Проект наша дружная семья 2 класс окружающий мир как сделать
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Что такое семья?
- Как члены семьи должны относиться друг к другу?
- Что такое семейные традиции и какими они бывают?
- Что такое родословная?
Глоссарий по теме:
Семья – самое близкое окружение человека.
Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.
Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 26-27.
- Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый человек нуждается в общении с другими людьми. Общаясь друг с другом, можно узнать много нового, поделиться впечатлениями, эмоциями, опытом, передать имеющиеся знания. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас люди – это наши родные, наша семья.
Семья – самое близкое окружение человека. В общении с людьми нужно соблюдать культуру общения.
Культура общения – это вежливая речь, доброе и уважительное отношение к собеседнику. В дружной семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Каждый должен заботиться о престарелых и больных, о тех, кто нуждается в помощи.
Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет снами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее. Самые близкие люди – это семья. В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.
Примеры и разбор решения заданий
1. Выберите такие картинки, на которых изображены семейные традиции.
Правильный вариант ответа:
2. Подберите правильные ответы:
- Каким словом можно заменить эту группу людей: мама, брат, сестра?
I. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Для начала урока предлагаю подойти всем к доске. Возьмёмся за руки и образуем круг Добра. Ребята, сегодня на урок я пришла с веселым настроением, потому что ждала встречи с вами и похоже оно на яркий цветок.
— А с каким настроением вы пришли на урок?
Пусть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день. А теперь давайте поприветствуем всех нас.
Доброе утро, солнце!
Доброе утро, небо!
Доброе утро, всем нам!
Доброе утро, мир!
Минутка синоптика (один ученик рассказывает о погоде )
– Заинтересовала вас эта история?
– Что особенного запомнилось?
– Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?
– Какое чувство испытал Толя в начале истории?
– Как изменилось его чувство в конце?
– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?
– Какой вывод можно сделать из этого рассказа?
Вывод. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
Физкультминутка. (Предлагается всем гостям принять участие в физминутке)
Кто живёт у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7. Она все на свете помнит и знает
И бабушка мамой ее называет!
И часто приходят к ней в дом доктора
Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)
8. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
9. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)
VI. Обобщение.
– Что такое семья?
– Какую семью можно считать дружной?
– Что нужно делать, чтобы в семье было хорошо?
VII. Рефлексия
Для этого все участники занятия, в том числе гости и учителя, садятся в круг. Каждый по очереди отвечает на вопросы.
Правила “круга”:
– Все участники высказывают своё мнение по кругу.
– Нельзя перебивать говорящего.
– Нельзя критиковать других.
VIII. Вопросы
– Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?
– Какое открытие вы сделали для себя сегодня?
Рекомендации:
Наталья Васильевна! Большое спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Такие работы всегда нужны. Творческих Вам идей.
Наталья Васильевна, спасибо за все ваши работы! Эта презентация предназначена для 2 класса, а на сайте находится в разделе 3 класс.
Огромное спасибо за такую интересную презентацию. Всё на месте, ничего лишнего. Мне очень помогли Ваши материалы.
Большое спасибо за Вашу серию презентаций к урокам окружающего мира. Очень помогают в работе, вызывают живой интерес детей к материалу.
Наталья Васильевна спасибо! Использовала Вашу презентацию для проведения уроков по дистанционной форме обучения! Очень качественно сделанная работа, большой и кропотливый труд! Такие работы всегда нужны. Желаю много творческих идей.
№ слайда 1
№ слайда 2
Ушаков Д. Н.: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Словарь Ожегова С.И.: 1. Это группа живущих вместе близких родственников; 2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
№ слайда 3
№ слайда 5
№ слайда 6
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.
№ слайда 7
№ слайда 8
№ слайда 9
№ слайда 10
№ слайда 11
Ты кто для мамы? Кто называет тебя сыном? Ты кто для бабушки? У папы есть мама. Кто она тебе? У мамы есть сестра. Кто она тебе? У маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе?
№ слайда 12
№ слайда 13
Сестра отца – . . . . Хранительница семейного очага – . . . Наследник рода – . . . Брат мамы – . . . . Дитя родителей, но не сын – . . . Отец мамы – . . . Сын брата – . . . . Мама папы – . . . Папин папа – это. Внучка – это дочка сына или . Бабушка – это мама мамы или … Тетя – это сестра мамы или … Дядя – это брат мамы или .
№ слайда 14
№ слайда 15
№ слайда 16
К дедушке и бабушке Катя и Володя, В гости на оладушки в выходной приходят. Внук Володя попросил: – Дед, налей мне чаю. Дед низко голову склонил, – Плохо слышу я внучок, не чета тебе я. Я уже ведь старичок, вот и слух слабеет. Прослушайте стихотворение, поднимите красный сигнал, если вы услышите, что дети поступают неправильно.
№ слайда 17
Катя бабушке кричит: – Ты не видишь что ли, Что солонка тут стоит, на столе без соли?” Кате бабушка в ответ: – Я ведь вижу плохо, Мне уже не мало лет, помоги мне кроха.
№ слайда 18
№ слайда 19
№ слайда 20
№ слайда 21
№ слайда 22
№ слайда 23
№ слайда 24
№ слайда 25
№ слайда 26
№ слайда 27
№ слайда 28
№ слайда 29
Семья – это то, что мы делим на всех Всем понемножку: слезы и смех Взлет и падение, радость, печаль. Дружбу и ссоры, молчанья. Семья – это то, что с тобою всегда Пусть мчатся секунды, недели, года Но стены родные, отчий твой дом Сердце навеки останется в нем.
№ слайда 30
№ слайда 31
“Семья это…..” “Семья нужна человеку….”
№ слайда 32
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
Уметь различать родственные взаимосвязи.
Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
Оборудование:
Этапы урока/Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примеча-ние
Планируемые результаты
Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
Цель : положительный психологический, эмоциональный настрой учащихся на предстоящую работу на уроке
Метод: стимулирование и мотивация учащихся
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Цель: активизация знаний, постановка задач урока, планирование работы через беседу
- Начну я наш урок с истории, которая произошла с одним мальчиком:
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал. И было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока??
-С чем мы познакомимся сегодня на уроке?
-Что нового узнаем?
Формулируют тему и цели урока
Метод постанов-ки учебной задачи: побуждающий от проблем-ной ситуации подводя-щий к теме
Карточка "Семья" на доске
Познавательные УУД:
- Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы
Коммуникативные УУД:
- умение правильно оформлять свои мысли;
- умение грамотно строить речевые высказывания;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные УУД:
- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;
- интерес к изучению предмета
Регулятивные УУД:
-умение прогнозировать работу;
Изучение нового материала
Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией
-А что же такое семья?
НашаПолина поработала с толковым словарём словарем С.И. Ожегова, и вот что у неё получилось
1.Семья? - группа людей, которые связаны между собой брачными или родственными отношениями, общим бытом, взаимной моральной ответственностью (из интернета)
2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников (из словаря С.И.Ожегова)
-Правы ли мы были?
-А что это значит?
-Это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья
- Но и в наше время есть очень большие семьи, например Испанская семья, Африканская семья, Американская семья
- Ребята, а вы знаете, что и в нашем классе у некоторых ребят большая семья.
Слово предоставляем Виктору и Дмитрию Левеным.
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с.42, на которой изображена семья Серёжи и н Нади
-Сколько членов семьи изображено на картинке?
-Чем занята семья?
- Как Они относятся друг к другу? Как вы догадались?
- Как вы думаете, что такое культура общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)
- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)
- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас.)
-Должны ли члены семьи помогать друг другу?
Выступает подготовленный ученик
Выступают подготовленные ученики
Работа с учебником.
Метод: словесный, проблем-ный, наглядный,практичес-кий
Карточка "7я" на доске
Коммуникатив
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Познавательные УУД:
- умение сравнивать, делать выводы;
- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;
- умение ориентироваться в учебнике;
- умение находить вопросы в тексте;
Личностные УУД:
-развивать познавательные интересы, учебные мотивы;
- умение высказывать своё отношение к событиям;
-умение выражать эмоции;
- самоопределение;
- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;
Физкультминутка (1 мин)
Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации
Продолжение работы по теме урока(16 мин)
А кто ещё из родственников может принадлежать вашей семье?
Поднимите руки, кто проживает под одной крышей с бабушкой и дедушкой?
А вам знакомо слово поколение?
Работа со словарем (работа в парах)
Каждой паре я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.
Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.
Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений
В семье говорят всё идет своим чередом…рождаются дети, родители за ними ухаживают, они вырастают и становятся сами родителями, потом бабушками и дедушками, заботятся о своих пожилых родителях.
- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О традиции своей семьи нам расскажут:Овсянников Вова
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
А наш класс можно назвать семьёй?
А какие семьи ещё могут быть?
Работа в парах со словарём
Выступление подготовленного ученика
Работа в группах. Предположения детей
Метод:организация учебно-познава-тельной деятельно-сти
Закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин)
Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
-Ребята, а вы знаете пословицы о семье?(анализ нескольких пословиц)
-А давайте построим "Дом мечты"
При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи.
Фото на доске
Посмотрите на доску. Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях?
- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?
Дети озвучивают выученные пословицы
Метод:организация учебно-познава-тельной деятельно-сти
Познавательные УУД:
- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
Регулятивные УУД:
- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
-формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
Личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к событиям;
-умение выражать эмоции.
Включение в систему знаний и повторение (2 мин)
Цель: активизация познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание
Предлагает дифференцированное задание
Расспросить своих пап, мам, бабушек и дедушек об истории своей семьи
Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей
Прием:дифферен-цированное задание
ЛичностныеУУД:
- самоопределение
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2 мин)
Цель: Формирование объективной самооценки результатов деятельности
- Ребята, дорисуйте круг до любого предмета, на что похожа ваша семья(музыка)
Читайте также: