Рамка для рации своими руками
Сделать антенну для радио своими руками несложно, если понимать, что из себя представляет и каким образом распространяется радиоволна. Всегда можно подобрать простую и недорогую конструкцию.
Какие есть виды антенн
Радиоантенны делятся по назначению:
- для домашних детекторных приемников и музыкальных центров;
- автомобильные;
- авиационные;
- специальные (спутниковой связи, военные).
Улавливающие устройства отличаются диапазоном — от КНЧ (крайне низкие частоты) с длиной волны 10000 км и более) до ГВЧ (гипервысокие частоты) с размером колебаний 0,1-1 мм.
Для эфирного вещания используются частоты 148,5 кГц — 108 МГц.
В быту используют следующие конструкции:
- устройства с разворотом — апертурная антенна;
- изделия с бегущей волной;
- линейные приборы.
Антенны классифицируют по форме и материалу на:
- телескопические;
- рамочные;
- штыревые;
- проволочные;
- стержневые;
- фольгированные;
- коаксиальные.
По диаграмме направленности конструкции могут быть узконаправленными и круговыми. По полосе пропускания различают узко- и широкополосные приборы.
Особенности распространения радиоволн
Ультракороткие волны с частотной модуляцией — frequency modulation (FM) — не огибают препятствия, имеющие размеры больше нескольких метров. Ионосфера земли для них прозрачна. Поэтому считается, что УКВ распространяются только в пределах прямой видимости. В помещениях радиоприемник улавливает в большинстве случаев неоднократно отраженный от разных объектов сигнал.
На качество передачи информации влияют осадки в виде снега и дождя, а также источники электромагнитных помех:
- распределительные подстанции;
- линии электропередачи;
- работающий у дома крупногабаритный транспорт.
Например, однотонный низкочастотный звук в магнитоле — следствие работы расположенного недалеко генератора переменного тока.
Дальность распространения волны зависит от мощности радиостанции.
При отражении радиоволн от препятствий они взаимно усиливаются при синфазном сложении или ослабляют друг друга в случае противофазы. Кроме этого, если присутствует синфазное переотражение от поверхности земли, то формируются участки с максимальным уровнем сигнала — зоны Френеля.
Картина распределения волн для выбранного места определяет диаграмму направленности антенны, которая нужна, чтобы обеспечить качественный прием.
Создаем антенну
Для устойчивой работы приемного устройства требуется обеспечить следующие параметры:
Наиболее простая схема у полуволнового вибратора, который подойдет для мобильных аппаратов, но не отличается направленностью и помехозащищенностью.
Если нужна антенна для стационарного радио, а расположение передающей станции точно скоординировано, лучше выбрать изделие по типу волнового канала. Узкий луч такой конструкции обеспечивает избирательный прием с минимальным захватом посторонних шумов и помех.
Когда требуется расширить диапазон у имеющейся антенны, можно добавить параллельно несколько вибраторов, пересчитав длину по специальной таблице.
Трубная антенна
Чтобы сделать устройство для приема радиоволн, задействовав контур отопления или водопровода в доме, нужно предварительно подготовить остальные элементы самодельного приспособления:
- Ферритовый сердечник. Например, можно взять деталь от трансформатора черно-белого телевизора, собранного на лампах, из схемы строчной развертки.
- 2 м медного провода диаметром 0,25 кв. мм для монтажа.
- Фольгу из латуни или меди хорошего качества.
- Изоленту и клей. Подойдет ПВА.
- Разъем для подсоединения готового изделия к радиоприемнику.
Порядок сборки антенны:
- На одну половину ферритового сердечника наматывают катушку индуктивности. Для этого бумага в 2 слоя укладывается на сердечник и закрепляется изолентой.
- Оставляется 1 см перекрытия, прокладывается один слой фольги. Стороны витка изолируются липкой лентой.
- На металлизированную поверхность наматывается катушка из 25 колец провода.
- На 25, 12 и 7 витке делаются выводы.
- Вся конструкция вновь накрывается металлизированным экраном.
- 25 и 12 контакты контура подключаются ко входу приемника, а с 7 вывод заземляют. Если будет нужна дополнительная настройка качества сигнала, то подбирают обмотки в связном контуре.
Мощность на входе радио увеличивается в 2 раза за счет вертикального положения труб. Аппаратура такой схемы защищена от помех, т. к. трубопровод чаще всего безопасно заземлен.
Антенна из фольги
Для УКВ-диапазона можно изготовить антенну из металлической фольги.
Понадобятся следующие инструменты и материалы:
- припой, флюс, паяльник;
- разъем для соединения с радиоприемником;
- кусок экранированного кабеля с R = 50-75 Ом;
- квадратный отрез металлизированного материала (лучше медного);
- диэлектрик — текстолит, ДВП, сухая доска по размеру изделия.
- Нужно вырезать рамку из фольги в форме незамкнутого квадрата шириной 1,5 см со сторонами 13-15,5 см.
- Внизу рамки делают прорезь 1-1,5 см.
- На ровный жесткий диэлектрик клеят изготовленную ранее рамку.
- Зачищают 3-4 см провода и припаивают жилу и экран к нижним сторонам рамки возле разреза.
- С другого конца подсоединяют разъем так, чтобы металл соединялся с “землей” приемника, а жила — с антенным входом.
Устройство можно разместить в помещении или на открытом воздухе. Для улучшения качества сигнала подбирают высоту и угол поворота самодельной антенны.
Всенаправленная FM-антенна из коаксиального кабеля
Почти круговая диаграмма направленности получается у приспособления для приема радиоволн, сделанного из коаксиального кабеля.
Чтобы самому собрать устройство, понадобятся:
- Мачта (из дерева или другого диэлектрика).
- Труба полихлорвиниловая диаметром 20-24 мм и длиной 1,5-2 м.
- Не менее 1,5 м РК (для телевизора).
Изделие, рассчитанное на работу в диапазоне 87,5-108 МГц, собирается в следующем порядке:
- С одной стороны коаксиального кабеля длиной 75 см аккуратно удаляют изоляцию без повреждения экранирующей оплетки.
- Экран немного сжимают, как пружину. Когда он станет свободней двигаться, выворачивают его на изолированный участок наизнанку. Вывернутая часть согласует антенну с РК по волновому сопротивлению и одновременно служит противовесом.
- Получившийся штырь помещают в ПВХ-трубу и крепят к мачте.
- Центральную жилу подключают ко входу приемника. Если он отсутствует, то к металлической телескопической антенне, например у магнитолы.
- Экран соединяют с “землей” или минусом батареи.
Экранированный кабель хорошо работает в условиях помех. Для настройки качества сигнала меняют высоту и месторасположение конструкции. Так как длина антенны — 75 см, она считается четвертьволновой — 1\4 часть от 3 м (приблизительная длина принимаемой волны).
Проволочная антенна
Простая формула для расчета длины волны: 300/частоту (МГц). Для радиостанций FM — 2,7-3,4 м.
На основе этой информации можно сделать для дома антенну из проволоки.
Понадобится изготовить рамку в соотношении 1,01-1,02 к величине волны:
- Если материал диаметром 3 мм и толще, то выбирают пропорцию 1.01. Стороны прямоугольника должны относится друг к другу как 2,02:1.
- Диаграмма направленности проволочного рамного приемного устройства — в форме восьмерки. В том случае, когда в помещении можно задействовать окно, которое расположено в направлении радиостанции, рамку крепят скотчем к стеклу.
- Концы рамки соединяют с радиоприемником экранированным кабелем с сопротивлением 50-75 Ом. На вход магнитолы подключают центральную жилу, а экран — к общему проводу.
Сделанное своими руками изделие часто работает лучше покупных дипольных антенн.
Все соединения лучше пропаять, чтобы обеспечить хорошее качество сигнала.
Если конструкция расположена на траверсе или мачте, то середину рамки — точку с нулевым потенциалом — можно заземлить. Это обезопасит работу прибора во время грозы и улучшит электростатические характеристики антенны.
Подключение антенны
Даже правильно рассчитанная и хорошо сделанная антенна будет работать плохо, если допустить ошибки в подключении.
Нужно соблюдать следующие условия:
- Использовать экранированный кабель.
- Надежно пропаивать контакты и разъемы.
- Следить за плотным соединением жилы и экрана с входной группой радио.
- Заземлять антенну.
- При наличии помех при питании радиоприемника от сети, когда нет заземляющего провода в розетке, магнитолу или транзистор лучше соединить с землей. Для этого в большинстве аппаратов предусмотрено специальное гнездо или клемма.
Если качество приема не устраивает, а изменение расположения и направления антенны не помогает, придется ставить усилитель.
Несложная и малозатратная схема такого устройства собирается, например, на микросхеме фирмы RFMD SPF5043Z. Достоинство конструкции — плату можно сделать без химии на 2-стороннем текстолите размером 15-20 мм и разместить в экранированный корпус.
Причины затухания сигнала
Цифровые и аналоговые сигналы постепенно затухают при движении в передающей среде. Снижение амплитуды указывается в дБ — децибелах. Ослабление ЭМВ в 2 раза соответствует потерям в 6 дБ.
Величина затухания зависит от:
- расстояния, которое проходит электромагнитная волна;
- несущей частоты передатчика (чем выше, тем больше потери) или длины волны;
- состояния и материала проводящей среды;
- наличия помех на пути распространения ЭМВ;
- качества регенерации и коррекции;
- формы сигнала.
Цифровой дискретный радиосигнал, проходя через повторитель, чаще всего полностью восстанавливается без потери информации.
Аналоговые сигналы при усилении сохраняют все приобретенные искажения и шумы. Соотношение сигнал\шум постепенно ухудшается, и в некоторый момент усиление теряет смысл, т. к. невозможно восстановить информацию.
Наиболее характерная форма помех для линий передач — перекрестная наводка. Причиной появления искажений могут быть неисправности оборудования, трещины изоляции. При передаче сигналов по проводам для устранения помех пары перевивают.
Экранирующие свойства материалов стен и отделки зданий также способны ослабить радиосигнал. Сильный экран — металлический сайдинг, алюминиевые сэндвич-панели, крыши из профлиста, металлочерепицы и т.д.
Рамка OPTIM 1 DIN -BASE
- типоразмер: 1 DIN
- совместимо с: Для раций 140см* 40 см
Рамка 1 DIN -BASE OPTIM крепление
Рамка 1 DIN -С оптим
- типоразмер: 1 DIN
- совместимо с: Optim 778, MegaJet 3031M и др.
Carav 11-532 | 1 DIN переходная рамка Hummer H2 2003-2007 (с карманом)
Переходная рамка универсальная Incar RUN-N07
Рамка OPTIM-BOX B
Переходная рамка -карман Intro RUN-N01 для Toyota, Nissan, Subaru, Mitsubishi 1 DIN (полка)
Рамка VW Beetle 1997-2010 1 din (Incar RVW-N04)
Carav 11-036 | 1 DIN переходная рамка Toyota универсальная
Ваши комментарии очень важны для нас и помогают улучшить наши результаты поиска для всех наших клиентов
установка автозвука Киев, установка автомагнитолы Киев, шумоизоляция авто Киев
Казалось бы, при таком огромном выборе переходных рамок которые есть сейчас в продаже кому придет в голову изготавливать рамку под магнитолу своими руками? Однако такой запрос в поисковиках является довольно популярным. Почему? Возможно, кому то нужно изготовить переходную рамку на редкий автомобиль, рамки на который не изготавливаются серийно. Возможно, рамка делается не для стандартной магнитолы а например для установки планшета в автомобиль. Попробуем рассказать о самостоятельном изготовлении переходной рамки подробно, ведь раньше нам довольно часто приходилось это делать.
1. С чего начать?
Будет очень удобно если у вас есть какая-то такая штатная деталь, которую можно распилить и взять за основу, так как она уже имеет правильную форму, становится на место без зазоров, имеет штатные крепления, которые можно использовать в дальнейшем.
Или вот еще пример установки на Nissan 300Z — хозяин не хотел ставить магнитолу вниз на штатное место, попросил нас поставить наверх вместо бардачка. Крышка его была удобным стартом для изготовления переходной рамки:
Изготавливать основу можно из фанеры, стеклопластика или пластика (последний вариант менее предпочтителен, т.к. к пластику полиэфирная смола потом будет плохо клеиться). Изготавливать основу из фанеры может быть очень трудоемко, особенно если поверхность приборной панели имеет значительную кривизну в месте где должна быть расположена магнитола. Однако если поверхность плоская то использовать фанеру может быть удобно, это дешевый и легко обрабатываемый материал.
2. Примеряем магнитолу.
Далее необходимо определиться как у нас будет стоять магнитола, для этого необходимо примерить её в реальных условиях. Нужно подогнать угол установки, чтобы экран магнитолы был хорошо виден и не бликовал на солнце, нужно учесть свободное место позади магнитолы для того чтобы провода после установки поместились. Если вы сразу не учтете все нюансы то потом будет поздно.
На этом этапе неплохо изготовить крепление для магнитолы, если магнитола будет крепиться к приборной панели а не к рамке. Если аппарат будет крепиться к самой рамке то учитывайте нагрузку от веса магнитолы при тряске автомобиля — делайте рамку крепче.
Для того чтобы изготовить переходную рамку нам будет нужна не только основа но и ответная часть. Лучше всего в этой роли получается использовать шахту от магнитолы (особенно если мы ставим 1 din магнитолу) или пластиковую рамку, которая идет в комплекте с магнитолой.
Вот в данном случае мы изготавливали 2din рамку для VW Golf из заводской 1-дин с карманом. Карман был выпилен, пластиковая рамка из комплекта магнитолы была вклеена в основу:
3. Создаем форму.
Итак у нас есть основа, в виде родной детали или стеклопластиковой основы (про неё читайте здесь).
Мы расположили ответную часть (рамку магнитолы, шахту, деревянную панель и т.п.), которая будет сопрягаться с магнитолой относительно основы. Теперь необходимо закрепить эту ответную часть чтобы она не двигалась пока мы будем создавать форму. К сожалению, фото об этом этапе изготовления переходной рамки у нас не осталось, поэтому будем использовать фото изготовления подиумов, все равно технология одинаковая:
На фотографии к стеклопластиковой основе на стойках закреплено кольцо под динамик. Конечно, в случае изготовления переходной рамки стойки можно взять и поменьше но суть остается.
В примере с Mazda 6 мы закрепили металлическую шахту от магнитолы к пластиковой основе саморезами:
Затем берем хорошо тянущуюся ткань и обтягиваем то что получилось, чтобы создать форму. В качестве ткани можно взять простые женские колготки (с большой плотностью) или акустическую ткань (радиоткань). Главные требования к ткани — чтобы хорошо тянулась и была достаточно тонкой, чтобы хорошо пропитывалась полиэфирной смолой.
Ткань аккуратно натягиваем на детали, чтобы получилась форма. При определенной сноровке можно получить очень красивые формы. Затем тщательно пропитываем ткань полиэфирной смолой, следим чтобы она хорошо приклеилась к деталям. Вот как это выглядит на примере подиума:
После того как вы набрали требуемую толщину (а она зависит от того какая механическая прочность нужна в итоге, например будет ли магнитола крепиться к рамке), мы обрабатываем поверхность наждачной бумагой и шпаклюем. Вот что приблизительно мы должны получить:
4.Завершение
Второй вариант — покраска. Это сложнее но получиться может красиво, особенно если красить под лак.
Третий вариант — оклейка пленкой. Есть много вариантов пленок которые хорошо тянутся при нагревании, есть и фактурные — похожие на пластик салона.
Вот так выглядит готовый вариант на Nissan 350Z:
А здесь есть переходные рамки на Nissan. Наш вариант по-любому красивее, но цена!
А вот вариант когда владелец Ssang Yong захотел поставить на торпеду навигатор Pioneer, не меняя штатной магнитолы. Тут уж без ручной работы никак не обойтись:
Еще вариант на Daihatsu. А тут можно купить готовую.
Вот в общем все. Если остались вопросы- можно задать их в комментариях или на форуме.
Решил установить внешние колонки для рации.
Можно было купить через Интернет колонку, она обошлась бы примерно в 1400 рублей.
Но меня жаба душила, поэтому купил в Ситилинке колонки портативные, с запиткой от USB.
Что требуется — компьютерные колонки с запиткой от USB, штекер 3.5 мм, немного провода тонкого ( использовал от витой пары ), паяльник и принадлежности, лента перфорированная для вентиляции, остальной простой инструмен по надобности.
От колонок нужен корпус и динамики, остальное на выброс. К колонкам припаиваются провода, колонки соединяются последовательно. Ради проверки делается замер сопротивления — у меня вышло 7.2 вместо 8 Ом. На конеч припаивается штекер 3.5 мм.
Колонки разместил под водительским сидением, рация обычно лежит за подлокотником. Чтобы при торможении не улетели под педали прикрепил на перфорированную ленту для вентиляции. Концы ленты закреплены под гайки переднего крепления сидения.
Всем доброго времени!
Выглянуло солнышко, стало немного потеплее и сразу потянуло на улицу, повозиться немного с Кабанчиком!
Сегодняшней темой нашей доработки будет установка выносного динамика для рации, а перед самим этим процессом — небольшая его доработка!
Динамик выбрал обычный, я бы даже сказал стандартный!
Как всегда выручили наши поставщики!)))
Особенно в их показателях не разбираюсь, но орёт довольно громко и чисто, а именно это нам и нужно!
Вот такой он на самом деле!
Суть доработки заключается во внедрении в готовый уже динамик разъёма под наушники!
Не для кого не секрет, как велик и могуч наш русский язык!)))
Особенно это ярко проявляется в поездках по трассе, когда большую часть времени находишься на 15 канале и слушаешь горячие обсуждения дальнобоя!)))
Ладно ещё, когда один! А если в машине женщины, дети?
Поэтому и принято было решение внедрить в динамик разъем для наушников, чтобы можно было при их помощи отключать внешний динамик и переводить весь этот словарный поток на наушники, т.е. только тебе в ухо!
Прикуплен в местном магазине радиодеталей разъём для наушников за 10 рублей!
У наших поставщиков они продаются кучками и стоят вообще копейки!)))
Открутив четыре винтика, располовинил динамик!
Сверлом на 5.5 мм просверлил отверстие под разъём!
В ходе проведения работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, водитель пожарной автоцистерны обязан поддерживать непрерывную радиосвязь с РТП и командиром отделения. Это возможно, при нахождении водителя в кабине боевого расчета или при оснащении его переносной радиостанцией. При условии, что в пожарных частях переносные радиостанции есть только у начальников караулов и командиров отделения, водитель, работая на насосе, фактически лишен связи с РТП или командиром отделения. В следствие этого, зачастую РТП лишен возможности оперативно руководить работой автоцистерны, прекращать подачу либо увеличивать давление воды в магистральной линии. Предложение установить внешний динамик для радиостанции своими руками в насосном отсеке АЦ и подключить его к стационарной радиостанции в кабине пожарного автомобиля.
Зачастую, при удалении автоцистерны подающей воду от места пожара более 20 метров РТП приходится отправлять посыльного для передачи распоряжений водителю пожарного автомобиля. Так как, оснащение всех водителей переносными радиостанциями влечет за собой дополнительные финансовые расходы и не может быть осуществлено в ближайшее время, есть предложение по внедрению мероприятия способного изменить данную ситуацию в лучшую сторону. При установке в насосном отсеке автоцистерны внешнего динамика для радиостанции, подключенного к радиостанции пожарного автомобиля, водитель при работе на насосе будет слышать распоряжения, отдаваемые ему РТП или командиром отделения. Что в результате будет способствовать уменьшению времени реагирования личного состава, участвующего в тушении пожара и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на изменение обстановки на месте работы, поддержанию устойчивой связи с водителями пожарных автомобилей, а также более рациональному использованию личного состава пожарных подразделений.
Внедрение данного переложения не несет за собой больших финансовых затрат и внесения кардинальных изменений в конструкцию пожарного автомобиля. В качестве динамика можно использовать колонки от автомагнитолы, списанной радиостанции, а так же компьютерные колонки, работающие от напряжения 12 вольт.
Читайте также: