Пособие по кгн своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 03.09.2024

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным требованиям.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  • познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

У многих детей раннего возраста, пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, кушать, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Наша задача- начать формировать культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, самобслуживание. Кроме того, мы - педагоги вместе с детьми и родителями переживали сложный период адаптации, когда наши малыши попадают в новую образовательную среду, привыкают к новым взрослым и детям, помещениям и оборудованию группы, новому режиму и другим условиям.

Содержимое публикации

Название проекта

«Формирование культурно-гигиенических навыков детей

1,5-2 лет средствами игровых технологий на тему:

Воспитатель: Рау Виктория Казимировна

В период раннего детства происходит формирование культурно-гигиенических навыков, закладываются основы здорового образа жизни. Поэтому очень важно сформировать эти навыки в раннем возрасте, воспитывать культуру поведения у детей раннего дошкольного возраста.

Актуальность проекта

У многих детей раннего возраста, пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, кушать, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Наша задача- начать формировать культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, самобслуживание. Кроме того, мы - педагоги вместе с детьми и родителями переживали сложный период адаптации, когда наши малыши попадают в новую образовательную среду, привыкают к новым взрослым и детям, помещениям и оборудованию группы, новому режиму и другим условиям.

Для получения полноценных представлений о сформированности культурно-гигиенических навыков детей группы провела диагностику(Приложение №1). Говоря о результатах диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возрастав октябре 2020 года получили - детей с высоким уровнем компетентностей нет, 33% детей имеют средний уровень и 67% детей низкий уровень. Выявлены затруднения детей в умении мыть руки, лицо, намыливать руки до появления пены, пользоваться индивидуальными предметами - носовым платком, расческой, горшком. Дети недостаточно умеют снимать и надевать одежду и обувь в определенном порядке, расстегивать пуговицы, застежки на липучках. Во время приема пищи большинство детей принимают пищу самостоятельно, однако не сформированы умения пользоваться правильно столовой и чайной ложкой, салфеткой, аккуратно кушать. Некоторых детей нужно было кормить ложкой взрослым.

Было проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления их компетентностей и потребностей в получении необходимых знаний в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков у детей группы (Приложение №2). В анкетировании приняло участие 14 семей воспитанников. Анкетирование показало, что 50% родителей (10 семей) проявили желание в проведении практических логопедических мероприятий совместно с детьми, родителями и учителем-логопедом. У 6 семей (60%) родителей имеют трудности в проведении с детьми в домашних условиях артикуляционной и дыхательной гимнастики, 4 семьи (40%) имеют трудности в развитии фонематического слуха детей.

При подготовке к образовательной деятельности с применением игровых технологий, мы также испытали трудности в нехватке методической литературы, наглядного материала. Поэтому поставила для себя такую задачу, как изучение и обобщение педагогического опыта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с применением игровых технологий.

Участники: педагоги, дети и родители группы

Учебная нагрузка: занятия проводятся с детьми второй группы раннего возраста 2 раза в месяц продолжительностью не более 9 минут, а также проводятся игровые ситуации, игры, чтение художественной литературы в режимные моменты в течение недели.

Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков детей 1,5-2 лет средствами игровых технологий.

Задачи проекта:

Формировать у детей навыки мытья рук и личной гигиены.

Формировать у детей навыки приема пищи.

Формировать у детей навыки одевания и раздевания.

Развивать речь, игровые умения, мелкую моторику рук.

Воспитывать у детей самостоятельность при самообслуживании, потребность выполнять гигиенические процедуры.

Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков детей.

Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.

Гипотеза Если я буду постоянно использовать игровую технологию, тем самым я смогу помочь детям сформировать у них культурно-гигиенические навыки.

создание картотеки потешек; стихов, сказок, пальчиковых гимнастик

наглядный материал (иллюстрации, картинки, фотографии);

изобразительный материал для продуктивной деятельности;

художественные произведения по теме проекта

дидактические, словесные, подвижные, музыкальные, настольные, пальчиковые игры,

Этапы проекта

I.Подготовительный: (сентябрь 2020 г. – октябрь 2020 г.):

Изучение методической литературы и интернет-источников по теме проекта.

Диагностика сформированности культурно-гигиенического навыков детей.

Анкетирование родителей для работы по реализации проекта.

Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями, включая сценарии совместных мероприятий с родителями и детьми.

Подготовка игр и пособий, материалов и оборудования.

II.Практический (ноябрь 2020-апрель 2020)

Реализация перспективного плана работы с детьми 1,5-2 года.

Проведение различных мероприятий для родителей (консультации, семинары, мастер-классы).

Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями (игры, занятия, круглый стол).

Разработка методических материалов для педагогов, рекомендаций для родителей.

Итоговая диагностика сформированности культурно-гигиенического навыков детей.

III. Заключительный (май 2020г):

Итоговая диагностика сформированности культурно-гигиенического навыков детей.

Выявление мнения родителей о реализации проекта.

Анализ результатов и презентация проекта.

Систематизация методического материала.

Трансляция результатов на уровне ДОУ, СМИ.

Ожидаемые результаты реализации проекта-

Сформированы у детей навыки мытья рук и личной гигиены.

Сформированы у детей навыки приема пищи.

Сформированы у детей навыки одевания и раздевания.

Сформированы речевые умения (называют предметы личной гигиены, называют игровые действия, слушают и отвечают на вопросы воспитателя).

Повышена педагогическая компетентность родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков детей.

Увеличена доля родителей, вовлеченных в воспитательно-образовательный процесс группы.

Формы контроля и методы оценки, результаты диагностики

С целью определения уровня сформированности культурно-гигиенического навыков детей, определения продвижения детей в освоении программы проводится педагогическая диагностика (октябрь, апрель). Данные педагогической диагностики ориентируют воспитателей на анализ овладения программным материалом, как отдельными детьми, так и группой в целом; его учет для конструирования дальнейшего воспитательно-образовательного процесса.

Для отслеживания динамики сформированности культурно-гигиенического навыков детей 1,5-2 года проводится мониторинг (октябрь, апрель) по следующимкритериям диагностики:

1. Навыки мытья рук и личной гигиены:

- мыть руки, лицо перед едой и по мере загрязнения;

- закатать рукава, взять мыло, намыливать до появления пены,

- насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

- пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, расческой, горшком);

2. Навыки приема пищи:

- пользоваться правильно столовой и чайной ложкой, салфеткой;

- аккуратно кушать, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом;

- не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

- благодарить взрослых после еды.

3. Навыки одевания и раздевания:

- снимать и надевать одежду и обувь в определенном порядке;

- аккуратно сложить одежду, ставить обувь на место;

- расстегивать пуговицы, застежки на липучках.

Диагностику сформированности культурно-гигиенического навыков детей 1,5-2 года проводим с использованием пособия Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. По каждому параметру выделяются уровни развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Ребенок проявляет самостоятельность при выполнении культурно-гигиенических процедур. Активно участвует в процессах умывания, пользуется предметами личной гигиены, снимает и надевает одежду и обувь в определенной последовательности. Называет предметы личной гигиены, игровые действия, слушает и отвечает на вопросы воспитателя, выражает просьбы, желания, впечатления короткими предложениями.

Средний уровень: Ребенок выполняет культурно-гигиенические процедуры самостоятельно. Требует помощи взрослого в выполнении отдельных действий и в контроле качества. Участвует в процессах умывания, пользуется предметами личной гигиены, снимает и надевает одежду и обувь в определенной последовательности. С помощью воспитателя называет предметы личной гигиены, игровые действия, слушает и отвечает на вопросы воспитателя.

Низкий уровень: Ребенок выполняет культурно-гигиенические процедуры с помощью взрослого. Стремление к самостоятельности недостаточно выражено, ожидает помощи взрослого даже в освоенных процессах. Ребенок речь понимает. Затрудняется в оформлении речевых фраз, помогает себе жестами, словами-заменителями.

Используем следующие формы проведения педагогической диагностики: наблюдение за деятельностью детей, игры и игровые ситуации, вопросы. В качестве активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях используем игровые персонажи, а также создаем игровые ситуации.

Диагностические задания включены в режимные моменты и во время проведения образовательной деятельности, их проведение не требует дополнительного времени. Большинство заданий выполняется индивидуально или подгруппами 3-5 человек. Для активизации самостоятельности отдельного ребенка, ему предлагается индивидуальная деятельность - задания, вопросы, игры.

Компетентность родителей по культурно-гигиеническому воспитанию детей отслеживается через анкетирование, совместные мероприятия с родителями, их рефлексию.

Формирование культурно – гигиенических навыков в средней группе, задача состояла в том, чтобы закрепить с детьми полученные ранее знания и приобрести новые культурно – гигиенические навыки.

В этом возрасте дети уже довольно самостоятельные, но закрепление культурно – гигиенических навыков необходимо.

Каждый день в детском саду начинается с приема детей воспитателем. Что необходимо для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых.

Постоянно интересовалась у родителей, не забыли ли они положить своему ребенку носовой платок, в летнее время – полотенце для ног, запасные трусы, майки, носки, колготки, личную расчёску.

С детьми проводила индивидуальные беседы, наблюдения, развлечения, игры. Индивидуальные беседы – основной целью этих бесед является закрепить знание детей, как правильно мыть руки, ухаживать за волосами, за вещами, закреплять умения пользоваться мылом, расчёской не только девочкам, но и мальчикам, носовым платком.

Вместе с детьми наблюдали за работой помощника воспитателя, как она поправляет и убирает постель, в какой последовательности, учила этому и детей. Вместе с детьми смотрели на результаты своей работы, оценивали, чтобы спальня детей выглядела уютно.

Наблюдали за тем, как одеты окружающие люди. Основная цель наблюдений – помочь детям увидеть, как правильно выполнять действия, учить видеть неполадки, неряшливость, направлять действия детей в правильную сторону.

Для закрепления этих навыков использовались пособия. Эти пособия помогали детям научиться правильно шнуровать обувь, а в последствии делать это самостоятельно и аккуратно.

Обучение проходило в игровой форме, через игру лучше и быстрее познаются культурно – гигиенические навыки. Детям предлагались сюжетно – ролевые игры.

Были организованы дидактические игры, в играх закреплялись знания детей о предметах пользования в ванной комнате: найти предметы для чистки зубов, мытья рук, лица мылом, расчесывания головы.

Рассказывалось детям, что очень важно быть чистым, опрятным, аккуратным, причесанным, вежливым человеком.

Устраивали вместе с детьми уборку в кукольных уголках, стирали одежду кукол. Ведь для детей очень важно находиться в красиво оформленных комнатах.

В умывальной комнате были расставлены красивые мыльницы, пользовались красивыми полотенцами с детским рисунком, в умывальной комнате соответствующие наглядные изображения.

Детям очень нравилось мыть руки и брать мыло из красивых мыльниц, вытирать руки красивыми полотенцами.

Чтобы детям прививались культурно – гигиенические навыки, необходимо создавать для этого все возможные условия, повышать интерес детей за счёт художественных произведений, сюжетно – ролевых игр, дидактических, наглядных пособий, и конечно, прикладывать умение правильно и осознанно в различных формах, доступных для детей прививать культурно – гигиенические навыки.

В ходе такой большой работы по обучению культурно – гигиеническим навыкам в старшей группе – дети освоили навыки личной гигиены, культуры поведения.

Эффективность работы достигнута за счёт рационального подбора методов и приемов. В основном достигали с помощью наглядных методов, так как, это больше привлекало внимание детей.

В своей работе достигла определенной цели, которая была поставлена перед работой с детьми. Были и неудачи в осуществлении личной гигиены, культуры в общении, приходилось помогать. В проведенной с детьми работе использовался необходимый материал, пособия.

Автор: Петрик Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНДОО "Алмазик" детский сад №36 "Алмазик"
Населённый пункт: г.Удачный Мирнинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование

Методические рекомендации по

формированию культурно-

гигиенических навыков у детей

младшего дошкольного возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста.

Исполнитель:

Петрик Елена Петровна

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста ……………………………… 8

Освоение культурно-гигиенических навыков ………………………..

Приложение 1. Дидактические игры………………………………………… 1

«Одна из важнейших задач детского сада,

привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье.

С раннего возраста надо учить ребят

мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки,

ходить чистыми, стричь волосы,

вытряхивать одежду, не пить сырой воды,

вовремя есть, вовремя спать,

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает

всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее

к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. Одним из важнейших условий

для поддержания здоровья младших дошкольников является наличие у них культурно –

как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от

культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие

других функций и качеств, усвоение правил и норм поведения.

Выделяют три основные категории культурно – гигиенических навыков: гигиенические

культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым

Формирование культурно-гигиенических навыков это не простое усвоение правил, норм

поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребёнка.

При овладении культурно – гигиеническими навыками важна постепенность: по мере

овладения простыми навыками

можно вводить новые, более сложные. При обучении

использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. По мере

Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-

гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Создать в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования

младших дошкольников для педагогов и родителей.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного

возраста будет осуществляться эффективнее, если:

- учитывать начальный уровень сформированности у детей культурно – гигиенических

и с п о л ь з о в а т ь

с х е м ы , художественное

Значимость данной работы заключается в том, что в ней рассмотрены условия, методы и

формы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного

возраста, собран материал, который может помочь педагогам дошкольного образования в

о р г а н и з а ц и и

Ведь именно в младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент всех полезных и

необходимых навыков в жизни человека.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного

формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является

создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.

психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих

положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает

Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной

(туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на

удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные

действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности

близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность

необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют

руки. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может

сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении,

помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими

группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть

самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды

надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании

спать , благодарить за оказанную помощь.

раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый

процесс, приемы их выполнения.

отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно

дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще

приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к

дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном

контроле, словесных указаниях, поощрениях.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются

Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические

осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в

дидактических играх и игровых ситуациях .

Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом

детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке

определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей

младшего дошкольного возраста

В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По отношению к

нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса,

воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.

воспитания – это

воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л.Р., Комарова

Т.С.). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются

качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в

проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Прием – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что

приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к

методу воспитания приём носит подчинительный характер.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:

Создание воспитывающих ситуаций;

Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы(особенно в освоение

Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание

гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как

неотъемлемой части культуры поведения.

ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го

года жизни - стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков,

овладение которыми требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни

действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный

настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного

Показ и объяснение

В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко

сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным

детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в

том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

Упражнение и контроль

Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной

деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.

Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять,

как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к

формированию у детей лишь отдельных навыков.

этом возрасте очень наблюдательны и

склонны к подражанию , поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример

формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)

Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще

память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок , наблюдая за взрослыми,

Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с

другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в

дидактические игры, игра "в ошибки".

Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,

книг, бесед, инсценировок.

Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.

привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала

дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения

здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство

требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении

с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей –

постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать

привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи

воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя

Освоение культурно-гигиенических навыков

пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки

едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием

копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?

Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает

именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и

самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу

надо приучать к активному участию в процессе еды.

Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим

(дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а

высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также

закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не

выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.

действовать самостоятельно. Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как

только загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки.

Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском

садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль

в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных

В младшем возрасте ребенку нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук,

соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение

сморкаться в носовой платочек.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука –

освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

Во время еды строго следим, чтобы:

последовательность блюд была постоянной,

перед ребенком находилось только одно блюдо,

еда была не слишком горячей, не слишком холодной,

ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,

дети не разговаривали во время еды.

понуканий, поторапливания детей,

Кормление - очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть

самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают

и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.

усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом.

С первого дня за каждым ребенком закрепляем постоянное место за столом. Сначала

кормим детей с плохим аппетитом. Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во

время кормления на малышей надеваем нагрудники.

Для обучения навыка кормления проводим различные занятия в виде игры, когда

приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в

процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом.

Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо.

Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно.

С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков

одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь.

После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться.

Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду.

У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения.

отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с

нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению

То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его

Главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) – одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Детям необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике.

Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • Личный пример.
  • Алгоритмы действий.
  • Использование сюжетных и дидактических игр.
  • Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
  • Игровые и проблемные ситуации.
  • Использование фольклора и художественной литературы, беседы.

Формирование культурно-гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитание культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в процессе разнообразных видов деятельности.

В процессе режимных моментов в течение дня. (Приём детей, в процессе умывания и организации приёма пищи, формирование навыков самообслуживания при раздевании и одевании)

Все режимные моменты проходят в игровой форме, все приёмы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельной деятельности. Дети становятся старше, и мы постепенно предоставляем им всё больше самостоятельности. Я перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.

Прием детей.

Рады мы видеть вас

В детском садике.

Вас встречают весело

В садике игрушки.

Так стихи могут эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Проводится утреннее приветствие. Приглашаю детей сесть на ковре в круг, взяться за ручки и поздороваться.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться –

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым,

Пусть доброе утро длиться до вечера!

Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.

Во время утреннего приема воспитываем общую культуру поведения детей –привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаю внимание на внешний вид детей, побуждаем к стремлению выглядеть опрятно.

Отдельно обращаю внимание детей на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забывать о правилах хорошего тона, а именно прощаться с детьми и воспитателем, помощником воспитателя. Я думаю, это формирует положительное отношение к детскому саду и дает настрой на следующее посещение.

Мы друг друга не толкаем,

Никого не обижаем,

Мы друг другу помогаем.

Ой лады, лады, лады.

Не боимся мы воды!

Ты всегда перед едой

Руки чисто с мылом мой

Нужно мыться непременно,

Мыться вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей

Знаем, знаем, да-да-да,

Где здесь прячется вода!

Мы пришли умыться.

А у нас есть ложки

Вот тарелка, вот – еда.

Будет тарелочка пуста.

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил – так убери.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Ведь обедать надо нам!

Делаю положительную оценку детям, которые одеваются правильно, быстро и тихо:

Одеваемся по порядку,

Привыкаем к порядку.

Шкафчик свой открывай

И одежду доставай.

Мы сначала одеваем

Обуваем на ножки

Носки и сапожки.

Шапку на головку

Шарфик не забудем.

Вот как мы умеем,

Мы большими будем.

Обращаю внимание на тех, кому нужна помощь.

Раз, два, три, четыре, пять –

Наденем на ножки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Слежу за тем, чтобы дети не только аккуратно убирали вещи в шкаф, но и выворачивали каждую вещь на лицевую сторону. Контролирую процесс последовательности одевания-раздевания, включая детей в обсуждение:

– как удобнее одеваться и раздеваться?

– почему вы не хотите в первую очередь надеть шапку? или рукавицы?

– что удобнее снять в первую очередь по приходу с улицы? и т.д.

Воспитываю бережное отношение к личным вещам, аккуратность. Совершенствую широкий круг задач: называю название одежды и ее назначение, название деталей одежды.

Вот сейчас, вот сейчас,

Надо тихо лежать,

Никому не мешать.

Нельзя шептаться и смеяться,

Потому, что у нас

Ходит Сон по горе,

Носит Дрему в рукаве,

Всем детишкам продает,

Нашим деткам так дает.

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Подъем детей.

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Также использую комплексы гимнастик пробуждения. Например:

«Солнце глянуло в кроватку

разбудило всех детей

Поскорей, скорей проснись

С добрым днем глазки, (ушки, ручки, ножки) - поглаживание

Глазки смотрят, ушки слушают, ручки хлопают, ножки топают

Желаю всем доброго дня.

Дети проходят босиком по массажной дорожке из спальни в групповое помещение.

Обращаю внимание детей как нужно правильно одеваться. После того, как дети оделись, девочкам предлагаю– посещение парикмахерской (девочки идут причесываться). Во время причесывания девочек обращаю внимание на то, какие красивые, чистые волосы. Также напоминаю, что нужно делать, чтобы волосы были ухоженные.

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

«Ты расти, расти, коса,

При прощании использую следующие потешки:

Деткам всем домой пора.

До свидания, детвора

Завершается ещё один денёк.

Ждут родителей с работы

Удивляется, любуется народ,

Что за дружная семья

Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

На формирование умения правильно вести себя в обществе, правила культурного поведения, выполнять культурно-гигиенические нормы.

На их основе разыгрываем маленькие сценки, где упоминается важность соблюдения этикета.

Тесный контакт с родителями воспитанников позволяет мне более успешно решать проблему формирования КГН. Дети дома с родителями повторяют знакомые потешки, стихи, сказки, закрепляя навыки КГН, развивая речь, расширяя представления об окружающем.

Читайте также: