Регулировка клапанов 2с дизель своими руками
У водителей со стажем систематическая регулировка клапанов входит в привычку — настолько сильно сказывается эта процедура на эффективность работы двигателя. Именно клапаны мотора играют ведущую роль:
- в четкой регуляции подачи воздушно-топливной смеси;
- в своевременной и полной эвакуации из цилиндров отработанных газов.
Малейший диссонанс в указанных процессах со всей неизбежностью влечет сбои в работе узловых систем транспорта и их дорогостоящий ремонт. Кроме очевидной потери мощности, увеличения расхода топлива и токсичности выхлопных газов автолюбитель может столкнуться с полной утратой функциональности двигателя!
Вот почему своевременная и грамотная проверка состояния работоспособности клапанов — главный способ избежать их кардинального разрушения, влекущего неустранимый износ двигателя и его систем.
Принципы функционирования
Чтобы понять, зачем нужна регулировка клапанов двигателя, придется неглубоко вникнуть в работу клапанов двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Первое, о чем нужно знать — клапанов в моторе всегда два типа:
Второе: стандартный, полный рабочий цикл двигателя состоит из 4 последовательных движений:
- Впуск воздушно-топливной смеси в цилиндр;
- Сжатие смеси и ее воспламенение;
- Рабочий ход, выполняемый силой давления;
- Выпуск отработанной смеси из цилиндров.
При этом в каждой отдельной фазе (такте) клапаны занимают строго определенное положение:
- на впуске (1 движение) открывается впускной клапан;
- на сжатии (2 движение) впускной и выпускной клапаны закрыты;
- рабочий ход (3 движение) аналогично производится при закрытых клапанах;
- на выходе (4 движение) выпускной клапан открывается.
Как работает распределительный вал
Если сравнивать работу распредвала со скоростью автомата Калашникова, то скорость выстрелов последнего будет в 10 раз меньше. В минуту коленвал производит от 6 000 и более оборотов, при этом один рабочий цикл состоит из двух оборотов, обеспечивающих впуск воздушно-топливной смеси и ее выпуск.
При любых манипуляциях с коленвалом, клапанами и цилиндрами необходимо учитывать даже сотые доли секунды работы двигателя, существенно влияющие на его эксплуатационные возможности и долговечность.
Цели изменения работы клапанов ДВС
Современный, спортивный или премиум класса, автомобиль уже оснащен двигателем, полностью соответствующем рекомендуемым производителем:
- скоростному режиму;
- нагрузкам;
- иным условиям эксплуатации авто.
Негативные последствия продвинутого тюнинга
Усиление мощности авто за счет монтажа нового, с расширенными характеристиками, распределительного вала не только преображает фазы газораспределения, но пропорционально возросшей мощности снижает экономичность расходования топлива, и даже увеличивает скорость износа мотора!
Вот почему кардинальная смена распредвала — удел тех транспортных средств, для которых можно, ради скорости, поступиться экологичностью, экономичностью и продолжительностью эксплуатации.
Как работают клапаны
Чтобы понимать порядок регулировки клапанов, необходимо иметь общее представление об особенностях их работы. Здесь можно условно выделить три принципиальных момента.
Первое: на стержень клапана распредвал может воздействовать 2 способами:
- непосредственно;
- посредством коромысла.
Во втором случае опосредованное воздействие минимизирует перепад профиля при максимально возможном перемещении открываемого клапана.
Второе. Непосредственное воздействие на стержень из-за возникающих на него боковых нагрузок влечет ускорение износа стержня. Чтобы избежать разрушения стержня, его торец защищают т.н. стаканом, двигающемся в собственном направляющем гнезде. Принимая на себя почти на 100% воздействие боковой силы, стакан пролонгирует срок службы клапана.
Третье. Для улучшения эксплуатационных характеристик в конструкции часто используются регулировочные:
- шайбы (устанавливаются между кулачком распредвала и стаканом);
- винты (устанавливаются на коромысла, фиксируются контргайками).
Что такое зазоры и зачем они нужны
Современные модификации двигателей предусматривают наличие в их цилиндре более 2 клапанов, оснащенных зазорами с гидравлическими компенсаторами такая конструкция не требует вмешательства. Если же гидравлических компенсаторов клапанов нет, необходима их систематическая регулировка (каждое ТО!).
Дело в том, что полное закрытие клапана во время расширения газа логично ведет к тому, что стальной цилиндр не выдержит давления и разорвется! Причина фатального разрушения не только в мега Паскалях, воздействующих на стенку цилиндра, но и в его критическом разогреве, доходящем до 900 градусов Цельсия.
Для препятствия глухому закрытию цилиндра клапаном, толкатель и профиль кулачка распредвала разделяются небольшой щелью — зазором. Его размер обязательно соотносится с увеличением при нагреве длины стержня клапана и некоторыми другими показателями.
Последствия неправильного теплового зазора
Бывает, что в особо холодный день при работе непрогретого мотора появляются посторонние шумы: негромкое пощелкивание металла. В норме звук постепенно прекращается по мере прогревания двигателя.
Если пощелкивание продолжается и в таком состоянии, это сигнал того, что тепловой зазор одного или сразу всех клапанов слишком велик. Такой дефект чреват не только неприятным звуком! Клапаны вынужденно находятся слишком короткое время открытыми, что приводит:
- к перебоям в работе двигателя;
- к снижению КПД;
- к проблемам с запуском двигателя.
В худшем случае детонационное сгорание может разрушить мотор.
Как следствие, падает КПД, повышается потребление топлива, и на клапанах/седлах начинают сгорать конические фаски.
Регулировка клапанов
Грамотная регулировка зазоров клапанов — процесс, требующий мастерства, специфических инструментов (щуп, пинцет и т.д.) и полного остывания мотора. Величины зазоров впускного и выпускного клапанов, угол поворота коленчатого вала и другие конструктивные особенности мотора, а также последовательность его сборки/разборки определяются в соответствии с руководством к конкретной марке авто.
Отрегулированные зазоры проверяются дважды, с допустимыми отклонениями, не превышающими 0,05 мм.
Преимущества профессиональной услуги
Понять без специального оборудования источник проблем и что именно нужно — регулировка клапанов своими руками или замена свечей зажигания — очень сложно! При этом самостоятельное вмешательство в узловой элемент авто может только ухудшить положение дел.
Быстро - ремонт за 1 день
Качественно - дорогостоящее оборудование и высококвалифицированные специалисты
Только оригинальные комплектующие и ремкомплекты
Есть обменный фонд восстановленных форсунок
Удобное местоположение
Гарантия на детали и все проводимые работы
Запись и оценка
Диагностика
Ремонт
Проверка и наладка
Неоднократно обращался за регулировкой клапанов на дизельном двигателе IVECO. Сервис на высшем уровне: внимательные и адекватные мастера, современное.
Неоднократно обращался за регулировкой клапанов на дизельном двигателе IVECO. Сервис на высшем уровне: внимательные и адекватные мастера, современное оборудование, адекватные для города цены. Давно рекомендую эту компанию знакомым, буду пользоваться услугами и дальше.
В Дизель мастер вам не просто отрегулируют клапаны двигателя, но и предложат комплексную диагностику мотора, заменят расходники, поставят.
В Дизель мастер вам не просто отрегулируют клапаны двигателя, но и предложат комплексную диагностику мотора, заменят расходники, поставят сертифицированные запчасти, а не китайское барахло сомнительного происхождения. Опыт работы с этим сервисом показал, что здесь знают свое дело и не пытаются содрать больше денег за ненужные услуги. Все четко и по существу, быстро и с гарантией!
У разных транспортных средств, в зависимости от устройства мотора, может быть на цилиндр 2 и больше клапанов. Одни из них необходимы для впуска топливно-воздушного состава, иные выделяют переработанные пары.
Первые клапаны именуются впускными, а вторые — выпускными. А запускает их работу, и делает ее более слаженной так называемый ГРМ. О том, каким методом регулировать клапана с наибольшей выгодой и без особого труда, ведется довольно много споров.
Содержание
Какая функция клапанов
Клапаны являются незаменимой деталью газораспределительной системы каждого электродвигателя. Распредвал, крутящийся посредством ремня, цепочки либо зубчаток, коленвалом, особыми кулачками открывает и закрывает в необходимый момент разнообразные клапаны.
В процессе такта впуска открыты впускные клапаны, на протяжении такта сжатия и функционирования закрыты все клапаны, в процессе такта выпуска открыты выпускные клапаны.
Через впускные клапаны в мотор поступает воздушно-топливный состав (карбюраторные и инжекторные ДВС) или воздух (дизельные и прямого впрыска). Когда происходит выпуск из камеры сгорания, уходят продукты сгорания топлива.
Поэтому клапаны накаляются и становятся шире. Тепловой зазор дает возможность клапанам функционировать в оптимальном режиме.
Значимость настройки зазоров клапанов в двигателе
После запуска мотор и все его составляющие начинают греться, и соответственно, и расширяться. При этом немаловажно помнить и про природное изнашивание контактирующих между собой элементов.
- Это аргументирует надобность четко обозначенных зазоров между определенными составляющими. И тепловые зазоры клапанов (между кулачком распределительного вала и осью клапана) относятся к одним из наиболее значимых.
- При чересчур узком зазоре мотор не сможет работать с наивысшим КПД, что сразу же отобразиться на динамических и скоростных показателях транспортных средств. Одновременно с этим возникнет перегревание выпускных клапанов, и края начнут плавиться.
Регулировать клапаны нужно в том случае, если заметны следующие моменты:
- В месте крышки ГБЦ имеется посторонний, немного звенящий звук;
- Подвергался ремонту ГРМ;
- Последнее регулирование тепловых зазоров клапанов осуществлялось больше двадцати тысяч километров назад;
- Производительность мотора значительно снизилась;
- В результате возможны повышенные траты горючего.
В большей части инновационных ДВС для настройки тепловых зазоров встроены гидрокомпенсаторы. Практично и не нуждается в посторонней помощи, хоть и существует точка зрения, что изнашивание комплектующих всё равно идет несколько быстрее.
Моторы львиной части транспортных средств, в том числе на вазовской классике, нуждаются в настраивании тепловых зазоров ручным способом. Починку советуют осуществлять приблизительно после двадцати тысяч километров пробега с момента последней настройки.
Как выставить необходимый тепловой зазор
Сейчас существует только 3 метода настройки теплового зазора.
- Настройка сменой шайб. Калиброванные шайбы разного диаметра дают возможность поставить подходящий тепловой зазор. Процедура осуществляется методом выбора оптимальной толщины шайб.
- Регулирование болтами. Настройка болтами помогает выбрать подходящий тепловой зазор, закручивая или выкручивая винт.
- Регулирование гидрокомпенсаторами. Эти устройства выполняют автоматизированную настройку. Механическая регулировка не нужна.
Как настроить тепловой зазор?
- Тепловой зазор клапанов во всех случаях регулируется на холодном моторе
- Для большей части ДВС он примерно 0,15-,25 мм для впускных клапанов, и 0,2-0,35 мм для выпускных.
Для того, чтобы настроить клапаны
- Отключить генератор.
- Поставить рычаг селектора на нейтраль.
- Свечным ключом демонтировать все свечи, и накрыть свечные щели чистой тряпочкой, чтобы не допустить проникновения в цилиндры пылевых и грязевых частиц, мелкого мусора. Свечи можно не удалять, однако с ними тяжелее будет вращать коленвал.
- Снять клапанную крышку с силового агрегата.
- Убрать металлический кожух защиты клапанов(если он имеется).
- При поворачивании коленвала ключом(подходит простой рожковый ключ, либо ключ-трещетка), поставить распредвал таким образом, чтобы оба кулачка первого цилиндра были симметрично возвышены. На ДВС с нижним месторасположением распредвала поставить вал так, чтобы оба толкателя клапанов первого цилиндра были приподняты на максимальный уровень.
- Измерить интервал особым плоским щупом(есть в продаже в любой специализированной торговой точке).
- Если тепловой зазор не одинаковый, отрегулировать.
- Повторить процедуру для всех цилиндров.
Для моторов с болтовой регулировкой клапанов нужно:
- 2-мя ключами (как правило, на 10 и 11) ослабить фиксацию противоположной гайки.
- Болтом поставить необходимый зазор.
- Фиксируя болт отверткой или ключом, затянуть противоположную гайку.
- Проверить тепловой зазор.
Моторов с настройкой шайбами регулируются так:
- Измерить тепловой зазор. Если отличается от нужного, записать параметры зазора.
- Плоской отверткой утопить клапан, и подставить особую конструкцию для демонтажа регулировочных шайб. При определенной сноровке это можно выполнить посредством 2-й плоской отвертки.
- Пинцетом убрать шайбу.
- Отыскать на шайбе размер. Как правило, он набивается на одной из плоских поверхностей шайбы. Если замер плохо виден, нужно измерить шайбу микрометром по наиболее затертым областям.
- Рассчитать необходимый размер шайбы.
Взять шайбу подходящего диаметра (имеются в продаже во всех специализированных торговых точках) и поставить вместо демонтированной.
Настроить тепловой зазор клапанов не так трудно. Нужно лишь следовать советам данной публикации, и все получится.
Двигатель д260 устанавливается на тракторе МТЗ 1221 . Регулировка клапанов на двигателе д 260 производится за два оборота коленчатого вала. По крайней мере именно так советует регулировать клапана завод изготовитель. Как правило конструктора двигателей предлагают самый удобный и оптимальный способ регулировки. В зависимости от конструкции двигателя.
Установка перекрытия клапанов первого цилиндра
В руководстве по эксплуатации написано. Что необходимо подвести поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку когда перекрываются клапана. Это вызывает непонятное отношение к тому, что нужно сделать.
На самом деле всё очень просто.
Установка поршня в ВМТ
Когда подводится поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Возможны два варианта поведения клапанов. За один рабочи цикл коленчатый вал делает два оборота. Соответственно поршень два раза подходит в ВМТ. Один раз происходит такт сжатия. Оба клапана полностью закрыты. Так как требуется создать компрессию в камере сгорания. Второй раз это такт выпуска отработанных газов. Выпускной клапан закрывается в ВМТ после прохождения ВМТ открывается впускной клапан. Для впуска воздуха в случае с дизельным двигателем и топливной смеси если двигатель бензиновый.
Для регулировки клапанов на двигателе Д260 предлагается выставить поршень первого цилиндра в ВМТ когда заканчивается такт сжатия и начинается так впуска воздуха.
Практически это будет выглядеть следующим образом. Проворачиваете коленчатый вал до тех пор пока выпускной клапан не начал закрываться. Клапан закрылся, проворачиваете еще немного сразу открывается выпускной клапан. Затем возвращаете коленчатый вал назад, чтобы оба клапана были закрыты. Проверить себя можно по шестому цилиндру. Поршень в нем также подойдет к верхней мертво точке. В момент, когда поршень будет двигаться в верх оба клапаны закрыты и находятся в неподвижном состоянии.
В шестом цилиндре будет происходить такт сжатия. И в этот момент на шестом цилиндре можно регулировать клапана.
При регулировке клапанов нет необходимости снимать форсунки. Но требуется подвести поршня первого и шестого цилиндров как можно более точно в ВМТ.
Установка по метке на шкиву
Для этого на шкиву имеется метка ВМТ её необходимо совместить с установочным штифтом.
Порядок регулировки клапанов на двигателе д 260
Поршня первого и шестого цилиндров находятся в ВМТ. На первом цилиндре закончился такт выпуска отработанных газов. На шестом такт сжатия.
Нумерация клапанов начинается от радиатора охлаждения
В этом положении регулируются зазоры клапанов 3, 5, 7, 10, 11 и 12 если считать от радиатора.
Затем необходимо провернуть коленчатый вал на один оборот выставит метку на шкиву в положение ВМТ
В этом положении регулируются клапана 1, 2, 4, 6, 8 и 9 по счету от радиатора
Обратите внимание что теперь поршень первого цилиндра встал в ВМТ такта сжатия.
Это самый простой и удобный способ регулировки. Если он не понятен и вызывает сомнеия. Можно воспользоваться другим способом. Но осуществить его будет гораздо сложнее.
Регулировка каждого цилиндра отдельно
Для этого следует подвести поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. То есть проворачивая коленчатый дождаться такого положения когда клапана первого цилиндра будут закрыты и неподвижны. Совместить метку на шкиву со штифтом. В этом положении отрегулировать клапана первого цилиндра.
Сложность этого метода заключается в том. Что далее следует провернуть коленчатый вал на 120 градусов. Это очень трудно определить. С ориентироваться конечно можно по шкиву если его разметить на три равные части. Но практически это сделать невозможно, так как нему ограничен доступ. Разве что только на снятом двигателе.
Почему проворачивать необходимо на 120 градусов. Цилиндров шесть. Чтобы подвести каждый поршень поочерёдно согласно порядка работы. Необходимо провернуть вал на два оборота. Тоесть 720 градусов.Делим 720 на шесть цилиндров получаем 120 градусов.
После регулировки первого цилиндра следует провернуть коленчаты вал на 120 градусов и регулировать пятый цилиндр.
Порядок работы двигателя д 260
После регулировки пятого цилиндра вал проворачивается снова на 120 градусов(одну треть оборота) и регулируются клапана третьего цилиндра. И так далее согласно порядка работы.
Согласитесь первый способ регулировке гораздо проще и удобне.
Как происходит регулировка клапанов на двигателе Д 260
Зазоры клапанов двигателя д 260
впускные клапана 0,25 мм
выпускные клапана 0,45 мм
Регулировка начинается с того что необходимо раскрутить стопорную гайку на регулировочных винтах.
Установка регулировочного щупа
Затем берётся щуп размером 0,25 мм вставляется между торцом клапана и коромыслом. Регулировочный винт притягивается таким образом чтобы щуп проходил в зазоре с небольшим усилием.
Сильно затягивать щуп нельзя. Это может сжать пружину клапана. И если удастся вытащить щуп. То зазора не будет. Щуп должен ходить свободно с небольшим усилием.
Затем фиксируется регулировочный винт и стопорится гайкой.
На выпускном клапане процесс регулировки такой же только используется щуп толщиной 0,45 мм.
Условия для начала регулировки клапанов
Перед регулировкой клапанов двигатель должен быть холодным.
Еще, перед тем как регулировать клапана. Необходимо протянуть болты крепления вала коромысел. Если они окажутся отпущенными. Клапана отрегулируются неправильно.
Интервал регулировки клапанов на двигателе д 260
Регулировка клапанов на двигателе д 240 производится каждые 500 часов пробега трактора. Процедура не сложная . Результат равномерная и приёмистая работа двигателя. Лучше сгорает топливо. Соблюдается оптимальный температурный режим. Как следствие срок службы двигателя значительно увеличивается.
Непонятное слово перекрытие клапанов написанное в руководстве по эксплуатации не должно пугать. Просто обратите внимание на движение клапанов при повороте коленчатого вала и сразу все станет понятно.
Регулировка клапанов представляет собой выставление необходимого теплового зазора и является обязательной процедурой на моторах без гидрокомпенсаторов. Если указанный зазор не отрегулировать, тогда с пробегом клапана начинают стучать. Стук клапанов может возникать как по причине увеличенного зазора, так и в результате зажатых клапанов (например,после неправильной регулировки). В обоих случаях при нарушенном зазоре значительно сокращается ресурс клапанного механизма, двигатель начинает работать шумно и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о стуке клапанов на холодном или горячем двигателе. Из этой статьи вы узнаете о разных причинах появления стука в ГРМ и возможных последствиях езды со стучащим механизмом газораспределения для ДВС.
На первый взгляд может показаться, что использование гидрокомпенсаторов на современных моторах должно полностью решить эту проблему, так как конструкция обеспечивает автоматическое поддержание нужного зазора. К сожалению, усложнение системы и повышенные требования к качеству моторного масла не позволяют говорить о высокой надежности ГРМ на агрегатах с гидроопорами клапанов по сравнению с аналогами, которые таких опор не имеют, то есть предполагают необходимость регулировки. Другими словами, гидрокомпенсаторы делают эксплуатацию более комфортной, но надежность механизма при этом снижается. По этой причине многие автопроизводители (как отечественные, так и иностранные) долгое время не использовали компенсаторы на своих двигателях. Далее мы рассмотрим, как самому регулировать клапана, так как сегодня машин без гидрокомпенсаторов на дорогах еще очень много.
Когда нужно регулировать клапана
Если ваш двигатель не имеет устройств для поддержания нужного зазора автоматически, тогда нужно быть готовым к тому, что через каждые 30-35 тыс. км. указанные зазоры нужно проверять.
Добавим, что многие автолюбители, особенно владельцы отечественных моделей ВАЗ, определяют необходимость регулировки по появлению шума во время работы клапанного механизма.
На автомобилях иностранного производства потребность отрегулировать клапана может возникнуть через 60-80 или даже 100 тыс. км. пробега, так как моторы имеют больший ресурс и выставленные зазоры на подобных ДВС держатся более стабильно.
Регулировка тепловых зазоров клапанного механизма
Начнем с того, что хотя разные двигатели могут иметь определенные отличия, общие принципы регулировок зазоров схожи для подавляющего большинства моторов.
Отметим, что существует так называемая таблица, в которой содержатся различные поправки в случае регулировок клапанов на горячем двигателе. Если взглянуть на такие данные, тогда видна зависимость увеличения зазоров от степени нагрева мотора.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое прогар клапана. Из этой статьи вы узнаете о том, по каким признакам и симптомам можно определить прогоревший клапан.
Зазор клапанов и регулировочные шайбы
На моторах, которые предполагают регулировку зазора при помощи специальных регулировочных шайб, выставить тепловые зазоры проще. Стандартные допуски на таких ДВС до трех раз больше. Например, на моделях ВАЗ с регулировочными шайбами для впускных клапанов рекомендуемым является зазор 0.2-0.25 мм, для выпускных этот показатель составляет 0.3-04 мм.
Получается, если щуп 0.15 мм не проходит в зазор между шайбой и распределительным валом или же щуп 0.25 мм. свободно проходит в зазор, тогда требуется регулировка впускных клапанов. Что касается группы выпускных, тогда проверка одинакова, только следует ориентироваться на значения 0.3 и 0.4 мм.
Обратите внимание, во время проведения данной процедуры следует соблюдать осторожность. Дело в том, что если фиксатор толкателя соскочит, тогда существует большой риск получить травму конечностей. По этой причине нельзя допускать того, чтобы пальцы находились под распределительным валом.
Полезные советы
- перед моментом открытия клапана;
- после момента его закрытия;
Затем вставляется фиксатор, после чего распредвал вращается до того момента, когда кулачок сойдет с шайбы. После извлечения старой шайбы и проверки/замены на новую, распределительный вал снова вращается назад. Отметим, что распредвал нужно вращать при помощи ключа, которым прокручивается шестерня распредвала. Коленвал крутить не следует, так как ремень ГРМ при вращении обязательно нужно нагружать должным образом.
Что в итоге
Стоит еще раз отметить, что для точности измерения двигатель оптимально остудить до 20 °С, после чего произвести замеры. Измерять зазоры требуется, как минимум, дважды. Распределительный вал необходимо проворачивать с учетом полного оборота. Если зазоры не совпадут, тогда измерения нужно производить повторно. Для точного определения оптимально иметь под рукой несколько щупов разной толщины.
Добавим, что использование больших или меньших по размеру регулировочных шайб крайне не рекомендуется. Под этим следует понимать как установку маленьких шайб, так и незначительную обточку элементов большего диаметра перед монтажом. В таких случаях разумным выходом из положения может быть обычная перестановка уже имеющихся на моторе шайб местами. Дело в том, что указанные детали являются сильно нагруженными. Изначальное несоответствие требуемым размерам в меньшую сторону и любые сторонние манипуляции по подгонке могут привести к ускоренному износу шайб, неполадкам в работе двигателя или выходу из строя самого ДВС.
Читайте также: