Проба шаповаловой как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 01.09.2024

Когда нужно проверять сердце и сосуды

Когда есть симптомы. Основными симптомами сердечно-сосудистых заболеваний считаются одышка, головокружение, повышенная потливость и отёки. Если эти симптомы регулярны, то стоит обращаться к врачу.

Когда нужно принять решение насчет занятий спортом. Речь не о легкой зарядке по утрам, а о плавании, беге, серьезных силовых тренировках, то есть нагрузках средне-высокой интенсивности. То есть заниматься можно и без рекомендации врача, но перед подготовкой к марафону нужно посетить кардиолога. Особенно, если вы хотите заниматься спортом ради результатов.

Когда есть факторы риска. Среди основных факторов риска: диабет, курение, стрессы, малоподвижный образ жизни, высокий уровень холестерина, высокое давление, сердечно-сосудистые заболевания родственников. Обо всех этих факторах нужно обязательно рассказывать врачу.

Какие есть методы диагностики сердца

Пробы Мартине и Штанге. С этими тестами можно дома измерить пульс и понять, нужно ли идти к врачу для дальнейшей диагностики. Особенно, если выраженных симптомов нет, а понять состояние здоровья хочется.

Проба Мартине проводится следующим образом: пациент должен присесть 20 раз за 30 секунд. После замерить пульс и зафиксировать результат. Далее нужно сделать минутный перерыв и замерить пульс повторно. Нормальным результатом считается разница в 60-80% между показателями пульса в состоянии покоя и после приседаний.

Для пробы Штанге нужно сделать 2-3 глубоких вдоха-выдоха и задержать дыхание. Если удается не дышать больше 40 секунд, то, скорее всего, проблем нет. Если меньше 40, нужно идти к кардиологу.

Осмотр кардиолога. Диагностика сердца начинается в кабинете кардиолога. Врач спросит о симптомах, перенесенных инфекциях, применении лекарств, употреблении алкоголя и табака, психологическом напряжении и стрессах. Также он узнает семейный и личный анамнез, выяснит, нет ли хронических заболеваний.

Кардиолог оценивает цвет кожи, чтобы исключить анемию и другие нарушения функций сердца, проверяет пульс, чтобы оценить кровоток, измеряет артериальное давление и температуру тела. Также осматривает вены шеи, перкутирует грудную клетку и выслушивает сердце стетоскопом.

При необходимости кардиолог обращается к окулисту, чтобы тот осмотрел сосуды и нервные окончания сетчатки глаза. Это также позволяет определить склонность к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Электрокардиография. Электрокардиограмма помогает проверить работу водителя ритма сердца, оценить проводимость электрических импульсов, частоту и ритм сердечных сокращений. Также ЭКГ может показать повреждение сердечной мышцы после инфаркта. Этот метод один из самых простых безболезненных — для него нужен только электрокардиограф, проводят его, как правило, быстро.

Лабораторные анализы. Комплексные программы анализов показывают риск развития атеросклероза, который в свою очередь, может привести к развитию нарушений сердечного ритма, стенокардии, инфаркту миокарда и внезапной остановке сердца. Программы исследований показаны как мужчинам, так и женщинам. Врачи рекомендуют сдавать такой анализ всем пациентам старше 20 лет не реже, чем раз в 5 лет. При наличии факторов риска и после 40 лет исследование может назначаться чаще.

Нагрузочные тесты. Если знать, как человек выдерживает физические нагрузки, можно понять, есть ли у него ишемическая болезнь сердца, насколько поражены сосуды, а также выявить другие признаки заболеваний, которые не проявляются в состоянии покоя.

Пациента подключают к электрокардиографу и/или тонометру, он выполняет разные виды физической нагрузки, чаще всего идет по беговой дорожке или крутит педали велотренажера. Если артериальное давление становится слишком высоким или критически изменяются сегменты на ЭКГ, процедуру прекращают.

Непрерывная амбулаторная регистрация ЭКГ. Такое исследование проводят, чтобы обнаружить кратковременные и непредсказуемые нарушения сердечного ритма. Пациенту надевают холтеровский монитор, который регистрирует ЭКГ в течение 24 часов. Данные передаются на компьютер врача. Также во время исследования пациент должен фиксировать все симптомы, связанные с работой сердца.

Рентгенография. Ее делают почти любому человеку с подозрением на болезни сердца. По рентгеновскому снимку грудной клетки оценивают размер и форму сердца, структуру сосудов в легких и грудной полости. Также по снимку можно оценить состояние легких, выявить избыточную жидкость — это может указывать на выраженную сердечную недостаточность.

Эхокардиография или УЗИ. В этом методе используется ультразвук — через специальный датчик, приложенный к телу, ультразвуковые волны распространяются в тканях, изменяют свои характеристики в зависимости от состояния внутренних органов и возвращаются к датчику, преобразуясь в электрический сигнал. Метод, как и предыдущий, дает информацию об анатомии сердца, позволяет выяснить причины шумов, оценить работу сердца.

Магнитно-резонансная томография. Этот метод позволяет получить точные изображения сердца с помощью магнитного поля. Плюсы исследования в его точности, минусы — в дороговизне, большом количестве времени на получение изображения, вероятных приступах клаустрофобии у пациентов, помещенных в большой электромагнит.

Радионуклидное исследование. Этот метод используют как альтернативу рентгенологическим исследованиям: используют радиоактивные индикаторы, но с вероятностью гораздо меньшего облучения. Индикаторы вводят в вену, и они, попадая в сердце, передают сигнал на экран компьютера.

С помощью этого метода ищут источники болей в груди неизвестного происхождения. Например, можно обнаружить, как именно сужение сосудов влияет на работу сердца.

Катетеризация сердца. В ходе такого исследования тонкий катетер с измерительным прибором на кончике вводят через артерию или вену. Его ведут до главных сосудов и сердечных камер. Катетеры позволяют измерять давление, исследовать сердечные клапаны и сосуды.


3. Saunders T.J., Chaput J-P., Tremblay M.S. Sedentary Behavior as an Emerging Risk Factor for Cardiometabolic Diseases in Children and Youth. Canadian Journal of Diabetes. 2014. Vol. 38. No.1. P. 53–61. DOI: 10.1016/j.jcjd.2013.08.266.

4. Keane E., Kelly C.N., Molcho M., Saorise N.G. Physical activity, screen time and the risk of subjective health complaints in school-aged children. Preventive Medicine. 2017. Vol. 96. P. 21–27. DOI: 10.1016/j.ypmed.2016.12.011.

6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учебник. 9-е изд. М.: Спорт, 2020. 624 с.

11. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 432 с.

12. Пашин А.А., Анисимова Н.В., Опарина О.Н. Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи: учебное пособие. Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. 142 с.

13. Вадзинский Р.Н. Статистические вычисления в среде Excel. Библиотека пользователя. СПб.: Питер, 2008. 608 с.

14. Анисимова Н.В., Пашин А.А. Интегральная оценка здоровья учащихся // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. 2013. № 1 (1). С. 5–15.

15. Судаков К.В. Информационная грань системной организации психической деятельности головного мозга // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2013. № 3. С. 28–36.

Сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из приоритетных задач развития России [1]. Современные данные социологических исследований указывают на то, что состояние уровня здоровья общества, качественным и количественным образом отражается на подрастающем организме [1, 2].

Проведенными в последние годы отечественными и зарубежными исследованиями показано, что воздействие таких неблагоприятных внешних факторов, как гипокинезия, информационные перегрузки, несбалансированное питание, загрязнение окружающей среды негативно отражаются на состоянии здоровья школьников, приводя к снижению функциональных возможностей детского организма [2–4].

Современными исследованиями показано, что процессы роста и развития детского организма происходят непрерывно и носят поступательный характер. При этом их темпы и сроки имеют нелинейную зависимость от возраста и, по-видимому, определяются как генетическими, так и средовыми факторами [2, 5].

В то же время, согласно данным ряда авторов [2, 9, 10], неравномерность в темпах и показателях индивидуального развития в значительной степени обусловлена фактором пола.

Эти данные указывают на актуальность изучения влияния таких факторов, как пол и возраст, на показатели физического развития и выносливости учащихся общеобразовательных школ с целью нормирования физических нагрузок при проведении занятий физической культурой [2, 6, 10].

Актуальность проведенного нами исследования обусловлена также необходимостью систематического наблюдения за состоянием физического здоровья учащихся [8, 11, 12].

Новизна нашего исследования заключается в комплексной оценке показателей физического развития и выносливости, динамичности наблюдения, а также применении системного подхода для изучения половозрастных особенностей физического состояния школьников 11 и 12 лет.

Цель исследования – изучение влияния факторов пола и возраста на показатели физического развития и выносливости и их динамику у школьников 11 и 12 лет.

Материалы и методы исследования

В пролонгированном исследовании нами было изучено динамическое изменение ряда функциональных параметров у школьников 5 и 6 классов общеобразовательной школы № 15 г. Рязани. Исследование включало в себя два этапа оценки показателей физического развития и выносливости, проведенных с интервалом ровно в 1 год (в марте 2020 г. и марте 2021 г. соответственно).

В исследовании приняли участие 38 испытуемых, разделенных на две равные подгруппы (19 девочек и 19 мальчиков). Общее число обследований составило 76. При проведении первого этапа диагностического исследования медианный возраст испытуемых в подгруппе девочек составлял 11,25 лет, в подгруппе мальчиков – 11,17 лет при проведении второго этапа исследования – 12,25 и 12,17 лет соответственно. Различия по возрасту между подгруппами испытуемых статистически недостоверны (p > 0,1).

Уровень физического развития учащихся в ходе проведения первого и второго этапов исследования оценивался нами путем определения функциональных показателей – индекса Скибинской [12], индекса кистевой силы (ИКС) [8], уровня физического состояния (УФС) [12]. Выносливость учащихся определялась путем проведения функциональной пробы Руфье [12], пробы Шаповаловой [12] и теста на 6-минутный бег [12].

Дальнейшая оценка полученных данных проводилась нами путем их сравнения с соответствующими половозрастными нормативами [8, 11, 12], а также определения половых различий соответствующих показателей между подгруппами испытуемых.

Статистическая обработка данных осуществлялась нами с использованием пакета программ MS Excel 2019 Windows10. Достоверность различий показателей физического развития и выносливости оценивалась с помощью непараметрического критерия U Манна – Уитни (рассчитывалась нормальная аппроксимация данного критерия – Z) [13]. Описательная статистика включала в себя расчет таких показателей, как медиана (Me), верхний (UQ) и нижний (LQ) квартили [13].

Выявленные различия считались статистически достоверными при уровне значимости p <= 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты первого диагностического этапа исследования отражены в табл. 1.

Полученные нами результаты первого диагностического этапа обследования показали соответствие половозрастным нормативам таких показателей, как индекс Скибинской и уровень физического состояния (УФС) как в подгруппе мальчиков, так и в подгруппе девочек [12]. В то же время такие показатели, как индекс кистевой силы рук (ИКС) [8] и проба Руфье [12], у школьников 11 лет находились ниже половозрастной в обеих подгруппах испытуемых.

У девочек были отмечены низкие показатели пробы Шаповаловой. В подгруппе мальчиков данный показатель был в пределах возрастной нормы [12].

По ряду показателей физического развития были выявлены статистически достоверные половые различия.

В подгруппе мальчиков были выявлены достоверно более высокие по сравнению с подгруппой девочек показатели индекса кистевой силы (p = 8,66x10-6) и теста на 6-минутный бег (p = 3,09x10-4), что соответствует данным литературы [2]. У мальчиков по сравнению с девочками также была выявлена тенденция к более высоким показателям пробы Шаповаловой (p = 0,068).

Полученные нами в ходе второго диагностического этапа исследования результаты отражены в табл. 2.

Показатели физического развития и выносливости у детей 11 лет по данным первого диагностического этапа исследования

Мальчики 11 лет

Индекс кистевой силы (ИКС)

Уровень физического состояния (УФС)

Тест на 6-минутный бег

Показатели физического развития и выносливости у детей 12 лет по данным второго диагностического этапа исследования

Мальчики 12 лет

Индекс кистевой силы (ИКС)

Уровень физического состояния (УФС)

Тест на 6-минутный бег

Результаты второго диагностического этапа исследования показали положительную динамику медианных значений ряда показателей физического развития и выносливости у школьников в возрасте 12 лет.

В частности, медианные значения показателя пробы Руфье при повторном исследовании по сравнению с первым его этапом достигли возрастных нормативов как у девочек, так и у мальчиков [12].

В подгруппе мальчиков повысился и достиг возрастных нормативов индекс кистевой силы рук (ИКС) [8]. В то же время в подгруппе девочек данный показатель по-прежнему остался ниже возрастной нормы [8].

Второй этап исследования, как и первый, показал более высокие у мальчиков по сравнению с девочками показатели индекса кистевой силы (p = 3,71x10-6) и теста на 6-минутный бег (p = 3,52x10-5), что также соответствует половозрастным нормативам [12].

В то же время, в отличие от первого диагностического этапа исследования, у девочек были выявлены достоверно более высокие по сравнению с мальчиками показатели уровня физического состояния УФС (p = 0,51).

По показателю пробы Шаповаловой статистически достоверных половых различий выявлено не было (p = 0,103).

Таким образом, при сравнении результатов первого и второго этапов исследования была выявлена в целом положительная возрастная динамика показателей физического развития и выносливости учащихся данной группы испытуемых, а также наличие половых особенностей по ряду показателей.

В настоящее время показано, что показатели отдельных физических качеств школьников в значительной степени обусловлены характером адаптационных реакций кардио-респираторной системы и тренированностью [2, 6, 10].

При этом нельзя не учитывать и роль естественных физиологических процессов взросления, протекающих в организме детей исследуемого возраста [2, 5].

Возраст 11–12 лет по многим физиологическим показателям является переходным. Данный период характеризуется существенным изменением функций эндокринных желез. В этом возрасте происходит препубертатный скачок роста со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола [2, 5, 6].

Согласно данным ряда авторов, начиная с возраста 12 лет происходят значительные морфофункциональные преобразования детского организма, проявляющиеся как в увеличении мышечной массы и развитии нервного аппарата регуляции мышц, так и в интенсивном развитии сердечно-сосудистой системы и системы дыхания [2, 5, 10].

Данный возраст характеризуется усиленным ростом и изменением ультраструктуры миокарда, а также перестройкой нейрогуморальных механизмов регуляции системы кровообращения, что, по-видимому, связано с уравновешиванием адренергических и холинергических влияний на сердце и сосуды [2, 5]. Изменения в системе дыхания характеризуются ростом и расширением трахеобронхиального дерева, увеличением диаметра альвеол, созреванием регуляторных механизмов внешнего дыхания [2, 5].

Таким образом, возрастные особенности развития кардио-респираторной системы у школьников 12 лет по сравнению с 11-летними, по-видимому, могут обусловливать динамику показателей ряда функциональных нагрузочных проб [2, 5, 10].

Вместе с тем выявленные нами путем сравнения между подгруппами испытуемых половые различия по ряду показателей физического развития и выносливости, вероятно, также могут влиять на уровень физического состояния данной возрастной группы учащихся.

Половые различия по таким показателям, как сила кисти рук и тест на 6-минутный бег, соответствуют данным литературы и, по-видимому, имеют характер общебиологической закономерности [2, 5, 6].

В то же время более высокие показатели уровня физического состояния (УФС) у девочек в возрасте 12 лет по сравнению с мальчиками того же возраста, по-видимому, отражают более высокий индивидуальный уровень здоровья у девочек данной возрастной группы [12,14].

Таким образом, оценка полученных нами результатов первого и второго этапов исследования указывает на неодинаковый уровень физического развития и выносливости в подгруппах мальчиков и девочек в возрасте 11 и 12 лет.

В проведенном исследовании нами применялся системный подход, отраженный в определении функциональных систем, которые, согласно П.К. Анохину, представляют собой динамические саморегулирующиеся организации, избирательно объединяющие различные органы и уровни нервной и гуморальной регуляции по принципу взаимосодействия для достижения полезного приспособительного результата [2, 5, 15].

В данном случае в качестве полезного приспособительного результата нами рассматривался оптимальный для данной половозрастной группы учащихся уровень физического развития и выносливости. Параметрами данного приспособительного результата, вероятно, могут являться объективные показатели функциональных нагрузочных проб [8, 12].

Таким образом, полученные в нашем исследовании данные, по-видимому, соответствуют современным представлениям о гетерохронности созревания основных физиологических и функциональных систем у различных полов [2, 5, 6]. Полученные нами результаты, по-видимому, указывают на более высокие возможности адаптации к физическим нагрузкам у школьников 12 лет по сравнению с 11-летними при наличии половых особенностей по ряду показателей функциональных нагрузочных проб.

Выводы

1. Результаты проведенного нами исследования указывают на существенное влияние таких факторов, как пол и возраст, на динамику показателей физического развития и выносливости учащихся 11 и 12 лет.

2. Выявленная нами возрастная динамика показателей физического развития и выносливости у школьников 11 и 12 лет характеризуется положительными изменениями их физического состояния, что, по-видимому, отражает более высокие функциональные возможности организма у школьников 12 лет по сравнению с 11-летними.

3. Половыми особенностями физического развития учащихся 11 и 12 лет, по-видимому, являются более высокие значения у мальчиков ряда функциональных показателей, характеризующих физическую силу и выносливость. Для девочек 12 лет оказались характерными более высокие по сравнению с мальчиками показатели уровня физического состояния (УФС), отражающего индивидуальный уровень здоровья.

4. Выявленные в нашем исследовании половозрастные особенности динамики показателей физического развития и выносливости учащихся 11–12 лет следует учитывать как педагогам, так и медицинским работникам при нормировании физических нагрузок на занятиях физической культурой и во время проведения спортивных тренировок.

КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА

М.А.Бувака

Ключевые слова: ЦНС – центральная нервная система, ПК – полукружный канал, ППК – передний полукружный канал, ЗПК – задний полукружный канал, ГПК – горизонтальный полукружный канал, ВЯ – вестибулярное ядро, ВОР – вестибулоокулярный рефлекс, SpN – спонтанный нистагм, ЧН – черепной нерв, ДОЗ – динамическая острота зрения, ДППГ – доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение.

Головокружение и расстройство равновесия могут быть проявлением более 80 различных заболеваний, в связи с чем обследование пациентов с подобными жалобами часто оказывается непростой задачей для врача. Первые трудности в диагностике возникают уже при подробном расспросе пациента о его субъективных ощущениях при головокружении.

Головокружение может характеризоваться как неустойчивость или неуверенность при ходьбе, дурнота, ухудшение ориентировки, потемнение в глазах, потеря равновесия, нечеткое видение окружающих предметов, их вращение или смещение в сторону, а также вращение собственного тела относительно окружающей среды и т.д. Столь неопределенное описание жалоб объясняется тем, что функция равновесия опирается на взаимодействие центральной нервной системы (ЦНС) сразу с несколькими сенсорными системами: зрительной, вестибулярной и мышечно-суставной ( проприоцептивной ).

Внешняя информация, поступающая от периферических рецепторов вестибулярного, зрительного и проприоцептивного анализаторов, сопоставляется и интегрируется на уровне ствола мозга, мозжечка, а также теменных и височных отделов коры больших полушарий. Интеграция информации обеспечивает стабилизацию взора, поддержание позы и управление балансом тела при движении человека относительно человека (пространственная ориентация). В связи с этим патология каждой из этих систем порождает самые разнообразные ощущения, которые часто формируются пациентом в одну единственную жалобу – жалобу на головокружение.

Клиническое обследование условно можно разделить на несколько этапов:

1. проведение стато-координаторных и статокинетических проб;

2. исследование глазодвигательной системы;

3. проведение провокационных проб;

4. проведение позиционных тестов;

6. исследование слуха.

Стато-координаторные и статокинетические пробы.

Все представленные ниже пробы можно разделить на две группы. Первая группа основана на анализе вестибулоспинального рефлек­са и направлена на выявление поражения периферического отде­ла вестибулярного анализатора. Вторая группа направлена на вы­явление поражения центральных отделов вестибулярной системы, в особенности мозжечка. Следует отметить, что диагностическая ценность стато-координаторных и статокинетических проб значи­тельно ниже тестов на глазодвигательные реакции. [7]

Проба Ромберга . Существуют различные варианты этой пробы, на­чиная от самых простых для выполнения, до довольно сложных даже для здорового нетренированного человека. Простая проба Ромбер­га : пациенту в положении стоя предлагается закрыть глаза, ноги сдвинуть вместе, руки — вперед и в стороны. Сенсибилизированная проба Ромберга : пациенту предлагается с закрытыми глазами стоять с плотно прижатыми друг к другу ступнями, в тандемной стойке (пятка к носку, ступни на одной линии) или на одной ноге. При этом руки должны быть вытянуты вперед, пальцы расставлены в разные сторо­ны. Пробу можно усложнить, попросив пациента удерживать кисти рук ладонями вверх или запрокинуть голову немного назад. Тести­рование обычно начинают с простой пробы, постепенно усложняя ее. Сначала оценивается равновесие с открытыми глазами, затем с закрытыми. Как правило, если обследуемый сохраняет равновесие с закрытыми глазами и стоя на одной ноге, у него нет объективных признаков поражения вестибулярной системы.

Отвлечение внимания в позе Ромберга позволяет отдифференциро­вать нарушение равновесия психогенного генеза. Пациенты с психо­генным головокружением, как правило, демонстрируют в позе Ром­берга вычурные чрезмерные отклонения в разные стороны, однако при отвлечении их внимания выполнение пробы значительно улуч­шается. Используются разные отвлекающие приемы: например, во время выполнения пробы врач может задавать пациенту математи­ческие задачи разной сложности, просить определить написанные пальцем цифры или буквы на спине или руке пациента.

При оценке пробы Ромберга , в первую очередь, необходимо наблю­дать за отклонением туловища пациента. При поражении вестибу­лярного анализатора и нарушении проприоцептивной чувствитель­ности отклонение значительно усиливается с закрытыми глазами. При одностороннем поражении вестибулярного анализатора чет­ко выявляется тенденция к отклонению туловища в одну сторону, а именно в сторону пораженного лабиринта. У пациентов с пораже­нием срединных отделов ствола или мозжечка отмечается преиму­щественно отклонение туловища назад, однако при одностороннем центральном поражении мозжечка или ствола также будет харак­терно отклонение преимущественно в одну сторону, а именно в сто­рону локализации поражения. [2]

Указательные пробы (пальценосовая, пальцепальцевая ).

В ходе проведения этих проб пациента просят попадать указательным пальцем сначала одной, потом другой руки либо в кончик сво­его носа (пальценосовая проба), либо в палец врача ( пальцепальцевая проба). Сначала оценивается выполнение пробы при открытых глазах, затем при закрытых. При периферическом одностороннем поражении вестибулярного анализатора характерным является гар­моничное промахивание обеими руками в сторону пораженного ла­биринта. Так, при поражении правого лабиринта в пальцепальцевой пробе будет наблюдаться промахивание правой рукой вправо от мишени и левой рукой вправо от мишени. Для мозжечковой атаксии будут характерны гиперметрия и интенционный тремор, дисгармо­ничное промахивание одной или двумя руками. [2]

Проба Водака-Фишера . В этой пробе пациент вытягивает обе руки вперед и закрывает глаза. Врач замечает положение рук паци­ента и следит за их отклонением от первоначального положения. Здоровый пациент может долго удерживать руки в заданном поло­жении. При одностороннем поражении периферического отдела вестибулярного анализатора наблюдается гармоничное отклонение рук в сторону пораженного лабиринта. [2,3]

Проба на диадохокинез . При проведении пробы пациенту предлага­ется с закрытыми глазами и вытянутыми руками быстро, ритмично супинировать и пронировать кисти рук. В случае поражения полушария мозжечка движения кисти на стороне патологического процесса ока­зываются более размашистыми, в результате кисть начинает отставать. Это свидетельствует о наличии адиадохокинеза . [3]

Маршевая проба (тест Фукуда , тест Унтербергера ). Методика про­ведения теста следующая: пациент закрывает глаза, вытягивает руки вперед и начинает шагать на месте, высоко поднимая колени. Достаточ­но сделать 50 шагов. Тест оценивается по углу отклонения пациента от первоначального положения, который в норме не должен превышать 30-45°. При одностороннем периферическом поражении вестибуляр­ной системы пациент поворачивается в сторону пораженного лабиринта. [3]

При центральном поражении вестибулярной системы будут отмечаться выраженная атаксия при маршировке, отклонение в разные стороны, иногда падение или поворот в сторону патологического процесса при поражении мозжечка.

Пяточно-коленная проба. Пациенту, лежащему на спине с закры­тыми глазами, предлагают высоко поднять одну ногу и затем пяткой этой ноги попасть в колено другой ноги. При поражении мозжечка пациент не может или ему с трудом удается попасть пяткой в коле­но другой ноги, особенно выполняя пробу ногой, ипсилатеральной пораженному полушарию мозжечка. В том случае, если пятка дости­гает колена, то предлагается провести ею, слегка касаясь передней поверхности голени, вниз к голеностопному суставу. При этом в слу­чае мозжечковой патологии пятка все время соскальзывает с голени то в одну, то в другую сторону.

Быстрый толчковый тест. Пациент стоит в позе Ромберга с закры­тыми глазами. Врач объясняет пациенту, что он будет стоять за ним и неожиданно быстро толкает его. Пациент при этом должен восста­новить равновесие, а врач наблюдает за пациентом и страхует его от падения. Существуют два типа нормальной постуральной реак­ции: пациент наклоняется вперед или делает шаг назад или вперед, быстро восстанавливая равновесие. Постуральные реакции при по­ражении мозжечка и пресбиатаксии (возрастном изменении вести­булярной системы) могут быть замедленными и плохо координиро­ванными. Например, при толчке назад пациент может отклоняться назад, опираясь на обе пятки, не предпринимая никаких дополни­тельных движений для сохранения равновесия, вплоть до падения. Для предупреждения падения в таких случаях врач должен вовремя подхватить пациента, помочь ему восстановить равновесие.

Фланговая ходьба. Пациента просят сделать пять приставных ша­гов вправо, затем влево, сначала с открытыми глазами, затем с за­крытыми глазами. При патологии мозжечка во время ходьбы при­ставным шагом в сторону очага поражения у пациента наблюдается выраженное затруднение, иногда сопровождающееся падением. При периферическом же поражении вестибулярного анализатора фланговая ходьба, как правило, не нарушена. Исключением явля­ются случаи острой односторонней вестибулопатии , когда атаксия выражена максимально, и пациент не может выполнить ни ходьбу по прямой, ни фланговую ходьбу в обе стороны. [1,2]

Тандемная ходьба. Пациенту предлагают пройти по одной линии, последовательно приставляя пятку одной ноги к носку другой. Тест позволяет выявить легкую мозжечковую атаксию, при которой у па­циента не получается пройти по прямой описанным образом. [3]

Исследование глазодвигательной системы.

Оценка наклона головы и положения глаз при взгляде прямо.

Оценка наклона головы и положения глаз при взгляде прямо ( ocular tilt reaction ) проводится путем определения положения головы от­носительно правого и левого плеча. Причиной патологического наклона головы у пациента с головокружением может быть косо­глазие, проявляющееся в смещении визуальной оси одного глаза выше точки фиксации взгляда, что вы­зывает диплопию по вертикальной оси. Именно для уменьшения диплопии пациент наклоняет голову вбок. Такое косоглазие может быть следствием пареза верхней косой мышцы глаза или паралича блокового нерва, что вызывает наклон головы в здоровую сторону. Во всех остальных случаях такой патологический наклон головы по­лучил название косая девиация ( skew deviation ).

При острой односторонней периферической вестибулопатии наклон головы наблюдается в сторону поражения, что происходит в результате нарушения афферентной импульсации от отолитовых рецепто­ров пораженной стороны и возникновения асимметрии между ВЯ. При косой девиации вследствие поражения центральных отделов наклон головы может быть как в сторону очага поражения (при очаге в продолговатом мозге), так и в сторону, противоположную очагу поражения (при очаге в области моста и среднего мозга).

Тесты, направленные на исследование глазодвигательных реакций, обладают наибольшей диагностической значимостью в отношении исследования системы равновесия. В некоторых случаях они обла­дают даже большей чувствительностью, чем магнитно-резонансная томография, не говоря уже о том, что в большинстве случаев позво­ляют отдифференцировать поражение центральных и перифериче­ских отделов вестибулярной системы.

Исследование спонтанного нистагма ( SpN ) при взгляде прямо и при отведении взора. SpN — это непроизвольные колебания глаз, состоящие из быстрой и медленной фаз. SpN является резуль­татом асимметрии, возникающей между вестибулярными ядрами с двух сторон.

При периферическом или вестибулярном SpN такая асимметрия возникает вследствие неодинаковой импульсации с ампулярных ре­цепторов ПК правого и левого лабиринтов в отсутствие физиологи­ческого раздражителя в виде угловых ускорений, т. е. в покое при не­подвижном состоянии головы. Эта асимметрия проявляется в мед­ленном смещении глаз в сторону более слабой стороны (медленная фаза) и следующей за ним быстрой корригирующей саккаде в проти­воположную сторону (быстрая фаза), генерируемой центральными отделами нервной системы. При наблюдении за глазами наиболее различима быстрая фаза, поэтому направление нистагма определя­ют именно по ней. SpN вправо означает, что медленная фаза направ­лена влево, а быстрая — вправо. Таким образом, периферический SpN направлен в сторону сильного (как правило, здорового) лаби­ринта, будучи проявлением периферической вестибулопатии .

Центральный SpN наблюдается при наличии патологического очага в различных отделах ЦНС, участвующих в поддержании равновесия и глазодвигательных реакциях (мозжечок, медиальный продольный пучок, структуры ретикулярной формации и др.), при сохранной функции обоих вестибулярных анализаторов.

Выявление SpN необходимо проводить не только при взгляде пря­мо, но и при отведении взора как минимум в четыре стороны от средней оси (вправо, влево, вверх и вниз). SpN , регистрируемый при произвольном отведении взора от средней оси, называют взориндуцированным SpN .

В некоторых случаях после возвращения глаз в центральное положение после отведения взора в сторону может регистрироваться непродолжительный рикошетный нистагм.

SpN , определяемый в крайних отведениях глаз (более 30° от сред­ней линии по горизонтали и более 20° от средней линии по верти­кали), называется установочным. Он часто выявляется у здоровых лиц и при отсутствии нарушений в других глазодвигательных тестах считается физиологическим, т. к. возникает из-за нарушения коорди нации глазодвигательных мышц при их избыточном отведении. Отличия физиологического установочного SpN от патологическог взор-индуцированного SpN представлены в таблице 2. [ 1]

Таблица 1. Отличие физиологического установочного нистагма от патологиче­ского взориндуцированного нистагма.


Роль печени в работе организма трудно переоценить. Она участвует в пищеварении, детоксикации организма и других процессах. Это орган, который способен самостоятельно восстанавливаться, но для поддержания его здоровья важно включить в рацион определенные продукты. Врач-иммунолог, специалист по питанию Алена Парецкая расскажет о 12 самых полезных продуктах, которые нужно включать в рацион.

№1. Кофе

Кофе – спорный продукт. В исследовании, опубликованном в 2013 году, было доказано, что ежедневное употребление кофе снижает риск развития хронических заболеваний печени и их обострений. В первую очередь, речь идет о жировой болезни печени и онкопатологиях.

В другом исследовании ученые обозначили механизм этого положительного влияния на печень: основной механизм – это влияние на ферменты печени и предотвращение накопления жира в ее тканях. Еще один механизм – действие антиоксидантов на печень, укрепляющих ее защитные свойства и противостоящие онкопатологиям. Но важно отметить, что речь идет о регулярном, но умеренном употреблении кофе.

№2. Овсянка

Это источник полезной клетчатки, которая участвует в пищеварении и поддерживает его. Известно, что клетчатка овсянки полезна для печени, ведь в ней содержатся бета-глюканы.

Одно из исследований показало, что эти вещества активируют иммунную систему, подавляют воспаление, а также помогают контролировать диабет и предотвращают ожирение.

В другом исследовании, проведенном на грызунах, отмечается, что бета-глюканы помогает уменьшить количество жира, которые хранятся в печени. Однако чтобы говорить о пользе для человека, необходимы дополнительные клинические исследования.

Добавьте в рацион овсяные хлопья, которые требуют варки. Продукты быстрого приготовления, с содержанием сахара и прочих ингредиентов не приносят особой пользы для организма.

№3. Зеленый чай

Одно из исследований предположило, что зеленый чай снижает риск рака печени. Однако исследование было проведено в малочисленной группе участников. Поэтому для однозначных заверений и утверждений, необходимы дополнительные исследования.

№4. Чеснок

Чеснок стимулирует работу печени. Ряд исследований, проведенных в 2016 году, показывает, что чеснок помогает снизить массу тела и предотвратить набор лишнего веса и ожирение, что, в свою очередь, можно рассматривать как предрасполагающий фактор для развития жировой болезни печени.

№5. Ягоды

Черника, малина, клюква содержат большое количество антиоксидантов – полифенолов, защищающих печень от повреждений. Учитывая большое содержание витаминов, минералов и прочих веществ известна польза ягод для поддержания работы иммунитета.

№6. Виноград

В винограде и его косточках содержатся антиоксиданты, которые положительным образом отражаются на здоровье и работе организма и печени в частности. Известно, что регулярное употребление винограда помогает контролировать воспалительные реакции и предотвращать повреждение печени.

Специалисты рекомендуют включать в рацион свежий виноград, а также качественный сок, который оказывается полезным.

№7. Грейпфрут

Это весьма полезный продукт, содержащий несколько групп антиоксидантов, которые помогают защищать печень от повреждений, стимулируя восстановление и регенерацию клеток.

Соединения, содержащиеся в этом фрукте, уменьшают накопление жира в печени, а также стимулируют работу ферментов, которые стимулируют похудение и снижают риск развития жировой болезни печени.

№8. Растительная пища

Все разнообразие овощей и фруктов можно рассматривать как полезную пищу для здоровья печени. В обзоре 2015 года был опубликован перечень растительных продуктов, полезных для печени:

  • авокадо;
  • бананы;
  • свекла;
  • брокколи;
  • коричневый рис;
  • морковь;
  • лимоны;
  • листовые овощи и зелень;
  • арбузы.

№9. Жирные сорта рыбы

Жирный сорта рыбы – основной источник Омега-3 кислот, которые контролируют воспалительные реакции в организме и участвуют в обменных процессах. Эта группа жиров положительна для полноценной работы печени и профилактики многочисленных заболеваний. Их главная роль – накопление лишних жиров и поддержание нормального уровня ферментов в печени.

Согласно рекомендациям врачей, есть жирную рыбу нужно 2 и более раз в неделю. Для тех людей, которые по каким-либо причинам не могут включать в рацион жирные сорта рыбы, рекомендовано принимать добавки с рыбьим жиром.

№10. Орехи

Включение в рацион орехов – простой и действенный способ поддержать здоровье печени и защитить ее от многочисленных болезней. В их составе большое количество ненасыщенных жирных кислот, витаминов и антиоксидантов.

В рацион рекомендовано включать грецкие орехи, миндаль, которые помогут сохранить здоровье печени. Но стоит помнить, что чрезмерное употребление орехов может оказаться вредным, ведь они высококалорийны.

№11. Оливковое масло

Включение в рацион оливкового масла без термической обработки помогает снизить окислительный стресс и улучшить функцию печени. Объяснить такое положительное влияние можно большим содержанием ненасыщенных жирных кислот.

Какие продукты вредны для печени

Общие рекомендации специалистов однозначны – сбалансированное питание, содержащее все необходимые минералы, витамины и прочие вещества помогают поддерживать здоровье печени. Тем не менее есть продукты, которые могут негативно повлиять на работу печени и их необходимо ограничивать в рационе:

1. Жирное

В эту группу продуктов можно отнести: жареное, фастфуд, полуфабрикаты, снеки и прочие закуски.

2. Крахмалистые продукты

В эту группу можно отнести: хлеб, макаронные изделия, сладкая и сдобная выпечка.

3. Сахар

Чрезмерное употребление сладостей нагружает печень, поэтому целесообразно снизить эту нагрузку.

4. Соль

Это основной источник натрия и калия, которые необходимы для нормальной работы организма. Однако чрезмерное употребление соли также оказывается вредным. Консервы, копчености и соленья содержат большое количество соли.

5. Алкоголь

Пожалуй, это самый вредный продукт для печени. И каждому важно подумать об ограничении и умеренном употреблении алкоголя.

Печень – уникальный орган, отвечающий за множество обменных процессов и защитных реакций. Ее клетки способны к регенерации и восстановлению, однако хроническое патологическое воздействие приводит к болезням, со всеми вытекающими последствиями.

Поддержать здоровье печени, особенно при наличии факторов риска и предрасположенности к болезням можно путем составления правильного рациона.

Читайте также: