Ректор своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 29.08.2024

В честь Татьянина дня и 265-летнего юбилея МГУ в здании фундаментальной библиотеки университета прошла традиционная церемония угощения студентов медовухой. Этому обычаю уже больше двух десятков лет, и ввел его в обиход ректор университета Виктор Садовничий.

Около сотни студентов-отличников со всех факультетов собрались, чтобы принять угощение из рук ректора. Садовничий с импровизированной сцены лично раздавал бокалы с ароматным напитком — для этого была припасена целая бочка медовухи. Виктор Антонович первым испробовал напиток, и, убедившись в его качестве, начал церемонию.

Кстати, университетская медовуха для традиционного угощения готовится по особому рецепту. Его разработали в самом университете, взяв за основу древнерусскую рецептуру и добавив секретные ингредиенты. Все серьезно: рецепт официально запатентован. Каждый год к Татьянину дню комбинат питания МГУ готовит несколько бочек такой медовухи.

После этого в актовом зале библиотеки состоялся праздничный концерт, на котором выступали студенческие коллективы и победители различных университетских конкурсов. Виктор Антонович посмотрел часть концерта: приветствовал аплодисментами каждый номер, а напоследок произнес поздравительную речь. Главной интригой ректорской речи стал еще один вкусный подарок студентам — Садовничий представил на сцене огромный торт, для выноса которого потребовалось четыре человека.

Согласно пожеланию ректора, под конец вечера в фойе библиотеки торт разделили на всех желающих. Шедевр университетской кулинарии и завершил собой празднование Дня студентов.

Кто главнее: проректор, декан или заведующий

Вчерашнему школьнику сложно сориентироваться в структуре университета и должностях руководства. Мы расскажем об иерархии в вузе и поможем разобраться, кто здесь главный.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Интересные материалы, которые облегчат студенческую жизнь, ждут в нашем образовательном телеграм-канале. А ещё мы подготовили специальную группу с акциями и выгодными предложениями.

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

  • разработка образовательных программ и учебных планов;
  • распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  • организация и руководство практикой студентов;
  • проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
  • организация научно-исследовательской работы педагогов.

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник

ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник

Чем отличается школа в США от российской: вся правда глазами американского подростка

Чем отличается школа в США от российской: вся правда глазами американского подростка

Семья купила под Анапой дом, полный змей


"О, жрачка приехала!": спортсмены показали столовую в Пекине

Обманутая невеста: Волочкова прогнала объявленного в розыск жениха (4 фото)

Обманутая невеста: Волочкова прогнала объявленного в розыск жениха (4 фото)

Шторм в Норвежском море

12 фактов о финансах британской королевской семьи

Апокалипсис: красочные средневековые иллюстрации о конце света, 1330 год

Апокалипсис: красочные средневековые иллюстрации о конце света, 1330 год

От фантастики - к реальности: история летающих автомобилей

От фантастики - к реальности: история летающих автомобилей

Самая необычная филиппинка из всех существующих (5 фото)

Самая необычная филиппинка из всех существующих (5 фото)

Суровое прошлое и его безумные правила этикета

Так гораздо лучше: художник пририсовывает дополнительные детали к достопримечательностям

Так гораздо лучше: художник пририсовывает дополнительные детали к достопримечательностям

Пятничная подборка красоты: 25 урожайных куч, которые поразят ваше воображение

Пятничная подборка красоты: 25 урожайных куч, которые поразят ваше воображение

В Подмосковье тигрёнок перепугал жителей деревни

Как Макдоналдс и Илон Маск в шутку сделали кого-то миллионерами

Как Макдоналдс и Илон Маск в шутку сделали кого-то миллионерами

Смышленая собака освоила автоматический метатель мячей

Смышленая собака освоила автоматический метатель мячей

15 людей, которые сделали небольшой ремонт и полностью преобразили квартиру

15 людей, которые сделали небольшой ремонт и полностью преобразили квартиру

Настоящая история Бедовой Джейн

30 случаев, когда ремонт своими руками сделал жилье намного уютнее

30 случаев, когда ремонт своими руками сделал жилье намного уютнее

В Москве парень выпрыгнул из окна, чтобы не мыть пол в квартире

В Москве парень выпрыгнул из окна, чтобы не мыть пол в квартире

Совсем одурели с этим своим аниме: Японцы массово отказываются от риса

Совсем одурели с этим своим аниме: Японцы массово отказываются от риса

Пневмопочта: полезная вещь из прошлого

Торговая сеть в Улан-Удэ разыгрывает среди покупателей 22 живых барана

Торговая сеть в Улан-Удэ разыгрывает среди покупателей 22 живых барана

Идеальный дизайн для дома - какой он? А вот такой!

Угара пост: всё об идеальных мужчинах

Патроны Шредингера: военнослужащий показал шкатулку для боеприпасов

Патроны Шредингера: военнослужащий показал шкатулку для боеприпасов

Король драмы: в Китае мужчина устроил демонстрационную попытку суицида, потому что его сын не женат

Король драмы: в Китае мужчина устроил демонстрационную попытку суицида, потому что его сын не женат

Издатель PUBG Mobile в Китае рад женской груди, но не рад черным

Издатель PUBG Mobile в Китае рад женской груди, но не рад черным

Раньше было лучше: ушедшие или растерявшие шарм программы ТВ 90-х и 00-х

Раньше было лучше: ушедшие или растерявшие шарм программы ТВ 90-х и 00-х

Скажи что-нибудь на эсперанто: зачем придумывают искусственные языки и как их создают

Скажи что-нибудь на эсперанто: зачем придумывают искусственные языки и как их создают

Кто следит за миллиардерами: студент первокурсник создал бота отслеживающего перелеты Илона Маска

Кто следит за миллиардерами: студент первокурсник создал бота отслеживающего перелеты Илона Маска

В Нижнем Новгороде задержали подростков, готовивших вооруженное нападение на школу

В Нижнем Новгороде задержали подростков, готовивших вооруженное нападение на школу

Вечер по-настоящему очумительных историй от пользователей Twitter

Вечер по-настоящему очумительных историй от пользователей Twitter


"А это правда существует?": 20+ удивительных явлений и предметов

15 трогательных кадров, которые доказывают, что счастливый конец существует

15 трогательных кадров, которые доказывают, что счастливый конец существует

Не паспорт, а произведение искусства

Потомки последнего монарха Италии требуют вернуть им драгоценности на 300 миллионов евро

Потомки последнего монарха Италии требуют вернуть им драгоценности на 300 миллионов евро

Тренировка на координацию

Неожиданность, шок, оцепенение: как женщины рассказывают мужчинам о своей беременности

Неожиданность, шок, оцепенение: как женщины рассказывают мужчинам о своей беременности

20 пар знаменитостей, похожих друг на друга как две капли воды

20 пар знаменитостей, похожих друг на друга как две капли воды

Великий облом и развод: неудачливых Илонов Масков кинули на деньги в игре Minecraft

Великий облом и развод: неудачливых Илонов Масков кинули на деньги в игре Minecraft

На месте гибели Коби Брайанта и его дочери установили памятник

На месте гибели Коби Брайанта и его дочери установили памятник

НАСА показало сына

В свете жидкого огня: история неоновых вывесок

Советские и постсоветские релии в картинках

В Тверской области почти сутки искали 7-летнего мальчика, который упал в канализационный люк

В Тверской области почти сутки искали 7-летнего мальчика, который упал в канализационный люк

Александр Сергеев

Как молодым исследователям открыть собственное дело и чем в этом может помочь вуз, рассказал начальник отдела коммерциализации интеллектуальной собственности и трансфера технологий СПбГУ Александр Сергеев.

Что такое малое инновационное предприятие и для чего оно нужно?

Малое инновационное предприятие, или МИП, в котором соучредителем выступает Университет, — это хозяйственное общество, создаваемое с целью внедрения результата интеллектуальной деятельности, исключительные права на который принадлежат Университету. Создание МИПа с участием Университета — это один из механизмов трансфера технологии — передачи технологии от одного субъекта другому с целью ее внедрения, как правило, на коммерческой основе.

Обычно МИП — это общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, где одним из соучредителей является вуз либо научно-исследовательский институт, словом — центр, где создается интеллектуальный продукт.

Сегодня университеты становятся важной частью экономической системы и должны показывать, что их интеллектуальные продукты могут превратиться в продукты реальные.

Например, это лекарства от ранее неизлечимых болезней, новые способы безопасной переработки отходов, оборудование и различные приборы с новыми характеристиками и т. п. МИПы нужны как раз для того, чтобы внедрить в производство ту или иную научную разработку, которая в итоге улучшит качество жизни людей или использование ресурсов в обществе.

Много ли МИПов сегодня работает при СПбГУ? Есть среди их сотрудников молодые ученые?
Чем СПбГУ может помочь начинающим бизнесменам в создании МИПа?

Прежде всего, нужно отметить, что сама юридическая возможность создания МИПа возникает тогда, когда университет готов предоставить право использования интеллектуальной собственности, правообладателем которой он является.

Помощь — это всегда предоставление каких-то ресурсов.

Одно из существенных нематериальных преимуществ — это бренд, имидж и репутация Санкт-Петербургского государственного университета, ведь малое предприятие создано с участием СПбГУ и, безусловно, ассоциируется с Университетом. Это отмечают все директора МИПов. Университет полностью берет на себя регистрацию предприятия, чтобы инициаторы МИПа не разбирались в том, как заполнять регистрационную форму, какие нужны документы, как писать устав, когда идти в налоговую инспекцию и так далее.

МИПам доступно оборудование Научного парка, а так как это наши предприятия, здесь возможны определенные льготные условия, которые могут быть прописаны в договоре. Благодаря созданию МИПов у сотрудников и студентов Университета появляются дополнительные источники дохода. Для студентов малое инновационное предприятие — это возможность, не отходя от парты, начать применять те знания, которые им дают на лекциях. Для научных сотрудников, занимающихся прикладными НИР, — это возможность протестировать свои разработки, выяснить, насколько эффективно их разработки решают практические задачи.

Отмечу также то, что для МИПов существуют льготы, предусмотренные государством. Одна из самых существенных — это сниженный размер выплат по страховым взносам. Для обычных предприятий в общем случае он составляет около 30 %, но для МИПов, созданных при вузах, на текущий момент — 14 %. Есть льготы и на аренду помещения в государственном образовательном учреждении: в первый год МИП может платить 40 % от размера арендной платы, во второй — 60 %, в третий — 80 %. Словом, статус МИПа дает определенные преференции.

Можно ли совмещать работу на малом предприятии и учебу в СПбГУ?

Кандидатуры гендиректоров обсуждаются на комиссии по созданию МИПов и согласовываются с руководством Университета. По остальным должностям в целом допускается, чтобы студенты, аспиранты и молодые ученые были сотрудниками малых инновационных предприятий.

Где малое инновационное предприятие может найти средства на реализацию своего проекта?
Как много стартапов становятся успешным бизнесом? И каким образом можно помочь молодым предпринимателям, которые хотят развивать наукоемкие технологии?

В СПбГУ мы сегодня работаем над развитием деятельности бизнес-инкубатора — структуры, которая поможет молодому предприятию быстрее встать на ноги с помощью трех базовых вещей: обучения основам экономики предприятия и инновационного менеджмента, консультирования по прикладным вопросам ведения бизнеса, включая менторство со стороны экспертов из деловой среды, и налаживания деловых контактов.

На первом этапе мы планируем обсуждать самые базовые вопросы и ориентировать тех, кто только-только начинает интересоваться предпринимательством. Например, как отсегментировать рынок? Как строить политику ценообразования? Как увязать ценообразование и объем продаж? Как написать бизнес-план и зачем? Откуда привлечь финансовые ресурсы и как это сделать? По таким вопросам. Важно учиться не только у теоретиков, но и у предпринимателей, которые добились успеха и могут подсказать, в том числе в индивидуальном порядке, как не набить шишек. Помимо этого в бизнес-инкубаторе завязываются деловые контакты, которые помогают привлечь финансы и заказчиков.


12 мая депутаты российской Госдумы решили, что любой кандидат на пост ректора вуза может принять участие в выборах лишь в том случае, если его кандидатура пройдет аттестацию, организованную исполнительной властью. В вузах также появятся президенты, которые займутся финансовыми и экономическими вопросами, оставив ректорам собственно науку. Соответствующий законопроект прошел первое чтение в Думе, и, если его шествие по всем инстанциям благополучно завершится, российские вузы потеряют формальную независимость от государства, которой пока еще обладают.

Путь Империи: либерализм

Система организации отечественного высшего образования начала сильно напоминать современную со времен проведения либеральных реформ Александра II. Университетов, кстати, в то время было всего семь, но головной боли самодержавию своими порой даже близкими к революционным настроениями они приносили немало. Тем не менее, "Общий устав императорских российских университетов", утвержденный 18 июня 1863 года, стал наиболее либеральным за всю историю Российской Империи.

Ректор, согласно этому уставу, избирался из числа профессоров университета, после чего утверждался в своем звании личным указом императора. На него возлагалась ответственность за правильное исполнение своих обязанностей всеми должностными лицами учебного заведения. Он назначал и проводил заседания правления и совета университета, являясь председателем обоих. Ректору давалась реальная дисциплинарная власть по отношению к университетским чиновникам и студентам.

Большая власть над университетами, однако, оставалась у учебных округов, попечители которых имели достаточно высокие полномочия. Они могли решать вопросы освобождения от платы за обучение и назначения пособий студентам с низкими доходами, отвечали за все хозяйственные вопросы. Все полномочия попечителя устав 1863 года четко не определял. Как считали многочисленные отечественные деятели, это было сделано намеренно. В спокойной обстановке попечитель мог "либеральничать", а когда требовалось - "закрутить гайки".

И все же университетам дали реальное самоуправление, несмотря на то, что попечителям давалось и право принимать окончательные решения по вопросам назначения и увольнения преподавателей и чиновников университета. Дело в том, что право это имело очень важное ограничение - оно не могло применяться к профессорам, судьбу которых во всех случаях могла решить лишь университетская профессорская корпорация. А ректора, повторим, избирали именно профессора. Люди, на которых было невозможно оказать прямое давление по закону.

Путь Империи: контрреформа

Автономия университетов просуществовала чуть более двух десятилетий. В 1884 году, в ходе общего отката внутренней политики в консервативно-охранительное русло при императоре Александре III, "направляющий и контролирующий надзор государственной власти" над университетами был восстановлен. Теперь попечитель учебного органа лично назначал деканов, обладал правом собирать ученый совет и наблюдать за преподаванием. Более того, преподаватели теперь в обязательном порядке должны были пройти процедуру утверждения в министерстве просвещения.

Александр III:

Устав 1863 года, по мнению сторонников нового порядка, "почти вовсе упразднял государственную власть над университетами, отдав их в полное распоряжение профессорских коллегий. Государство как бы упразднило себя в деле столь важном, как высшее образование". Столь вопиющий по мнению консерваторов непорядок был ликвидирован на корню. Выборы ректора отменили, несмотря на "приручение" преподавателей. Отныне руководитель университета до самой гибели империи назначался министерством просвещения.

Сам Александр III, при котором и был принят университетский устав 1884 года, о роли государства в высшем образовании особо не рассуждал, исповедуя гораздо более простой подход к состоянию страны, почти 90 процентов населения которой не умели даже читать и писать. "И слава Богу!", - наложил он резолюцию на доклад из Тобольской губернии, сообщавший о низкой грамотности в ней. Апофеозом взглядов императора на образование стал знаменитый "указ о кухаркиных детях", запретивший детям простолюдинов поступление в гимназии. По этому поводу Александр III тоже оставил резолюцию, собственноручно начертав: "Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!", - на судебном показании крестьянки, сообщавшей, что ее сын хочет учиться.

Параллели

Теперь вернемся в 2006 год, к думскому законопроекту. Он способен превратить выборы ректоров в фикцию, хотя полностью и не отменяет их. Девятнадцать лет отделяет его от приказа "Об утверждении Положения о порядке выборов ректоров высших учебных заведений", вышедшего из недр Министерства высшего и среднего специального образования СССР 12 июня 1987 года. Согласно этому приказу появились первые советские ректоры, выбранные тайным голосованием коллектива преподавателей вуза.

По действующему в настоящее время закону, ректор сначала избирается, а затем утверждается Министерством образования, причем его обязаны утвердить несмотря на мнение министерства, если он набрал две трети голосов ученого совета. По Университетскому уставу 1863 года, ректор тоже сначала избирается, а затем утверждается императором. Современные российские вузы подотчетны министерству образования, имеющему значительные контрольные полномочия. По уставу 1863 года схожие полномочия имели попечители, являющиеся государственными чиновниками. В 1884 году попечителям, назначаемым властью, дали всю полноту власти. В 2006 году вузам хотят дать президентов, полномочия которых пока не совсем понятны.

Законопроект 2006 года требует, чтобы кандидатуры на пост ректора предварительно были утверждены аттестационной комиссией исполнительной власти. От положений Университетского устава 1884 года, попросту отменивших выборность ректоров, такой порядок принципиально не отличается. Вольности российских университетов в XIX веке просуществовали 21 год. На данный момент нечто, напоминающее эти вольности, имеется в наличии уже 19 лет.

Нынешняя власть, кстати, поначалу намеревалась вообще отменить выборы ректоров. Однако, когда даже нынешние, не особо бунтующие ректоры заявили, что это слишком, без особых проблем пошла на уступки. Подготовленный членами думской фракции "Единой России" во главе с председателем комитета по образованию и науке Hиколаем Булаевым законопроект был изменен, сохранив видимость выборов.

Параллели можно проводить долго, рассуждая, что это: новый поворот колеса истории или банальное ее повторение в виде фарса? Однако все эти рассуждения далеки от реальности. Дело не в том, что, пусть в разные исторические эпохи, консерватизм сменяет либерализм через примерно равные промежутки времени. Просто сегодняшние думские инициативы, если взглянуть на вещи реально, никаких вольностей не давят. Просто потому, что ничего такого за последние девятнадцать лет в России и не завелось.

Современность: годы "вольности"

В советское время ректоров не выбирали. Не до демократии было. Надо признать, что качество образования при этом было весьма высоким, но в пользу назначения руководителей вузов это совершенно не свидетельствует. Вузы, являясь полностью государственными и предлагая полностью бесплатное образование, зависели от государства вполне естественно. Любая их юридическая самостоятельность в любом случае не могла превратиться в фактическую. Выборы ректора всегда превращались бы в простую формальность, потому и не были нужны.

Для того чтобы вернуть вузам некоторое самоуправление, требовались значительные структурные изменения самого государства. Они же начались с заявленного курса на "перестройку и обновление". Вузы, начиная с 1987 года, бросились выбирать ректоров. И никто этого, по большому счету, не заметил. Учебные заведения настолько ориентировались на государство, что, будь ректор избран или назначен, ему в любом случае приходилось подчиняться власти. По сути в годы перестройки от вузов сверху потребовали впасть в вольнодумство, с чем вузы благополучно не справились.

Уже после распада СССР учебным заведениям было не до сопротивления даже местным властям. Так, например, в 2001 году был основан Тольяттинский государственный университет (ТГУ). Возглавил его Сергей Жилкин, в 1992-2000 годах отбывший два уставных срока подряд на посту мэра Тольятти. Университет, как говорят злопыхатели, создавался специально "под Жилкина". Для его создания в одну упряжку впрягли "коня и трепетную лань", соединив местный политехнический институт с филиалом самарского педагогического.

Руководители обоих вузов послушно ушли со своих постов, а ректором нового университета бывший мэр был избран практически единогласно. Стоит, справедливости ради, признать, что, какими бы не были намерения Жилкина, ТГУ за пять лет стал гораздо более крепким учебным заведением, чем ранее существовавшие институты. Однако мог бы и не стать. Показательным здесь является именно то, как легко формально независимые вузы и их наверняка имевшие собственные амбиции ректоры уступили свои позиции. И никаких аттестационных комиссий не потребовалось.

Путь Федерации: куда?

"Уровень образования - это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса, отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности, на национальных перспективах", заявил в марте этого года Владимир Путин, рассуждая о соответствующем нацпроекте. Как видим, мракобесием Александра III в заявлениях российского президента и не пахнет.

Владимир Путин:

Владимир Путин: "Уровень образования - исходная точка." Фото AFP

Да и рациональных причин для отмены выборности ректоров в целях недопущения неугодных лиц к руководству вузами попросту нет. До сих пор лишь однажды произошел случай, когда Министерство образования не утвердило ректора, избранного ученым советом. В 2003 году ректором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) был избран Леонид Невзлин, а финансированием вуза вплотную решил заняться "ЮКОС", и в Кремле сочли, что допустить этого нельзя.

Тем не менее, власть вполне может иррационально бояться проникновения в вузы неких враждебных сил. Видимо, именно историю с РГГУ вспоминали в Думе, когда писали в пояснении к законопроекту: "При кажущейся демократичности действующие нормы открывают возможность навязывания коллективу образовательного учреждения решений, отвечающих требованиям лоббирующих групп, иногда весьма далеких от интересов образования". Как тут не вспомнить похожие высказывания из XIX века?

Впрочем, если даже власть и страхуется таким путем от повторения "казуса Невзлина", это, в лучшем случае, лишь побочный эффект законопроекта. "Не ищите черную кошку там, где ее нет", – попросил Николай Булаев своих коллег перед голосованием в Думе. И в самом деле, не стоит искать заговора против отечественных университетских вольностей там, где их нет. Основной частью законопроекта является не введение предварительной аттестации ректоров, а появление в вузах президентов.

Издание "Газета" цитирует неназываемого чиновника из администрации Путина, заявившего, что вузовские президенты - еще одна ниша для "питерских": "Вертикаль власти добралась до университетов. Но это не значит, что с коммерческой деятельностью вузам придется завязать - им многое позволят, но под внимательным присмотром "царских наместников".

При этом президенты как раз и займутся финансово-экономической деятельностью в своих учебных заведениях, оставив собственно образование ректорам. Так что, похоже, не собирается власть лезть в программы различных дисциплин или заниматься структурой факультетов и организацией учебного процесса. Государство банально прибирает к своим рукам финансовые потоки, идущие в образование. А заодно получает множество вполне почетных и денежных постов для награждения лояльных политических фигур.

А история XIX века все-таки, наверное, превращается в фарс. Только состоит он в том, что тогдашние консерваторы все-таки искренне верили, что, искоренив вольнодумную заразу из университетов, поспособствуют благу России. Нынешние же, похоже, озабочены лишь тем, как правильно организовать пресловутый "распил денег".

Читайте также: