Подсказка по падежам своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 10.09.2024

Для быстрого запоминания падежей ребенком, одним из лучших способов будет игровой метод. Он заключается в заучивании небольших стишков, где 1-я буква каждого слова соответствует 1-ой букве названия падежа. Таких стишков очень много, и придуманы они давно, однако все так же эффективны.

Прежде чем учить их, стоит разобрать падежи по-отдельности. Для этого можем задавать вспомогательные вопросы:

  1. Именительный – самый простой, поэтому трудностей с запоминанием вопросов обычно не возникнет. Вопросы: Кто? Что?

Кто? – кот, что? – мяч

  1. Родительный. Здесь вопросы: нет кого? нет чего?

Нет кого – сестры, нет чего? — книги

  1. Дательный. Вопросы запоминаются быстро, так как они созвучны со своим названием: дать кому? дать чему?

Дать кому? – мальчику, дать чему? – стулу

  1. Винительный. Вопросительные слова также образовываются из наименования: винить кого? винить что?

Винить кого? – подругу, винить что? – ручку

  1. Творительный. Сотворен кем? Сотворен чем? Либо: доволен кем? доволен чем?

Доволен кем? – попугаем, доволен чем? – игрушкой

  1. Предложный. Здесь обязательно используем предлоги: говорить о ком? говорить о чем?

Говорить о ком? – о папе, говорить о чем? – о погоде.

Множественный подход

Данный подход всегда был самым эффективным. Для практики можно взять любой предмет или животное и просклонять его.

  1. И.п. кто? Бегемот
  2. Р.п. нет кого? Бегемота
  3. Д.п. дать кому? Бегемоту
  4. В.п. винить кого? Бегемота
  5. Т.п. сотворен кем? Бегемотом
  6. П.п. говорить о ком? О бегемоте

После нескольких повторений ребенок с легкостью запомнит падежи.

Этот способ подходит для общительных детей, которые любят проводить время в компании.

Для этого просто находим интересную тему для детей, связывая ее с падежами, и, при правильном подходе, они тут же подхватят обсуждение падежей. Это будет гораздо эффективнее, чем скучная зубрежка.

Как запомнить падежи с вопросами - удобные памятки

Осязаемое восприятие информации

Некоторые дети хорошо воспринимают информацию тактильным способом. Ребенок должен трогать, ощущать материальные предметы, чтобы проще запомнить правило. Родители могут проявить креативность в данном вопросе.

На помощь придут пуговицы, канцелярские принадлежности, или даже пальцы на руках. К примеру, на каждом из пальцев пишем название падежа, а затем, придумываем небольшую историю, параллельно не забывая о вопросах, на которые отвечают эти падежи.

После нескольких повторений, ребенку будет достаточно только коснуться пальца, чтобы вспомнить всю информацию. Данным способом можно воспользоваться, чтобы легко выучить порядок падежей. Однако он подходит не всем детям – к каждому нужен индивидуальный подход.

Ассоциативное запоминание

Если ребенку трудно запомнить названия падежей, то этот метод для вас. Он заключается в придумывании ассоциаций на каждое слово. Например, чтобы вспомнить именительный падеж, попросите ребенка подумать о своем имени.

Далее по той же схеме: дательный – дата, винительный – вина, виноград, творительный – творец, предложный – предложение или предлагать.

Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.

Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Конечно, тему объясняют в школе. Но часто бывает, что ребенок приходит из школы и говорит, что ничего не понял.
Кроме того, все больше родителей и детей проходят школьную программу дома, на семейном обучении.

И в том и другом случае сложную тему надо объяснять родителям.

О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.

1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой

Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги “Веселая грамматика”

Жил был Падеж. (можно предложить ребенку нарисовать маленький падеж)

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

2. Рассуждайте, что будет если слова не будут менять свои окончания и какой тогда станет наша речь

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже.

Вместо “Никита съел макароны с сосисками” — Никита съел макароны с сосиска

Мы магазин купили еда (мы в магазине купили еду)
Маша ест каша (Маша ест кашу)
Люда купила юбка (Люда купила юбку)

Как составить предложение, чтобы было понятно?

3. Познакомьте ребенка с падежами и со вспомогательными словами

Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — творю (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?

Напишите сразу все падежи и падежные вопросы. Напишите слова-подсказки (нет, дам, вижу)

Поиграйте: Вы называете падеж и вопрос, ребенок ответ определенное слов.
Например,
Именительный это кто? что?- машинка.
Родительный — нет кого? чего? — машинки
и т.д.

4. Послушайте песню про падежи с капитаном Крабом

Спойте с ребенком, угадывайте падежи из песни

5. Поставьте перед ребенком задачу выучить падежи и вспомогательные слова с вопросом.

На этом этапе можно оставить ребенка с табличкой падежей и предложить запомнить.
Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово

Родительный — родил
Дательный — дал
Винительный — вижу, виню
Творительный — творю

Когда ребенок выучит, проверьте его.

Лучше это сделать так:
Вы называете падеж (по порядку), а ребенок называет вспомогательное слово и вопрос

Для запоминания порядка падежей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку

6. Следующий шаг — научить ребенка изменять слова

Тренировка просто необходима, и задача данной практики — почувствовать изменение окончаний слов и научиться менять слова.

Учебники предлагают изменять слова
окно, лиса, береза и т.д.

Но обращаем внимание, что ребенку может быть не интересно, скучно. Поэтому (особенно на семейном обучении) можно предложить изменить по падежам смешные или плохие слова

Ребенку читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах. Вы можете составить историю про лису, про машинку, или про что-то другое.

Первый раз я рассказала такую историю:

Я на улице увидела лису. Ребенок задал вопрос (вижу кого? что? лису) и записал слово в нужную ячейку.
Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?) Предложный падеж
В ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы. (кого? чего?)
На самом деле лиса спряталась от Никиты. (кто? что? Именительный)
Никита был очень расстроен хитрой лисой (кем? чем? Творительный)
А потом придумал и вынес лисе немного еды. (кому? чему?)

Вы читаете или придумываете историю медленно, а ребенок пишет в табличку только одно слово. Рассуждать о падеже можно вместе.

Таких тренировок надо делать несколько.

Чтобы ребенку было интересно, я применила хитрость, и говорила вторую историю и предложения со словом “жопа”

Один мальчик очень плохо себя вел, и тогда мама решила дать ему по жопе. (по кому? чему)
Она так и сказала! Иди сюда, дай мне свою жопу! (кого? что?)
Мама! Я не хочу. Сказал мальчик.
Тогда мама спросила, а почему тогда ты иногда думаешь жопой?
Наверное потому, что жопа вместо головы?

8. Тренировка при которой ребенок определяет падеж имен существительных в тексте.

Ребенку дают предложение, и ему надо подписать падежи

В зависимости от интересности историй и текста, будет формироваться интерес ребенка.

Тогда обучение будет простым и увлекательным.

Нарисуйте паучка, а в его лапках шпаргалку падежей и вопросов. Пусть паучок будет с ребенком.
Кроме вопросов и слов подсказок (которые лучше всего закодировать пиктограммой), вы можете добавить паучку один-два слова примера.

Данная статья — это отличный пример того, как много существует способов объяснить ребенку что-то эффективно.

К сожалению, современная система образования не нацелена на то, чтобы помочь детям эффективно учиться.

Именно поэтому мы создали свою школу — Школу умных детей, в которой помогаем родителям учить детей легче, быстрее и онлайн.

Пару дней назад мы обновили 48 уроков в школе по математике с 1 по 3 класс и в итоге сейчас в школе доступно уже более 500 уроков по эффективному изучению школьной программы в начальной школе.

Экономьте на репетиторах и помогите ребенку пройти школьную программу проще и интереснее.

Ох как мы бились с ребенком, изучая падежи. Ни одна из запоминалок в интернете меня не устраивала.

Другие стихи, которые мне попадались, были слишком длинными. Такие на уроке во время диктанта вспоминать не будешь.

Поэтому и родилась наша запоминалка-рифмовка.

? Для каждого падежа в ней только 2 строчки.
? Каждый падеж имеет свой характер. Яркий образ легко запомнить.
? В каждой рифмовке указаны название падежа, его вопросы и слова-помощники.

Возможно, вашим ребятам она тоже пригодится.

запоминаем и учим падежи с ребенком - Именительный

— Кто!? Что!? Всё здесь сомнительно! —
Вздыхает Именительный.

Как запомнить падежи в стихах


— Нет тут кого? Чего тут нет? —
Ворчит Родительный в ответ.

Рекомендуем ??

Запоминаем вопросы к падежам - Дательный

— Кому? Чему? — сто пирожков
Всем Дательный раздать готов.

Как запомнить падежи - Предложный


О ком? О чем? – Вопрос несложный.
Расскажет нам падеж Предложный.

Здравствуйте, друзья! Как ваши дела? Как настроение? Очень надеюсь, что все у вас хорошо!

Итак, сегодня разбираемся с тем, как запомнить падежи. Есть один интересный способ.

О нем я узнала еще в начальной школе от нашей учительницы Елизаветы Христиановны, а она, как никак, была заслуженным учителем Республики Коми. Так что ей можно доверять.

Но для начала предлагаю определиться с тем, что же это за звери такие?

определение-падежей

Вот такое вот определение!

В русском языке падежей всего шесть.

названия-падежей-русского-языка

Их то и нужно выучить школьникам. И нам еще повезло. Вот, например, в языке одного из народов России, Коми, их аж 16!

Так что улыбнемся и приступим к запоминанию. В этом нам поможет следующая табличка.

стишок-про-падежи

Простой стишок, первые буквы слов которого и указывают на название падежа. А этот стишок прямо сам в память и заскакивает. Очень просто! А вот что делать с падежными вопросами?

Что ж, попробуем как-нибудь быстренько и простенько выучить и их.

Именительный

Эти вопросы проще всего запоминаются. Так что и запоминалки не требуются никакие. Увидел предмет и спрашиваешь:

Родительный

Прицепимся к названию падежа и спросим так:

Дательный

Опять же цепляем название.

Винительный

Творительный

Предложный

склонение-по-падежам-слова-школа

А теперь займемся "пением".

склонение-по-падежам-слова-пение

склонение-по-падежам-слова-бурундук

Для закрепления пройденного материала посмотрите музыкальный мультик.

А какие способы запоминания падежей знаете вы? Делитесь в комментариях)

Советую вам посетить еще и вот эту статью. Чтобы точно знать как же правильно писать: поэтому, по-этому или по этому?

Читайте также: