Радиоуправляемые модели самолетов из потолочки своими руками чертежи

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.09.2024

Вэтой категории статей размешены описания процессов постройки моделей и технологии изготовления отдельных элементов.

Самолет относительно прост в изготовлении, он не имеет сложных криволинейных поверхностей, поэтому все детали можно изготовить из потолочного пенопласта, за исключением силовых элементов конструкции.
Самолет являет собой симбиоз бальзовой и пенопластовой конструкций. Потолочный пенопласт – очень удобный материал в плане обработки и в плане ремонтопригодности - как раз выбор начинающего. Бальза все же хрупкий материал, на ремонт бальзовых изделий уходит слишком много времени, а летать то хочется… Вобщем, пенопласт – он многое прощает.

Итак, приступим к делу.
Комплектация и бюджет аппарата следующие:

Двигатель: DT-2213/22 - 1300 р.
Аккумуляторы: Li Pol 2100мАч 16c 3S1P - 1490 р. (145г.)
Регулятор 20A, BEC - 1450 р.
Приемник 40MHz, FM, микро, 6 каналов - 990 р.
Сервы Naro Ace C1016 - 576 р. x 2
"С-04СТ" аналоговая микро - 570 р. х 1
Бальза - 100 р.
Потолочка - 80 р.
Итого - 7132 р.

Внимание: выкройки моторамы рассчитаны на установку двигателя с обратным креплением !

Исходный чертеж рассчитан на постройку самолета размахом всего 800 мм. Маловато, однако, не наш размерчик. При масштабировании чертежа я ориентировался на размер потолочной плитки 500?500, которой будет в дальнейшем обшиваться крыло, эффективный же размер плитки будет гораздо меньше: 480?480.
Таким образом при размахе 1000, с учетом толщины фюзеляжа, длина одной консоли составит всего 458 мм, что прекрасно вписывается в габариты нашей плитки.
Постройку самолета я начал с крыла:
Для каждой консоли изготавливаются 7 нервюр из потолочки:



рис. 1.

Нервюры вычерчены с учетом толщины обшивки крыла – 3мм !

Лонжерон изготовлен из цельной бальзовой пластины толщиной 3 мм.
К лонжерону в стык приклеиваются сначала лобовые части нервюр, затем хвостовые. Предварительно в лобовых частях нервюр делается паз на глубину 10 мм. В этот паз будет установлена пенопластовая реечка, для того чтобы придать жесткость лобовой части крыла. Корневые нервюры следует изготовить из бальзы толщиной 3 мм, т.к. в месте крепления крыла к фюзеляжу требуется большая жесткость.



рис. 2.
Установка нервюр на бальзовый лонжерон требует высокой точности, на этом этапе необходимо все четко проверить и перепроверить иначе крыло может получится кривое. Точность глазомера обычно оказывается гораздо выше всех измерительных приборов.



рис. 3.

Далее изготавливаем обшивку нашего крыла, материал - потолочка 3мм. Для тех кто в совершенстве владеет струной, можно попробовать разрезать вдоль 4 мм плитку.
Развертка обшивки:



рис. 4.

Обшивку будем оборачивать вокруг нервюр. Потолочка прекрасно гнется вдоль "волокон", минимальный радиус изгиба, которого мне удалось достичь: 3мм (без намека на трещины). Вырезаем из потолочки обшивку консоли крыла, на внешнюю поверхность обшивки вдоль линии сгиба наклеиваем полоску широкого скотча. Теперь долго и упорно пыхтим прокатывая лист обшивки и постепенно сгибая его вокруг края стола, операция повторяется до тех пор пока мы не получим нужный радиус скругления.
Все, теперь можно клеить консоль к нашей ажурной конструкции. Для того чтобы потолочка в точности воспроизвела профиль, будем приклеивать её постепенно. Сначала Приклеим лобик:



рис. 5.
Потом уже можно будет приклеить все остальное. Только, есть одно но. Потолочный клей очень быстро густеет и в некоторые места получившейся конструкции клей доставить просто нереально. Для чего берем и разбавляем клей спиртом, заправляем шприц, обрезаем иголку шприца до длины 5-8 мм и уже шприцом (иголку желательно найти потолще), дозированно наносим клей. Самое главное не переборщить со спиртом, иначе соединение будет очень хрупким. Кладем консоль под гнет: нагружаем железом да по тяжелее.
Результат:




рис. 6.




рис. 7.

Элероны изготавливаем из той же потолочки, склеиваем их из двух пластин, в месте склейки их стачиваем на клин, с другой стороны – между этими пластинами прокладывается пенопластовая реечка, которая придаст дополнительную жесткость конструкции элеронов.
Привод элеронов сделаем торсионный, т.к. для управления потребуется всего один серво привод и ничего лишнего торчать из крыльев не будет, да и Y кабкль не понадобится.
В качестве торсионов берем стальную проволоку 2мм, только не каленую. Т.к. к торсионам необходимо подвести тяги от сервы, то качалку сращиваем с торсионом. В торсионе будем сверлить дырки под тяги, но в круглом 2 мм прутке особо ничего не насверлишь. Для чего берем наш пруток, раскаляем до красна над газовой плитой его конец, кладем на наковальню и плющим молотком. Все, теперь можно сверлить отверстия под тяги.
Торсионы вращаются внутри трубочки которая проходит сквозь корневой шпангоут.




рис. 9.

На данном этапе мы имеем лонжерон с двумя обшитыми консолями. Нижнюю сторону крыла закрываем листом потолочного пенопласта. Далее в хвостовую часть крыла наклеивается стеклотекстолитовая пластинка с отверстием под капроновый болт, которым будет крепится крыло. Затем верхнюю часть также закрываем листом пенопласта, но частично, так чтобы осталось свободное пространство, где можно было бы разместить сервопривод.
С крылом и элеронами пока все, их можно закинуть куда-нибудь под потолок, пущай себе пылятся.

Приступим к изготовлению фюзеляжа:
Начать имеет смысл со склейки силового короба конструкции, он будет целиком бальзовый, все детали изготавливаются из 3мм листа бальзы.
Вот собственно выкройки деталей которые нам понадобятся:



рис. 10.




рис. 11.

Все элементы конструкции соединяются в шип, что придает изделию дополнительную прочность. Но, так уж получилось, что шпангоут, несущий на себе основную нагрузку оказался очень дырявым. К тому же, в этот шпангоут будет вставляться крыло. Шпангоут усиливаем тонкой стеклотекстолитовой пластиной толщиной 0,3 мм.



рис. 12.

Моторама рассчитана на обратное крепление двигателя. Материал моторамы - фанера 3 мм, но мотораму клеить к коробу торопиться не стоит .
В сборе у вас должно получиться что то вроде:



рис. 13.




рис. 14.




рис. 15.



рис. 16.

Когда с бальзовой рамой покончено, можно приступить к изготовлению плоскостей хвостового оперения и вырезанию боковинок фюзеляжа, все эти детали изготовляются из потолочного пенопласта 4 мм толщины. Переднюю кромку у всех плоскостей хвостового оперения следует обшить бальзовыми реечками, это придаст дополнительную жесткость конструкции. Две половинки руля высоты склеиваем между собой с помощью сосновой реечки.



рис. 17.
Длинная треугольная деталь на рисунке – верхняя часть фюзеляжа, над ней будет гаргот.
На данном этапе необходимо позаботиться о боуденах, и о прокладке антенны приемника через корпус. Боудены проходят через кормовой (ну не знаю я, как у самолета это место называется) шпангоут каркаса и через обшивку фюзеляжа. Вывести боудены следует недалеко от тех мест где предположительно будут расположены кабанчики, так чтобы тяга не испытывала лишних изгибающих моментов будучи прикрепленной к кабанчику. Боудены внутри фюзеляжа следует прихватить в двух – трех местах.

Теперь вырезаем гаргот из пенопластовой пластины, также как и при обшивке крыла, наклеиваем вдоль линии сгиба широкие полосы скотча, и начинаем придавать гарготу форму, изгибая его вокруг кромки стола. Таким же образом изготовляем ту часть фюзеляжа, что находится над крылом.



рис. 18.



рис. 19.
После того как мы приклеили гаргот, можно вклеивать стабилизатор.

Во избежании проблем с центровкой аккумулятор необходимо постараться задвинуть как можно дальше в нос. Аккумулятор и регулятор оборотов будут располагаться внутри моторамы:



рис. 20.




рис. 21.

Теперь вклеиваем полочки для крепления сервоприводов в бальзовый каркас:



рис. 22.

Прежде чем начать обтяжку плоскостей скотчем, необходимо вклеить кабанчики в руль высоты и направления.
Кабанчики – самодельные изготавливаются из капролактана или стеклотекстолита, у второго износостойкость хуже. Кабанчики, как самый ответственный элемент управления, лучше вклеить на эпоксидке.



рис. 23.




рис. 24.

Теперь стоит подумать и о шасси.
Хвостовое колесо у нас будет поворотным, его сращиваем с рулем направления при помощи сосновой реечки и стальной проволоки диаметром 1мм. Проволока изгибается так, как это показано на чертеже, и вклеивается на эпоксидке в сосновую реечку, которая в свою очередь вклеивается в пенопластовый руль направления. Колесо подходящего диаметра можно взять от любой детской игрушки.



рис. 25.
Основная стойка шасси будет закрепляться в крыле, практически у самой передней кромки. Для этого в бальзовых корневых нервюрах несущего крыла, делаем вырезы под фанерную площадку шириной 20 мм. К фанерной площадке, при помощи двух 3мм винтов, будет крепиться дюралевая стойка шасси. Приклеивать фанерную площадку следует на эпокидке, т.к. на нее будут приходиться основные нагрузки и удары при жестких посадках. Стойку шасси изготавливаем из дюраля толщиной 1,5 мм.
Оси для шасси выполнены из 3 мм винтов. Сами шасси – покупные.



рис. 26.




рис. 27.




рис. 28.




рис. 29.

На этом этапе можно начать обтяжку плоскостей скотчем, тут уже все зависит от вашей фантазии. Я особо изгаляться не стал, цветной скотч гораздо тяжелее прозрачного, поэтому постарался использовать его как можно меньше, но при этом целью раскраски было: улучшить различимость верхней и нижней поверхностей. После обтяжки можно навешивать элероны и элементы хвостового оперения.
В качестве петель использовался, нарезанный полосками шириной 1 см, материал от гибких магнитных накопителей 3.5”. Петли вклеиваются в пенопласт с использованием любого потолочного клея.
После обтяжки у меня получилось следующее:



рис. 30.




рис. 31.

Фонарь кабины изготавливается термическим осаждением на деревянном болване как и капот. Фонарь крепится к фюзеляжу при помощи полосок скотча.

Осталось лишь подсоединить тяги к рулевым машинкам. Это делается с использованием скрепок с Z образным изгибом. Изгиб позволяет регулировать длину тяги в небольших пределах, что полезно на этапе триммирования модели.

После сборки всех элементов конструкции воедино, у меня получилось следующее:



рис. 32.

Ввиду того, что я пилот начинающий, до сего момента летал только на пенопластовом тренере у которого не было шасси, поэтому все расходы по возможности зажал до минимума: элероны +-15 градусов, руль высоты и того меньше - +-10, руль направления +-20.
Испытания начал с того, что покатал самолет по полосе, он прекрасно рулится на земле даже на малой скорости.
Затем попробовал подлететь: разогнал его до взлетной скорости, чуть дал руля на себя: самолет поднялся в воздух на высоту не более полуметра, после чего я стал сбавлять газ, до тех пор пока он не опустился на землю.
Далее последовал полноценный взлет. Как оказалось, модель практически не требует триммирования. В горизонте ведет себя очень устойчиво, прекрасно летает в пол газа. Гораздо послушнее и адекватнее тренера.
Перед посадкой делал проходы над землей на высоте не более 1,5 метра, затем - посадка: самое главное не трогать модель в этот момент, она сама сядет. Плавное снижение до высоты 1 метр, чуть ручку на себя, выравниваем, и плавно понижаем газ, до самой посадки. Ну, вот, мы и на земле.
Самолет получился очень удачным может летать как медленно так и быстро. Толстый, почти фанфлайный профиль не дает самолету сваливаться на предельно низких скоростях.



рис. 33.




рис. 34.

Логотип

Вы здесь: Главная страница Авиамодели Мой опыт постройки радиоуправляемой модели самолета Cessna-150 из потолочной плитки. Часть-1.

Мой опыт постройки радиоуправляемой модели самолета Cessna-150 из потолочной плитки. Часть-1.

Как сделать Цесну из потолочки

Сбылась детская мечта - заняться авиамоделированием и сделать самолет на радиоуправлении. Не так давно в нашем городе открылся магазин моделизма, меня очень привлекли те вещи которые там продавались, а именно самолеты, вертолеты на радиоупралвлении и в особенности запчасти. Такие миниатюрные приемники, такие мощные электромоторы, сервоприводы, огромный выбор всего этого с разными характеристиками. Я даже и не думал что индустрия моделизма сделала такой огромный шаг вперед. Однако цены на все это счастье были не очень гуманны. Однако.

Как-то на просторах великого и могучего рунета я наткнулся на описание конструкции радиоуправляемой модели самолета который делается из потолочной плитки. Изучая эту технологию всплыла информация, что оказывается можно заказывать авиамодельную электронику напрямую из китая по ценам в 2 а то и в 4 раза меньшим чем в местном магазине. Единственный минус - это достаточно долгое ожидание посылки (от 2 недель). Итак, дешевая и что важно, доступная для новичка технология постройки модели планера (самолета), плюс возможность заказать электронную аппаратуру по низким ценам, вылились в решение действовать - строить авиамодель на радиоуправлении.

Свой опыт постройки я поэтапно буду описывать в серии статей здесь.

Из многообразия всех конструкций самолетов привлекла больше всего Цесна 150 потому что я нашел качественные чертежи этой модели и множество отзывов людей кто удачно ее построил. Вот некотрорые примеры:






Для того чтобы слелать цесна 150 своими руками, или другие самолеты из потолочки, перво наперво понадобятся чертежи авиамоделей из потолочки :) Чертежи Cessna 150 можно взять здесь - Cessna 150 скачать чертежи.

Разархивировав обнаружите два файла, один из которых в формате PDF, другой - с таким же содержимым но в формате компаса. Не мудрствуя лукаво я взял и распечатал PDF-файл. На первом листе изображен компановочный чертеж всей конструкции, выполнен на профессиональном инженерном уровне, с размерами, обозначениями, в общем выглядит внушительно и даже пугающе. Всвязи с этим я даже немного приуныл, мне показалось что конструкция очень сложная и такому новичку как я не по зубам.


Однако это было лишь первое впечатление. Начав изучать этот чертеж и почитав описания с фотографиями тех кто уже строил эту авиамодель из потолочки, оказалось что все совсем не сложно.

На втором листе представлена раскройка (или шаблоны по-другому) для всех деталей которые надо будет вырезать из потолочки.


Понятное дело что все детали не могут поместиться на одном листе формата А4, это лишь миниатюра. Поэтому далее идут листы с деталями в масштабе один к одному. Их следует обрезать по нарисованной рамке и соединить скотчем между собой так как изображено на миниатюре. В результате получится большой чертеж - скатерть, из которого можно повырезать шаблоны для будущих деталей.

Для сборочного чертежа (на котором изображена компановка деталей) также имееются листы в масштабе 1:1, склеив которые получается отличный плакат на стену :)

После того как полномасштабные чертежи склеены, один из них отправляется на украшать стену, из другого было вырезано множество разных шаблонов.

Бортовая электроника

пропеллер для радиоуправляемой модели из потолочки Propeller 8060/9050
Propeller 8060/9050
Ссылка на пропеллер (подойдет 8060 или 9050)

регулятор моторо для радиоуправляемой модели из потолочки Brushless ESC
15A - 20A SimonK Brushless ESC with 5V BEC
Ссылка на регулятор мотора

сервомашинки для радиоуправляемого самолета из потолочной плитки 9g Mini Micro Servo
SG90 9g Mini Micro Servo (4шт.)
Ссылка на сервомашинки (4шт.)

аккумулятор для радиоуправляемой модели Цессна из потолочки 7.4V 1000mAh 25C Lipo Battery
7.4V 1000mAh 25C Lipo Battery
Ссылка на аккумулятор

сигнализатор разряда аккумулятора для радиоуправляемых моделей Li-po Indicator Low Voltage Alarm
Li-po Indicator Low Voltage Alarm
Ссылка на сигнализатор разряда аккумулятора

зарядное устройство для аккумуляторов радиоуправляемых моделей самолетов LIPO Battery Charger 2s 3s
IMAX B3AC LIPO Battery Charger 2s 3s
Ссылка на зарядное устройство

Для сборки планера, то есть корпуса самолета, были куплены:

  • упаковка глакой потолочной плитки (150р.)
  • канцелярский нож со сменными лезвиями (60р.)
  • металлическая линейка - (150р.)
  • клей "Титан" (150р.)
  • бамбуковые шампуры (80р.)
  • армированный скотч (90р.)
  • прозрачный и разноцветные скотчи (по 50р.)


Из внушительного пучка бамбуковых шампуров понадобиться всего один, сейчас буду думатькуда деть остальные :), а одной упаковки потолочной плитки хватит на два таких планера.

Бумажные шаблоны обводил гелевой ручкой и вырезал из потолочной плитки.






Надо отметить, потолочная плитка меньше чем длина фюзеляжа, поэтому боковая обшивка фюзеляжа сделана из двух частей. Склеивал между собой их стык в стык без каких-либо накладок, получилось достаточно прочно.

Хвостовое оперение с рулем высоты и рулем направления склеивается из двойного слоя, подвижные плоскости рулей вырезаются до склейки половинок и в местах стыковки обтачиваются ножом и ровняются наждачной бумагой.


Расходы или, иначе говоря, максимальные углы отклонения рулевых поверхностей элеронов (крен) и руля высоты (тангаж) примерно чаще всего составляют 15-20 градусов, а руля направления (рыскание) - около 25 градусов.


Петли на которых будут держаться подвижные части рулей - это отрезки армированного скотча, также подойдет двусторонний скотч. Наклеил их таким образом:

В зтом разделе описаны радиоуправляемые авиамодели.Чертежи и подробное описание моделей.А также здесь вы сможите найти и подробные схемы,описание работы и наладки аппаратуры радиоуправления , которую вы сможете собрать самостоятельно. Посмотреть кордовые модели самолетов

Подписываемся на VK

YouTube канал




Подбор двигателя

Меню сайта

Магазин

TOP статьи

Оборудование

Плосколеты

Создание авиамоделей

  • Фотоинструкции
  • Cessna 150
  • Cessna 152 +закрылки
  • Сам5Бис2
  • "Рама" для FPV
  • Чирок низкоплан
  • Изготовление Crazy Pig
  • Полукопия DHC-2 Beaver
  • Бутербродный Mustang P-51D
  • Katana 3D
  • Ultron 3D
  • Слойка-С
  • Биплан Manon 3D
  • Биплан Ultimate
  • Птиц – мелколет
  • Тренер в 64 см
  • Минипланер
  • Полукопия Як-3
  • Go-Go Dancer для FPV
  • IKAR1600 для FPV
  • Видеоинструкции
  • 3 авиамодели
  • Авиамодель Тренер
  • Messerschmitt Bf.109
  • Летающий Картинг
  • Обзоры изготовления
  • Бутылочная технология
  • Делаем Slow Stick
  • Фламинго верхнеплан
  • Из микромашинки
  • Мультяшная авиамодель
  • Планер из потолочки
  • Снежинка
  • Shark Bait
  • Shark Bait Биплан
  • Слойка 3D
  • Делаем ЛК
  • ЛК Вжик
  • ШокФлаер Як 55
  • GoGo Dancer 1.2м
  • Alula – слопер из потолочки
  • Моторная Алула
  • Питтс Питон
  • Строим полукопию
















  • Обзор KIT набора Extra 330 HobbyDW
  • Улучшенный смеситель каналов для пилотажного крыла
  • Как сделать авиамодель Ил-2 Штурмовик
  • Обзор мини авиамодели Attop P01
  • Кинодрон Makerfire Armor 85 HD V2
  • Обзор радиоуправляемого самолета Skyhunter 1800
  • Обзор X-UAV Sky Surfer X8
  • Двухмоторный самолет. Постройка, настройка, облет
  • Делаем МиГ-15 толстопуз!
  • Mako Sea Plane или делаем Гидрошнягу
  • Чертежи планера Альбатрос 4 (8)
  • FunJet из Китая – копия Multiplex (4)
  • Об установке антенн RC и FPV на летающих моделях – где лучше установить антенны на квадрокоптере (9)
  • Видеошлем для FPV полетов eYeBOX (4)
  • Самодельные легкие колеса на авиамодель (11)
  • Как сделать авиамодель Ил-2 Штурмовик (1)
  • Миксер сигналов управления тяги двигателей двухмоторной авиамодели на основе платы Arduino Micro Pro (17)
  • Чертежи авиамодели Corsair Mini и видео сборки (4)
  • Обзор селфидрона-кредитки JJRC H49WH (5)
  • Обзор X-UAV Sky Surfer X8 (6)









Чертежи авиамодели Go-Go Dancer


Еще одно обновление в разделе чертежи авиамоделей.

Сегодня выкладываю чертеж радиоуправляемой авиамодели Go-Go Dancer.

Автор авиамодели Go-Go Dancer: Steven E. Pauley

Go-Go Dancer это авиамодель с толкающим винтом. Такие авиамодели хороши как для начинающих авиамоделистов – происходит большая экономия винтов при нештатных посадках, так и для тех, кто занимается FPV (полеты по видеоочкам) полетами.

В последнем случае винт не мешает наблюдать за полетом через беспроводную видеокамеру.

Так же эта авиамодель может быть использована для фотосъемки местности с помощью фотоаппарата прикрепленного к фюзеляжу авиамодели Go-Go Dancer.

В оригинальных чертежах авиамодель изготавливается из бальзы. Но можно изготовить ее и из потолочной плитки. Технологию можно использовать любую. Можно сделать плосколет или воспользоваться видеоуроками по изготовлению авиамоделей.



Укомлектовать авиамодель Go-Go Dancer можно следующей электроникой

Чертежи авиамоделей – Чертежи Авиамоделей
Автор: Administrator
Чертежи авиамодели МиГ-3
Чертежи авиамоделей – Чертежи Авиамоделей
Автор: Administrator

После публикации статьи Бутылочная технология в коментариях меня спросили про чертежи для изготовления авиамоделей. Я посоветовал посмотреть раздел Чертежи авиамоделей, а сегодня публикую чертеж модели самолета МиГ-3.

Данный чертеж авиамодели предназначен для изготовления модели самолета из бальзы. Но он прекрасно подойдет для создания деревянной болванки и последующей обтяжки на ней ПЭТ бутылок.


Господа авиамоделисты и сударыни моделистки!

Поздравляю вас с наступающим Новым Годом!

Сегодня, 31 декабря – выходной, так что вполне есть время изготовить Новогоднюю авиамодель "Упряжка Санта Клауса"!



Летающие крылья

Летающее крыло – это авиамодель которая не имеет фюзеляжа, стабилизатора, руля высоты и руля направления.

Управляются Летающие Крылья с помощью элевонов – это смешанное управление руля высоты и элеронов.

К Летающим Крыльям я отношусь двояко, с одной стороны это интересное решение для прикладных задач, таких как фотосъемка с высоты или FPV полеты. ЛК (летающее крыло) не занимают много места при транспортировке, фактически оно занимает столько места, сколько займет крыло обычной авиамодели сравнимого размаха.


Partenavia P.59 Jolly – это радиоуправляемая авиамодель из пенопласта для полетов на небольших площадках, обычно ее изготавливают из потолочной плитки.


Размах крыла авиамодели 70 сантиметров, а длина фюзеляжа 45. Полетный вес около 100 грамм.

Чертежи авиамодели FT Sportster разработаны командой FliteTest для сборки своими руками из пенократона или (в условиях России) потолочной плитки.

Но о сборке ниже, а пока, посмотрите как слетает самодельная радиоуправляемая авиамодель FT Sportster.

Пенокартон – это обычный экструдированный пенопласт на который с обоих сторон приклеена бумага. В России он продается, но для поделок весьма дороговат.

Гораздо проще использовать потолочную плитку или утеплитель для стен Изошум или подобный, он бывает 2,4,6,8 мм толщиной и имеет размеры 0.5х1 метр.

Вы можете слегка зашкурить (снять глянец) поверхность Изошума наклеить на на него крафт бумагу (оберточная бумага, можно купить, можно взять в мебельном магазине – ей перекладывают панели мебели) на разведенном водкой ПВА клее.

Чертежи авиамодели FT Sportster и видео по сборке авиамодели смотрите в продолжении статьи.

Nav view search

Навигация

Искать


Мой опыт постройки радиоуправляемой модели самолета Cessna-150 из потолочной плитки. Часть-1.


Сбылась детская мечта – заняться авиамоделированием и сделать самолет на радиоуправлении. Не так давно в нашем городе открылся магазин моделизма, меня очень привлекли те вещи которые там продавались, а именно самолеты, вертолеты на радиоупралвлении и в особенности запчасти. Такие миниатюрные приемники, такие мощные электромоторы, сервоприводы, огромный выбор всего этого с разными характеристиками. Я даже и не думал что индустрия моделизма сделала такой огромный шаг вперед. Однако цены на все это счастье были не очень гуманны. Однако.

Как-то на просторах великого и могучего рунета я наткнулся на описание конструкции радиоуправляемой модели самолета который делается из потолочной плитки. Изучая эту технологию всплыла информация, что оказывается можно заказывать авиамодельную электронику напрямую из китая по ценам в 2 а то и в 4 раза меньшим чем в местном магазине. Единственный минус – это достаточно долгое ожидание посылки (от 2 недель). Итак, дешевая и что важно, доступная для новичка технология постройки модели планера (самолета), плюс возможность заказать электронную аппаратуру по низким ценам, вылились в решение действовать – строить авиамодель на радиоуправлении.

Свой опыт постройки я поэтапно буду описывать в серии статей здесь.

Из многообразия всех конструкций самолетов привлекла больше всего Цесна 150 потому что я нашел качественные чертежи этой модели и множество отзывов людей кто удачно ее построил. Вот некотрорые примеры:






Для того чтобы слелать цесна 150 своими руками, или другие самолеты из потолочки, перво наперво понадобятся чертежи авиамоделей из потолочки ? Чертежи Cessna 150 можно взять здесь – Cessna 150 скачать чертежи.

Разархивировав обнаружите два файла, один из которых в формате PDF, другой – с таким же содержимым но в формате компаса. Не мудрствуя лукаво я взял и распечатал PDF-файл. На первом листе изображен компановочный чертеж всей конструкции, выполнен на профессиональном инженерном уровне, с размерами, обозначениями, в общем выглядит внушительно и даже пугающе. Всвязи с этим я даже немного приуныл, мне показалось что конструкция очень сложная и такому новичку как я не по зубам.


Однако это было лишь первое впечатление. Начав изучать этот чертеж и почитав описания с фотографиями тех кто уже строил эту авиамодель из потолочки, оказалось что все совсем не сложно.

На втором листе представлена раскройка (или шаблоны по-другому) для всех деталей которые надо будет вырезать из потолочки.


Понятное дело что все детали не могут поместиться на одном листе формата А4, это лишь миниатюра. Поэтому далее идут листы с деталями в масштабе один к одному. Их следует обрезать по нарисованной рамке и соединить скотчем между собой так как изображено на миниатюре. В результате получится большой чертеж – скатерть, из которого можно повырезать шаблоны для будущих деталей.

Для сборочного чертежа (на котором изображена компановка деталей) также имееются листы в масштабе 1:1, склеив которые получается отличный плакат на стену ?

После того как полномасштабные чертежи склеены, один из них отправляется на украшать стену, из другого было вырезано множество разных шаблонов.

Бортовая электроника


GWS Screw Propeller 8060/9050
Ссылка на пропеллер (подойдет 8060 или 9050)


20A SimonK Firmware Brushless ESC w/ 3A 5V BEC
Ссылка на регулятор мотора


SG90 9g Mini Micro Servo (4шт.)
Ссылка на сервомашинки (4шт.)


7.4V 1000mAh 25C Lipo Battery
Ссылка на аккумулятор


Li-po Indicator Low Voltage Alarm
Ссылка на сигнализатор разряда аккумулятора


IMAX B3AC LIPO Battery Charger 2s 3s
Ссылка на зарядное устройство

Для сборки планера, то есть корпуса самолета, были куплены:

  • упаковка глакой потолочной плитки (150р.)
  • канцелярский нож со сменными лезвиями (60р.)
  • металлическая линейка – (150р.)
  • клей "Титан" (150р.)
  • бамбуковые шампуры (80р.)
  • армированный скотч (90р.)
  • прозрачный и разноцветные скотчи (по 50р.)


Из внушительного пучка бамбуковых шампуров понадобиться всего один, сейчас буду думатькуда деть остальные :), а одной упаковки потолочной плитки хватит на два таких планера.

Бумажные шаблоны обводил гелевой ручкой и вырезал из потолочной плитки.






Надо отметить, потолочная плитка меньше чем длина фюзеляжа, поэтому боковая обшивка фюзеляжа сделана из двух частей. Склеивал между собой их стык в стык без каких-либо накладок, получилось достаточно прочно.

Хвостовое оперение с рулем высоты и рулем направления склеивается из двойного слоя, подвижные плоскости рулей вырезаются до склейки половинок и в местах стыковки обтачиваются ножом и ровняются наждачной бумагой.


Расходы или, иначе говоря, максимальные углы отклонения рулевых поверхностей элеронов (крен) и руля высоты (тангаж) примерно чаще всего составляют 15-20 градусов, а руля направления (рыскание) – около 25 градусов.


Петли на которых будут держаться подвижные части рулей – это отрезки армированного скотча, также подойдет двусторонний скотч. Наклеил их таким образом:


Первым этапом в создании самолетов из потолочной плитки является распечатка шаблонов:

  • Вам необходимо распечатать чертежи будущего планера на чистый лист бумаги.
  • Готовая распечатка прикладывается к плитке и фиксируется булавками.
  • Дальше на плитке рисуются детали самолета – корпус авиамодели, крылья, киль и воздухозаборники.

Распечатанные чертежи желательно наклеивать на картонку.


Распечатывать чертежи авиамодели необязательно. Вы можете нарисовать детали непосредственно на листе потолочной плитки.








Обрабатываем шаблон

После того, как вы нарисуете на потолочной плитке детали авиамодели, с помощью канцелярского ножа постарайтесь как можно аккуратнее вырезать заготовки.

Вырезать части самолета лучше всего с пропуском 1-2 мм от линий заготовок.

Дальше вам необходимо с помощью шкурки на бруске обработать заготовки.

  • отметьте ограничительные линии;
  • наждачной бумагой на бруске придайте профиль всем деталям будущего воздушного судна, выполняя движения вперед-назад.

Обрабатывать нужно плавно и уверенно. В противном случае вы рискуете испортить детали будущего судна. Вместо шкурки некоторые используют разогретый утюг. Но придать профиль таким способ получается не всегда.

Материалы

Те, кто увлекается авиамоделированием, знают, что из потолочки возможно собрать электролет за один вечер. Еще одно преимущество этого материала – его можно раскрасить.

Потолочку называют народным материалом. Электролеты из потолочки очень любят конструировать моделисты начинающие.

Не обойтись и без скотча, но лучше его приобрести в нескольких цветах: обычно разноцветные скотчи продаются наборами. И обязательно нужно приобрести скотч армированный, которым обматывают участки, требующие максимальной прочности и жесткости.

В отличие от модели Цессна, эта несколько по-другому работает, но ее собрать вполне по силам новичку.

Этап склеивания

Склеивать детали планеров из потолочной плитки рекомендуется клеем ПВА.


Использовать для склеивания суперклей моментального действия не рекомендуется, поскольку детали превратятся в кашу.

Первым делом необходимо склеить воздухозаборники. Каждый воздухозаборник состоит из 3 отдельных частей. Когда клей на воздухозаборниках высохнет, приклейте эти детали к корпусу будущего самолета.

Дальше необходимо приклеить к корпусу кили. Дождитесь полного высыхания клея под килями и вставьте между ними палочку соответствующего размера, чтобы немного их раздвинуть.




Записки Механика

По просьбе знакомых



решил написать подробную инструкцию, следуя которой, можно с нуля построить простую радиоуправляемую модель самолета из потолочки, даже не имея за спиной авиамодельного опыта. От покупки материалов и описания процесса заказа комплектующих до настройки радиоаппаратуры и рекомендаций по полетам. Опытным авиамоделистам к инструкции относиться с снисхождением . Итак, начинаем.



Главный строительный материал: потолочная плитка из экструдированого пенополистирола. Авиамоделисты ее называют потолочкой, так короче . В упаковке 8 листов размером 50 на 50 см. На постройку одного самолета уходит 2.5 листа потолочки, это без учета бракованных деталей. Берем одну упаковку.



Да, кстати. Когда будете брать потолочку — обращайте внимание на ее толщину. Чертежи нашего радиоуправляемого самолета рассчитаны на 3мм. Кроме того — избегайте потолочки с рельефным рисунком — нужно брать с гладкой поверхностью.



Дополнительный клей. На выбор. Либо пенополиуретановый клей (дальше я могу его называть ППУ), либо эпоксидный клей (лучше специальный пятиминутный, который застывает за 5 минут ). И хотя без дополнительного клея в процессе постройки самолета из потолочки в принципе можно обойтись, но это осложнит сборку (ненамного, но все же).

Если достать пенополиуретановый клей, то можно обойтись одним им (без полимерного). Он одинаково хорошо подойдет и для склеивания потолочки, и для приклеивания моторамы и кабанчиков к потолочке. Но у него есть два минуса: он твердеет почти полчаса (ну или меньше чуточку) и если его слишком много дать в шов, то шов вспенится и будет некрасивым (хотя и крепким).

Пенополиуретановый клей — густая жидкость темного цвета. На воздухе реагирует с атмосферной влагой и начинает реагировать (пенится). Поэтому лучше держать его герметично закрытым. А еще лучше — сразу налить в шприц.


Эпоксидный пятиминутный клей. Заказывается вместе с электроникой. Двухкомпонентный, т.е. реагирует только после смешивания. Затвердевает в течении 3-5 минут. Уже через 15-25 минут выходит почти на 100% прочность.


Пару медицинских шприцов емкостью 20мл (можно и большей емкости). Очень удобны для точной дозировки полимерного и пенополиуретанового клея. К тому же ими можно удобно наносить клей, что существенно упростит постройку самолета из потолочки. Для эпоскидки лучше взять шприцы 5мл (или вообще 2мл). Так как эпоскидка — двухкомпонентный клей — то нужны два одинаковых шприца. Кстати внутри двух маленьких шприцов прозрачные жидкости. Просто один шприц обмотан красным скотчем (чтобы было ясно — что там жидкость из красной банки эпоксидного клея). Удобный способ наливать в шприцы клей покажу позже.



Сразу рекомендую эти шприцы обезопасить. А именно: обломать стальную иглу, оставив только пластмассовую часть. Игла ломается легко, и ее сразу же лучше выбросить.

Обычный офисный прозрачный скотч. Но если вы хотите красивый раскрашенный радиоуправляемый самолет из потолочки, то еще можно купить цветной скотч. Тут уж как ваша фантазия разыграется. Я, например, взял синий, желтый и красный. Еще можно взять узкий скотч, для того, чтобы крепить чертежи самолета на листах потолочки.


Зубочистки. Универсальный крепежный материал начинающего авиамоделиста, а так же отличные тяги для легких моделей самолета из потолочки.


Деревянная линейка. Нужна не для прямого своего назначения, а в качестве усилительного элемента для крыла. Длина не короче 40см. Лучше, конечно 50см. Да, еще можно купить 30см линейку — мы ее используем для изготовления моторамы.

Наждачная бумага. Будет использоваться для закругления кромок крыла и рулевых плоскостей самолета из потолочки. Размер зерна… можно А80. Если маленький размер — поверхность будет гладкой, но шкурить придеться долго. Если слишком большой размер зерна — то получите очень шероховатую поверхность — скотч может не прилипнуть. Хотя никто не мешает купить две наждачки.

Канцелярский нож. Нужен для резки потолочной плитки.



Хотя, честно говоря, он менее удобен, чем модельный нож. Вот такой, со сменными лезвиями:

Его можно попробовать поискать в магазинах инструментов, а можно и заказать вместе с пятиминутной эпоксидкой (и электроникой).

Металлическая линейка. Нужна для своего прямого назначения. Будем вдоль нее резать потолочку. Можно и пластмассовую использовать. Но боюсь, что канцелярский нож ее быстро порежет на кусочки… он у меня и металлическую потихоньку того… режет.

Плоскогубцы, отвертка. Крестовая маленькая (для закрепления качалок на сервомашинках) и шестигранник на 1.5 (может придется разбирать мотор для профилактики).

Дрель, пилка/лобзик. Эти инструменты нужны будут только для изготовления моторамы. Как альтернатива — мотор можно будет просто приклеить к самолету.

Паяльник, припой, флюс, термоусадочная трубка. Паять все равно придется. Регулятор нужно будет подпаять к мотору и аккумулятору. Как вариант — можно будет попросить кого нибудь это сделать.



Еще нужен доступ к принтеру, бумага, ножницы Чтобы распечатать и подготовить чертежи.

А еще нужно найти что-то, на чем вы будете резать потолочку. Либо кусок толстого картона, либо какая то доска… Имейте в виду — что если вздумаете резать прямо на столе, то он быстро превратится в что-то исцарапанное и изрезанное

Делаем фюзеляж



Нарисуйте детали фюзеляжа, а потом вырежьте их. Не забудьте также с помощью наждачной бумаги отшлифовать эти детали. После этого можно приступать к их склеиванию. Если хотите, вы можете окрасить фюзеляж в камуфляжный или другой цвет.

Проводим тестирование самолета

Когда клей на конструкции высохнет (спустя 6-8 часов), можете снять крепления с модели. Чтобы проверить, как летает самолет, запустите его с рук. Если авиамодель резко набирает высоту, необходимо к носу прилепить пластилин, а если воздушное судно падает – прикрепите пластилин к хвосту.


Если уравновесить сделанный самолет правильно, вы сможете наслаждаться его полетом на 25-метровую дистанцию.

Как сделать планер из потолочной плитки (видео)

Готовые самолеты из плитки (35 фото)

Авиамоделизм

Конструирование моделей самолета — популярный вид технического спорта, который интересен школьникам, студентам, рабочим и инженерам. При этом каждый выбирает для себя класс авиамоделей, отвечающий его интересам.

В авиамоделизме выделяется три довольно больших отряда моделей самолетов, представленных в таблице:

Читайте также: