Рефлексия светофор как сделать

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 06.09.2024

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными.

Именно рефлексия помогает учащемуся формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап-анализ своего настроения, анализ своих успехов

2 этап-анализ работы одноклассников

3 этап-анализ работы группы как своей, так и других.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:

  • цель занятия;
  • содержание и трудности учебного материала;
  • тип занятия;
  • способы и методы обучения;
  • возрастные и психологические особенности учащихся.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия как способ обратной связи.

Класси-фикация

Приемы

Предполагаемый результат

Рефлексия настроения и эмоцио-нального состояния

карточки с изображением лица,

показ большого пальца вверх или вниз,

Формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии.

Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).

Рост активности каждого учащегося.

Рефлексия содержания учебного материала

незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…).

отношение к проблеме,

работа с текстом,

работа с фрагментом фильма.

Рост уровня осознания содержания пройденного материала.

Развитие речи учащихся

( речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).

не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.

Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли.

Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся.

Повышение мотивации учения, получения новых знаний.

Рост активности каждого учащегося.

Рефлексия как способ обратной связи

размышления над вопросами,

Стимулирование речемыслительной деятельности учащихся.

Возможность нового взгляда учащихся на проблему.

Формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий.

Развитие гипотетического мышления учащихся.

Приемы рефлексивной деятельности

Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.

В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную, позитивную рефлексию над своим опытом.

Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью

2. С запинками – без запинок.

3. Выразительно – нет.

4. Понравилось – нет.

При этом, в первую очередь, отмечаются положительные моменты в ответе учащегося, а о недочётах дети высказываются с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да ( понравилось, получилось).

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;

глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;

хобот – знания, которые вы приобретаете;

голова – это мыслительные процессы;

посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;

ноги тонкие – неуверенность.

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

• Что на вас произвело наибольшее впечатление?

• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

• Что нового вы узнали на уроке?

• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

* что нового я узнал?

* каким способом я это узнал?

* чему я научился?

В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.

Один ученик анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: "я делал так, потому, что считал, что …" - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: "А я считаю так же или иначе?".

Совместное обсуждение всей работы группы. Выводы и предложения.

Рефлексия проводится в необычной форме (в форме игры, выставки, рисунков). Готовит творческий отчет один участник группы или несколько ребят.

Осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. (Ребята оценивают свою работу с позиции Я. Мы, Дело. По итогам работы над проектом дети оценивают: Я - как работал, был активен? (хорошо, средне, плохо). Какой внес вклад в работу над проектом? Мы - насколько эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении? Дело – насколько продвинулось? Узнал ли больше?).

- осознавание собственных дефицитов и возможных способов их преодоления.

Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:

-Что нового ты узнал?

-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

-Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

-Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?

-О чем ты думал во время работы?

-Какие формы работы ты использовал (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?

-Что тебе понравилось при работе больше всего?

Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах.

Эмоционально – художественная рефлексия

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Эмоционально – музыкальная рефлексия

Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

4. я выполнял задания…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

10. у меня получилось …

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Используется лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока по следующим вопросам:

Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.

Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.

На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

Рефлексия "Благодарю…"

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Предлагается заполнить по результатам выполнения конкретного задания, например, проверочной работы.

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ________________________________

Наиболее трудным мне показалось ___________________

Я думаю, это потому, что __________________________

Самым интересным было ____________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ____________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _______________________________

Я бы хотел попросить своего учителя ________________

Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком V, насколько ты согласен с данным утверждением.

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы

Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы

Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение

Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними

Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу

Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании

Закрасьте каждое поле цветом палитры,

соответствующим значению ответа

Умение принимать решения

Умение работать в группе,

Умение применять полученные знания, ответственность за конечный результат

я с трудом могу

я не умею, но хотел бы научиться

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Узнал больше, чем знал

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется

интересным / не интересным

Учебное занятие – это часть жизни учащегося и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Всё, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только учащегося, но и учителя.

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

10.Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?


13.Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

14.Резюме, эссе, мини-сочинения.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.


Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

20. "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

21."А напоследок я скажу".

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

Что не оправдалось и почему?

Мои и наши перспективы?

22."Ассоциация".

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

23. "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

24.Оценочный лист.

Выполнил ли я то, что задумал?

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

Всё ли получилось так, как я задумывал?

Что было сделано хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

Попрошу взрослых оценить мою работу:

ч т о с к а з а л а м а м а:

__________________________________________________________________

ч т о с к а з а л а у ч и т е л ь н и ц а:

__________________________________________________________________

к а к о ц е н и л и п р о е к т д р у з ь я:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

В ч ё м я с н и м и с о г л а с е н, в ч ё м - н е т ?

__________________________________________________________________

25. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь…(кому?)

27.Анализ своих ошибок.

28. Шкала настроения.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

29. Слова-напутствия.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

30.Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

31. Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

35.Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

36.Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

38."Бортовой журнал" - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

39.Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продведение итогов урока. Рефлексия. Повысить мотивацию учителей к овладения рефлексивной деятельностью учащихся. Что такое рефлексия?


* Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад * Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ

* Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад

* Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ

Виды рефлексии: Рефлексия эмоционального состояния и настроения; Рефлексия деятельности на уроке; 3. Рефлексия содержания учебного материала.

  • Рефлексия эмоционального состояния и настроения;
  • Рефлексия деятельности на уроке;

3. Рефлексия содержания учебного материала.

Прием рефлексии “Светофор”

Прием рефлексии “Светофор”

- Я узнал(а) много нового … Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

- Я узнал(а) много нового …

  • Мне это пригодится в жизни.
  • На уроке было над чем подумать.
  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

1.На уроке я работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

5. Материал урока мне был………

С и н к в е й н

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – тема или предмет (одно существительное);
  • 2 строка – описание предмета (два прилагательных);
  • 3 строка – описание действия (три глагола);
  • 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
  • 5 строка – синоним, обобщающий или

расширяющий смысл темы или предмета

Рефлексия учителя

Рефлексия учителя

Прием рефлексии

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.

В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.

В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Прием рефлексии

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Индекс удовлетворенности уроком Состояние +1 Интерес 0 Азарт -1 Защищенность состояние Самостоятельность Удовлетворенность Скука Чувство успеха Апатия Беззащитность Радость общения Подчиненность Уверенность Подъем настроения Неудовлетворенность Чувство новизны Чувство неудачи Чувство одиночества Неуверенность Спад настроения Ощущение стандартности от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий; от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;

Индекс удовлетворенности уроком

Защищенность

Самостоятельность

Удовлетворенность

Чувство успеха

Беззащитность

Радость общения

Подчиненность

Уверенность

Подъем настроения

Неудовлетворенность

Чувство новизны

Чувство неудачи

Чувство одиночества

Неуверенность

Спад настроения

Ощущение стандартности

от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;

  • от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) –близкий к норме;

Урок химии по теме

Учитель Кайгородцева Н.Н.

Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было

интересным ___________________ скучным.

2.Я научился

многому_ ______________________ малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно __________________ невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто_ ________________________ редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен ______________________ не доволен.

- Я узнал(а) много нового.

  • Мне это пригодится в жизни.
  • На уроке было над чем подумать.
  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял

1.На уроке я работал……..потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5.Мое настроение…….. 6.Материал урока мне был………

1.На уроке я работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

5.Мое настроение……..

6.Материал урока мне был………

2. Лучше всего на уроке у меня

выходило__________________________

3. Основные трудности у меня

были______________________________

4. Во мне произошли изменения…………..

а) в знаниях по предмету

б) в умении чувствовать

в) в моих творческих способностях

г) в умении осознавать собственную деятельность

2. Своей работой на уроке я

3. Урок показался мне

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока для меня был

активно, пассивно

доволен, недоволен

коротким, длинным

не устал, устал

стало лучше, стало хуже

понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен

Прием рефлексии

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.

В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.

В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Синквейн Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.

Рефлексия для педагогов (10 способов)

На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия.

Например, 1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор – оценка деятельности педагога; 4-й сектор – оценка своей деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.).

mishen_12_15013659-1021x1024.jpg

Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени. После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.

Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.

Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.

luchshie-fizkultminutki.jpg

3. "Футбольное поле"

Для анализа прошедшего занятия предлагается лист с изображением "игроков" на футбольном поле, каждый из которых находится в определенном игровом положении: забивает гол, стоит на воротах, сидит на скамейке запасных, принимает душ, размышляет в задумчивой позе или… лежит на носилках.

В зависимости от индивидуального анализа и оценки своего продвижения педагогу предлагается обозначить фигурку на футбольном поле, наиболее точно передающую его состояние на данном занятии. Алгоритм рефлексивной деятельности следующий: индивидуальная оценка, обмен мнениями в группе, обобщение ведущего для получения общей картины.

0-z-356.jpg

На доске приклеиваются картинка "Повар" и вопрос: "Насытились?", выполненные на отдельных карточках. Насытились?

Я съел бы еще этого …Больше всего мне понравилось …

restaurant-exterior-drawing-cook-diners-icons-colored-cartoon-cover.jpg

Я почти переварил …Этот ресторан …Я переел …Пожалуйста, добавьте …

5. "Все у меня в руках!"

На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…".

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы.

Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

forms_1.jpg

6. "Цветные фигуры"

Ведущий предлагает выбрать участникам из разложенных в центре круга фигур (из цветной бумаги в 2-3 экземплярах каждого цвета) фигуру, которая соответствует его сегодняшнему эмоциональному состоянию. Ведущий также выбирает фигуру. Каждый участник взаимодействия объясняет свой выбор по алгоритму, который задает руководитель (что символизирует форма, цвет выбранной фигуры). По окончании представления учащимися своего выбора руководитель подводит итог, акцентируя внимание на индивидуальности каждого участника взаимодействия.

1009717.jpg

7. "Плюс-минус-интересно".

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

img9.jpg

8. "Букет настроения".

В начале мероприятия раздаются бумажные цветы: например, красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце мероприятия говорится: “Если вам понравилось мероприятие, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить более разнообразный спектр цветов. В конце собрать цветы в корзинку или вазочку. Можно напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

coloring-pages-flowers-ultimate-flower-vase-coloring-pages-page-printable.jpg

img42.jpg

10. "Кораблик".

Читайте также: