Ремонт аэрографа своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 25.08.2024

От автора: здравствуйте, друзья! Аэрограф — аппарат для распыления жидкого красящего вещества сжатым воздухом. С его помощью можно рисовать разной сложности картины на дереве, ткани, металле, меловых и грунтовых стенах, оригинально расписывать машины, выделять либо маскировать объекты в интерьере и т. д.


Когда у художника возникает необходимость выполнить несложные лакокрасочные работы, покупать профессиональный дорогостоящий инструмент неоправданно. Проще изготовить его из подручных материалов самостоятельно, потратив на это минимум денег и времени. Как сделать аэрограф своими руками из обычной шариковой ручки либо медицинского шприца, как правильно им пользоваться, осуществлять уход — обо всем этом будет рассказано ниже.

Существующие виды пульверизаторов

Современный краскопульт имеет простую, интуитивно понятную конструкцию. Он обустроен таким образом, чтобы в процессе использования потоки воздуха и красящего вещества смешивались. Согласно этому, пульверизаторы подразделяются на 2 типа: устройства с одинарным или двойным принципом работы.

В первом случае распыление регулируется исключительно потоком воздуха — проходя сквозь специальные отверстия, он перемешивается с краской. Данный процесс может происходить внутри либо снаружи устройства. Для аэрографии авто лучше использовать инструмент с наружным способом перемешивания. Краскопульт по конструкции достаточно прост, изготовить его при наличии необходимых материалов и инструмента можно и в условиях быта. Аэрограф со внутренним смешиванием более сложный, в нем есть возможность регулирования расхода красящего вещества, силы струи.

Во втором случае аппараты относятся к профи-классу. Как правило, используют их в работе профессиональные мастера в художественных салонах. Изображения получаются очень реалистичными. Такого превосходного качества удалось достичь соединением воздуха и красящего состава при одновременном открывании игольчатого клапана с воздушным. По способу регулирования потока подобные устройства бывают зависимыми или автономными. Поступление и расходование жидкой краски в них напрямую зависит от силы потока воздуха.

Профессиональные краскопульты имеют высокую цену, но их можно изготовить своими силами и в небольшой мастерской, заблаговременно подготовив инструмент и нужный материал.

Требуемый инструментарий

Насколько реалистичным, ярким и красивым получится рисунок, будет зависеть напрямую от качества пульверизатора. Немаловажное значение имеет также:

  • вид распыляемого вещества — лучше всего выбирать краску согласно инструкции к устройству. Чтобы линии получились максимально тонкими и аккуратными, сопло должно быть диаметром не более 0,25 миллиметров. Аппараты с более широкой насадкой используют для закрашивания больших частей рисунка. У профессиональных аэрографов сила подачи воздуха и краски регулируются в обязательном порядке,
  • компрессор — может быть масляным, мембранным либо поршневым. Выбор того или иного типа зависит от сложности, величины наносимого рисунка и времени работы. Так, первый способен бесперебойно функционировать не более 20 минут. Профессиональные модели — около 40–50 минут, в работе они требуют монтирования масляных фильтров,
  • маслоуловитель, шланг — со спиралевидными рукавами будет работать крайне неудобно, из-за чего предпочтение стоит отдать ровному легкому варианту длиной до пяти метров. Установленный между краскопультом и шлангом грязевик предотвратит попадание на поверхность изображения ненужных капель. Помимо этого, он выполняет и второстепенную функцию — обеспечивает удобный, крепкий, надежный упор для ладони пользователя.

Так как распределение лакокрасочного слоя по рабочей поверхности — это непрерывный процесс, то отключать компрессор в процессе использования нельзя.


Функциональность аппарата

Принцип работы всех современных пульверизаторов одинаков — краска, поднимаясь по трубе, тщательно перемешивается с воздухом под высоким давлением, в результате чего образуется высокомощная ровная струя. Подача воздушного потока регулируется специальным триггером. При надавливании на него красящий состав или лак с емкости засасывается в трубку и распыляется в виде мощной струи, которая имеет округленную форму.

Конструкция многих моделей краскопультов одинакова, независимо от местонахождения лакокрасочного жидкого вещества и компрессора. Несмотря на то, что может разниться форма некоторых деталей, принцип функционирования остается неизменным.

Выбор конструкции


Второй тип аппаратов предусматривает возможность внутрикорпусного смешивания жидкого вещества, воздуха и распыления готовой смеси через насадку.

Краскопульт со внутренним способом смешивания

Для самостоятельного изготовления аэрографа вам потребуются следующие детали: ручка со стержнем, шприц, пистолет клеевой, капельница. Процесс собственноручного создания подобного устройства выполняется поэтапно.

  1. Из ручки извлекается стержень.
  2. Из пишущей части вынимается металлический шарик. Для этого им нужно провести по шлифовальной шкурке несколько раз, и он отвалится сам. Когда стержень имеет внутри некоторое количество чернил, требуется вынуть пишущую часть и выдуть их. После чего нужно тщательно очистить трубку химическим растворителем либо сильным напором воды через шприц.
  3. Стальной шарик хорошо полируется наждачной бумагой, убираются все заусеницы изнутри и снаружи отверстия, для этого стержень помещается в металлические тиски.
  4. Выполнив полирование, наконечник нужно отсоединить плоскогубцами.
  5. Затем сбоку наконечника требуется проделать небольшое отверстие. Для этого лучше пользоваться миниатюрным остроносым напильником.
  6. После этого нужно тщательно устранить все неровности вокруг отверстия и внутреннюю стружку, которая появилась во время заточки.
  7. Наконечник вставляется обратно в пластиковый стержень.
  8. Полотном по металлу обрезается корпус длиной до 40 мм.
  9. Отпиленную часть нужно вертикально закрепить в тисках.
  10. Остроносым напильником в торце проделать пропил.
  11. Стержень поместить в трубку, визуально проверить нужную глубину пропила. Щель сбоку наконечника нужно оставить открытой.
  12. После этого стержень требуется укоротить, он должен быть не больше 40 миллиметров.
  13. Получив стержень нужной длины, в пишущую часть вставляется иголка из шприца.
  14. Так как она довольно длинная, ее тоже нужно укоротить при помощи острых кусачек. Место обрезания нужно аккуратно заточить, следя за тем, чтобы не испортить само внутреннее отверстие.
  15. После чего укороченная иголка вставляется в боковую щель пишущего стрежня. Чтобы она свободно прошла сквозь наконечник, ее можно аккуратно согнуть.
  16. Иголка вставляется в боковую щель так, чтоб она выходила из сопла на один миллиметр и располагалась строго в центре.
  17. Трубка от капельницы присоединяется к пишущему стержню.
  18. На нее надевается зажим, который подвигается к корпусу ручки.
  19. Для продолжения работы потребуется изготовить из верхней части корпуса ручки еще одну важную деталь. Для этого отрезаем трубку длиной 22 миллиметра на месте расположения резьбы.
  20. В шляпе с внутренней резьбой проделываем небольшое отверстие, после чего навинчиваем ее обратно на трубку.
  21. Собранные детали одеваются на капельницу, продвигаются до упора.
  22. После чего фиксируются клеевым пистолетом.
  23. После застывания состава к иголке нужно присоединить медицинский шприц, который будет использоваться в качестве емкости для жидкого красящего вещества.

Краскопульт готов. Как им пользоваться? Красящее вещество набирается в шприц, который прикрепляется к самодельному распылителю. Колесо зажима на капельнице отодвигается в обратном направлении от шприца до конца, в результате чего пластиковая трубка пережимается. Ее конец присоединяется к рукаву компрессора, выполняется пробный запуск устройства. Чтобы распылить по рабочей поверхности краску, колесо зажима нужно прокрутить вперед, по капельнице в направлении насадки пойдет воздух. Несколько пробных заходов — и самодельный краскопульт можно применять в бытовой среде.

Совет! Из пластмассовой бутылки или старого компакт-диска можно вырезать подставку-держатель, это обеспечит дополнительное удобство для пользователя при длительной по времени работе.

Аэрограф с наружным перемешиванием краски

Еще легче изготовить краскопульт самому, когда в конструкции предусмотрен внешний распылитель. Другими словами, при использовании аппарата будет выполняться внешнее перемешивание красящего вещества и воздуха.

Этапы изготовления пульверизатора выглядят таким образом.

  1. Из обычной ручки извлекается стержень, из него выдуваются остатки чернил через нижнее отверстие.
  2. Берется пробка, через ее центр проводится ровная линия.
  3. Теперь нужно начертить два отрезка по 15 миллиметров, начиная от центра пробки по одну и другую сторону.
  4. Полученные линии соединяются, а обведенная часть аккуратно обрезается острым ножом, в результате должен получиться уголок.
  5. Все излишки обрезаются так, чтоб получить подставку 12 миллиметров высотой.
  6. Шилом в подставке проделывается небольшое отверстие, в которое помещается стержень.
  7. Высверливается еще одно отверстие нужного диаметра под сам корпус.
  8. Ненужная часть у подставки обрезается.
  9. Отверстие в ручке, сквозь которое пройдет стержень, нужно расширить наждачкой.
  10. Корпус вставляется в вырезанный из пробки уголок.
  11. Вниз подставки монтируется сам стержень. Он размещается около емкости под краску, после чего отмеривается требуемая длина (элемент не должен касаться дна).
  12. Все лишнее обрезается острым ножом.
  13. На крышке емкости под краску просверливается сквозная дыра по диаметру стержня.
  14. После чего на нее наносится небольшое количество клея, стержень помещается в дыру, фиксируется строго вертикально.

После этого жидкий красящий состав аккуратно заливается в емкость, его можно пробовать распылять. Когда таким пульверизатором планируется красить детали небольшого размера, компрессор не требуется. Для этого нужно лишь набрать в легкие как можно больше воздуха, после чего сильно дуть в трубку. Если же предстоит покраска значительных площадей либо нанесение фона, к распылителю нужно присоединить рукав компрессора с ресивером для получения стабильного, высокопродуктивного рабочего процесса. Ресивер также можно изготовить собственноручно из огнетушителя, автомобильной шины либо пластиковой бутылки.

Совет! Такой самодельный пульверизатор можно улучшить, если трубу для поступления воздуха выполнить из шприца большого объема, поместив его на место ручки. После чего к устройству можно присоединять и продувочный пистолет.

Процесс нанесения рисунка на машину

Аэрография на авто собственными руками — невероятно интересный, увлекательный процесс, требующий много усилий и времени. Для получения высококачественного результата при выполнении работы следует придерживаться определенных правил:

  • рисунок, который окажется на капоте, крыше, крыльях или других частях машины, следует выбирать согласно личным предпочтениям хозяина транспортного средства,
  • место нанесения должно быть таким, чтобы рисунок не потерялся на общем фоне и был хорошо заметным. Когда требуется выполнить сложное, многокрасочное изображение, деталь рекомендуется снять,
  • нужно обеспечить безопасность рабочего процесса — помещение, где будет выполняться распыление краски из пульверизатора, должно быть чистым и хорошо проветриваемым. При работе с химическими веществами нужно в обязательном случае пользоваться индивидуальными средствами защиты глаз и органов дыхания,
  • так как рисунок не наносится на фары, зеркала и ручки, перед нанесением краски их нужно снять. Металлическую поверхность тщательно очистить от пыли, мелкого мусора. Используя крупную наждачную бумагу, удалить лакокрасочное покрытие. Обрабатываемый металл должен приобрести матовую окраску. В том случае, если на нем присутствуют царапины и микротрещины, их следует устранить шпаклевкой и грунтовкой,
  • особое внимание следует уделить работе с изображением. Так, перед его нанесением неиспользованную поверхность на машине тщательно закрывают пленкой либо специальным скотчем. Место нанесения обезжиривают, хорошо просушивают феном,
  • готовый рисунок требуется закрепить, для этого он покрывается 2–4 слоями лака и оставляется на сутки до полного высыхания.

Используемые вещества для покраски

Каждый красящий состав для аэрографа имеет свои уникальные характеристики и стоимость. Поэтому при подборе того или иного варианта рекомендуем учитывать все отрицательные и положительные качества. Нужная расцветка подбирается с помощью смешивания красок различных тонов в отдельной емкости. На сегодняшний день пульверизатором распыляются:

  • нетоксичные акриловые смеси, которые до нужного состояния разводятся водой. Их главными преимуществами являются: широкий выбор цвета, отличная передача тона и возможность легкого снятия верхнего слоя. К недостаткам относят невозможность четкого прорисовывания на рисунке мелких деталей из-за длительного высыхания и довольно густой консистенции,
  • эмали — быстровысыхающие красящие составы с водной основой. Их плюсами признают безопасность для человеческого здоровья и невысокую стоимость. Минусами являются плохая передача цвета, потеря первоначальной яркости и насыщенности при смешивании,
  • нитрокраски, содержащие в своем составе полиэфирные, уретановые либо синтетические вещества. Достоинства: так как быстро сохнут, подходят для аккуратного прорисовывания небольших элементов. Недостаток: очень токсичны, после смешивания образуют нестабильный состав, из-за чего имеют низкую цветопередачу.

Важно! Перед использованием пульверизатора краска до нужной консистенции разводится специальным растворителем, который предупреждает забивание сопла и, как следствие, выход из строя самого аппарата.

Технология выполнения

Как правильно выполнить аэрографию на капоте, кузове, крыше или других частях машины, если до этого ни разу не приходилось пользоваться краскопультом? Советуем попробовать сделать небольшой рисунок на отдельном стальном листе. Начинайте обучение с нанесения ровных горизонтальных, вертикальных линий, после — кривых полос, окружностей. Набив руку, можно переходить к приданию оригинального внешнего вида самому автомобилю.

Правильное нанесение рисунка невозможно без выполнения следующих важных правил:

  • на толщину наносимых линий прямое воздействие будет оказывать удаленность сопла аппарата от обрабатываемой поверхности — чем оно будет больше, тем толще получится линия,
  • когда краска распыляется по большой поверхности либо разлетается в разные стороны, это значит, что наносится она под углом. Это неправильно — струя должна быть всегда направлена к поверхности перпендикулярно,
  • яркость, плотность линий определяются временем удержания устройства над обрабатываемой зоной: для получения тусклого пятна аппарат нужно удерживать несколько секунд, для яркого — потребуется большее количество капель краски, соответственно, увеличится и длительность нанесения.

Важно! Для предупреждения появления на рабочей поверхности размытых, неаккуратных пятен краскопульт следует водить со стороны в сторону очень плавно. Никакие резкие движения руки либо длительная остановка на одном месте недопустимы. При нанесении рисунка его светлые оттенки наносят первыми, после — все остальные.

Рекомендации начинающим художникам

Не имеете достаточного опыта в нанесении разноцветной аэрографии на авто? Стоит воспользоваться уже готовыми трафаретами либо виниловыми наклейками. Трафарет —это тот же шаблон, которым пользуются в работе и профессиональные мастера. Главный недостаток — полученные изображения приходится нередко корректировать от руки, дорисовывать тени, блики и т. п.

Наклейки на пленке требуют предварительной подготовки поверхности, ее тщательного очищения и обезжиривания химическими средствами. После чего пульверизатором наносят мыльную воду на участки, которые будут покрываться пленкой. Наклейка нагревается феном, разглаживается от середины к концам. После этого авто нельзя мыть около одной недели.


Собственноручное изготовление трафарета

Многоразовый и одноразовый шаблон можно купить в специализированном магазине либо сделать своими силами. Некоторые нюансы изготовления:

  • самодельный трафарет вырезается из плотного картона или специальной клеенки,
  • отыскать нужный рисунок можно в сети интернет, после чего распечатать его на цветном принтере или с помощью карандаша перенести на бумагу, затем аккуратно вырезать острыми ножницами,
  • шаблон тщательно прикладывается к металлической поверхности и укрепляется по концам строительным скотчем, это предотвратит затекание краски под лекало,
  • для равномерного нанесения красочного состава не рекомендуется слишком близко подносить сопло к рабочей поверхности,
  • необходимые тени и блики дописываются от руки.

Правильный уход за изображением

Если выполнять несложные правила по уходу за аэрографией, рисунок на машине будет оставаться ярким и красочным не один год:

  • во избежание появления царапин при мытье нужно пользоваться мягкой губкой и специальными шампунями. После попадания на рисунок дождевой воды его следует тщательно высушить, в противном случае, он может потерять свой яркий цвет и со временем испортится,
  • аналогично следует поступить при попадании бензина либо масла,
  • какие-либо механические повреждения рисунка недопустимы.

Что касается обслуживания пульверизатора, его после использования нужно разобрать, все детали тщательно отмыть от краски в проточной воде, иначе засохшая химия попросту испортит аппарат.

Чтобы заниматься аэрографией, особых знаний и умений не требуется, главное — иметь под рукой надежный и высококачественный краскопульт, который можно изготовить из подручных средств своими руками. Аппарат станет незаменимым помощником в строительстве, ремонте, а оснастив его компрессор с ресивером, вам без особого труда и серьезных материальных вложений удастся придать своему автомобилю неповторимый, уникальный внешний вид.

Подробнее о технологии нанесения аэрографии на машину расскажет следующее видео:

Сегодня большое распространение получает аэрография – нанесение узора на кузов автомобиля краской под высоким давлением. Но с помощью этой техники можно украшать любую поверхность: декорировать фасад, вносить изменения в интерьер, расписывать посуду. На рынке представлен большой выбор инструментов для рисования, но каждому под силу сделать аэрограф своими руками из деталей, которые есть в каждой квартире.

Что такое аэрография

Современное направление живописи, где в качестве инструмента кроме краски используется сжатый воздух. С помощью нехитрого приспособления, которое впервые смастерил в 1879 году ювелир из Айовы, краска распыляется тонкой струей на поверхность. В качестве пульверизатора на первых аэрографах использовался ручной компрессор, позже его заменили на более компактное устройство. Изменялась и система подачи краски, и модификация рукоятки.

Рисунок на автомобиле

Сегодня с помощью стержня шариковой ручки, бытового компрессора или баллона нетрудно сделать удобный аэрограф для домашнего использования. Самодельные инструменты не смогут конкурировать с заводскими устройствами по точности нанесения мелкого рисунка. Но для декора средних и больших площадей, знакомства с принципами работы начинающему художнику этого инструмента вполне хватит.

Из чего состоит и как работает аэтограф

Принцип работы любого аэрографа независимо от конструктивного типа основан на распылении краски по типу аэрозольного баллона. Благодаря игле, триггеру и сменным соплам линия рисунка получается более равномерной и тонкой.

Толщина линии регулируется за счет консистенции краски, которая под давлением образует струю разной толщины, расстояния до окрашиваемой поверхности, давления воздуха и диаметра сопла. Конструкция профессионального аэрографа:

  • игла;
  • воздушное сопло;
  • корпус;
  • триггер (переключатель);
  • пружина;
  • суппорт;
  • уплотнительные кольца;
  • воздушный клапан;
  • держатель иглы;
  • бачок с краской;
  • ручка.

Воздух, проходя через трубку, смешивается с краской, которая поднимается из бачка под действием давления, либо соединяется с воздухом под действием силы гравитации, если бачок установлен сверху или сбоку аэрографа.

Конструкция пульверизатора

Принципом действия прибор напоминает автомобильный краскопульт. Количество краски, давление и скорость регулируется с помощью триггера. Чтобы собрать аэрограф своими руками в домашних условиях, понадобится подобрать заменители для воздушной трубки, корпуса, иглы из подручных материалов, отрегулировать количество подачи краски, уровень давления. В зависимости от диаметра сопла и размера установленной иглы художник может изготовить удобный инструмент для декорирования поверхности, моделирования.

Виды аэрографов

Конструктивно аэрограф для моделизма разделяется по принципу смешивания воздушного и красочного потока на смешивание внутреннее (в корпусе аэрографа) и внешнее, когда две струи соединяются на выходе из сопла.

Аппарат внешнего смешивания доступен для самостоятельной сборке. Потребуется несколько этапов сборки патрона и простое подключение к компрессору.

Прибор внутреннего смешивания краски и воздуха управляется триггером. Нажатием на кнопку открывается клапан, воздух проходит в корпус, смешивается с краской. Художник получает линию необходимой толщины.


По принципу управления различают инструмент двойного или одинарного действия. Приспособление двойного действия позволяет управлять двумя потоками: краски, воздуха. Это необходимо при создании мелких рисунков.

При самостоятельном изготовлении можно остановиться на конструкции без иглы. В пробке из-под бутылки вырезаются необходимые отверстия, пробка крепится на корпус обыкновенной ручки или одноразового шприца. Внутрь проводится шланг, через который будет двигаться воздух. Емкость с краской устанавливается под конструкцией. Краска распыляется равномерным, но нечетким потоком.

Этим инструментом будет удобно красить однотонные поверхности, словно используя краскопульт. Для художественных росписей, моделирования он не годится, так как дает распыление с неровными краями. Это самый простой вариант, который можно использовать для росписи по трафарету.

Инструменты двойного действия используются профессиональными художниками. В таком приборе можно управлять потоком воздуха, краски, меняя количество и скорость.

Сборка аппарата без распылителя

Сборка такого инструмента занимает 10-20 минут. Чтобы красить им, понадобится просто в него дуть. В конструкции не используется шланг для аэрографа. Безусловно, ни о каких художественных росписях в этом случае речь не идет. Простое устройство пригодится при моделировании, когда необходимо прокрасить небольшие детали, нанести лакокрасочное покрытие на скол на кузове и пр.

Схема элементов самодельного устройства

Есть два распространенных способа монтажа:

  • шприц пластмассовый, игла, гелевая ручка;
  • скрепка канцелярская;
  • капроновая нитка (армировка);
  • кусок изоленты, скотча;
  • банка для краски.

Последовательность вне зависимости от способа изготовления идентична, только во втором случае вместо шприца в качестве корпуса будет использоваться ручка:

  1. Игла шприца нагревается, отделяется от основы.
  2. Скрепка (или аналогичный кусок проволоки) сгибается под прямым углом.
  3. Один угол скрепки связывается армированной ниткой с иголкой.
  4. Вторая сторона скрепки фиксируется скотчем на корпусе шприца.

Иголка одной стороной будет входить в баночку с краской, вторая сторона будет использоваться как сопло для аэрографа, которое нужно расположить возле выходного отверстия шприца.

Краска разводится до нужной консистенции, распыление происходит после того, как художник начинает дуть в широкий конец самодельного инструмента.

Изготовление с распылителем

Такое приспособление — совсем иной уровень рисования. Несложный инструмент позволит проводить точные работы по моделированию, росписи кузова, декорировать помещение или рисовать на картоне. Сборка потребует до 30 минут и немного терпения:

  • 3 шариковых и 2 гелевых ручки;
  • баллончик из-под дезодоранта;
  • проволока;
  • ниппель;
  • 2 болта диаметром 3 мм;
  • 2 иголки;
  • клей.

Краскопульт готов к присоединению балончика

Сборка аэрографа с распылителем проходит по этапам. Сначала потребуется сделать фиксатор иголки, патрон:

  1. Вынуть из корпуса автоматической ручки все детали, опустить в корпус пружину. Можно использовать шприц. Из него также вынимается поршень, опускается пружина авторучки.
  2. Очищается от пасты стержень ручки. В корпусе стержня делается отверстие, вставляется болтик.
  3. Готовится корпус. В шариковой ручке раскаленным шилом делаются два отверстия. С одной стороны это будет круглое отверстие диаметром 0,5 см, с другой — овал длиной 2 см и шириной 0,5 см.
  4. Согнуть проволоку, вставить в отверстия.
  5. Иголку от шприца согнуть, вставить в отверстие ручки, второй конец будет закреплен на флаконе с краской.
  6. Патрон иголки вставить в корпус.
  7. Корпус воздушного клапана изготавливается из наконечника автоматической ручки.
  8. Самоделка скрепляется проволокой, клеится.

Сделать компрессор для аэрографа своими руками так же просто. Можно использовать в качестве шлангов трубки от капельницы, баллон сжатого воздуха, а для подачи воздуха — автомобильный компрессор.

Главным в аппарате будет:

  • компрессор;
  • тройник;
  • переходник;
  • ресивер (маслоотделитель):
  • фильтр;
  • шланг.

Сборка конструкции предполагает установку манометра. Это требуется для настройки давления перед запуском. Аппарат лучше устанавливать на подставку, прочно закреплять.

Подставка для аэрографа своими руками

Дополнительной деталью станет держатель, которую достаточно просто сделать самостоятельно. Есть несколько вариантов подставки. Самый простой — использовать металлический зажим, которым прибор крепится к столу. Второй распространенный вариант — кронштейн от мясорубки.

  1. Просверлить в кронштейне два отверстия диаметром под вязальную спицу.
  2. Согнуть спицу, вставить в отверстие кронштейна, припаять.
  3. Установить устройство на полученный штатив, плотно зафиксировать.

Все работы, связанные с пайкой, нужно проводить аккуратно. После подсоединения флакона с краской, подключения подачи воздуха, инструмент настраивается. Перед ремонтом или дизайном следует подготовить краску, потренироваться на листе картона.

Настройка аэрографа

Присоединив все необходимые детали, переходят к настройке. Кончик иглы, откуда будет выходить краска, должен располагаться максимально близко к отверстию для воздуха.

Расположение сопла и иглы в оборудовании

В самодельный аэрограф лучше устанавливать бачок с краской снизу: это даст оптимальное распыление. Регулируется подача воздуха кнопкой включения компрессора или нажатием на триггер воздушного баллона.

Правила работы с самодельным аэрографом

Соблюдение техники безопасности облегчит работу:

  1. Чем ближе поднесен распылитель к поверхности, тем более широкой и расплывчатой будет линия.
  2. После замены краски требуется промывать сопло аэрографа растворителем. Корпус шариковой ручки не должен быть пластмассовым, чтобы растворитель не разъедал стенки.
  3. Чем гуще краска, тем большее давление требуется получить от компрессора, чтобы распыление было оптимальным.
  4. Все работы нужно проводить в помещении без сквозняков, резких порывов ветра.
  5. Распылять краску нужно точно под углом 90° к поверхности. В противном случае линия получится нечеткой, с рваными краями.
  6. Линии нужно проводить быстро, не удерживая аппарат более секунды на одном месте, иначе краска начнет течь.

Простые правила помогут новичкам освоиться с таким интересным видом творчества, как аэрография, а самостоятельная сборка простого аппарата будет стоить копейки. Это хорошая возможность узнать и проверить на практике, действительно ли вам нравится такой способ рисования, или предпочтительней традиционная кисть и карандаш.

Аэрограф своими руками: виды, детали, как сделать и настройка

Любители легковых автомобилей стараются сделать все, чтобы их четырехколесный друг выделялся среди остальных транспортных средств. Одни отдают предпочтение крутому тюнингу, а другие с помощью аэрографа занимаются декорированием поверхностей автомобильного кузова. Не всегда имеется возможность использовать покупной прибор для аэрографии, для работы которого необходим воздушный нагнетатель. Самодельная установка, которая под давлением образует струю распыленной краски, позволит создать красивый, живой, оригинальный рисунок.

Знакомимся с аэрографом и его разновидностями

Не все знают, что такое аэрограф и какие возможности для творчества предоставляет аэрография. Самодельный аэрограф, так же как и промышленные модели, представляет собой специальный инструмент, распыляющий жидкую краску под воздействием воздушного потока из автомобильного компрессора, насоса или другого нагнетателя. Конструктивные особенности прибора позволяют обеспечивать смешивание воздушного и красящего потоков. При работе устройства одновременно с подачей воздуха в канал поступает краска, которая затем распыляется через выходное отверстие.


Позволит создать красивый рисунок-самодельный аэрограф

Устройство позволяет выполнять изображения на металле, тканевой основе или бумаге. Работа с пневмоинструментом не требует специальной подготовки. После небольшой тренировки можно легко создавать оригинальные рисунки различной сложности, состоящие из тонких линий с размытыми контурами. Внешне аппарат имеет сходство с обыкновенной авторучкой, к которой прикреплен небольшой резервуар с краской. Ширина наносимых линий зависит от консистенции красителя, удаленности от окрашиваемой поверхности, воздушного давление и размера сопла аэрографа.

Планируя самостоятельно изготовить аэрограф, следует определиться с его конструктивным исполнением.

В зависимости от особенностей смешивания потоков, приборы делятся на следующие типы:

  • агрегаты с внешним смешиванием, у которых струи объединяются при выходе из насадки. Они отличаются простой конструкцией и не создают проблем при эксплуатации. Такие устройства обычно собирают домашние умельцы из деталей старых пылесосов или обычных шариковых ручек;
  • устройства с внутренним перемешиванием. Они более сложные, чем предыдущая разновидность. Объединение потоков в таком аппарате будет осуществляться внутри корпуса аэрографа. Выход аэрозольной смеси осуществляется с помощью кнопки, открывающей воздушный клапан.


Не требует специальной подготовки работа с пневмоинструментом

По принципу управления распылители делят на следующие виды:

  • устройства одинарного действия. Изменение напора осуществляется путем частичного или полного перекрытия триггером сечения воздушного канала. При этом канал подачи краски остается открытым;
  • приборы с двойным действием. Это сложные приборы, у которых перекрываются оба канала. Такие аэрографы незаменимы для выполнения детализации и создания реалистичных рисунков.

Существуют также полностью автоматические аэрографы двойного действия с независимым управлением, которые используются только профессионалами. Расположение емкости, в которой находится красящая жидкость, может быть боковым, верхним или нижним.

Необходимые детали и инструменты

В зависимости от того какие выбираются способы изготовления распылителя, меняется перечень инструментов и необходимых материалов.

Для изготовления самодельного прибора подготовьте:

  • школьную ручку с шариковым или гелевым стержнем;
  • медицинский шприц на 10 или 20 мл с иглой;
  • обычную пробку от винной бутылки;
  • клей для пластмассы или герметик;
  • стеклянный флакон с герметичной крышкой.


Пользуясь аэрографом, используют различные красители

Также понадобится линейка, зажигалка, маркер, шило и мелкая наждачка. Не забудьте, что для проверки работоспособности прибора потребуется краска для аэрографа. Помните, что каждый краситель имеет свои свойства и отличается характеристиками. Это необходимо учитывать, занимаясь его подбором.

Используют различные красители:

  • акриловые. Они безвредны для людей и разводятся водой до необходимой консистенции. Акриловые краски представлены в расширенной цветовой гамме, хорошо передают цвета и при необходимости легко удаляются. Имеется недостаток – проблематичность прорисовки мелких деталей из-за продолжительного высыхания краски и ее густоты;
  • эмали. Они быстро сохнут после распыления и не оказывают отрицательного воздействия на здоровье людей. Эмаль на водной основе имеет доступную цену, однако не может обеспечить хорошую цветопередачу. Кроме того, при перемешивании эмалей разных цветов теряется первоначальная цветовая насыщенность;
  • нитрокраски. Они представлены в широком ассортименте и могут иметь полиэфирную, синтетическую или уретановую основу. Ускоренное высыхание и другие характеристики нитрокраски позволяют выполнить детализацию, а также реалистично прорисовать мелкие элементы. Недостаток – материал токсичен и вреден для органов дыхания.

При необходимости всегда можно подобрать требуемую тональность, путем смешивания красок. Подготовив все необходимое, приступайте к самостоятельной сборке распылителя.


Путем смешивания красок, можно подобрать требуемую тональность

Как сделать аэрограф своими руками

Сборка аэрографа несложное, но кропотливое занятие. Необходимо предварительно изучить проверенные схемы и методики, а затем приступать к работе. Рассмотрим, как собрать аэрограф.

Для этого следует выполнить ряд операций:

  • раскрутить корпус ручки и извлечь стержень;
  • затем нужно аккуратно очистить его от пасты;
  • прополоскать трубку спиртосодержащим составом;
  • промыть под сильным потоком теплой воды;
  • просушить до абсолютной прозрачности;
  • прогреть хвостовую часть шприца зажигалкой;
  • расширить хвостовик шилом до диаметра стержня;
  • далее необходимо сделать разметку в пробке;
  • выполнить в пробке выемку до половины высоты;
  • затем вырезать сегмент встречным резом.

После завершения указанных операций необходимо выполнить отверстие для стержня от ручки, и перпендикулярно к нему сделать еще один канал.

Дальнейший порядок действий:

  • округлите хвостовик стержня наждачкой;
  • совместите его с выемкой;
  • установите в боковое отверстие корпус шариковой ручки.


Несложно самому собрать аэрограф

На этом изготовление главного узла аэрографа закончено. Остается выполнить небольшое отверстие для стержня в крышке банки и отрегулировать его длину так, чтобы нижний участок не касался дна емкости. Необходимо зафиксировать положение трубок силиконовым герметиком или клеем, чтобы избежать потерь давления.

Изготовление воздушного клапана позволит регулировать давление струи. Можно выполнить в трубке группу отверстий и, при необходимости, закрывать их скользящей накладкой.

Компрессор для самодельного аэрографа

Не все имеют представление, как сделать компрессор для аэрографа своими руками.

Изготовить самодельный компрессор для аэрографа несложно, используя автомобильный электронасос. Качество окраски будет отличаться от профессиональных устройств, но компрессор для аэрографа из автомобильного компрессора – это вполне приемлемый вариант для индивидуального творчества.

Для проведения испытаний самостоятельно изготовленного аэрографа следует состыковать его воздушной магистралью с компрессором. Чтобы сгладить пульсации потребуется ресивер, для изготовления которого подойдет бачок от гидроаккумулятора или пластиковая канистра небольшого объема. Следует плотно одеть шланги и надежно зажать их хомутами.

Как настроить самодельного аэрограф

Самодельный аэрограф, работающий от автомобильного насоса, необходимо наладить. Важно герметично соединить все детали и затем настроить устройство. Основным требованием по настройке прибора является минимальное расстояние от кончика иглы, по которой будет поступать красящее вещество, к выходу воздушного канала.


Перед тем, как нанести рисунок на кузов авто, необходимо потренироваться на листе бумаги

Для самостоятельно изготовленного прибора целесообразно размещать емкость с краской внизу, что позволит добиться хорошего качества распыления. Отрегулировать струю сжатого воздуха можно путем подачи питающего напряжения на компрессор или изменением положения триггера воздушной магистрали.

Самодельная установка для аэрографии – нюансы работы и уход

Проблематично выполнить аэрографию на автомобильном кузове, если отсутствует опыт работы с прибором. Важно тщательно разобраться, как пользоваться аэрографом. Желательно потренироваться на листе металла, отработать технику на горизонтальных линиях, а затем приступить к изогнутым полосам и окружностям.

Следует запомнить следующие правила работы:

  • насыщенность рисунка и толщина штрихов определяется расстоянием от сопла до поверхности. С увеличением расстояния возрастает ширина линии;
  • перпендикулярное расположение оси рабочего инструмента к поверхности предохранит разбрызгивание краски и обеспечит четкость рисунка;
  • плотность штрихов и их насыщенность определяется продолжительностью нахождения устройства над зоной окрашивания.

Помните, что важно не спеша перемещать рукой аэрограф. Это позволит выполнить рисунок без подтеков, а также избавиться от неокрашенных участков и пятен. Для обеспечения долговечности устройства необходимо ополаскивать сопло в растворителе. При выполнении художественных работ не должно быть сквозняка или ветра.

Как устроен аэрограф? Сжатый воздух из компрессора или контейнера под давлением, подаётся через маленькое сопло. Движущийся воздух вытягивает из резервуара (чашки или банки) краску, распыляет её в тонкий, равномерный туман. Конусный кончик иглы направляет факел распыления и регулирует в нём количество краски.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Paasche H – типичный аэрограф одиночного действия. Краска поднимается из чашки или банки под аэрографом через материальное сопло с насечками, которым можно регулировать подачу краски. Кнопка сверху открывает воздушный клапан.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Iwata Eclipse – модель двойного действия. Нажатие вниз на триггер открывает воздушный клапан, а оттягивание его назад регулирует подачу краски. Модель оснащена чашей гравитационной подачи, или, как ещё называют такой вид, верхней подводкой материала. Винт в задней части фиксирует иглу.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Badger 200 – модель гибридной системы. Она оснащена иглой, как и модели двойного действия, но подача краски регулируется винтом на заднем конце, а верхний триггер только открывает воздушный клапан.

У аэрографов двойного действия в задней части корпуса может быть винтовой механизм, ограничивающий ход иглы и, соответственно, подачу краски. Это позволяет "не переливать" краску с небольшой дистанции и рисовать очень тонкие и аккуратные линии. При выборе аэрографа двойного действия, обратите внимание на тип используемого сопла. Они бывают винтовые и самоцентрирующиеся. Аэрограф с самоцентрирующимся соплом мне видятся более предпочтительными, и вот почему: недорогие китайские аэрографы с винтовыми соплами изготовлены из мягкого металла, что может привести к разрушению резьбы самого сопла, что не так страшно, или к разрушению резьбы на корпусе аэрографа, это уже гораздо хуже. Ещё у "китайцев" бывают не соосные резьбы и канал подачи краски, из-за чего факел распыла направлен не туда, куда надо, а краска сильно налипает на защитную коронку. Это не значит, что такая неприятность обязательно произойдёт, но для китайских аэрографов шансы получить хороший инструмент значительно ниже, чем при покупке оригинального японского (Jas – это в основном клоны IWATA), немецкого или американского аэрографа.

Ещё один небольшой, но очень важный фактор - это эргономика. У всех руки разного размера и не бывает удобного для всех хвата. Поэтому было бы неплохо перед покупкой взять аэрограф в руку.

Аэрографы двойного действия, такие как Harder&Steenbeck Evolution, Hansa, Iwata Revolution, Paasche VJR и появившиеся совсем недавно MENG и AMMO by Mig дают пользователю больше контроля и могут рисовать очень тонкие линии. Однако, ими сложнее пользоваться, разбирать и чистить.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Независимо от выбранного аэрографа, для работы потребуется источник сжатого воздуха. С одного края источников – банка со сжатым воздухом. Стоит от 150 рублей и хватает примерно на одну модель, а может и меньше. Для работы с таким требуется специальный редуктор-переходник, и если объём работ невелик, этот источник может оказаться самым экономным.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Если же вы планируете красить много, то стоит приобрести компрессор. Разброс цен также значительный, от простейших китайских машинок за 2 000, больше похожих на компрессор для аквариума, до серьёзных установок за несколько десятков тысяч. Наличие у компрессора регулятора выходного давления позволяет управлять объемом проходящего через аэрограф воздуха, ресивер сглаживает пульсацию, неизбежно образующуюся в поршневом компрессоре, а специальный фильтр осушает воздух, удаляя возможный конденсат. Весьма популярной на нашем рынке является модель JAS 1203 китайского производства, так как сочетает в себе все эти полезные мелочи и при этом стоит довольно вменяемых денег. При использовании компрессора с регулятором давления и ресивером, на мой взгляд, аэрограф с аэроконтролем не нужен.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Я не буду рассказывать про сам процесс покраски и про характерные проблемы, которые при этом возникают, об этом достаточно сказано, например,

Перейдём к заключительной части процесса. После каждой покраски аэрограф нужно чистить! Это не так страшно, как кажется, и не занимает много времени, зато позволяет поддерживать инструмент в хорошем состоянии и не допускать некоторых проблем при покраске. Аэрографы одиночного и двойного действия требуют немного разных подходов, а смена цвета не требует полной разборки аэрографа, если вы не меняете краску с металлика на не-металлик или с тёмного оттенка на светлый. За исключением этих двух случаев при смене краски достаточно только промыть аэрограф, не переходя к пунктам 2 и 3.

Для чистки вам понадобятся: банка для очистки, растворитель для используемой краски (thinner), очиститель для аэрографа (cleaner), вата, зубочистки, ватные палочки, салфетки или туалетная бумага и мягкие ёршики для курительной трубки. Иногда очиститель можно заменить обычным растворителем №646 или ацетоном, но эти вещества разъедают резиновые прокладки.

1. Промывка аэрографа

1.1. Как только вы закончили красить, слейте краску в контейнер для отходов и отсоедините банку или чашку, если они снимаются.

1.2. Промойте ёмкость растворителем и слейте его в контейнер для отходов.

1.3. Присоедините ёмкость, залейте в неё очиститель, продуйте через аэрограф в банку для очистки почти полную чашку очистителя.

1.4. Снимите банку или чашку и протрите её салфетками или ватными палочками, вымоченными в очистителе. Также прочистите трубки подачи при помощи ёршика, ватной палочки или салфетки.

1.5. Продуйте остатки очистителя в аэрографе и прочистите механизм (см. ниже)

1.6. Соберите аэрограф и продуйте немного очистителя на белую салфетку. Если он чистый, переходите к следующему шагу, при необходимости повторите шаги 4 и 5.

1.7. Продуйте через аэрограф в банку для очистки остатки очистителя. Смажьте иглу, если она есть. Не оставляйте в аэрографе никаких жидкостей, храните его всегда сухим.

2. Чистка аэрографа одиночного действия:

2.1. Промойте аэрограф (см. выше).

2.2. Снимите, если это возможно, банку или чашку.

2.3. Аккуратно разберите материальное сопло. Протрите каждую деталь ваткой, смоченной очистителем.

2.4. Протрите внутреннюю сторону кончика, куда подсоединяется сопло, ватной палочкой или салфеткой.

2.5. Сверните уголок салфетки в плотный конус и протрите им внутреннюю поверхность сопла. Никогда не проталкивайте ничего сквозь сопло! Если внутри осталась краска, замочите ненадолго сопло в растворителе, в зависимости от используемой краски. Повторно протрите сопло скрученной салфеткой. (прим. пер.: можно использовать зубочистку, на кончик которой намотана вата, но с должной аккуратностью).

2.6. Соберите аэрограф и возвращайтесь к шагу 1.6

3. Чистка аэрографа двойного действия и гибридных систем.

3.1. Промойте аэрограф, как указано в разделе 1.

3.2. Снимите, если это возможно, чашку или банку. Согласно инструкции производителя выньте иглу.

3.3. Аккуратно разберите сопло. Протрите каждую деталь ваткой, смоченной очистителем.

3.4. Протрите внутреннюю часть крышки сопла ватной палочкой, смоченной очистителем. Протрите трубку подачи краски, через которую проходит игла, ёршиком или скрученной салфеткой.

3.5. Сверните тонкий конус из салфетки и протрите внутреннюю часть сопла. Не пытайтесь проталкивать жёсткие предметы типа ёршиков через сопло! Кончик аэрографа двойного действия чрезвычайно нежный, и требует полной очистки. Если не удалось полностью очистить крышку сопла и сопло, замочите их на некоторое время в растворителе или очистителе и потом протрите. (Прим. перев.: В самом крайнем случае можно использовать зубочистку, на кончик которой намотана вата, но с должной аккуратностью. В самом крайнем случае, можно использовать специальную иглу для чистки сопла, если это позволяет конструкция сопла.)

3.6. Протрите иглу тканью или ватой, смоченной растворителем или очистителем от конца к началу. Будьте аккуратны! Игла очень острая.

3.7. Соберите аэрограф и вернитесь к пункту 1.6.

А вот вам мой набор для чистки аэрографа. Банку я сделал сам - трубка, в которую плотно вставляется аэрограф, опускается ниже уровня воды, а для выхода воздуха прорезано отверстие, в которое вставлено несколько слоёв тонкого поролона. Так себе поделка, но лучше, чем ничего.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Написано в основном по материалам журнала FineScale Modeller, статья Chris Appoldt и порядок чистки от Terry Thompson, а также исследования некоторых сайтов и личного опыта.

Всегда приветствуются конструктивные дополнения, предложения и пожелания в комментариях!

Читайте также: