Рейковый парус своими руками
В июне нам предстоит двухнедельный пеше-водный поход с преодолением двух больших озер на надувной байдарке Тайга 430, поэтому мы задумались о возможности использования попутного ветра.
Посмотрев в Интернет на байдарки под парусом, я понял, что любое парусное вооружение для нашего путешествия слишком громоздко. Задача, которую я перед собой поставил – изготовить самодельный парус без применения дополнительного оборудования: мачты, рей и т.д.
Парус для байдарки должен быть прост в сборке и установке, не занимать много места в лодке и рюкзаке. Внимательно осмотрев все снаряжение, которое будет с нами в походе, я остановил свой взгляд на двухместной палатке. В голову пришла идея использовать одну из её дуг.
Полезные статьи:
Надувастик как парусная байдарка
В основу работы моего самодельного паруса лег принцип воздушного змея, изготовлен он с использованием подручных материалов, специально куплен был только лоскут ткани стоимостью 140 р.
- Сборная дуга от палатки, длинной 3,7 м – 1 шт.
- Ткань легкий нейлон с силиконовой пропиткой – 1,5*2 м
- Стропа – обрезки оставшиеся от пошива фартука для байдарки
Мой парус состоит из 4-х основных частей: трапециевидной центральной части, двух линзоподобных боковинок, кулиски. Такая форма необходима для создания пуза паруса. Конечно, это не совсем парусная байдарка, но попутный ветер ее тянет хорошо, даже если курс немного не совпадает с его направлением при помощи моего самодельного руля байдарки и веревочных оттяжек это легко скорректировать.
Шил я парус на глаз, поэтому размеры на схеме поставил по факту.
Собрал я парус достаточно быстро — сшил вместе центральную часть и боковинки, а полосу ткани — кулиску по округлой части паруса.
Изготовил из широкой стропы кармашки, пришив их к нижним углам паруса для фиксации палаточной дуги. Они служат для обеспечения натяжения паруса и защиты корпуса лодки от протирания кончиками дуги.
Парус собирается очень быстро. Это можно сделать, даже находясь в лодке на ходу – буквально 2 минуты и вот уже наша байдарка под парусом. Крепится самодельный парус к бортовым петлям лодки двумя небольшими карабинами.
При ветре парус поднимается сам, если ветер слабый, то можно помочь ему веслом. Парус уже испытан и даже при очень слабом ветре дает ощутимую скорость.
Рис. 199. Типы парусов: а — прямой (брифок); б — рейковый (люгерный); в — разрезной фок; г — латинский; д — китайский; е — шпринтовый; ж — гафельный; з — гуари; и — бермудский.
Прямой парус в его классическом виде применяется на спортивных и туристских яхтах в исключительных случаях, например, на судах, стилизованных под старинные парусники — бриги и бригантины, в качестве штормового паруса — брифока, аварийного или вспомогательного паруса на моторных судах (рис. 199, а). Этот парус может использоваться только при попутных или боковых ветрах.
Верхняя шкаторина прямого паруса пришнуровывается к рею; представление об оснастке такого паруса дает рис. 252.
Недостатком паруса, помимо низкого аэродинамического качества на острых курсах, является также то, что на одном из галсов ветер прижимает парус к мачте, вследствие чего искажается его профиль. Чаще всего рейковый парус применяется для оснащения гребных лодок и шлюпок и как вспомогательный для моторных катеров.
Вариантом рейкового паруса является разрезной фок (рис. 199, в), у которого примерно 1 /3 длины рейка располагается перед мачтой, а парус разрезан на две части — носовую, меньшей площади, называемую кливером, и кормовую — фок. Разрезной фок используется на сравнительно крупных шлюпках и военно-морских ялах, когда важно снизить общий центр парусности, обеспечить хорошую поворотливость судна под парусами и облегчить управление ими.
Китайский парус является разновидностью рейкового. Помимо верхнего рейка снабжается еще несколькими дополнительными, разбивающими парус по высоте на несколько равных частей (рис. 199, д). Каждый реек крепится к мачте и имеет отдельную снасть, закрепленную на ноке рейка. Благодаря этому можно устранить недостаток, свойственный обычным рейковым парусам — стремление верхней части паруса отвалиться под ветер — во флюгерное положение, когда угол атаки верхней части становится существенно меньше угла установки гика к ветру. Выбрав соответствующим образом все снасти китайского паруса, можно добиться его работы под оптимальными углами атаки к ветру и повысить эффективность в создании тяги.
Удобен в районах с частыми внезапными шквалами, так как в случае необходимости быстрого уменьшения парусности достаточно освободить верхний (нок-бензельный) угол паруса от шпринтова. При этом площадь его сокращается наполовину; парус принимает треугольную форму.
Гафельный парус (рис. 199, ж), имеющий форму трапеции, применяется сейчас так же редко и в тех же целях, что и прямой. При подъеме гафель ставится с помощью двух снастей — гафель-гардели и дирик-фала, который обеспечивает установку гафеля под нужным углом. Передняя шкаторина пришнуровывается с помощью слаблиня к мачте; иногда для этой цели используются сегарсы — кольца, надетые на мачту, или ползунки, скользящие по рельсу, закрепленному к мачте.
Гафельный парус имеет более стабильный профиль при ветрах различной силы, чем рейковый или шпринтовый, поэтому получил широкое распространение на гоночных яхтах в конце прошлого — начале текущего века. При слабых ветрах пространство между гафелем и мачтой может быть использовано для постановки дополнительного паруса — топселя.
На малых парусных лодках-швертботах можно встретить парус типа гуари, по форме близкий к бермудскому, но снабженный в верхней части гафелем, который при подъеме устанавливается почти параллельно мачте (рис. 199, з). Достоинством этого типа паруса является легкий и короткий рангоут, который при необходимости может быть снят и уложен в лодку. Особенно удобен гуари для парусно-гребных лодок, байдарок и швертботов, перевозимых на трейлерах за легковыми автомобилями. В последние годы применяется только для парусов площадью не более 15 м?, сверх которой гафель становится тяжелым и неудобным в обращении.
Бермудский парус (рис. 199, и) является в настоящее время основным типом парусов, которыми вооружают прогулочные, туристские и гоночные суда. Этот парус имеет достаточно высокие аэродинамические качества, особенно на острых курсах, прост в постановке и управлении. Яхтсмены разработали целый арсенал средств регулировки и настройки бермудских парусов, позволяющих получать максимальную тягу при различных курсах относительно ветра при различной его силе.
Известными недостатками бермудского паруса являются бо?льшая высота мачты по сравнению с парусами, имеющими четырехугольную форму, а также скручивание паруса по высоте, проявляющееся в различных значениях угла атаки его нижней и верхней части.
Передней шкаториной бермудский парус крепится к мачте посредством ликпаза — продольной выемки в виде желоба, в который входит ликтрос, или при помощи ползунков, скользящих по рельсу, закрепленному вдоль мачты. Нижняя шкаторина чаще всего крепится такими же способами к гику.
В зависимости от числа мачт и парусов различаются несколько типов оснастки яхт.
Кэт — одномачтовое вооружение только с одним парусом, получившее распространение на гоночных швертботах, которыми управляет один человек, на небольших гребно-парусных лодках. Парус в этом случае называется гротом.
Шлюп — одномачтовое вооружение с двумя парусами — гротом и стакселем. Это превалирующий тип оснастки на современных яхтах, обеспечивающий высокие тяговые характеристики и хорошую управляемость судна.
Площадь рабочего стакселя, который ставится в средний ветер, составляет от 30 до 40 % общей площади парусности. В слабый ветер стаксель может быть заменен генуэзским с большей площадью, а в свежий — сменными штормовыми парусами, имеющими меньшую площадь и сшитыми из более прочной ткани.
При большой парусности яхты становятся ощутимы недостатки шлюпа — тяжелый рангоут и такелаж, высокое расположение центра парусности, необходимость в использовании палубных механизмов — дорогостоящих шкотовых и фаловых лебедок, стопоров и т. п. Поэтому при парусности свыше 60 м? одномачтовые суда часто оснащают тендером, который имеет второй штаг для постановки перед стакселем третьего паруса — кливера. В слабый ветер тендер обычно несет один носовой парус, простирающийся от палубы до топа мачты; с усилием ветра эта площадь разбивается на два паруса.
Из двухмачтовых типов вооружения наибольшее распространение получили иол и кэч. На иоле кормовая — бизань-мачта — устанавливается в корму от головы баллера руля. Парус бизань, который на ней ставится, имеет площадь, равную всего 10—12 % общей площади парусности и в создании тяги почти не участвует. Он служит главным образом для правильной центровки яхты и обеспечения ее маневренности. В свежий ветер иол может лавировать под штормовым стакселем и глухо зарифленной бизанью. В слабый ветер парусность яхты увеличивается благодаря постановке бизань-стакселя (апселя) и большого генуэзского стакселя.
Вооружение типа кэч более пригодно для яхт парусностью свыше 120 м? (до 250 м?), когда существенное значение имеет уменьшение площади грота и высоты грот-мачты. Площадь бизани на кэче составляет 20?25 %, грота — 40?50 % общей площади парусности. Кэч благодаря более равномерному дроблению площади парусности между отдельными парусами легче в управлении, лучше лежит в дрейфе под стакселем и бизанью, хотя по аэродинамическим характеристикам он несколько хуже.
Шхуна имеет на кормовой мачте парус (грот) большей величины, чем фок на передней мачте. Этот тип вооружения предпочитается для яхт парусностью свыше 250 м?, если только не преследуются чисто декоративные цели. Известны, например, стилизованные под старину яхты длиной 7,5—9 м, оснащенные шхуной. Как правило, грот-мачта на шхуне выше фок-мачты. Часто фок делается гафельным и снабжается топселем.
Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?
Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.
Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.
Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.
Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.
Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:
Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?
Как рассчитать оптимальную площадь парусов
В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.
Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.
При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:
- Назначение лодки – для кратковременных семейных прогулок, круиза или гонок.
- Район использования – внутренние водоемы, прибрежная морская зона, океанские просторы.
- Водоизмещение, размерения, вид и вес балласта/фальшкиля, обводы корпуса.
- Конструктивные особенности: материал корпуса и рангоута, высота надводного борта, наличие фальшборта и пр.
Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.
Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2
Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота
Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.
Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.
На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.
Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.
Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.
Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.
Виды парусов и их особенности
Грот – треугольный парус, верхний конец и передняя кромка (шкаторина) которого крепятся к мачте, а нижняя растягивается на горизонтально установленном рангоутном дереве – гике, разворот которого осуществляется при помощи гика-шкота. В большинстве случаев, это самый большой по площади парус, который на современных лодках сворачивается либо в мачту (In-mast furling) , либо в гик (In boom furling) на специальной закрутке. Помимо значительного тягового усилия, грот обеспечивает эффективное обтекание воздушным потоком передних парусов, а также способствует сохранению рулевого баланса. Обычно в комплект входят два основных грота (запасной при коротких круизных рейсах хранится на берегу) и штормовой, меньшей площади.
Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:
- №1 (140-150%) с низким расположением шкотового угла. Обычно используется при ветре до 2 баллов на курсах от галфвинда до острого бейдевинда.
- №2 (до 120%) – при ветре от 2 до 4 баллов в том же диапазоне курсов.
- №3 (100%) – для 4-5 балльных ветров, при курсах от галфинда до бейдевинда.
Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.
Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?
Что лучше — одна мачта или две?
Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).
Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.
Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.
Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:
К преимуществам шлюпов в целом относят:
- Минимальное количество снастей.
- Сравнительную простоту управления.
- Универсальную пригодность как для гонок, так и для семейных путешествий.
В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.
Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:
- Тендеры с бушпритом – горизонтальным или наклонным рангоутным деревом, закрепленным на носу. Этот вариант оснастки характерен для лодок большего водоизмещения, с целью увеличить площадь передних парусов без увеличения высоты мачты.
- Безбушпритные тендеры – галсовый угол переднего стакселя крепится непосредственно в носовой части корпуса.
В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.
По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:
- Возможность гибкого подбора комплекта парусов для любой погоды.
- Большая эффективность использования парусного вооружения при попутных ветрах.
- Меньшие физические усилия при управлении и (особенно!) при смене парусов.
- Улучшенный сектор обзора вне зависимости от курса относительно ветра.
Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.
Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:
Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.
Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.
Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.
Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).
К основным преимуществам кечей относятся:
- Возможность сохранения значительной общей площади парусности (и даже ее увеличения) при уменьшении размеров отдельных парусов, что облегчает управление ими.
- Существенно большая чем у одномачтовых лодок свобода маневра парусами (как по количеству, так и по рабочей площади) при сильных ветрах.
- Дополнительная стабилизация лодки в дрейфе, а также на плавучем или стационарном якоре: поднятый на бизань-мачте парус, помогает точнее удерживать нос против волны.
К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.
Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.
Подобный вариант парусного вооружения яхтинг позаимствовал у рыболовных суденышек домоторной эпохи, которым важно было точно сохранять заданное направление движения при постановке/выборке сетей, когда каждая пара свободных рук требовалась для работы на палубе. Первыми опыт рыбаков переняли мореплаватели-одиночки. которые не гнались за рекордами скорости. Так, знаменитый капитан Слокам уже во время кругосветного путешествия переоснастил свой Spray (бывший устричный шлюп) именно в иол.
По мере появления все более совершенных авторулевых, йолы постепенно теряют свою популярность у широкой массы любителей паруса. Однако, обладая большинством основных преимуществ кеча (включая возможности размещения дополнительного оборудования) при меньшей стоимости, все еще находят спрос среди поклонников лодок индивидуальных проектов.
Признанными плюсами шхун являются:
К минусам лодок этого типа следует отнести сравнительно меньшие скорости и неустойчивость удержания курса (зарыскивание) при попутных ветрах. К тому же, при кажущейся простоте оснастки, управление шхуной представляется достаточно сложным для сравнительно малочисленного (2-3 чел.) экипажа, а уж тем более для одиночки.
Подведем итоги
Эти лодки хороши своей универсальностью и подходят как для первичного обучения, так и для развития полученных навыков в дальних морских и океанских плаваниях. Однако в погоне за скоростью (с неизбежным возрастанием размеров судна и площади парусов) возникает естественная необходимость облегчить рангоут и уменьшить высоту центра парусности. Так что при общей площади парусности превышающей 60 м? представляется целесообразным использовать тендерную оснастку, которая позволит нести больше парусов, существенно не увеличивая нагрузки на единственную мачту.
На хорошо построенном и оснащенном шлюпе можно плавать и участвовать в гонках хоть всю жизнь.
По мере совершенствования мастерства растет тяга к длительным путешествиям в комфортных условиях и/или достижениям больших скоростей. И то, и другое вам могут обеспечить более крупные лодки с соответственно увеличенной площадью парусов. При общей парусности свыше 100-120 м? более эффективным представляется использование двухмачтовых вариантов вооружения – йола и кеча, а при суммарной площади парусов 200-250 м? и более – шхуны.
Так, от меньшего к большему, от простого к сложному перед вами откроется волшебный мир парусов.
Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м2. Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м2 с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус
Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины 8 L • В при отношении длины к ширине — больше 3,5. В
Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.
Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера. Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шко-тов и рымы, в которые вставляются продольные балки.
3. Парусное вооружение.
Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок. На эту опору устанавливают степс кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс — отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.
Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.
Перо руля крепится на специальном кронштейне за кормой. Он фиксируется рым-болтом на фланце, прикрепленном к днищевой опоре.
Мачта состоит из двух отрезков трубы 45x1,5x1150 миллиметров каждый, соединяемых муфтой. Стоячий такелаж отсутствует. Парус управляется при помощи гика-шкота, пропущенного через блок, закрепленный на кронштейне руля.
Читайте также: