Проба мартине как сделать
Изучены вопросы соматотипологической детерминированности в работе сердечно-сосудистой системы и ее адаптационного потенциала в ответ на завышенные требования – физическое усилие.
The functional detrained heart as the problem of modern students: the constitutional approach in diagnostics and the alternative variants of the pharmacologic correction P. K. Boichenko, A. A. Tjurenkov, A. R. Batova, V. P. Poteryakhin, V. V. Dolgopolov
The article describes the issues of somatotypological determination in functioning of cardiovascular system and its adaptation potential in response to steep demands — physical efforts.
Материал исследования и формирование выборки для проведения обследования
Дизайн эксперимента
Интерпретацию результатов вышеуказанных функциональных проб авторы приводят в виде сравнительной характеристики между показателями у субъектов, продемонстрировавших наилучшую и наихудшую с точки зрения адаптационного резерва сердца ответную реакцию на пробу с физической нагрузкой. Итак, среди юношей отличным (согласно значениям индекса Руфье) адаптационным резервом обладало 13,89% от общего числа выборки; лица с неудовлетворительным результатом пробы составили 19,44%. Остальной процент обследованных продемонстрировал удовлетворительную реакцию на пробу с физической нагрузкой. При этом для обследованных юношей прослеживалась четкая соматотипологическая детерминированность результата пробы Мартине–Кушелевского: субъекты с отличным результатом были преимущественно брахиморфами, а с неудовлетворительным — долихоморфами.
Среди обследованных девушек отлично отреагировали на пробу с физической нагрузкой всего 3,84%. Несмотря на общепопуляционно низкую степень тренированности, среди наших студенток также был невысок процент и лиц с наихудшими (неудовлетворительными) результатами пробы Мартине–Кушелевского (всего 6,6%), а оставшаяся доля обследованных девушек отреагировала на предложенную нагрузочную пробу удовлетворительно. Также, как и в мужской группе, у девушек отмечена закономерность: отличным адаптационным резервом сердечно-сосудистой системы обладали преимущественно девушки брахиморфного соматотипа, наихудшим — в большей мере долихоморфного. При этом время, которое потребовалось ребятам с признаками плохой переносимости физической нагрузки для восстановления своего пульса после приседаний, затягивалось от 4,7 до 5,6 мин, что указывало на очевидную детренированность.
Относительная доля мышечной ткани в группах с отличными показателями нагрузочного теста составляла от 35,3% до 38%, а студенты с признаками детренированности, как ни парадоксально, обладали достоверно большим запасом мышц, на долю которых приходилось уже от 42,4% (девушки) до 48,6% (юноши).
После объективной диагностики состояния функционального потенциала сердечно-сосудистой системы юношам и девушкам, прошедшим предложенное тестирование с наихудшим результатом, были назначены общеметаболические средства разной направленности с целью повысить выносливость и улучшить адаптационные ресурсы сердца. Препаратами выбора стали:
Так, субъекты с неудовлетворительным результатом прохождения пробы Мартине–Кушелевского (92 юноши и 38 девушек) были разделены на 3 равновеликие подгруппы: принимающие Милдронат (М-подгруппа), принимающие L-Карнитин (К-подруппа) и принимающие Фенибут (Ф-подгруппа).
Результаты и обсуждение
Испытуемые из М-подгруппы подчеркивали субъективные положительные эффекты от приема Милдроната: физическая нагрузка уже в конце первой недели предложенной фармкоррекции стала даваться им гораздо легче, ребята фиксировали небывалый прирост собственных силовых результатов, проявляющийся даже в повседневной деятельности, однако по-прежнему сохранялось нежелание посещать стандартные уроки физкультуры, в связи с чем 23 человека из М-подгруппы предпочли заниматься в фитнес-центрах (преимущественно — в тренажерных залах) самостоятельно и вовсе прекратили посещение академических занятий на кафедре физвоспитания. Однако скорость восстановления пульса после повторного тестирования в М-подгруппе сократилась в среднем на 0,9–1,2 мин, что является недостаточно достоверной величиной для утверждения о повышении степени тренированности сердечно-сосудистой системы.
Выводы
Литература
П. К. Бойченко*, доктор медицинских наук, профессор
А. А. Тюренков** , 1
А. Р. Батова***, кандидат медицинских наук
В. П. Потеряхин***, кандидат медицинских наук
В. В. Долгополов***, кандидат медицинских наук
* ЛНУ им. Тараса Шевченко, Луганск
** ЛНУ им. Владимира Даля, Луганск
*** ЛГМУ им. Святителя Луки, Луганск
Проблема функциональной детренированности сердца у современной студенческой молодежи: конституциональный подход в диагностике и альтернативные варианты фармакологической коррекции/ П. К. Бойченко, А. А. Тюренков, А. Р. Батова, В. П. Потеряхин, В. В. Долгополов
Для цитирования: Лечащий врач № 12/2018; Номера страниц в выпуске: 74-77
Теги: детренированность, молодые люди, конституциональный подход
В современной спортивной медицине для экстренного контроля за состоянием функциональных систем физкультурников и спортсменов, включая сердечно-сосудистую систему, используются различные пробы и тесты. Для квалифицированного суждения о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы важно знать её исходные показатели, включая частоту сердечных сокращений и различные виды артериального давления, сравнение с которыми позволит объективно оценить настоящее состояние организма. Проведен разбор и анализ клинического применения используемой для нетренированных спортсменов и начинающих физкультурников пробы Мартинэ-Кушелевского. Детально рассмотрены разночтения при проведении пробы Руффье. Показаны недостатки применения в практике спортивной медицины Гарвардского степ-теста, и прежде всего то, что при нем не учитывается длина и масса тела, длина ног, индивидуальная реактивность сердечно-сосудистой системы в первую минуту восстановления, что приводит к получению различной по величине работы. Данный тест не даёт возможности определить количественные величины максимального потребления кислорода. К недостаткам степ-теста по В.Л. Карпману относится то, не проводится оценка центральной гемодинамики 3-минутного отрезка времени, который испытуемый проводит сидя на ступеньке после выполнения первой нагрузки.
1. Гуртовая М.Н. Физическая работоспособность мальчиков 7–9 лет, больных аллергическим ринитом, на начальном этапе занятий спортом / М.Н. Гуртовая, Е.Т. Колунин, Н.Я. Прокопьев. //Медицинская наука и образование Урала. – 2013. – № 3(75). – С. 80–82.
2. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: ФИС, 1988. – 208 с.
3. Кудря О.Н. Показатели физиологических систем организма спортсменов на разных этапах годичного цикла / О.Н. Кудря, В.В. Вернер. //Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 7. – С. 67–71.
4. Михалюк Е.Л. Функциональные пробы в медицине спорта: положительные и отрицательные стороны их проведения / Е.Л. Михалюк, В.В. Сыволап, И.В. Ткалич, С.И. Атаманюк // Актуальні питання фармацевтичної і медичної науки та практики. – 2010. – Випуск XXIII, № 1. – С. 93–96.
5. Прокопьев Н.Я. Оценка физической работоспособности и функционального состояния сердечнососудистой системы учащихся города Тюмени / Н.Я. Прокопьев, С.Г. Марьинских. // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 6. – С. 127–133.
6. Прокопьев Н.Я. Физическая работоспособность и функциональные резервы сердечнососудистой системы учащихся г. Тюмени / Н.Я. Прокопьев, С.Г. Марьинских, В.И. Назмутдинова. // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2011. – № 1 (10). – С. 142–148.
7. Сидоров С.П. Значение корректного выполнения методики функциональной пробы с 20 приседаниями при оценке состояния сердечно-сосудистой системы юных спортсменов / С.П. Сидоров, А.М. Перхуров, О.С. Штефан. // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2009. – № 2 (29). – С. 39–44.
9. Robinson B.F. Relation of heart rate and systolic blood pressure to the on set of pain in angina pectoris // Circulation. – 1967. – Vol. 35, № 6. – P. 1073–1083.
В практике современной спортивной медицины интегральным показателем деятельности функциональных систем важнейшей в плане экстренного контроля является сердечно-сосудистая система. Исследование её функционального состояния у физкультурников и спортсменов, а также в клинической практике осуществляется как в состоянии т.н. физиологического покоя, так и различной по интенсивности, продолжительности и форме воздействия физической нагрузки. С позиций спортивной медицины это правильно, т.к. для квалифицированного суждения о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы крайне важно знать исходные показатели, сравнение с которыми дает возможность, например, преподавателю физкультуры в школе, допускать или не допускать учащегося на урок физкультуры. Мы думаем, что не откроем ничего нового, если станем утверждать, что очень часто дозирование физической нагрузки на уроке физкультуры в школе учитель проводит без предварительного контроля частоты сердечных сокращений до нагрузки.
Только благодаря нагрузочному тестированию мы можем с определенной долей уверенности судить о функциональных возможностях гемодинамики физкультурника и спортсмена, а также больного человека.
Цель исследования: дать критическую оценку используемым в практике спортивной медицины тестам для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы физкультурников, спортсменов и больных людей.
Оценка состояния сердечно-сосудистой системы по индексу Робинсона
Значения индекса Робинсона
Функциональные возможности и резервы сердечно-сосудистой системы отличные
Функциональные возможности и резервы сердечно-сосудистой системы в норме
Следует думать о недостаточности функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы
Признаки нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы
Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы нарушена
Изучение функционального состояния организма физкультурника и спортсмена даёт возможность оценивать также и уровень физической работоспособности, корректировать ход тренировочного процесса, подготовку к соревнованиям, степень утомления организма. Только комплексный учет результатов использования доступных методов исследования функциональных систем физкультурника и спортсмена и материалов, полученных при тестировании, позволят получить объективную оценку функциональной готовности организма спортсмена.
Многолетний опыт педагогической и практической работы позволяет утверждать, что, к величайшему сожалению, не все из них дают нам развернутую и достоверную информацию о функциональном состоянии организма физкультурника или спортсмена, в том числе сердечно-сосудистой системы. Сразу оговоримся, что указанные пробы были предложены несколько десятков лет назад, и в процессе их практического использования многие, мы бы назвали, классические положения выполнения того или иного теста в силу тех или иных причин забываются и даже игнорируются.
В качестве примера укажем на широко известную функциональную пробу, которую часто называют пробой Мартинэ, и сейчас именуемую как проба с 20-ю приседаниями за 30 с. Проба проводится следующим образом и рекомендовалась в те годы только для начинающих и малотренированных спортсменов [8]. У физкультурника или спортсмена после 5-минутного отдыха в положении сидя трижды измерялось артериальное давление (АД) и подсчитывался пульс с одноминутными перерывами. Затем физкультурник или спортсмен выполнял 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и снова садился. После этого через каждую минуту измерялось АД, и подсчитывался пульс в течение 15–20 секунд. В норме артериальное давление к исходному значению возвращалось через 4 минуты, а частота пульса – через 3 минуты.
Проба же, в которой выполняется 20 приседаний за 30 с – это усовершенствованная Б. П. Кушелевским проба Мартинэ, поэтому целесообразнее именовать её как проба Мартинэ-Кушелевского. Подчеркиваем, что проба 20 приседаний за 30 секунд проводится чаще всего физкультурникам или спортсменам, имеющим низкий уровень спортивной квалификации. Критериями ее оценки являются: во-первых, частота сердечных сокращений; во-вторых, характер реакции систолического артериального давления; в-третьих, характер реакции диастолического артериального давления; в-четвертых, продолжительность времени их восстановления до исходных значений – т.н. период восстановления.
Следующее положение – период восстановления, который может длиться в зависимости от функционального состояния сердечно-сосудистой системы от 60 до 240 и даже 300 с. Следовательно, за норму мы принимаем значения ЧСС в 60 и 240 с. Получаем большой временной разброс.
Далее. В оценке пробы важное значение придается характеру предшествующей тестированию физической нагрузки. Кроме того, нельзя игнорировать то обстоятельство, что тестирование может быть выполнено в различное время светового дня и совершенно разными специалистами, например, врачами физкультурного диспансера.
В системе комплексной оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы как учителями физической культуры школ, так и тренерами специализированных ДЮСШ широко используется простая в исполнении проба (индекс) Руффье, рассчитываемый по формуле
где ЧСС1 – пульс за 15 с в состоянии покоя; ЧСС2 – пульс за первые 15 с первой минуты восстановления; ЧСС3 – пульс за последние 15 с первой минуты восстановления.
К основной группе относятся здоровые дети, у которых после прохождения медицинского осмотра и по результатам пробы Руффье не выявлено никаких отклонений. Они могут заниматься физкультурой по общей программе, а также участвовать в различных спортивных соревнованиях.
К подготовительной группе относятся дети, у которых выявлены незначительные отклонения в состоянии здоровья, а индекс Руффье низкий. Дети этой группы занимаются по основной программе, но освобождены от физических нагрузок в виде участия в кроссах и спортивных соревнованиях.
В специальную группу входят дети, чье состояние здоровья требует индивидуального подхода при физической нагрузке. Нередко бывает так, что по состоянию здоровья ребенок относится к основной физкультурной группе, тогда как значения индекса Руффье свидетельствуют о том, что имеет место сердечная недостаточность, и сердце может не выдержать физической нагрузки.
Мы специально заострили внимание на оценке результатов пробы, так как после этого теста многие из учащихся были необоснованно отнесены к специальной медицинской группе или даже вообще освобождены от уроков физкультуры. Возникает естественный вопрос – а почему? Мы склонны полагать, во-первых, что после трехмесячных летних каникул, во время которых дети не получали регулярных дозированных физических нагрузок, и, следовательно, не были готовы к тестированию, крайне трудно через минуту после проведенного теста добиться восстановления пульса до исходного значения. Во-вторых, индекс Руффье следует применять не у учащихся общеобразовательных школ, которым физические нагрузки даются в виде 45 минут три раза в неделю, а для достаточно тренированных лиц, например, учащихся спортивных школ, у которых физические нагрузки и чаще, и продолжительнее, и интенсивнее.
Для исключения ошибок при тестировании не следует забывать историю, а четко и последовательно выполнять тест, никоим образом не экспериментируя на физкультурнике или спортсмене.
В практике спортивной медицины Гарвардский степ-тест (ИГСТ) занимает достойное и почетное место. Метод был разработан в лаборатории утомления Гарвардского университета под руководством профессора D.В. Dill. С помощью Гарвардского степ-теста количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. От ранее известных функциональных проб степ-тест отличается как характером выполняемой испытуемым нагрузки, так и формой учета результатов тестирования.
Тест заключается в 5-минутном восхождении на ступеньку высотой 50,8 см для мужчин и 43 см для женщин. Для детей и подростков время нагрузки и высота ступеньки меньше (табл. 2).
ИГСТ рассчитывается формуле
ИГСТ = t·100/(f1 + f2 + f3)·2,
где t – время восхождения, с; f1 f2, f3, – сумма пульса, подсчитываемого в течение первых 30 секунд на 2, 3 и 4-й минуте восстановления.
Оценка физической работоспособности по результатам Гарвардского степ-теста [2] в у.е. следующая: меньше 55 – плохо; 55–64 – ниже среднего; 65–79 – средне; 80–89 – хорошо; 90 и больше – отлично.
При выполнении теста часто допускаются ошибки:
- несоблюдение правильного ритма;
- неполное выпрямление коленных суставов на ступеньке;
- неполное выпрямление тела на ступеньке;
- постановка ноги на пол на носок.
Высота ступеньки и время восхождений при проведении Гарвардского степ-теста (Карпман В.Л. с соавт., 1988)
В статье представлены результаты исследований электрокардиограммы (ЭКГ) здоровых детей 6–7 лет в покое и в ответ на пробу Мартине. Цель работы – изучить длительность интервалов РР, РТ и сегмента ТР, их изменение под воздействием пробы Мартине, а также определить зависимость результатов от наибольших и наименьших значений частоты сердечных сокращений (ЧСС) в контроле. В ответ на пробу Мартине ЧСС увеличивается на 38 %, практически на исходном уровне остается длительность интервала РТ (разница в 5 %), интервал РР сокращается на 17 %, на 100 % уменьшается длительность сегмента ТР. Из чего можно сделать вывод, что наименьшей изменчивостью в данном эксперименте обладает интервал РТ, а наибольшей – ТР. У детей 6–7 лет наблюдается такая же закономерность, как и у взрослых: чем выше ЧСС в ответ на функциональную нагрузку, тем выше доля предсердно-желудочкового комплекса РТ и меньше доля диастолы ТР.
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева П.П. Функциональные резервы организма и теория адаптации // Вестник восстановительной медицины: Диагностика. Оздоровление. Реабилитация. – 2004. – № 3. – С. 4–11.
2. McArdle W.D., Katch F.L., Katch V.L. Exercise Physiology: Energy, Nutrition and Human Performance. Sixth ed. Lippincott. – Williams and Wilkins, Baltimore, 2006. – 1038 p.
3. Баевский Р.М., Анализ вариабельности сердечного ритма: история и философия, теория и практика // Клиническая информатика и телемедицина. – 2004. – № 1. – С. 54–56.
4. Хаспекова Н.Б. Диагностическая информативность мониторирования вариабельности ритма сердца // Интернет-журнал по функциональной диагностике. – 2013. – № 23. – С. 54–67.
5. Черепанова Е.В. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей 6–7 лет и их адаптация к систематическому обучению в школе // Мир науки, культуры и образования. – 2010. – № 4–1. – С. 288–291.
6. Noble A., Johnson R., Thomas A., Bass P. The Cardiovascular System. Basic science and clinical Conditions. – Toronto, 2010. – 184 p.
7. Кмить Г.В. Краткосрочная адаптация сократительной функции миокарда к физической нагрузке у детей 5 лет // Новые исследования. – 2008. – Т. 1, № 17. – С. 58–63.
8. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения. Издание второе, перераб. и доп. – Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, 2002. – 290 с.
9. Панкова Н.Б. Функциональные пробы для оценки состояния здоровых людей по вариабельности сердечного ритма // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2013. – № 6. – С. 682–696.
10. Волкова С.И., Шляпина Н.С. Исследование антропометрических параметров у детей дошкольного учреждения // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 361–364.
12. Адамовская О.Н. Типологические и индивидуальные особенности автономной нервной регуляции сердечного ритма у детей младшего школьного возраста при ортостатической подготовке // Новые исследования. – 2012. – № 3 (32). – С. 37–50.
13. Русских Н.Г., Иржак Л.И. Изменение показателей сердечного ритма и кардиоинтервалов у детей 6-7 лет в ответ на активную ортостатическую пробу // В мире научных открытий. – 2016. – № 3. – С. 127–138.
14. Иржак Л.И., Дудникова Е.А. Частота сердечных сокращений и длительность элементов ЭКГ у взрослого человека при физической нагрузке // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2017. – № 2. – С. 209–216.
Специфические особенности функций организма, характерные для критических периодов онтогенеза (к числу которых относится 6–7-летний возраст ребенка), зависят от наследственных причин и условий жизни человека [1, 2]. Важнейшие механизмы адаптации к меняющимся воздействиям связаны с работой сердечно-сосудистой системы (ССС), которая реагирует на воздействия изменениями таких, в частности, показателей, как частота сокращений сердца (ЧСС) и вариабельность сердечного ритма (ВСР) [2–6]. Электрокардиография (ЭКГ) широко и прочно вошла в практику кардиофизиологического исследования детей. Это один из наиболее распространенных методов оценки функционального состояния миокарда, благодаря неинвазивности и технической простоте метода [6–8]. ВСР в большинстве случаев изучают путем измерения RR-интервалов ЭКГ. В научной литературе реже публикуются сведения о длительности интервала РТ, который отражает состояние предсердно-желудочкового комплекса, и сегмента ТР, представляющего собой электрическую диастолу. Между тем данные об этих показателях электрической активности миокарда необходимы для оценки функциональных резервов организма ребенка.
Функциональные нагрузки имеют важное диагностическое значение для характеристики состояния ССС, ее резервных возможностей и пределов нормального реагирования кровообращения [9].
Цель исследования: изучить длительности интервалов РР, РТ и сегмента ТР в покое, их изменение под воздействием пробы Мартине (ПМ), а также определить зависимость результатов от уровня ЧСС в контроле.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось в первой половине дня (с 11.00 часов до 12.30 часов), при естественном освещении в условиях городского детского сада в весенний период года. Температура воздуха в помещении составляла +20–22 °С, влажность воздуха – около 60 %. Обследованы (п = 15) дети обоего пола в возрасте 6–7 лет. По данным медицинских карт дети практически здоровы. На обследование было получено разрешение родителей и комиссии по этике Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина.
При определении уровня физических возможностей (проба Мартине—Кушелевского) осуществлялась экспресс-оценка степени физического здоровья по Апанасенко. Она является одной из наиболее информативных, так как вероятность показать высокую работоспособность для человека, не обладающего достаточным энергопотенциалом здоровья, близка к нулю. Физическое развитие определяли на основании длины и массы тела, жизненной емкости легких, динамометрических показателей правой кисти. На базе этих показателей были рассчитаны индекс массы тела, жизненный индекс, силовой индекс. Суммарно эти показатели отображают целостную картину уровня физического развития. Произведено сравнение уровня физических возможностей и уровня физического развития в исследуемых группах.
Ключевые слова
Полный текст
Читайте также: