Ремонт бордюрного камня своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 10.09.2024

Садовые бетонные бордюры окантовывают дорожки, цветники, клумбы. Из материала данной статьи вы узнаете об их плюсах и минусах, разновидностях. Кроме того, мы расскажем, как сделать их своими руками.

Достоинства и недостатки

Бетонные бордюры – функциональные и эстетичные ограждения для сада. От дорожного бордюра они отличаются меньшей высотой и скошенной фасадной стороной. Ширина таких изделий составляет 8 см, длина может составлять 0,5 или 1 м. Преимуществом поребрика является широкий спектр применения. Бетонные бордюры монтируют в жилых кварталах, на автопарковках, используют в коттеджном и дачном строительстве. С их помощью подчеркивают акценты ландшафта, в том числе цветники, отдельно стоящие деревья (используют для приствольного круга).

Бордюрный камень имеет массу преимуществ:

  • выполняет функции разграничения зон участка;
  • укрепляет границы дорожных покрытий;
  • отличается вариативностью дизайна и формы;
  • характеризуется прочностью и доступностью;
  • морозоустойчив, инертен к перепадам температуры;
  • подходит для садово-паркового и городского оформления;
  • отличается цветовой гаммой и типом составных элементов;
  • экологически безопасный, простой в уходе;
  • долговечный, декоративный, практичный;
  • устойчивый к механическим нагрузкам;
  • предусматривает замену элементов при необходимости.

Ключевым недостатком бордюров из бетона является вес, который затрудняет монтаж и демонтаж окантовки.

Ввиду большого веса его сложно сдвинуть с места или передвинуть, если захочется поменять размеры и форму ограждаемого участка. Поэтому перед установкой нужно планировать тип конструкции и ее точное расположение.

Разновидности

Бетонный бордюрный камень бывает разным. Классифицировать бордюр можно по разным признакам. Например, бордюры из бетона бывают раздельными и монолитными.

По способу расположения

Весь выпускаемый ассортимент садовых бордюров из бетона делится на 2 группы: 1-стороннего и 2-стороннего вида. Каждый тип имеет свои отличия.

  • Модификации первой группы применяют в ярусном расположении площадок. Односторонний бордюр нужен там, где 1 сторона ограждаемого участка выше (ниже) другой. Его форма прямоугольная, слегка скошенная сверху с одной стороны.
  • Двусторонние аналоги выполняют разделительную функцию. Они узкие, закругленные в верхней части, имеют расширенное основание. Их используют для зрительного разделения поверхности одной высоты (тротуара, газона).

По назначению

Бетонный бордюр различается сферой применения и делится на 3 разновидности. Каждая из них имеет свои особенности.

От назначения ограждения зависят его вес, марка и способ изготовления. Эти данные прописаны в ГОСТе 6665-91.

Садовый

Садовый бордюрный камень используется в создании ландшафтного дизайна. Его производят из мелкозернистого бетона, им обрамляют клумбы и дорожки, подбирая желаемые оттенки кромки. В сравнении с другими аналогами, он меньше весит и не столь объемный. Это отличный защитный барьер для дорожек от грязи, попадающей с поверхности газонов. Примерный вес составляет 40 кг, по прочности на сжатие – класс В22.

Тротуарный

Декоративный тротуарный бордюр чуть крупнее садового аналога. В целом он не так сложен в монтаже. Его можно использовать для оформления тротуаров придомовых территорий загородных домов. Тротуарный бордюр – профилактика разрушения дорожек, он облагораживает обустраиваемую территорию, очерчивает границы перемещения по чистой поверхности.

Дорожный

Данный бордюр крупнее предыдущих аналогов, его высота больше. Его прочностные характеристики лучше. Такое ограждение устанавливают вдоль тротуаров и автомобильных дорог, сберегая их целостность. Его производят из смеси тяжелого бетона. Он способен защитить людей от случайного наезда автомобиля.

Форма и размеры

Размеры напрямую связаны с назначением и формой, которая, кроме стандартной, может быть самой разнообразной. Ландшафт может украсить не только тонкий, но и фигурный камень, например, радиусный (полукруглый) или монолитный круглый. Круглые ограждения чаще всего используют для очерчивания клумб.

Согласно ГОСТу 6665*91, бортовые камни имеют несколько форм:

  • БР – рядовой прямолинейный;
  • БУ – прямолинейный с уширением;
  • БУП – прямолинейный с прерывистым расширением;
  • БЛ – прямой с лотком;
  • БК – изогнутой формы;
  • БВ – въездной бортовой.

Размеры рядового садового бетонного бордюра по ГОСТу составляют 1000х200х80 мм. При этом параметры декоративной фаски, имеющейся на верхней грани, составляют 15х15х45градусов. Бетонный поребрик для клумб может иметь и другие габариты (например, 500х210х70, 500x200x80, 1000х300… 340х180 мм).

По заказу покупателя возможно изготовление блоков длиной 500, 600, 800 мм. При этом можно договориться с производителем о предпочтительном типе формы. Помимо привычного вида, сегодня можно заказать даже фигурные блоки либо столбики. При этом газонный камень может иметь различный цвет и стиль.



Инструменты и материалы

Самостоятельное изготовление садового бордюрного камня из бетона займет немало времени, в этом заключается основной недостаток оформления ландшафта придомовой территории на даче своими руками. Благоустроить участок можно 2-мя способами: путем установки штучных элементов и посредством заливки монолитной конструкции предпочтительной формы и размера.

Чтобы сделать садовый бордюр самому, понадобятся специальные формы для заливки раствора. Они бывают металлическими и полимерными, продаются в специализированных магазинах, используются многократно. Формы можно не только купить, но и взять напрокат. Их можно сделать из подручных материалов, например, из:

  • цветочных контейнеров;
  • отражателей от ненужных люминесцентных лампочек;
  • обрезков труб с тонкими стенками.



При необходимости можно сделать формы из металлических листов, фанеры, струганых досок и иных материалов. Для раствора нужно подготовить:

  • цемент М 400 либо М 500;
  • песок;
  • мелкий щебень (гравий не более 4 см);
  • пластификатор для бетона;
  • холодную воду;
  • пигмент для бетона (по необходимости).





Также понадобятся строительный миксер или бетономешалка, вибростол, строительный уровень, рулетка, тара для замешивания раствора. Стоит заранее подготовить шпатель, лопату и мастерок. Литьевой тип камня потребует монтажа опалубки. Для ее создания необходимо подготовить листовой материал с гладким типом поверхности (фанеру, доски, листы металла).



Если самостоятельное изготовление кажется сложным, можно купить готовую опалубочную конструкцию, произведенную на заводе. Ее элементы крепят посредством гвоздей, штырей, брусков.

Для усиления конструкции используют арматуру с диаметром прутьев 0,6 см. Литьевой камень позволяет создавать бордюры разной формы: с закруглениями, поворотами, декоративными элементами. Выбор типа ограждения зависит от сложности формы ограждаемого объекта. Также в работе понадобятся ножовка, шнур, молоток.

Этапы изготовления своими руками

Создание бордюрного камня состоит из двух последовательных шагов: приготовления раствора и его заливки в формы с последующей расформовкой.

Подготовка раствора

В зависимости от типа используемого цемента, пропорции рабочей смеси могут различаться. Обычно цемент, песок и гравий берут в соотношении 1х2,5х3 для цемента марки М 400 и 1х3х4 для марки М 500. Сразу в бетономешалку закладывают 1/2 часть нормы песка и щебня. Затем их перемешивают в течение 2-3 мин. Расход сырья зависит от количества камней и их размера.

Далее вносят полную норму цемента, оставшиеся части песка и щебня. Выполняется замешивание в течение 4-5 мин. Пластификатор растворяют в воде, после чего жидкость заливают в сухую смесь. Воду добавляют постепенно, образуя состав для бетонирования необходимой вязкости.

Если нужен цветной состав для заливки, пигмент добавляют в воду до заливки в сухую смесь.

При использовании бетономешалки все составляющие помещают в устройство, не останавливая его.

Заливка в формы

Чтобы не портить бордюрные блоки при вынимании из форм, непосредственно перед заливкой поверхность форм внутри смазывают растительным маслом либо иным жирным составом (например, машинным маслом). Их помещают на вибростол для получения более качественных бетонных блоков. Если вибростола нет, для уплотнения смеси используют молоток. Им постукивают по боковинам форм для того, чтобы из бетона вышел воздух.

Если не обойтись без армирования, формы заполняют бетоном наполовину. Выполняют нарезку арматурных прутьев, после чего их помещают в формы и заливают доверху. Затем выполняют уплотнение. Раствор оставляют в формах на 2-е суток, после чего занимаются расформовкой. После этого блоки должны выстоять не менее 4-х недель. Все это время камень увлажняют водой. Опрыскивание является профилактикой трещин готовых блоков.

Затем их можно использовать для монтажа ограждения. При несоблюдении режима выдержки камни в ходе эксплуатации могут трескаться.

По желанию в раствор можно добавить разные декоративные компоненты: битое стекло, гальку, мозаику. Чтобы они располагались по верхнему краю бордюра, их кладут на дно форм перед заливкой.



Если по дизайну запланирован рисунок, его отпечатывают штампом, пока бетон полностью не застыл. Когда необходимо украсить бордюр светодиодной гирляндой, в боковой части блоков выполняют продольное углубление.



Установка бордюра

Бетонные блоки устанавливают на ребро либо широкую сторону. Согласно правилам установки, блоки монтируют перед началом мощения по следующей технологии:

  1. вдоль границ будущей дорожки (площадки, клумбы) выкапывают траншею на глубину укладки;
  2. подготавливают бетон;
  3. ограждения устанавливают на свежий бетон по уровню (они должны утопать примерно на 1/2);
  4. после высыхания бетона засыпают траншею с фасада мощения.







Штучные камни устанавливают с зазором 3-4 мм по торцу. Их заливают бетоном, его трамбуют штыкованием. Замазывание зазоров проводят тонким шпателем. Камень не должен выступать над уровнем грунта выше чем на 5 см.

Правильно установить монолитный бетонный бордюр несложно. Его установку производят на подушку, углубляя в почву. При копке траншеи учитывают глубину в 1/3 высоты камня. Также к параметрам добавляют высоту подушки (10-15 см).

При устройстве новых дорожек камни устанавливают сразу. Производят трамбовку подготовленных канав, сыплют песок либо щебень, затем его уплотняют. Далее занимаются монтажом опалубки с краев траншеи. После подготовки опалубку заливают бетонной массой. Производят уплотнение смеси, затем верх ровняют шпателем. Через трое суток снимают щиты. Преимуществом литьевого камня является отсутствие швов.

В ходе установки необходимо учесть важный нюанс: установка бордюров для клумб и насыпных дорожек различается.

Располагающуюся на газоне клумбу ограждают камнем на песчаной подушке. Устойчивость блоков будет обеспечиваться их весом. В штучные блоки устанавливают металлические штыри.

Нагрузка на бордюры, располагающиеся вдоль дорожек, больше. В этом случае необходима профилактика расползания и деформирования блоков. Их установку выполняют на цементный раствор. Технология подразумевает насыпание песка и гравия на дно траншеи. После выполняют заливку раствора и установку блоков. Их ровняют по уровню либо натянутому шнурку. Когда раствор схватится, приступают к засыпке траншеи почвой и ее уплотнению.



Чем покрасить?

Если хочется изменить цвет серых бетонных бордюров, их можно облагородить фасадной краской на водной основе. Такие материалы используют для покраски фасадов и иных поверхностей на улице.

Украсить поверхность бетона можно воздухопроницаемым и водонепроницаемым составом (например, на основе акрила).



В ассортименте строительных магазинов есть специальная краска для бетонного камня. Окрасить поверхность ограждения можно краской на полиуретановой основе. Такие красящие продукты устойчивы к выгоранию и истиранию. Можно облагородить поверхность бордюра специальной краской для тротуарной плитки, дорожным красителем, переносящим любые температурные перепады.

О том, как правильно установить бетонный садовый бордюр на своем участке, вы сможете узнать из видео ниже.

Со временем эксплуатации дорожного полотна изнашиваются бордюры. Наша статья посвящена тому, как проводится работа по замене бордюров на дорогах Особое внимание уделим технологии замены бордюров на дорогах, что нужно знать рядовому человеку, который решит собственноручно заменить ограждение дороги на своем участке.

Что такое бордюр?

Состоит бордюр из металлического основания (каркаса) изготовленного из стальных прутьев, внешне залитых бетоном. Форм поребриков огромное количество в зависимости от предназначения, больших размеров для автомобильных дорог, не много меньше для разделения тротуаров и зеленых зон в парках и скверах. При изготовлении отталкиваются от веса, если масса одного элемента достигает более 45 кг, тогда в каркас приваривается специальная стропильная проушина, чтобы можно было поднять краном. Небольшие бордюры кантуют вручную при помощи специальных подъемников.

ПРИМЕЧАНИЕ
Установленный правильно бордюрный камень повышает безопасность и привлекательность дороги.

Когда требуется работа по замене бордюров на дорогах?

Демонтаж старых элементов дорожного покрытия может выполняться по нескольким причинам:

Работа по замене бордюров на дорогах

ПРИМЕЧАНИЕ
Неправильно подобранные бордюры могут кардинально преобразить стиль и архитектуру города. Подобные эксперименты проводили в Европе, однако после негативных заключений историков, в старых частях городов от такой практики отказались.

Для удаления старых элементов понадобится специализированный инструмент, без которого сложно выполнить эту работу качественно. В дорожных службах на вооружении имеется грунторез, которым в отведенных местах делается надрез полотна параллельно от бордюра.

ПРИМЕЧАНИЕ
Важно, чтобы глубина прорези соответствовала высоте самого камня иначе можно нарушить целостность всего покрытия.

Прорезь делается на расстоянии не менее 10-15 см. от камня, в конкретных случаях может отличаться исходя из размеров элементов. Как уже выяснили, глубина прорези соответствует высоте бордюра, это делается для того, чтобы в последующем надежно и качественно установить новый элемент и обеспечить герметизации с остальным полотном.

Кроме того, нужно обкопать и с обратной стороны бордюра, убрав в ширину порядка 20 см. грунта или насыпи. Глубина копки должна быть на 10-15 см. ниже, чем установлен поребрик. Это позволит качественно подготовить подложку под новый материал.

Работа по замене бордюров на дорогах

Подготовка основания

  • земляная;
  • бетонная;
  • щебенчатая.

Работа по замене бордюров на дорогах

Установка новых камней

На площадку ремонта материал привозится специальным манипулятором, так как элементы массивные. Ручное кантование допустимо только элементов, вес которых не превышает 25 кг. После подготовки подушки или заливки бетона, манипулятор ставит бордюр в место установки. Далее с помощью ломов или специального ручного подъемника рабочие двигают его, выставляя по контуру.

В случае, когда происходит бетонирование камней, нужно учесть что требуется оставить отступ между покрытием и бордюром, шириной 5 см. С обеих сторон заливают на уровень не выше 5 см. до основного полотна. В некоторых случаях даже меньше, если в последующем предполагается формирование монолитного полотна. Когда формируется полностью бетонное покрытие, без последующего асфальтирования, бетон выравнивается с остальным полотном.

ПРИМЕЧАНИЕ
Не забывайте, что с тыльной стороны бордюра, заливку нужно делать не выше 5-7 см от верхнего слоя грунта. Тем самым вы оставляете место для засыпки плодородного слоя земли, восстанавливая естественную среду, особенно это касается парковых зон.

Работа по замене бордюров на дорогах

Восстановление обочины и дороги

Вместо асфальта могут использовать еще и бетон, однако необходимо учитывать тот факт, что заливка пространства между полотном и новым бордюром, выполняется бетоном, только если остальное полотно состоит из такого же материала.

Восстановление обочины также является обязательной, весь грунт, изъятый во время ремонта, должен быть возвращен и утрамбован виброплитой.

Работа по замене бордюров на дорогах

Как видим, работа по замене бордюров на дорогах достаточно простая по технологии, но нужно все-таки знать особенности и понимать саму технологию. Учитывая, что работа по замене бордюров на дорогах особой сложности не представляет, для её выполнения редко привлекается более трех или четырех человек. Также к ним в помощь направляется специализированная техника, оснащенная манипулятором для подъема и установки бордюрных камней большой массы.


В процессе эксплуатации автомобильной дороги может потребоваться замена бордюра.

В статье описывается технология замены бордюров на дорогах.

Что такое бордюр (бордюрный камень)?

Бордюр – это декоративный элемент дорожного покрытия, позволяющий сделать дорогу ровной и красивой. Также бордюр является разделительным элементом, чтобы отделить проезжую часть, тротуар и газон друг от друга, или выделить островок безопасности. Еще одна функция бордюра – защита тротуаров и проезжей части дороги от попадания грязи и глины. Внутри бордюра каркас из стальной арматуры, обеспечивающий прочность на излом, снаружи залитый в специальной форме бетон.

У всех крупных бордюров, вес которых превышает пятьдесят килограмм, на нижней стороне есть петли для крепления крановых строп. Бордюры имеют несколько видов форм и размеров, что облегчает подбор лучшего бордюра для конкретных работ.

В каких случаях требуется замена бордюров?

Бордюры нужно заменить, если произойдет следующее:

Удаление старых бордюров

Удаление старых бордюров

Для удаления старых бордюров необходимо обкопать их со стороны обочины.

Для удаления старого бордюра требуется прорезать дисковым грунторезом покрытие параллельно бордюру на расстоянии 10-15 сантиметров от него. Глубина прорези должна быть равна глубине посадки бордюра. Такой прорез необходим для качественного закрепления нового бордюра и обеспечения герметизации дорожной одежды.

Для удаления старых бордюров необходимо обкопать их со стороны обочины. Бордюры удерживаются на месте с одной стороны покрытием, с другой грунтом обочины. Обычно обкапывают на ширину 20-30 сантиметров. Траншея должна быть на 5-10 сантиметров глубже нижней части бордюрного камня. Это позволит более качественно провести подготовительные работы перед установкой нового бордюра.

Бордюры удаляются вместе с отрезанным участком покрытия.

Подготовительные работы перед установкой

После удаления старого бордюра необходимо осмотреть место установки бордюра. Это может быть грунт, щебенчатое или бетонное основание дороги. При установке бордюра на грунт, необходимо проверить плотность грунта, несколько раз ударив по нему ручной трамбовкой. Если грунт не требует уплотнения, можно приступать к созданию подушки. Для подушки используется щебень фракции 5-10 миллиметров или чистый песок.

В местах большой нагрузки на бордюры (стоянки, парковочные места, разграничение проезжей части и тротуара или газона) возможна установка бордюра на бетон. В этом случае крепление бордюра будет более прочным, чем обычно. Толщину подушки определяют исходя из требуемого возвышения бордюра. Согласно ГОСТ высота установки бордюра должна быть 10 ± 1 сантиметр, но в реальности встречается и 5 и 15 сантиметров.

Подготовительные работы для установки бордюров

Подготовительные работы перед установкой бордюров предполагают создание подушки. Для подушки используется щебень фракции 5-10 миллиметров или чистый песок.

Установка новых бордюров

Бордюры доставляются к месту ремонта на машине с краном-манипулятором. После подготовки подушки, а в случае бетонирования, после укладки слоя бетона или раствора, кран-манипулятор переносит бордюр на место и кладет на проезжую часть. Рабочие передвигают и опрокидывают бордюр на место с помощью ломов. Затем двигая ломами, выставляют направление бордюра и необходимое прижатие к покрытию.

При бетонировании между покрытием и бордюром оставляется промежуток шириной в 5 сантиметров, предназначенный для заливки бетона. После установки бордюра, его с обеих сторон заливают бетоном. Если сверху планируется настелить горячее асфальтобетонное покрытие, то высота бетона должна быть ниже уровня покрытия на 5 сантиметров. Если планируется покрытие из литого асфальтобетона, то ниже на один сантиметр.

Если планируется полностью бетонное покрытие карты, то предварительную заливку бетоном не производят, а сразу же заливают полностью, выравнивая слой бетона по покрытию дороги. С наружной стороны бетон должен быть ниже на 3-5 сантиметров, чтобы нормально восстановить обочину.

Установка новых бордюров

При бетонировании между покрытием и бордюром оставляется промежуток шириной в 5 сантиметров, предназначенный для заливки бетона. После установки бордюра, его с обеих сторон заливают бетоном.

Восстановление покрытия и обочины

Для восстановления асфальтового покрытия лучше всего использовать литой асфальтобетон.

Для укладки любого асфальтобетона бордюр и покрытие обрабатывают битумной эмульсией. Укладку литого асфальтобетона производят с помощью кохера, регенератора или ремонтера.

Асфальтобетон заливается в пространство между бордюром и покрытием, и разравнивается. Укладку горячего асфальтобетона проводят при помощи лопат. Горячую смесь распределяют по всей ширине пустого пространства и уплотняют виброплитами. Восстановление покрытия с помощью бетона применяется только на бетонных дорогах.

Бетон высыпают в пустое пространство и разравнивают лопатами и скребками. Для восстановления обочины возвращают на место грунт, изъятый при снятии старых бордюров, после чего уплотняют его виброплитой или ручным катком.

Восстановление обочин и бордюра

Бетон высыпают в пустое пространство и разравнивают лопатами и скребками.

Замена бордюров достаточно простая операция, осуществляемая силами двух-трех рабочих, и небольшого количества строительной техники.

Как правильно уложить бордюр

Чтобы отделить проезжую часть от пешеходного участка, необходимо установить разделитель, в роли которого может использоваться бордюрный камень. Существуют различные способы его установки, а в нашей статье мы узнаем, как правильно уложить бордюр и какие предварительные работы нужно провести, чтобы конструкция получилась прочной.

Как правильно уложить бордюр

Как уложить бордюр

Что нужно подготовить до начала выполнения работ

Сперва необходимо выбрать технологию укладки бордюра и закупить соответствующие материалы в магазине. Перечень материалов в зависимости от применяемой технологии мы рассмотрим ниже, однако отметим, что чаще всего бордюр делают на основе жидкого бетона, готовых блоков и пластиковых изделий. Вне зависимости от применяемой технологии необходимо также подготовить дополнительные инструменты: лопата, строительный молоток, уровень.

Обратите внимание! Если будете ставить бордюр по технологиям монолитной конструкции или готовых блоков, Вам также понадобится бетон, песок и мелкий щебень + бетономешалка для приготовления смеси.

Порядок выполнения работ

Существует множество различных подходов, позволяющих выполнить монтаж бордюрной конструкции на участке. Наибольшей популярностью пользуются три технологии — монолитная бетонная конструкция, укладка пластикового бордюра, установка бордюрного камня на песчано-цементную смесь. Каждая из технологий обладает своим порядком выполнения работ, хотя некоторые шаги будут схожими. Ниже мы кратко рассмотрим особенности, преимущества и недостатки каждой из технологий, а потом в деталях рассмотрим каждый из алгоритмов монтажа.

Технология укладки бордюров

Технология укладки бордюра

Технология укладки бордюра

Как мы уже сказали ранее, существует три основных подхода по созданию бордюра:

  • Монолитный бетонный бордюр. При таком подходе в земле выкапывается глубокая траншея по всей длине участка, в которую устанавливается опалубок. Потом мастер готовит бетонную смесь, заливает ее в опалубок и дожидается застывания бетона — в результате он получает очень прочный монолитный блок. Технология на сегодняшний день считается устаревшей, поскольку мастеру нужно сделать большой опалубок и приготовить много бетона, а получившаяся конструкция будет обладать не слишком приятным внешним видом. Однако она все еще используется на технических площадках, где фактор эстетической красоты имеет второстепенное значение.
  • Монтаж пластиковых бордюров. При таком подходе мастер покупает пластиковый готовый бордюр, выкапывает траншею по периметру дорожки, устанавливает пластик и скрепляет его с землей с помощью специальных штырей или гвоздей. Пластик отличается приятным внешним видом, а монтировать его в землю достаточно просто. К сожалению, пластик серьезно проигрывает бетону в прочности, поэтому на практике его обычно используют для декоративной отделки (например, для отделения клумб или пешеходных дорожек от газона на территории парков).
  • Установка бордюрного камня на песчано-цементную смесь. В данном случае мастер покупает готовые бетонные блоки, выкапывает траншею и кладет на ее дно подушку на основе песка и щебня. Потом он заливает подушку песчано-цементным раствором и устанавливает на него бетонные блоки. Блоки отличаются очень высокой прочностью, но посредственным внешним видом. Поэтому эту технологию обычно используют для создания бордюров между проезжей и пешеходной частью дороги.

Обратите внимание! Последнюю технологию можно легко адаптировать и под другие материалы (например, каменные или клинкерные блоки).

Монолитный бетонный бордюр

Монолитный бетонный бордюр

Монтаж монолитного бетонного бордюра

Для монтажа Вам понадобится бетон для приготовления монолитной конструкции, а также опалубок, куда будет заливаться смесь. Главная проблема с технологией монолитного бордюра заключается в сложности изготовления — если бордюрная конструкция будет слишком длинной, придется либо делать длинный опалубок, либо проводить работы поэтапно. Поэтому эта технология обычно используется при создании небольших конструкций на предприятиях. Алгоритм действий:

  1. На земельном участке делается разметка, а потом в земле выкапывается траншея на глубину 15-20 сантиметров. Дно траншеи засыпается мелким щебнем и песком на 5-6 сантиметров.
  2. Мастер делает опалубок на высоту бордюра по всей его длине, а потом устанавливает его на слой щебня. Для опалубка применяются фанерные или металлические листы, которые ставятся на внешние подпорки.
  3. Внутрь опалубка можно установить армирующий металлический каркас небольшой толщины (5-6 миллиметров) — это сделает конструкцию более прочной и надежной.
  4. Теперь мастер готовит смесь для заливки — 1 часть воды, 4 части песка, 8 частей щебенки и 2 части цемента. Получившийся состав перемешивают, пока он не получится однородным и очень густым.
  5. Бетонную смесь заливают в опалубок и дожидаются ее полного высыхания. Потом опалубок демонтируют — монолитная конструкция готова.

Обратите внимание! Расходы бетонной смеси должны составлять примерно 1-2 ведра на 1 метр бордюрной конструкции.

Укладка пластиковых бордюров

Укладка пластиковых бордюров

Пластиковый бордюр

Пластиковые бордюры — это гибкие эластичные изделия в виде уголка, которые собираются в рулоны. Пластик отличается большим количеством расцветок и форм, поэтому человек сможет подобрать для своего участка оптимальный материал. Пластиковый бордюр очень легко монтировать, однако он отличается невысокой прочностью. Поэтому эту технологию обычно применяют в декоративной отделке на частных участках и в парках (например, для отделения цветочных клумб от газона).

Пошаговый алгоритм монтажа:

  1. На участке выполняется разметка, а потом выкапывается траншейная яма по высоте пластика. Дно ямы трамбуется, однако подушку на основе гравия и песка делать не нужно.
  2. По краю вырытой траншеи устанавливается пластиковый бордюр, который прикрепляется к земле с помощью металлических штырей (они входят в комплект).
  3. После монтажа верхнюю часть присыпают небольшим слоем земли — конструкция готова. После монтажа пластика можно сразу приступать к установке плитки.

Установка бордюра на песчано цементную смесь

Установка бордюра на песчано цементную смесь

Бордюр на песчано-цементную смесь

Для создания бордюра могут использоваться готовые бетонные блоки. Они монтируются непосредственно в траншею на песчано-цементную смесь, которая обеспечивает хорошее схватывание блока с землей. Бордюрный камень обычно изготавливается из бетона марки M400, что делает конструкцию очень прочной и надежной. Бетон хорошо выдерживает механические удары и не вступают в реакцию с водой или химически активными веществами. Еще один плюс бетона — это его низкая цена, что делает конструкцию достаточно дешевой.

Габариты готового бордюрного камня могут быть достаточно разными — в зависимости от того, какую именно инженерную задачу хочет решить строитель. Длина блока обычно составляет 85-100 сантиметров, а ширина — 15, 20, 30 и 40 сантиметров. Более толстые блоки оптимально подходят для отделения проезжей части от дороги, а более узкие — для разграничения велосипедных дорожек. Готовый бордюрный камень обычно не применяется для отделки парков, клумб и частных земельных участков, поскольку он не обладает высоким эстетическими качествами.

Технология монтажа будет во многом похожа на предыдущие подходы:

  1. На земельном участке проводятся разметочные работы, а места будущего расположения бетонных блоков отмечают с помощью колышков и длинной веревки. После этого снимается верхний слой почвы и создается траншея, глубина которой должна равна высоте бордюрного камня + 7-10 сантиметров для слоя песка, щебня и раствора.
  2. Дно траншеи утрамбовывается, а потом на нее кладется слой геотекстиля. Теоретически без него можно обойтись, однако при его наличии земля не будет смешиваться с щебнем, что увеличит долговечность конструкции. После этого кладется дополнительный слой на основе мелкого щебня и песка толщиной 5-10 сантиметров.
  3. Теперь мастеру необходимо приготовить раствор для монтажа бордюрного камня. Оптимальным вариантом будет использования раствора на основе 3-4 частей песка и 1 части цемента. Воды добавлять нужно совсем немного — в результате Вы должны получить густую однородную смесь.
  4. Песчано-цементная смесь кладется толстым слоем в 5-6 сантиметров, а потом на нее сразу же устанавливается бордюрный камень. С помощью молотка строитель может делать легкие удары для подгонки камня на цементной подушке, а места стыков замазываются цементом.
  5. Вокруг установленного фрагмента рекомендуется сделать строительной замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см. После застывания цемента пространство между блоком и грунтом засыпается песком и щебнем, а потом выполняется трамбовка и присыпка грунтом.

Установка машиной

Установка машиной

Установка бордюра машиной

При укладке дорог бордюр обычно укладывается по технологии монтажа готовых блоков на песчано-цементную смесь. Однако готовые бетонные блоки отличаются большим весом — не менее 18 килограмм, поэтому рабочий должен находится в хорошей физической форме, чтобы сделать укладку быстро. Эта проблема не слишком актуальна в случае коротких дорог, но она может быть критична при монтаже больших автомагистралей (рабочему придется постоянно таскать тяжелые глыбы, поэтому он будет быстро уставать).

Чтобы обойти эту проблему, укладка может осуществляться с применением бордюр укладочной машины:

  • Бордюроукладчик имеет вид небольшого колесного или колесно-гусеничного транспортного средства, которое состоит из небольшой тележки для блоков, кабины управления и манипулятора. Работы обычно проводятся в паре — один человек управляет машиной, а второй делает укладку.
  • На конце манипулятора есть специальная насадка, которая позволяет зафиксировать в ней один бордюрный блок. Работы по установке бордюра осуществляется в стандартном порядке — выигрыш заключается только в скорости непосредственной укладке блоков на бетонную смесь на дно траншеи.
  • Для монтажа рабочие выкапывают траншею, делают подушку, заливает ее бетоном. Потом один рабочий запускает машину и садится внутрь нее, а другой помещает бордюрный блок в насадку на манипуляторе. Потом он подтягивает манипулятор к нужному участку, устанавливает блок в землю, выравнивает его молоточком, берет новый блок, монтирует его в траншею и так далее.
  • В результате монтаж идет очень быстро, а рабочие не устают при укладке бетонных блоков. Практика показывает, что при использовании машины можно уложить до 400-700 метров бордюра за 1 рабочую смену, что является хорошим показателем с точки зрения производительности труда.

Укладка своими руками

Поребрик и бордюр — в чем разница

Поребрик и бордюр

Технологии поребрик и бордюр

Поребрик и бордюр — это две схожие, но все же разные технологии, а их основные отличия заключаются в следующем:

  • Бордюр устанавливается таким образом, что он не возвышается или возвышается незначительно над уровнем основной дорожки. С его помощью можно отделить одну зону от другой — например, плиточную дорожку или клумбу от основного газона. При монтаже обычно используется подход, когда бордюрный камень устанавливается непосредственно в землю перед укладкой облицовочных материалов и служит в качестве упора для плитки.
  • Поребрик монтируется так, что он возвышается над уровнем основной дорожки, создавая своеобразный перепад или ступеньку. С помощью поребрика соединяют зоны, которые находятся на разной высоте — например, проезжую часть с участком для пешеходов. При монтаже обычно используется подход, когда бордюрный камень монтируется на уже установленную плитку, а сам монтаж осуществляется на финальньм этапе работ.

Заключение

В заключение хочется отметить, что установка бордюра — достаточно простая задача, справится с которой сможет даже начинающий мастер. Однако если Вы сомневаетесь в собственном мастерстве, рекомендуется обратится за помощью в строительную компанию, чтобы профессиональные рабочие выполнили монтаж за Вас. Установкой бордюров сегодня занимаются практические любые строительные фирмы, а за свои услуги они не возьмут много денег.

Читайте также: