Раскрась схему собери нужные груши в лукошко как сделать

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 07.09.2024

Такие слияния обозначаются прямоугольником с диагональю.

Нижняя часть закрашивается синим цветом, если согласный звук твёрдый, и зелёным цветом, если согласный звук мягкий. Верхняя часть закрашивается красным цветом, обозначая гласный звук.

Остальные звуки обозначаются просто квадратами. Которые закрашиваются тоже исходя из того какой звук обозначают:

- синий – твёрдый согласный;

- зелёный – мягкий согласный.

Некоторые гласные могут обозначать два звука: е, ё, ю, я [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Это происходит, если гласная стоит в начале слова ( я блоко) или после мягкого (вь ю га), или твёрдого (ь, ъ) знаков (подъ е зд), или после гласного (ве е р). Соответственно, в этом случае необходимо рисовать слияние прямоугольником и закрашивать нижний треугольник зелёным цветом, так как (й) всегда мягкий согласный, а верхний треугольник красным цветом.

Гласные, е, ё, и, ю, я,

если стоят после согласного, то означают его мягкость.

Гласные, а, о, у, ы, э,

если стоят после согласного, то означают его твёрдость.

Согласные, ж, ш, ц – всегда твёрдые;

согласные, й, ч, щ – всегда мягкие.

Ъ, ь – беззвучные, означают твёрдость (ъ) и мягкость (ь) согласного.

После того, как ребёнок нарисовал схему, необходимо вертикальной чертой разбить её на слоги и поставить сверху знак ударения.

По такой схеме можно подсчитать количество звуков в слове.

Слогов в слове столько, сколько гласных.

1. Сколько всего здесь рублей?
Как решил задачу Волк и как — Заяц? Кто из них быстрее справился с заданием? Почему?
Ответ:
Волк решил так:
1. сложил одну пятирублевую монету с второй пятирублевой монетой.
2. сумму двух пятирублевых монет сложил с третьей пятирублевой монетой.
3. сумму трех пятирублевых монет сложил с четвертой пятирублевой монетой.
4. сумму четырех пятирублевых монет сложил с пятой пятирублевой монетой.
5. сумму пяти пятирублевых монет сложил с шестой пятирублевой монетой.
5 + 5 = 10 рублей - сумма двух пятирублевых монет
10 + 5 = 15 рублей - сумма трех пятирублевых монет
15 + 5 = 20 рублей - сумма четырех пятирублевых монет
20 + 5 = 25 рублей - сумма пяти пятирублевых монет
25 + 5 = 30 рублей - сумма шести пятирублевых монет
Заяц умножил пятирублевую монету на количество таких монет.
5 • 6 = 30 рублей - сумма шести пятирублевых монет
Поэтому Заяц справился с заданием быстрее, чем волк.

2. Как найти результаты умножения чисел?
5 • 2 5 • 5
Ответ:
Нужно количество фишек в одном ряду умножить на количество рядов.
На 1 рисунке: 5 фишек в одном ряду нужно умножить на 2 ряда и получится 10 фишек. (5 • 2 = 10)
На 2 рисунке: 5 фишек в одном ряду нужно умножить на 5 рядов и получится 25 фишек. (5 • 5 = 25)

3. Вычисли, используя таблицу умножения.
5 • 3 5 • 4 5 • 9 5 • 2
5 • 7 5 • 1 5 • 6 5 • 8
Ответ:
5 • 3 = 15
5 • 7 = 35
5 • 4 = 20
5 • 1 = 5
5 • 9 = 45
5 • 6 = 30
5 • 2 = 10
5 • 8 = 40

4. Сравни результаты умножения.
5 • 2 и 2 • 5 5 • 3 и 3 • 5
5 • 4 и 4 • 5 5 • 1 и 1 • 5
Сделай вывод.
Ответ:
5 • 2 = 10 2 • 5 = 10
5 • 4 = 20 4 • 5 = 20
5 • 3 = 15 3 • 5 = 15
5 • 1 = 5 1 • 5 = 5
Можно сделать вывод, что от перемены мест множителей произведение не меняется.

5. Умножь 5 на 0, 0 на 5. Какое число получилось?
Ответ:
5 • 0 = 0
0 • 5 = 0
При умножении любого числа на 0 или 0 на любое число получится 0.

6. Используя таблицу умножения числа 5, составь и запиши таблицу умножения на число 5.
Назови результаты умножения.
3 • 5 7 • 5 6 • 5 5 • 5
Ответ:
5 • 1 = 5
5 • 2 = 10
5 • 3 = 15
5 • 4 = 20
5 • 5 = 25
5 • 6 = 30
5 • 7 = 35
5 • 8 = 40
5 • 9 = 45
5 • 10 = 50

3 • 5 = 15
7 • 5 = 35
6 • 5 = 30
5 • 5 = 25

7. На сколько квадратов разделена каждая фигура? Реши задачу разными способами. Каким способом можно подсчитать число квадратов быстрее?
Ответ:
Желтая фигура
1 способ: 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 14 квадратов
2 способ: (4 + 4) + (3 + 3) = 8 + 6 = 14 квадратов
3 способ: (5 + 5) + (2 + 2) = 10 + 4 = 14 квадратов
4 способ: (4 • 2) + (3 • 2) = 8 + 6 = 14 квадратов
5 способ: (5 • 2) + (2 • 2) = 10 + 4 = 14 квадратов
Вывод: быстрее считать 2, 3, 4 и 5 способом.

Синяя фигура
1 способ: 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 17 квадратов
2 способ: (1 + 1) + (5 + 5 + 5) = 2 + 15 = 17 квадратов
3 способ: (3 + 3 + 3 + 3 + 3) + (1 + 1) = 15 + 2 = 17 квадратов
4 способ: (3 + 3 + 3 + 3) + 5 = 12 + 5 = 17 квадратов
5 способ: (1 • 2) + (5 • 3) = 2 + 15 = 17 квадратов
6 способ: (3 • 4) + 5 = 12 + 5 = 17 квадратов
7 способ: (3 • 5) + (1 + 1) = 15 + 2 = 17 квадратов
Вывод: быстрее считать 6 способом.

8. Туристы разбили лагерь и поселились по 3 человека в палатке. Рассмотри рисунок и ответь: сколько всего человек живёт в лагере? Какими данными нужно дополнить текст задачи, чтобы её можно было решить без рисунка?
Составь полный текст задачи и реши её.
Ответ:
3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15 человек - всего живет в лагере
Не хватает количество палаток - 5.
Туристы разбили лагерь и поселились по 3 человека в палатке. Всего поставили 5 палаток. Сколько всего человек живёт в лагере?
5 • 3 = 15 человек - всего живет в лагере

9. В пруду плавают 3 утки, у каждой 5 утят. Сколько всего птиц плавает в пруду?
Ответ:
3 • 5 = 15 птиц - всего

10. Измерь длины сторон пятиугольников и вычисли периметр каждого.
Ответ:
Зеленый пятиугольник: все стороны = 2 см.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 =10 см - периметр
Синий пятиугольник: три стороны = 3 см и две стороны = 2 см.
3 + 3 + 3 + 2 + 2 = 13 см - периметр

11. Вычисли.
(36 : 4) • 5 (5 • 7) - 35
(91 - 63) : 4 (97 - 89) • 5
(5 • 5) + 47 (7 • 5) - 26
100 - (52 + 48) 8 • (100 - 95)
(32 : 4) + 76 (28 : 4) + 93
Ответ:
(36 : 4) • 5 = 9 • 5 = 45
(91 - 63) : 4 = 28 : 4 = 7
(5 • 5) + 47 = 25 + 47 = 72
100 - (52 + 48) = 100 - 100 = 0
(32 : 4) + 76 = 8 + 76 = 84
(5 • 7) - 35 =35 - 35 = 0
(97 - 89) • 5 = 8 • 5 = 40
(7 • 5) - 26 = 35 - 26 = 9
8 • (100 - 95) = 8 • 5 = 40
(28 : 4) + 93 = 7 + 93 = 100

12. Используя таблицу умножения на 5, выполни деление.
35 : 5 5 : 5 30 : 5 25 : 5
15 : 5 10 : 5 45 : 5 40 : 5
Ответ:
35 : 5 = 7
15 : 5 = 3
5 : 5 = 1
10 : 5 = 2
30 : 5 = 6
45 : 5 = 9
25 : 5 = 5
40 : 5 = 8

13. Вычисли.
5 • 5 20 : 5 9 • 5 2 • 5
18 : 3 0 • 5 1 • 5 36 : 4
Ответ:
5 • 5 = 25
18 : 3 = 6
20 : 5 = 4
0 • 5 = 0
9 • 5 = 45
1 • 5 = 5
2 • 5 = 10
36 : 4 = 9

14. Умножь 0 на 5, результат раздели на 5. Какое число получилось? Объясни свой ответ.
Ответ:
0 • 5 = 0 0 : 5 = 0
При умножении или делении 0 на любое число получится 0.

15. Выполни действия. В каких примерах без выполнения указанных вычислений можно сразу назвать результат? Обоснуй свой ответ.
(16 : 4) • 4 45 + (25 : 5) (90 - 45) : 5
(4 • 4) : 4 61 - (4 • 7) 5 • (74 - 63)
(35 : 5) • 3 (30 : 5) + 54 (17 + 23) : 5
(6 • 5) • 0 0 • (45 : 5) 5 • (12 : 4)
Ответ:
Можно сразу назвать результат в таких примерах как:
1) (16 : 4) • 4 - потому что сначала делим, а затем умножаем на одно и то же число.
2) (4 • 4) : 4 - потому что сначала умножаем, а затем делим на одно и то же число.
3) (6 • 5) • 0 - потому что при умножении любого числа на 0 получится 0.
4) 0 • (45 : 5) - потому что при умножении 0 на любое число получится 0.

(16 : 4) • 4 = 4 • 4 = 16
(4 • 4) : 4 = 16 : 4 = 4
(35 : 5) • 3 = 7 • 3 = 21
(6 • 5) • 0 = 30 • 0 = 0
45 + (25 : 5) = 45 + 5 = 50
61 - (4 • 7) = 61 - 28 = 33
(30 : 5) + 54 = 6 + 54 = 60
0 • (45 : 5) = 0 • 9 = 0
(90 - 45) : 5 = 45 : 5 = 9
5 • (74 - 63) = 5 • 11 = 55
(17 + 23) : 5 = 40 : 5 = 8
5 • (12 : 4) = 5 • 3 = 15

16. В пяти клетках разместили поровну 20 хомячков. Сколько хомячков оказалось: в одной клетке; в трёх клетках?
Ответ:
1) 20 : 5 = 4 хомячка - в одной клетке
2) 5 • 3 = 15 хомячков - в трех клетках

17. В альбом наклеили 30 фотографий, по 5 на страницу. Сколько страниц альбома заняли эти фотографии? Сколько страниц заняли 15 фотографий?
Ответ:
1) 30 : 5 = 6 страниц - заняли 30 фотографий
2) 15 : 5 = 3 страницы - заняли 15 фотографий

18. На 5 одинаковых шапочек израсходовали 15 мотков пряжи. Сколько мотков пряжи пошло на изготовление двух шапочек; четырёх шапочек? Сколько мотков пряжи нужно, чтобы изготовить 6 шапочек; 7 шапочек; 9 шапочек?
Ответ:
1) 15 : 5 = 3 мотка - пряжи пошло на изготовление одной шапочки
2) 3 • 2 = 6 мотков - пряжи пошло на изготовление двух шапочек
3) 3 • 4 = 12 мотков - пряжи пошло на изготовление четырех шапочек
4) 3 • 6 = 18 мотков - пряжи нужно, чтобы изготовить 6 шапочек
5) 3 • 7 = 21 моток - пряжи нужно, чтобы изготовить 7 шапочек
6) 3 • 9 = 27 мотков - пряжи нужно, чтобы изготовить 9 шапочек

19. Пряники разложили поровну в 6 коробок. В пяти коробках — 45 штук. Сколько пряников в шестой коробке?
Ответ:
1) 45 : 5 = 9 пряников - в одной коробке
2) 9 • 6 = 54 пряника - в шести коробках
3) 54 - 45 = 9 пряников - в шестой коробке

20. Художник расписал 30 подносов за 5 дней. Ежедневно он расписывал одно и то же число подносов.
В следующие дни он стал расписывать на 3 подноса в день больше. Сколько подносов он стал расписывать ежедневно?
Ответ:
1) 30 : 5 = 6 подносов - художник расписывал в день
2) 6 + 3 = 9 подносов - художник стал расписывать ежедневно

21. Найди пятую часть чисел: 10, 40, 35, 20, 25.
Ответ:
10 : 5 = 2
40 : 5 = 8
35 : 5 = 7
20 : 5 = 4
25 : 5 = 5

22. Длина отрезка равна 3 дм 5 см. Какова длина его пятой части? В каких единицах надо записать длину отрезка, чтобы ответить на вопрос задачи?
Ответ:
Чтобы решить задачу, нужно длину перевести в одинаковые единицы измерения (в сантиметры).
3 дм 5 см = 35 см
35 : 5 = 7 см - длина пятой части отрезка

23. Миша поймал 6 рыб утром и 4 вечером. Пятую часть улова он отдал кошке, остальную рыбу пожарили. Сколько рыб досталось кошке и сколько рыб пожарили?
Ответ:
1) 6 + 4 = 10 рыб - Миша поймал всего
2) 10 : 5 = 2 рыбы - Миша отдал кошке
3) 10 - 2 = 8 рыб - пожарили

24. Пятая часть числа равна 8. Какое это число?
Ответ:
8 • 5 = 40
Проверка: 40 : 5 = 8

25. Длина пятой части верёвки равна 9 м. Найди длину всей верёвки.
Ответ:
9 • 5 = 45 см - длина всей веревки

26. Какая часть круга закрашена?
Ответ:
1) пятая часть, т.е. одна пятая (1/5)
2) две пятых (2/5)
3) три пятых (3/5)
4) четыре пятых (4/5)


27. Начерти квадрат с длиной стороны 5 см. Расскажи, как ты будешь выполнять чертёж: с чего начнёшь, что будешь делать потом. Раскрась пятую часть квадрата.
Ответ:
Нужно взять линейку и карандаш, отмерить на линейке 5 см и начертить горизонтальную линию, затем от конца этой линии отмерить 5 см вниз и начертить вертикальную линию. Далее от конца этой линии нужно отмерить 5 см влево и провести горизонтальную линию и в конце соединить конец этой линии с началом первой линии.
У вас получится квадрат.
Затем нужно квадрат разделить на 5 равных частей: для этого нужно провести вертикально или горизонтально четыре линии, найти пятую часть квадрата и раскрасить ее.
5 частей квадрата : 5 = 1 - пятая часть квадрата

Задача 1. Крестьянин обмолотил 2 копны ржи и с каждой копны получил 5 пудов зерна. Сколько всего пудов зерна получил крестьянин? Сколько примерно килограммов зерна получил крестьянин с каждой копны ржи?
Вычисления выполни на калькуляторе.
Ответ:
1) 2 • 5 = 10 пудов - зерна крестьянин получил всего
2) 1 пуд = 16 кг
16 • 10 = 160 кг - зерна крестьянин получил с каждой копны ржи

Задача 2. Мальчик поменял 4 медных пятака на одну серебряную монету. Какая это монета? (Во сколько копеек?)
Ответ:
медный пятак - это 5 копеек
4 • 5 = 20 копеек
Серебряная монета - это 20 копеек

28. Используя таблицу умножения, умножь на число 4 числа: 1, 3, 5, 7, 9.
Ответ:
1 • 4 = 4
3 • 4 = 12
5 • 4 = 20
7 • 4 = 28
9 • 4 = 36

29. Каждое из чисел 16, 24, 8, 32, 36 раздели на 4.
Ответ:
16 : 4 = 4
24 : 4 = 6
8 : 4 = 2
32 : 4 = 8
36 : 4 = 9

30. Найди треть чисел: 18, 27, 21.
Ответ:
18 : 3 = 6
27 : 3 = 9
21 : 3 = 7

31. Запишите только ответы в два столбика.
40 + 30 (6 • 2) : 4
60 - 50 (32 : 4) • 3
50 + 50 (15 + 9) : 3
30 - 30 (10 - 2) • 4
40 + 5 2 • (12 : 3)
40 - 5 24 : (16 : 4)
31 + 9 8 • (20 - 16)
42 + 8 0 • (54 - 49)
Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг у друга.
Ответ:
40 + 30 = 70 (6 • 2) : 4 = 3
60 - 50 = 10 (32 : 4) • 3 = 24
50 + 50 = 100 (15 + 9) : 3 = 8
30 - 30 = 0 (10 - 2) • 4 = 32
40 + 5 = 45 2 • (12 : 3) = 8
40 - 5 = 35 24 : (16 : 4) = 6
31 + 9 = 40 8 • (20 - 16) = 32
42 + 8 = 50 0 • (54 - 49) = 0

32. Выполни действия.
(53 - 29) + 16 (33 - 6) - 12
(96 + 4) - 38 100 - (90 - 45)
(26 + 48) + 19 37 + (61 - 19)
(54 + 46) - 54 81 - (57 + 3)
(47 - 13) + 47 (56 + 9) - 18
Выпиши результаты действий в порядке увеличения.
Ответ:
(53 - 29) + 16 = 24 + 16 = 40
(96 + 4) - 38 = 100 - 38 = 62
(26 + 48) + 19 = 74 + 19 = 93
(54 + 46) - 54 = 100 - 54 = 46
(47 - 13) + 47 = 34 + 47 = 81
(33 - 6) - 12 = 27 - 12 = 15
100 - (90 - 45) = 100 - 45 = 55
37 + (61 - 19) = 37 + 42 = 79
81 - (57 + 3) = 81 - 60 = 21
(56 + 9) - 18 = 65 - 18 = 47
Результаты действий в порядке увеличения: 15; 21; 40; 46; 47; 55; 62; 79; 81; 93.

33. Сложили два числа и получили 32. Какие это числа, если сумма больше одного из чисел на 20?
Ответ:
32 - 20 = 12 - первое слагаемое
32 - 12 = 20 - второе слагаемое
Проверка: 12 + 20 = 32

34. Число умножили на 4 и получили 36. Какое это число?
Ответ:
36 : 4 = 9
Проверка: 9 • 4 = 36
Это число 9.

35. Число разделили на 4 и получили 7. Какое это число?
Ответ:
7 • 4 = 28
Проверка: 28 : 4 = 7
Это число 28.

36. На тарелке лежат яблоко, груша и апельсин. Надо взять один фрукт. Укажи все варианты. Сколько их?
Реши аналогичную задачу, изменив число выбираемых плодов: 2 плода, 3 плода. Рассмотри все варианты решения.
Ответ:
Вариант 1. Взяли яблоко.
Вариант 2. Взяли грушу.
Вариант 3. Взяли апельсин.
Если нужно взять один фрукт, то вариантов - 3.
На тарелке лежат яблоко, груша и апельсин. Надо взять два фрукта. Укажи все варианты. Сколько их?
Вариант 1. Взяли яблоко и грушу.
Вариант 2. Взяли грушу и апельсин.
Вариант 3. Взяли апельсин и яблоко.
Если нужно взять два фрукта, то вариантов - 3.
На тарелке лежат яблоко, груша и апельсин. Надо взять три фрукта. Укажи все варианты. Сколько их?
Вариант 1. Взяли яблоко, грушу и апельсин.
Если нужно взять три фрукта, то вариантов - 1.

37. Какое время будут показывать часы: через час; через 1 ч 20 мин? Какое время показывали часы 10 минут назад?
Ответ:
а) Часы показывают 7 часов.
Через час они будут показывать: 7 ч + 1 ч = 8 ч
Через 1 ч 20 мин они будут показывать: 7 ч + 1 ч 20 мин = 8 ч 20 мин
10 минут назад часы показывали: 7 ч можно представить как 6 ч 60 мин
6 ч 60 мин - 10 мин = 6 ч 50 мин
б) Часы показывают 12 часов.
Через час они будут показывать: 12 ч + 1 ч = 13 ч
Через 1 ч 20 мин они будут показывать: 12 ч + 1 ч 20 мин = 13 ч 20 мин
10 минут назад часы показывали: 12 ч можно представить как 11 ч 60 мин
11 ч 60 мин - 10 мин = 11 ч 50 мин

38. Рассмотри фигуры.
Дай общее название всем фигурам. Распредели фигуры на группы так, чтобы в каждой были фигуры с равным числом сторон. Сколько групп получилось? Дай общее название фигурам в каждой группе.
Ответ:
Фигуры - многоугольники.
1 группа: 1 и 3 фигуры.
2 группа: 2 и 4 фигуры.
Получилось 2 группы.
1 группа: четырехугольники.
2 группа: пятиугольники.

39. Какие числа написаны:
в пятиугольнике;
в круге, но не в треугольнике;
в четырёхугольнике, но не в круге;
в треугольнике и пятиугольнике;
в четырёхугольнике и круге;
в треугольнике, пятиугольнике и круге?
Ответ:
В пятиугольнике: 65; 33; 48; 9; 100.
В круге, но не в треугольнике: 27; 50; 100.
В четырёхугольнике, но не в круге: 33; 48.
В треугольнике и пятиугольнике: 65; 9; 33; 48; 100.
В четырёхугольнике и круге: 33; 48; 100; 9; 27; 50.
В треугольнике, пятиугольнике и круге: 65; 9; 33; 48; 100; 27; 50.

40. В корзине лежат яблоки, груши и лимоны. Яблок — 10. Груш — на 2 больше, чем яблок. Лимонов — на 3 больше, чем груш. На сколько лимонов больше, чем яблок? Реши задачу, выполнив только одно действие. Какое данное при этом в условии задачи окажется лишним?
Ответ:
2 + 3 = 5 лимонов больше, чем яблок
Количество яблок является лишним данным в условии задачи.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Авторское развивающее пособие из фетра

“ Огородная страна”

hello_html_15150dde.jpg

Идея создания пособия возникла благодаря использованию в учебно-воспитательном процессе развивающей предметно-пространственной среды. “Фиолетовый лес”.

Путешествуя по фиолетовому лесу, ребята знакомятся с временами года, природными явлениями, растительным и животным миром.

Благодаря уникальной насыщенной среде дети в увлекательной форме учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, аргументированно и доказательно отвечать на вопросы.

Поэтому, создавая развивающее пособие, учитывала его дидактическую ценность, направленную на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитанию познавательных интересов и развития познавательных способностей.

В процессе выбора материала для изготовления пособия, я остановилась на фетре, исходя из его удивительных качеств (безопасный, яркий, приятный на ощупь и др.).

Пособие представляет собой макет огорода в виде грядок (коробок различной формы и размера, обклеенных тканью). Количество таких грядок может быть неограничено.

В каждой грядке проделано 10 отверстий для посева семян и посадки овощей. Семена можно взять натуральные.

Для формирования грядки овощи представлены по 10 штук из плотного фетра (морковь, картофель, лук, чеснок, перец, помидоры, баклажаны, огурцы, свекла, капуста, тыква, клубника, арбуз). Огурцы и баклажаны крепятся с помощью шнуровки, помидоры и перец подвязаны.

Игрушечный инвентарь (лейка, ведро, грабли, лопаты) помогает ухаживать за таким необычным огородом.

Дополняют игровое пособие куклы-игрушки, изготовленные своими руками из разнообразного материала (сельский домик, Дед, Баба, чучело огородное, трактор и др.).

В пособие можно играть как группой, так и индивидуально.

Цель: познакомить детей со способами выращивания овощей на огороде. Учить различать овощи, узнавать их и правильно называть, определять места и условия их произрастания. Формировать представления о разнообразии семян и плодов.

Развивать умение классифицировать овощи по основным признакам, выделяя из целого отдельные объекты.

Расширять и обогащать представление о трудовых действиях в огороде и результатах этого труда.

Развивать познавательный интерес, закреплять знания о многообразии овощей.

Воспитывать трудолюбие, благодарные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай.

Дидактические игры проводятся в разных вариантах (с усложнением), поэтому развивающее пособие предназначено для детей от 2-х до 6 лет.

схемы предложения

Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.

Начало занятия

В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.

схемы предложения 1 класс

Простые схемы

Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.

Дети играют I_________.

Мама поливает цветы I__________.

После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.

Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.

Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!

Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?

Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.

Орфограммы в схемах

Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.

Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.

Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.

– Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?

схемы предложения

Построение схемы пошагово

Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.

Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:

  1. Прочесть предложение.
  2. Уловить смысл.
  3. Определить слова, которые пишутся с большой буквы.
  4. По типу предложения, определить, какой знак должен стоять в конце (вопросительный, восклицательный или точка).
  5. Посчитать количество слов.

После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.

Полезные советы взрослому

Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.

Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.

схемы предложения

Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.

Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.

Читайте также: