Птица счастья из дерева своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 09.09.2024

Традиция

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя, связанным с образом Святого духа. В связи с этим современное превращение сакрального символа поморов в обычный сувенир не совсем корректно, так как разрушает исконную суть и духовное назначение артефакта. Образ голубя — это глубокий символ надежды, а не просто украшение или деревянная игрушка, как пытаются представить некоторые исследователи.

Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.

Изготовление

Изготавливается щепная птичка из двух цельных брусочков, щепки без применения клея и крепежных элементов. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики могут быть вырезаны фигурно.

На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста.

В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяют их так, что они образуют крест.

Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. Получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитками.

Изготавливается птица обычно из древесины карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Древесина должна хорошо расщепляться и не ломаться на изгибах. Поначалу изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок.

Считается, что раньше голубков не раскрашивали. Сейчас популярны раскрашенные птички. По желанию их можно раскрасить самостоятельно.

Изделия народных мастеров

Птичка счастья-глухарка Мартына Филипповича Фатьянова была изготовлена с великим тщанием и излучала добро. Он осторожно дул на её деревянные перья, и птица поворачивалась по кругу, словно осматривала свои владения.

В руках другого народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приёмами резьбы, превратился в настоящую скульптуру — массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове. Работы А. Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.

Популярность

Современные традиции

В наше время щепную птицу любят и чаще всего используют как сувенир. Время от времени появляются всякие легенды, связанные с ней.

Например рассказывают, что птичку подвешивали в доме с наступлением нового года, а через год сжигали. Считалось, что птица вбирает в себя всякий негатив, охраняя владельцев дома.

Но этой легенде нет официальных подтверждений.

Теперь принято птицу счастья дарить на рождение ребёнка, подвешивать над кроваткой или на новоселье, чтобы подвесить как оберег при входе в новый дом.

Её привозят как сувенир-символ России иностранные туристы.

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Бумажная радуга ремёсел

Птица счастья, она же Северная птица, Архангельская птица, деревянная птица, Поморский голубок.
Символ семейного счастья и благополучия.

Птица счастья, она же Северная птица, Архангельская птица, деревянная птица, Поморский голубок. Символ семейного счастья и благополучия. (фото 1)

Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад. (фото 2)

Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души.
Северные народные умельцы мастерили птицу из деревянной щепы. Поэтому она называется щепная. А я попробовала изготовить из бумаги в технике оригами и бумагопластики (гофрирование).

Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души. Северные народные умельцы мастерили птицу из деревянной щепы. Поэтому она называется щепная. А я попробовала изготовить из бумаги в технике оригами и бумагопластики (гофрирование). (фото 3)

Для основы (туловища) я воспользовалась схемой "голубь", немного изменив ее.
Для большой птицы понадобится четыре листа желтого цвета (под цвет дерева).
Из одного листа формат А4, вырезать квадрат.
1. Сделать перегиб по диагонали и согнуть углы к линии перегиба.

Для основы (туловища) я воспользовалась схемой

2. Перевернуть заготовку на обратную сторону. Углы еще раз согнуть к центру.

2. Перевернуть заготовку на обратную сторону. Углы еще раз согнуть к центру. (фото 5)

3. Сложить пополам по продольной оси и левый угол отогнуть вверх наискосок, наметив "шею".

3. Сложить пополам по продольной оси и левый угол отогнуть вверх наискосок, наметив

4. Левый угол согнуть внутрь.
Верхний кончик согнуть внутрь в форме клюва.

4. Левый угол согнуть внутрь. Верхний кончик согнуть внутрь в форме клюва. (фото 7)

5. Правый угол загнуть внутрь.
Туловище голубя готово.

5. Правый угол загнуть внутрь. Туловище голубя готово. (фото 8)

6. Для крыльев сгофрировать 2 склеенных листа А4 по длинной стороне. Для хохолка: из остатков бумаги (от квадрата) вырезать круг и сгофрировать. Для хвоста лист А4 сложить по ширине.

6. Для крыльев сгофрировать 2 склеенных листа А4 по длинной стороне. Для хохолка: из остатков бумаги (от квадрата) вырезать круг и сгофрировать. Для хвоста лист А4 сложить по ширине. (фото 9)

7. Вырезать узоры и слегка затонировать края коричневым или оранжевым карандашом. Сделать канцелярским ножом продольный прорез на туловище, слегка углубив его ножницами (для толщины

Северная птица счастья (архангельская) (фото 11)

Северная птица счастья (архангельская) (фото 12)

Летящая птица напоминает солнце — языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа — голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь — Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа.
Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя.

Летящая птица напоминает солнце — языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа — голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь — Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя. (фото 13)

Вот и я поймала свою Птицу счастья)

Вот и я поймала свою Птицу счастья) (фото 14)

Северная птица счастья (архангельская) (фото 15)

Архангельская щепная игрушка

ПТИЦА СЧАСТЬЯ


Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения.

Технология изготовления сохранилась до наших дней.




В руках народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приемами резьбы, превратился в настоящую скульптуру. Массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове.Работы Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.




Время минет. И всё простится,
И покажется пустяком.
Птица счастья - щепная птица
Приютилась под потолком.
Может, сказки это, поверья,
Что нам благо она несёт.
Распластала резные перья,
Приготовясь пуститься в лёт.
Долго будет на нитке виться.
Почему же чудес хочу? "Оставайся, щепная птица",-
Ей по-детски шепчу, шепчу
Ноговицын В

 Птицы

Оберег птица счастья – старинная северная игрушка из дерева. Традиционно птицу счастья делают своими руками как оберег дома и семьи.

выпиливание лобзиком — ЧЕРТЕЖИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. | OK.RU Искусство Изготовления Изделий Из Труб Пвх, Картонные Поделки, Обработка Дерева, Оригами, Бумажные Птицы, Животные, Ремесло, Дизайн Костюмов, Столярные Изделия

Фотоальбом КОМУ НУЖНЫ ЧЕРТЕЖИ. группы выпиливание лобзиком в Одноклассниках Оригинальные Деревянные Изделия, Прикладное Искусство, Поделки Из Бумаги, Шаблоны Для Выпиливания, Коллажи, Молде, Рисунки, Деревянные Изделия, Деревянные Игрушки

 Шаблоны Для Выпиливания, Деревянные Духовые Музыкальные Инструменты

Подарки на свадьбу ручной работы. Русская птица счастья из дерева

Подарки на свадьбу ручной работы. Русская птица счастья из дерева "Нежная заря" Сувенир на праздник,. Птица счастья (Елена Семёнова). Ярмарка Мастеров.

 Шаблоны Для Выпиливания, Деревянные Духовые Музыкальные Инструменты

 Ручки Для Каллиграфии, Дерево, Подарки

 Прикладное Искусство, Идеи Для Поделок, Поделки Из Бумаги, Бумага Для Оригами, Квиллинг, Картинки, Manualidades, Резное Дерево, Бриколаж

 Чипсы, Птица, Яндекс, Картинки

 Иллюстрации Арт, Крылья, Птица, Искусство

 Птицы, Подарки Своими Руками, Винтаж, Вентиляторы

 Техники Рисования, Обработка Дерева, Прикладное Искусство

 Работа С Деревом, Деревянные Проекты, Проекты Поделок, Идеи Для Поделок, Обработка Дерева, Забавные Поделки, Резное Дерево, Советы

 Техники Рисования, Бесплатный Шаблон, Прикладное Искусство, Птицы, Пиломатериалы

How to Carve a Hunting Decoy - Part Three - Article by Willy McDonald - The Duck Blind Приманки Для Утки, Изделия Ручной Работы Из Дерева, Изобразительное Искусство Из Дерева, Рисование Фигур, Олень, Творчество, Украшение Двора, Искусство Птицы, Трости

How to Carve a Hunting Decoy - Part Three - Article by Willy McDonald - The Duck Blind Приманки Для Утки, Резьба По Дереву, Олень, Изделия Ручной Работы Из Дерева, Художественная Резьба По Дереву, Трости, Винтажное Дерево, Скульптуры, Птицы

How to Carve a Hunting Decoy - Part Three - Article by Willy McDonald - The Duck Blind Художественная Резьба По Дереву, Изобразительное Искусство Из Дерева, Резьба По Дереву, Охота На Койотов, Охота На Фазана, Охота На Индейку, Охота С Луком, Изделия Ручной Работы Из Дерева, Модели Бюстгальтеров

Дърворезбата на птицата на победата Феникс е подходящ подарък за юбилей, за сватба, за нов офис! Често се поръчва и като протоколен подарък Резьба По Дереву, Канделябр, Идеи Для Проекта, Столярные Работы, Свечки, Птички, Мебель, Листья

Дърворезбата на птицата на победата Феникс е подходящ подарък за юбилей, за сватба, за нов офис! Често се поръчва и като протоколен подарък

Есть
у древесины замечательное свойство — расщепляться вдоль волокон под
действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова,
расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для
строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно
раскалыванием бревен вдоль волокон. Но и позже, когда появились пилы,
деревенские зодчие предпочитали изготавливать доски для кровли по
старинке. И вот почему. Пила, перерезая древесные волокна, открывала
доступ влаге внутрь доски, и от этого она быстрей загнивала. У колотой
доски цельность волокон не нарушалась, а значит, и кровля из таких досок
служит дольше.


Уже давно на смену
кровельным доскам и щепе пришли жесть и шифер, а на смену светцу с
березовой лучиной — электросветильники, но люди по-прежнему продолжают
использовать, чудесную способность древесины раскалываться вдоль
волокон. Их привлекает высокая декоративность колотой древесины: ее
блеск, красивый текстурный рисунок и сочные янтарные оттенки.


Настенное
панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не
полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы
попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, научитесь правильно
колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента:
обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое
полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении и в
радиальном. Если полено раскалывать так, чтобы плоскость раскола
проходила через сердцевину, то получатся баклуши, у которых поверхности
скола будут радиальными. А если раскалывать в любом другом направлении,
только не через сердцевину, то из-под топора будут выходить баклуши с
тангентальными поверхностями скола. На любом куске дерева радиальный и
тангентальный сколы можно определить по рисунку годичных слоев. На
первом годичные слои видны в виде параллельных полос, а на втором — в
виде характерных дугообразных линий.

Чтобы
получить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке
тоже должны иметь определенную направленность. Так, лучинки с
тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого
годичные слои параллельны узкой его грани. Если же годичные слои в
бруске на торце параллельны самой большой его грани, то лучины будут
получаться с радиальными сколами.

Не
забывайте о том, что не все деревья одинаково раскалываются во всех
направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в
радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от
сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым
облегчают раскалывание. При тангентальном расколе они, наоборот, словно
суровыми нитками стягивают древесные волокна. Эти особенности дуба
учитывают заготовители бондарных клепок.


Древесина осины и тополя
благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех
направлениях, поэтому она является основным материалом при производстве
спичек.

Хорошо колется во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.

Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.


Если
поместить лучину напротив горящей лампы, то лучина как бы засветится
мягким теплым светом. Возьмите сразу несколько лучинок из древесины
разных пород и сравните их цвет и рисунок. Каждая из них будет светиться
по-своему. Древесные волокна осины против света из белых превращаются в
золотисто-соломенные. Примерно такой же цвет приобретают лучинки тополя
и липы. А лучинки более плотной древесины березы просвечиваются слабее —
они окрашиваются в густой желто-охристый цвет. Особенно красива на
просвет древесина хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы и кедра.
Лучины этих деревьев против света словно наливаются янтарем самых
разнообразных оттенков — от светло-оранжевого до малиново-красного.
Множество оттенков имеют лучинки из сосны. Почти малиновый цвет
приобретают те их участки, которые расположены близко к сучкам и
содержат много смолы. На просвет хорошо различается текстура, которая
делает древесину еще более выразительной.

Все
эти особенности нужно учитывать в первую очередь при работе над
различными светильниками. С декоративными полями абажур можно набрать из
лучинок с различной окраской, чередуя сосновую лучину с осиновой,
липовую с еловой. Чередуя две темно окрашенные лучины с одной светло
окрашенной и наоборот, вы можете строить композицию на четком ритме
цветовых пятен. Лучины из цветной древесины ольхи, дуба, яблони, груши и
вишни почти совсем не просвечиваются, поэтому для светильников они
малопригодны. К тому же яблоня и груша довольно плохо раскалываются в
заданном направлении.


Во всех
щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом
бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми
корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов: они
плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у
газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких —
корни ели и сосны.

Поскольку у
абажура должна быть жесткая конструкция, лучины друг с другом желательно
сплачивать корнями. Если корни заготовить не удалось, то вместо них
используйте бечевки из луба или пеньки. Только в этом случае с
внутренней стороны абажура для жесткости укрепите обручи из распаренной
лучины.


Заготовив
необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять
заготовку на тонкие лучины, увлажните ее, положив в какую-нибудь посуду и
залив горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо
расщепляется, то еще немного подержите ее в воде. Если же, наоборот,
она слишком разбухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете
расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет
резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон.
Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос,
которые в основном идут на плетение. Из полос можно сплести корзину,
коврик под вазу или подставку под горячее.

Чтобы
упростить работу, вы можете в считанные минуты сделать простейшее
приспособление из двух брусков. В торцах брусков, примерно на высоте
миллиметра, сделайте два пропила и вставьте в них нож. Бруски прибейте к
краю стола или верстака. Между брусками с тыльной стороны ножа сделайте
на верстаке неглубокий желоб, обеспечивающий свободное прохождение
лучины. Подавая заготовку на острие ножа, вы довольно быстро расщепите
заготовку на лучины одинаковой толщины.

Для
декоративных «панно и светильников лучины дополнительно украшают
фигурными прорезями. Совершенно одинаковые Очертания прорезей на
отдельных лучинах достигаются благодаря прорезанию желобков на ваготовке
до ее расщепления. Готовые резные лучины в зависимости от назначения
изделия переплетите бечевкой или корнем, сложенным пополам. Прорезные
узоры, которые можно составить из лучин, имеют множество вариантов.


Высокая
пластичность, которой обладают тонкие лучинки, дает возможность
придавать им определенный изгиб, необходимый при создании изделий более
сложной формы. Чтобы изготовить абажур, имеющий криволинейную боковую
поверхность, образованную из множества гнутых лучин, нужно из толстой
доски вырезать два одинаковых шаблона. Одна сторона каждого шаблона
должна точно повторять линию изгиба поверхности абажура. Шаблоны
соедините врезными рейками. Длина реек должна быть несколько больше
периметра самой широкой части абажура. При этом условии «можно согнуть
сразу все лучины, входящие в абажур. Перед тем как вставить лучины в
готовое приспособление, распарьте их в кипятке в течение 5—10 минут.
Приспособление вместе с заправленными в него влажными лучинами поместите
где-нибудь около теплой батареи или печи. Сохнуть они должны не менее
суток. После полного высыхания лучины сохранят сообщенный им изгиб.
Остается только переплести их расщепленными корнями.

Подвешивали птицу над
столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Нетрудно
догадаться почему. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к
потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне
достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться. Деревянную
жар-птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого
требовались самые простые — нож да топор. Отец передавал свое мастерство
сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей —
так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это
удивительное ремесло. Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в
наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно
украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.

Лучше
всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко
расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера
подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны,
выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с
красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно
применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и
других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной
игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности
древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и
с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно
другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к
употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность
древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова
испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться
хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно
распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде
недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет
плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя
определить оптимальную влажность дерева.

Щепная жар-птица.
Последовательность ее изготовления.

Для
изготовления жар-птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и
сечением 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь
обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из
сторон бруска. Сосна одинаково хорошо расщепляется как в тангентальном,
так и в радиальном направлении.


Из
одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь
передать их с натуралистической точностью — такое условие будет
противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и
левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому
делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной
бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон,
обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по
намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с
другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки.
Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности.
Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1–1,5 мм. Чем
тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.


Перья
хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются
поочередно вправо — влево, вправо — влево… неподвижным остается только
верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо
окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество
перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.

Освоив
технологию изготовления простейшей птицы, вы можете приступать к
выполнению более сложного задания по предварительно разработанному
эскизу. Современные народные мастера создают не только отдельных щепных
птиц с оригинальными пластическими решениями, но порой очень сложные
многофигурные композиции.

Щепная птица счастья

Птица – счастья — оберег на счастье в вашем доме (Легенда)

Да где ж на севере солнышко сыщешь? Опечалился отец, задумался… Распалил очаг пожарче и тут приметил лучину в ярком огненном танце. Смекнул отец как сыну помочь.

Всю ночь мастерил охотник птицу из полена, щепки из лучины настрогал и резьбой ажурной их украсил. Птицу подвесил над кроватью чада своего, и, вдруг, ожило деревянное творение в струях горячего воздуха, закружилась птица как живая.


В те далекие времена подвешивали сей оберег в красном углу. Ставили самовар по вечерам на стол, и теплый воздух, взмывая вверх, дотрагивался до легких птичьих перьев, заставляя жар-птицу медленно кружить над столом и заглядывать в разные уголки жилья, проверяя, как бы, все ли в порядке, своеобразно, защищая покой домочадцев. Обычно, щепную птицу мастерил сам хозяин дома. Свое умения передавал детям, а они, в свою очередь, обучали своих сыновей. Так, до наших дней дошло сие чудное ремесло наших северных предков. Даже горожане нередко вешают деревянных жар-птиц в своих квартирах. При изготовлении этого оберега использовали пихту, сибирский кедр, ель.

Ваш дом наполнится положительной энергией дерева, если в нем поселится щепная птица Счастья. Наш мастер, известный далеко за пределами Сибири, научит желающих создавать это щепное чудо.

Мастер-классы проводятся по предварительной договоренности. Дату и время согласовываем по телефону.
Записаться на мастер-класс и задать интересующие вопросы можно по телефону: 8 983 118 26 57

Щепная птица — подделка из дерева, символ Архангельской области

Главное


Щепная птица — один из ключевых образов поморской культуры, ставший
сегодня символом Архангельской области. Поделка в виде птицы,
изготовленная с помощью резьбы по дереву, издавна стала элементом
поморского ремесла. Изначально ее подвешивали к потолку в центре комнаты в
качестве голубя, обозначавшего присутствие и покровительство Святого духа, а
в наше время щепная “птица счастья” стала сначала деревянной игрушкой, а
потом — самым расхожим туристическим сувениром.

История

Состояние

Щепная птица изготавливается из цельного бруска (щепки), без применения клея и крепежных элементов — путём нарезки тонких лепестков и специального метода изгибания. Лепестки получившихся крыльев и хвоста могут соединяться нитками. Обычно птица делается из дерева сосны, ели, пихты или сибирского кедра.

Впечатления


Сегодня как сувернир щепную птицу можно приобрести едва ли не в любой точке Архангельской области — от аэропорта и сувенирной лавки до гостиниц и некоторых ресторанов. Распространена она и за пределами Поморья. А вот более подробнее ознакомиться с ее историей и бытованием — сложнее. Только в деревне Селище Лешуконского района открыт небольшой музей (“Дом деда Мартына”), посвящённый “щепной птице” и творчеству Мартына Фатьянова. Больших экспозиций, посвященных птице, нет. А мастер-классы по ее изготовлению проводятся разными мастерами по отдельным приглашениям — чаще в рамках праздников и фестивалей.

Читайте также: