Развивающая среда в 1 младшей группе по фгос своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 08.10.2024

Автор: Вихарева Анна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №17 городского округа Кинешма
Населённый пункт: Ивановской области
Наименование материала: проект
Тема: Создание развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21

Общеразвивающего вида городского округа Кинешма Ивановской области.

Адрес: 155800, г. Кинешма, ул. Баумана, д. 8а, тел.: 2-39-76

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

Вихарева Анна Евгеньевна

Содержание проекта

Визитная карточка проекта.

Актуальность, цель, задачи, ожидаемый результат.

Этапы реализации проекта: организационный, внедренческий (основной),

Визитная карточка проекта.

Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и

Тип проекта: информационно-исследовательский, практико-информационный,

ориентированный , познавательно- творческий .

Вид проекта: внутренний , групповой, межпредметный, долгосрочный.

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети 2-3 лет.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации

предметно-пространственной среды в группе.

Продукт проектной деятельности: создание предметно-пространственной среды 1-ой

младшей группе ДОУ по ФГОС.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2017г. - апрель 2018г.).

Обеспечение проекта: материально-техническое, учебно-методическое

оснащение, информационное обеспечение.

Место проведения: Ивановская область, г.Кинешма, МДОУ детский сад №21.

Пояснительная записка.

ФЗ, где дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. При этом

возникла необходимость в разработке, введении и внедрении ФГОС.

ФГОС является основой для разработки образовательной программы дошкольного

образования и её реализации. Одним из условий реализации основной образовательной

программы является создание предметно-пространственной среды в группе.

Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство,

живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для

развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку

возможность заниматься любимым делом. Именно этими принципами должны

руководствоваться педагоги при оформлении предметной среды.

При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо

учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности

каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-

пространственная среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей

воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную

реализацию образовательного потенциала пространства группы, с целью охраны и

укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития детей и их

возрастных особенностей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает

возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной

активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников,

должно быть организовано на основе следующих принципов.

1.Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального

благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой

комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче

адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора

2.Принцип эстетичности и красоты в оформлении помещения группы. Удачно

подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию

3.Важным при организации предметно-пространственной среды является принцип

безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.

Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности,

возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не

воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право

выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.

4.При построении среды необходимо соблюдать принцип зонирования. Благодаря

организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых

стеллажей, не загромождающих помещение, в группах создаются условия для разных

видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

5.Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования,

педагогам стоит осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и

руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Не надо чрезмерного

количества материалов и игрушек, чтобы среда не выглядела перенасыщенной.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе

выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого

разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и

тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными

видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным

уголком или исследовательским центром.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

Создавая предметно-пространственную развивающую образовательную среду, мы

придерживались этих требований образовательного стандарта.

Актуальность.

Актуальность выбора темы проекта в том, что при отсутствии нужной предметно-

пространственной среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия

ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности.

А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Именно в процессе игры

ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и

грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как

часто кажется взрослым. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем предметную среду.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности

ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и

физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных

средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Цель проекта: создание предметно-развивающейся среды, комфортных и благоприятных

условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного

развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности,

всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС.

Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в

Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-

развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и

психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого

ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников

(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,

художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация

(креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-

Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного

образовательного учреждения и семьи.

1) Повышение детской активности, инициативности и любознательности;

2) Формирование у ребенка созидательной, творческой позиции;

3) Ребенок принимает роль субъекта деятельности;

4) Ребенок испытывает удовольствие от процесса познания, воспринимая его как

процесс решения загадок и осуществления открытий;

5) Ребенок вовлечен в эмоционально насыщенные виды деятельности.

2.Педагогов: повышение профессиональной компетентности.

3.Родителей: формирование родительской компетентности по теме.

Этапы реализации проекта.

Организационно-подготовительный этап: изучение методической литературы по

данной теме, формирование проблемы, цели, задач проекта.

Внедренческий (Основной) этап: практическая реализация проекта, создание

предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и

узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ.

Заключительный этап: подведение итогов. Оформление материалов по проекту.

1.Организационно-подготовительный этап.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества

ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-

развивающей среды в ДОУ.Исследование этого вопроса легли в научно-психологические

основы развития образования и основы организации развивающей среды и

просматриваются в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия –

Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В

этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н.

Подьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с

аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В.

Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой

2. Внедренческий (Основной) этап:

Краткое описание помещения и участка группы.

1 младшая группа МДОУ детского сада №21 находится на первом этаже дошкольного

учреждения. Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-

эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе

оборудованы отдельная спальная, туалетная и раздевальная комнаты. В групповых

комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия,

игрушки, соответствующие интересам детей, с учётом возрастных и личностных

особенностей. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей.

Развивающая предметная среда группы оборудована с учетом возрастных особенностей

детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-пространственная

среда еще не полностью соответствует ФГОС.

Территория участка группы благоустроена: воспитателями и родителями она обнесена

забором для безопасного нахождения детей на территории, созданы постройки для

сюжетно-ролевых игр (машина, мотоцикл), песочный дворик, скамьи и столик для

индивидуальных игр, зона физического развития (гимнастическая скамья, ребристая

доска), на территории находятся разнообразные породы деревьев и кустарников, веранда

разделена на зоны (Гараж, Дом, зона сенсорного развития).

Мной был составлен план группы, определено зонирование группы на 3 части (зона

для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с экстенсивным

использованием пространства, рабочая зона ) и намечено размещение центров

деятельности детей. К работе над проектом по организации ППС в группе я привлекла

родителей. Для этого мной были проведены беседы и консультации по интересующему

вопросу, разработаны рекомендации. Для оформления всех центров я применили уже

имеющий у нас в группе материал (игрушки, книжки, дидактические игры и т.д.),

добавила купленный родителями, внесла работы сделанные самими родителями и

Наша группа–это единое пространство: воспитатель–ребёнок–родитель.

Игровая деятельность в группе разнообразна, дети с удовольствием играют в сюжетно-

ролевые, дидактические и подвижные игры в специально созданных игровых зонах.

УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи,

познавательных и творческих способностей детей, формирование навыка слушания,

умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об

Оборудование и материалы уголка: предметные и сюжетные картинки, картинки

звукоподражания, артикуляционная гимнастика; “Чудесный мешочек” с различными

предметами; стеллаж для книг, стол, стулья, книги по возрасту и программе.

Задачи: воспитание эстетических чувств, приобщение детей к театральному искусству,

развитие детского творчества, поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной

и театрализованной деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Привлекать детей к посильному участию в театрализованных представлениях, забавах,

различных праздниках. Развивать у детей умение следить за действиями игрушек,

сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка

перевоплощения в образы сказочных героев.

Материалы и оборудование уголка: барабан, бубен, дудочки, шумовые игрушки,

неваляшка, юла, маски сказочных персонажей для игр - драматизаций и несколько видов

театров: кукольный, плоскостной, пальчиковый, настольный, театр на тарелках и мягкой

УГОЛОК ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,

стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у

детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних

конечностей, профилактика плоскостопия ; Профилактика простудных заболеваний.

Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы уголка: коврики, дорожки массажные, мячи, обручи, кегли,

флажки, султанчики, кольцеброс.

УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на

отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы уголка: наборы цветных карандашей; гуашь; цветные

восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, баночки для промывания ворса кисти

от краски; бумага для рисования разного формата; губки из поролона; салфетки для рук;

скульптурный пластилин; большие клеёнки для покрытия столов; школьные мелки для

рисования на доске и асфальте .

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в

основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении

умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки,

стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного

творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить

мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции,

возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь

анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения,

возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы уголка: Материалы для конструирования: пластмассовые

конструкторы Лего; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; маленькие

игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания.

УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры;

Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и

Оборудование и материалы уголка: мебель для комнаты и кухни; атрибуты для игры в

“Дом”, водителей и др.; средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; наборы кухонной и

чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и

легковые; руль, сумки, ведёрки, молоток и др.; кукольные коляски.

УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций

вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и

внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими

фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру,

форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало,

один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий;

Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки;

Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть

предметы на картинках.

Оборудование и материалы уголка:

Материалы по сенсорике и математике

1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки

(из 6-10 элементов), шнуровки, парные картинки, сенсорный кубик.

2. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный

3. Шнуровки "Бусы"

4. Крупные пазлы.

5. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и

6. Логический куб.

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие

животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты,

продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам

(назначению и т.п.).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку,

Задачи: Формировать представления об окружающем мире, его изменениях; учить

различать и называть некоторые фрукты и овощи; учить детей различать и называть

домашних животных, птиц и их детенышей; учить различать и называть диких животных,

выделять их характерные особенности строения тела, формировать бережное отношение к

Материалы и оборудование уголка: живые растения (картотека), огород на окошке (лук,

укроп); лейки; распылитель; игрушечные дикие и домашние животные; скотный двор,

аквариум ( игрушечные водные жители) сюжетные картинки по временам года, сезонный

Автор: Вахрушева Наталья Васильевна

Населенный пункт: Томская область, г. Северск

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Для ребенка детский сад, несомненно, является такой новой средой, с новым окружением и новыми отношениями.

Вхождение ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных, сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с которым он чувствует себя комфортно. Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы воспитания и др.), то есть нарушается система сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка. Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе: он должен приспособиться к новым (иным) условиям, выработать новые для себя формы поведения. Задача для ребенка не из легких. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни дошкольника раннего возраста при поступлении его в дошкольное учреждение, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего, со сверстниками.

Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста. Кроме того, особенностями предметно-развивающей среды является яркость и насыщенность помещений, ведь окружающий мир побуждает в детях различные эмоции. Чтобы украсить пространство, мы использовали цвет, который способен менять настроение и поднимать жизненный тонус.

Наши малыши, заходя первый раз в групповую комнату, опираются на визуальный анализатор, т.е. вначале оценивают помещение, окружающие предметы, а потом уже обращают внимание на доброжелательность и приветливость воспитателя.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

  1. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно¬пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  2. Полифункциональность материалов предполагает:
  3. возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  4. наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.
  5. Вариативность среды предполагает: наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  6. Доступность среды предполагает: свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  7. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей второго года жизни является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе.

При создании предметно-развивающей среды мы ориентировались на Федеральные государственные требования, которые предлагали предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Отрыв от дома и близких ребенку людей, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.

Работая с детьми раннего возраста в нашем детском саду, на собственном опыте мы пробуем решить проблему адаптации посредством создания в группе предметно-развивающей среды. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, как в физиологическом, так и в психологическом плане, а для этого нужна особая атмосфера.

Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы. Мы старались сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.

Вот такие центры в группе у нас получилось создать:

Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша, вызывает у него интерес. Особое удовольствие детям доставляют игры с водой. Дети очень любят доставать предметы из воды, переливать воду в различные сосуды. Любят пускать кораблики, наблюдать, как плавают в воде утята.

В МУЗЫКАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.

ИГРОВОЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ЦЕНТР - здесь выставлены все виды конструктора, игрушки (используемые в конструировании), машины различных размеров. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, сесть на коврик и заняться строительством. Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.

Отдельное место в группе занимает ЦЕНТР ПРИРОДЫ, в котором есть макеты аквариума и много комнатных растений. Таким образом, формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.

Есть у нас в группе ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, в котором размещены разнообразные спортивные снаряды и атрибуты для подвижных игр. Здесь также хранятся массажные коврики, атрибуты для закаливания. После сна маленькие спортсмены выполняют гимнастику с использованием этих предметов, оснащенный оригинальными видами нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.

В ЦЕНТРЕ КНИГИ Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку и рассмотреть, сидя на удобном диванчике. Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге - одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель.

Любимые и знакомые сказки, потешки мы обыгрываем при помощи различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально - речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.

Большой интерес у детей вызывает ЦЕНТР РЯЖЕНЬЯ. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбки, бусы.

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача ЦЕНТРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления.

Самый любимый детьми – ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР. В центре выставлены развивающие игры, имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрёшки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики и др.).

Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.

Предметно-развивающая среда в нашей группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.

Если обстановка в группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, любовь и тепло ваших сердец и с удовольствием бежать в детский сад, думаю, что основная задача адаптационного периода будет выполнена.

Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей.

Такая организация предметно-пространственной развивающей среды, по моему мнению, кажется наиболее рациональной, так как она учитывает требования ФГОС, все основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Однако необходимо своевременно пополнять и обновлять имеющиеся материалы и оборудование. Поэтому дальнейшая работа пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.

Игра как культурная форма деятельности ребёнка передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал.

Чтобы подбирать материал для детской игры, необходимо определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.

Игра ребёнка дошкольного возраста представляется в двух видах:

- игра с правилами.

Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

• среда должна быть гетерогенной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка;

• среда должна быть связной, позволяющей ребёнку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;

• среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого;

Игровые средства и оборудование по основным направлениям раз-

• оборудование для развития общих движений;

• игровые средства для развития мелкой моторики;

• игровые средства для развития сенсорного восприятия;

• игровые средства для развития мышления;

• игровые средства для развития речи и языка;

• игровые средства для ознакомления с окружающим миром;

• игровые средства для социально-эмоционального развития;

• игровые средства и материалы для творческого развития;

• игровые средства и оборудование для организации сюжетной игры.

В пространстве группового помещения имеются 4 целостные тематические зоны. Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:

1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

2) кукольная кровать, шкафчик с “постельными принадлежностями”, диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;

3) домик-теремок - ширма со скамеечкой или модулями внутри, где могут “жить” мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой “дом” дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок;

4) автобус-каркас с модулями-сиденьями внутри и рулем.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, переносных ящиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.


Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО). В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

Одно из основных потребностей раннего возраста является потребность в движениях. Для этого в спортивном уголке подобрано физкультурное оборудование, которое побуждает детей к двигательной активности, дает им возможность разнообразить движения. В уголке имеются различные материалы: мячи, обручи, разноцветные флажки, ленточки, султанчики. А мешочки набитые песком, горохом, крупой, колечки, массажные дорожки служат для ходьбы, перешагивания, прыжков. Так же используются разнообразные яркие игрушки, предметы, которые являются стимулом к выполнению разнообразных движений. Оборудование соответствует возрастным особенностям детей. Оборудование размещено таким образом, чтобы стимулировали двигательную активность, побуждали к интересным и посильным действиям.


Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

Предметы игрового обихода формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности. Это, прежде всего игрушечная мебель, посуда. Мебель удобна для усаживания и укладывания кукол, животных. Имеется доска для глажения, зеркало и одежда для одевания: юбочки, платочки, жилетки, кепки. Чтобы поднять игру на более высокий уровень, необходимы игрушки заместители. Отсутствие их тормозит не только развитие игры, но и мышления, речь детей. Рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки – двигатели (машины, коляски, каталки). Транспортные игрушки должны оправдывать свое название: на них можно кого – то и что – то перевозить.


Учитывается в группе гендерное направление, интересы мальчиков и девочек. Мальчикам нужны инструменты для работы, машины. Поэтому создан гараж и мастерская.





Но самое главное в игре, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Немаловажную роль в создании эмоционального комфорта играет музыкальный уголок и способствует развитию у детей музыкальных способностей (барабаны, бубны, колокольчики, бубенчики и т.д.), все эти музыкальные игрушки привлекают детей своим внешним видом (яркие).


Наличие в группе различных пространств, таких как уголок конструирования, книжный уголок, центр воды и песка вносят разнообразие в деятельность детей, дают им проявить себя с другой стороны и право выбора с другой стороны. Игровой материал в уголках периодически сменяется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую деятельность детей.



Все уголки и игровые зоны доступны для ребят. Они сами имеют доступ к игрушкам, спортивному инвентарю, книгам и дидактическому пособию. Дети берут то, что им захотелось на их усмотрение. Весь материал и оборудование исправное, безопасное в обращении и эстетичное

В сенсорном уголке дидактические игрушки и игры способствуют действенному развитию детей. Подобранные игрушки и пособия не только привлекают внимание детей, но и способствуют развитию восприятия ребенка. В процессе практических действий с матрешками, пирамидками, втулками и т.д. дети знакомятся с цветом, формой, величиной, расположением в пространстве. Игрушки привлекательные, яркие, эстетичные.



Строительный уголок с конструктором способствует появлению у детей игровой инициативы. А набор небольших игрушек позволяет учить детей обыгрывать постройку. Есть и нестандартный – это обычные губки мытья посуды, которые являются замечательными кирпичиками для построек.


Экспериментирование – этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.

Для игр с песком используются совочки, формочки, воронки, ситечко для пересыпания.

Для игр с водой используются рыбки, лодочки, заводные игрушки.

После каждого занятия песок высыпается в пластмассовые ведерки, которые хранятся в недоступном для детей месте. Перед играми детям надеваем непромокаемые фартуки.



В группе появилась возможность использования различных составляющих предметной среды. Это детская мебель, мягкие модули, ширмы, палатка уединения, которые трансформируемы и полифункциональны.



Таким образом, развивающая предметно- пространственная среда необходима детям раннего возраста, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Развивающая предметная среда детства-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Читайте также: