Подросток кусает свои руки

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

Маленькие дети довольно часто кусаются и щипаются. И если родители могут отнестись к подобному поведению с пониманием или иронией, то в коллективах таких детей часто записывают в агрессоры, делают изгоями. И это только усугубляет проблему. Детский психолог Светлана Тонких рассказывает, как с ней можно разобраться.

Вопрос. Что делать, если мой трёхлетний ребенок постоянно кусается?

Ответ. Причин такого поведения у ребенка может быть несколько — все они разные и требуют разного подхода.

1. Ребенок может кусаться или щипаться от радости

2. Для некоторых детей кусаться — способ познавать мир

3. Возможно, это нарушение сенсорной интеграции

4. Ребенок просто хочет привлечь внимание взрослого

5. У ребенка закончились аргументы

6. Ребенка не устраивают его прорезыватели для зубов

Все может быть просто: у маленького ребенка банально режутся зубы, но ему не нравятся уже купленные прорезыватели. В таких ситуациях нужно подобрать другой вариант — это может быть резиновая игрушка, деревянный кубик или даже ткань.

Что еще можно сделать

Со временем ребенок поймет, что свои чувства можно и нужно выражать словами, и научится это делать. Ребенка ни в коем случае нельзя кусать или щипать в ответ либо еще как-то отвечать ему силой. Это лишь усилит его внутреннюю агрессию по отношению к вам, даст понять, что вы его не любите и не понимаете.

Если ребенок любит кусаться, займите его другими делами. Пусть он играет на дудочке, пускает мыльные пузыри, надувает воздушные шарики. Можно даже предложить порычать. Если он предпочитает щипаться, дайте ему побольше предметов разной структуры: лоскутный коврик, песок, крупу или монетки. Это позволит иначе реализовать тактильные потребности и порывы.

Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.

В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:

  1. соматовегетативный (0–3 года),
  2. психомоторный (3–7 лет),
  3. аффективный (7–11 лет),
  4. эмоционально-идеаторный (11–17 лет).

Дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем. Именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведет к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма. Возможность развития соматоформных проявлений неврозов связана с формированием у ребенка эмоций и самосознания.

Развитие сознания

В период с 2 до 6 лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости от взрослых. Необычайно настойчивой становится познавательная деятельность крохи. К 3 годам многие дети располагают представлениями о своих возможностях. Дети старше 4 лет хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Пятилетние дети способны управлять своим поведением в соответствии с ситуациями, воспринимают себя членами социальной группы. В период с 6 до 11 лет у ребенка формируется представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения, а также самооценка. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Развитие эмоций

Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. До года ребенок выражает эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия. К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком – он топает ногами, дерется, кусается. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека, поэтому, если в яслях заплакал один малыш, начинают плакать все остальные.

В младшем школьном возрасте (6–11 лет) происходит дальнейшее развитие эмоциональной выразительности, интонаций, оттенков мимики. У ребенка формируется система личных отношений в классе.

В подростковом (11–17 лет) и более старшем возрасте продолжается развитие социальных эмоций с интенсивным ростом социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного ради другого человека. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на более спокойном эмоциональном фоне.

Нарушение нормального становления эмоций и сознания у детей, особенно раннего возраста, проявляется заболеваниями внутренних органов. Это явление получило название соматизация. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются. При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны – это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой – привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Виды соматизации у детей

От 0 до 3 лет
соматовегетативные проявления

Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, например чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном газообразовании. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса. В дальнейшем закрепляются срыгивания, а при наличии функционального пилороспазма бывает рвота.

Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в кроватке, перегрев или охлаждение, боли в животе, чрезмерный свет или темнота и т.п. Нарушение сна быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время и усиливается после перенесенных заболеваний.

На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати. По выражению лица и отдельным высказываниям крохи можно заключить, что он видит что-то страшное. В этом состоянии он не узнает близких, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Ночные страхи по типу упрочившейся условной связи нередко сохраняются в течение длительного времени.

Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребенок долго боится врачей.

Желудочно-кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи. Так, склонность к привычным запорам может возникнуть, если ребенок под влиянием эмоции страха однажды задержал акт дефекации. Особенно легко запоры или недержание кала возникают в новой для детей обстановке. При исследованиях кала патология не обнаруживается. Однако при длительных запорах, которые приводят к вторичным нарушениям моторики и флоры кишечника, в анализах кала могут быть выявлены патологические изменения.

Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Дети отказываются от твердой пищи, медленно жуют, пережеванную пищу долго держат во рту. Зачастую это обусловлено страхом глотания, развившимся в связи с какими-либо неприятными ощущениями в процессе кормления (очень горячая или холодная пища, боль в горле, насильственное кормление).

С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка. Иногда привычная рвота возникает при виде пищи. Рвотный рефлекс формируется с чрезвычайной быстротой. Бывает достаточно однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на ребенка в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, слова), образовали связь с рвотным центром. Особенно легко закрепляется рвотный рефлекс после соматических заболеваний, во время которых наблюдалась рвота.

Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи). Дети, имеющие такие проявления, плохо приспосабливаются к изменениям погоды. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров все жалобы усиливаются, появляется раздражительность, капризность.

Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

От 3 до 7 лет
психомоторные проявления

Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Дети гиперактивны, не могут спокойно заниматься одной деятельностью. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания.

Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующихв речевом акте. Переходящее заикание наблюдается у 4% детей, а стойкое – у 1%. Заикание чаще встречается у мальчиков. Возникает в возрасте от 3 до 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления. Происхождение заикания связывают с неблагоприятным речевым климатом в семье – перегрузка информацией, попытки форсировать развитие речи, чрезмерная требовательность к речи и т.д. Спустя некоторое время после появления заикания у ребенка закрепляется негативное отношение к собственному дефекту. Позднее, в школьном возрасте, и особенно у подростков, возникает логофобия (дети стесняются говорить).

Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д. Ребенок долго не может заснуть, часто пробуждается, его беспокоят устрашающие сновидения.

Нередко возникают снохождение и сноговорение. Нарушения сна сочетаются с различными страхами (темноты, одиночества и т.д.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос и пр.), навязчивыми ритуалами (многократное пожелание спокойной ночи, повторные просьбы к родителям).

Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Энурез рассматривается как патологическое явление после 4–5 лет, так как в более раннем возрасте недержание мочи во сне является физиологическим и связано с незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания. Распространенность энуреза у детей составляет 10%. Чаще встречается у мальчиков. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает испражнения. Обычно дети болезненно реагируют на свой недостаток, стараются спрятать от родителей испачканное белье.

От 7 до 11 лет
аффективные проявления

У детей от 7 до 11 лет самым частым проявлением невроза является головная боль. Дети жалуются на головную боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребенка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики (печальное, безучастное лицо), характерная осанка (опущенные плечи, сутулость), замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность. При этом ни сам ребенок, ни его родители не замечают нарушения настроения.

Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

С 11 до 17 лет
эмоционально-идеаторные проявления

В подростковом возрасте на первый план в клинической картине невротических расстройств выходят нарушения поведения, навязчивости. Еще до собственно клинических проявлений, в младшем возрасте, у этой группы пациентов появляются психопатологические расстройства (страхи, опасения за свое здоровье, навязчивые действия, ритуалы). Так, на ранних этапах формирования расстройств пищевого поведения ведущее место занимает страх перед едой, чувство тяжести и болезненные ощущения после еды, в результате чего пациенты ограничивают себя в еде, принимают слабительные. При прогрессировании симптоматики происходит нарастание дефицита массы тела вплоть до кахексии, обсессивно-фобические расстройства (страхи, ритуалы) приобретают большую выраженность, что утяжеляет клиническую картину, затрудняет лечение и реабилитацию больных нервной анорексией.

Кроме того, юношеский возраст характеризуется резким увеличением депрессивных дебютов, что обусловлено влиянием пубертатного периода, выступающего в качестве специфического стрессорного фактора. Отсутствие адекватных способов контроля и овладения своими эмоциями у части подростков проявляется в виде импульсивности, склонности к немедленному выражению вовне своих чувств и побуждений, ведущих к асоциальному поведению.

Таким образом, понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.

Эмоциональные проблемы связаны с тем, что примерно с 1 года малыш кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром - рту.

Поведенческие особенности указывают на то, что с полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример - смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.

Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно, только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача-психоневролога.

Одним из факторов может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома (рождение младшего ребенка, ссоры между родителями).

Бывает, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику. Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты - достаточно вывести их на прогулку, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.

Объясните крохе, что кусаться - это больно. Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким агрессором не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.

Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться - в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.

Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.

фото: http://ya-odna.ru/chto-delat-esli-rebyonok-kusaetsya/

Если предыдущие привычки довольно безобидны и носят характер самонацеленности, то привычка кусаться гораздо менее безобидна, так как направлена она на причинение боли окружающим. И воспринимается она чаще всего не с пониманием, а с гневом, который является следствием неожиданности этого действия, присутствия болевых ощущений, а также подсознательного восприятия этой привычки другого индивида как агрессии. Актом агрессии такая привычка является даже для родителей, которые недовольны, сердятся, вместо того чтобы понимать и исправлять причину такого поведения ребенка. Кроме того, у взрослых появляется также чувство стыда и вины перед посторонними, которые подверглись таким нападкам или просто увидели эту ситуацию.

Большинство детей младше 3-х лет могут как минимум раз кото-то укусить, но это действие при благополучном воспитании будет единичным. Обычно малыши прекращают кусаться сами по себе. О привычке кусаться можно говорить, если кусание происходит периодически, причем после 3-лет это может стать действительной проблемой. Иногда кусающимся детям могут назначать специальное лечение, если от кусания страдают другие либо же сам укус сопровождается агрессивным поведением.

Кстати, здесь стоит упомянуть и о стремлении ребенка ударить кого-либо. Привычка ударять окружающих также является актом агрессии и может замещать кусание. Психологи говорят, что дети старше 3-х лет, которые часто кусаются и агрессивно себя ведут, могут страдать от проблем со здоровьем или от тяжелого эмоционального состояния. В этом случае необходима консультация терапевта или детского психолога.

Причины появления привычки.

1.Режутся зубки. В возрасте 5-7 месяцев кусание может быть естественной реакцией на то, что у детей имеется дискомфорт вокруг рта, или же когда у них чешутся десны, или есть сильные болевые ощущения при прорезывании зубов. Чаще всего малыши кусают родителей и родственников, но при виде болевой реакции чаще всего дети перестают кусать людей.

2.Познание мира. Некоторые малыши при помощи укусов экспериментируют, познают таким образом мир. Ребенок может укусить руку взрослого или сверстника так же, как он кусает погремушку или резиновое колечко. В первые несколько укусов он может даже не осознавать, что причиняет тем самым боль.

3.Неудовлетворение основных физиологических потребностей. Агрессивной реакцией не считается, если ребенок укусил, когда разозлился, расстроился или возмутился. Если его главные потребности, такие же как голод, жажда, желание сходить в туалет. Желание поспать, остаются не замеченными взрослыми, то это также может спровоцировать злость и укус. Таких реакций не будет наблюдаться, если родители будут внимательны к потребностям малыша и будут должным образом заботиться о его физиологических потребностях.

4.Невозможность адекватно выразить свои желания. Маленькие дети прибегают к укусам тогда, когда не могут добиться своей цели иным путем по причине невозможности адекватно выразить свои желания. Это не может быть проблемой, пока ребенок еще маленький. Но когда он переступил порог 3-х лет, это уже говорит о некоторых психологических проблемах. Такая ситуация может случиться, если малыш хочет получить игрушку, а ему не хватает слов, чтобы его поняли. Или же он расстраивается, что башня, которую он ставит, все время падает. Такого рода действие можно расценивать как попытку утвердить свои права или же переживание из-за невозможности что-то сделать.

Кусание, как правило, не является запланированным действием. Оно спонтанно, становится реакцией ребенка на то, что ему не нравится. Дети кусаются по разным причинам в зависимости от их возраста.

6.Психологические причины. В возрасте от 1,5 до 3-х лет дети могут кусать окружающих из-за раздражения или желания контролировать действия другого человека. Чаще всего они начинают кусать других детей, реже – родственников и родителей. Подавляющее большинство детей кусают своих приятелей по детским играм, когда происходят ссоры из-за игрушек, соски, еды или места на коленях у взрослого. Это своего рода защита и даже самозащита. Крайней степенью такого состояния является враждебный настрой ко всем вокруг, желание сделать всем вокруг больно.

Бывают дети, которые кусание используют для того, чтобы поиздеваться над окружающими, например сверстниками. Такое поведение основывается на желании показать себя сильнее других детей и может стать причиной серьезной проблемы с психологической устойчивостью ребенка. После 3-х лет дети могут кусаться, когда ощущают беспомощность или страх. Например, если они проигрывают в драке, то наносят предупреждающий укус, чтобы им не пришлось испытывать боль. Они не умеют пока утвердить свои права более продуктивным способом.

Часто бывает так, что кусание родителей – это выход подсознательной агрессии ребенка, недовольства родителями, нежелания подчиняться требованиям. Кроме того, малыш может таким образом привлекать внимание взрослых, если ему недостаточно их ласки, положительного отношения.

7.Неврологические причины. Неврологические причины кусания у детей встречаются довольно редко. Диагностировать такого рода расстройство может только детский невролог.

Физические и психологические способы борьбы с привычкой.

Взрослые должны хвалить ребенка за каждый случай, когда он взял себя в руки и справился с чувством гнева и расстройства и поборол свое желание кусаться. Можно даже придумать способ поощрения.

Если малыш все же кусается, каждый случай должен быть удостоен замечания, разговора, нельзя оставлять такое поведение безнаказанным. Нужно строго говорить ему, что кусаться не хорошо и он не должен этого никогда делать. Нужно объяснить малышу, что он должен владеть своими чувствами в любом месте, где бы он ни находился, есть ли родители рядом или же их нет. Если причиной является неумение общаться со сверстниками, то помогут разговоры, игровая форма, в которой взрослые рассказали бы и показали, как можно играть и общаться с ровесником ребенка. Нужно указать на то, что дети не будут общаться с ним, если он будет проявлять агрессивное поведение. Хорошо подействует поощрение попытки ребенка использовать для самовыражения словесные формы, нужно говорить о том, чтобы он выражал свои чувства словами, а не кусался. Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребенка. Он просто пока не может в силу каких-либо причин словами выразить то, что он хочет. Причиной может быть задержка речевого развития в связи с пониженной тактильной чувствительности ротовой полости.

Родители должны моделировать поведение, которое хотят видеть у своих детей. У малышей очень силен элемент подражания. Взрослым самим нужно избегать вспышек гнева и других проявлений агрессии, требуется быть хорошим примером, показывать ребенку, как можно спокойно справляться с ежедневным раздражением. Если в семье в норме грубые способы общения и обращения друг с другом, используется физическое наказание детей, то вероятность того, что ребенок усвоит подобные способы поведения и будет использовать такие меры при возникновении у него негативных переживаний, равна практически 100 %.

Агрессивное поведение вроде кусания может стать реакцией на недостаток родительского внимания и поддержки, которые являются главной социальной потребностью у маленьких детей. Например, если малы послушен, родители нечасто замечают его и хвалят за хорошее поведение. Преимущественно родительское внимание достается ему тогда, когда он делает что-то плохое. И ребенок извлекает из такого урок – чем хуже он себя ведет, тем больше внимания родители на него обращают. Тот факт, что взрослые сердятся или наказывают его, значит мало по сравнению с тем удовольствием, которое приносит это внимание. В таком случае поможет только пересмотр воспитательных методов и количества времени и внимания, которое родители ему уделяют. Малыша нужно поддерживать, хвалить, помогать засыпать.

Если кусание родителей или окружающих было спровоцировано какими-то запретами, которые тормозят стремление ребенка к свободе, его любознательность, самостоятельность или активность, то также требуется пересмотреть характер воспитания и сделать его более мягким, гибким, не облекать запреты в категорические формы. В любом случае, запреты чаще всего связаны с нежеланием родителей что-либо делать (например, мама не велит бегать, потому что штанишки запачкаются), поэтому потребуется всего лишь увеличить долю внимания и заботы о ребенке, снять часть запретов и дать ему чуть больше свободы.

В воспитательных целях малыша нужно попросить принести извинения тому, кого он укусил. Взрослые должны объяснить ему, что его укусы вредны не только для физического здоровья другого человека, но и эмоционально делают ему плохо. Важно приучать ребенка к сопереживанию, умению понимать чувства окружающих.

Поэтому в отношении ребенка, который укусами пытается добиться своего, нужно действовать последовательно и постоянно придерживаться своих требований. Взрослые должны также поговорить и договориться, сообща корректировать поведение малыша. Потому что разнобой в требованиях взрослых не приведет к желаемому изменению поведения. Например, если папа наказывает ребенка за то, что он кусается, а бабушка защищает его и жалеет, или же дома малышу запрещают кусать близких, а в магазине ребенок может начать кусать маму в ответ на отказ купить игрушку и в итоге получает игрушку, потому что мама испытывает за его поведение неловкость перед окружающими, ребенок не усвоит основные требования взрослых. Он лишь поймет, что в разных ситуациях можно вести себя по-разному, применять укусы или агрессию безнаказанно и начнет манипулировать взрослыми для достижения желаемого. Уступать требованиям ребенка в таких случаях – значит лишь искажать его представления о том, что дозволено, а что нет, и равносильно поражению в борьбе с его вредной привычкой.

Психологи категорически против, если родители принимают жестокость и физические наказания за основу воспитания. А при проявлении первых признаков агрессии у малыша многие родители, до этого момента не принимавшие такие меры, вдруг начинают проявлять ответную жестокость. Делать этого категорически нельзя, так как данная вредная привычка и способ избавления от нее при помощи ответной агрессии противоречат друг другу. Если ребенок проявил агрессию в ответ на то, что он недоволен родителями, а родители не хотят, чтобы малыш таким образом поступал, и применяют агрессию к нему, так как им недовольны – появляется замкнутый круг. Ребенок усваивает данную глубинную модель поведения и даже может отказаться от привычки кусаться. Но это приведет к более глубоким изменениям в психике, которые могут проявиться самым неожиданным образом.

На правах рекламы.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: