Проверка свечей зажигания своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Каждый автолюбитель понимает, что бензиновый двигатель не будет нормально работать при каких-либо неисправностях системы зажигания. Основным элементом этой системы являются свечи зажигания. Если вы ощутили плохую тягу двигателя или же перебои в его работы, то первым делом следует проверить на работоспособность именно их.

В этой статье мы ответим на вопрос как проверить свечу зажигания в домашних условиях и расскажем как это сделать. Дело в том, что этот процесс достаточно прост и практически каждый может выполнить его самостоятельно. Порой не имеет смысла ехать на СТО и платить деньги за столь простую процедуру.

Диагностика свечей зажигания

Первым делом вам следует выполнить визуальную диагностику свечей. Это важно потому, что на их концах отчетливо видны проблемы эксплуатации и выход из строя этих элементов.

На фототаблице ниже представлены возможные варианты того, что вы увидите.

Свеча, которая исправна и нормально работает.
Пригоревшая свеча – свидетельствует о чрезмерном расходе бензина.
Белая свеча – бедная горючая смесь.
Красная свеча – свидетельствует о наличии в топливе присадок.
Маслянистая свеча – признак попадания в камеру сгорания моторного масла.
Возможное прогорание одного из клапанов.
Свеча работала в режиме сильных детонаций или с использованием бензина с низким октановым числом.
Белый налет – горение моторного масла в камере сгорания.

Если вы заметили хоть один из вышеописанных признаков, кроме первого, вам следует устранить первопричину его появления, а уже потом проводить диагностику свечи.

Как проверить свечи зажигания самому

Перед тем, как проводить проверку свечи зажигания на иску, вам нужно выключить систему зажигания.

Далее вам нужно запомнить или пометить каждый высоковольтный провод, который идет на свечи. Перепутать их ни в коем образе нельзя, поэтому лучше нанести любые понятные вам метки. В некоторых автомобилях на проводах имеются метки, которые соответствуют каждому из цилиндров.

Теперь снимаем наконечники свечей за резиновую часть. Не стягивайте их непосредственно за провод иначе он может порваться. Когда откручиваете свечи, то старайтесь избегать попадания пыли или грязи в камеру сгорания. Для снятие свечей используется специальный торцевой ключ или как его ещё называют свечной.

Когда свечи выкручены, нужно оценить зазор между центральным контактом и боковым электродом. Нормальное значение – это 0,7 мм. Проверить его можно обычным щупом. Если же, значение отличается от нормального, то нужно молотком или другим инструментом довести его до нужного показания.

Теперь выкрученные свечи помещаем в наконечники высоковольтных проводов, а резьбовую часть свечи на металлическую часть двигателя. Таким образом мы создаем цепь. Далее вам понадобиться помощник, который на несколько секунд пустит двигатель. В это время вам нужно оценить искру, которая появится на свечах. Если её нет, значит свечка неисправна или же нет напряжения по высоковольтному проводу. Если искра имеет красный цвет горения, то она также неисправна. Нормальный цвет – это голубой.

Как проверить свечу зажигания в домашних условиях

Помните , независимо от того, насколько хорошо сохранилась свеча, её нужно менять каждые 30-40 тысяч километров.

Чистка свечей в домашних условиях

Не спешите выбрасывать свечи после их проверки, потому что существуют способы восстановления их работоспособности своими руками.
Вы можете использовать два способа:

1. Механический
2. Химический

При первом способе вам нужна щетка по металлу или наждачная бумага. С её помощью необходимо тщательно очистить поверхность контактов свечи, но при этом не повредить сам корпус детали.

Химический способ, является более сложным и если вы не уверены в своих силах, то обойдитесь первым.

Первым делом, наливаем в небольшую ванную бензин и промываем свечи. Далее необходимо приготовить аммонийная соль уксусной кислоты и поместить в него комплект свечей. Вскоре вы увидите, как поверхность контактов приобретает приятный рабочий вид. После этого следует вытянуть свечки и протереть их насухо.

Стоит понимать, что в идеальных условиях проверка свечей зажигания проводится на специальном стенде под давлением. В редких случаях без давления свеча может давать отличную искру, но при помещении её в двигатель, не вырабатывать запал.

Слабая искра, изменение межэлектродного зазора, падение мощности движка – повод проверить составной элемент системы зажигания. Опытные автовладельцы знают не менее пяти действенных вариантов процедуры.

Как проверить свечи зажигания

Движение автомобиля начинается с молниеносной искры, которая воспламеняет топливо-воздушную смесь в камерах сгорания двигателя. Когда разряда нет, и машина не заводится, первой в голову приходит мысль проверить свечи зажигания (СЗ).

В автосервис с такой проблемой не поедешь, поэтому диагностику деталей водители проводят самостоятельно в домашних условиях.

Когда необходимо проверять и менять свечи

О проверке свечей зажигания собственники автомобилей ведут жаркие споры в гаражах и на форумах. Однако опытные автовладельцы, для которых обслуживание транспортного средства своими руками – дело чести, знают все о сроках замены СЗ, признаках неисправностей источников воспламенения, способах устранения дефектов.

  • Два раза в год выкручивайте детали, прорабатывайте резьбу: почистите, протрите, просушите соединение.
  • Раз в год перед наступлением холодов поменяйте весь комплект расходников, чтобы на морозе двигатель лучше заводился
  • Если машина больше простаивает в гараже, чем ездит, каждые 15 тыс. км на спидометре меняйте свечи, не забывая при этом раз в полгода проводить профилактику.
  • В дальнюю дорогу берите с собой запасной комплект и свечной или торцевой ключ.

В моторах, работающих на газе, элементы меняют почти в два раза чаще.

Диагностика состояния свечи в процессе визуального осмотра

Компоненты системы зажигания автомобиля работают в экстремальных условиях высокой температуры и давления, воздействия электрического напряжения и искры. По этим причинам детали выходят из строя.

Когда менять свечи зажигания

Когда менять свечи зажигания

Самый простой метод контроля работоспособности расходных материалов – осмотр устройства искрообразования. Но визуальную оценку нужно проводить только после того, как двигатель прошел под нагрузкой значительное расстояние.

Обращайте внимание на следующие моменты:

Убедитесь, что на изоляторах нет дорожек черного цвета – это следы высоковольтных пробоев наконечников. Обнаружив пробои, замените свечи зажигания вместе с высоковольтными проводами, иначе проблема вскоре повторится.

Где проверить свечи под давлением

Для этой процедуры в автомагазинах продают вакуумные барокамеры, снабженные световыми индикаторами. В приборах создается давление, как в цилиндрах – до 15 кг/см 2 .

Чтобы проверить СЗ под давлением, на место высоковольтного провода установите колпачок прибора, наконечник устройства уприте в головку блока цилиндров. Далее нужно нажимать клавишу аппарата: мигание индикатора укажет на исправную свечу накаливания.

Однако тестер стоит от 2 до 8 тыс. руб., поэтому многие автомобилисты пользуются самоделками, например, сооружают миниатюрную барокамеру из 20-граммового шприца и подходящего гужона (ввертыша). Другие идут дальше: с помощью сварки изготавливают герметичный стальной куб со штуцером для СЗ и наконечником для нагнетания воздуха.

5 способов проверки свечей зажигания

Слабая искра, изменение межэлектродного зазора, падение мощности движка – повод проверить составной элемент системы зажигания. Опытные автовладельцы знают не менее пяти действенных вариантов процедуры.

Отсоединение проводов

Послушайте, как работает силовой агрегат вашей машины. Затем, не выключая двигатель, отсоедините бронепровод со свечи. Прислушайтесь: если гул мотора не изменился – выбрасывайте негодную запчасть либо очистите деталь, подогните электроды, соблюдая требуемый искровой зазор. Для измерения последнего существуют цилиндрические или плоские щупы, цена которых – до 200 руб.

Проверка искры

В условиях гаража можно поступить так: выкрученную свечку с надетым на нее проводом положите на клапанную крышку. Запустите двигатель: работоспособная деталь даст яркую искру.

Пистолет

Диагностический анализатор в форме пистолета стоит от 300 руб. Полезное приспособление работает просто:

Если есть искра, лампа индикатора загорится.

Проверка пьезоэлементом

Подручным средством для альтернативного тестера выступает пьезоэлектрический модуль из зажигалки:

  1. Разберите предмет.
  2. Извлеките нужный компонент.
  3. Удлините провод пьезоэлемента и прикрепите к наконечнику СЗ.
  4. Пьезоблок присоедините к свечному корпусу.
  5. Щелкните зажигалкой.

Исправная свеча даст искру.

Проверка мультиметром

Электротехнический прибор для измерения различных параметров тока и прозвонки проводов не даст однозначного ответа об исправности СЗ. Но мультиметром можно определить короткое замыкание внутри элемента.

Неисправность свечей в авто

Неисправность свечей в авто

Накиньте один контакт на наконечник свечи, другой – на резьбовое соединение: между щупами должен проскочить разряд. Заметили искру – деталь в порядке.

Как проверить свечи зажигания, не снимая с двигателя

Если вы заметили повышенный расход топлива, сизый дым из глушителя (в выхлопах появилось невоспламенившееся горючее), необходимо проверить свечи зажигания. В гаражных условиях это можно сделать, не применяя никаких приспособлений, без демонтажа элементов – на звук заведенного движка:

  1. Снимите бронепровод с одной свечки.
  2. Прислушайтесь, как изменилась работа мотора: начал троить, вибрировать – деталь в порядке.
  3. Если не заметили изменений в гуле силовой установки, замените элемент.

Проделайте операцию со всеми компонентами поочередно.

Чем проверить свечи зажигания в домашних условиях

Зажигалкой

Один из простейших способов – ненужная зажигалка. Вам потребуется ее внутренность – пьезоэлектрический элемент. Нарастив провод модуля на несколько сантиметров и заизолировав его, приложите к наконечнику диагностируемой свечки.

Модуль пьезоэлемента присоедините к свечному корпусу. Нажмите на кнопку самодельного тестера: пробежала искра – деталь поработает еще некоторое время.

Мегаомметром

Измеритель сопротивления изоляции кабелей в электрической аппаратуре поможет проверить исправность свечей. Сопротивление изоляторов деталей должно составлять, как минимум, 10 МегаОМ:

  1. Приложите щупы электротехнического прибора к резьбовому соединению и центральный положительный электрод.
  2. Прокрутите ручку приспособления, как бы заводя динамомашину.
  3. Проследите, где остановится стрелка на шкале.

Если результат удовлетворяет, верните свечу на место – она действующая.

Как проверить свечи зажигания перед покупкой

Запасные части продают комплектами. Покупайте расходники, рекомендованные производителем конкретно к мотору вашего авто. Если затрудняетесь с выбором, попросите консультанта заглянуть в каталог изделий.

В магазине осмотрите детали на предмет сколов, трещин, других внешних дефектов, а работоспособность продавец проверит на специальном стенде. Однако случпи покупки бракованных элементов мало кто припомнит.

Непосредственно перед снятием свечей для проверки посмотрите на направленные к ним контакты. Должны присутствовать отметки о принадлежности каждого провода к определенному цилиндру, чтобы при демонтаже сразу всех свечей их не перепутать. Если никаких особых пометок на высоковольтных проводах найти не получается, сами нанесите их цветным маркером или изолентой, либо проверяйте свечи по очереди, не выворачивая сразу все.

Перед демонтажем также не забудьте тщательно очистить поверхность вокруг детали, чтобы грязь не смогла попасть после снятия расходника в цилиндры мотора. С этой же целью вместо демонтированного элемента установите заглушку, например, неиспользуемую свечу. Далее расскажем, как проверить свечи зажигания в домашних условиях или гараже.

Самостоятельная проверка свечей

Проверка тестированием на искру (проверка на массу)

  1. Отверните свечу, отрегулируйте щупом расстояние между электродами (должно быть 0.7 мм) подгибанием бокового. Зачастую при длительной эксплуатации происходит подгорание электродов, что приводит к увеличению зазора и потере мощности.
  2. Подключите свечу к одному из высоковольтных проводов и вплотную поднесите к двигателю до контакта с массой.
  3. Попросите помощника повернуть ключ зажигания и покрутить стартером.
  4. Сами же в это время понаблюдайте за искрой. Если возникает искра яркого голубого оттенка, то проверяемое устройство исправно. При наличии красной искры свеча, возможно, требует чистки или же она неисправна. При полном отсутствии искры элемент абсолютно точно неисправен и нуждается в замене.

Проверка свечей на искру

Подобную проверку в целях безопасности рекомендуется проводить в диэлектрических перчатках. Отметим также, что хорошая искра при данном способе проверки не гарантирует исправности свечи, т. к. в реальных условиях она работает под давлением до 60 атм.

Этот способ проверки затруднительно провести на некоторых современных моторах, так как длина высоковольтного провода в них может не позволить дотянуться его концом до неизолированного участка двигателя. В этом случае придется демонтировать некоторые элементы в моторном отсеке.

Проверка при помощи самодельного пьезотестера

Опишем, как самому проверить свечи зажигания при помощи пьезоэлемента от зажигалки. Данный блок нужно извлечь и удлинить существующий короткий провод примерно на 15 см. Для испытания свечи:

  1. Конец провода подсоедините к контакту в верхней части, а сам блок металлическим концом прижмите к корпусу свечи.
  2. Нажмите на кнопку на пьезоэлектрическом блоке. Отсутствие искры говорит о неисправности тестируемого устройства и необходимости замены.

По тому же принципу работает и способ тестирования при помощи специального пистолета, который можно приобрести во многих автомагазинах. Тестируемый элемент нужно вставить в приспособленное для этого отверстие в пистолете и проконтролировать наличие или отсутствие искры. В последнем случае свеча точно неисправна, но наличие искры в свою очередь не будет говорить о ее работоспособности, так как при высоком рабочем давлении она может и не функционировать должным образом.

Самый простой способ проверки

Проверка свечей поочерёдным отсоеденением

Представленный способ хоть и предельно прост, но может быть опасен - работать придется с током высокого напряжения, поэтому соблюдайте осторожность. Кроме того, определить испорченное устройство так удается далеко не всегда.

Обращайте внимание на состояние электродов

  1. Небольшой светло-коричневый налет говорит о хорошем состоянии устройства и правильной работе мотора.
  2. Белесый налет свидетельствует о перекаливании. Такие свечи нужно сразу отбраковывать.
  3. Черные отложения могут говорить о перенасыщении топливной смеси. Нагар можно попытаться отчистить, например, мелкой наждачной бумагой. Перед сменой комплекта свеч зажигания нужно принять меры для восстановления нормальной работы двигателя.

Отложения чёрного цвета на свечах

Визуальную проверку нужно проводить после поездки. Если просто прогреть мотор на холостом ходу, то отложений на электродах будет гораздо больше, так как свеча не может в таком режиме работы мотора самоочищаться от продуктов сгорания.

Все автомобилисты сталкиваются с неисправностью системы зажигания, важнейшим элементом которой являются свечи. С их помощью воспламеняется топливно-воздушная смесь в камере сгорания.

От их работоспособности зависит:

  • мощность автомобильного мотора;
  • корректный запуск;
  • содержание СО в выхлопных газах;
  • расход топлива.

При любых проблемах с зажиганием в первую очередь грешат на свечи. Поэтому проверка свечей зажигания мультиметром является первым шагом к поиску неисправности.

Свечи зажигания – устройство, принцип работы, виды

Конструктивно свеча состоит из следующих элементов:


Центральный электрод изготавливают из благородных металлов, поэтому он обладает свойством самоочищения. Боковой выполняется из легированной никелем и марганцем стали.

Принцип работы свечей

Основной функцией свечи является формирование искры и поддержание ее в течение необходимого времени. Это происходит следующим образом:

Главным параметром свечей зажигания является искровой зазор, обеспечивающий возникновение искры достаточного размера. Величина зазора у разных производителей колеблется в интервале от 0,4 мм до 2 мм.

По количеству электродов свечи делят на 2 вида:

  • одноэлектродные;
  • многоэлектродные – у них имеется несколько боковых электродов.

Также свечи делятся по типу материала, из которого изготовлен центральный электрод. Они бывают:

  • палладиевые;
  • вольфрамовые;
  • платиновые;
  • иридиевые;
  • иттриевые.

От материала во многом зависит рабочий ресурс свечи и ее работоспособность.

Как проверить свечи зажигания на работоспособность мультиметром

Перед тем как проверять свечи с помощью прибора, нужно провести их визуальный осмотр, который поможет выявить явные дефекты. Для этого их наконечники нужно отсоединить от высоковольтных проводов, а затем, используя свечной ключ, выкрутить сами свечи.

Внимательно осмотрев электроды, можно сделать некоторые выводы, ориентируясь на характер образовавшегося на них налета:

  • небольшой серый налет – нормальное явление для исправных свечей;
  • черный, красный или белый нагар свидетельствует о наличии проблем, с которыми необходимо разобраться.

Наличие нагара может привести к плохой работе свечи, поэтому его нужно аккуратно счистить с помощью острого металлического инструмента (к примеру, плоской отвертки). Хроническое образование на свече нагара говорит о том, что ее нужно заменить.

Далее можно приступать к проверке свечей мультиметром:

Если проверка покажет сопротивление, величина которого не вписывается в стандартный диапазон, свеча нуждается в замене.

Как проверить свечу мультиметром на наличие в ней короткого замыкания? Это тоже несложно: щупами нужно коснуться центрального выхода свечи и резьбы. Появление искры говорит о работоспособности свечи, в противном случае свеча нерабочая.

Перед тем как проверять все свечи, приготовьте листок бумаги и ручку. Записав показания мультиметра при замере сопротивления, вы сможете наглядно узнать, насколько оно различается. Если сопротивление какой-либо свечи значительно отличается от всех остальных, ее нужно заменить.

Как проверить свечи зажигания мультиметром на работоспособность — видео.

Вопрос — ответ

Имя: Александр

Ответ: Не обязательно. Свечи, в которые встроено сопротивление, в маркировке имеют букву Р (R). Если такой буквы нет, свеча имеет нулевое сопротивление и может быть вполне исправна. Просто выясните, какие именно свечи стоят в вашем автомобиле.

Вопрос: Как долго может работать свеча?

Имя: Кирилл

Ответ: Рабочий ресурс свечей определяется не временем их работы, а километражем. К примеру, для обычных свечей он составляет примерно 20 – 30 тысяч км, для иридиевых – до 120 тысяч км, для платиновых – до 70 тысяч км. После этого свечи желательно проверить на работоспособность мультиметром, а лучше сразу заменить новыми.

Вопрос: Визуально исправность свечи определяется только количеством нагара?

Имя: Тимур

Ответ: Нет, не только. На свечах не должно быть таких механических повреждений как царапины, сколы, деформации. Темные дорожки на глазурованном покрытии свечи также указывают на возможные неисправности. Поэтому нужно проверить такие элементу мультитестером.

Вопрос: Если после проверки мультиметром обнаружено нормальное сопротивление свечи, а искры нет. Что делать?

Имя: Камиль

Ответ: Для нормальной работы свечи очень важен зазор между электродами. Проверьте его специальным щупом. Возможно, он слишком велик, поэтому искра не возникает. Также может мешать толстый слой нагара. Удалите его и проверьте свечу еще раз.

Читайте также: