Призыв на военную службу как стрессовая ситуация
Рассмотрение основных положений ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
1. Сформировать представления о времени, организации призыва граждан на военную службу, порядке освобождения и предоставления отсрочек от военной службы.
2. Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника.
3. Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения военной службы и их личной ответственности за защиту Отечества.
Планируемые результаты обучения:
1.Знание требований Закона «О воинской обязанности и военной службе», вопросы призыва граждан на военную службу.
2. Умение работать с нормативными документами.
3. Положительное отношение учащихся к военной службе по призыву.
Организация познавательной деятельности:
Самостоятельная работа с документами, изучение статей Конституции РФ, Закона «О воинской обязанности и военной службе».
Вопросы урока:
Призыв граждан на военную службу.
Граждане, освобожденные от призыва на военную службу, либо не подлежащие призыву на военную службу.
Отсрочка от призыва граждан на военную службу.
Учебно-методическое сопровождение урока:
1. Статьи ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
2. Конституция Российской Федерации.
3. Конспект урока.
4. Презентация на тему: Призыв граждан на военную службу.
5. Таблица для проверки и контроля качества усвоения знаний учащимися призыв граждан на военную службу.
6. Дидактический материал для документ-камеры:
1) «Призыв граждан на военную службу» (схема №1);
2) «Граждане, освобожденные от призыва на военную службу, либо не подлежащие призыву на военную службу» (схема №2);
3) «Отсрочка от призыва граждан на военную службу (схема №3);
Содержание урока:
Организационный момент (3 мин.).
Приветствую класс, отмечаю отсутствующих на уроке, проверяю готовность к уроку.
Проверка домашнего задания (5 мин.).
а) Что такое «Военная присяга»? (Это торжественное обещание (клятва), даваемая каждым гражданином при вступлении в ряды вооруженных сил).
б) Когда был утвержден единый текст военной присяги? (22 апреля 1918 г.)
в) В чем отличие ритуала военной присяги дореволюционной России и военной присяги в России после 1917 года? (В дореволюционной России военная присяга имела характер военно-религиозного ритуала (церемониала). Текст присяги 1917 года заканчивался словами: «В заключение данной мной клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписуюсь». В наши дни присяга не имеет религиозного компонента).
Выставляю оценки, поясняю объективность выставления.
Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала (2 мин.).
На прошлом уроке мы рассмотрели порядок приведения военнослужащих к военной присяге, ознакомились с текстами присяги разных лет.
Тема урока: « Призыв граждан на военную службу». Мы рассмотрим следующие вопросы:
а) Призыв граждан на военную службу.
б) Граждане, освобожденные от призыва на военную службу, либо не подлежащие призыву на военную службу.
в) Отсрочка от призыва граждан на военную службу.
Этап усвоения новых знаний (25 мин.).
Объясняю новый материал с использованием презентации.
Вопрос 1: «Призыв граждан на военную службу».
Призыв на военную службу это акт со стороны государства, направленный на обеспечение исполнения гражданами их конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Военная служба является формой исполнения их конституционного долга и обязанности. Призыву на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации подлежат только граждане России.
Российские граждане, одновременно состоящие в гражданстве другого государства, пользуются правами и несут обязанности как граждане Российской Федерации и подлежат призыву на военную службу, если они проживают на территории России.
Если же российские граждане, одновременно состоящие в гражданстве другого государства, прошли военную службу в другом государстве, то в соответствии со ст.23 п.1подп. «г» Федерального Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» они освобождаются от призыва на военную службу. Такие лица считаются выполнившими свой долг в отношении обоих государств.
В ст. 22 п. 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» говорится:
«Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
б) граждане мужского пола в возрасте от18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера».
Демонстрирую схему 1 (презентация).
В п. 4 той же статьи сказано:
«Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только ПОСЛЕ достижения ими возраста 18 лет».
Задаю учащимся вопрос: «Почему после достижения возраста 18 лет?»
Ст.60 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «гражданин Российской Федерации может САМОСТОЯТЕЛЬНО осуществлять в ПОЛНОМ ОБЬЕМЕ свои права и обязанности с 18 лет». Это конституционная норма в полной мере распространяется на права и обязанности граждан, связанные с исполнением ими своего конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год:
- с 1 апреля по 30 июня;
- с 1 октября по 31 декабря
на основании указов Президента Российской Федерации.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата:
- на медицинское освидетельствование;
- на заседание призывной комиссии;
- в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и находиться там до отправки к месту прохождения военной службы. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Вопрос 2: «Граждане, освобожденные от призыва на военную службу, либо не подлежащие призыву на военную службу».
Обращаясь к учащимся, задаю им вопрос:
«Все ли граждане, достигшие призывного возраста, могут быть призваны на военную службу?». Если нет, то кого, по их мнению, не надо призывать на военную службу?
Выслушав ответы учащихся, демонстрирую схемы 2, 3, где перечисляются категории граждан, освобождаемые, а также не подлежащие призыву на военную службу.
Обращаю внимание учащихся на то, что категория граждан, не подлежащих призыву на данный момент, при определенных условиях может быть призвана на военную службу в отличие от категории граждан, освобожденных от призыва:
- Граждане, ограниченно годные к военной службе (категория В) освобождаются от призыва на военную службу.
- Граждане, не годные к военной службе (категория Д) освобождаются от воинской обязанности.
Гражданин также освобождаются от призыва на военную службу в случае гибели (смерти) его отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы. Необходимо отметить, что это положение не будет иметь силы в случае, если гибель (смерть) указанных родственников произошла не при исполнении ими обязанностей военной службы, а в период прохождения военной службы.
Вопрос 3. «Отсрочка от призыва граждан на военную службу».
Задаю учащимся следующий вопрос: «А существует ли категория граждан подлежащих призыву на военную службу, но нуждающихся в отсрочке от призыва в силу каких – либо обстоятельств? В каких случаях, по вашему мнению, гражданину должна предоставляться отсрочка от призыва на военную службу?»
Выслушав мнения учащихся, сообщаю им, что кроме граждан освобождаемых от призыва на военную службу, либо не подлежащих призыву на военную службу имеется категория граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу (схема 4)
Гражданам, признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, призывной комиссией предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на срок до одного года независимо от воли и желания самих граждан. После завершения медицинского обследования (лечения) гражданин проходит повторное освидетельствование и может быть призван на военную службу.
Говоря о предоставлении отсрочки гражданам, занятым постоянным уходом за членом семьи, нуждающемся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, отмечаю, что эта правовая норма является гарантией создания условий, обеспечивающих поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей.
Касаясь вопроса отсрочки гражданам, имеющим ребенка, воспитываемого без матери, двух и более детей, ребенка в возрасте до 3-х лет, необходимо сказать, что данная правовая норма направлена на защиту интересов и прав ребенка (право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на общение с родителями и другими родственниками, право ребенка на защиту и др.). Под термином «имеющим ребенка» следует понимать, что гражданин является родителем или усыновителем (удочерителем).
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что гражданам, обучающимся по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования предоставляется отсрочка, но только до достижения указанными гражданами возраста 20 лет.
И еще – право на получении отсрочки от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по очной форме обучения в соответствующих образовательных учреждениях, предоставляется не более 2 раз (для получения профессионального образования данного и более высокого уровня в любых из двух типов образовательных учреждений).
Этап закрепления новых знаний (8 мин.).
Для закрепления изученного учащимся предлагаю ответить на следующие вопросы:
1. В какой стране граждане с двойным гражданством должны проходить службу по призыву?
Ответ: Согласно принятым нормам, исполнение гражданами, имеющими двойное гражданство, своих гражданских обязанностей осуществляется в стране постоянного проживания.
2. Могут ли граждане, признанные временно не годными к военной службе по состоянию здоровья призывной комиссией, быть призваны по собственному желанию?
Ответ : Нет, не могут. Данная правовая норма направлена на защиту жизни и здоровья как самих граждан, которым предоставляется отсрочка, так и, исходя из специфики выполняемых военнослужащими задач, других лиц.
3. Могут ли быть удовлетворены просьбы о призыве на военную службу граждан, отбывающих наказание в виде:
- ареста или лишения свободы;
- имеющих неснятую или непогашенную судимость;
- в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Ответ: Нет, не могут . Эти граждане не призываются на военную службу по воле государства, и просьбы этих граждан о призыве их на военную службу не могут быть удовлетворены.
Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Предлагается ответить на вопросы прилагаемых тестов по данной теме. (Приложение 1).
6. Информация учащихся о домашнем задании (1 мин.).
Домашнее задание: Учебник ОБЖ 11 класс 4.4 стр. 96-105, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Конституция РФ. Прочитать, ответить на вопросы параграфа.
Подведение итогов урока (1 мин.).
Сегодня мы рассмотрели вопросы о времени, организации призыва граждан на военную службу, порядке освобождения и предоставления отсрочек от военной службы.
Урок 32
Психологические основы подготовки к военной службе
Слово «солдат» в русском народе всегда ассоциировалось с отвагой, мужеством, мудростью, находчивостью, веселым юмором. Солдат воплощал в себе характер русского народа: глубокую любовь к Отчизне, которую он защищал, не щадя «живота своего» во время войн, веселое лукавство во время отдыха, размеренную готовность к любым непредвиденным обстоятельствам, способность минимальными средствами решать самые сложные жизненные головоломки и разгадывать хитрости врагов.
Наша современность помогает солдату в несении службы при помощи разных технических средств, но в то же время предъявляет к нему большие требования по развитию его умственных, физических и духовных качеств. Во все времена солдат должен был отличаться высоким уровнем выдержки и воли, что необходимо даже в мирное время. Перечень требований к солдату любого рода войск и вида военной службы объемен. Давайте разберемся, почему для любого молодого человека служба в Вооруженных Силах — психологически сложный этап жизни, особенно в наш бурный век технического прогресса и быстрого протекания политических, экономических и социальных процессов.
Призыв на военную службу как стрессовая ситуация
Как показывают многочисленные современные социологические и социально-психологические исследования, для многих молодых людей служба в армии представляется нежелательной, навязываемой. Поэтому в ожидании призыва в Вооруженные Силы они испытывают сегодня различающиеся по силе проявления стрессовые состояния. Эти состояния проявляются по-разному в зависимости от темперамента человека: от подавленности до агрессивности.
Поэтому давайте сначала разберемся, что такое стресс, хорошо это или плохо, почему в наше время служба в армии, даже само ожидание призыва, для некоторых оказывается стрессом, который они сами не всегда осознают.
Стресс — это не просто нервное напряжение. Многие склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением, а это прежде всего реакция организма на появление угрожающих или неприятных факторов жизненной ситуации. Стресс — не всегда результат повреждения. «Любая нормальная деятельность — игра в шахматы или страстное объяснение — может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда», — пишет Ганс Селье в своей книге «Стресс без дистресса». Дистрессом называют вредоносный или неприятный стресс. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен.
Стресса не нужно избегать. Независимо от того, чем мы заняты или что с нами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора воздействию постоянно меняющихся внешних факторов. Если молодой человек переживает призыв в армию как стрессовую ситуацию (далее мы будем использовать привычный термин «стресс», подразумевая «дистресс»), то, следовательно, в силу недостаточности, неопределенности или даже враждебности информации, а возможно, из-за особенностей своего характера или темперамента, он представляет себе эту ситуацию опасной. В этом случае можно предложить воспользоваться некоторыми практическими советами по подготовке к любому стрессогенному событию или жизненной ситуации.
1. Прежде всего необходима достаточная информация о происходящем.
2. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии до того, как ожидаемые события начались. Не пытайтесь, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения.
3. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций: это одно из условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике и не впадайте в беспомощность.
4. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, — неотъемлемая часть жизни.
5. Помните, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы расслабления (релаксации), с которыми вы уже познакомились в младших классах.
6. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоционально положительные тылы (в семье, среди друзей, старших товарищей), помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие моральную поддержку.
7. Важно научиться распознавать в себе признаки стрессового состояния, а именно:
• невозможность сосредоточиться на чем-то, частые ошибки в делах;
• ухудшение памяти;
• слишком часто возникающее чувство усталости;
• очень быстрая речь;
• мысли улетучиваются;
• появляются боли в голове, спине, области желудка;
• повышенная возбудимость;
• любимые занятия не доставляют обычной радости;
• потеря чувства юмора;
• если вы курите, возрастает количество выкуриваемых сигарет;
• появляется желание выпить алкогольные напитки;
• постоянно хочется есть или, наоборот, пропадает аппетит, вообще теряется вкус к еде.
Вопросы
1. Что такое стресс и дистресс, какая между ними разница?
2. Каким образом можно подготовиться к стрессогенному событию или ситуации?
3. Назовите наиболее характерные признаки стрессового состояния.
Личность и социальная роль военного человека
Готовясь к службе в Вооруженных Силах, желательно глубже разобраться в себе, в психологических механизмах своего поведения.
Известно, что чем сильнее личность (а понятие «личность» не тождественно понятиям «человек», «индивид»; ведь не случайно мы часто говорим, что тот или другой человек состоялся как личность или не состоялся, кого-то называем яркой личностью, а кого-то серой личностью), тем более стойко она переносит всякие житейские неприятности, необычные ситуации и обстоятельства, часто полностью изменяющие ее образ жизни, как, например, переход от гражданской вольной жизни к условиям армейской службы, жестко регламентированной воинскими уставами. Сильная личность — это прежде всего человек с высокоразвитым сознанием, способный на основе своих широких знаний о действительности самостоятельно формировать свое мировоззрение, оценивать значимость событий и самого себя, пересматривать свои потребности, регулировать их, осмысливать мотивы и последствия своих поступков, выискивать значимое «рациональное зерно» в каждом деле и самостоятельно принимать решения о своем общественно полезном поведении в тех «принудительных» обстоятельствах, в которые иногда ставит его жизнь.
С этих позиций служба в армии для каждого молодого человека — это не только предмет его обстоятельных размышлений о долге, чести и совести гражданина России, но и самовоспитание его чувств в этом отношении. Об этом нужно поговорить особо.
Под социальной позицией понимают функциональное место, которое может занимать человек по отношению к другим людям в обществе. Например, в семье вы — сын, брат; в школе — ученик; в техникуме или институте — студент; в больнице — больной; в транспорте — пассажир; в армии — солдат, защитник своей страны и ее граждан. В зависимости от того, в какой социальной позиции вы в этот момент находитесь, вы соответственно и ведете себя, потому что так принято, потому что сама эта позиция диктует вам правила поведения. Если вы с этим не считаетесь, то неизбежны конфликты, потому что люди, по отношению к которым вы занимаете разные позиции, ждут от вас веками выработанного в обществе соответствующего типа поведения, и в случае, когда вы обманываете их ожидания, выражают свое недовольство.
Для социальной позиции характерна прежде всего совокупность прав и обязанностей, которые зафиксированы в соответствующих документах. В армии это военная присяга, уставы, положения, наставления, приказы и т. д. Заняв эту позицию, человек должен выполнять социальную роль, т. е. осуществлять систему действий, которых от него ожидает окружение (в самом воинском коллективе — командиры всех рангов, товарищи по службе, а в обществе — гражданское население). Для того чтобы молодой человек, призванный на военную службу, не испытывал чрезмерных напряжений, связанных со своей новой социальной ролью, не похожей на все предыдущие (сын, ученик, студент, друг и др.), он должен быть заранее хорошо осведомлен о требованиях, предъявляемых социальной позицией и ролью военнослужащего и, образно говоря, врасти в нее, сделать ее частью своей личности.
Для иллюстрации перестройки личности под влиянием новой социальной роли воспользуемся примером, который приводит известный психолог Яков Коломенский в своей книге «Беседы о тайнах психики».
Генуя, 1944 год. Темное время гитлеровской оккупации. В руки гестапо попадает игрок и жулик Бертоне. До войны он восемь раз осуждался за мошенничество, обман, торговлю наркотиками и даже за двоеженство.
Эсэсовский офицер Мюллер обещает Бертоне жизнь и деньги за то, чтобы он сыграл в тюрьме роль крупного деятеля Сопротивления генерала Делла Ровере, убитого в момент высадки на итальянскую территорию.
Бертоне быстро усваивает внешний рисунок роли. По тюремным камерам разносится слух о появлении генерала. И политические заключенные, и надзиратели относятся к Бертоне как к генералу, мужественному борцу за свободу. Бертоне все глубже вживается в роль патриота, и постепенно происходит подлинное перерождение личности. Бывший мошенник и любитель легкой наживы уже не только ведет себя так, как, по мнению окружающих, должен вести себя итальянский генерал, который ненавидит фашистов, он умирает как герой, так и не выдав руководителя Сопротивления. Таким образом, то, что было маской, стало внутренним содержанием личности.
Первые этапы принятия социальной роли военного человека сопровождаются переживаниями, связанными с внешними атрибутами — признаками, символами этой ролевой позиции: значками, формой и экипировкой. Юноша беспокоится, как он будет выглядеть в глазах значимых для него людей. Если эти переживания имеют позитивную эмоциональную окраску (удовольствие, радость, гордость), то на последующих этапах они уступают место тому, что воинская служба становится частью личности солдата.
Но иногда многие проблемы в армии оборачиваются для молодых людей чуть ли не трагедией, поскольку военная служба — один из наиболее сложных и трудных видов человеческой деятельности.
В связи с этим необходимо обладать определенным уровнем знаний о стрессе и дистрессе, а также о своих психологических особенностях: темпераменте (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), направленности своей личности (важно осознать свои потребности, ценности в жизни, идеалы, интересы).
С познания себя начинаются самовоспитание и самоподготовка, которые помогают молодому человеку быстрее и эффективнее адаптироваться в новых для него условиях.
Вопросы
1. Как вы понимаете термин «сильная личность»?
2. Что такое социальная позиция?
3. Какие показатели характеризуют социальную позицию?
4. Каким образом под влиянием новой социальной роли может произойти перестройка личности?
Психологические свойства в структуре личности
Главное ведущее психологическое свойство в структуре личности любого человека — ее направленность, представляющая собой сочетание жизненных целей, мотивов деятельности, поведения и отношений к выбору определенного образа жизни и его активному осуществлению.
Если вы осознали требования общества, в котором вы живете, потребность окружающих вас людей в мирной жизни как свою собственную, а также то, что служба в армии поможет вам стать сильнее, выносливее и физически, и психологически, то тогда у вас появятся внутренняя уверенность и сила, помогающие вам достойно отнестись к службе в армии.
Важный элемент направленности личности — мировоззрение, т. е. система взглядов на окружающую действительность и место человека в ней, а также его отношение ко всему происходящему в природе и обществе, включая армейскую службу.
В военных коллективах, как и во всех остальных, бывают победы и конфликты, достижения и недостатки, сплоченность и межличностная напряженность. Это нормальные явления.
В армейской жизни к тому же неизбежны стрессовые и напряженные состояния, которые мешают не только нести службу, но и просто нормально жить в условиях военной действительности, вызывают озлобление, агрессивные реакции, нередко сохраняющиеся у молодых людей и после увольнения в запас. Молодые люди часто психологически не готовы подчиняться строгой воинской дисциплине и проявлять волевую активность, преодолевая различные трудности. Вот почему, помимо приобретения знаний, важно научиться проводить самоанализ, самонаблюдение и самооценку своих психологических особенностей — познавательных психических процессов (внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, воображения), эмоций и чувств, воли, темперамента, характера, способностей. Если молодой человек тверд в убеждениях относительно важности и необходимости службы в Вооруженных Силах своего Отечества, ему будет значительно легче и интереснее проходить ее.
В наше сложное время мировоззрение большинства молодых людей недостаточно сформировано и противоречиво, оно может включать отрицательные взгляды в отношении воинской службы. Причины этого коренятся не только в объективных трудностях, переживаемых Россией, а следовательно, и ее армией, но и в распространяемых нелепых слухах и искаженной информации об армейской действительности.
Вопросы
1. Что вы понимаете под направленностью личности?
2. Что такое мировоззрение?
3. Как можно охарактеризовать мировоззрение современных молодых людей?
Слухи и искаженная информация
В настоящее время, когда из-за экономических, политических и социальных причин произошло резкое сокращение выпуска многих военных журналов и газет, доступных широкому кругу читателей, люди удовлетворяют свою потребность в информации об армии путем знакомства с сомнительными фактами и различными слухами. Они психологически удовлетворяют информационный голод как самих рассказчиков, так и слушателей. Несколько десятков лет назад на экранах кинотеатров демонстрировалось достаточно много кинофильмов о повседневной жизни солдат и офицеров, на основании которых широкая аудитория могла почерпнуть интересующую их информацию, сегодня же тема армейской жизни довольно однобоко и мрачно представлена в кинофильмах, на экранах телевизоров и на страницах периодической печати.
Как показывают социально-психологические исследования, деятельность по распространению негативных слухов в России вообще и в отношении ее армии в частности была возведена в некоторых странах в ранг государственной политики, а научно-исследовательские работы в этом направлении щедро финансировали. Как пишет американский теоретик психологической войны Пол Лайнбарджер, пропаганда посредством распространения слухов состоит в планомерном их использовании для воздействия на умы и чувства людей с определенной, имеющей общественное значение целью — военной, экономической или политической.
Психологи выделяют несколько типов слухов в соответствии с тем, что в них хотят выразить заинтересованные лица: слухи-желания, слухи-пугала, агрессивные слухи, которые наиболее опасны, потому что порождают подозрительность и сильную игру воображения, ведут к нарушению нормального психологического состояния. В качестве профилактики воздействия слухов на формирование отрицательного мировоззрения молодых людей в отношении военной службы можно рекомендовать им и тем, кто их окружает, вырабатывать у себя критическое отношение к разного рода рассказам, даже если рассказчик ссылается на «достоверные источники».
Нужно иметь в виду некоторые психологические закономерности распространения слухов. Так, сам процесс рассказывания служит для утверждения личности рассказчика. Поэтому, рассказывая, человек (иногда бессознательно) стремится создать у слушателей впечатление, что он имеет источники информации, недоступные для других. Он ассоциирует себя с важными персонами и растет в собственных глазах. Удивление, испуг, восхищение, которые рассказчик может прочесть на лицах слушателей, служат ему дополнительной наградой и стимулом.
Мотивами для распространения агрессивных слухов нередко служат личное озлобление, враждебные чувства по отношению к чему-либо или кому-либо, например, к тем же военным, от общения с которыми у человека могли сохраниться отрицательные эмоции. Желательно, чтобы молодые люди, получающие любую негативную информацию об армии и службе в Вооруженных Силах, учитывали все это и не спешили с выводами и своими эмоциональными реакциями.
Вопросы
1. Какие типы слухов вы знаете?
2. Какие из слухов наиболее опасны и почему?
3. В чем заключаются психологические закономерности распространения слухов?
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Презентация к уроку ОБЖ 11 класс на тему: Призыв на военную службу как стрессовая ситуация
Подготовил: учитель ОБЖ первая квалификационная категория Чупрынин Александр Анатольевич МАОУ СОШ №2 г.Тавда Свердловская область Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Само понятие конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus” - столкновение. “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. английский социолог Э. Гидденс * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
«Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона» Уильям Линкольн. * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Личность – тайна одного, Любовь – тайна двух, а всеобщий коллектив как исторический организм, вечно стремящийся себя утвердить, - это тайна не одного, не двух и не трех, а тайна всего человечества. А.Ф.Лосев * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Что такое стресс? Плохо это или хорошо? Стресс – это не просто нервное напряжение. Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей, величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма. * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Стресс не всегда результат повреждения. «Любая нормальная деятельность – игра в шахматы или страстное объяснение - может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда» Ганс Селье * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Г. Селье. * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Причин этого состояния, называемого модными словами «СТРЕСС» ИЛИ «депрессия», огромное количество. И все они разные. Выход один: бороться и не позволять себе раскисать. * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Стрессоры * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Факторы влияющие на человека Организационные факторы Личностные факторы Физиологические факторы * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Личностные факторы * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Физиологические факторы * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Организационные факторы * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
* Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Если молодой человек переживает призыв в армию как стрессовую ситуацию , то , следовательно, в силу недостаточности, неопределенности или даже враждебности информации, а возможно, из за особенностей своего характера или темперамента, он представляет себе эту ситуацию опасной. * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Практические советы по подготовке к стрессогенному событию или жизненной ситуации 1.Необходима достаточная информация о происходящем. 2.Не делайте преждевременных скоропалительных выводов, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии до того, как ожидаемые события начались. Не пытайтесь, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения. 3.Одно из условий активной сопротивляемости стрессу: достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций. 4. Необходимо понять и принять все перемены, в том числе негативные, как неотъемлемую часть жизни. 5. Стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы расслабления (релаксации). 6. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы ( семья, друзья, товарищи) помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие моральную поддержку. * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Признаки стресса. * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Используемая литература: 1.В.В.Марков, В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский . Учебник Основы безопасности жизнедеятельности для 11 класса. ООО Дрофа. 2007 2.БСЭ 1992 г. учитель ОБЖ первая квалификационная категория Чупрынин Александр Анатольевич МАОУ СОШ №2 г.Тавда Свердловская область * Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Урок ОБЖ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Призыв на военную службу как стрессовая ситуа- ция. Понятие о стрессе и дистрессе. Практические советы по подготовке к стрессогенной ситуации и благополучному вы- ходу из нее. Признаки стрессового состояния.
Личность и социальная роль военного человека. Понятие о личности, социальной позиции, социальной роли. Приня- тие социальной роли военного человека. Важность знаний о стрессе и собственных психологических особенностях.
Психологические свойства в структуре личности. На- правленность как ведущее психологическое свойство в структуре человеческой личности. Понятие о мировоззре- нии. Важность наличия у призывника и военнослужащего правильно сформированного мировоззрения.
Слухи и искаженная информация. Причины и последст- вия распространения негативных слухов относительно воен- ной службы. Типология слухов. Психологические законо- мерности распространения слухов. Профилактика воздейст- вия слухов на формирование мировоззрения.
О морально-этических качествах военнослужащих. По- нятие о совести. Требования совести, ее основа и проявле- ния. Понятие о чести и достоинстве. Понятие о чести коллек- тива. Защита Родины как защита личного достоинства.
Чувства личности и военная служба. Понятие о чувствах и эмоциях личности. Понятие о чувстве патриотизма. При- чины психофизиологических трудностей, с которыми стал- киваются призывники и новобранцы.
Самовоспитание и самосовершенствование личности. Понятие о самовоспитании и самосовершенствовании. Чув- ства, имеющие способность к развитию. Понятие о созна- тельном действии. Преодоление внутренних и внешних пре- пятствий ради осуществления цели.
Психическое саморегулирование и самоанализ. Понятие о психическом саморегулировании. Применение психиче- ского саморегулирования. Наиболее известные методы пси- хического саморегулирования. Самоанализ: разновидности, поставленные цели, используемые приемы. Важность веде- ния записей о ходе исследования своей личности и данных, полученных в ходе самоанализа.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации
Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельностиОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Читайте также: