Растушевка для рисования своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 08.09.2024

Теория и практика: растушевываем контуры

Многие художники, хорошо освоив технику раскрашивания картин по номерам, практически всегда хотят что-то улучшить даже в безупречной картине, ведь приобретенный навык или талант требуют творчества! А создание плавного перехода цвета в цвет - это именно тот самый творческий процесс, который подчеркнет мастерство художника и сделает шедевр идеальным

Итак, для того, чтобы опробовать разные способы растушевки, мы выбрали картину на холсте, натянутом на подрамник.

1 способ – растушевка границ при помощи губки
- Потребуется небольшой кусочек губки для посуды или косметического спонжа (реально они ничем не отличаются при использовании для этой цели);
- Нанесите немного краски двух нужных оттенков, между которыми вы будете делать растушевку, на кусочек губки (воды можно добавить только чуть-чуть, ведь если сильно смочить губку, она размоет цвет, да еще и стечет по холсту);
- Прижимайте кусочек пропитанной краской губки к холсту, следуя по линии, которую требуется растушевать;
- При желании процесс можно повторить (если не хотите испачкать руки, воспользуйтесь обычной бельевой прищепкой, поместив в нее кусочек губки в краске).

На фото изображено - Теория и практика: растушевываем контуры, рис. При помощи губки

При помощи губки

2 способ – растушевка границ при помощи полусухой кисти и штриховки
- Наносим второй слой акриловой краски на граничащие друг с другом сектора (первый должен высохнуть, ведь это будет основа растушевки);
- Полусухой кисточкой (обязательно отжать влагу салфеткой с ворсистой части) быстрыми и мелкими штрихами смешиваем контуры границ секторов.
*** Мокрой кистью мы также попробовали, однако получилось просто размытое непонятное пятно.

На фото изображено - Теория и практика: растушевываем контуры, рис. При помощи полусухой кисти и штриховки

При помощи полусухой кисти и штриховки

3 способ – точечная растушевка (для разнообразия решили попробовать и этот метод)
- Необходимо нанести точки темного цвета на границе со светлым сектором;
- Чем дальше от границы сектора, тем точки должны быть меньше и реже.
*** Получился своеобразный результат, тем, кому нравятся необычные фишки, например пуантилизм в живописи, также могут использовать этот метод, он вполне жизнеспособен.

На фото изображено - Теория и практика: растушевываем контуры, рис. Точечная растушевка

Любой из приведенных методов стоит внимания, и выбор способа растушевки всегда останется за художником. Мы также сделали этот выбор, и решили, что наиболее быстрый и действенный способ - растушевка при помощи полусухой кисти.

Все, кто учится рисовать, начинают свой путь с освоения техники штриховки. Еще есть растушевка для карандаша, которую во многих источниках, называют второй основной техникой рисования. Но есть те, кто будет это оспаривать, и будут в некоторой степени правы, так как растушевку в художественных школах не отделяют от штриховки, да и в учебниках по рисованию нет такой отдельной техники. Что же за путаница такая? В этой статье постараюсь объяснить.

Растушевка портрет девушки


Что же за техника такая, эта растушевка карандаша? Это популярный прием среди начинающих художников, особенно тех, кто обучается самостоятельно. Когда штриховка карандаша получается не качественной, легче взять ее и растушевать. Кто-то это пальцем делает, кто-то ватным тампончиком или кусочком бумаги, а кто-то приобретает специальную палочку для растушевки, а такие кстати продаются в художественных магазинах, вот пусть потом и говорят, что такой техники не существует, если приспособления к ней есть.

Инструменты для растушевки карандаша

А если серьезно, все субъективно. Большинство профессиональных художников прибегают к этой технике, если видят, что она поможет достичь желаемого результата, добавить объемности изображения, поиграть со светом и тенями и т.д. Некоторые художники с консервативными взглядами, наоборот считают, что всего этого можно добиться, используя разнообразные виды штриховки, с которыми вы можете познакомиться в этой статье.

перо техника растушевка

Если вы только начинаете рисовать, знаете, что на первоначальном этапе нужно научиться рисовать линии, подобрать себе правильный карандаш по шкале твердости, какие бывают описано здесь, кстати не все штрихи получиться растушевать, а потом переходить к другим техникам. Мне приходилось слышать страшные истории, что в художественных школах, начинающие творцы получают линейкой по рукам при попытке растушевать изображение.

растушевка карандашом губы

Однако это снова возвращение к вопросу, существует такая техника или нет. Предпочитаю думать, что рисование — это творческий процесс, а художник настоящий виртуоз, который не обязан прислушиваться к мнению из вне, а творить так, как ему подсказывает душа и пришедшее вдохновение. Если хочется штрихи пальцем размазать, значит так и нужно сделать. Если же вы решили получить навыки академического рисунка, тогда нужно быть готовым к получению телесных наказаний от учителей. Но это все на момент обучение, а дальше вы вольны поступать так, как вздумается.

растушевка и штриховка

Бытует мнение, что чаще всего растушевывают карандаш именно начинающие художники. Таким способом легче скрыть неумение штриховать, накосячил, растушевал и рисунок получился. Однако только в теории звучит просто и легко, размазать карандаш правильно и красиво тоже нужно уметь.

растушевка штриховки

Желая скрыть огрехи, можно превратить штрихи в грязное или замыленное пятно и таким способом не спасти изображение, а окончательно его убить. Поэтому, как и во всем важно тренироваться, берите листок, штрихуйте разными способами, а потом пробуйте затирать. Не получилось с первого раза, не беда, получится со второго или третьего. При сильном желании и старании, постоянно практикуясь, будете делать это как профи. После того, как почувствуете в себе силы, пробуйте растирать карандаш на полноценном рисунке. Повторюсь, красота и правильность затирания будет зависеть еще и от карандаша, которым рисунок или линии будут нарисованы.

виды штриховки и растушевка

Мораль сей статьи такова, только вам, как художнику решать, пользоваться такой техникой рисования или нет, признавать ее или отрицать. Только не спешите делать выводы, пока не попробуете. Импровизируйте и творите, миру нужны таланты.

А вы используете в своих рисунках растушевку или считаете бесполезной мазней?

При работе с пастелью нет необходимости использовать что-то дополнительно кроме самой пастели и поверхности, на которой вы будете работать, однако существуют вспомогательные материалы, облегчающие работу с ней и помогающие создавать различные эффекты. И такими материалами являются растушёвки, резинки, фиксатив, ножи канцелярские, муштабель, планшет, лента.

Растушёвки и кисти

С помощью этих вспомогательных средств можно смешивать пастель, растирать её, создавая тональные переходы, а также смазывать её, создавая различные мягкие и перистые эффекты.

Бумажные растушёвки сделаны из очень плотно намотанной мягкой бумаги и бывают разного размера. Если конец бумажной растушёвки загрязнился, то можно счистить слой бумаги канцелярским ножом, а затем потереть по чистому листу обычной бумаги.

Растушёвки для пастели
Растушёвка

Аппликаторы с насадками из микропористой губки являются замечательным средством для растушёвки.

Растушёвка аппликатором

Такие аппликаторы продаются для использования с ультрамягкой пастелью PanPastel. Разнообразие их форм помогает созданию интересных эффектов как их плоской поверхностью, так и торцевой частью. Однако такими аппликаторами лучше всего пользоваться на не слишком зернистой поверхности, иначе сменный наконечник быстро придёт в негодность.

Аппликатор для пастели
Аппликаторы для пастели
Насадки для апплткатора

Ультрамягкие кисти из натурального волоса пони — для смешивания, точечного нанесения и зачистки пастели. Как правило, используется в вертикальном положении.

Кисти для пастели

Силиконовые кисти помогают создавать мягкие края и смешать пастель (особенно очень маленькие участки) . Эти кисти могут быть мягкие (белый наконечник) и твердые, а также иметь различную форму наконечника.

Силиконовые кисти

Кроме перечисленных выше растушёвок, вы можете также пользоваться любыми подручными материалами. Это могут быть ватные палочки и диски, спонжи и аппликаторы для макияжа и т.д.

Ластик для пастели (ластик-клячка)

В отличие от обычных ластиков, ластик для пастели имеет довольно мягкую консистенцию и очень пластичен. Этот ластик приклеивает к себе частички пастели и при этом не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Ластик-клячка для пастели

Правда надо иметь ввиду, что если на бумагу нанесено уже много слоев пастели, то ластик-клячка не уберёт всю пастель. Для удаления мелких деталей можно смять его таким образом, чтобы получился тонкий кончик. Чтобы очистить ластик просто помните его в руке. Он может использоваться таким образом довольно долго, до тех пор, пока не накопит в себе слишком большое количество пастели.

Планшет

Если вы используете в качестве поверхности для пастели бумагу, то её лучше всего закрепить на планшете, чтобы лист не сдвигался во время рисования.

Планшеты


Поверхность планшета должна быть гладкой и по размеру больше, чем лист бумаги, на котором вы собираетесь рисовать. Планшеты могут быть из фанеры, оргалита или пластика, а также с зажимом для бумаги или без него. Но будьте осторожны с использованием зажимов для бумаги, так как они могут оставлять вмятины (особенно на велюровой бумаге). Кроме того, пастель будет забиваться под зажим, и если вы собираетесь задействовать бумагу под ним дальше в своей работе, то пятно под зажимом будет очень трудно убрать или закрасить. Поэтому для закрепления листа на планшете лучше использовать бумажную липкую ленту и приклеивать ею лист к планшету по периметру. При таком закреплении листа он не будет сдвигаться при работе.

Пастельная бумага на планшете

Муштабель

Муштабель — это приспособление, которое используется для поддержки руки, чтобы избежать прикосновения к рабочей поверхности. Она особенно полезна при работе над мелкими деталями, когда на поверхность под рукой уже нанесена пастель. Как правило, муштабель — это палочка с закрепленным на конце шариком, который обернут кожей или замшей. Кожа или замша способствует тому, что муштабель не скользит по поверхности, на которую она опирается.

Муштабель
Использование муштабели

Вы можете купить муштабель в магазине или сделать сами. Палочка может быть из любого материала, который есть у вас под рукой, а длина её определяется величиной картины. Совсем необязательно она должна быть круглой. Главное — чтобы вам было удобно держать её в руке. Если палочка будет очень тонкой, то рабочей руке будет неудобно на ней лежать. Наконечник может быть из любого материала: дерево, силикон, пробка, пластик и т.д. Если материал наконечника нескользящий (силикон, резина), то оборачивать замшей или кожей необязательно.

Фиксатив

В составе пастели есть связующее вещество, удерживающее пигменты вместе, но нет вещества, которое приклеивало бы пастель к поверхности, на которую она наносится. Это сухая смесь, не пропитывающая поверхность, а только цепляющаяся за нее благодаря шероховатости этой поверхности. Пастель может легко смазаться или осыпаться (иногда мелкие частицы осыпаются и скапливаются внизу паспарту картины в раме). Для того, чтобы свести осыпание и смазывание к минимуму, можно использовать фиксатив, который предназначен для фиксации частиц пастели на поверхности. Но это не означает, что готовую пастельную работу можно вставлять в раму без стекла или не соблюдать осторожность при хранении (Как хранить пастельные работы).

Есть два основных типа фиксативов: рабочий и финишный.
Рабочий (промежуточный) фиксатив означает, что вы можете продолжать работать пастелью после его высыхания. Нанесение время от времени легкого слоя фиксатива во время работы может помочь нанести большее количество слоев пастели, которые не будут сильно смешиваться друг с другом. Но если вы нанесёте слишком большое количество фиксатива, это может испортить работу. Поверхность станет скользкой и нанести новый слой будет трудно или даже невозможно. Финишные фиксативы используются только тогда, когда работа завершена. Поэтому перед покупкой уточняйте какого типа фиксатив.
Многие производители выпускают фиксативы, которые могут использоваться и как рабочие и как финишные.
Я пользуюсь фиксативами Royal Talens и Schmincke. Их можно использовать и как рабочий и как финишный.

Иногда я использую фиксатив для усиления насыщенности (особенно темных цветов), закрывая при этом участки, которые не должны менять цвет.

Основным аргументом против использования фиксатива является потемнение цвета. Но зачастую риск смазывания и осыпания пастели перевешивает это опасение в пользу применения фиксатива. Потемнение может быть сведено к минимуму при правильном обращении с ним.
Следующие рекомендации могут помочь вам в этом:

Использование лака для волос в качестве фиксатива может сэкономить деньги, но необходимо учитывать, что он может содержать нежелательные компоненты (например витамины на основе масла, кондиционеры и т.д.), которые могут оставить жирные пятна на вашей работе. Кроме того, лак может со временем пожелтеть. Поэтому перед применением лака для волос необходимо изучить его состав.

Почти все фиксативы обладают сильным запахом и использовать их лучше в хорошо проветриваемом помещении.

Растушёвка для художников – это незаменимый инструмент в изобразительном искусстве. Выглядит как карандаш или палочка с приплюснутым наконечником. Позволяет художнику растирать штрихи одного цвета для получения его полутонов или сливать границы между разными оттенками.

Преимущественно растушевка используется в процессе написания картин пастелью, углем, мелками. Не рекомендуется без опыта использовать растушевку для штриха карандашом, т.к. может сделать рисунок неаккуратным. Мастера же используют для графических изображений, созданных именно карандашом.

Растушёвка для художников

Растушёвка для художников

Помимо использования растушевок по прямому назначению, рекомендуется применять для рисования. Подходят для особенно мягких материалов, таких как соус.

Виды инструмента растушевка

Часто можно услышать, что для рисования с техникой растушевки можно обойтись без инструмента – достаточно пальца или ватной палочки.

Однако это не совсем верно. Палец на полотне оставит жирные следы, а скрученный из ваты конус оставит ворсинки.

Также, ни палец, ни ватка не дадут возможности растушевать цвета аккуратно. Они слишком объемные и не дадут под собой видеть результат, и остановится в нужный момент.

Растушевки различают по виду материала, из которого они изготовлены:

  1. Бумага. Плотно свернутая и спрессованная палочка в форме карандаша. Профессиональное название – эстомп. Заточена с обеих сторон. Бывает разной толщины, что позволяет выбирать инструмент для работы над крупными и мелкими деталями.
  2. Силикон. Такая растушевка имеется вид кисточки с пластиковым держателем. Однако вместо волосяного кончика установлен скошенный кусочек силикона.
  3. Микропористая губка. Пластиковые палочки со съемным аппликатором. Похожи на косметические для теней.
  4. Замш. Используется в виде лоскутка.
  5. Натуральный волос пони. Кисточка с коротко стриженым ворсом.

Перечисленные растушевки – это инструменты многоразового использования. При загрязнении и растрепывании бумажных и силиконовых, очистка и заточка происходит с помощью специальной терки. Замш и волос пони нуждается в мытье и бережной сушке.

Микропористый аппликатор может несколько раз мыться, но проще заменить новой губкой.

Инструмент, который можно лишь условно назвать растушевкой

  1. Ластик-клячка. Его используют не для растирания цвета, а для уменьшения его интенсивности.
  2. Карандаш для блендинга. Имеет бесцветный грифель. Эффективен при необходимости смешать границы разных цветов.

Как и полноценные растушевки, эти инструменты подходят для многоразового использования. Однако уход за ними в корне отличается. Чтобы сделать ластик чистым, достаточно его смять. Выкидывается после полного загрязнения.

Растушёвка для художников

Растушёвка для художников

Карандаш для блендинга обтачивается конусной точилкой, т.к. грифель в ходе работы стирается как у обычного карандаша.


Растушевка занимает гораздо больше времени, чем послойное наложение цвета, поэтому советую набраться терпения. Все используемые вами цвета необходимо соединить. Это достигается наложением более светлого тона поверх уже нанесенных для их смягчения. Процесс довольно утомительный, поскольку многократно повторяются одни и те же движения. Зато эта техника позволит вам изменять рисунок до тех пор, пока он не приобретет желаемый вид.

Хотя в данном случае поверхность бумаги будет полностью закрашена, Хэммонд все же использует оберточную бумагу персикового цвета. Теплый тон придаст жизненность готовому рисунку, хотя цвет и не будет проступать через тон кожи, как это было в предыдущем случае. Здесь вам придется создавать такие же тона с помощью карандашей Prismacolor.


1. СЛЕГКА ОЧЕРТИТЕ КОНТУРЫ Механическим карандашом слегка обозначьте контуры лица и всех его черт. Окружности глаз обязательно рисуйте при помощи трафарета. Очень важно задержаться на данном этапе до тех пор, пока вы не удовлетворитесь изображением черт лица.

2. ВСЕГДА НАЧИНАЙТЕ С ПРОРИСОВКИ ГЛАЗ

Возьмите черный Prismacolor для зрачков и белый — для белков глаз и бликов. Радужки нарисуйте синим индиго. Обведите радужки черным цветом и растушуйте белым, чтобы придать им блеск. Внутренние уголки глаз отметьте тосканским красным и телесным цветами, ими же обведите верхние веки.

Тосканским красным карандашом Verithin начните прокладывать тени вокруг глаз и под бровями.


3. ОТПОЛИРУЙТЕ И ОТТЕНИТЕ

После нанесения тосканского красного покройте те же участки густым слоем светло-персикового цвета. Это придаст блеск. Вы увидите, что темный тон все равно будет просвечивать снизу.

Нанесите светло-персиковый вокруг глаз, захватывая область лба и полностью закрашивая бумагу. Затем спуститесь к носу, проводя штрихи тосканским красным Verithin, и обозначьте тени там. Когда вы убедитесь, что нос выписан достаточно тщательно, растушуйте тени светлым персиковым.

Теперь закрасьте челку темно-коричневым Prismaeolor. Начинайте от корней волос и делайте очень быстрые штрихи, двигаясь по направлению к освещенному участку. (Убедитесь, что все карандаши остро заточены.)

4. РАБОТАЙТЕ ПО ВСЕЙ ГОЛОВЕ Следующий шаг — прорисовка рта. Посмотрите-ка на форму этих зубов! Начните очерчивать губы тосканским красным. Темно-коричневым Prismaeolor отметьте уголки рта и небольшие участки под зубами.

Тосканским красным Verithin слегка затените внешние края лица.

Примечание. Оставьте область отраженного света на нижней челюсти. Обозначьте тени на шее. Тени под глазами проработайте небольшим количеством телесного цвета. Заштрихуйте телесным карандашом веки, лоб (куда падают волосы) и губы, чтобы добавить им блеска. Продолжайте работать над волосами, накладывая темно-коричневый цвет на темные участки. Быстрыми штрихами пройдитесь от макушки головы вниз к светлым областям. Убедитесь, что вы двигаетесь по направлению роста волос. Еще раз вернитесь к челке и доработайте ее быстрыми штрихами до затенения.



5. ДОРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ И ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ

Под конец растушуйте рисунок светлым персиковым Prismacolor. Полностью покройте лицо и шею. Чтобы сделать лицо ярче, добавьте тосканский красный и телесный цвета на теневые участки. Если они остались слишком светлыми, продолжите проработку цветом,чтобы сделать их отчетливее. В заключение прорисовки волос добавьте цвет жженой охры, терракотовый и золотисто-красный — так вы получите белокурый оттенок. Затем растушуйте эти цвета белым Prismacolor. Всегда старайтесь двигаться по направлению роста волос. При всяком добавлении темных, светлых или средних тонов вы должны стараться сбалансировать их сочетание, пока не получится нужный оттенок. Но самый важный момент — это блики. Они должны всегда наноситься поверх остальных цветов и создавать впечатление, будто находятся на поверхности волос.

Затушуйте воротник платья белым Prismacolor, прописывая тени жженой охрой. Платье оставьте простым: не нужно, чтобы оно отвлекало внимание от лица. Возьмите для платья алый краплак Prismacolor, а внизу немного смягчите его красным Verithin. Тень под воротничком и на плече обозначьте темно-коричневым Prismacolor, а белым отметьте блики на плече.

Градация тонов

Градация тонов, достигающаяся путем затенения определенных областей рисунка, границы которых плавно сливаются, — следующий после овладения линией прием, благодаря которому рисунок выглядит более убедительно. Вероятно, к градации тонов переходят через некоторое время после того, как овладевают линиями. Можно с уверенностью сказать, что на фресках в Помпеях есть тональные переходы, придающие реальность и форму изображенным фигурам.


Градация тонов открывает нам новые пути к созданию формы. Последующие примеры заставляют зрителя поверить в материальность изображаемых предметов, а также в глубину живописного пространства. На отдельных образцах видно, как повторением тонких штрихов можно достичь того же эффекта, что затенением отдельных фрагментов, которые составляют единое целое с линиями.

Тщательная градация тонов на изображаемом предмете убеждает нас в том, что он занимает какой-то объем в пространстве, чем тоньше эта градация, тем быстрее ощущает ее глаз. Мы так привыкли к фотографиям, что воспринимаем затененный рисунок как доказательство реальности предмета. Если переходы тонов достаточно правдоподобны, нам кажется, что данный предмет должен как-то и где-то существовать, даже если здравый смысл говорит обратное.

В наши дни несложно точно изображать людей, предметы, архитектурные сооружения и пейзажи. Но на заре эпохи Возрождения многим мастерам приходилось проявлять смелость, заставляя зрителя поверить в глубину живописного пространства или реальность изображаемого предмета. Тем не менее в середине XV века, в расцвет эпохи барокко, художникам приходилось учиться манипулировать степенью тональной градации точно так же, как пришлось это делать всем остальным три столетия спустя после изобретения фотографии.

Художники, о которых здесь пойдет речь, являются великими представителями искусства градации тонов, но также можно многому научиться, рассматривая фотографии, сделанные при естественном освещении, а не те, что сняты со вспышкой и тяготеют к слишком сглаженным переходам тона.

Читайте также: