Ремонт аккумуляторов 18650 своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 26.08.2024

Чаще всего в ноутбука первое, что портиться это аккумуляторная батарея. Если не разбивать ноутбук, не проливать жидкости и содержать в чистоте то он мог бы прослужить десятилетие. Но аккумуляторная батарея ноутбука это тот компонент который имеет весьма ограниченный ресурс и большая удача если он прослужит более 5 лет.

Обычно аккумулятор постепенно теряет емкость, и ноутбук начинает работать все меньше и меньше от одной зарядки, но бывают и случаи резкого падения емкости. Аккумуляторы могут начать перегреваться или даже взорваться.

У меня на двух ноутбуках практически одновременно стали отказывать аккумуляторы, конечно можно было бы заказать в Китае за 20-25 долларов новые аккумуляторные батареи, либо купить на месте тоже само по цене раза в два дороже. Но почитав форумы, я понял что это лишь временное решение: емкость китайского аккумулятора будет ниже, а ресурс в разы меньше. Как-то не хотелось ждать месяц, чтобы получить аккумулятор с ресурсом пол года – год. И поэтому я решил отремонтировать аккумуляторные батареи ноутбуков заменив потерявшие ресурс элементы на свежие.

Первое с чего нужно начинать – диагностика. Насколько уменьшилось время работы ноутбука от одной зарядки аккумулятора, адекватно ли оценивается уровень заряда аккумулятора. Протестировать аккумулятор и получить дополнительную информацию можно с помощью специальных программ, я воспользовался бесплатной программой BatteryMon.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

В программе можно увидеть графики заряда и разряда.

А в меню ‘Info->BatteryInformation…’ можно найти очень полезную информацию:

Chemistry – тип аккумулятора, например Lithium Ion;

Design capacity – проектировочная емкость аккумулятора, то есть та максимальная емкость, которой будет обладать аккумулятор при его изготовлении;

Full charge capacity – максимальное значение заряда аккумулятора;

Current capacity – текущее значение заряда аккумулятора;

Voltage – текущее значение напряжения на аккумуляторной батарее;

Charge rate – скорость заряда/разряда аккумулятора.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Но нам будет более интересен оставшийся ресурс аккумулятора, его можно определить разделив ‘Full charge capacity’ на ‘Design capacity’. Чем он ниже тем больше степень износа аккумулятора.

Посчитаем ресурс аккумулятора информация которого представлена на рисунке: (40626мВтч/57720мВтч)*100%=70,4%.

Замена элементов аккумуляторной батареи ноутбука Toshiba Satellite T230-12T.

Ноутбуку Toshiba эксплуатироваться почти 5 лет в режиме практически постоянного подключения сети, по ощущениям время автономной работы сократилось процентов на 30% и кроме того аккумулятор стал перегреваться: при заряде было некомфортно держать ноутбук на коленях, да и если при достижении полного заряда вовремя не отключить зарядку, ноутбук перегревался и отключался. С 30% потерей емкости можно было смириться, но вот с перегревом и отключением я мириться не стал.

Как разобрать аккумулятор ноутбука.

Только в случае если предполагается, что плата контроллера исправна имеет смысл ремонтировать аккумулятор ноутбука своими руками. Если контроллер не исправен или уже заблокировался, то для ремонта такой батареи потребуется программирование контроллера, а такое дешевле делать в специализированной мастерской так как программированием одного аккумулятора вы не окупите стоимость программатора и программы.

Понятно, что сначала нужно извлечь аккумуляторную батарею из ноутбука. Далее нужно разделить пластиковый корпус на две половинки и аккуратно извлечь батарею элементов с платой контроллера. Для меня этот этап был самым сложным и требовал нетривиальных решений. Я пользовался следующими методами:

Похрустеть аккумулятором – покрутить в руках перекашивая по диагонали то в одну сторону, то в другую. Это действие может помочь расклеиться половинкам корпуса.

Вставляя пластиковую карточку (медиатор или пластиковую лопатку) между половинками корпуса пытаться раздвинуть их. Главное найти место, где можно втиснуть карточку в щель, а затем идти по контору все дальше и дальше.

В углах корпуса может не хватать жесткости карточки и тогда можно применить плоскую отвертку, главное, разделяя половинки действовать аккуратно ибо если отвертка соскочит, то можно повредить руку, плату контроллера или элемент аккумулятора.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Второй шаг более простой, но требует внимательности: нужно определить схему соединения элементов аккумуляторной батареи и подключения к плате контроллера. Лучше всего сделать фото сборки и нарисовать электрическую схему соединения проставить полярность подключения элементов.

В случае аккумулятора Toshiba схема объединения элементов обозначается как 2P3S, то есть по два элемента в параллель и три таких блока последовательно.

Далее с помощью вольтметра подтверждаем нашу схему. Сначала нужно определить общую точку, обычно на плате контроллера она обозначается как 0V или GND, относительно неё измеряем остальные напряжения в точках подключения сборки к плате контроллера и записываем показания на схеме. На всех точках относительно нуля должны получатся положительные напряжения если это не так, то скорее всего возникла ошибка в выборе общего провода. И надо найти точку с самым низким потенциалом. Далее проверяем последовательный прирост напряжения на каждом последовательно включенном блоке элементов. Этот прирост должен быть положительным.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Уже на данном этапе по напряжениям на элементах можно делать какие-то предположения о состоянии элементов, например дисбаланс напряжений на блоках элементов.

На следующем фото можно увидеть два термодатчика приклеенные скотчем на элементы.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Внимание. пока плата контроллера подключена к элементам элементы нельзя заряжать или разряжать внешними источниками, можно только измерять напряжение. Своими опытами с контроллером вы можете его заблокировать или вообще вывести из строя.

Внимание. отключать контроллер от сборки элементов нужно строго определенным образом, иначе он заблокируется. Первым нужно отпаивать провод (или шину) который имеет наибольшее напряжение, то есть положительный контакт самого крайнего от нуля аккумуляторного элемента. Затем провод с максимальным напряжением из оставшихся и так повторить до последнего провода.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Теперь можно убрать контроллер и схему подальше, чтобы не повредить и не потерять его.

А вот элементы батареи можно теперь и помучить, чтобы лучше понять что же случилось с аккумулятором.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Характеристики литий-ионных аккумуляторов.

Выбор элементов аккумуляторов ноутбуков по техническим характеристикам.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Диапазон напряжений.

Первое на нужно обратить внимание это на тип химии элементов, так как от него очень многое зависит. Чаще всего устанавливаются Li-ion аккумуляторы с напряжением 3,6 В, такие аккумуляторы можно заряжать до напряжения 4,2 В и разряжать до 3,0 В. Очень важно обратить внимание на диапазон работы аккумуляторов, нельзя чтобы новые элементы были рассчитаны на более узкий диапазон чем используется в аккумуляторной батареи. Выход напряжения на элементы выше допуска будет вести к его перегреву и возможно даже взрыву, а выход напряжения ниже допустимого приведет к резкой потере емкости.

Элементы с более широким диапазоном напряжений можно применять, правда они могут быть необоснованно дороги.

Токи заряда и разряда.

Следующее что стоит отметить это токи заряда/разряда, тут обычно проблем не возникает, для ноутбуков не требуется применение сильноточных аккумуляторов, это не электроинструмент потребляющий десятки Ампер. Величина токов в аккумуляторах ноутбуков исчисляется Амперами, скорее всего проблемы не будет, но уточнить токовую способность стоит.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Емкость аккумуляторов.

С емкостью аккумуляторов проще, лучше чтобы она была сопоставима с емкостью оригинальных элементов. Занижение емкости приведет к снижению времени автономной работы ноутбука, а вот завышение емкости без перепрошивки контроллера увеличит время работы незначительно.

Например, я заменил элементы с 2900мАч на 3350мАч, и это должно было привести к 15,5% повышению емкости. А контроллер аккумуляторной батареи ноутбука был запрограммирован на то что в нем были установлены элементы на 2800мАч и их заменили на элементы с емкостью 3000мАч.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Уточню, что сборка из 6-ти литиевых аккумуляторов напряжением 3,6 В. И чтобы перевести ёмкость из Ватт часов для батареи, в ампер часы для элементы, первую надо поделить на 6 (батарей) и ещё на 3,6 В (напряжение на элементе).

Если хочется сэкономить, а время автономной работы не важно, то можно поставить элементы на меньшую емкость или уменьшить количество аккумуляторов включенных в параллель (например, вместо двух поставить один). Только уточните токовую нагрузку аккумуляторов, так как аккумуляторы на меньшую емкость обычно имеют меньшую токовую способность.

И конечно, на что следует обратить внимание так на габариты аккумуляторов. Самый распространенный типоразмер, применяемый в съемных аккумуляторах ноутбуков – цилиндрические 18650, где первые две цифры обозначают диаметр аккумулятора 18 мм, и 65 мм – длинна. Хотя из-за особенностей конструкции электродов, наличия или отсутствия платы защиты длина может быть больше и такие аккумуляторы могут не влезть в старый корпус.

Стоит уточнить, что в батареях ноутбука используются элементы без плат защит: Защиту от выхода напряжения из рабочего диапазона, перегрева, превышения тока осуществляет контроллер батареи. Если в наличии есть только элементы с платами защиты, то нужно удалить эти платы так они могут помешать работе контроллера, да и более длинные элементы вряд ли удастся впихнуть в старый корпус.

Восстановление аккумулятора ноутбука.

Восстанавливать разобранную аккумуляторную батарею имеет смысл только, если получилось аккуратно разобрать старую аккумуляторную батарею ноутбука, не повредив плату контроллера, не устроив короткое замыкание и правильно отсоединить сборку из элементов (от максимального плюса к минусу). При этом контроллер батареи не вышел из строя и не заблокировался. Да, можно купить новый контроллер или найти программатор и программу для разблокирования контроллера, но для единичного ремонта аккумулятора это не оправдано!

Первое что нужно сделать, это найти новые работоспособные элементы, которые мы и установим в корпус аккумуляторной батареи. Посмотрите марку старых элементов и найдите в интернете их характеристики: тип химии, напряжение, токи заряда и разряда, емкость.

Например, мой ноутбук Toshiba укомплектован шестью элементами Panasonic NCR18650, в любом поисковике можно найти pdf файл с характеристиками этих элементов.

Где же взять элементы?

Как паять аккумуляторы li-ion.

Многие настаивают на том, что собирать аккумуляторную батарею из элементов можно только с помощью контактной сварки, как это делают на производстве. А пайка аккумулятора выведет его из строя или сократит срок службы. Я могу сказать, что если эту сборку не будете эксплуатировать в экстремальных условиях, то можно обойтись и правильной пайкой.

Конечно, она займет больше времени, но не нужен будет аппарат контактной сварки.

Для правильной пайки понадобиться:

паяльник (желательно со стабилизацией температуры) мощностью не менее 40Вт и широким жалом;

паяльная кислота и кисточка (можно ватную палочку);

оловянно-свинцовый припой типа ПОС-61;

наждачная бумага или надфиль;

какой либо зажим для фиксации аккумуляторов.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Качество любой пайки всецело зависит от правильного лужения спаиваемых поверхностей. А самое главное в пайке аккумуляторов это не перегреть их!

Поэтому нужно хорошенько подготовиться:

расположиться в хорошо проветриваемом помещении,

выставить на паяльнике температуру 350 гр. Цельсия,

Теперь можно приступать:

наносим кисточкой на электрод небольшое количество кислоты,

на жало паяльника набираем побольше припоя,

энергичными движениями жала втираем припой в электрод.

На фото облуженный элемент из старой батареи. С припаянной проволочкой.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Важно. Лудить аккумулятор нельзя дольше 2-х секунд, если не успели залудить за 2 секунды, то откладываем элемент и повторяем попытку только после того как он остынет.

Важно. Не вдыхайте испарения при пайке, кислота как и её пары вредны для здоровья.

Важно. Когда аккумулятор залужен нужно обязательно удалить остатки паяльной кислоты, например ваткой смоченной спиртом, ну или хотя бы водкой.

Самый безопасный вариант пайки, это пайка аккумуляторов с уже приваренными лепестками. Как паять аккумулятор 18650 с лепестками? Нужно облуживать самый край лепестка, не допуская нагрева самого элемента.

А это новый аккумулятор с приваренным контактной сваркой лепестком из мобильной зарядки.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Когда все элементы залужены нужно проверить равенство напряжение на них, если напряжения отличаются больше чем на несколько сотых Вольта, то следует выровнять напряжения с помощью специального зарядного устройства, либо соединив аккумуляторы параллельно.

Внимание. При параллельном соединении элементов с разной степенью заряда и соответственно разным напряжением, возможно протекание огромных токов, так как токи ограничены лишь мизерным внутренним сопротивлением аккумуляторов и сопротивлением проводов цепи.

Чтобы ограничить ток, в разрыв цепь аккумуляторов нужно включить резистор. Величина сопротивления резистора не должна быть ниже dU/Imax, то есть разность напряжений на элементах аккумулятора делим на максимально допустимый ток заряда/разряда аккумуляторов.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Соединяем аккумуляторы и резистор по приведенной схеме и ждем пока напряжение на резисторе не станет меньше сотой Вольта.

Когда напряжение на всех элементах сбалансировано, можно переходить к сборке их в аккумуляторную батарею, проще всего для соединения новых элементов использовать старые соединительные шины, но если при разборке они повредились, то придется искать медную фольгу толщиной 100-200 мкм.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Собирая элементы в батарею нужно придерживаться исходной схемы батареи, да и расположение элементов лучше оставить таким как в оригинальной батареи.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Пайка аккумуляторных батарей.

Собирая батарею из шести элементов я сначала все элементы объединил парами: минусы двух элементов вместе и плюсы тоже вместе между собой. Потом три пары включил последовательно.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Теперь, когда сборка элементов готова, нужно подключить к ней контроллер.

Важно. Контроллер подключается в обратной последовательности, то есть начинаем с проводов с наименьшим потенциалом и двигаемся в сторону повышения: 0 В и 3,6 В, только потом 7,2 В и наконец 10,8 В.

Восстановление аккумулятора ноутбука. Аккумулятор, Батарея, Восстановление, Ремонт, Ремонт техники, Длиннопост

Теперь остается аккуратно собрать аккумулятор для проверки. Не заклеивая корпус аккумулятора, я подсоединил его к ноутбуку и нажал кнопку питания, но ноутбук не включился и понял, что при отключении старой сборки аккумуляторов контроллер перешел в режим транспортировки и отключил аккумуляторную батарею. Я подключил к ноутбуку сетевое питание, ноутбук завелся и увидел восстановленный аккумулятор!

литий-ионный аккумулятор-восстановить

Блоки питания

Восстановление Li-ion аккумуляторов — как эксплуатация влияет на потерю емкости

Разработчики литий-ионных аккумуляторов 18650 заявляют, что эти устройства смогут служить от 9 до 20 лет. Но на самом деле – это информация не совсем верна. Чаще всего после двух лет службы батареи, она начинает садиться.

Есть множество причин, из-за чего аккумуляторная батарея перестает работать должным образом, но главная – нарушение процессов внутри корпуса батареи при изменении внешних условий.

литий-ионный аккумулятор

Этот инструмент чаще всего работает при большой температуре, а пользуются им в холодное время. Из-за этого нарушается прохождение ионов лития через мембрану, из-за чего может даже произойти короткое замыкание. Емкость литий-ионных батарей 18650 может даже теряться при длительном хранении.
Помимо этого, емкость может теряться из-за следующих причин:

  • Недостаточное время зарядки во время эксплуатации.
  • Пользование при низком уровне электролита.
  • Неправильная связь с токовыпрямителем.
  • Не проводилось очищение полюсных клемм.

Если литевый аккумулятор не держит заряд, то его нужно попытаться починить. В данной статье мы расскажем способы ремонта, чтобы прибор начал восстанавливаться.

Как восстановить литий ионный аккумулятор

литий-ионный аккумулятор-внутри

Как восстановить аккумулятор 18650 после глубокого разряда

Глубокий разряд батареи – это процесс обнаружения минимального заряда, после чего происходит блокировка электрической цепи при помощи специального контроллёра. Если не провести операцию по запуску, то аккумулятор и дальше будет падать, в итоге чего совсем перестанет держать заряд.

Для этого процесса нам понадобятся инструменты для проверки напряжения и тока, адаптер на 6-12 вольт, подстроечный резистор.

Специалисты говорят, что минимально низкий уровень заряда аккумулятора очень плохо влияет на состояние элемента питания. Даже после процедуры восстановления, скорее всего, будет наблюдаться частичная деградация и уменьшение ёмкости.
Если батарея совсем не хочет запускаться, то нужно выполнить следующие действия:

  • В первую очередь необходимо провести стандартную зарядку в течение получаса.
  • Если этого сделать не удаётся, то придётся прибегнуть к разборке корпуса, для того, чтобы получить доступ к клеммам.
  • Следует изолировать схему устройства, для этого отпаиваем аккумулятор от клемм.
  • Определение полярности клемм аккумулятора. Важно, то что из-за этого процесса батарея может выйти из строя.
  • Необходимо подать напряжение в пределах 4.2 Вольт. Важно, чтобы напряжение не было больше.

литий-ионный аккумулятор_восстановление

Если все процедуры выполнить правильно, то аккумулятор должен включиться и начать стабильно работать.
Что не стоит делать, если аккумулятор ушел в глубокий разряд?

  • Не нужно пытаться подключить аппарат к более мощной зарядке. Чаще всего из-за этой ошибки страдает контроллер аппарата.
  • Не стоит подсоединять зарядку напрямую к клеммам, потому что такой источник питание подаст большее напряжение, чем необходимо.
  • Если вы имеете зарядное устройство обладающее регулируемым напряжением, то не в коем случае нельзя его подключать к клеммам без определения полярности.
  • Если всё таки не получилось запустить аккумулятор, то лучше всего его заменить в сервисном центре.

Реанимировать батарею с помощью холода

Дело в том, что низкие температуры лучше переносятся аккумулятором, чем жара. Многие специалисты дают советы, по профилактике устройства при помощи заморозки.
Первым делом следует изъять батарейку из устройства и положить её в плотный пакет. Он необходим для защиты и попадания воды внутрь. После этого, батарею нужно поместить в морозильную камеру холодильника. Аккумулятор должен находится в морозильной камере на протяжении 12 часов.
Через 12 часов устройство достается, и сушится с помощью бумажных полотенец. После этого процесса следует поместить литий-ионный аккумулятор 18650 в устройство и поставить его на подзарядку.

Как только устройство зарядиться, его емкость должна увеличиться примерно на 20%, благодаря переохлаждению.

Замыкание контактов батареи для восстановления заряда

Данный способ можно использовать лишь в том случае, если другие методы не помогают. В Интернете можно увидеть множество отзывов о том, что он сможет реанимировать литий-ионный аккумулятор 18650. Данный метод очень рискованный для сохранения ёмкости батареи.

Для замыкания контактов нужно специальные инструменты, для разборки аккумулятора, помимо этого необходим провод, для того, чтобы закоротить выводы батареи.

В рамке из пластика обычно расположена управляющая плата батареи. К ней подключены контакты на минус и плюс. Они как раз то нам и нужны. Их следует закоротить на минимальный промежуток времени.

литий-ионный аккумулятор-восстановление

Что делать, если аккумулятор не заряжается

Если вышеперечисленные методы не помогли, то рекомендуем ознакомиться со следующими способами как оживить аккумулятор 18650.

С помощью специального зарядного устройства

IMAX B6

С помощью вентилятора

Восстановление 18650 аккумуляторов при помощи подзарядки от другого аккумулятора

Существует способ как реанимировать литий-ионную батарею с помощью другого автомобильного аккумулятора. Для этого нам нужна любая другая батарея на 9 В, скотч, а также тонкий провод.
Метод осуществляется по следующим этапам:

С помощью использования тренировочных циклов

Этот метод проводится для предотвращения сульфатации, а также для того чтобы определить емкости батареи. Такие циклы нужно проводить минимум один раз в год и процедура выполняется по следующим этапам:

4 банки, две рабочие, две разобраны

4 банки, две рабочие, две разобраны

А лечить их будем после того, как они отказались работать после перенесенной перегрузи.

Перегруз же в свою очередь случился после того, как мы попытались запитать гораздо более прожорливое оборудование, чем может потянуть аккумулятор. Причём при слабой перегрузки аккумулятор блокируется и для продолжения работы его достаточно вынуть из прибора и вернуть обратно. Но при жёсткой перегрузки драйвер может заблокироваться навсегда, что и произошло с двумя подопытными, а именно один мой знакомый попытался от них запитать радиоуправляемый вертолёт длиной в полметра. Скорее всего, драйвер, который ограничивает напряжение разряда и заряда, просто, не выдержал и сгорел.

Лечение простое, снимаем красивую обёртку с аккумулятора и или заменяем драйвер, или выкидываем его.

Li-ion банки с драйверами и без, для сравнения

Li-ion банки с драйверами и без, для сравнения

Конечно, после удаления защиты с аккумуляторами уже нужно будет обращаться более осторожно, т.к. больше ничто не спасёт их от губительных подарков судьбы, что им уготовала жизнь и их владелец. Так же напомню, что литиевые батареи пожаровзрывоопасны при неправильной их эксплуатации.

Еще небольшим бонусом от такой операции будет уменьшение длины банки на пару миллиметров.

Жестокий ремонт! — выкинуть драйвер. без защиты по переразряду после нескольких переразрядок аккумулятора — можно будет выбрасывать и сам аккумулятор т.к. литий очень не любит перерязряд.

Плата за беспечность.
+ не вижу смысла заморачиваться с ремонтом этого драйвера, т.к. аккумулятор стоит 4-6$.
И нужно бережнее относится к аккумуляторам, самому не допускать переразряда.
Для тех, кому интересно, что за драйверы были — могу выложить ихние детальное фото.

Вот бы найти в продаже эти драйверы и прикрутить их к аккумуляторам из батареи ноутбука ?

Пользуюсь 18650 вообще без драйверов (они дешевле), полет нормальный, просто зарядку процессорную надо юзать, необязательно imax, абы не китайца на рассыпухе за 2 доллара, этот перезаряжает.

Если тема восстановления и зарядки аккумуляторов ещё актуальна, предлагаю схему простого устройства для восстановления аккумуляторных батарей и отдельных аккумуляторов. Результативность: например, с помощью такой схемы за ночь был восстановлен абсолютно дохлый автомобильный аккумулятор, не поддающийся зарядке стандартным зарядным устройством. Время восстановления – 10 часов, ток – 0,15 А. После данной процедуры машина утром завелась, но аккумулятор был все-таки дозаряжен до полной ёмкости зарядным устройством (промышленного изготовления). Таким же самодельным устройством была продлена жизнь множеству аккумуляторов от телефонов и планшетов. Детали: трансформатор с током вторичной обмотки до 1 А и выходным напряжением до 15-20 В, переменный резистор – проволочный [использован ППБ-15Г] сопротивлением 0,3 – 1,5 кОм, диод – любой выпрямительный на ток 1-1,5 А, конденсатор 10…22 мкФ на 16…50 В. Так как на данном сайте невозможно к тексту приложить фото схемы, поэтому попробую объяснить на словах. Один вывод вторичной обмотки трансформатора будет минусовым и присоединяется к минусу восстанавливаемого (заряжаемого) аккумулятора. Параллельно вторичной обмотке трансформатора припаивается переменный проволочный резистор мощностью не менее 15 Вт, движок которого припаивается к аноду диода и минусу конденсатора. Катод диода и плюс конденсатора спаиваются вместе – это будет плюсовой выход. Для индикации зарядки и защиты от случайного короткого замыкания между выходом плюса и минуса, в разрыв данного плюсового провода неплохо подключить лампу (12 В, 1-2 А). Также для контроля тока последовательно с лампой можно включить стрелочный амперметр (на ток до 1 А, с соблюдением полярности). Единственный недостаток устройства – нет защиты от перезарядки аккумулятора, поэтому требуется постоянный контроль зарядного тока и времени зарядки.

Перезарядка или случайное замыкание аккумулятора может привести к его нагреву и порче. Если в аккумулятор встроена защита, она может отключить аккумулятор, в результате чего он не будет выдавать напряжение и заряжаться. Сразу оговорюсь, что не беру ответственность за последствия ваших действий с аккумулятором, поскольку вскрытие его не предусмотрено никакими инструкциями. Для начала – определить остаточное напряжение и, если оно есть (хотя бы 0,05 В), попробовать зарядить аккумулятор зарядно-восстановительным устройством. Если это не помогает, есть немного варварский способ восстановления аккумулятора типоразмера 18650 с внутренней защитой (от ноутбуков). Сначала – надеть защитные очки (неплохо также иметь респиратор). Положить аккумулятор на горизонтальную поверхность. С помощью острого скальпеля и небольшого молотка аккуратно вскрыть плюсовой контакт аккумулятора по линии отверстий (на 2/3 окружности) [перпендикулярно оси аккумулятора]. Отогнуть плюсовой контакт плоской отвёрткой, подложив кусочек текстолита, чтобы не замкнуть на минус. Закрепить аккумулятор через картон в тисках. Подключить вольтметр. Тупым закруглённым хвостовиком сверла (без острых граней, толщиной не менее 5 мм) осторожно вдавливать мембрану под плюсовым контактом внутрь для разблокировки внутренней защиты. При появлении напряжения – прекратить давление на мембрану и подключить нагрузку (лампу на 12 В и 0,5А). Если аккумулятор держит нагрузку, и напряжение не ниже 2 В, – заряжаем аккумулятор. Если после зарядки всё нормально, – возвращаем плюсовой контакт на место. Если аккумулятор не держит нагрузку, и напряжение падает до нуля, пробуем ещё немного осторожно прогнуть мембрану вниз. Можно также повторно подключить аккумулятор к зарядно-восстановительному устройству. Если даже это не помогает, – аккумулятор однозначно на выброс. Подобным способом восстановлено порядка 20 аккумуляторов 18650 (используются в старых настенных и настольных электромеханических часах, которые не хотят ходить от 1,5 В).

Хочу начать с ошибки совершенной мной при ремонте аккумуляторной батарей ноутбука. Произошло это несколько лет назад, ранее подобный ремонт я не производил, так как менялся аккумулятор целиком, но в данном случае необходимый аккумулятор было долго ждать, а отремонтировать нужно было быстро, и было принято решение на разборку аккумулятора ноутбука и замену в нем аккумуляторных элементов 18650. Отмечу что аккумулятор ноутбука обеспечивал его работу в течении 5-7 минут.

реклама

Так вот, приобрел я проверенные аккумуляторные элементы 18650 на 2500 ma/h с приваренными ленточными выводами (для удобства пайки) в количестве 6 штук. Разобрал аккумулятор ноутбука, откусил токоведущие проводники от отслуживших свой срок элементов 18650 и изъял их оттуда. Далее были установлены новые элементы 18650, распаяны к откусанным токоведущим проводникам, аккумулятор был собран и……….! И аккумулятор ноутбука не работал, не заряжался и не отдавал заряд.

Далее был поиск электрической схемы, описания работы, и поиск с помощью мультиметра на каком участке схемы отсутствует прохождение тока. И было выяснено, что с контроллера аккумулятора ноутбука не приходил сигнал на ключ, который как раз и должен был пропускать через себя этот ток. Первой появилась шальная мысль закоротить этот кляч, но нет, этого нельзя делать, так как это очень опасно, потому что более никакая сила не сможет разомкнуть этот ключ ни при каких обстоятельствах.

Читайте также: