Пособие по экспериментированию в детском саду своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 01.09.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 8 г. Котово, Волгоградская область

Мастер-класс для педагогов

Воспитатель 1 квалификационной категории

Горбунова Нина Петровна.

В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться в самом раннем детстве нами – дошкольными работниками. Нам необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к природе. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В связи с этим я считаю, что метод экспериментирования является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребёнка. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребёнка с природой и для посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования, в процессе развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Обучающие : Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность. Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.

Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

Экологическое экспериментирование развивает реальные представления детей о различных сторонах изучаемого объекта, даёт возможности для детей и педагога выполнять общее дело. Знания, добытые детьми самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребёнок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые, всё более сложные, цели.

Ход мастер – класса:

Природа –неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него естественно. Существенную роль в этом играют опыты и эксперименты. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают мыслительную деятельность. В ходе эксперимента создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, не может оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира. Подтверждением является исследование Л.А.Абрамян, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства. Совместное исследование С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процессе экологического образования являются игровые обучающие ситуации (ИОС). Таким образом, проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения.

Мозговой штурм:

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Следующий слайд с правильным ответом:

• Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

• Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

2. Основная часть.

Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом.

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку.

Что происходит? Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Что произойдет? Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы.

Вывод. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему идет дождь?

4. Почему остались следы на песке?

3. Рефлексия по результатам совместной деятельности.

1.Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

2.Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

3.Полезна ли была вам информация мастер – класса?

Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В эксперименте ребёнок наглядно обнаруживает скрытые от наблюдения явления действительности. У него развиваются способности к определению проблемы. Он выбирает самостоятельный путь её решения. Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Спасибо за внимание и участие мастер – классе.

Список используемой литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.

«Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)

НЕОБЫЧНЫЕ ОПЫТЫ ПРОФЕССОРА УДИВЛЯЙКИНА
конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы

Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса у дошкольников.

Программные задачи:

  • научить в игровой форме проводить простые опыты и эксперименты с использованием доступных средств;
  • изучить особенности, свойства, качества и применение различных предметов;
  • формировать умение выполнять задания в соответствии с заданной целью;
  • развивать внимание, наблюдательность, познавательный интерес у детей.

Ход развлечения:

Мотивационно-ориентировочный этап

В группу входит воспитатель в костюме профессора (белый халат, большой яркий галстук, парик, очки). Вносит большую коробку с оборудованием для опытов.

Воспитатель:

– Здравствуйте, мои юные друзья! Меня зовут профессор Удивляйкин. Скажите-ка мне, а вы любите опыты и эксперименты? (Ответы детей). Сегодня ваша группа превратится в настоящую научную лабораторию. Я покажу вам необычные и удивительные опыты. А все вы станете моими ассистентами и будете мне помогать. А вы знаете как нужно вести себя в лаборатории?

  • – Ничего нельзя трогать на столе без моего разрешения.
  • – Нельзя пробовать вещества на вкус и запах.
  • – А также в лаборатории нужно: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать аккуратно и внимательно.
  • – А ещё нужно надеть специальную одежду. (Достает из коробки фартуки и одноразовые шапочки по количеству детей).

Практический этап

Профессор: Итак, все готовы? Ну что же, чудеса начинаются! Так, так, так… Что же у меня здесь есть? (Профессор что-то ищет в коробке, загадывает детям загадку).

Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)

Профессор достает из коробки воздушные шарики.

– Ребята, а вы умеете надувать воздушные шарики? А как вы это делаете? (Ответы детей). А я сейчас покажу вам как надуть шарик другим способом. Этот шарик надует себя сам. Не верите? Ну, смотрите!

(Для проведения опытов и экспериментов поочередно приглашаются дети).

  • воздушный шарик
  • пластиковая бутылка
  • сода – 2 ч. л.
  • уксус – 3-4 ст. л.

Описание опыта:

Насыпаем в шарик соду. С помощью воронки в пластиковую бутылку аккуратно наливаем уксус. Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.

Объяснение опыта:

При смешивании соды и уксуса выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, он не может уместиться в бутылке, выходит из неё и попадает в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.

Профессор: А что будет, если шарик проколоть иголкой? Шарик лопнул – не беда, новенький надую я.

  • воздушный шарик – 2 шт.
  • вязальная спица
  • скотч
  • иголка

Описание опыта:

Вариант 1

На шарик наклеивается кусочек скотча. В месте наклеивания скотча, ребенок прокалывает шар иголкой.

Профессор: А сейчас я проколю этот шарик вязальной спицей, и он останется абсолютно целым.

Вариант 2

Надуваем шарик несильно и завязываем его. Аккуратно и медленно прокалываем спицей дно шарика в самом темном месте. Так же аккуратно можно проколоть шарик возле завязанного горлышка.

Объяснение опыта:

Шарик не лопается, потому что мы прокалываем его в местах наименьшего натяжения. Когда спица проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому шарик не сдувается.

Профессор: Надеюсь, что после следующего эксперимента вы полюбите овсяную кашу и будете есть её с удовольствием!

Материал:

  • тарелка с геркулесовыми хлопьями
  • воздушный шарик

Описание опыта:

Потрите воздушный шарик о голову, произнося волшебные слова. Поднесите шарик к тарелке с геркулесовыми хлопьями. Хлопья полетели к шарику.

Объяснение опыта:

Оказывается, атомы, из которых состоит всё-всё-всё на свете, могут иметь как положительный, так и отрицательный заряд. Так вот, частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с разным зарядом притягиваются. Если потереть шарик о волосы, он станет отрицательно заряженным. Теперь, если его поднести к хлопьям, положительно заряженная частичка начинает тянуться к нему, и хлопья взлетают вверх, а затем падают обратно.

Шарик в руки мы возьмем,
Покатаем и потрём,
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Шарик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Шарик нам ладошки колет,
Руки к опытам готовит.

Профессор: На этом предлагаю опыты с шарами закончить и немного потанцевать.

Физминутка

Профессор: Ребята, присаживайтесь на свои места. А с чем же мы будем экспериментировать дальше, вы узнаете, отгадав загадку.

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать? (Вода)

Материал:

  • марля 15x15 см
  • стакан
  • резинка
  • вода
  • картон

Описание опыта:

Накройте стакан марлей. Закрепите марлю на месте резинкой, чтобы края марли крепко прижимались к стакану. Налейте через марлю полный стакан воды. Одной рукой возьмите стакан вместе с марлей, а другой рукой накрой его сверху картоном. Переверните стакан вверх дном над миской. Скажите волшебные слова, а потом медленно уберите руку, закрывающую стакан. Вода не выливается! (Этот эксперимент проще выполнить если стакан полон воды до краев).

Объяснение опыта:

Вода обладает таким свойством, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить. И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!

Материал:

  • прозрачный контейнер с водой
  • стеклянная банка
  • листок бумаги

Описание опыта:

Листок бумаги убираем в банку, чтобы он упирался в её стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутой банке на дно контейнера с водой. Бумага остается сухой. После того как вытащите листок — дайте детям удостовериться, что он действительно сухой.

Объяснение опыта:

В банке есть воздух. Когда мы переворачиваем её вверх дном и опускаем в воду, воздух не дает воде подобраться к бумаге, вот почему она остается сухой.

Материал:

Описание опыта:

Один апельсин положим в контейнер с водой. Что происходит? Апельсин плавает. И даже если очень постараться, утопить его не получится. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул.

Объяснение опыта:

В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Профессор:

Лава, пепел и огонь-
Все это внутри него.
Он, как каменный чулан,
Называется… (Вулкан).

– А вы хотите посмотреть на извержение вулкана?

Материалы:

  • пищевая сода 2 ст. л.
  • уксус 2 ст. л.
  • вода 150 мл
  • жидкость для мытья посуды 1 ст. л.
  • гуашь (красная) 1 ч.л.

Описание опыта:

Объяснение опыта:

Уксус – это кислота. Сода – это щелочь. Они вступают в интенсивную реакцию, в результате которой образуется углекислый газ. Так как газы занимают больше места, чем твердые тела и жидкости, смесь начинает пузыриться и вытекать из бутылки, т.е. происходит дегазация, тот же процесс, что при извержении вулканов.

Рефлексивно-оценочный этап

Профессор: Мои юные исследователи, пришло время прощаться. Что вас сегодня больше всего удивило? Что вы узнали нового? (Ответы детей).

– Все эти опыты вы легко сможете повторить дома и удивить своих родителей, ведь у каждого из вас на кухне полным-полно нужных компонентов. А мне пора! Но мы еще обязательно встретимся и увидим ещё много разных чудес! До свидания!

Использованная литература

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

Автор: Белова Анна Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Вознесенский детский сад №5" Ленинградская область
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
1) Расширять представления детей об окружающем мире.
2) Развивать понимание взаимосвязей в природе.
3) Развивать мышление, речь в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
4) Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.



Описание: Данный лэпбук предназначен для пополнения развивающей среды в дошкольном учреждении в центр экспериментирования. Лэпбук сделан своими руками для детей. Лэпбук имеет несколько разделов, на оборотной стороне лэпбука расположены игры для детей.
Лэпбук сделан из белой картонной коробки



I. Центральная часть лэпбука разделена на разделы.
В центральной части лэпбука расположены песок, глина, опилки, ракушки, камни, космический песок, металл, пластмасса, перья, резина, целлофан, пенопласт, стекло.
Каждый раздел отмечен цветной рамкой для более удобной ориентации.



II. Первая боковая часть лэпбука разделена на разделы. Здесь расположены вата, фольга, воск, мех, сыпучие материалы: крупы, сахар.
Также расположены здесь приборы, необходимые для экспериментирования и наблюдения: термометр, компас, лупа, увеличительное стекло
Каждый раздел отмечен цветной рамкой для более удобной ориентации.



III. На другой боковой стороне расположены разного вида ткани, бумага, образец дерева и коры, разного вида нитки.





Также на оборотных сторонах расположены дидактические игры "составь предложение", "Тонет - не тонет","что притягивает магнит" и раскраски.

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Занимательные опыты, эксперименты, проводимые в работе кружка, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.


Интеллектуальная компетентность старшего дошкольника может быть рассмотрена как способность ребенка самостоятельно по своей инициативе, познавать новые для него свойства и качества объектов окружающего мира, проявлять настойчивость в поиске решения значимых для него проблем (А.Н. Поддьяков, О.Л. Князева, Н.Е. Веракса).

Практика показывает, что, к сожалению, многие дошкольники не достигают высокого уровня интеллектуальной компетентности. Более того, они не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простыми манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения экспериментирования.

Выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования: Каковы педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования?


Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.


Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группах ДОУ преобразована предметно-развивающая среда и созданы центры экспериментально-поисковой деятельности.




В нашем детском саду широко внедряется метод организованного и контролированного детского экспериментирования.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.



В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.


Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.

Педагоги ДОУ считают, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

11. Н.В.Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.

12. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

14. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.

16.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.

Читайте также: