Радар для катера своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 31.08.2024

Несмотря на достижения в области AIS и прогнозирования погоды, на большинство яхт длиной более 60 футов устанавливают радары.

Скептики скажут, что радиолокационные установки не нужны в плавании на короткие дистанции. Объяснение в следующем: обычные системы требуют наличия квалицированного оператора в команде, регулярного внимания и больших затрат электроэнергии.

Бывалые мореходы не спешат отказываться от помощи радара. Практика подтверждает, что этот инструмент помогает обнаружить водный транспорт, не оснащенный автоматизированной системой идентификации (AIS), и избежать столкновения. К таким судам относятся небольшие яхты, рыболовные лодки , ряд военных кораблей.

Эволюция в области радиолокации

Появление широкоформатного радара упростило навигацию, позволив значительно снизить нагрузку на вахтенного.

Яхтсмены выделяют следующие преимущества нового оборудования:

  • инструмент полезен при хорошей и плохой видимости;
  • он автоматически настраивается;
  • в тумане позволяет делать более объективное суждение о судоходстве в заданном районе;
  • дает возможность настроить автоматическое оповещение вахтенного о каком-либо объекте, попадающем в выделенную зону вокруг яхты ;
  • широкоформатный радар отличается лучшим разрешением чем устаревшая техника.

Большинство современных радиолокационных установок имеют функцию MARPA (расшифровывается как Mini-Automatic Radar Plotting Aid). Используя MARPA, можно вручную идентифицировать радиолокационную цель, определить курс, скорость и точку сближения (CPA). Наложение данных радара на электронные карты и AIS позволяет избегать столкновений.

В каких случаях нужно использовать радар на яхте?

Современная установка особенно актуальна при движении в гавани в тумане “гороховый суп”. Она способна видеть объекты в пределах нескольких метров. При установке охранной зоны система включит тревожное оповещение, если захватит:

  • маяк на плавающем буе;
  • небольшие плавучие объекты, такие как лед и полупогружной контейнер.

Радар чрезвычайно полезен:

  1. Для обнаружения дождя с приближающегося фронта. Экстраполируя направление линии фронта, можно определить, когда яхта попадет под удар дождевой стихии, а также определить связанный с ней сдвиг ветра. Когда холодный фронт исчезнет, появится возможность спрогнозировать, когда закончится дождь и сменится ветер.
  2. Когда гроза приближается к яхте. Она может стереть горизонт. В результате создастся впечатление, что она продлится часами. С помощью радара можно проникнуть в облако и определить, что гроза может длиться всего 20 минут.
  3. Для улавливания линии шквала по мере его приближения, когда порывы ветра резко увеличиваются от 15 до 25-30 узлов. Это предупреждение может помочь с настройкой парусов.

Чтобы радиолокационная установка стала надежным помощником настройте его в хорошую погоду и попрактикуйтесь в ее использовании для входа в порт приписки.

*Подписывайтесь на наш аккаунт, оставляйте лайки и комментарии. Будьте всегда в курсе самого интересного!

Может кому будет полезным.
Летом был испытан установленный радар.
Высота установки радара от поверхности воды - 2,2 метра.
Установлен жестко на "палку буксировки лыжника",
При первом включении оборудование сразу все само нашлось и подцепилось друг к другу. Чудеса. Очень удобно.
Запускается быстро.
Видит абсолютно всё что находится над водой.
Видит даже одиноких взлетающих уток.
Наименьшее расстояние: видит практически перед носом лодки.
Наибольшее расстояние: видит далеко на горизонте.
Не шумит, по заверениям производителя ничего опасного не излучает. Потребляет совсем какой-то минимум электроэнергии.
Ходили с ним ночью в море. На глиссере. Ну как бы в море простор.
Но все равно удобно, когда накладывается радар на карту, то бакены на карте подсвечиваются реальными показаниями радара.
При заходе в бухту довольно узкий судовой ход. Темно. Маяк на скале обозначает только сам себя. Света от него нет. Комфортно идти по заведомо проложенному маршруту, совмещая иконку лодки с линией маршрута, подстраховавшись картинкой от радара.
В целом - понравилось. Вещь, считаю, полезная. Кому приходится ходить ночью, в туман, в дождь . можно рекомендовать.
По сути, с лицензионными картами, радаром и глубиномером, можно идти заклеив стекла черной пленкой )))
Фоток надергаю из видео, накидаю ниже с комментариями.
Вот такая штука на верхнем фото. Эстетику сильно не портит, но безопасность превыше всего.
Ночью, то есть совсем ночью. Над морем виднеется всходящая луна и огни парома на причале.

mura555555

капитан 1-го ранга

Может кому будет полезным.
Летом был испытан установленный радар.
Высота установки радара от поверхности воды - 2,2 метра.
Установлен жестко на "палку буксировки лыжника",
При первом включении оборудование сразу все само нашлось и подцепилось друг к другу. Чудеса. Очень удобно.
Запускается быстро.
Видит абсолютно всё что находится над водой.
Видит даже одиноких взлетающих уток.
Наименьшее расстояние: видит практически перед носом лодки.
Наибольшее расстояние: видит далеко на горизонте.
Не шумит, по заверениям производителя ничего опасного не излучает. Потребляет совсем какой-то минимум электроэнергии.
Ходили с ним ночью в море. На глиссере. Ну как бы в море простор.
Но все равно удобно, когда накладывается радар на карту, то бакены на карте подсвечиваются реальными показаниями радара.
При заходе в бухту довольно узкий судовой ход. Темно. Маяк на скале обозначает только сам себя. Света от него нет. Комфортно идти по заведомо проложенному маршруту, совмещая иконку лодки с линией маршрута, подстраховавшись картинкой от радара.
В целом - понравилось. Вещь, считаю, полезная. Кому приходится ходить ночью, в туман, в дождь . можно рекомендовать.
По сути, с лицензионными картами, радаром и глубиномером, можно идти заклеив стекла черной пленкой )))
Фоток надергаю из видео, накидаю ниже с комментариями.
Вот такая штука на верхнем фото. Эстетику сильно не портит, но безопасность превыше всего.
Ночью, то есть совсем ночью. Над морем виднеется всходящая луна и огни парома на причале.
Посмотреть вложение 160211Посмотреть вложение 160212

Идея создания некоего подобия радара для определения расстояния пришла одному из моих студентов. Мы продолжили ее разработку и решили ввести в программу курса в качестве одного из проектов.

Светодиодные драйверы MEAN WELL для систем внутреннего освещения

После пары недель подготовки мы, наконец, определились, как его начинать и что для этого может понадобиться. Проект не должен был быть очень продвинутым; мы установили средний уровень сложности. Ниже представлен пример использования персонального радара узкого диапазона. Он и должен был выглядеть немного смешно, так что можете смеяться!

Описание и цель проекта

Целью проекта было создание функционирующего радара. От системы требуется лишь измерять расстояние под углом в 90 градусов, как показано в примере выше. В зависимости от выбранного сенсора, система функционирует в пределах 4-30 см, 20-150 см и 1-5,5 м.

Gример использования персонального радара узкого диапазона

Результаты проекта повлияют на последующие разработки, в которых мы попытаемся интегрировать радар для навигации мобильных роботов в естественных условиях.

Электронные детали

  • Стабилизатор напряжения LM7805 5 В
  • Микроконтроллер PIC18F452
  • ИК Сенсор GP2D120
  • Кварцевый резонатор на 4 или 8 MHz
  • Переключатель
  • Конденсатор
  • 30-тиконтактный разъем
  • 5 триггеров 74LS373
  • Макетная плата
  • Припой
  • 36 индикаторов
  • Провод 30 AWG
  • Инструменты для работы с проводами
  • Паяльник

Подробный список запчастей

74HCT373

74HCT373

Восьмиразрядная микросхема, содержащая в себе трехстабильный триггер. Проще говоря, данный чип способен хранить 8 бит цифровой логики и удерживать в памяти до стирания или изменения ее посредством LE-Latch Enable вывода.

Принципы работы

  • Управляющие выводы LE и OE
  • 8 Ввод данных D0-D7
  • 8 Вывод данных D0-D7

Питание (Vcc & GND.)
Активация вывода (ОЕ) позволяет Q0-Q7 выводить данные на данный момент находящиеся в D-триггерах.
Активация триггера (LE) позволяет перезапись данных, содержащихся на D0-D7, в D- триггер.

Обзор схемы

Схема для данного проекта намного сложнее предыдущих. В нашей разработке есть 4 основных преимущества.

  1. Мы сможем программировать изображения с разрабатываемой платы.
  2. Мы будем контролировать сервосистему.
  3. Мы будем снимать данные с ИК сенсора расстояния.
  4. Мы установим 36 LEВ индикаторов для отображения вывода данных, полученных с ИК сенсора.

Характеристики схемы

  • Питание осуществляется через аккумулятор на 9В, подключенный к LM7805 с конденсатором 1uF, подключенным к выводу/заземлению для обеспечения бесперебойного постоянного тока LM7805.
  • Программный цикл
  • Программирование осуществляется посредством подсоединения двух разъемов от контроллера к программатору, предоставляя первому разъему программатора доступ к MCLR*/Vpp-Pin1 на контроллере. В целях безопасности установлен выпрямительный диод.
  • ИК Сенсор Расстояния
  • ИК Сенсор использует один разъем контроллера PIN 2 - RA0. Используются аналоговые возможности этого вывода для получения значения АЦП, так как с ИК сенсора снимается только аналоговый сигнал. Данное значение сообщает, есть ли что-то в радиусе охвата сенсора.

LED индикация

В общей сложности еcть 40 LED индикаторов. Каждый чип 74HCT373 контролирует до 8 индикаторов; так как 40/8=5, нам нужно 5 схем 74HCT373, чтобы управлять всеми 40 индикаторами. Необходимо отметить на схеме, что для всех 5 чипов используется одна шина данных.

Данная разработка использует три основных прибора для создания персонального радара. ИК сенсор подключается к микроконтроллеру, и затем выводится на сегмент индикаторов. Предоставляется наглядная демонстрация этого процесса:

Использование разных сенсоров
Важным аспектом в точности ИК сенсоров, используемым в данном проекте является то, что они имеют одинаковые характеристики напряжения, поэтому данная программа совместима со всеми индикаторами. Единственное, что необходимо знать, -- как используется сенсор для определения расстояния, выводимого на индикаторах.

Использование

Итак, взглянем на окончательный вид прибора:

Окончательный вид прибора

Таков внешний вид собранного прибора. Перейдем к следующему разделу и продолжим сборку прибора.

Дизайн прибора

Пластиковый корпус внизу на картинке не упоминался в списке запчастей. Это обычный корпус, который можно приобрести у любого производителя или продавца электроники. В первую очередь необходимо просверлить 36 отверстий для индикаторов в схеме и закрепить в них индикаторы. Перед вставкой индикаторов в отверстия было использовано закрепляющее вещество.

Дизайн прибора

После того, как панель спаяна, начинаем подключение схемы. Каждый проводок нужно подключить сквозь маленькое отверстие корпуса.

Вид панели на ранней стадии

Рисунок выше отображает вид панели на ранней стадии. В начале подключения проводов наблюдается скопление огромного их количества, например, вот так:

В начале подключения проводов наблюдается скопление огромного их количества

Последним штрихом в разработке персонального радара является возможность его использования он-лайн. Используются провода длиной 2-4-метра при подключении сервосистему и ИК сенсор. Проделываем отверстие спереди корпуса для данных проводов:

Проделываем отверстие спереди корпуса для данных проводов

Последним штрихом в разработке персонального радара является возможность его использования он-лайн. Используются провода длиной 2-4-метра при подключении сервосистему и ИК сенсор. Проделываем отверстие спереди корпуса для данных проводов:
Покончив со сборкой перейдем к программной части разработок. Это, безусловано, более тонкая часть разработки, чем даже прокладывание проводов.

Программное обеспечение для данного прибора включает три основных части:

  • Управление Сервосистемой
  • Управление LED-индикацией
  • ввод A/D/

Поскольку все программное обеспечение данного проекта не поместится на одной странице, будет объяснено, что это за части и как они работают.

Управление Сервосистемой

Управление сервосистемой осуществляется таймерами и прерываниями. Двумя отдельными прерываниями, срабатывающими одновременно для создания желаемого звука, генерируется сигнал в 50 Ггц, и указатель сервосистемы двигается маленькими шагами регулируя скрипящий звук.
Регулирование LED индикации.
Индикаторы регулируются триггерами 74LS373/74HCT373. Система постоянно обновляет данные триггера, выводимые на индикаторы.
А/Ц Ввод
ИК сенсор осуществляет аналоговый вывод. Используется конвертор для определения значения напряжения, сообщающий, что объект вышел на расстояние вне зоны действия ИК сенсора.


Завершена сборка и настройка прибора - нужно протестировать его. В заисимости от используемого вами сенсора, индикация будет разная. Сенсоры на выбор GP2D120, GP2Y0A21YK и GP2Y0A700K0F.

Данные и наблюдения

Первым тестом радара будет тест на близком расстоянии. В качестве препятствий были использованы консервные банки.

На втором видео (на первой страничке) тестируются индикаторы 20 см - 150 см и 1 м - 5.5 м, позволяющие преодолевать более серьезные препятствия. Посмотрите, чтобы понять, о чем идет речь.

Два видеоролика продемонстрируют работу сенсора, однако при самостоятельной сборке возможны небольшие затруднения, которые будут описаны в заключении.

Обзор персонального радара

Сборка и настройка данного прибора занимает немного времени. Это проект, который вы сможете за день, и он уже имеет нишу в применении, но с течением времени будут возникать дополнительные трудности. ИК сенсоры могут становиться ненадежными, результаты вывода могут быть малыми из-за влияния среды и окружения.


Действия, которые нужно предпринять

Заключение

Проект был увлекательным изучением сенсоров ИК излучения. Он демонстрирует, что результаты могут быть получены и использованы реально. Многие дальнейшие проекты могут быть разработаны на базе этого.

Перевод по заказу РадиоЛоцман

Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.

Что такое - Радар Детектор и в чём его отличие от АИСа? Что бы в этом разобраться, давайте в начале познакомимся с радар-детектором поближе.

radar-detector-2.jpg

Радар Детектор – это совершенно простой с технической точки зрения прибор, который к тому же очень надёжен в эксплуатации. По важности для мореплавания, тем более одиночного или малым экипажем, я его ставлю на второе место после селф-стиринга и авторулевого.

Устройство и управление

Он состоит из блока управления для подачи звукового и визуального сигналов и выносной антенны, принимающей на себя сигнал радара.

Блок управления выглядит очень просто:

– четыре светодиодных индикатора, показывающих направление и сектор относительно диаметральной плоскости вашего судна, откуда был принят сигнал радара.

– реостат, регулирующий чувствительность прибора,

– переключатель подачи напряжения на прибор ВКЛ/ВЫКЛ.

radar-detector.jpg

Потребляемое электричество минимально, - 0,3 Амп.

Цена: 350 – 550 долларов в зависимости от продавца.

Принцип действия радар – детектора

При поступлении сигнала радара с проходящего судна на антенну радар детектора, девайс показывает светодиодом сектор откуда получен сигнал и предупреждает тебя совершенно противным звуковым сигналом о приближающейся опасности.

Мой опыт использования

ontop-viwe.jpg

Совершенно незаменимый, на мой взгляд, девайс для одиночного плавания или плавания малым экипажем. Прекрасно справляется с задачей оповещения приближающегося судна с работающим радаром. АИС (Automatic identification system) как вы знаете, так же предназначен для этих целей. Но проблема в том, что АИС видит только суда с АИС. Радар-детектор же видит всех! Большая часть судов малотоннажного флота: рыбаки, суда вспомогательного флота, разного рода каботажные работяги очень часто не имеют на борту АИСов но радары есть у большинства из них, как и у яхт и катеров.

sea-view-1.jpg

Если у вас есть возможность, то имейте на своём судне оба этих девайса. Если нет, я бы настоятельно рекомендовал радар-детектор. За всё время своих плаваний я лишь однажды был в ситуации, когда радар-детектор на увидел проходящий в опасной близости большой коммерческий сухогруз. Я связался с ними, экипаж оказался русским, вахта капитана и на мой вопрос, - почему у вас не работает радар он мне ответил:

- А зачем? Мы днём вполне справляемся визуально, пусть радар пока отдохнёт а вечером мы его снова запустим.

Бережливое и умное использование судовой электроники присуще русским морякам, все же остальные коммерческие мореплаватели, как правило, гоняют свои РЛС 24 часа в сутки и семь дней в неделю. А потому ваш радар-детектор увидит их в любое время и заранее вас оповестит!

sergei-morozov.jpg

Надеюсь, что мой короткий рассказ поможет вам в выборе судовой электроники.

Читайте также: