Прозвище князя который сделал главным символом самодержавия шапку а не корону как в других странах

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 08.10.2024

Описание и значение реликвии

С 1498 года, когда на престол венчался внук Ивана III князь Дмитрий, эта сакральная регалия дома московских владетелей стала обязательным атрибутом ритуала. Торжественное возложение венца в главном соборе страны символизировало брак монарха с его государством. Причём головы великого князя, а впоследствии, с изменением титулатуры, царя, она в этот момент касалась единожды в жизни. После венчания её убирали в сокровищницу, где шапка Мономаха и хранилась в особом покое до прихода к власти следующего самодержца.

Внешний вид и характеристики

Венец представляет из себя полусферу, выполненную из 8 золотых пластин, увенчанную яблоком-навершием с драгоценным крестом и по низу отороченную соболиным мехом. Каждая пластина украшена тончайшей сканной перевитью и тремя жемчужинами (кроме передней, на которой их четыре).

Тщательное изучение деталей убора позволило сделать вывод, что его облик менялся как минимум четыре раза, прежде чем приобрёл окончательный вид.

Ведущий специалист музея по скани и зерни Н. В. Жилина выделила следующие стадии в его истории:

Для царского венца было использовано 11 драгоценных камней: 3 для украшения яблока (красная шпинель, жёлтый и синий сапфиры), 8 на тулье (2 рубина, 2 шпинели, 4 изумруда), по одному на каждую пластину. В окончательном варианте общий вес убора составил 993,66 гр.

Символ самодержавия

Полусферическая форма с меховым околышем олицетворяла в русской традиции небесный свод и лесные просторы. Коническая устремлённость вверх — обращение к предкам, а крест — верность христианскому исповеданию, связь с божественным и его благословение. Соболья оторочка несла на себе дополнительное обозначение богатства и власти. Такое символическое прочтение формы реликвии было принято до революции.

Со времён Ивана IV Грозного венец стал главным атрибутом царской власти на Руси и был внесён в Большой наряд — торжественное облачение государей, хотя на практике носить его было невозможно из-за слишком большого размера (результат последней реконструкции). Луковичная форма, характерная для куполов православных храмов, указывала на единение самодержавной и церковной власти, что последовательно отражалось впоследствии во всех других династических головных уборах: Казанском, Алмазном, Сибирском, Астраханском и прочих.

Происхождение царского венца

Из-за высокого статуса и приоритетной роли в символике любая версия о её появлении приобретала идеологический характер. Каждая указывала на законность власти, историчность и связь с легендарной традицией. Значение и происхождение шапки Мономаха, в разное время и в меняющихся политических обстоятельствах, были призваны подтверждать одно — легитимность действующего монарха.

Популярная версия

Самым простым и наиболее известным вариантом появления шапки на Руси стала легенда о том, как князь Владимир Всеволодич получил её в дар от своего родного деда, византийского императора Константина IX Мономаха в знак напутствия и благословения на тяжёлый труд управления страной. Вместе с головным убором ему досталось и прозвище знаменитого родственника, а освятил подарок греческий митрополит Неофит.

Впоследствии венец по наследству перешёл к владимирским, а затем и к московским князьям. Москва таким образом подчёркивала, что является правопреемницей Константинополя. Несостоятельность этой легенды опровергается следующими положениями:

  • в год кончины императора Константина IX княжичу Владимиру было не более 2 лет;
  • супруга Всеволода не являлась дочерью, а только дальней родственницей Мономаха;
  • существование митрополита с именем Неофит не установлено;
  • сам русский князь при жизни никогда не носил прозвища, оно появилось в летописях возле его имени не раньше XV в.

Византийский след

На самом деле, это кратко изложенное содержание широкой идеологической кампании, развёрнутой по указанию (или с согласия) великого князя Василия III, законность которого на русском столе у современников вызывала большие сомнения. События прошлого, нашедшие отражение в письменных источниках, и новейшие исследования подсказывают исходные посылы возникновения версии. Напрямую она связана с порядком престолонаследия, а косвенно — с византийским происхождением пластин, составляющих тулью.

С Ивана II Красного, отца Дмитрия Донского, усилиями русского митрополита Алексия (Бяконтова) в Московском княжестве устанавливается прямой порядок перехода высшей власти от отца к сыну. Старый, лествица, когда вслед умершему князю правили сначала братья по старшинству, затем дети и племянники, исчерпал себя, раздробив мощную Киевскую державу на множество мелких самостоятельных княжеств. Время собирания Русской земли требовало новых правил.

Иван III Великий был в браке дважды и в обоих имел по сыну. Первый — Иван Молодой от тверской княжны Марии, считался прямым наследником. Второй — Василий от племянницы последнего византийского императора Софьи Палеолог, по новому уложению прав на престол не имел. Однако ранняя смерть старшего брата открыла ему возможность прийти к власти. На пути было только одно препятствие — сын покойного Дмитрий Внук. Именно его Иван III назвал своим преемником, сделал соправителем и венчал на престол шапкой Мономаха.

Великая княгиня Софья сделала всё, чтобы освободить дорогу к трону своему отпрыску. В результате дворцовых интриг Дмитрий сначала попал в опалу, а затем был лишён великокняжеского титула и заточён в острог. Но многие продолжали считать его наследником, и Василию пришлось обосновывать претензии на высшую власть. Он использовал для этого своё происхождение, родство через мать с византийским императорским домом, а также наследственное право на регалии, присланные из Константинополя.

Теория о монгольском происхождении

Взяв эту гипотезу за основу, некоторые учёные попробовали доказать, что и история шапки Мономаха имеет восточные корни, а сама она могла быть выполнена золотоордынскими мастерами. В качестве доказательств использовалось сходство орнаментов, упоминание в завещании Калиты, особенности крепления навершия и наличие арабской надписи на внутренней стороне одной из пластин.

Нашлось даже сходство с тюбетейкой, которые носили жёны ордынских ханов. Последняя подверсия связана с женитьбой князя Юрия Московского на сестре (дочери) Узбека и, якобы получении им этого головного убора в качестве приданого за невестой. Но и эта теория по ряду причин не выдерживает критики:

  • нет ни одного документального подтверждения этого факта;
  • традиция монголов воспрещала передачу властных символов лицу, не связанному кровным родством;
  • драгоценные подарки подносили князья хану, а не наоборот (в лучшем случае оказывалась честь носить халат с царского плеча);
  • религиозный запрет в христианстве на ношение мужчиной женских предметов одежды, а значит и головного убора;
  • монгольские обычаи не подразумевали приданого.

Работа московских мастеров

Наиболее правдоподобной и научно обоснованной выглядит версия создания венца в период правления Василия II Тёмного. По мнению исследователей, оригинал был выполнен русскими ювелирами из частей шлемов, принадлежащих Ивану Красному и его сыновьям. Это объясняет нестыкующийся узор на тулье, а также разновеликость золотых пластин. Шлемы эти, скорее всего, хранились в разобранном виде и были механически собраны в единое целое. Последующие изменения вносились в течение двух столетий и привели к существующему ныне виду.

Несмотря на обилие информации о шапке Мономаха и всестороннем её исследовании, венец русских царей до сих пор остаётся предметом ожесточённых дискуссий, зачастую имеющих под собой политическую подоплёку.

Культурно-историческая ценность

Шапкой венчали на царство представителей четырёх династических фамилий: Рюриковичей, Годуновых, Шуйского и Романовых. Последним, на чью голову она была возложена, стал Иван V, слабоумный старший брат Петра I в 1682 г. Из-за его болезни и невозможности управлять государством малолетний Пётр также проходил этот ритуал, для чего специально была пошита копия — так называемая Шапка второго наряда. Она хранится вместе с оригиналом в Оружейной палате.

Пётр I, изменивший ритуал венчания на коронацию, утвердил, тем не менее, присутствие шапки Мономаха на церемонии, что должно было символизировать традиционность и преемственность власти, идущую из глуби веков.

Головной убор многократно использовался в живописи и литературе. Интересный факт: на парадных портретах царей и в описаниях шапка всегда предстаёт в новом обличии. Невнимание к деталям говорит о приоритете символического её значения над фактической точностью изображения.

В начале нового тысячелетия предпринимателями РФ с явным намёком была изготовлена за 50 тыс. $ и преподнесена в качестве подарка В. В. Путину точная копия венца. Однако принимать знаки самодержавной власти главе демократического государства нашли и некорректным, и недопустимым. Дар был продан с аукциона, а вырученные деньги переданы детским домам.

Что же касается цены реликвии, то таковой она не имеет. Последняя оценка была произведена в правление Александра III, и сумма драгоценных камней в украшении и металлов составила около 2 тыс. золотых рублей. Но представляя историческую, культурную и символическую значимость её для страны, можно с уверенностью утверждать, что она бесценна.

Всемирная история Протекторат Кромвеля - общая характеристика, причины установления и падения диктатуры

905 лет назад Владимир Мономах вступил на киевский великокняжеский престол. Из 72 лет своей жизни князь лишь 12 правил в Киеве — меньше, чем его предшественники. Однако именно он остался в памяти потомков как идеал правителя и подлинный защитник Русской земли. По мнению историков, Мономах выстраивал новое политическое здание государства на выработанной им нравственной системе, принципы которой он изложил в своих сочинениях. Как великий князь сохранял политическое и духовное единство Руси — в материале RT.

В истории Руси Владимир Мономах известен как талантливый политик, полководец и писатель. Детство он провёл в Переяславле-Южном при дворе своего отца Всеволода Ярославича. В 1078 году Всеволод Ярославич занял киевский престол. Владимир получил во владение Чернигов, а затем Переславль. 4 мая 1113 года Владимир Мономах стал Великим Киевским князем. За годы правления ему удалось возглавить несколько удачных походов против половцев, разорявших русские земли, и на несколько десятилетий остановить их набеги, а также на 12 лет потушить пожар княжеских междоусобиц.

Слова Мономаха убедили русских князей, и весной 1103 года дружины выступили в степь. Решающее сражение произошло 4 апреля на реке Сутени недалеко от Азовского побережья. За несколько часов русским воинам удалось одержать первую большую победу в степи. На несколько лет набеги половцев на Русь прекратились, однако вскоре вспыхнули с новой силой. Тогда Владимир Мономах предпринял новый поход против половцев.

В феврале 1111 года дружины русских князей выступили из Переславля. У ворот города был поставлен большой крест, отправлявшихся на битву воинов благословлял епископ. В походе войско сопровождали священники.


Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть

19 октября 1097 года князья Древней Руси собрались на Любечский съезд, который должен был положить конец феодальной усобице.

К концу марта русские дружины впервые достигли сердца Половецкой земли — города Шарукань недалеко от Дона. Спустя несколько часов после начала решающей битвы у притока Дона на реке Сальнице половцы бежали.

По словам кандидата исторических наук, заведующего кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгения Пчелова, победу удалось одержать благодаря организаторскому и военному таланту Владимира Мономаха.

Непродолжительный расцвет государства

Сразу после вступления на престол Владимир Мономах принял меры, ограничивающие произвол ростовщиков. Так, великий князь принял устав, согласно которому сумма выплачиваемых по кредиту процентов не должна превышать 20% в год.


Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана

700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так.

Помимо духовного завещания киевского князя до нас дошло пронизанное необыкновенным чувством христианского всепрощения письмо, отправленное Мономахом его врагу, князю Олегу Черниговскому.

По мнению исследователей, Владимиру Мономаху благодаря его непререкаемому авторитету удалось на 12 лет потушить пожар княжеских междоусобиц. Однако после его смерти Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности.

Впервые шапка Мономаха упоминается в казне московских князей при Иване Калите. В 1317 году его старший брат, Великий князь Московский Юрий Данилович, женился на Кончаке, сестре золотоордынского хана Узбека. Как считают некоторые историки, расшитая золотом шапка была свадебным подарком московскому князю от Узбека.

По мнению Пчелова, бесспорным является факт, что головной убор был сделан на Востоке, однако как он попал на Русь, остаётся неизвестным.

По словам историка, в конце XV века шапка стала считаться византийским подарком, якобы переданным на Русь Владимиру Мономаху от византийского императора Константина Мономаха вместе с другими регалиями.

\u043e\u0434\u043d\u0430 \u0438\u0437 \u0446\u0430\u0440\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0448\u0430\u043f\u043e\u043a . \u0421\u0438\u043c\u0432\u043e\u043b-\u043a\u043e\u0440\u043e\u043d\u0430 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0432\u0438\u044f \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438.
\u041f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439 \u0444\u0438\u043b\u0438\u0433\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u043a\u043e\u043d\u0435\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0443\u0431\u043e\u0440,
\u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e\u0439 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 XIII \u2014 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 XIV \u0432\u0435\u043a\u0430 \u0441
\u0441\u043e\u0431\u043e\u043b\u044c\u0435\u0439 \u043e\u043f\u0443\u0448\u043a\u043e\u0439, \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0434\u0440\u0430\u0433\u043e\u0446\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043a\u0430\u043c\u043d\u044f\u043c\u0438: \u0436\u0435\u043c\u0447\u0443\u0433\u043e\u043c ,
\u0440\u0443\u0431\u0438\u043d\u0430\u043c\u0438, \u0438\u0437\u0443\u043c\u0440\u0443\u0434\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u043c.
\u00ab\u0428\u0430\u043f\u043a\u0430 \u041c\u043e\u043d\u043e\u043c\u0430\u0445\u0430 \u00bb \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f \u043a \u0447\u0438\u0441\u043b\u0443 \u0441\u0430\u043c\u044b\u0445 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u0438\u0445 \u0440\u0435\u0433\u0430\u043b\u0438\u0439,
\u0445\u0440\u0430\u043d\u044f\u0449\u0438\u0445\u0441\u044f \u0432 \u041e\u0440\u0443\u0436\u0435\u0439\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0430\u043b\u0430\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u041a\u0440\u0435\u043c\u043b\u044f. \u041d\u0430\u0447\u0438\u043d\u0430\u044f \u0441 \u0418\u0432\u0430\u043d\u0430
\u041a\u0430\u043b\u0438\u0442\u044b , \u0432\u043e \u0432\u0441\u0435\u0445 \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u0430\u0445 \u043c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043a\u043d\u044f\u0437\u0435\u0439 \u0443\u043f\u043e\u043c\u0438\u043d\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f
\u00ab\u0448\u0430\u043f\u043a\u0430 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u0430\u044f\u00bb.">]" data-testid="answer_box_list">

Новые вопросы в История

Обмін думками, враженнями, повідомленнями - це. * 1 балл говоріння повідомлення спілкування Люди можуть передавати свої повідомлення такими способам … и (обери усі правильні варіанти) * 2 балла телефоном невербально вербально Коли повідомлення передається за допомогою слів - це * 1 балл невербальний спосіб вербальний спосіб Якщо повідомлення передається за допомогою міміки або жестів - це * 1 балл вербальний спосіб невербальний спосіб Що позитивно впливає на спілкування між людьми? (кілька відповідей) * 2 балла невміння слухати щирість і тактовність Вариант 5 малий словниковий запас і невміння говорити доброзичливість і гарні манери Дозволяє іншим вирішувати за себе. Про який тип поведінки йде мова? * 1 балл пасивний агресивний упевнений Поводиться зверхньо, приймає рішення лише у власних інтересах. Про яку поведінку йде мова? * 1 балл пасивну агресивну упевнену Поважає себе та інших, приймає рішення шляхом переговорів. Про яку поведінку йде мова? * 1 балл упевнену пасивну агресивну До якої поведінки закликає нас "золоте правило" моральності "Стався до інших так, як ти хочеш, щоб вони ставились до тебе"? * 1 балл упевненої агресивної пасивної ХТО ЗРОБЕ ДАМ 100Б

Дайте срочно ответ. Что было первее? "Поэма гомера Одиссея". 1.Приключения Одиссея на острове циклопов. 2.Расправа с женихами Пенелопы. 3.Прохождени … я Одиссея между Сциллой и Харибдой. 4.Пребывание Одиссея на острове Цирцеи

Вопрос об истории появления шапки Мономаха до настоящего времени не имеет однозначного ответа. Историки предлагают нам несколько версий, и каждая из них довольно убедительна и представляет большой интерес.


Другая версия имеет монгольские корни. Некоторые исследователи считали, что это дар Узбек-хана Ивану Калите, который получил его после смерти своего брата Юрия Даниловича в качестве награды за преданность.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного – Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в XIII веке, а окончательный вариант шапки появился в 1505–1526 годах. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.


Венчание на царство Ивана V и Петра I

Когда была изготовлена шапка Мономаха

Для начала учтем, что официальная версия происхождения шапки Мономаха (обычно принято говорить, что это подарок Византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку Владимиру) формируется к 1518 году и относится к правлению Ивана III.

Византийский император Константин IX Мономах

Хотя следует заметить, что византийский император любил дарить короны. Так, настоящая корона Константина IX Мономаха была действительно изготовлена в Константинополе в императорских мастерских и подарена им венгерскому королю Андрею I (1047—1061) по случаю его бракосочетания с дочерью Великого князя Киевского Ярослава Мудрого Анастасией. Но эта корона, что называется, и рядом не лежала с Шапкой Мономаха.

Корона Константина IX Мономаха подаренная венгерскому королю Андрею

Корона Константина IX Мономаха подаренная венгерскому королю Андрею

Императорская корона Карла Великого

Императорская корона Карла Великого

Камни на шапке Мономаха

Жемчуг на золотом кресте шапки Мономаха и в его основании имеется четыре жемчужины; на яблоке шапки Мономаха ещё три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней – четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего – 32 жемчужины. А также Шапку украшают:

  • Сапфир синий. Один камень на яблоке.
  • Сапфир жёлтый. Один камень на яблоке.
  • Рубин. Два камня на дощечках.
  • Изумруд. Четыре камня на дощечках.
  • Шпинель красная. Один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего – 3 камня.

Шапка Мономаха

Таким образом, на шапке Мономаха расположено шесть видов камней общим числом 43.

Сама шапка Мономаха изготовлена из золота. Внутри шапки, согласно Описи, винты медные. Опись 1696 года сообщает, что закладки и крючки внутренности шапки Мономаха, изготовлены из серебра.

Оценка качества использованных в оформлении шапки Мономаха камней и металлов невольно порождает вопрос: почему на таком значительном церемониальном предмете, фактически, короне Московских великих князей и царей, используются такие не столь драгоценные предметы как красная шпинель, серебро и медь, явно проигрывающие в цене рубинам и золоту?

Сколько стоит шапка Мономаха?

Конечно же, какой-нибудь эксперт-ювелир вполне может оценить, насколько это вещь дорогая. Но историческую ценность предмета сложно назвать даже примерно. Куда проще считать, что шапка Мономаха – бесценная реликвия, которая так и должна храниться в Оружейной палате и никому не должна передаваться.

Тяжела ты шапка Мономаха

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

Конструктивные фазы

Схемы крепления деталей шапки на I, II и IV стадиях


Схемы крепления деталей шапки на I, II и IV стадиях

Автор самого детального современного исследования шапки Мономаха, специалист по зерни и скани Н. В. Жилина выделяет четыре фазы в её истории.

Замена некоторых деталей документально подтверждена: например, в описи 1884 года винты были сделаны из меди. А по описи 1696-го закладки и крючки внутренней части были серебряными. На основе реконструктивного анализа предполагается, что шапка I этапа имела нижний ряд более коротких золотых пластин. Их изогнули так, что диаметр обода внизу сужался и плотно охватывал голову.

В нижней части золотых пластин расположены отверстия трёх видов. Первый тип отличается аккуратностью исполнения — диаметром 1-1,5 мм и с гладким контуром вокруг, точным соответствием узору. Отверстия второго типа имеют неправильные очертания, часто рваные контуры и расположены с нарушением орнамента скани. Сторонники теории монгольского происхождения шапки предполагают, что все отверстия использовались для крепления драгоценных подвесок. Однако исследование Н. В. Жилиной подтверждает, что отверстия второго и третьего типов хронологически отстают от первого и выполнены с нарушением изначального ювелирного замысла.

Роль шапки Мономаха в истории России

Немалоинтересным фактом является то, что шапка Мономаха одевалась российскими правителями только единожды в жизни — в день восхождения на престол. После торжественной церемонии шапка пряталась в сокровищницу царя, а ежедневным головным убором становился венец.

Таким образом, спустя толщу веков мы можем по достоинству оценить роль этого замечательного символа власти российских самодержцев, а также с той или иной вероятностью говорить о происхождении шапки Мономаха.

Загадочная легенда о происхождении шапки Мономаха

Легенда рассказывает, что митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху еще и оплечья, или бармы, а еще животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.

Правда, потом историки, сопоставив их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин умер в 1054 году, а Владимир Мономах стал великим князем в 1113-м – через 59 лет после смерти византийского правителя.

Мнения ученых о происхождении царского венца различны. Одни историки считают, что шапка Мономаха была сделана в Византии, другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи утверждают, что это произведение бухарской работы. Происхождение царского венца, как и история его появления в царской казне, до сих пор не выяснено и еще ждут новых исследований.

Сейчас документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III – Дмитрий. Великий князь Иван III, иногда именовавший себя царем, был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией – венчанием на престол.

Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввел своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов Русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов Суздальского, Рязанского, Тверского, Коломенского и Сарского. Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии – бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия.

Через 50 лет ею венчался на царство юный Иван IV, который окончательно утвердил за русскими государями царский титул.

Шапка Мономаха по форме похожа на скуфью, только имеет еще острую верхушку. Золотая поверхность ее покрыта кружевным сканым узором греческой работы, в котором в единое целое сплелись изящные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из шести лепестков.

Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, а ее диаметр – примерно 20 сантиметров. Таков символ царской власти в России.

Легенда и история

Происхождение этой реликвии вызывает множество споров. Всего существует две версии происхождения Шапки Мономаха.

Первая версия считается официальной и в корне отличается от второй. Она возникла буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентировалось с Золотой Орды на Византию.

Шапка Мономаха

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин Девятый Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии. Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина Владимиру было всего лишь два года.

Вторая версия, азиатская. Согласно ей, Шапка была изготовлена восточными мастерами как дар хана Узбека русскому князю Ивану Калите за верную службу.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного – Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в тринадцатом веке, а окончательный вариант шапки появился в двадцатых годах шестнадцатого века. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.

Шапка Мономаха

Каждый день великие князья в ней не ходили. Украшение было ритуальным и использовалось только один раз, в день восшествия на престол. С окончанием торжеств, в соответствии со всеми необходимыми правилами, шапка Мономаха пряталась до следующего подобающего случая. В обычные дни царь пользовался ежедневным венцом. В восемьдесят втором году семнадцатого века шапка по назначению использовалась в последний раз – при восхождении на престол Ивана Пятого. Здесь имелся один нюанс.


Вместе с Иваном Пятым на престол возводился и его младший брат Петр Алексеевич, который в дальнейшем стал императором Петром Первым Великим. Для второго царя была изготовлена шапка-дубликат, или, как ее назвали, шапка второго наряда. Сегодня эта шапка и шапка Мономаха хранятся в Оружейной палате в Кремле.

Шапка Мономаха: как женский головной убор стал символом русского самодержавия

Шапка Мономаха: как женский головной убор стал символом русского самодержавия

Шапка Мономаха – древний русский артефакт, который принято считать символом самодержавия. Шапка Мономаха сделана из золотых пластин и соболиного меха, отделана жемчугом и драгоценными камнями. Венчает шапку крест. У шапки Мономаха красивая легенда, которую мы помним еще со школы.

Якобы князь Владимир Всеволодович, памятуя о подвигах Олега и Святослава, пошел войной на Константинополь. А глава Царьграда Константин IX Мономах не хотел войны с русскими – он был сильно занят войной с персами. К тому же, Владимир приходился ему внуком. Поэтому Константин отделался богатыми дарами, в числе которых – знаменитая шапка Мономаха.

Миф придумало окружение Василия III, чтобы укрепить в глазах людей царскую власть. Дескать, сам Царьград преклонялся перед русскими князьями.

В общем, легенда критики не выдерживает, в первую очередь потому, что Владимиру было всего два года, когда Константин IX Мономах ушел в мир иной. 100-процентно происхождение шапки не доказано и у историков есть различные трактовки.

Шапка Мономаха: как женский головной убор стал символом русского самодержавия

Правдоподобной выглядит версия советского историка Николая Борисова. По его мнению, шапка эта – женская, принадлежала сестре Узбек-хана. А попала она в руки московских князей таким образом.

Шапка Мономаха хранится сейчас в Оружейной палате
Московский князь Юрий Данилович много времени провел на территории Золотой орды. Там он установил хороший контакт с местной знатью и возвратился назад с богатыми дарами. В числе даров была, в том числе, и эта шапка. Татарские женщины украшали ее павлиньими перьями. Московские князья установили туда крест.

А вот историки Бочаров и Богатырев полагают, что шапку сделали уже в Москве во времена Василия III. Легенду про подарок византийского императора придумали потом. Почему тогда шапка у наших мастеров получилась один в один, как найденные аналоги татарских женских шапок, история умалчивает.

Ну а окончательно шапка Мономаха получила высокий статус при Иване Грозном. При нем было решено – все русские цари венчаются на трон шапкой Мономаха. Кстати, в повседневной жизни шапку не носили — после венчания на трон ее сразу убирали в сокровищницу. А в жизни царь носил более скромный вариант этого головного убора. Отменил эту традицию Петр I, заменив на европейский лад обрядом коронации.

Шапка Мономаха Второго наряда

Читайте также: