Предметы 19 века своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 07.09.2024

Русское подворье с его налаженным бытом и земледельчеством всегда обставлялось большим количеством предметов утвари и орудий труда. Традиционно кухонная утварь, предметы для земледелия не отличались богатым украшательством, но были удобны и отличались лаконичной эстетикой.

Изба - жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Самовар- появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.

Прялка - простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил.

Гребень для чесания шерсти. Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера. Вообще для шерсти были чески – это не деревянной основе часто набитые гвозди не большого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью., не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала.

Корыто. Крестьяне делали запасы на зиму. В бочках квасили капусту. Капусту в начале 20 века тяпали тяпками. Кочаны капусты помещали в деревянные корыта, их делали из дерева, середину выдалбливали Разрезали кочаны и и тяпали их тяпками вдоль и поперек.

Кувшины (или крынки) предназначались для хранения молочных и других продуктов. Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.

Ступа - крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина 50 см, диаметр 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели

Чугунок - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма,повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны

Ухват приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия

Рубель - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором

Садник- хлебная лопата. Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький, чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Чугунный утюг. На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов,в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

Цеп – ручное орудие для обмолота (отделения) зерна от колосьев. Обычно состоит из двух подвижных, связанных палок. Одна подлиннее - рукоятка, другая покороче – непосредственно рабочая часть, ударяющая по злакам.

Лапти - плетеная обувь из лыка или бересты; до сер. 19 в. - основной вид крестьянской обуви в России. `


История изготовления шкатулок имеет многовековые корни.
Первые шкатулки появились в странах Ближнего Востока, в Египте, Японии и Китае. На территории Месопотамии и Египта археологи обнаружили фрагменты ларцов из дерева, богато украшенных инкрустацией и резьбой. Возраст этих находок составляет несколько тысячелетий.
Европу эти восточные красавицы – шкатулки покорили во времена средневековья, когда возрос интерес к культуре Востока.
А вот в России на смену большим ларцам, заимствованным из Византии, шкатулки пришли только при Петре 1.
До развития промышленного производства все шкатулки изготавливались исключительно вручную, часто по заказу покупателя и с учетом его пожеланий и состоятельности. Поэтому они были весьма дороги, и не каждый желающий мог позволить себе такую роскошь. Шкатулка порой могла быть даже дороже, чем то, что в ней находилось.
Со времен Средневековья разнообразные шкатулки были символом благосостояния и занимали почетное место в доме. Совершенствуясь, типология сундучка включала собственно ларцы, рабочие шкатулки, предназначенные для дамского рукоделия, строгие несессеры, кокетливые шкатулочки для драгоценностей, сами по себе представлявшие дорогостоящие произведения искусства.
Сундуки, когда-то непременно стоявшие в доме каждой женщины – тоже разновидность шкатулки, правда, очень большой. В больших сундуках обычно хранили платья, ткани, меха и другие ценные вещи.
А для хранения украшений были созданы шкатулки.
Вначале шкатулки были простыми деревянными ящичками с крышкой. Для красоты их украшали рисунками, резьбой, оформляли драгоценными камнями, обивали внутри красивой тканью.
Позже шкатулки делали из различных материалов, не только из дерева, но и из камня, металла, керамики.
Японские и китайские мастера еще две тысячи лет тому назад изготавливали деревянные коробки различной величины и формы, и украшали их смолой дерева. Талантливые умельцы старались обойти друг друга в мастерстве, придумывая все новые и новые способы отделки. Так, одна за другой на свет появились такие технологии, как мелкое вырезание по древесине, декорирование футляров тканью и кожей, отделка металлом, костью и драгоценными камнями.
На самом деле, шкатулки изготавливали не только для красоты и всеобщего восхищения, внутри них делали потайные отделы, скрытые в дне, сбоку или в самой крышке. Их точно также раскрашивали, покрывали лаком, но можно было открыть только с помощью потайных клавиш.
Чтобы уберечь дорогое содержимое от посторонних взглядов и воровства, шкатулки закрывались замками, оснащались потаённым двойным или даже тройным дном. Открыть такой замок с секретом мог только их создатель, сам владелец и ограниченное число людей.
Старинные шкатулки уже сами по себе представляют ценность, ведь помимо дорогостоящей отделки они могу быть обладателями редкостных ухищрений, созданных виртуозными мастерами — двойное или тройное дно, потайные отделения, хитроумные запоры, которые срабатывают только после определенной последовательности действий со шкатулкой и так далее.
В антикварных шкатулках особенно ценится секрет. Наиболее дорогими на антикварном рынке считаются шкатулки с двойным дном, с потайными ящичками и отделениями, с зеркальными обманками. Такие шкатулки в Европе достигали совершенства в эпоху Ренессанса, и уже тогда их качество и цены измерялись возможностями заказчиков.
Несмотря на то, что шкатулка появилась из глубокой древности, её концепция с тех пор практически не изменилась. Однако, стали использоваться современные материалы и немного была усовершенствована схема ее создания.
Качественно сработанная из дерева, выточенная из камня или вырезанная из слоновой или моржовой кости, — из чего бы ни была сделана шкатулочка, всегда хранит она внутри маленькую загадку.
Шкатулки зачастую могут являться предметами большой стоимости, так как для придания красивого вида их могут покрывать слоновой костью, эмалью, кожей, благородными металлами (золото, серебро), драгоценными (рубин, сапфир, изумруд) и полудрагоценными (сердолик, бирюза, кораллы) камнями.

Шкатулка из слоновой кости, 9 век, Испания


Ларец, Испания, кордова Куэнка, золото 1000-1025 гг.


Ларец из слоновой кости, 11-12 век, Сицилия


Задняя панель шкатулки из слоновой кости с арабскими влияниями, Сицилия, 13 век.


Шкатулка из Сен –Мора, 13 век


Французский ларчик, слоновая кость, серебро, 14 век.


Шкатулка из слоновой кости, 17 век



Шкатулка для швейных принадлежностей с четырьмя ажурными коробочками внутри
Россия, Конец 18 в. Кость, дерево, бархат, шелк, фольга; резьба, гравировка.


Серебро, Венеция, 1768 год.



Ларец с эротическими танцами, Византийское искусство


Шкатулка, дерево, кость, бронза; роспись, набор, чеканка. 1840-1860 годы.


Шкатулка, папье-маше, роспись, лак, Китай. Конец 19 века.


Шкатулка в форме веера. Золото, алмазы-розы, эмаль, горный хрусталь; чеканка, гравировка. Россия. Конец 19 в.


Античный фарфор и золоченая бронза. Шкатулка украшена Амурами. Париж.



Шкатулка, серебро 84-й пробы, стекло, Россия.


Шкатулка. Будапешт Hallmark. Серебро, позолота, драгоценные камни, жемчуг.


Шкатулка из серебра. Норвегия.


И конечно же, знаменитые шкатулки Фаберже.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Не возможно представить в одной публикации все, что создано в мире шкатулок.
Фотографии в данной публикации отражают лишь некоторые этапы развития этого ремесла
Продолжение следует ещё в двух частях.

Ямогу: Авторские игровые куклы

Ямогу: Мое любимое занятие скульптурное валяние из шерсти.Создаю куклы и игрушки.Шерсть для меня лучший материал! Материал натуральный! Игрушки из него получаются теплые, живые.

Изготовление шкатулок очень увлекательное занятие. Раньше я делала их на подарки друзьям и себе






Татьяна, какая прелесть, какое мастерство, сколько фантазии. Супер. Спасибо, что показали. Повезло Вашим друзьям — это подарки на всегда, еще и перейдет наследникам.


Есть у меня очень старая книга — ещё 50-х годов для кружков по рукоделию.
И есть там изготовление шкатулок.
Из древесины. И прочее рисунки можно лобзиком вырезать, а можно наносить выжигателем.
Тоже красиво…

Так я сейчас и не смогу научиться… лобзиком… Это я про то, что тогда с детства можно было выучиться делать прекрасные вещи)))

В те годы мы мало видели примеров, которым захотели бы подражать. Все-таки много было ограничений в плане доступа к информации, книги — дефицит, журналы и те не выпишешь какие хочется.

Нас тоже школе в те времена на уроках труда учили всякой фигне. Но зато образование было на высоте. Это радует.

Спасибо, очень интересная публикация! Сколько красоты могут создать руки человеческие! Я тоже очень люблю шкатулочки, с удовольствием покупаю, когда есть возможность. Есть у меня довольно старая шкатулка, ее мне подарила знакомая старушка в 1980г. Старушке тогда было далеко за 80, и она рассказала, что когда ей было 5 лет, в этой шкатулке ее отцу подарили китайский чай. Шкатулка очень красивая, деревянная, покрытая красным лаком, на крышке и по бокам металлические пластины с рельефными изображениями, по бокам-цветы, на крышке-драконы.Но шкатулка требует серьезной реставрации, а я представления не имею, к кому обращаться за помощью.

Юлия, спасибо Вам за интересную и красивую историю! Я даже немного представила Вашу шкатулку. Лаковая миниатюра как раз родом из Китая. Кстати о лаковой миниатюре будет вторая часть моей публикации.
Вашей шкатулке уже более 120 лет. Не удивительно, что она выглядит на свой возраст.
Подумать только, какая богатая история в Ваших руках в лице этой шкатулки. Пусть она хранит эту историю в том виде, в каком она находится. Например, человек стареет и меняется его облик (появляются морщинки и все, что свидетельствует о возрасте), но это не меняет его биографию и его внутренний мир. А старинные иконы… Я бы решилась на реставрацию такой вещи, только если бы она была физически сломана. Я не стала бы делать из раритета новодел.
Я написала бы историю этой шкатулки и положила в неё. Пусть шкатулка хранит свою историю. Представляете, её смогут прочитать Ваши потомки…
Но это моё мнение.

С гуглем и логикой дружу, но вот не нашлось пока ответа.

Катерина, сундучок, ларец, шкатулка означают по сути один и тот же предмет — ящик, ящичек, коробку. Ларец — это синоним сундучка, а в уменьшительной форме шкатулка. Сундучок — слово русское, а шкатулка — иностранное.
А вот сундуком считается тяжёлый напольный ящик для хранения вещей. Его назначение определяет его размеры. А по большому счету, это тоже коробка, но внушительных размеров.
Среднестатистические размеры, возможно, существуют. Но с такой статистикой я не знакома. Естественно, размеры определяются предназначением предметов. Для хранения вещей — это ящики (сундуки), для хранения украшений и различных мелких предметов — это ящички, которые можно поставить на мебель или полочку, убрать в шкаф и т.д. (то есть шкатулки, ларцы, сундучки).

т.е. форма не играет роли на Ваш взгляд, Маргарита? Я читала как-то мнение, что ларец — это форма. Как например формой отличается рундук или корабельный сундук-лавка раннего средневековья (она отличается от более поздних рундуков).
Что Вы думаете о привязке названия к форме?

Я нигде не встречала информации, что форма влияет на название. Есть и ларцы с плоской крышкой, есть и шкатулки с изогнутой крышкой. Даже фото в этой публикации говорят об этом. Насколько я знаю, ларец считается устаревшим определением и чаще встречается в литературной речи. Думаю, что ларец и шкатулка — это одно и то же, просто происхождение названия одних и тех же предметов разнится по времени. Сейчас какой бы формы ни была шкатулка её не называют ни ларцом, ни сундучком (эти синонимы остались в прошлом).

Старинные веера были настоящими произведениями искусства

Старинные веера были настоящими произведениями искусства

В разные времена в моду входили веера, выполненные в разных стилях

В разные времена в моду входили веера, выполненные в разных стилях

При изготовлении вееров использовали слоновую кость, различные породы древесины, дорогие ткани, перламутр, перья редких птиц

При изготовлении вееров использовали слоновую кость, различные породы древесины, дорогие ткани, перламутр, перья редких птиц

Портбукет


Этот футляр для живых цветов был в моде в XVIII-XIX веках. С его помощью небольшой букет можно было нести в руках, не пачкая наряд, или приколоть к лифу платья. Кроме того, с помощью раздвижных ножек-подставочек аксессуар быстро превращался в миниатюрную вазочку. В некоторые модели даже можно было наливать воду. Теперь эту вещицу можно встретить, видоизмененную, в свадебном наряде, ну, и в музеях, в виде ювелирных изысков прошлого.

Изысканные портбукеты из золота, серебра и драгоценных камней изготавливались лучшими ювелирами

Изысканные портбукеты из золота, серебра и драгоценных камней изготавливались лучшими ювелирами

Сегодня портбукет – предмет коллекционирования и музейный экспонат

Сегодня портбукет – предмет коллекционирования и музейный экспонат

Шатлен


Этот крайне рациональный аксессуар был популярен еще со средневековья и вплоть до XX века. Он представлял собой специальный зажим, к которому на цепочках крепились разнообразные полезные мелочи: кошелек, ключи, часы, карандашик, наперсток и т.п. Носилась такая конструкция на поясе. Это было спасением для дам, не имевшим тогда еще женской сумочки. Кстати, благодаря высокой функциональности данной вещицы, носила ее не только знать, но и простолюдины, причем как мужчины, так и женщины. Красота и ценность материалов шатлена была признаком принадлежности к высшему обществу.

Шатлен - полезный аксессуар, заменявший женскую сумочку

Шатлен - полезный аксессуар, заменявший женскую сумочку

Шатлен носили как знатные дамы, так и простые домохозяйки или работающие женщины (он был очень популярен у медсестер)

Шатлен носили как знатные дамы, так и простые домохозяйки или работающие женщины (он был очень популярен у медсестер)

Карне (Бальная книжка)


Балы были особыми мероприятиями. С ними обычно связывали свои чаяния и надежды юные дебютантки. А чтобы забывчивые барышни не перепутали очередность кавалеров, они делали записи в специальной книжице. Обычно это была изящная вещица в драгоценном переплете с небольшим карандашом. С помощью цепочки она крепились к запястью или платью. Появились бальные книжки в XVIII веке в Вене и использовались вплоть до второй половины XX, получив популярность как в Европе, так и в США.

Бальная книжка. 1912 г.

Бальная книжка. 1912 г.

Листики бальной книжки были либо бумажными, либо представляли собой пластинки из слоновой кости – в этом случае записи после бала стирались

Листики бальной книжки были либо бумажными, либо представляли собой пластинки из слоновой кости – в этом случае записи после бала стирались

Бальная книжка – изящный аксессуар для записи поклонников

Бальная книжка – изящный аксессуар для записи поклонников

Блохоловка


Как известно, блохи в старину были неприятной неизбежностью для людей всех сословий. Специальный гаджет, модный в XV-XVI веках и позднее, представлял собой небольшую закручивающуюся ловушку для насекомых. Внутрь помещалась пахучая приманка – тряпочка, пропитанная медом, кровью или смолой. Блохи заползали внутрь и прилипали. Такое устройство можно было поместить внутрь прически, под одежду или поставить рядом с кроватью. Кстати, в те же времена был популярен другой аксессуар, который теперь известен под аналогичным названием. Он представлял собой цельную шкурку пушного зверька (куницы или соболя) с декоративно выполненной в виде ювелирного украшения головкой. Существует мнение, что мех мог переманивать на себя надоедливых паразитов, но подтверждения этому факту нет. Вероятно, это было просто модное для своей эпохи украшение.

Как и любой предмет своей эпохи, блохоловки для знати были выполнены изящно, из дорогих материалов

Как и любой предмет своей эпохи, блохоловки для знати были выполнены изящно, из дорогих материалов

Шкурки с драгоценными головками, позднее также названные блохоловками, можно увидеть на многих портретах дам XV-XVI веков

Шкурки с драгоценными головками, позднее также названные блохоловками, можно увидеть на многих портретах дам XV-XVI веков

Уксусница или флакон для нюхательной соли

Флакон для нюхательной соли

Флакон для нюхательной соли

Флакон для нюхательной соли

Флакон для нюхательной соли

Флакон для нюхательной соли

Флакон для нюхательной соли

Коробочка-уксусница

Бурдалю

Предметы русского быта – это особый мир. Мы все говорим об истории страны, о ее величии, о великих свершениях. И за пафосом слов как-то забываем, что история начинается у нас дома с простых вещей, мелких предметов, которые мы не замечаем. А между тем, просто оглянитесь вокруг, присмотритесь к вещам, которые окружают Вас в квартире. Если у Вас есть старая дача, дом доставшийся по наследству от бабушки, не поленитесь заглянуть на чердак или в сарай. Вам откроется удивительный мир вещей – история семьи в деталях. Ведь, интересно проследить, как менялся наш быт на протяжении нескольких поколений. И сделать это можно на простом примере – ну тех же утюгов, например.


Предметы русского быта не являются чем-то уникальным. В каждой стране можно найти что-то похожее. Но есть и отличия. Например, самовары. Этот предмет быта был популярен и в 18 и в 19 веках. Сейчас про них почти забыли и если они и есть в жилище, то лишь в качестве экзотики. А ведь как здорово было сидеть за самоваром, который растапливался, а не был лишь большим электрическим чайником.


Патефоны и граммофоны. Мы уже давно забыли, что такое аналоговый звук. Электроника. Есть конечно еще проигрыватели винила, но это для гурманов. А сто лет назад патефон или граммофон были престижным предметом русского быта.



В 50-70 годах популярны были приемники с проигрывателями – довольно громоздкие предметы, но если кто помнит, то как здорово было ночью искать с волну с мелодиями зарубежной эстрады – ностальгия.


А такая мелочь как турка. Вот кстати это предметы быта не менялся уже насколько сот лет. Как была турка в 18 веке, такой она и осталась в 21. Кофемолки поменялись и на смену ручным пришли электрические, но насколько приятней молоть кофе самому. Тут дело не в удобстве, а самом процессе.


Предметы быта 19 века – это мелочи, которые говорят о многом. Например, простой саквояж. Вы не задумывались о том, что форма саквояжа не поменялась с тех времен. Вот что отличает предметы быта 19 или 18 века – продуманность и завершенность всех форм.


Именно это и отличает предметы быта прошлого – продуманность. Ведь форма этих предметов отрабатывалась веками. Отсюда и их универсальность и законченность – их авторами были тысячи людей на протяжении поколений. Сейчас же у многих вещей есть один автор или несколько, но не факт, что форма предметов быта будет привлекать всех.

Читайте также: