Ремонт акпп туарег своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 08.09.2024

Вскрытие показало: неисправность гидроблока, разрушена втулка масляного насоса, ступица.

Что сделано: замена ремкомплекта, масляного насоса со ступицей, восстановление бублика и блока клапанов, фильтр масло.

GEARMATIC — частичный и капитальный ремонт АКПП Фольксваген Туарег 2.5 в Москве с гарантией.

Если вы почувствовали, что коробка ведёт себя не так как обычно, то следует провести диагностику акпп Туарег, перечислим типичные симптомы неисправности сигнализирующие о возможной скорой поломки:

  • буксует (пробуксовка)
  • на панели приборов появился сигнал — аварийный режим акпп
  • постоянная или периодическая вибрация (также нужно проверить подушки)
  • рывки при переключении вниз/вверх на любой из передач, дёргается на холодную или горячую
  • не включаются передачи, пропала передача
  • удары в трансмисии, пинается
  • тормозит, тупит, шумит

Также не забывайте вовремя делать проводить обслуживание акпп Touareg (по крайней мере замена масла (ATF) и фильтра, в запущенных случаях – промывка гидроблока), всё же заезжать на переборку более дорогостоящая затея. Периодически сами проверяйте уровень масла в вашей коробке передач (если есть щуп). Прогревайте коробку зимой обязательно, хотя бы в движении на малом газу (если спешите).

Если вы у вас случилась неполадка в работе или поломка коробки автомат Фольксваген Туарег 2.5 дизель и вы хотите задать вопрос (по обслуживанию, диагностике, решению проблемы), хотите оставить отзыв о трансмиссии на данном автомобиле (поделиться с другими), оставить отзыв о нашей работе – всё это вы можете сделать с помощью формы комментариев расположенной ниже.


Заметил, что в "автомате" ощущается приличный толчок при переключении с первой передачи на вторую. Стал изучать вопрос. Поскольку мой хороший друг владеет автосервисом по ремонту АКПП найти нужную информацию не составило проблемы.

Оказывается, в Туареге стоит японская АКПП TR60-SN фирмы Aisin .

Эту современную 6-ступенчатую АКПП TR60-SN (09D по VAG) Айсин запустила в 2003-м году для заднеприводных Porche Cayenne с двигателем от 4-х литров. Разработана одновременно с первым 6-ступенчатым автоматом для переднеприводных авто — TF60-SN и опробована с 2001-го года на 2-х литровой Altezza на японских дорогах.

Ауди используют 09D для внедорожников Q7 с дизелями от 3-х до 4.2 л.

Фольксваген — для всех Touareg-ов, с двигателями от 2.7л (дизель) до 6л. Наиболее частыми клиентами в ремонте этой АКПП являются именно Туареги 3.2л — 4.2л до 2006 года. С 2011 года этот отработанный автомат 09D устанавливают и на Тигуаны с двигателями от 2л до 3.6л.

С айсиновским именем AW TR-60SN Тойота устанавливает с 2007-го года на мощные (свыше 4.6л) задне- и полно-приводные внедорожники Лексус и Лэндкруизер. Существует несколько под-модификаций этой трансмиссии для своего класса крутящего момента, отличающихся планетарными рядами, количеством фрикционов и стальных дисков, размерами некоторых узлов и деталей.

Данные коробки также устанавливаются на LEXUS GX460, LX570, IS500. TOYOTA ALTEZZA, HILUX SURF (c 2009 года), LAND CRUISER (с 2007 года).

Типичные проблемы АКПП 09D — TR60SN.

Эта трансмиссия была спроектирована японской Айсин чтобы стать "неубиваемой", как и все ее заднеприводные АКПП. Но каждый автопроизводитель настраивал свой ТСМ (компьютер акпп) "демократично", чтобы дать возможность водителю самому решать с помощью педалей — беречь автомат или не жалея жечь фрикционы сцеплений и гидротрансформатора, продавливая педалью газа пол машины. Особенно "демократичными" оказались компьютерщики Фольксвагена.

Масло — синтетическое, считается несменяемым, поэтому заказы фильтра с металлической сеткой и ремкомплекта прокладок и сальников обычно случаются вместе в заменой сгоревших фрикционов и стальных дисков. Масла в саму коробку входит ок. 9 литров. Остальное — приходится на радиатор. Каждый автопроизводитель использует свое масло и под него производит все тонкие настройки ТСМ и гидроблока.

Volkswagen, конечно, может считать все, что угодно. Но согласитесь, любая техническая жидкость имеет свой срок службы и заявление официалов о том, что жидкость в АКПП не меняется и залита на весь срок службы автомобиля я считаю полным бредом. Опять же, что значит "срок службы автомобиля"? Это 1 млн. км, или только гарантийный срок в 100 000 км? Не понятно.

Продолжу по технической части. Механическая часть этой АКПП от японской Айсин — привычно надежна для всех заднеприводных автомобилей, а электрика имеет все особенности, свойственные первым 6-ступенчатым АКПП 2000-2003 годов, и особенно родственной трансмиссии TF60-SN.

Наиболее часто горят фрикционы пакета К1 — 136106A и с ними одновременно — стальные диски 136126A.

Главная головная боль 09D на Фольксвагенах — из-за перегрева масла и сжигания фрикционной накладки гидромуфты забивается и выходит из строя Плита гидравлическая клапанная с соленоидами, (гидроблок, Valve Body №136740VA).

Гидроблоки первых поколений 6-ступенчатых АКПП имели довольно много "детских" болезней. В основном связанные с настройками ТСМ. Проявлялось это проблемами в переключении передач после пробегов в 100 ткм. Причем срок появления проблем и их тип сильно зависел от настроек компьютера и манеры вождения автомобиля. Износ и загрязнение соленоидов и клапанов гидроплиты приводил к нештатной работе системы.

Еще несколько лет после выпуска гидроблоки активно модифицировались, перепрограммировались, исправляя типичную для тех лет болезнь: быстрый износ каналов, протечки масла, и как следствие — падение давления в системе. Из-за недостатка которого уже страдали втулки и само "железо".

TR60-SN имеет модифицированную гидроплиту от переднеприводного брата TF60-SN.

Гидроплиты первых выпусков (до 2006) много и не очень успешно ремонтировались срочно выпущенными ремкомплектами Соннакс для рассверливания изношенных каналов гидроблока и вставки рукавов для новых плунжеров. Но эта тонкая работа оказалась для большинства сервисов неподъемной, выполненные сложнейшие работы по установке и настройке системы не приводили к решению проблемы и машины вскоре возвращались с рекламациями. Соленоиды для них не выпускались а именно они первыми выходили из строя.

В основном гидроблоки производства с 2003 по 2006 гг. после вырабатывания своего небольшого (ок. 160-200 ткм) ресурса просто заменяют.

Гидроблок 09D для всех автомобилей был принципиально модифицирован в конце 2005 года. Для ремонта гидроблока TR 60SN используется 6 линейных соленоидов-регуляторов (1 черный -TCC № 136421 и 5 зеленых — EPC, K1, K2, K3, B1 — №136431) и 2 on/off соленоида (88 и 89, которые мало беспокоят своими проблемами). Проблемы с давлением масла и сгоранием пакетов мастера списывают на работу линейных соленоидов-регуляторов и износ каналов гидроплиты (подробнее о PWM-соленоидах).

Из-за того, что отдельно соленоиды Ауди-Айсин не поставлялись (до 2013 г.), то приходится менять весь изношенный гидроблок с соленоидами. Некоторые перевтуливают соленоиды, когда это решает проблему. В настоящее время для 09D и 09G появились неоригинальные американские соленоиды, замена которых часто решает проблемы гидроблока.

В других случаях для реставрации клапанов мастера заказывают ремкомплект гидроблока TR-60SN Transgo

Клапанные плиты отличаются по годам выпуска (до 2005 г. и после) по добавочным датчикам-включателям давления (Pressure Switch), а также по наличию TURBO (Порше).

Достаточно часто идут в ремонт гидроблоки для Туарегов. И тоже различаются по мощности двигателя. Для Туарегов 4.6л — своя клапанная плита.

Износ каналов гидроблока приводит к падению давления в пакетах сцепления и фрикционы — проскальзывают, нагреваясь. Выгорают в первую очередь пакеты сцепления K1 и К2, следом за ними — пакет торможения B-1. Фрикционы и стальные диски в остальных пакетах практически не меняются в первый приход на капремонт.

Ресурс у первых TR-60SN часто не превышал 100 ткм, но после замены расходников и установки нового Гидроблока эта достаточно надежная (для 6 ступок) трансмиссия легко пройдет вторую и третью сотню, если обеспечить охлаждение и чистоту масла и следовать несложным ограничениям в эксплуатации в жаркое время года.

Для этих АКПП мастера настоятельно рекомендуют различные мероприятия по улучшению охлаждения акпп, например — установку дополнительного радиатора (для некоторых моделей, где штатный радиатор не справляется и коробка каждое лето перегревается, стоит проверить исправность штатного термостата).

Также агрессивным водителям рекомендуется регулярно проверять масло и менять его как только оно потемнеет и потеряет прозрачность.

Японские автомобили с этой трансмиссией запрограммированы аккуратнее, охлаждения им вполне хватает, а настройки электроники ограничивают возможности водителя зажигать на горных дорогах и успешно предохраняют масло от перегрева свыше 120 градусов и слишком быстрого износа фрикциона блокировки муфты.

В поздних модификациях АКПП TR-60SN втулки насоса были заменены на подшипники и несколько изменена конструкция статора.

Что мы имеем в сухом остатке и как полученные знания может применить владелец Туарега?

Прежде всего необходимо:

1) Промыть радиатор АКПП.
Это потребует снятия переднего бампера.

2) Превентивно заменить термостат АКПП. Именно из-за его поломки вы рискуете перегреть АКПП.
Для этого необходим сам термостат и уплотнительные кольца.


Термостат рекомендую брать фирмы Behr номер TO 9 75 (2 900 руб.), именно он лежит в оригинальной коробке. Температура открытия 75 С.

Также вам понадобятся уплотнительные кольца:
Уплотнительное кольцо 2 шт. (3W0 301 323 VAG), по 100 руб. за 1 шт.
Уплотнительное кольцо 2 шт. (N 906 660 01 VAG), по 50 руб. за 1 шт.

Это не комплекты, колечки идут по 1 шт., можно подбирать не оригинал по размерам:
3W0 301 323 — диаметр 11,1 мм х толщина 1,75 мм
N 906 660 01 — диаметр 11,5 мм х толщина 3 мм
В принципе менять их можно по состоянию, но если честно — стоят копейки.

3) Заменить "несменяемую" жидкость в АКПП.
Для этого необходимо:
Прокладка поддона акпп (09D 321 371 VAG — 2 750 руб.)
Фильтр масляный коробки передач (09D 325 435 VAG — 2 200 руб.)
Прокладка фильтра коробки передач (09D 325 443 VAG — 250 руб.)
Жидкость для АКПП — 9 литров (G 055 025 A2 VAG — 1 150 руб. за 1 л., итого 10 350 руб).

Как мы видим оригинальные расходники не бюджетны, поэтому я решил применить качественные, немецкие аналоги:
Прокладка поддона акпп + фильтр масляный коробки передач (комплект Meyle 1001370002 — 1 800 руб.)
Прокладка фильтра коробки передач (09D 325 443 VAG — 250 руб.)
Жидкость для АКПП RAVENOL ATF T-IV Fluid — 9 литров (одобрена VW, срок замены каждые 60 000 км. — 350 руб. за 1 л., итого 3 150 Руб.)

По поводу жидкостей для АКПП Туарега я наблюдаю целые холивары на просторах интернета. Но, я не вижу смысл переплачивать и молиться на оригинал, если есть аналоги в 3 раза дешевле, которые сертифицированы для использования в АКПП Aisin и соответствую всем допускам концерна Volkswagen.

Я не поленился и написал запрос в немецкое отделение концерна Vlokswagen о соответствии масел Ravenol всем требованиям концерна. В ответ мне пришли официальные допуски VW для смазочных материалов RAVENOL заверенные представителями концерна. Теперь можно спать спокойно )

Все купил, жду доставки. По результатам замены отпишусь после прихода расходников.

Инструкции по обслуживанию коробки:
1) Подробное устройство коробки на английском языке тут
2) Инструкция по эксплуатации на русском языке тут

У данных автомобилей можно снимать коробку передач по отдельности вниз. Двигатель остается установленным в автомобиль.

У автомобиля Touareg с любыми вариантами двигателя рекомендуется перед снятием силового агрегата демонтировать нижние болты соединения двигатель/ коробка передач. При возможности заранее установите крепление гидротрансформатора. Данные совет действует как при снятии, так и при установке коробки передач.

Закрепление деревянной накладки

Закрепите деревянную прокладку толщиной 20 мм 1 с помощью липкой ленты 2, как показано, на насосе тандемного типа ( рис. 3.28).

Если используется слишком тонкая деревянная прокладка или деревянная прокладка не используется, то при дальнейшем демонтаже коробка передач может лечь на подрамник, при этом коробку передач нельзя будет снять.

Шланги системы охлаждения

Болты крепления уплотнительной крышки

Установка ключа

Держатели шумоизоляции

Болты держателя шлангов системы охлаждения

Закрепление шлангов

Потяните шланги системы охлаждения, как показано, вверх и закрепите, например, с помощью сварочной проволоки на правой подушке двигателя ( рис. 3.34).

Тяга селектора

Болты крепления опоры

Трубки ATF

Болт держателя трубок ATF

Крепежный болт

Выкрутите крепежный болт двигателя/коробки передач перед тем, как опустить силовой агрегат ( рис. 3.38).

Крепление экрана

Штекерные соединения

Установка деревянной прокладки

Установите наконечник подкатного домкрата С в стойку для двигателя и коробки передач V. A. G 1383 A и положите сверху деревянную прокладку В ( рис. 3.41).

Поднимите коробку передач настолько, чтобы можно было снимите удерживающее устройство VW 785/ 1 B (используется для снятия и установки раздаточной коробки) с коробки передач.

Болт крепления держателя правой приемной трубы

Открутите гайки 1 и снимите держатель правой приемной трубы 2 с крепежных болтов стартера ( рис. 3.42).

Болты крепления стартера и крепежный болт двигателя/коробки передач

Гайка и болт держателя трубки системы охлаждения

Плечи рычагов упора коробки передач соориентируйте в соответствии с отверстиями в регулировочной пластине.

Символы на регулировочной пластине показывают необходимые опорные детали, стрелка указывает направление движения.

Установите стойку для двигателя и коробки передач V.A.G 1383 A с упором коробки передач 3282 под автомобиль.

Установка специального приспособления

Установка упора

Затем приподнимите коробку передач настолько, чтобы можно было извлеките деревянную прокладку между коробкой передач и подрамником.

Осторожно опустите коробку передач, при этом двигатель соприкоснется с деревянной прокладкой на насосе тандемного типа и будет прилегать к перегородке.

Болты крепления коробки передач к двигателю

Нижние соединительные болты

Отожмите коробку передач от двигателя (установочные втулки). При этом выдавливайте гидротрансформатор из ведомого диска от насоса ATF, не проворачивайте гидротрансформатор.

Данные метки необходимы при установке для того, чтобы отверстия крепежных болтов в гидротрансформаторе и ведомом диске совпали.

При загрязнении масла ATF или перед установкой новой коробки передач очистите радиатор ATF и линии ATF.

Резьбу болтов, ранее смазанных резьбовым лаком, очистите проволочной щеткой. Затем установите болты с использованием резьбового лака AMV 185 101 A1.

Все резьбовые отверстия, в которые вкручиваются самоконтрящиеся болты/винты, должны быть очищены метчиком от остатков резьбового лака. Иначе при следующем демонтаже их резьба может быть сорвана.

Перед установкой коробки передач необходимо следить за тем, чтобы гидротрансформатор был правильно установлен в коробке передач.

Следите за правильным положением пригнанных втулок между двигателем и коробкой передач. Отсутствие пригнанных втулок ведет нарушению центровки двигателя и коробки передач, следовательно, к разрушению подшипника скольжения и ступицы гидротрансформатора.

Если меток нет, поверните гидротрансформатор и ведомый диск друг к другу так, чтобы резьбовое отверстие гидротрансформатора и отверстие ведомого диска стояли по центру крепления стартера.

При опущенной коробке передач затяните два соединительных болта двигателя/коробки передач вверху слева и соединительный болт под стартером ( рис. 3.47).

Затем приподнимите коробку передач настолько, чтобы можно было вставить деревянную прокладку толщиной примерно 50 мм между коробкой передач и подрамником ( рис. 3.48).

Поверните гидротрансформатор/ ведомый диск через коленвал двигателя с помощью насадки T10225 на 1–3 оборота (120°) в направлении вращения вала двигателя ( рис. 3.31).

При установке нельзя изгибайте рычаг вала управления переключения передач, в противном случае нельзя будет произвести точную регулировку переключения передач.

Автомобиль Volkswagen Touareg, восьмиступенчатая коробка передач TR81SN.


Мотор V-образный, шестицилиндровый, TDI.


АКПП производства Японии:


Эта автоматическая коробка передач является продолжением линейки АКПП для автомобилей с высоким крутящим моментом, предыдущая версия была 6-ти ступенчатой и называлась TR60SN.

В японской печати коробка передач TR81SN была названа "неубиваемой", даже подчёркивалось, что "эта трансмиссия спроектирована "привычно неубиваемой" - как и все коробки передач компании AISIN". Ну, такие заявления нам тоже "привычно понятны" - маркетинг есть маркетинг.

Однако, как показала ремонтная практика российской компании ATG (Москва, ул. Кантемировская, д. 59 А http://www.at-g.ru/ ), Производителю "есть ещё над чем поработать": такие АКПП в ремонт попадают нередко.

На фото ниже показана "типичная неисправность" автоматической коробки передач предыдущей разработки TR60SN, которая является "типично неубиваемой".


Неисправность возникла вследствии выхода из строя втулки, которая центрирует планетарный ряд относительно вала.

Приблизительно такая же втулка есть и на коробке следующего поколения TR81SN. На фото ниже эта втулка с этой коробки передач.


Ничего необычного и примечательного, правда?
Однако именно из-за неё и могут возникнуть "проблемы ого-го".

Как уже говорилось: "Втулка призвана центрировать планетарный ряд относительно вала". Но в случае её износа центровка изменяется, ряд относительно "короны" начинает работать неправильно: он смещается и зубья начинают друг друга "грызть".

В результате этого происходит "выкрашивание" зубьев или, даже, их "выламывание" - что и показано на фото выше на примере коробки передач TR60SN.

Кроме этого, если неисправность запущена,что может происходить ещё дополнительно:
- выламывание шестерёнок планетарного механизма
- выход из строя всего планетарного ряда
- планетарный ряд "тянет" за собой "корону" и "солнышко"

Короче, получается эдакий "хороший букет неисправностей":
- в результате этого начинает нарезаться стружка, которая забивает масляный фильтр, в результате чего общая смазка коробки передач уменьшается существенно
- масляный насос не может прокачивать систему смазки, в том числе и фильтр, который забит продуктами износа планетарного ряда.

В результате всего этого износ коробки начинает происходить стремительно, и достаточно километров десять пробега (или меньше), чтобы коробка передач вышла из строя полностью, и тогда ремонт будет заключаться в замене практически всех деталей АКПП, что по стоимости будет составлять весьма внушительную сумму.


На фото: останется только корпус АКПП, в котором придётся менять практически всё.

Как неисправность ощущается владельцем автомобиля
- машина начинает "буксовать" при переключении с 1 на 2, со 2 на 3 скорости и так далее
- тахометр в этот момент резко подбрасывает вверх (передача скоростей происходит с разрывом мощности)

И ещё раз об основном если суммировать:
- передача переключается, машина "буксует", а стрелка тахометра в этот момент резко уходит вверх

Может возникнуть ошибка: "Некорректное переключение передачи".
Этот код неисправности может провоцировать самая мелкая стружка, которая даже после фильтра может попасть в гидравлическую панель к золотникам, где зазоры очень и очень маленькие и измеряются в микронах.

Стоит помнить, что эта ошибка может относиться и к другим неисправностям, о которых будет рассказано в последующих статьях.

Причины возникновения неисправности.
- некачественная смазка (жидкость ATF), залитая в коробку при проведении ТО, проще говоря "поддельная, не отвечающая требованиям Производителя
- манера езды водителя: постоянные резкие старты со светофора, привычка "обогнать всех и навсегда", движение, когда дроссель открыт на полную (вы наверняка видели таких "шумахеров", они всегда стартуют со светофоров первыми и уносятся вдаль впереди всех)
- несвоевременная замена масла в коробке: почему-то большинство автовладельцев верят словам автодилеров, мол, "масло в коробке не меняется весь срок службы автомобиля". Добрый совет: "Не стоит верить безоглядно менеджерам от авторемонта, вечной смазки пока ещё не придумано".

Об этой неисправности нам рассказал специалист компании ATG-сервис Гулюткин Михаил Анатольевич:

Читайте также: