Рамки монтессори своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 08.09.2024

Каждая мать мечтает, чтобы ее ребенок развивался гармонично. Логика малыша формируется с рождения, и кто, как не любящие родители, должны содействовать ее становлению? Хорошим помощником в этом непростом и ответственном деле станут развивающие рамки-вкладышы Монтессори. Рамки актуальны для детей в возрасте от 6 месяцев до 2, 5 лет. Они обучают:

  • основам классификации и логике;
  • ориентации на плоскости;
  • учат различать предметы по силуэтам;
  • обучают понятиям, связанным с формой;
  • ребенок учится распознавать предметы по видам;
  • развивается цветовосприятие.


Конечно, рамки можно купить в магазине развивающих игрушек. Но выбор их не так уж велик. К тому же я верю, что все, сделанное нашими руками, несет положительный заряд, который ребенок непременно почувствует. Итак, приступим!

Для начала надо определиться с тематикой: моей первой рамкой стали "Овощи".

В фотоклипарте (у меня "Hemera Photo Objects") выбираем самые привлекательные и яркие картинки и распечатываем их на фотобумаге при помощи струйного принтера. На листе формата А4 у меня поместилось 8 овощей: баклажан, цветная капуста, болгарский перец, помидор, огурец, кочанная капуста, тыква и кукуруза.

Аккуратно вырезанные картинки выкладываем на фанеру размером 20х30 см и обводим, но не по самому контуру, а более простыми линиями, чтобы было удобно выпиливать лобзиком, к чему, собственно, и приступаем после того, как все фигурки обведены. Для начала выпиливаем нижнюю и верхнюю кромки, а затем каждое основание для овоща.

В результате у нас должно получиться 8 основ под картинки (заранее отметьте на них лицевую часть), верхняя и нижняя планки и сама рамка. Обрабатываем все края наждачной бумагой, чтобы в процессе игры малыш не поцарапал пальчики.

Теперь приклеиваем на лицевую часть деревянных основ изображения овощей и покрываем их прозрачным лаком, так как при попадании воды краска может расплыться (я использовала бесцветный лак для ногтей J).

Затем берем еще один лист фанеры размером 20х30 см и приклеиваем к нему рамку, верхнюю и нижнюю планки (я использовала клей БФ). Закрепляем края прищепками и даем постоять около часа. Прищепки снимаем и кладем под годовую подшивку "Счастливых родителей" часов на 10.


Тем временем подключаем к творческому процессу папу с клеем, отверткой, шурупами и дюбелями. Шурупы должны быть высотой сантиметра полтора. Обрезаем пластмассовые дюбеля по размеру шурупа минус ширина фанеры. Кончик шурупа смазываем клеем. Продеваем шуруп в обрезанный дюбель и вкручиваем в середину фигурки. Получилась маленькая ручка.

Собираем всю конструкцию воедино. Ваша первая рамка готова! Что на очереди? "Фрукты" или "Домашние животные"?

Ой, ребята. У меня, наверное, уже менталитет американский (живу в Америке 10 лет). Мне бы даже в голову не пришло делать что-то самой, когда можно купить готовое! :) А здесь на сайте постоянно натыкаюсь на похожие авторские статьи - то книжки ребёнку делают, то цветы консервируют, то вот как вы - рамочки. Но честное слово, позавидовала вам всем - вашей энергии, вашему желанию сделать что-то оригинальное, вашей фантазии и терпению. Дерзайте! :)

Я хоть и не американка, но тоже не вижу смысла терять столько драгоценного времени на изготовление того, чего в магазинах более чем достаточно (и по тематике и по качеству) Да и в цене они получатся в итоге дешевле. А потраченное время можно было потратить на игры с малышкой и общение семьёй. Это мнение относится только к ДАННОМУ пособию, те деревянной рамке со вкладышами. Подобные игры (множество) можно купитьв любом магазине развивающих игр.

Для Дарьи: Для семимесячного желательно все-таки фигурки не покрывать вредными лаками. Я делала "телефончики" разных размеров (это что-то наподобие): нижняя фанерка - фанерка, а верхняя - дерево. То есть моя малышка древесины наелась в детстве вдоволь. И зубы крепкие, и глазомер хороший.
А по поводу "рановато" прочитайте у Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя". Оно способно в год читать (неосознанно, конечно, иногда с права на лево)!

Действительно хорошая статья! Спасибо, Светлана, что находите в себе силы не только на такую кропотливую работу, но и объяснение, как ее правильно выполнить! У меня желания сделать для своей дочурки подобные вещи много, отсталось найти чуть-чуть времени и лобзик:).
Удачи,здоровья, а также новых открытий Вам и вашему малышу.

Замечательная статья. Не перестаю удивляться маме маленькой Машеньки. Такие истории, такая фантазия, вот какая мамочка! Светик - ты СУПЕР.
Машеньке - быть здоровенькой, послушной, умненькой доченькой. На радость мамуле и папуле.
Удачи Вам.

Прикольно№ если бы не статья может и не узнала бы! Дело за малым подключитьего к этому, а как это сделать если он постоянно на работе, ну думаю что-нибудь придумаем, а 7 месяцев не рано ли?
Мне кажеться мой сынуля пока не сообразит что к чему.

Создавая пособия самостоятельно, я прежде всего преследую цель экономии пространства. В обычной квартире никак не получится создать классическую Монтессори среду. Да, и отдельные пособия порой занимают столько места, что разместить несколько штук в ограниченном пространстве - задача не из легких. Так и с рамками. Их предполагается около 8ми штук с разными застежками. В классических Монтессори материалах каждая рамка по отдельности плюс еще специальная полочка для размещения этих рамок. Мои 8 застежек занимают место 4х книжек на полке. Немаловажное значение имеет и цена. Монтессори материалы вообще довольно дорогие. Далеко не все могут позволить себе закупить все, что важно для ребенка. Рамки с застежками делать несложно, хотя повозиться придется. Уверенно могу сказать, что в данном случае цель оправдывает средства (при чем не денежные).

Рамки с застежками


Рамки с застежками - это пособие для детей в возрасте от 2х до 5ти лет (в зависимости от рамки). Работая с пособием, ребенок учится расстегивать и застегивать застежки (пуговицы, молнии, крючки и т. д.). Кроме того, работа с рамками способствует координации движений, развитию самостоятельности, концентрации внимания, тренировки пальцев рук, подготовки руки к письму, освоению последовательности действий.

За основу рамки я предполагала взять фоторамки. Но, совершенно неожиданно, не очень далеко от дома открылся художественный магазин. И там я обнаружила штуки под названием подрамники. То, что надо! Это просто деревянная рамка, без каких-либо дополнений, стоимостью около 60 рублей. Поскольку не всем повезло как мне, все же напишу про фоторамки. В идеале найти без стекла (они просто дешевле). Но, это редкость. Скорее всего придется покупать обычные и стекло выбрасывать или оставлять для других нужд. Рамка должна быть деревянная и ровная, толщиной не менее 1 см., желательно. Так же нужны мебельные гвозди, самые короткие (не то 8, не то 9мм). Короче их не выпускают. Именно поэтому нужна рамка в 1 см. толщиной, чтобы гвоздь не пробил ее насквозь. Если с толстенькой рамкой возникнут проблемы, отчаиваться не следует. Гвоздики довольно мягкие и тонкие. Если пройдет насквозь рамки, острый конец можно "обкусить" кусачками (у вашего мужа наверняка найдутся). Мебельные гвозди продаются в строительных магазинах. Фоторамки, скорее всего, не потребуют доработки. Мои же подрамники пришлось покрасить.

Рамки с застежками

Дальше нужна одноцветная и довольно плотная ткань, иголки с нитками и сами застежки. Остальное - дело техники. Объединяем все это. Режем и загибаем ткань по размеру рамки, пришиваем застежки, приделываем к рамке гвоздиками. С некоторыми застежками удобнее сначала закрепить ткань, а потом пришивать застежки. Ткань сильно не натягивать, она должна немного провисать в центре рамки, чтобы застежка легко застегивалась. В данном случае следуйте правилу: "Семь раз отмерь, один отрежь". Не сажайте сразу на все гвозди ткань. Сначала слегка закрепите по углам и попробуйте поработать с застежкой. Если требуется сместите ткань, подправьте застежки и т. п. Когда результат вас устроит, уже крепите "намертво". Кстати, даже полностью готовую рамку можно переделать. Правда часть гвоздей при этом "умрет", они не очень то выдерживают многократное использование.

Рамки с застежками

У меня рамки получились двухсторонними. Т. е. на одну рамку 2 застежки с двух сторон. Варианты застежек могут быть разными. Самые простые для младших деток - это липучки и кнопки. Дальше - крючки большие и маленькие, молния, пуговицы большие и маленькие, ленты (завязывать банты), шнуровки. Для старших деток можно сделать застежки ремни и даже булавки. Чтобы повысить интерес ребенка к застежкам, внутрь двухсторонней рамки можно положить плоский сюрприз (картинку, фотографию, пазл, книжку и т. п., что придумается).

Цели игры: выработка умения узнавать и различать форму плоских фигур, развитие мелкой моторики, подготовка к письму и рисованию, развитие внимания, аккуратности, воображения, сопоставления.

Необходимые материалы и наглядные пособия:

1) оконная мозаика — игрушка с изображением животного, части которого состоят из различных геометрических фигур;

Родителям на заметку. Оригинальность — способность порождать нестандартные идеи, которые не совпадают с общепринятыми. (Moss, 1899 г.)

2) цветные карандаши, альбомы для рисования;

3) набор вкладышей и рамок Марии Монтессори (если вам не удастся их купить, подобный набор можно изготовить самостоятельно). Набор состоит из квадратных рамок-пластинок размером 100 на 100 мм, толщиной 2 мм, в центре каждой пластинки вырезано отверстие, которое закрывается крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета. Набор изображен на рисунке.


Рис. Набор вкладышей и рамок Марии Монтессори

В классический набор входят следующие фигуры:

1) круг диаметром 50 мм;

2) квадрат со стороной 40 мм;

3) равносторонний треугольник со стороной 50 мм;

4) эллипс, диаметры стороны 70 и 40 мм;

5) прямоугольник со сторонами 60 и 40 мм;

6) ромб со стороной 40 мм и острым углом 60°;

7) трапеция с основаниями 60 и 40 мм, высотой 40 мм;

8) неправильный четырехугольник со сторонами 65 и 35 мм, один из углов прямой;

9) параллелограмм со сторонами 50 и 42 мм, острым углом 75°;

10) равнобедренный треугольник со сторонами 65 мм и основанием 40 мм;

11) правильный шестиугольник со стороной 30 мм;

12) пятиконечная звезда с диаметром описанной окружности 65 мм;

13) треугольник прямоугольный равнобедренный с катетами 60 мм;

14) правильный пятиугольник с диаметром описанной окружности 60 мм;

15) неправильный шестиугольник со сторонами 30 мм, противоположными прямыми углами;

16) разносторонний треугольник со сторонами 40, 60, 80 мм.

Приведен классический набор вкладышей, число рамок и вкладышей можно увеличить, форма вкладышей может быть самой разнообразной, все будет зависеть от желания и выдумки родителей, которые будут проводить игру.

Как изготовить игру своими руками

Листы цветного картона делятся на квадраты 100 на 100 мм, в центре каждого квадрата аккуратно чертится в натуральную величину одна из 16 геометрических фигур. В каждом квадрате осторожно и аккуратно вырежьте фигуры-вкладыши. Делать это удобно острым перочинным ножом на твердой поверхности (на доске), чем тоньше нож, тем аккуратнее получается фигура. Края рамки и фигуры аккуратно зачищаются, чтобы вкладыш спокойно входил в отверстие и полностью закрывал его. Вкладыши для наглядности красят в другой цвет. Чтобы ребенку было удобнее вставлять вынимать вкладыши, к ним необходимо прикрепить маленькие рукоятки-выступы (небольшой чурбачок из сухой ветки, старого карандаша и т. д.).

Рекомендации: прежде чем начинать играть с ребенком, необходимо пройти все уровни самим родителям. Для маленьких детей выбираются самые легкие задания, по мере их выполнения даются рамки с более сложными заданиями. Подсказка для родителей: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с лицевой стороны, для выполнения задания необходимо перевернуть рамку на другую сторону. Не спешите давать ребенку подсказку, пройдет, может быть, не один день, но задача будет Решена, зато сколько будет восторга и радости у ребенка.

Ход игры: в данном разделе даны описания всевозможных задач и игр, в которые можно играть при помощи рамок и вкладышей. В дальнейшем в следующих разделах будут даваться ссылки на данную игру.

Ребенок может играть за столом, на ковре, на диване, там, где ему удобно и комфортно.

Задание 1: найти вкладыши и вставить их в рамки. Ребенку 1,5-2 лет не стоит предлагать сразу все рамки, ему следует дать 4 рамки и вкладыши к ним. Ребенок должен понять, что необходимо закрыть отверстие вкладышем (т. е. найти вкладыш такой же формы), что вкладыш можно поворачивать до полного совмещения с окошком. Играя с малышом, рассказывайте ему, что рамка — это волшебный дом, в котором живут волшебный пес или кукла. Утром, когда солнышко встает, окошечки открываются, а когда наступает ночь, они закрываются. Если малыш не может выполнить задание, не торопите его и не подсказывайте. Если же малыш капризничает от того, что не может выполнить задание, отвлеките его и вернитесь к заданию через несколько дней. Не привлекая внимания малыша, разложите рамки и вкладыши так, как они были оставлены малышом. Малыш обязательно займется выполнением задания.

Задание 2: сложи дом из рамок. Для детей более старшего возраста задача усложняется (например, построить 3-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже и т. д.).

Задание 3: ребенку предлагаются все 16 рамок, из них убраны вкладыши. Попросите ребенка как можно скорее закрыть окна, потому что приближается ураган, который может разбить окна и унести волшебных жителей в неведомую страну. Посмотрите, как работает ребенок. В этом задании вырабатывается умение рационально организовать свою работу. 2-летний ребенок может закрыть все рамки за 5-8 минут, а 6-летний — уже за 1,5-2 минуты. А за какое время с этим заданием справитесь вы? Потренируйтесь, чтобы составить здоровую конкуренцию своему ребенку.

Родителям на заметку. Родители должны избегать создания ореола исключительности для своего ребенка.

Задание 4: волшебный карандаш. Попросите ребенка обвести контур фигуры по рамке, а потом по вкладышу. Ребенку очень понравится это задание, потому что он не может рисовать правильно квадрат, треугольник, круг, а с помощью вкладышей или рамок капризные геометрические фигуры становятся правильными. С помощью рамок и вкладышей можно рисовать новогоднюю елочку (треугольники вертикально, а на верхушке елочки звезда), елочные украшения, полет фантазии просто безграничен.

Более трудное задание: необходимо нарисовать на одном альбомном листе как можно больше треугольников или квадратов, чтобы они или касались, или не касались друг друга. Можно еще более усложнить задачу: необходимо выбрать фигуру, чтобы на альбомном листе поместилось как можно больше фигур. Для выполнения заданий полезен соревновательный процесс, включиться в игру может вся семья.

Задание 5: веселые фигурки. Попросите ребенка Раскрасить фигурки, цвет они подбирают самостоятельно. Самое сложное для ребенка не выходить за Контур фигуры. Ребенок сам после долгих упражнений найдет способ аккуратно раскрашивать обведенные вкладыши.

Одобряйте поиск и попытки ребенка, в дальнейшем в ненавязчивой и деликатной форме вы можете подсказать ребенку приемы штрихования (штрихи идут параллельно сторонам квадрата, наклонно, в виде сетки и т. д.).

Задание 6: нарисуй орнамент или картину из фигур-вкладышей. Творческое задание на выдумку, воображение, техническое исполнение. После того как ребенок выполнил задание, повесьте картину или орнамент в его комнате или на стенде картин и поделок.

Задание 7: узнай фигуру на ощупь.

Ребенку завязывают глаза и он, ощупывая рамку или вкладыш, говорит, какая это фигура. Можно усложнить задание: попросите ребенка узнать фигуру в рамке и найти фигуру-вкладыш.

И более трудное задание — вставить вкладыши в рамки на ощупь.

Родителям на заметку. Чем больше малыш проявляет в игре инициативы, тем легче в дальнейшем родителям: нет необходимости ломать голову, чем занять малыша.

Задание 8: анализ. Задание предлагается детям, которые могут считать и знают, что такое угол у фигуры, что такое треугольник (геометрическая фигура, имеющая три угла), четырехугольник и т. д. Предложите ребенку разложить рамки по аналогии.

Схожесть здесь определяется числом углов или их отсутствием. Когда рамки будут разложены, подобную процедуру проделывают и с вкладышами, после чего

Познаем мир, играя проводят подсчет и анализ: каких рамок больше, а каких вкладышей меньше, сколько рамок с круглыми окошками и т. д.

После завершения очередного этапа игры обязательно похвалите малыша, уточните, что у него получилось в этот раз лучше, чему он научился и чего он достиг.

Оконная мозаика (усовершенствованные рамки Марии Монтессори)

Оконная мозаика — игрушки развивающего типа, представляющие собой изображение животного или повторяющие контур животного, внутри контура имеются ячейки различной формы, в которые вставляются разноцветные пластмассовые вкладыши.

Ход игры. Вы просите ребенка вынуть вкладыши и отдать вам в руки, при этом вы называете форму вкладыша и цвет. Когда вынете все вкладыши, предложите малышу сложить мозаику, заполняя ячейки этими картинками.

Возможны варианты: вы просите найти и вставить в нужную ячейку квадратные (треугольные, круглые и т. д.) вкладыши, найти вкладыши определенного Цвета: только синие (желтые и т. д.) кубики (пирамидки, круглые брусочки и т. д.).

Малыш с удовольствием выполняет задания, он может собирать и собирать мозаику несколько раз подряд. После игры игрушку необходимо убрать на свое Место, но с таким расчетом, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать, чтобы начать игру самостоятельно.

Родителям на заметку. Постепенное усложнение заданий позволяет ребенку продвигаться в развитии и постигать сложные задания самостоятельно, что делает подсказку излишней.

Прежде чем взять в руки карандаш и начать писать свои первые буквы, в Монтессори-методе есть специально созданный материал для подготовки руки к письму – это металлические рамки вкладыши, придуманные самой Марией Монтессори.

Ramki Montessori

Цвет и простота исполнения этого материала неизменно привлекает внимание любого ребенка, который соприкасается с этим пособием. Все очень лаконично, приятный привлекающий внимание цвет, удобство в использовании, приятный в работе материал.
Хотя этот материал находится в зоне русского языка, но формы геометрических фигур и их количество (10) перекликается с зоной математики.

Задача ребенка при работе с этим материалом — обвести рамку и вкладыш, заштриховать её.
А косвенно при работе с этим материалом ребенок решает следующие задачи: подготавливает руку к письму через обводку и штриховку, утончает мелкую моторику, совершенствует навыки концентрации внимания и координации движения.

Металлические рамки-вкладыши из-за своих внушительных размеров использовать дома весьма проблематично, да и цена немаленькая, хотя я знаю некоторых увлеченных мам, которых это не смутило. Но, конечно, с точки зрения работы с ним – он очень приятен в использовании, и не идет ни в какое сравнение с заменителями.

Тем не менее я выбираю заменители ?

Ramki Montessori

У этого же производителя – есть также рамки-вкладыши маленького формата, помещающиеся на листе фанеры размером А4, но для подготовки руки они совершенно не подходят, поскольку обводить их 3-х летнему ребенку будет катастрофически не удобно и он забросит это занятие даже не поняв, в чем суть задания!!

2. Рамки лежат в одной деревянной коробке друг на друге, местами вкладыши лежат перевернутыми, дабы все это сокровище могло поместиться, и, как полагается, некоторые вкладыши вываливаются из своих рамок. Конечно это компактно, но сложить обратно в коробку сможет только мама.

Для работы такое хранение весьма неудобно, придется их достать из коробки и выложить на какое-то видное место на плоскости, или же поставить их друг за другом, чтобы можно было пролистывать фигуры.
На начальном этапе первого интереса к этому материалу, я выкладывала на столе по несколько фигур и предлагала поработать с ними, периодически фигуры меняла.

Ramki Montessori

Орнамент Зайцева, примеры фигур

Ramki Montessori

Орнамент Зайцева, первые пробы

Исключив все недочеты покупки, и приведя все комфортный для использования вид, ребенок очень увлекся процессом!

Ramki Montessori

Первые пробы в штриховке

Некоторые делают подобные рамки из картона, но мне лично такой вариант не очень нравится, поскольку картон может деформироваться или оставлять неровные края при обведении, что абсолютно недопустимо в этой работой.

Начинать обводить можно с 2,5 лет, если не пошло — отложите на пару месяцев, пусть интерес и возможности руки дозреют.
Дальше уже можно предлагать штриховку, примерно с 3,5 лет.

Как работать с рамками-вкладышами Монтессори:
Расположите рядом с рамками листы белой бумаги размером с рамку и хорошо заточенные карандаши, для того чтобы ребенку не пришлось ничего искать для начала работы.

Ramki Montessori

Первые пробы в обведении рамки

Первый показ материала или презентация:
Рамка кладется на лист бумаги и обводится цветным карандашом изнутри. Затем, с уже нарисованной на бумаге фигурой, совмещается вкладыш и обводится еще раз карандашом другого цвета. На бумаге остается два почти совпадающего контура, и этот факт поражает ребенка!! Как же так: я обводил два различных предмета – рамку и вкладыш, а на чертеже получилась одна и та же фигура? В этот момент у малыша зарождается объективное понятие геометрической фигуры как линии, определяющей форму.

Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими размашистыми линиями, потом все более узкими.
Штриховка делается всегда слева направо (связь с письмом).
В первый раз показывается крупная безотрывочная штриховка, дабы ребенок уловил сам принцип штрихования.

Ramki Montessori

Когда ребенок освоил простые упражнения с этими рамками, то он уже недовольствуется изображением какой-то одной фигуры, а приступает к комбинациям из одной и той же в разных поворотах или из двух и более. В результате получаются чудесные орнаменты.

Работая со штриховкой, постепенно ребенок начинает чувствовать границу, начинает работать карандашом не отрывая его от бумаги.
По таким рисункам ребенка можно с уверенностью судить о степени его зрелости и умении держать карандаш в руке.

А вот пример презентации этого материала:

Читайте также: