Противовес для тонарма своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 06.09.2024

Изготовление проигрывателя виниловых пластинок своими руками

Всем добра!
Вот задумался над такой идеей. Пока только задумки. Но никакого опыта в данном деле нет. Вот хотел-бы услышать, может кто делал подобное? Или может что сказать по этому поводу? Какие подводные камни есть в этом деле? Форум конечно не совсем виниловой направленности, но всё-же.


Прошу не советовать пойти и купить нормальную вертушку)))) Ибо приемлемая вертушка уже имеется.

Нормальная - дорогая весчь. А что у Вас имеется, которая приемлемая.

Нормальная - дорогая весчь. А что у Вас имеется, которая приемлемая.

Имеется Denon dp-47f. Слушать можно.

Идея такая - взять фономотор хороший, тонарм и сделать для этого всего шасси. Вот собственно, в чем вопросы: на каких фономоторах есть смысл заморачиваться? Ну понятно, что цена соответствующая будет))
Это, наверное, вопрос номер один по значимости, т. к. от фономотора в большой степени и конструкция шасси зависеть будет. Следующий вопрос: из чего делать шасси? ДСП, МДФ, искусственный камень, мрамор. Ну и на какие тонармы смотреть? Возможно предусмотреть два тонарма в конструкции?


Тонарм с использованием спиральной пружины, работающей на изгиб. Конструкция позволяет эффективно использовать Векторную Направленность частей тонарма для достижения высокой ясности звучания проигрывателя. В статье впервые опубликована часть схемы Векторной Направленности деталей и узлов механики и корпуса проигрывателя.

На подготовительном этапе рассматривались оба варианта, и вариант со спиральной пружиной, и вариант с рессорой. В варианте со спиральной пружиной меня в первую очередь занимала проблема ее звона (демпфирование пружины меня не устраивало). Пришлось какое-то время поломать над этой проблемой голову, в итоге было найдено оригинальное решение — использовать спиральную пружину не на сжатие или растяжение, как это принято, а на изгиб. Действительно, при таком использовании пружины, ее витки оказываются частично сомкнутыми и, соответственно, звона не возникает.

Вторым вариантом был оригинальный, рессорный тонарм, в котором длинная рессора шириной 1,5 мм помимо своей основной функции выполняла роль стрелы тонарма. Одним концом рессора была жестко закреплена к поворотному основанию тонама, а вторым — к корпусу звукоснимателя. В этом варианте исключался подшипник вертикального перемещения тонарма, стрела тонарма и прорезиненный ролик на конце рессоры, соответственно, конструкция ощутимо упрощалась и демпфирование оказывалось не нужным.

Оба варианта имели свои плюсы и минусы. Вариант со спиральной пружиной позволял путем вращения пружины сначала относительно основания, а затем относительно тонарма максимально точно соблюсти векторную направленность данного узла, но требовал дополнительных опор для предотвращения вращательных колебаний стрелы тонарма вокруг ее продольной оси. Такие опоры были нужны и для точной фиксации тонарма в горизонтальной плоскости. Вариант с рессорой не требовал дополнительных опор, но требовал дополнительного узла точной регулировки подъемной силы рессоры и дополнительного экранирования, а так-же уступал спиральному варианту в точности векторной ориентации рессоры относительно поворотного основания и шелла (погрешность в каждом из случаев в пределе могла достигать 45 градусов). Помимо эзотерических минусов, рессора уступала спиральной пружине и физически: при одинаковых габаритах и прочих равных, сила противодействия в процессе изгиба спиральной пружины увеличивается в меньшей степени, чем у рессоры, таким образом, использование спиральной пружины позволяет сделать силу прижима тонарма пластинке более стабильной. Давление иглы на пластинки разной толщины со спиральной пружиной так-же будет различаться в меньшей степени, чем при использовании рессоры. В общем, мой выбор пал на спиральную пружину, тем более, что за много лет целенаправленного собирательства, у меня набралось множество различных по габаритам, великолепно звучащих, старых пружин, навитых по часовой стрелке.




Частично разобранный тонарм изображен на фото 1, где справа налево, сверху вниз изображены:

  1. Корпус и круглое, поворотное основание тонарма в сборе с пружиной, опорным механизмом и опорами вертикального перемещения тонарма.
  2. Стрела тонарма.
  3. Шелл с пъезо картриджем.
  4. Противовес подшипника скольжения.

Корпус тонарма

Преимуществом конусной посадки деталей тонарма является простота конструкции и возможность точной Векторной ориентации соединяемых деталей.

Стрела тонарма

Стрела сделана из бронзовой трубки, которая с усилием одевается на циллиндрический выступ круглого основания вертикального перемещения тонарма. Проекция Вектора основания совмещается с Векторм стрелы путем вращения стрелы вокруг своей продольной оси. Для точной подстройки прижима иглы к пластинке, на стрелу одет плотно подогнанный к поверхности стрелы груз, Вектор груза так-же точно совмещается с вектором стрелы тонарма путем вращения груза вокруг своей продольной оси. Продольное перемещение груза от начала к концу стрелы тонарма изменяет прижим где-то в пределах 10 грамм.

Шелл с пъезо картриджем

Шелл плотно вставляется в стрелу тонарма и, как и другие компоненты, держится только благодаря трению. Изогнутый шелл, для его правильной векторной ориентации относительно стрелы тонарма изготавливается в два этапа: сначала корпус с необходимой, заранее определенной продольной направленностью (его начало должно быть у стрелы тонарма), вытачивается на токраном станке, затем определяется поперечная проекция его вектора и шелл загибается на необходимый, расчетный угол в плоскости, перпендикулярной поперечной проекции Вектора. Далее, вектор шелла точно совмещается с вектором стрелы тонарма путем вращения стрелы относительно неподвижного шелла.

Противовес

Противовес установлен в конусном отверстии на поворотном основании горизонтального перемещения тонарма. Расстояние от центра отверстия установки противовеса до центра вращения основания выбрано таким образом, чтобы противовес и тонарм в сборе уравновешивали друг друга. Уравновешивание необходимо для снятия боковой нагрузки на подшипник горизонтального перемещения тонарма (подшипник скольжения), что позволяет снизить трение в подшипнике до минимально значения, возможный дребезг узла при этом устраняет вязкая графитовая смазка и точная подгонка оси к втулке. Без противовеса трение при повороте тонарма в горизонтальной плоскости оказывается неприемлемо большим, а применять шарикоподшипник в тонарме такого уровня нельзя — использование даже старого, довоенного шарикоподшипника резко снижает ясность звучания тонарма, нивелируя часть положительных моментов в звучании, достигнутых с помощью точной векторной ориентации деталей тонарма.
Противовес, благодаря своей массе и высокому центру тяжести, так-же полностью исключает акустическую связь тонарма с громкоговорителем. Недостатком высокого центра тяжести противовеса является склонность тонарма к НЧ колебаниям (около 3 Гц), которые при случайном толчке корпуса проигрывателя в продольном тонарму направлении, приводят к заметной детонации, продолжительностью около секунды.

Схема Векторов деталей тонарма и граммофонного стола изображена на рис 1. Рисунок представляет собой фрагмент схемы механических контуров аудио-тракта, все еще находящейся в стадии разработки. Для простоты, на рисунке показана только фронтальная, первая проекция векторов компонентов, самая информативная.

О новизне конструкции:

Проигрыватель завершает серию аппаратуры "Большой проект".
Изначально была поставлена задача сделать такой проигрыватель, какого ни у кого нет, и с этим пришлось повозиться. Решил сделать проигрыватель с вертикальным расположением диска. Вы можете сказать, что это не очень-то и новинка, такие есть. Мало - но есть. Но все они имеют тангенциальный тонарм, я же решил применить обычный прямой тонарм, он больше подходит под стиль стимпанк.
Работу начал с разметки основной платы, она сделана из латуни толщиной четыре миллиметра.

Далее расточил отверстия для двигателя и тонарма. Кстати, двигатель и управление им применил от проигрывателя "Вега 106", на которой была установлена вертушка фирмы Unitra.

Двигатель имеет оптический таходатчик.

Вращение передаётся на шкив пассиком, эту часть я оставил без изменений, только заменил подшипники на валу диска.

Плата крепится к подставке с помощью четырёх ножек, они изготовлены из латунного прутка диаметром шесть миллиметров.

Вот такой вырисовывается Микки Маус.

Тонарм полностью самодельный. Для его вертикального перемещения применены подшипники диаметром пять миллиметров, а для оси тонарма я взял поворотный узел коромысла от HDD, подшипники там просто отличного качества.

Площадка крепления головки звукоснимателя одевается на трубку тонарма и фиксируется торцевым винтом - это позволяет производить регулировку угла головки. Сама трубка тонарма - это обычная телескопическая антенна.

Примеряю тонарм к плате и подбираю противовесы. Их, противовесов, аж три штуки: для балансировки, для компенсации скатывающей силы и для регулировки прижима.

А это подшипники оси диска. Пришлось немного поломать голову над креплением диска так, чтобы он не вываливался при вращении.

Так, как пластинка располагается вертикально, то понадобился прижим. Его делаю из листовой латуни, а внутрь вклеиваю магнит, он-то и прижимает пластинку к диску.

На прижим наношу стробоскопические метки.

После гравировки обрабатываю метки селенистой кислотой.

И после промывки придаю окончательную форму на токарном станке, чёрный цвет, оставшийся в углублениях, делает метки более контрастными.

Под тонармом устанавливаю микролифт для подъёма и опускания головки звукоснимателя.

Заднюю крышку сгибаю из листовой латуни и спаиваю по контуру.

На шкив крепится массивный диск из толстой латуни, его вытачиваю на станке за один установ для исключения его биения. Потом приклею на него кожаные пятаки для того, чтобы не царапать пластинку.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Читайте также: