-(

А точно у тебя Г-222? Судя по году выпуска машины - да (если не заменяли). А вот как в Г222 затолкали регулятор напряжения от 37,3701? Не знаю, может они и нормально туда устанавливаются, но пока непонятно.

А на Я112 есть "плоско-штыревой" контакт? почему -то в мануалах он не изображен, Поэтому я считал что речь шла о регуляторе от 37,3701. Если я правильно помню диалог о схеме подключения - на этот вывод подано напряжение от замка зажигания- питание обмотки возбуждения, при других вариантах подключения генератор переставал работать.
Возможно, картинки кочуют из мануала в мануал, а самое интересное на них отсутствует.
Борис

Я, видимо, не так описАл тогда..Ж;-( на Я112 нет плоско-штырьевого контакта, на ней всего 4 контактных площадки (В,Б,Ш и еще неподписанная)
так вот к одной из них прижимается гнутая "интегралом" пластинка, на конце которой этот контакт и есть Ж-) Он торчит из металлического корпуса щеткодержателя когда всё "в сборе" и установлено на генераторе. Вот если проводок к нему не подключать, то генератор ничего не вырабатывает..
Интересно, что на генераторе всего 3 контакта: силовой, тот что описан выше(он торчит из щеткодержателя "в сборе"), и еще один тоже "плоско-штыревой", торчащий из самого генератора, недалеко от силового. Вот к этому третьему у меня ничего не подключено, и я не понимаю, что там д.б. Ж;-(((

Мои извинения за столь кривое описание Ж-(

На этот третий контакт : и еще один тоже "плоско-штыревой", торчащий из самого генератора, недалеко от силового. Вот к этому третьему у меня ничего не подключено, и я не понимаю, что там д.б. Ж;-(((
:
: Мои извинения за столь кривое описание Ж-(
+++ из генератора Г222 выведен средний вывод обмоток статора. Нужен для подключения реле РС702 в цепи контрольной лампы заряда. Ну или оставить свободным если не напрягает


Как и на любом авто, генератор на автомобиле ВАЗ 2107 инжектор работает параллельно с аккумулятором – это два источника питания машины, которые используются в разных режимах. В статье рассматривается генератор 37.3701, принцип работы генератора с разными характеристиками, в том числе с максимальным током в 80 Ампер, дается инструкция по подключению агрегата. Генераторная установка Г222 аналогична, необходимо только обратить внимание на некоторые отличия.

Конструктивные особенности

На автомобилях ВАЗ-2105 и других моделях генератор необходим для питания системы электроснабжения при работе двигателя. От него также производится зарядка аккумуляторной батареи. Практически до конца восьмидесятых на всех автомобилях устанавливали генератор Г-222.

генератор г 222

Начиная с модели ВАЗ-2108, устанавливали генераторы 37.3701. Его конструкция абсолютно такая же, как и у генератора Г-222, характеристики отличаются совсем немного. Имеются отличия в намоточных данных статора и ротора, немного иной тип регулятора напряжения и тока выпрямителя. Позднее 37.3701 начали устанавливаться и на автомобили ВАЗ-2105.

Где установлен генератор?

Если присмотреться внимательно, то окажется, что автомобильный генератор вырабатывает трехфазное напряжение. Это синхронные электрические машины, возбуждение обмоток производится при помощи электромагнита. Чтобы преобразовать переменный ток в постоянный, в задней части генератора устанавливается выпрямитель, который состоит из кремниевых диодов. Благодаря такой схеме подключения получается преобразовать трехфазное переменное напряжение в постоянное однополярное.

Монтаж генераторной установки производится возле блока двигателя, с правой стороны. Крутящий момент от шкива коленвала передается при помощи клинообразного ремня. На крышках генераторной установки имеются проушины, при помощи которых устройство закрепляется на кронштейнах. Внутри этих проушин установлены резиновые втулки, они позволяют сберечь их от повреждения при чрезмерной затяжке. Сверху генератор Г-222, схема подключения которого приведена на фото в статье, крепится к натяжной планке при помощи шпильки и гайки.

ваз 2105

В этом видео от Никиты Шурикова демонстрируется, как снять генераторную установку своими руками с вазовской классики.

В зависимости от года выпуска автомобиля схема подключения генератора ВАЗ-2107 может разниться. С годами добавлялись различные приборы в машине, потребление электроэнергии увеличивалось. Если в начале 80-х на машинах можно было встретить максимум радиоприемник или (в очень редких случаях) кассетный магнитофон, то в наше время список дополняется центральными замками, системами сигнализации и охраны, акустикой (сабвуферы, мощные усилители).

Различного рода устройства помогают водителю – видеорегистраторы, навигаторы, инверторы, зарядные устройства, насосы и др. И все они потребляют электроэнергию, а восполнить заряд помогает генератор, который заряжает аккумуляторную батарею до оптимального уровня.

Основные компоненты генератора

Можно выделить четыре основных элемента, из которых состоит генератор Г-222:

  1. Подвижный ротор, на котором имеется обмотка возбуждения.
  2. Статор – неподвижная часть, в которой вырабатывается электрический ток.
  3. Передняя и задняя крышки, изготавливаются они из сплава алюминия. Благодаря этому они имеют очень маленький вес, а самое главное – прекрасно охлаждаются.
  4. Ротор представляет собой вал с рифленой поверхностью. На нём запрессованы стальные полюса, имеющие форму клюва. Вместе с сердечником вал образует электромагнит. Внутри клювообразных полюсов находится пластиковый каркас, на котором имеется обмотка возбуждения. Края обмоток подключены к контактным кольцам с задней стороны ротора. Эти кольца смонтированы на пластиковой втулке.

Подшипники ротора

Чтобы облегчить вращение ротора, в передней и задней крышках устанавливаются подшипники. Они имеют закрытый тип, смазка заложена непосредственно во время изготовления устройства. Когда происходит эксплуатация, нет необходимости дополнительно закладывать туда смазочные материалы. При неисправности генератора Г-222, связанной с подшипниками, необходимо заменять ролики, ремонту они не подлежат.

Внутренняя часть подшипника, расположенного сзади, запрессована непосредственно на валу ротора. При помощи резинового кольца зажимается наружная часть подшипника. Внутренняя часть подшипника, расположенного в передней крышке, свободно установлена на роторе. Также там имеется дистанционное кольцо. Наружная обойма зажата при помощи двух шайб, зафиксированных четырьмя болтами.

генератор г 222 схема подключения

В передней части вала ротора при помощи шпоночного соединения установлен шкив и вентилятор, которым происходит охлаждение выпрямительного блока и внутренней части генератора. Поток воздуха поступает в окна, расположенные в передней крышке, свободно проходит по статору и ротору, после чего, охлаждая выпрямительный блок, вырывается наружу.

Статор генератора

Для изготовления статора используется электротехническая сталь. Множество пластин соединяются при помощи электрической сварки. Изнутри в статоре есть 36 пазов. Они изолированы при помощи лака или картона. В эти базы плотно укладывается три обмотки, которые позволяют вырабатывать трехфазное напряжение.

генератор г 222 характеристики

В задней крышке расположены следующие компоненты:

  1. Полупроводниковый выпрямительный блок.
  2. Регулятор напряжения и щеткодержатель в едином корпусе.
  3. Конденсатор.
  4. Подшипник.
  5. Силовые контакты.

Блок выпрямителя

На задней крышке находится выпрямительный блок. Он собран по мостовой схеме, содержит в себе шесть силовых полупроводниковых диодов. Если проводить диагностику этих устройств, то необходимо знать, что они пропускают электрический ток лишь в одну сторону. Диоды расположены на специальных алюминиевых держателях. Чтобы упростить крепеж, половина полупроводников соединяется с одной частью подковообразной пластины, другие со второй.

генератор г 222 неисправности

ЗАЗ 968 Пломбирчик › Бортжурнал › Генераторы Г222 и 372.3701. Отличия и мелочи.

Все интересные истории с генераторами у меня в принципе закончились) Но осталось ещё несколько тем, которыми я решил поделиться. В этой речь пойдёт о сравнении двух генераторов: Г222 (который в принципе считается ранним и устаревшим) и 372.3701 (который считается более современным).
Ну начну с наиболее заметных отличий, которые видны невооруженным взглядом.

Г222 менее мощный — 700 Вт, против 770 у 372.3701 (что соответствует максимальной силе тока 50 и 55 ампер соответственно). Если их разобрать, то это сразу бросается в глаза — провод на обмотке статора у Г222 тоньше.

Ещё в глаза сразу бросаются разные релюшки. У обоих генераторов они установлены непосредственно на самом генераторе и выполнены одним узлом с щётками. Но вот выглядят по-разному.

И теперь хотелось бы остановиться на них более подробно, просто для общего ознакомления)

Ну снаружи выглядят по-разному, это и так понятно) куда интереснее, что же у них внутри. Я всегда думал, что у обоих главной частью является транзистор. Но по всей видимости это не так. В электронике я особо не разбираюсь, но общие представления есть. Поэтому я решил раскурочить релюшку. Благо Я112В1 уже есть в сети, а Я212 мне было не жалко) И вот что получается

Как я понял, у Я112 основным регулирующим элементом является стабилитрон (его видно на плате, красный такой) и от его характеристик зависит выходное напряжение генератора. А вот у Я212 даже платы как таковой нет и, как я понял, представляет он собой транзистор в чистом виде.

То есть сам процесс регулирования напряжения в этих релюшках различается. Но я думаю, что заменить одну на другую можно. Потому что управление возбуждением ротора у них происходит по массе. То есть что я имею в виду.

Есть выносные регуляторы, как было допустим на нашем родном Г502А. В них одна щётка всегда соединена с массой. А релюшка управляет током, приходящим на вторую щётку.

На встроенных релюшках процесс происходит по-другому. Одна щётка всегда соединена с плюсом, а другую то подключает, то отключает от массы транзистор (ну это грубо конечно, но думаю так понятнее).

Поэтому получается, что и Я112 и Я212 управляют возбуждением по одной схеме, но только делают это немного по-разному. Так что думаю, заменить одно другим можно. Но только сделать это получится вместе с заменой задней крышки)) так как они разные у этих генераторов.

И ещё о релюшках. В частности о тех, что стоят на 372.3701. Та, что я раскурочил, была неизвестно с какого генератора, но была она вот такой:

Как видно, всё заржавело. То что заржавели контакты щёток, это в принципе ерунда, там всё равно всё пропаяно и контакт не исчезнет. Другое дело вот этот вывод:

Это соединение с массой. Если оно окислится, то можно получить проблемы с выходным напряжением.

Я112, кстати, имеет немного другую связь по массе

Тоже в принципе нормально, ничего не случается. А вот у релюшек Я212 контакт массы очень слабое место, поэтому за ним надо следить.

С релюшками на этом всё, что хотел — сказал.

Следующее отличие — диодный мост. По сути сами диоды одинаковые и можно вполне поставить мост с 372.3701 на Г222. Можно сделать и наоборот, нужно только изменить схему подключения. Всё дело в том, что 372.3701 — генератор с самовозбуждением. Я уже неоднократно говорил об этом в предыдущих постах.

Возбуждение на ротор (или правильнее сказать управление на транзистор) у него берётся не с замка зажигания, а через дополнительные диоды, непосредственно с фаз статора.

Насколько я понял, такая схема более перспективна, так как не имеет потерь на контактах замка. Если почитать мои предыдущие посты про Г222, то там я писал, что у меня прыгало напряжение. И происходило это именно из-за плохого контакта на замке и скорее всего из-за длинного провода. Поэтому я и поставил доп реле, для возбуждения ротора.

Регулятор напряжения

Благодаря этому прибору на выходе статорных обмоток удерживается оптимальное значение напряжения, независимо от того, с какой частотой вращается ротор. Причем значение напряжения будет удерживаться в диапазоне 13,6-14,6 Вольт, невзирая на то, какая нагрузка воздействует на двигатель и систему электроснабжения. Генератор Г-222, устройство которого такое же, как и у его последователя 37.3701, имеет малогабаритный регулятор напряжения.

генератор г 222 ремонт

Особенности устройства генератора

Схема подключения генератора

Если бы не было регулятора

В том случае, если бы не было этого прибора, напряжение на выходе генератора могло бы изменяться в огромном диапазоне – от 9 В до 25-30 В. Конечно, это сразу бы вывело из строя все потребители электричества. Основные условия работы любого генератора – это наличие постоянного магнитного поля, причем подвижного. Именно регулятор и позволяет создать постоянное поле. Чтобы скорректировать напряжение на выходе установки, в выпрямительный блок устанавливаются менее мощные дополнительные диоды. С их помощью можно немного увеличить напряжение на выходе.

Принцип работы агрегата и контрольной лампы заряда

Принцип работы генератора 37.3701 и Г222 идентичны. Генераторное устройство преобразовывает механическую энергию, которая появляется при вращении коленвала в электрическую. Полученная электроэнергия необходима для питания бортовой сети и подзарядки АКБ. Переменный ток преобразовывается в постоянный ток силой 80 Ампер благодаря выпрямительному блоку, состоящему из 6 диодов.

Трехуровневый регулятор поддерживает напряжение на необходимом уровне. После включения зажигания, напряжение проходит через лампу контроля, достигает трехуровневого регулятора, а далее попадает на обмотку возбуждения.

Данный процесс можно наглядно представить в виде схемы:

Схема электросоединений генератора

На схеме основные детали бортовой сети помечены следующими цифрами:

  1. Аккумулятор.
  2. Генераторная установка.
  3. Монтажный блок.
  4. Замок зажигания.
  5. Вольтметр для измерения напряжения.
  6. Лампа, контролирующая зарядку батареи аккумулятора.

Питание идет от трех диодов, которые расположены в выпрямительном блоке. Если после включения зажигания, контрольная лампочка не гаснет, то это значит, что аккумулятор недостаточно заряжен. В этом случае необходимо проверить, какое напряжение в бортовой сети. Технические характеристики генератора: при напряжении 13 В максимальный ток составляет 55/80 Ампер (автор видео — Владимир Загривый).

Как работает генераторная установка?

После того как включается зажигание, срабатывает реле, которое подает напряжение от положительной клеммы аккумулятора на регулятор. При этом регулятор напряжения переходит в открытое состояние, подает ток на обмотку возбуждения ротора. Питание от плюса аккумулятора поступает на регулятор, через обмотку возбуждения, на массу, то есть минусовой вывод АКБ.

генератор г 222 устройство

При этом вокруг ротора создается магнитное поле, причём оно постоянное. Как только начинает вращаться коленчатый вал, раскручивается и ротор генераторной установки. При этом под зубцами статора проходит то северный полюс, то южный. Магнитное поле движется, в результате этого на статорных обмотках вырабатывается электрический ток. После этого переменное напряжение, которое снимается с трех выводов статорной обмотки, поступает на блок выпрямителя.

В том случае, если частота вращения ротора увеличивается, на выходе генератора напряжение превышает значение в 14,6 Вольт, регулятор переходит в закрытое состояние. При этом ток на обмотку возбуждения не подаётся. И тогда резко уменьшается напряжение на выходе генератора, после этого регулятор открывается. Количество переходов в открытое и закрытое состояние может составлять до 250 раз за одну секунду. А на выходе генераторной установки изменения напряжения незаметны. Чтобы максимально сгладить пульсации электрического тока, а самое главное – избавиться от переменной составляющей, установлен электролитический конденсатор.

отличие генераторов г 221 от г 222

Схема генератора на инжекторных моторах


По сути, конструкция генераторной установки мало чем отличается от тех, которые устанавливались на карбюраторные моторы. Отличается только вид возбуждения и контроль исправности. В приборной панели установлена не только контрольная лампа, но и вольтметр, эти два прибора позволяют оценить и наличие, и уровень зарядки. Ток протекает по нити накала лампы и подается на обмотку возбуждения при старте двигателя. Схема подключения генератора ВАЗ-2107, независимо от года выпуска, подразумевает работу в следующем режиме:

Как разобрать генератор?

Чтобы разобрать генератор, необходимо сначала его снять. Для этого выкручивается гайка, расположенная на верхней планке. Снизу выкручивается болт, которым произведено крепление к блоку двигателя. Желательно перед началом разборки очистить и продуть устройство. После чего можно выкрутить гайку, при помощи которой крепится шкив. Дальнейшие действия:

  1. Съемником необходимо демонтировать шкив, аккуратно снять шпонку и шайбу.
  2. Теперь нужно отключить вывод регулятора. Регулятор напряжения закреплен на задней части генератора при помощи двух болтов. Выкрутите их.
  3. Аккуратно извлеките устройство вместе с щеткодержателем. После этого отсоедините конденсатор.
  4. Далее необходимо выкрутить гайки, которыми произведена стяжка крышек генераторной установки. Выкрутить винты, которые соединяют выводы диодов и обмоток статора.
  5. Выкрутите гайку на контактном выводе.
  6. Демонтируйте блок выпрямителя.

После этого можно полностью вынуть ротор и заняться диагностикой всех компонентов генератора. Отличия генераторов Г-221 от Г-222 незначительные, поэтому можно проводить разборку по вышеизложенной инструкции.

Генератор автомобиля ВАЗ разбирают для полной проверки исправности его элементов и замены неисправных статора, ротора, его подшипников и выпрямительного блока.

Отворачивание винта крепления щёточного узла генератора Г-221

1. Отверните винт крепления щеткодержателя генератора и снимите щеткодержатель.

Отворачивание гайки крепления шкива на ганераторе ВАЗ

2. Отверните гайку крепления шкива генератора, зажав шкив генератора в тиски через ремни (используйте штатный ремень генератора и какой-нибудь приводной ремень большого сечения, например от грузового автомобиля).

Спрессовка шкива с вала ротора генератора

3. С помощью съемника спрессуйте шкив с вала ротора генератора.

Шпонка шкива генератора ВАЗ

4. Выньте шпонку шкива генератора.

Отворачивание гаек крепления крышки генератора ВАЗ

5. Отверните четыре гайки крепления крышки генератора со стороны контактных колец (задней крышки), снимите пружинные шайбы.

Снятие задней крышки генератора вместе со статором

6. Снимите заднюю крышку генератора вместе со статором.

Вынимание ротора в сборе

7. Выньте ротор в сборе с задним подшипником из передней крышки генератора. Не потеряйте дистанционное кольцо, установленное на валу ротора (показано стрелкой).

Отворачивание гаек крепления крышки подшипника генератора

8. Отверните гайки крепления крышек переднего подшипника, опилив раскерненные концы винтов.

Снятие крышек переднего подшипника

9. Снимите винты, внутреннюю и наружную крышки переднего подшипника.

Выпрессовка переднего подшипника генератора ВАЗ

10. Выпрессуйте передний подшипник вала ротора из передней крышки генератора, используя оправку подходящего диаметра.

Отворачивание гаек крепления выводов обмоток статора генератора

11. Отверните три гайки крепления выводов обмоток статора от выпрямительного блока, снимите пружинные шайбы, выньте болты с изолирующими проставками.

Вынимание наконечника провода из крышки генератора ВАЗ

Отворачивание гайки крепления вывода 30

Вынимание выпрямительного блока ВАЗ

14. Выньте выпрямительный блок из задней крышки генератора.

Спрессовка заднего подшипника с вала ротора генератора ВАЗ

15. С помощью съемника спрессуйте задний подшипник с вала ротора.

Проверка состояния щёток генератора ВАЗ

16. Перед установкой проверьте состояние щеток генератора и измерьте их выступание из щеткодержателя (должно быть не менее 12 мм).

17. Соберите генератор в последовательности, обратной разборке.

ПРИМЕЧАНИЕ
После затяжки закерните гайки винтов крепления крышек переднего подшипника ( см. пункт 8 ) для предотвращения их самоотворачивания.

Читайте также: