Разделитель для фьюзинга своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 31.08.2024

Я не профессионально занимаюсь фьюзингом - это небольшое моё хобби.

В один прекрасный день я благополучно выменял муфельную печь, которая оказалось непригодной для моих профессиональных целей по ряду причин. Что бы печь всё таки приносила пользу, я решил попробовать сделать изделия в технике фьюзинг, вспомнил об увиденных изделиях в интернете, почитал и начал пробовать. Сейчас по прохождению полугода практики, я вспоминаю, что не мог найти в интернете информации, где описана технология на том уровне, знаний и используемых материалов доступных мне. То-есть я изначально решил использовать только легко доступные или дешёвые материалы. Поэтому пришлось всё проверять опытным путём. Ввиду отсутствия в интернете такой информации я и решил написать эту статью.

Время и целесообразность:

Когда я прихожу в кузню, я трачу примерно десять минуть на подготовку стекла для спекания, то есть подготавливаю стекло, выкладываю рисунок и загружаю печь, после чего включаю печь и по прохождению двух часов выключаю и всё. Так что всё затраченное время десять минут. Те два часа, что работает печь, я занимаюсь своей не посредственной работой. По затратам электричества печь за два часа, потребляет электричества на 0.2 доллара - во общем недорого. Виду того, что это моё хобби, изделия я в основном делаю для подарков, хотя я и сдавал их в муниципальную галерею и они ещё и на пиво зарабатывают. Хотя если заниматься этим профессионально, то это неплохой бизнес, цены на фьюзинг Вы можете найти в интернете.

Печь:

Как я уже писал выше печь мне досталась бесплатно, и подобных печей на постсоветском пространстве сохранилось много, и может и Вам повезёт обзавестись подобной, или она у Вас уже есть поиск в интернете показал, что печь разгоняется до 900 гр. имеет регулировку, потребляемая мощность 2.4 кв.ч. Техника фьюзинга подразумевает при охлаждении спёкшегося стекла, ступенчатое охлаждение, которое достигается, с помощью дорогих программаторов для печей, но дорого не наш метод, и о чудо оказалось, что если не открывать печь до полного остывания то тоже всё получится. Я поступаю следующим образом: после загрузки печи, сразу включаю её на полную мощность и по прохождению одного часа сорока минут, начинаю заглядывать в смотровое окошко, когда стекло оплывает до нужного мне состояния я просто выключаю печь, как правило общее время составляет два часа. Готовые изделия достаю только на следующий день.


Обожаю стекло в разных его проявлениях. От бисера до горячих эмалей. Но стекло — достаточно трудный (местами опасный) материал для творчества (и недешёвый), поэтому я обходилась практически только бисером и бусинами. Фьюзинг, лэмпворк, эмалирование — какие красивые вещи и какой высокий порог входа. Потратить 100 000+ рублей, чтобы понять, что не получается или это не твоё, не мой вариант. К тому же, хорошая муфельная печь занимает много места и кушает много электроэнергии (хнык-плак), а запасы хорошего стекла подорвут мою семейную экономику.

Гуляя по сети, я набрела на набор для спекания стекла в микроволновке. Сайт пестрил картинками красивых кулончиков и серёжек, обещали немыслимую лёгкость в работе и занедорого.

"Да врут опять", — подумал мой мозг. — "Только деньги на ветер потратишь и ничего не получится".

"Конечно, врут!" — отозвалась рука. И нажала "Положить в корзину".

Это всё лирика. Но наборчик на самом деле через некоторое время приехал ко мне. О нём и моих экспериментах со стеклом я и поведу речь в этой статье. Сразу предупрежу мастеров фьюзинга, что ни в коем случае не претендую на звание фьюзингиста (фьюзера?), никаких навыков у меня нет, художественная ценность получившегося может быть сомнительна, и ваще я снимаю шляпу и преклоняюсь перед вашим мастерством.

  • собственно котелок (далее по тексту "килн");
  • стекло толстенькое квадратиками нескольких цветов;
  • стекло очень тоненькое разных цветов (было подписано конфетти-гласс);
  • кругляшки довольно толстенькие (подписано гласс фрит, но вроде фрита должна быть более равномерной и мелкой);
  • такие же кругляшки, но с цветочками (миллефьори гласс);
  • дихроическое стекло (очень мало и подозрительного вида, смену цвета надо очень внимательно выискивать);
  • стеклорез;
  • алмазная пилочка для стекла;
  • термостойкие перчатки;
  • керамическая бумага для подложки;
  • инструкция;
  • пузырёк валерьянки (шутка).

Отдельных фотографий не покажу, так как большинство перечисленного появится далее. Ну разве что дихроическое стекло, с которым я не работала ещё, и стеклорез.

microwave kiln

Килн представляет из себя белый кожух из какого-то материала типа керамики. Внутри чёрный слой, в котором и заключается вся соль мероприятия: этот слой каким-то хитрым образом поглощает микроволны, нагреваясь до температуры, при которой плавится стекло. Я слышала, что такой печкой ещё можно обжигать серебряную глину. Вот так она выглядит сразу после спекания (через дырочку видно, что внутри адское пекло):

фьюзинг дома

Сразу же к технике безопасности. Производитель крайне не рекомендует использовать ту же микроволновку, в которой вы готовите еду. При плавлении стекла из набора никакого запаха я не ощутила, а вот при плавлении постороннего контента иногда ощущался слабый запах, поэтому надо отнестись к этому требованию с повышенным вниманием. В крайнем случае, если запасной микроволновки нет, тщательно отмойте от жира внутренности имеющейся, перед готовкой еды тоже хорошо её мойте, помещение проветривайте и после сеанса "фьюзинга" оставляйте дверцу печки открытой для вентиляции. Сразу же после спекания килн надо достать из микроволновки и оставить остывать. Ни в коем случае не делайте это голыми руками - он горяченный! Используйте прилагающиеся термостойкие перчатки. И даже через них ощущается, какой килн горячий (шутка ли, 800+ градусов). Ну и не забывайте, что стеклянные осколки - штука острая, не пораньтесь.

Постращала и хватит. Теперь к приятному. Производитель рекомендует включить мощность микроволновки на максимум, желательно от 1000W, но у меня старая добрая печка выдаёт максимум 700W. Однако этого хватило для полноценного спекания (ура-ура). Поддон (вращающуюся тарелочку) я не снимала, ставила печку прямо посерединке.

Порядок действий:

  1. Отмываем микроволновку и поддон от жира и загрязнений.
  2. Решаем, какого будет размера наше произведение искусства и отрезаем подходящий кусочек керамической бумажки (заготовка обязательно должна помещаться на бумажку, в идеале должен быть даже запас, потому что если стекло попадёт на килн без бумаги, то намертво там прилипнет). Кладём бумажку на нижнюю часть килна.
  3. Обезжириваем стекло (можно спиртом, я мыла фейри и потом пинцетом клала на площадку килна). Размещаем на бумажке.
  4. Добавляем ещё другого стекла, творим, креативим и созидаем.
  5. Аккуратно (чтобы не испортить композицию) накрываем верхней частью и ставим в микроволновку. Для того, чтобы в процессе установки килна в печку ничего не съехало, можно собирать конструкцию из стекла прямо в микроволновке, а потом просто накрыть. Но там темно и тесно, к тому же мне надо было фотографировать, ну и я старалась понадёжнее делать слои, чтобы в процессе спекания ничего не съехало, поэтому я просто собирала вне микроволновки и очень аккуратно вписывала внутрь.
  6. Переставляем заботливо выставленную трёхлетней дщерью мощность с минимума обратно на максимум.
  7. Заряжаем на выбранное время (4-10 минут). Время надо будет подбирать экспериментально.
  8. Надеваем перчатки, вынимаем килн из печки, ставим на подставку для горячего (я ставила на стеклянную разделочную доску), не открываем.
  9. Ждём полчаса (о боги, о муки! Как мастера фьюзинга ждут по полдня? Как?).
  10. Открываем крышку (осторожно, ещё горячо). Смотрим на результат, радуемся. Руками пока не трогаем, можно обжечься. Минут через 10 остынет и можно будет работать дальше.

Сразу уточню, что у стекла существует такая характеристика как коэффициент расширения (по-басурмански выглядит как COE). Я не физик, поэтому объясню своими словами. Характеристика эта зависит не только от состава самого стекла, но и от различных добавок. Вполне вероятно, что у бутылок, бисера и, скажем, марблс эти характеристики разные. В наборе пришло стекло с одним COE, на фото выше видно, что он примерно 90. Что конкретно значит цифра 90, я не знаю, но она обозначает, насколько меняется объём нашего стекла при нагреве и охлаждении. Если вы спекаете два стекла с разными COE, велик риск того, что один слой при охлаждении заготовки будет "сжиматься" сильнее второго, стекло не выдержит и пойдут трещины. Изделие может получиться хрупким.

С основами разобрались. Теперь перейдём к моим изысканиям.

Первым делом я взяла довольно крупный кусок конфетти (тонкого стекла), сверху положила кусочек миллефиори и отправила всю конструкцию на 5 минут. Затем я положила на края китайский бисер и пропекла ещё 7 минут. К сожалению, мысль о фотографировании каждого шага пришла ко мне попозже, поэтому здесь не будет фотографии "до". Зато будет фотография "после".

фьюзинг

Капельки справа — это не пожелавший прилепляться к основе бисер.

Затем я решила воспользоваться стеклорезом и нарезать себе кусочки поменьше из больших квадратов стекла, выходивших в набор. Было трудно, но наконец я отломала что-то, более-менее похожее на половину искомого квадрата. Обезжирила, выложила бисером некое подобие художества и отправила в микроволновку на 6,5 минут. "Рисунок" вплавился в поверхность основы, немного расплылся, но в целом было похоже на правду.

микроволновка

Кучка фиолетового бисера, 6,5 минут, затем ещё сверху бисер и 5 минут, затем синий бисер и 4 минуты. Бисер приплавился к поверхности (пара бисеринок сползла, я их вернула на место). Ещё 4 минуты и получилось некое подобие "пупырышек", уж очень они мне нравятся. Не совсем то, но похоже. То есть теоретически для пупырышек из 11-го китайского бисера надо 4 минуты для закрепления на поверхности и потом ещё 4 минуты для заплавления дырочек в бусинках.

эконом вариант

работа со стеклом

стеклянные кабошоны

килн

Я попробовала эти два этапа сделать за один. Набрала рисунок бисером и поставила на 5 минут. Не-а, перебор. Результат почему-то сфотографировала вверх ногами.

Один из первых удачных в плане "пупырышек" заход был с немного более крупным бисером 8/0. 4 минуты (прилепились) + 5 минут (округлились). Кстати, на этих фото хорошо видно, что прозрачный с цветной серединкой становится просто прозрачным, а тертый бисер не отличается от глянцевого.



Перламутровый бисер и смена цвета, 7 минут. Заодно протестировала, можно ли делать сразу два изделия одновременно. Можно.


Решила попробовать бутылочное стекло. Будьте предельно осторожны с осколками! Работайте в перчатках и подальше от пищи. Я завернула бутылку в тряпки, засунула в ведро и хорошенько треснула молотком. Больше всего меня интересовали горлышко и донышко. К сожалению, донышко оказалось больше площадки моего килна. Горлышко поместилось, но я его передержала (7 минут) и дырочка затянулась, к сожалению. Но всё равно получилось интересно.


Из смешения бутылочного стекла и бисера получилось наглядное пособие по COE. Первое сплавление (8 минут) прошло практически полностью. Внутренности можно было увидеть только внимательно приглядевшись. Я положила сверху одну из своих предыдущих "лепёшек" из бисера и поставила 6 минут. Спеклось. Но во-первых, наверх вылезли несовершенства задней части "лепёшки" (о задней поверхности расскажу дальше). А во-вторых в процессе остывания по границе бутылки и бисера пошли трещины. Я поставила конструкцию из на 6 минут, неровности сгладились, а трещины остались внутри кабошона. Впоследствии они разошлись ещё больше, но именно внутри, снаружи поверхность гладкая на ощупь.






Задняя поверхность выглядит примерно так:


В принципе, шершавая поверхность меня устраивала (лучше наклеится в вышивку), но при желании можно отшлифовать. В моём наборе была алмазная пилка, которая прекрасно справилась с острыми краями (если спекать только бисер, то края буду остренькие). Можно ещё поискать в магазинах специальную плитку для фьзинга, которая даёт гладкую заднюю поверхность. Она многоразовая, но не дешёвая, не вечная и к ней нужна специальная жидкость на каждое спекание.

Несколько слов о керамической бумаге. В наборе было как-то маловато листов, я использовала подложку по несколько раз. Её можно купить отдельно в магазинах, где продают килны. Но, по-моему, будет дешевле купить бумагу в специальных магазинах для фьюзинга. Я прочитала, что эту бумажку можно использовать не только как подложку, но и для формования стекла.

Что делать с полученным добром?

Производитель предлагает покупать бейлы (основы для подвешивания) с площадкой и сажать их на клей. Получаются кулончики. Я же планирую использовать полученное как кабошоны и даже оплела один в хулиганский кулон.


Плюсы и минусы:

Если вам нравится стекло и нужны небольшие кабошоны, то килн — оптимальный вариант. Он недорогой, неприхотливый, даёт простор фантазии и подходит экспериментаторам. Теоретически он не вечен, но, как мне кажется, десяток удачных кабошонов оправдывает затраты. Судя по состоянию моего килна, там будет ещё не один десяток. К тому же магазины продают наборы по ремонту килнов (дешевле, чем покупать новый).

Однако у килна есть и недостатки. У вас будет очень слабый контроль над процессом: по сути только время прогрева. Ни температуру, ни длительность спекания, ни режим остывания вы задать не сможете. Соответственно на чёткий результат и безупречное качество рассчитывать не приходится.

Технология и методы фьюзинга

Люди научились создавать красивые стеклянные вещи еще с древних времен. Подтверждением этого являются разноцветные спеченные сплавы, которые были найдены в древних египетских гробницах. Такая технология изготовления стеклянных предметов называется фьюзингом. Чтобы создать изделие из стекла, требуется профессиональное оборудование. Заниматься фьюзингом в домашних условиях также можно, если заменить его другими аналогами.

Технология и методы фьюзинга

Техника фьюзинг основывается на поэтапном выполнении необходимых действий. Стеклянные элементы определенным узором выкладываются в форму и запекаются в печах при температуре от 600 до 900 °C. Под тепловым воздействием частицы стекла плавятся и сливаются в целое изделие. При этом каждый элемент лишь слегка изменяет свое положение и очертание. Изготовление поделок из стекла — долгий и трудоемкий процесс, но результат того стоит. Фьюзинг включает в себя несколько более сложных техник, таких как:

Отличие от витража

  • Комбинированное прочесывание. Специфика заключается в ручной доработке изделия после плавления, до того как оно остынет. Работа проводится с помощью специальных инструментов.
  • Полирование огнем. Края изделия округляются, им придаётся гладкий и блестящий вид. Поделка ненадолго ставится в печь для фьюзинга и вынимается до того, как расплавится.
  • Моллирование. Чтобы придать готовому изделию определенную форму, его подвергают повторному плавлению. Поделка ставится в печь и слегка размягчается. Затем ей придается необходимая форма. Так получаются красивые стеклянные чаши.

Самая простая техника, которая пользуется большой популярностью, — это плоскостное спекание. Для его выполнения требуются определенного вида стеклянные пластины и обязательное соблюдение порядка работ. Этим способом изготавливается основа для более сложных и объемных вещей. Он позволяет создавать великолепные стеклянные витражи. Изделия, изготовленные плоскостным спеканием, получаются красивыми и интересными. К видам фьюзинга относятся также гребенка, полировка, литье, пат де вер и др.

Отличие от витража

Фьюзинг — это разновидность витражной техники, поэтому его технология и изготовление витражей очень похожи. Если же создать два полотна в технике фьюзинга и витража, получившиеся в итоге композиции будут иметь следующие различия:

  • Цветовые границы в классическом витраже выполнены металлическими элементами, которые отчетливо видны на рисунке.
  • Границы между цветами во фьюзинге — мягкие и плавные. Благодаря постепенным переходам, в процессе изготовления рисунок приобретает естественный вид. С помощью витражной техники такого эффекта добиться невозможно.

Готовые поделки в технике фьюзинг украшают интерьер и широко используются в качестве перегородок и ширм. Они великолепно подходят для комнат, выполненных в стилях хай-тек и постмодернизм. Часто красочными вставками декорируются двери и окна. Фьюзинг используется для изготовления стеклянных столешниц и панно, рам для зеркал.

Этапы изготовления

Изделия, выполненные в технике фьюзинг, получаются красивыми и изящными. Для того чтобы добиться прочности поделок, в процессе изготовления нужно соблюдать следующие этапы:

    Вначале необходимо выбрать способ изготовления, а затем подобрать подходящее для этого стекло. Качество готового изделия напрямую зависит от этапа подготовки. Заготовка укладывается в печь, устанавливается необходимая температура. Она зависит от особенностей процедуры. Обычно температура составляет от 650 до 920 °C. При нагревании стекло плавится и видоизменяется. Его цвет меняется от желтого до красного.
  • Как только элементы соприкасаются, они начинают сливаться. При температуре в 800 °C они сплавляются полностью.
  • Гладкость фрагменту придает томление. Когда изделие нагреется до максимальной температуры, его следует выдержать на этом этапе от 2 до 4 часов.
  • Чтобы деталь сохранила красный цвет, температура резко уменьшается. При этом она не должна дойти до температуры отжига. Если деталь немного не охладить, она приобретет белый цвет, который со временем начнет темнеть.
  • После отжига стекло станет прочным и сможет сохранять свою форму.
  • Готовое изделие охлаждается при комнатной температуре.

Весь процесс изготовления проходит на профессиональном оборудовании, но при работе со стеклом в домашних условиях используют специальную мини-печь. Она имеет небольшую мощность и работает от сети с напряжением 220 В. Мини-печь позволяет создавать изделия небольших размеров и различные украшения.

Стеклянные поделки в печи

Изготовление поделок из стекла в домашних условиях — это не только увлечение, но и хороший источник дохода. Прежде чем приступить к работе, выбирают вид и форму изделия. Самый легкий рисунок — это цветы или абстрактные фигуры. Они лучше всего подходят для начинающих мастеров. Чтобы не пораниться и не обжечься, надевают специальные перчатки. Для защиты глаз используют пластмассовые или силиконовые очки. Изготовление стеклянных поделок в домашней мини-печи представляет собой совокупность следующих действий:

    Для изготовления панно используется основа из пластин. Пластина надрезается стеклорезом и разламывается на части. Если не получается сделать это руками, пластина укладывается на край стола и разламывается.
  • Для создания сложных форм понадобятся щипцы. Каждая деталь обводится стеклорезом, лишние элементы убираются щипцами.
  • Края деталей шлифуются и приклеиваются на основу из стекла. Клей ПВА используется в качестве фиксатора. В процессе запекания он полностью выгорает и исчезает.
  • Готовое изделие отправляется в мини-печь на 6 часов, где запекается при температуре 700 °C.

Изделия в микроволновке

Изделия в микроволновке

Можно заниматься фьюзингом и без специального оборудования. Для создания стеклянных поделок подойдёт обычная микроволновая печь с металлическими стенками. Этот способ изготовления изделий из стекла своими руками является безвредным и безопасным. Мощность микроволновки должна составлять 800 Вт, иначе материал расплавится от высокой температуры.

Внутрь устройства ставят небольшую печку, которая изготавливается из специальных материалов и обладает высокой термоустойчивостью. Волны в 2,4 МГц поглощаются ее подложкой, и нагревание происходит вместе со стеклом. В микроволновке можно запекать матовое и прозрачное стекло, миллефиори и фритты различных оттенков. Рекомендуется выбирать стекло с СОЕ 90. В процессе работы нужно выполнить следующие действия:

    Перед тем как поместить изделие внутрь, крутящаяся тарелка убирается из микроволновки или переворачивается вверх дном. Печка не должна вращаться.
  • На дно печки укладывается термостойкая бумага. На подложку кладётся узор из стекла.
  • Подложка с узором накрывается верхней деталью печки, и микроволновка закрывается.
  • Время запекания устанавливается на 2,5 минуты. Когда время заканчивается, открывают микроволновку и проверяют, как запеклось стекло. После этого, в зависимости от количества стеклянных слоев и технических характеристик микроволновки, добавляется ещё около 6 минут.
  • Нельзя сразу доставать готовое изделие из микроволновки. Из-за перепада температур оно станет хрупким. Печку плотно закрывают, достают из микроволновки и оставляют на 30 минут остывать.

После того как изделие остынет, его цвет станет исходным. Нужно знать, что дихроическое стекло поменяет свою первоначальную текстуру и цвет.

Советы для мастеров

Для создания изделий используется стекло с одинаковым СОЕ (коэффициентом температурного расширения). Если характеристики элементов будут различаться, места их соединения получатся хрупкими. Сделать украшения и другие поделки в технике фьюзинг более красивыми и качественными помогут следующие рекомендации:

    Перед тем как поставить изделие в печку, все прорисованные контуры протираются спиртом. Если не сделать этого, на готовом украшении они будут заметны.
  • Совместив вместе фьюзинг и перегородчатую эмаль, можно сделать узор поделки более четким и выразительным.
  • Выпуклые и объемные изображения получаются благодаря изменению температурного режима. Так создаются цельные или растекающиеся контуры, при это цвета смешиваются или остаются четкими.

Технология фьюзинг

Чтобы научиться самостоятельно создавать самые простые изделия в технике фьюзинг, необходимы минимальные знания. Это несложный процесс. Просмотрев видеоролики по этой теме, можно изготовить собственные украшения и другие поделки из стекла. На обучающих уроках и мастер-классах специалистов можно увидеть всю работу своими глазами и поучаствовать в процессе изготовления.

 (387x342, 67Kb)

Суть технологии достаточно проста, на стекло, называемое подложкой накладываются слои другого стекла и нагреваются до температуры спекания. После остывания получается монолитное изделие из стекла.

Существует также техника моллирования (“гнутья”) которая родственна фьюзингу. Обычно под моллированием понимают метод формования стекла, основанный на способности разогретого стекла деформироваться под действием собственного веса. При моллировании заготовка из стекла, нагретая до температуры размягчения, приобретает конфигурацию опорной формы.

Стекло при температуре 600—700°С становится относительно текучим и медленно деформируется под действием собственного веса, принимая форму опорной поверхности (формы, матрицы). При этом лист сохраняет целостность и гладкость собственной поверхности. Рекомендуемый минимальный радиус кривизны формы для формовки моллированием - 150 мм для стекла толщиной 10 мм.

Моллирование производится в плоской тоннельной печи, в верхней части которой установлены керамические электронагреватели, управляемые микроконтроллером, а в нижней — металлическая опорная поверхность (форма, матрица), на которую горизонтально устанавливается лист (пластина) стекла. Мощность типовых печей для моллирования одиночных листов размером до 2000x1000 мм при толщине до 25 мм достигает 33 кВт. В массовом производстве автостёкол используются поточные тоннельные печи с непрерывным движением форм с заготовками.

Время собственно моллирования - от 2 до 20 часов, за которым следует этап контролируемого охлаждения и отжига, снимающего напряжения в массе стекла.
Спекание отдельных листов (фрагментов, мозаичных плиток) при моллировании — возможно, но не надёжно. Качественное спекание (фьюзинг) cтекла проводится при более высоких температурах (850—1100°С), при этом отдельные листы спекаются в монолитное изделие.

При всей кажущейся простоте технологии ее сложность – это тонкости каждой отдельно выполненной работы, которые художник–стекольщик накапливает годами, познания в мире фьюзинга бесконечны.

  • Стекло для фьюзинга
  • Оборудование и инструменты
  • Материалы
  • Вспомогательные материалы
  • Технология фьюзинга
  • Режимы обжига


Стекло для фьюзинга

Любое стекло можно положить в печь и спечь. Но чтобы в результате спекания получилось долговечное и красивое изделие стекло, используемое в работе должно отвечать целому ряду требований.

Самое главное - все стекла используемые в работе должны иметь один и тот же коэффициент температурного расширения. У производителей стекла обычно используется C.O.E. (Coefficient of Expansion). В современной практике фьюзинга широко используются следующие группы стекол для фьюзинга Флоат - СОЕ 82-84, группа стекол с СОЕ 90 (BULSEYE, ARTISTA и др.), система 96 с СОЕ 96 (SPECTRUM, UROBOROS и пр.), стекла Moretti с СОЕ 104. Стекло для фьюзинга обычно имеет маркировку “Тестировано на совместимость”. Такая маркировка указывает, что данное стекло прошло проверку на соответствие СОЕ. Но одинаковый коэффициент температурного расширения не гарантирует полную совместимость стекол. Помимо КТРа на совместимость влияет еще целый ряд факторов, например жесткость стекла. Именно разные жесткости приводят к ограниченной совместимости стекол BULSEYE и SCHOTT Artista. Для ФЛОАТ группы стекол есть другая особенность. Промышленные ФЛОАТ стекла - быстротвердеющие, а цветные стекла с COE 84 очень часто медленно твердеющие и мягкие. Из-за этого - также ограниченная совместимость. Поэтому гарантию совместимости может дать только собственный опыт и скрупулезное соблюдение технологии и очень внимательная проверка на совместимость всех совместно используемых материалов.

Другое очень важное свойство стекло для фьюзинга - неизменность цвета при обжиге. Все современные стекла, предназначенные для фьюзинга имеют стабильный цвет не меняющийся (почти не меняющийся, т.к. у отдельных стекол производитель указывает о возможном незначительном изменении цвета) в процессе спекания.
Еще одно важное свойство - стойкость стекла к девитрификации, или помутнению при нагреве.


Оборудование и инструменты.

Для фьюзинга необходима печь. Печи, используемые для фьюзинга практически всегда, электрические с электронным управлением. Качество печи очень важно. Печь должна обеспечивать равномерный нагрев по всей поверхности, электронное управление должно обеспечивать нужные режимы нагрева и остывания с точностью до 5 градусов. Печь должна плотно закрываться, чтобы в ней не было “сквозняков” и в то же время предоставлять возможность быстрого охлаждения на отдельных режимах.

Вам также понадобится лещадка, т.е. плита, на которую обычно кладется изделие в печь.

Для нанесения разделителей понадобятся кисти и сита. Сита также могут быть очень полезны при нанесении мелкой фриты. Для нанесения глазури - понадобится компрессор и пульверизатор. Для обрезки края изделия после обжига - пила по стеклу. Для шлифовки и полировки края готового изделия - план-шайба.

Все остальные инструменты - обычные при работе со стеклом.

Чтобы выровнять неровности лещадки и обезопаситься от возможного прилипания изделия к лещадке используется керамобумага, а чтобы изделие не прилипало к керамобумаге - используются различные разделители (имеются керамобумаги одноразовые, для которых разделитель не нужен).

Керамобумага существует различной ширины и толщины. Срок службы у керамобумаги ограничен, поэтому обычно используют более толстую вместе с более тонкой и более дешевой, которую кладут поверх толстой.

Существует большое количество всевозможных разделителей. Одни из них дешевы, другие позволяют многократное использование в течении длительного времени, третьи дают особенно гладкую заднюю поверхность, четвертые наоборот дают заднюю поверхность с крупной фактурой. Но у них у всех есть одно свойство - они не прилипают к расплавленному стеклу и после того, как стекло остынет его поверхность останется гладкой и блестящей.

Для предотвращения помутнения изделия при обжиге используются всевозможные глазури, которые наносятся на готовое изделие перед обжигом при помощи пульверизатора.

Для фиксации отдельных кусочков стекла на основе, называемой подложкой, используется клей.

Для фиксации фрит на изделии используется специальная жидкость, по сути тоже клей.


Вспомогательные материалы.


Керамические и металлические формы
Проволока, сетки, фольга
Эмали и краски
Металлические порошки, золото, платина.


Формообразующие материалы

Керамические и металлические формы используют для изготовления объмных изделий из стекла. Существует огромное разнообразие различных керамических форм тарелок, пепельниц, блюд и пр. Металлические формы чаще всего используются для моллирования (гнутья стекла). Другое применение металлических форм - получение изделий из стекла с глянцевой и очень ровной задней поверхностью. Все формы многоразовые. Перед каждым использованием их обрабатывают разделителями. Разные формы с разным разделителем дают в итоге разную заднюю поверхность стекла, например полированная нержавеющая сталь в комбинации с разделителем “нитрид бора” дает практически идеальную гладкую поверхность.

Проволока и сетки из специального сплава, близкого по коэффициенту температурного расширения к стеклу и впеченная в изделие позволяет достичь дополнительного художественного эффекта. Другое применение - металлические впеченные в стекло элементы могут служить для упрочнения или крепления изделия. Очень интересного эффекта можно добиться при впекании медных и латунных деталей в стекло.

Эмали и краски - это отдельная и очень обширная тема для разговора. Если кратко, то краски бывают обжиговые и низкотемпературные. Обжиговые краски представляют собой краситель с флюсом, которые при нагреваниии до рабочей температуры (как минимум размягчения стекла, т.е. около 550 град) спекаются с основным стеклом и после остывания образуют на стекле окрашенный слой. Низкотемпературные краски изготавливаются на органической основе и образуют на стекле органическую окрашенную пленку, которая держится на стекле за счет адгезии.

Низкотемпературных красок существует огромное количество. Некоторые из них требуют сушки при температуре около 200 град. Но у всех этих красок есть одно свойство - они отслаиваются от стекла.

Обжиговых красок не так много, как низкотемпературных. Они делятся на прозрачные и непрозрачные, а также эмали. Обычно под эмалью понимают краску, которая создает выпуклый стекловидный окрашенный слой на изделии. Процесс нанесения краски на стекло сильно отличается от обычного. Классический способ окрашивания стекла следующий - краска наносится на закрашиваемый участок ровным слоем, а затем тем или иным способом удаляется (соскабливается) в нужных местах и в нужных количествах. Каждый цвет наносится и обжигается отдельно, т.к. чаще всего у каждой краски своя обжиговая температура. Вначале наносятся самые тугоплавкие краски, а затем менее тугоплавкие.

Для создания металлического цвета используются специальные металлические пудры. они запекаются между стеклами и придают металлических блеск. Золото и платина имеют температуру плавления выше температуры спекания и не окисляются поэтому могут использоваться для получения золотого цвета. Золото и платина применяются как в виде фольги, так и в жидком виде.

Для придания стеклянному изделию сложной формы используются различные формообразующие материалы. Это всевозможные гипсы и бетоны, а также мягкие легкообрабатываемые плиты.

Технология фьюзинга

В зависимости от задумки и температурных режимов слои могут растекаться или же оставаться в неизменном виде. Цветовые пятна рисунка могут смешиваться, либо, напротив, - сохранять четкие очертания. Можно сделать рисунок объемным и выпуклым, а также добиться обратного, - сделать его почти плоским. В результате у Вас появляется желаемая фактура, образуется нужная толщина и рельеф стеклянного изделия.
При правильном подборе сортов стекла и температурных режимов нагрева, технология спекания позволяет достичь великолепного декоративного эффекта и высокой прочности декоративного изделия.

Читайте также: