Развивающая среда в 1 младшей группе по фгос своими руками
Добавил пользователь Alex Обновлено: 08.10.2024
Автор: Вихарева Анна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №17 городского округа Кинешма
Населённый пункт: Ивановской области
Наименование материала: проект
Тема: Создание развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21
Общеразвивающего вида городского округа Кинешма Ивановской области.
Адрес: 155800, г. Кинешма, ул. Баумана, д. 8а, тел.: 2-39-76
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
Вихарева Анна Евгеньевна
Содержание проекта
Визитная карточка проекта.
Актуальность, цель, задачи, ожидаемый результат.
Этапы реализации проекта: организационный, внедренческий (основной),
Визитная карточка проекта.
Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и
Тип проекта: информационно-исследовательский, практико-информационный,
ориентированный , познавательно- творческий .
Вид проекта: внутренний , групповой, межпредметный, долгосрочный.
Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети 2-3 лет.
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации
предметно-пространственной среды в группе.
Продукт проектной деятельности: создание предметно-пространственной среды 1-ой
младшей группе ДОУ по ФГОС.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2017г. - апрель 2018г.).
Обеспечение проекта: материально-техническое, учебно-методическое
оснащение, информационное обеспечение.
Место проведения: Ивановская область, г.Кинешма, МДОУ детский сад №21.
Пояснительная записка.
ФЗ, где дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. При этом
возникла необходимость в разработке, введении и внедрении ФГОС.
ФГОС является основой для разработки образовательной программы дошкольного
образования и её реализации. Одним из условий реализации основной образовательной
программы является создание предметно-пространственной среды в группе.
Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство,
живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для
развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку
возможность заниматься любимым делом. Именно этими принципами должны
руководствоваться педагоги при оформлении предметной среды.
При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо
учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности
каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-
пространственная среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей
воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства группы, с целью охраны и
укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития детей и их
возрастных особенностей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников,
должно быть организовано на основе следующих принципов.
1.Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального
благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой
комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче
адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора
2.Принцип эстетичности и красоты в оформлении помещения группы. Удачно
подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию
3.Важным при организации предметно-пространственной среды является принцип
безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.
Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности,
возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не
воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право
выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.
4.При построении среды необходимо соблюдать принцип зонирования. Благодаря
организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых
стеллажей, не загромождающих помещение, в группах создаются условия для разных
видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).
5.Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования,
педагогам стоит осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и
руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Не надо чрезмерного
количества материалов и игрушек, чтобы среда не выглядела перенасыщенной.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе
выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого
разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и
тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.
В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными
видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным
уголком или исследовательским центром.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
Создавая предметно-пространственную развивающую образовательную среду, мы
придерживались этих требований образовательного стандарта.
Актуальность.
Актуальность выбора темы проекта в том, что при отсутствии нужной предметно-
пространственной среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия
ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности.
А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Именно в процессе игры
ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и
грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как
часто кажется взрослым. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем предметную среду.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности
ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и
физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных
средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Цель проекта: создание предметно-развивающейся среды, комфортных и благоприятных
условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного
развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности,
всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС.
Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в
Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-
развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и
психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого
ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников
(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,
художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация
(креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-
Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
1) Повышение детской активности, инициативности и любознательности;
2) Формирование у ребенка созидательной, творческой позиции;
3) Ребенок принимает роль субъекта деятельности;
4) Ребенок испытывает удовольствие от процесса познания, воспринимая его как
процесс решения загадок и осуществления открытий;
5) Ребенок вовлечен в эмоционально насыщенные виды деятельности.
2.Педагогов: повышение профессиональной компетентности.
3.Родителей: формирование родительской компетентности по теме.
Этапы реализации проекта.
Организационно-подготовительный этап: изучение методической литературы по
данной теме, формирование проблемы, цели, задач проекта.
Внедренческий (Основной) этап: практическая реализация проекта, создание
предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и
узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ.
Заключительный этап: подведение итогов. Оформление материалов по проекту.
1.Организационно-подготовительный этап.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества
ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-
развивающей среды в ДОУ.Исследование этого вопроса легли в научно-психологические
основы развития образования и основы организации развивающей среды и
просматриваются в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия –
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В
этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н.
Подьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с
аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В.
Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой
2. Внедренческий (Основной) этап:
Краткое описание помещения и участка группы.
1 младшая группа МДОУ детского сада №21 находится на первом этаже дошкольного
учреждения. Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-
эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе
оборудованы отдельная спальная, туалетная и раздевальная комнаты. В групповых
комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия,
игрушки, соответствующие интересам детей, с учётом возрастных и личностных
особенностей. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей.
Развивающая предметная среда группы оборудована с учетом возрастных особенностей
детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-пространственная
среда еще не полностью соответствует ФГОС.
Территория участка группы благоустроена: воспитателями и родителями она обнесена
забором для безопасного нахождения детей на территории, созданы постройки для
сюжетно-ролевых игр (машина, мотоцикл), песочный дворик, скамьи и столик для
индивидуальных игр, зона физического развития (гимнастическая скамья, ребристая
доска), на территории находятся разнообразные породы деревьев и кустарников, веранда
разделена на зоны (Гараж, Дом, зона сенсорного развития).
Мной был составлен план группы, определено зонирование группы на 3 части (зона
для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с экстенсивным
использованием пространства, рабочая зона ) и намечено размещение центров
деятельности детей. К работе над проектом по организации ППС в группе я привлекла
родителей. Для этого мной были проведены беседы и консультации по интересующему
вопросу, разработаны рекомендации. Для оформления всех центров я применили уже
имеющий у нас в группе материал (игрушки, книжки, дидактические игры и т.д.),
добавила купленный родителями, внесла работы сделанные самими родителями и
Наша группа–это единое пространство: воспитатель–ребёнок–родитель.
Игровая деятельность в группе разнообразна, дети с удовольствием играют в сюжетно-
ролевые, дидактические и подвижные игры в специально созданных игровых зонах.
УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ
Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи,
познавательных и творческих способностей детей, формирование навыка слушания,
умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об
Оборудование и материалы уголка: предметные и сюжетные картинки, картинки
звукоподражания, артикуляционная гимнастика; “Чудесный мешочек” с различными
предметами; стеллаж для книг, стол, стулья, книги по возрасту и программе.
Задачи: воспитание эстетических чувств, приобщение детей к театральному искусству,
развитие детского творчества, поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной
и театрализованной деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Привлекать детей к посильному участию в театрализованных представлениях, забавах,
различных праздниках. Развивать у детей умение следить за действиями игрушек,
сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка
перевоплощения в образы сказочных героев.
Материалы и оборудование уголка: барабан, бубен, дудочки, шумовые игрушки,
неваляшка, юла, маски сказочных персонажей для игр - драматизаций и несколько видов
театров: кукольный, плоскостной, пальчиковый, настольный, театр на тарелках и мягкой
УГОЛОК ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,
стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у
детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних
конечностей, профилактика плоскостопия ; Профилактика простудных заболеваний.
Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы уголка: коврики, дорожки массажные, мячи, обручи, кегли,
флажки, султанчики, кольцеброс.
УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на
отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы уголка: наборы цветных карандашей; гуашь; цветные
восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, баночки для промывания ворса кисти
от краски; бумага для рисования разного формата; губки из поролона; салфетки для рук;
скульптурный пластилин; большие клеёнки для покрытия столов; школьные мелки для
рисования на доске и асфальте .
Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в
основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении
умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки,
стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного
творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить
мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции,
возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь
анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения,
возможность создания их из различных форм.
Оборудование и материалы уголка: Материалы для конструирования: пластмассовые
конструкторы Лего; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; маленькие
игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания.
УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры;
Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и
Оборудование и материалы уголка: мебель для комнаты и кухни; атрибуты для игры в
“Дом”, водителей и др.; средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; наборы кухонной и
чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и
легковые; руль, сумки, ведёрки, молоток и др.; кукольные коляски.
УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций
вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и
внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими
фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру,
форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало,
один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий;
Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки;
Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть
предметы на картинках.
Оборудование и материалы уголка:
Материалы по сенсорике и математике
1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки
(из 6-10 элементов), шнуровки, парные картинки, сенсорный кубик.
2. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный
3. Шнуровки "Бусы"
4. Крупные пазлы.
5. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и
6. Логический куб.
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие
животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты,
продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам
(назначению и т.п.).
4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку,
Задачи: Формировать представления об окружающем мире, его изменениях; учить
различать и называть некоторые фрукты и овощи; учить детей различать и называть
домашних животных, птиц и их детенышей; учить различать и называть диких животных,
выделять их характерные особенности строения тела, формировать бережное отношение к
Материалы и оборудование уголка: живые растения (картотека), огород на окошке (лук,
укроп); лейки; распылитель; игрушечные дикие и домашние животные; скотный двор,
аквариум ( игрушечные водные жители) сюжетные картинки по временам года, сезонный
Автор: Вахрушева Наталья Васильевна
Населенный пункт: Томская область, г. Северск
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Для ребенка детский сад, несомненно, является такой новой средой, с новым окружением и новыми отношениями.
Вхождение ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных, сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с которым он чувствует себя комфортно. Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы воспитания и др.), то есть нарушается система сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка. Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе: он должен приспособиться к новым (иным) условиям, выработать новые для себя формы поведения. Задача для ребенка не из легких. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни дошкольника раннего возраста при поступлении его в дошкольное учреждение, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего, со сверстниками.
Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста. Кроме того, особенностями предметно-развивающей среды является яркость и насыщенность помещений, ведь окружающий мир побуждает в детях различные эмоции. Чтобы украсить пространство, мы использовали цвет, который способен менять настроение и поднимать жизненный тонус.
Наши малыши, заходя первый раз в групповую комнату, опираются на визуальный анализатор, т.е. вначале оценивают помещение, окружающие предметы, а потом уже обращают внимание на доброжелательность и приветливость воспитателя.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно¬пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.
- Вариативность среды предполагает: наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Доступность среды предполагает: свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей второго года жизни является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе.
При создании предметно-развивающей среды мы ориентировались на Федеральные государственные требования, которые предлагали предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Отрыв от дома и близких ребенку людей, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.
Работая с детьми раннего возраста в нашем детском саду, на собственном опыте мы пробуем решить проблему адаптации посредством создания в группе предметно-развивающей среды. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, как в физиологическом, так и в психологическом плане, а для этого нужна особая атмосфера.
Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы. Мы старались сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.
Вот такие центры в группе у нас получилось создать:
Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша, вызывает у него интерес. Особое удовольствие детям доставляют игры с водой. Дети очень любят доставать предметы из воды, переливать воду в различные сосуды. Любят пускать кораблики, наблюдать, как плавают в воде утята.
В МУЗЫКАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.
ИГРОВОЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ЦЕНТР - здесь выставлены все виды конструктора, игрушки (используемые в конструировании), машины различных размеров. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, сесть на коврик и заняться строительством. Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.
Отдельное место в группе занимает ЦЕНТР ПРИРОДЫ, в котором есть макеты аквариума и много комнатных растений. Таким образом, формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.
Есть у нас в группе ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, в котором размещены разнообразные спортивные снаряды и атрибуты для подвижных игр. Здесь также хранятся массажные коврики, атрибуты для закаливания. После сна маленькие спортсмены выполняют гимнастику с использованием этих предметов, оснащенный оригинальными видами нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.
В ЦЕНТРЕ КНИГИ Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку и рассмотреть, сидя на удобном диванчике. Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге - одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель.
Любимые и знакомые сказки, потешки мы обыгрываем при помощи различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально - речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
Большой интерес у детей вызывает ЦЕНТР РЯЖЕНЬЯ. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбки, бусы.
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача ЦЕНТРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления.
Самый любимый детьми – ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР. В центре выставлены развивающие игры, имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрёшки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики и др.).
Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.
Предметно-развивающая среда в нашей группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.
Если обстановка в группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, любовь и тепло ваших сердец и с удовольствием бежать в детский сад, думаю, что основная задача адаптационного периода будет выполнена.
Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей.
Такая организация предметно-пространственной развивающей среды, по моему мнению, кажется наиболее рациональной, так как она учитывает требования ФГОС, все основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
Однако необходимо своевременно пополнять и обновлять имеющиеся материалы и оборудование. Поэтому дальнейшая работа пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.
Игра как культурная форма деятельности ребёнка передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал.
Чтобы подбирать материал для детской игры, необходимо определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.
Игра ребёнка дошкольного возраста представляется в двух видах:
- игра с правилами.
Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.
Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).
• среда должна быть гетерогенной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка;
• среда должна быть связной, позволяющей ребёнку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
• среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого;
Игровые средства и оборудование по основным направлениям раз-
• оборудование для развития общих движений;
• игровые средства для развития мелкой моторики;
• игровые средства для развития сенсорного восприятия;
• игровые средства для развития мышления;
• игровые средства для развития речи и языка;
• игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
• игровые средства для социально-эмоционального развития;
• игровые средства и материалы для творческого развития;
• игровые средства и оборудование для организации сюжетной игры.
В пространстве группового помещения имеются 4 целостные тематические зоны. Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:
1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;
2) кукольная кровать, шкафчик с “постельными принадлежностями”, диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;
3) домик-теремок - ширма со скамеечкой или модулями внутри, где могут “жить” мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой “дом” дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок;
4) автобус-каркас с модулями-сиденьями внутри и рулем.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, переносных ящиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО). В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.
Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.
Одно из основных потребностей раннего возраста является потребность в движениях. Для этого в спортивном уголке подобрано физкультурное оборудование, которое побуждает детей к двигательной активности, дает им возможность разнообразить движения. В уголке имеются различные материалы: мячи, обручи, разноцветные флажки, ленточки, султанчики. А мешочки набитые песком, горохом, крупой, колечки, массажные дорожки служат для ходьбы, перешагивания, прыжков. Так же используются разнообразные яркие игрушки, предметы, которые являются стимулом к выполнению разнообразных движений. Оборудование соответствует возрастным особенностям детей. Оборудование размещено таким образом, чтобы стимулировали двигательную активность, побуждали к интересным и посильным действиям.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
Предметы игрового обихода формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности. Это, прежде всего игрушечная мебель, посуда. Мебель удобна для усаживания и укладывания кукол, животных. Имеется доска для глажения, зеркало и одежда для одевания: юбочки, платочки, жилетки, кепки. Чтобы поднять игру на более высокий уровень, необходимы игрушки заместители. Отсутствие их тормозит не только развитие игры, но и мышления, речь детей. Рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки – двигатели (машины, коляски, каталки). Транспортные игрушки должны оправдывать свое название: на них можно кого – то и что – то перевозить.
Учитывается в группе гендерное направление, интересы мальчиков и девочек. Мальчикам нужны инструменты для работы, машины. Поэтому создан гараж и мастерская.
Но самое главное в игре, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Немаловажную роль в создании эмоционального комфорта играет музыкальный уголок и способствует развитию у детей музыкальных способностей (барабаны, бубны, колокольчики, бубенчики и т.д.), все эти музыкальные игрушки привлекают детей своим внешним видом (яркие).
Наличие в группе различных пространств, таких как уголок конструирования, книжный уголок, центр воды и песка вносят разнообразие в деятельность детей, дают им проявить себя с другой стороны и право выбора с другой стороны. Игровой материал в уголках периодически сменяется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую деятельность детей.
Все уголки и игровые зоны доступны для ребят. Они сами имеют доступ к игрушкам, спортивному инвентарю, книгам и дидактическому пособию. Дети берут то, что им захотелось на их усмотрение. Весь материал и оборудование исправное, безопасное в обращении и эстетичное
В сенсорном уголке дидактические игрушки и игры способствуют действенному развитию детей. Подобранные игрушки и пособия не только привлекают внимание детей, но и способствуют развитию восприятия ребенка. В процессе практических действий с матрешками, пирамидками, втулками и т.д. дети знакомятся с цветом, формой, величиной, расположением в пространстве. Игрушки привлекательные, яркие, эстетичные.
Строительный уголок с конструктором способствует появлению у детей игровой инициативы. А набор небольших игрушек позволяет учить детей обыгрывать постройку. Есть и нестандартный – это обычные губки мытья посуды, которые являются замечательными кирпичиками для построек.
Экспериментирование – этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.
Для игр с песком используются совочки, формочки, воронки, ситечко для пересыпания.
Для игр с водой используются рыбки, лодочки, заводные игрушки.
После каждого занятия песок высыпается в пластмассовые ведерки, которые хранятся в недоступном для детей месте. Перед играми детям надеваем непромокаемые фартуки.
В группе появилась возможность использования различных составляющих предметной среды. Это детская мебель, мягкие модули, ширмы, палатка уединения, которые трансформируемы и полифункциональны.
Таким образом, развивающая предметно- пространственная среда необходима детям раннего возраста, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Развивающая предметная среда детства-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
Читайте также: