Приборка на скутер своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 01 декабря 2017 .
Категория: Мототехника.

Назначение и принцип действия тахометра

Тахометр – это устройство, которое измеряет количество оборотов двигателя мотоцикла за одну минуту и отображает эту информацию на приборной панели (в удобно читаемом виде). Показания этого прибора необходимы мотоциклисту (особенно начинающему) для:

  • своевременного переключения скорости на коробке передач: как только обороты двигателя увеличиваются до определенного значения, необходимо переключаться на повышенную передачу и наоборот;
  • предотвращения эксплуатации силового агрегата мотоцикла на предельных режимах (об этом сигнализирует красный сектор тахометра);
  • экономии топлива в том случае, если работа двигателя осуществляется на оптимальных оборотах (наиболее соответствующих включенной передаче, нагрузке на мотоцикл и дорожным условиям).

Модели, производители и цены

Модельный ряд тахометров, предназначенных для установки на мотоциклах, мопедах и скутерах, весьма разнообразен как по цене, дизайну, исполнению (со стрелкой или цифровым дисплеем), так и по количеству производителей, изготавливающих продукцию данного назначения.

Установка и подключение

Монтаж тахометров, дополнительно устанавливаемых на мотоцикл, довольно прост. Кронштейн, закрепленный на корпусе изделия, позволяет легко установить прибор на один из болтов крепления руля к вилке.

Установить изделия на руль в наиболее удобном для обзора месте позволит применение специальной крепежной муфты для установки дополнительного оборудования. Ее можно без труда приобрести за 200?300 рублей в любом магазине аксессуаров для мотоциклов. Некоторые модели тахометров имеют такие крепежные приспособления уже в комплекте поставки.

Некоторые производители в составе с самим измерительным прибором поставляют полный набор самых различных крепежных элементов и проводов для подключения.

Важно! Провода подключения тахометров американских и европейских производителей имеют другую расцветку. Но в отличие от китайских поставщиков в комплекте обязательно присутствует схема подключения устройства.

Самостоятельное изготовление тахометра

Наиболее распространенный вариант изготовления тахометра на мотоцикл своими руками – использование в качестве основы для самодельного измерительного устройства штатного прибора ТХ-193-38130 от автомобиля ВАЗ-2106 (или ВАЗ-2103, или Нива-2121).

  • Аккуратно разбираем автомобильный тахометр ТХ-193.
  • Конденсатор (емкостью 0,22 мкФ), установленный в цепи амперметра, выпаиваем и устанавливаем новый (емкостью 0,47 мкФ). В противном случае показания прибора будут занижены в 2 раза.
  • Собираем устройство в обратной последовательности.
  • Из металлической банки (например, из-под кофе) подходящего диаметра изготавливаем корпус.
  • Крепим изготовленное устройство в наиболее удобном месте (например, рядом со спидометром).
  • Подключаем прибор к электрической цепи мотоцикла (схема аналогична описанной выше).
  • Заводим мотоцикл и проверяем самодельный тахометр в работе.


Репутация: 22

Цена вопроса пока неизвестна, но есть пригоршня микроконтроллеров ценой по 100р. Без графического дисплея, на строчном получается в районе полутора тысяч на всё. Ну, максимум две.

Код и схемы будут на гитхабе, то есть, все могут принять участие в разработке ПО. Ничего заказного делать не будем, всё из готовых деталей с Алиекспресса, никакой экзотики. Максимум, вероятно, я сделаю в конторе плату и на неё всё это разведу для "промышленного" варианта. Отлаживаться можно и на макетных платах и скотче

  1. Датчик давления топлива, тройник к нему. Я на Алиекспрессе не нашёл, у нас каких-то нереальных денег стоит. Давление в баке будет от 0 до 1.5кПа. Все датчики на МПа расчитаны, что видел или меряют воздух.
  2. Трубку надо раздобыть или изготовить для измерения количество топлива по ёмкости. Готовые толстые слишком и тоже стоят как-то негуманно.
  3. Корпус устройства.

Насчёт измерения уровня топлива. Требуется нержавеющая (алюминевая?) трубка, снаружи неё некое пещеристое тело ячеистое, куда может затекать бензин и чтобы толщина его была не более 1мм. Чем тоньше, тем лучше. Снаружи опять трубка и поверх неё изолятор любой типа полиэтилена. Бензин заливающийся между трубок меняет ёмкость такого конденсатора, а её можно измерить. Форма бака не имеет значения при этом, всё корректируется в контроллере. Это самый надёжный способ, мне кажется, хоть и надо вставлять эту хрень в бак как-то.
+надёжно
+не болтаются показания при езде
-надо изготавливать или муторно искать
-надо как-то припаяться к трубкам, а с алюминием это проблема
-надо контроллер рядом с трубкой в бак опускать
-из бака торчат провода +5В, 0 и два провода данных

Мерять давление хорошо, но на ходу болтает (лечится математикой) и не найти датчик.
+датчик дешёвый, найти бы только
+не надо лезть в бак
-на пустом баке точность сильно падает
-не найти пока датчик, можно попробовать изготовить только

Ну и приглашаю программистов для участия в написании программ.

Прикрепленное изображение

На картинке россыпь чипов под экраном: слева собственно компьютер (да-да, вот эта смешная хрень), справа контроллер дисплея.

Датчики все, кроме вышеописанных, у меня есть. Начну эксперименты.


Изыскатель



Репутация: 24

Почему трубку на конденсатор из аллюминия, а не из меди или латуни? Например гильзы гладкоствола или радиоантенна телескопическая. Почему нельзя сделать из листов? Из двух? Трех, четырех угольную? Использовать фольгированный текстолит перфорированный? Обкладки конденсатора получатся из двух слоев навитой проволоки без лака или полосу фольги в трубку спаять. В качестве пещеристого тела, сито капроновое пойдет.


serg



Репутация: 340

Просто давление. В картере масло тупо плещется, давление в головке, радиаторе и шлангах.
Вполне достаточно лампы аварийного снижения давления. Есть отдельная тема, всё решено.

Компас вблизи большого количества железа будет дико врать.
ИМХО, только "компас" в навигаторе, по данным GPS. Понятно, что только в движении.
И вообще, минимум на половину данных безболезненно можно забить. Когда их слишком много, это трэш и содомия.

Каждый участник форума обязан прочитать Правила и FAQ
Нежелание читать Правила не освобождает от их выполнения.


Игорь М.



Репутация: 27

А! И это. Тетрис! Нет, танчики! А еще лучше СуперМарио!


Loka



Репутация: 264

И вообще, минимум на половину данных безболезненно можно забить. Когда их слишком много, это трэш и содомия.

К тому же с вероятностью в 98% большинством из всего перечисленного ты будешь пользоваться только один раз, когда будешь проверять готовность приборки после сборки. А потом забьёшь почти на весь список и будешь пользоваться только тем, что реально нужно, а это минимум.


Изыскатель



Репутация: 24

Вместо некоторых функций, по мне лучше добавить контроль напряжения АКБ, РР, температура РР, Потребляемый ток.


serg



Репутация: 340

Вольтметра более чем достаточно. Он позволяет косвенно определить шквал параметров электрооборудования.
На авто уже купил на Али, только не установил пока, похоже, имеет смысл купить то же самое и на мотоцикл. Только придётся жёстко герметизировать, исходник не герметичен.

Каждый участник форума обязан прочитать Правила и FAQ
Нежелание читать Правила не освобождает от их выполнения.


lvbnhbq


Репутация: 6


Изыскатель



Репутация: 24

Вопрос даже в другом. А точнее несколько. Если вся эта инфа не для штурмана, а для пилота, то насколько эти все данные информативны? То есть читаемы на ходу. При движении не по асфальту? Как оно при солнечном свете? Как в темноте? Как переключать режимы на ходу одной рукой? В перчатке? Или все цифры отображаются разом?


astr


Репутация: 78

Да не надо людям голову морочить, это чисто хоббийная затея, для удовольствия отдыхающего. Мне, например, нужен только штатный одометр, для замен масла, часы работают но сбиты, ставить даже лень.


Sulph



Репутация: 9


Skiller



Репутация: 22

Насчёт плоского датчика гениально! Сам только-что допёр. Две пластины фольгорованного текстолита медью внутрь и пару направляющих для обеспечения зазора. Вах! Надо будет прототип сделать в выходные.

Я с вами в принципе согласен, можно накупить кучу всего разного. Но тут в одном девайсе и. его не надо покупать! Его можно собрать всем колхозом как хочется, а не как хотели этого китайцы какие-то. Понимаете?

Мерять напругу на РР и ток зарядки я уже подумал тоже. Там есть нюанс, в цепь РР надо ставить нагрузочное сопротивление и мерять на нём напругу. Разрыв такой важной цепи - это плохо. Ставить разрыв у аккумулятора тоже не лучшая идея, хотя там будет самое интересное - ток разряда.

Согласен, что многое не нужно на ходу. Но да, большинство данных как для тестера. А вот вдруг в пути что-то пойдёт не так и понадобится тестер? А вот он.

Всё выводить не нужно. Идея выводить только минимум, отсутсвующий в родной приборке, но, если что-то идёт не так -- верещать пищалкой и зажигать красную лампочку, а на экран выводить проблемные данные. Типа, нужна помощь человека.

Я хочу смотреть на одометры и сколько в км осталось ехать итп, обороты и сколько бензина. Остальное не так важно.
Многое можно посмотреть на стоянке. Толстые кнопки под перчатки будут скролить экранчики. Какие -- поможете составить.

Ещё раз напомню, что поставить вольтметр можно или лампочку какую или навигатор, но здсь можно многое обсчитать, а не тупо показывать. То есть, можно запомнить напряжение акб на стоянке, мерять ток и напругу РР и решить, идёт зарядка или нет. Если идёт, когда закончится, или когда сдохнет. А сообщать уже решение.
То есть, намекать "мне кажется тут жопа скоро будет -- посмотри", а не завешивать стрелами всё вокруг.


koshey-

Была выбрана многофункциональная приборка с очень хорошей информативностью.

Аналоговый тахометр, электронная панель спидометра и кое-что еще) Мотоцикл мне достался с уже установленной косой и датчиком передачи, следовательно у меня есть приятный бонус в виде индикатора номера включенной передачи на приборке)

С установкой спидометра было интереснее. Стоковый датчик спидометра тросиковый, и в новую приборку информацию о скорости он бы не передавал.

Мы засверлили прочную сталь тормозного диска (удалось только кобальтовыми сверлами), и в получившиеся два отверстия установили через 180? два магнитных контакта (шли в комплекте с приборкой). С обратной стороны контакты плотно крепятся стопорными шайбами.


Для самого датчика я изготовила маленький кронштейн и установила его на неподвижном кронштейне суппорта, на место где в стоке крепилась петля для тросика спидометра. Очень важно правильно выставить расстояние от датчика до магнитного контакта. Оно должно быть не больше 1 мм. И чем ближе, тем точнее показания.



В итоге все подключено, и мы имеем работающий спидометр. Единственное, что осталось сделать, это откалибровать датчик по высоте профиля резины и диаметра установки контактов. Это все можно будет сделать, когда я первый раз на нем проедусь.

Для самой приборки я изготовила фигурный кронштейн, и жестко закрепила его через болты верхней траверсы, на которые крепится оригинальная приборка.


И одна маленькая деталька.


Эта синяя лампочка раньше была индикатором включения дальнего света, но в этой приборке нет индикатора давления масла, что, как мне кажется, очень серьезное упущение. Поэтому эта лампочка превратилась в тот самый индикатор с загадочной надписью "710" )) Все работает!

Самое главное во всех этих процессах - правильная распиновка. Но здесь уже электросхема и тестер вам в помощь.

Итого цена всех изменений - 4500р (цена приборки с датчиком спидометра). Кстати эту приборку можно купить и дешевле, если заказать из другой страны и подождать месяца полтора. + прямые руки для изготовления кронштейнов из листов стали.

Часы на скутер

Едешь на скутере на работу, поглядываешь на наручные часы, чтобы не опоздать, и понимаешь в дорожной кутерьме, что можно и в ДТП попасть. Выход – поставить часы на приборную панель скутера или прикрутить их куда-нибудь к зеркалу.

Выбор места для часов

Выбор часов для скутера

Подобрал в интернет – магазине как бы врезные часы (вроде, что-то для Ардуино). Первые часы были с цифрами красного цвета. Но, или я где – то их коротнул, или часы были заглюченные – часы время не держали от батарейки. И, очень важно, красный цвет цифр на солнце не виден.

Китайские часы на скутер из онлайн магазина

Вторые часы купил с синей индикацией – на ярком свете, конечно, надо присматриваться, но при остальной освещённости видимость очень даже ничего.

Часы на скутер с синей индикацией из китая

Выбор оптимального места и сам процесс установки часов на скутер

Внешний вид скутера с часами

Часы имеют источник питания для сохранения показаний времени и настроек при отключенном питании 12 вольт – батарейку. Батарейка прослужит бог знает сколько времени, да и менять её сложновато (скорее всего первые часы погибли именно во время процесса замены батарейки). Батарейку отключил, припаял к плате провода и подключил батарейный отсек для круглой компьютерной 3-х вольтовой батарейки.

Две кнопки настройки расположены на плате часов. Кнопки аккуратно разрушаются. К плате (для удобства оставляются контакты кнопок, уже припаянные к плате, а к ним припаиваются провода) припаиваются провода и выводятся к наружным кнопкам, которые подбираются по вкусу, размеру и деньгам. Я хотел поставить антивандальные кнопки да пожлобился.

Монтируется и герметизируется все при помощи клеевого пистолета. Батарейный отсек расположить так, чтобы было удобно менять батарейку. 12 вольт находим по вкусу в электросети скутера.

Часы возле приборной панели скутера

Впечатления после 4 месяцев эксплуатации

Четыре месяца часы работают, нигде не намокают. Китайские кнопки приходиться сильно жать — оксидируются. Пожлобился.

Читайте также: