Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей как это сделать
Добавил пользователь Alex Обновлено: 08.10.2024
Степь — это зона, расположенная на равнинах с травянистой растительностью в умеренном и субтропическом климате. В России степи занимают юг европейской части и Западной Сибири. Лесостепь — это природная зона, характеризующаяся лесными и степными участками. Почва в лесостепях подвержена быстрому и обильному накоплению перегноя. Также, благодаря карбонатам и отрицательному балансу влажности, в степях и лесостепях грунт представляет собой плодородный чернозём. В России лесостепная зона протянулась через Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую равнины, а также Южный Урал. В пределах Среднедунайской равнины, Северного Казахстана и Дальнего Востока лесостепи занимают отдельные большие территории.
- Основные экологические проблемы степей и лесостепей Полное исчезновение или угроза исчезновения ряда степных животных
- Вспахивание земель и вырубка леса
- Эрозия почвы и опустынивание степей
- Засоление почвы и природных водоёмов
- Провалы грунта
- Пожары
img_0525-na_sayt.jpg
Александр Чибилёв. Фото: пресс-служба РГО
Вот уже несколько тысячелетий человек не только распахивает степь, но и пасёт скот. Вместо примерно ста миллионов диких копытных животных появилось примерно столько же домашних. Кроме того, степи подверглись разрушительному влиянию войн: степи выжигались и были театром для военных действий. Однако коренную перестройку степных экосистем мы наблюдаем именно в связи с воздействием плуга.
В XX веке оставались огромные степные массивы в азиатской части Советского Союза, в том числе в Северном Казахстане, в Заволжье, на Южном Урале, на юге Западной Сибири. Проблема степей России привела к идее создать специальные степные станции, то есть будущие заповедники. Так что концепция заповедной природы пришла к нам именно в связи с тем, что степи стали очень редким ландшафтом, лучшие земли были распаханы.
В середине XX века началась целинная кампания, которая охватила ещё не знавшие плуга степи Заволжья, Южного Урала, Северного Казахстана, Южной Сибири, таким образом многие степи исчезали с лица земли неисследованными. Ботаники, географы и другие учёные не успевали изучить эти степи, ведь они стремительно уничтожались под плугом.
Обширные первичные степи мы утратили безвозвратно. В XX веке заповедники, к счастью, начали создаваться, но специалистам пришлось заниматься лишь небольшими оставшимися клочками равнинных степей, которые сейчас служат одним из важнейших элементов заповедной России.
— Уникальный степной ландшафт сформировался благодаря копытным. Расскажите подробнее о ландшафтообразующих животных степи.
— Степь, так же как и саванна, немыслима без крупных травоядных животных. Если бы не было выпаса скота — дикого и домашнего, — то она превратилась бы в лесостепь или в подобие степе-саванны.
В степи все животные выполняют важную роль для формирования растительного покрова. Это и копытные животные, и норные, большинство из них либо стадные, либо колониальные. Норные грызуны, например, формируют почвенный покров, микрорельеф, а копытные животные отвечают за поддержание степного травостоя: благодаря им удаляется войлок, удаляется излишняя растительность, происходит естественное удобрение, возвращение питательных веществ. Важны и микроорганизмы, которые формируют почвенное плодородие.
Растительность и животный мир
Характерная растительность этой природной зоны – травы, во всем их видовом разнообразии. Они так густо растут, что возникает ощущение цельного ковра или моря. Основные виды – ковыль, типчак, овсец, тонконог и луковичные. Растения устойчивы к засухе.
В степи растительность доминирует и диктует условия для жизни всей остальной биосистеме.
Она же лежит в основании разделения степей на виды: горные, луговые или разнотравные, настоящие или ковыльные и пустынные.
Растительный покров повлиял и на животный мир. Летом животные ведут преимущественно ночной образ жизни. Они выносливы и быстры в беге. Много норных и прыгающих видов грызунов, а также пресмыкающихся и насекомых.
orenburgskaya-step-foto-institut-stepi-uro-ran.jpg
Оренбургская степь. Фото: Институт степи УрО РАН
Свою лепту в формирование степей внесли и домашние животные. Несколько основных видов домашних животных — лошадь, коровы, овцы, козы — поспособствовали продолжению эволюции степи, однако потом произошло сокращение пастбищ за счёт распашки и появились элементы перевыпаса, скотосбоя, когда излишняя нагрузка скота приводит к разрушению, к уничтожению почвенного покроя. И это явление, конечно, уже привело к своеобразному опустыниванию. Кстати, в дикой природе перевыпас тоже существовал.
— У Русского географического общества есть так называемые Степные экспедиции. Какие исследования вы там проводите?
— Традиции Степных экспедиций уходят глубоко в историю. Первые академические экспедиции начали проводить ещё в XVIII веке.
В 2010 году по инициативе нашего Института степи УрО РАН организована постоянная Степная экспедиция Русского географического общества. Она охватывает огромные пространства. Если вспомним карту Евразии, то это территория от бассейна Дуная, далее — Украина, Кавказ, Дон, Северный Казахстан, Южный Урал, Южная Сибирь и до Забайкалья, Монголии, Северо-Восточного Китая, то есть с запада на восток 8,5 тыс. километров. Это единое уникальное пространство в центре всей Евразии, к сожалению, очень долгое время находилось вне большого внимания науки, а до 1996 года в системе РАН не было специального Института степи. При поддержке РГО мы организовали экспедицию в Монголию, она была связана с сохранением лошади Пржевальского. Остальные годы мы систематически ведём работы, в том числе в Венгрии, Румынии, Сербии, Украине, на Кавказе, в Азербайджане, Казахстане, Монголии. Цель Степных экспедиций — представить степное пространство как единое целое, создать непрерывное представление о степных ландшафтах.
Проблема степей везде стоит остро. В Европе, например, они совсем утрачены, поэтому там наблюдается ностальгия по степям. Европейцы охраняют уже не степные урочища, не степные участки, а лишь отдельные степные виды. Бывает, что какой-то вид степного растения существует всего в нескольких экземплярах, и поэтому его бережно охраняют. Европейского степного ландшафта уже нет, а остались лишь его реликты или отдельные виды растений и насекомых. Учёные с большим трепетом ищут элементы степного ландшафта. В России же ситуация более благоприятная: у нас не только отдельные виды сохранились, но и целые сообщества, целые степные ландшафты в ранге урочищ или типов местности.
Причины экологических проблем
Поскольку в степных зонах часто бывают засухи и суховеи, человек начал не только вспахивать, но и орошать большие участки степей. Орошением называют искусственный полив почвы. Чтобы подать воду, строятся оросительные системы и гидротехнические сооружения. Это позволяет выращивать стабильные урожаи, но несет угрожающие последствия:
- начинается деградация ландшафтов;
- происходит засоление почвы и природных водоемов;
- сточные воды несут угрозу загрязнения природных водоемов;
- образовываются соляные озера в местах сброса дренажей стоков;
- происходят провалы грунта;
- почвы и водоемы загрязняются токсинами и нитратам (включая подземные и грунтовые воды).
Несмотря на то что орошение дает высокий экономический эффект в сельском хозяйстве, оно усугубляет экологические проблемы степи. Это значит, что человеку необходимо продумывать способы минимизации возникших проблем.
У степей государственных границ нет — это единый организм. Причём все степи очень разные: степи Венгрии не похожи на степи Монголии и так далее, а объединяет их открытый ландшафт и титульные виды растений и животных. Для нас самое важное — создать единую картину современного состояния степной зоны и наметить пути сохранения для гармоничного существования человека и степного ландшафта.
Ценность степей, думаю, всем прекрасно известна: это главный земледельческий пояс не только России, но и всей Евразии, это главная житница, где создается 70% продовольствия для нашей страны. Кроме того, степи содержат и другие уникальные природные ресурсы.
— Насколько я знаю, заповедное дело в нашей стране началось с Природоохранительной комиссии Русского географического общества. Она по-прежнему работает?
Степи, их месторасположения и основные характеристики
Бесконечные российские степи, североамериканские прерии, южноамериканские пампасы, африканские или австралийские саванны или новозеландские туссоки – это все они, степи. Бесконечные и ровные. Что может быть лучше для сельскохозяйственных нужд человека? Практически готовые пашни и пастбища.
Но у степи есть экологические проблемы, которые ведут эту биологическую систему к фактическому исчезновению, потере ее самостоятельности, индивидуальности и поглощению, граничащими с ней лесостепью и пустыней.
В умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушария равнины, поросшие травянистой растительностью, называют степями.
Степная зона есть на всех континентах. Есть она и в горах.
Климат степей, а скорее, наоборот, степи там, где климат континентальный или резко континентальный. Количество атмосферных осадков до 450 мм в год. Зима малоснежная со средней температурой до -20?С. Максимальная может доходить и до -40?С. Сильные ветры и метели. Лето жаркое. Средняя температура этого периода года до +28?С. Но может подняться и до +40?С. Часто, в связи с этим сопровождается засухой, сильными ветрами и суховеями.
Наибольшие площади степей в России, Монголии, Казахстане и Украине.
img_3097.jpg
Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Фото предоставлено Фондом памяти П.П. Семёнова-Тян-Шанского, СПб
Постоянная Природоохранительная комиссия Императорского Русского географического общества в связи с революцией прекратила своё существование в 1918 году, но её проект был реализован в советское время, так как деятелям комиссии удалось убедить молодое Советское правительство в необходимости создания заповедников. Таким образом, в советское время заповедное дело продолжалось, но с большими проблемами.
В 2010 году на Учёном совете РГО мы вышли с предложением восстановить деятельность комиссии, что и было сделано. Сегодня в составе Русского географического общества успешно работает Постоянная Природоохранительная комиссия. Мало того, подобные комиссии созданы во многих региональных отделениях.
— В Оренбургском заповеднике реализован уникальный международный проект по спасению последней дикой лошади в мире — лошади Пржевальского. Расскажите об этом подробнее.
В Оренбуржье были завезены лошади из Франции и Венгрии. Сегодня более 50 лошадей успешно обитают на этой ограниченной территории; она огорожена по периметру, чтобы избежать ухода лошадей в сельскохозяйственные ландшафты, в том числе в Казахстан.
Проект по реинтродукции дикой лошади реализуется на территории Оренбургской области с 2020 года. Сначала он носил символический характер — как важнейший элемент степного биоразнообразия. Проект рассчитан на многие десятилетия, и я надеюсь, что мы увидим в будущем, как лошадь Пржевальского станет полноценным обитателем евразийских степей.
Экологические проблемы степной зоны
В древние времена степи занимали гигантские территории, теперь же они почти полностью распаханы. Плодородные степные почвы заняты сельскохозяйственными культурами, в то время как естественная растительность степей уже почти не существует.
Давно исчезли предшественники домашних животных: бык тур, лошади-тарпаны, которых теперь можно увидеть только на фото.
Многие виды степных животных находятся под угрозой вымирания, их названия занесены в Красную книгу, например, дрофа, сайгак, суслики, бизоны, антилопы и так далее.
Хозяйственная деятельность человека продолжается, и с каждым днём новые виды животных оказываются под угрозой. Некоторые из них можно встретить только в заповедниках и заказниках.
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Урок 17. Зона степей
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с картой, дополнительной литературой, гербарием, организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Организационная структура (сценарий) урока
I . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
-Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Вспомним правила совместной работы. Назовите их.
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Понимают значения знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Устные ответы, организация рабочего места.
II . Актуализация опорных знаний
актуализировать имеющие знания.
-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
-По какому разделу мы сейчас работаем?
-Давайте вспомним, с какими природными зонами мы познакомились?
-Какую зону мы исследовали на прошлом уроке?
1.Почему на Земле не кончается кислород?
2.Какую пользу лес приносит людям?
3.Какую пользу приносят птицы?
4.Как человек должен вести себя в лесу?
5.Какое участие в охране леса могут принять школьники?
Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?
1.Какое дерево является символом России? (Берёза.)
2.Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)
4.Хвойный лес. (Тайга.)
5.Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)
6.Живёт в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)
7.Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными по одиночке. (Ель.)
8.Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
9.Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)
10.Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
Хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)
(На интерактивной доске слайды с изображением степи).
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и вёрсты нипочём.
Степь широко на просторе
Поперёк и вдоль летит,
Словно огненное море,
Зноем пышет и палит…
Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла…
Пыль метёт метелью знойной,
Вьюгой огненной золы…
Степи голые, немые,
Всё же вам и песнь, и честь!
Всё вы – матушка-Россия, Какова она и есть!
Какова тема нашего урока?
Отвечают на вопросы учителя.
Строят и высказывают свои предположения
Фронтальная
Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия.
Ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету.
III . Изучение нового материала
- обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые приведут к определенному выводу. С оздать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность
Какие меры нужно принять для защиты природы степи зоны?
A) огроничить выпас скота
б) огроничить рыбную ловлю
в) запретить изучение и описание природы степей
г) прекратить распашку степи
д)взять под охрану редких животных.
В) запретить изучение и описание природы степей.
Думаю ответ будет Г) прекратить распашку степи.
Сравни природу зоны степей с природой лесов и тундры?
Сравни природу зоны степей с природой лесов и тундры.
Использование природы данной зоны человеком в степи?
Использование природы данной зоны человеком в степи!
Взаимосвязи природы в зоне степей?
Взаимосвязи природы в зоне степей.
Какие растения есть в степикакие животные в степизанятие людей в степикак присбособились такие растения , как ковыль, полынь, к степным условиям обитаниясоставьте 1 - 2 цепи питания животных, характер?
Какие растения есть в степи
какие животные в степи
занятие людей в степи
как присбособились такие растения , как ковыль, полынь, к степным условиям обитания
составьте 1 - 2 цепи питания животных, характерные для зон степи
представьте, что вы в поезде проезжаете зону степей.
Как внешне определить, что это степь
Почему надо сберечь сохранившиеся участки степи?
Как повлияла распашка степей на степные растения и животных?
Как повлияла распашка степей на степные растения и животных.
Почему природа степей нуждается в охране?
Почему природа степей нуждается в охране?
Назови животных степной зоны занесённых в Красную книгу России.
Какая связь между не живой природой и растениями в зоне степей?
Какая связь между не живой природой и растениями в зоне степей.
Какие растения дикой природы характерны для зоны степей?
Какие растения дикой природы характерны для зоны степей.
Какие меры необходимо предпринять для защиты природы степной зоны?
Какие меры необходимо предпринять для защиты природы степной зоны?
1)ограничить выпас скота
2)ограничить рыбную ловлю
3)запретить изучение и описание природы степей
4)прекратить распашку степи
5) взять под охрану редких животных
Какие меры необходимо принять для сохранения природы черноморского побережья?
Какие меры необходимо принять для сохранения природы черноморского побережья?
1) Взять под охрану редкие растения
2) Ограничить выпас скота
3) Не допускать загрязнения моря
4) Запретить отдых и лечение людей
5) Взять под охрану редких животных.
Степь — это зона, расположенная на равнинах с травянистой растительностью в умеренном и субтропическом климате. В России степи занимают юг европейской части и Западной Сибири. Лесостепь — это природная зона, характеризующаяся лесными и степными участками. Почва в лесостепях подвержена быстрому и обильному накоплению перегноя. Также, благодаря карбонатам и отрицательному балансу влажности, в степях и лесостепях грунт представляет собой плодородный чернозём. В России лесостепная зона протянулась через Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую равнины, а также Южный Урал. В пределах Среднедунайской равнины, Северного Казахстана и Дальнего Востока лесостепи занимают отдельные большие территории.
- Основные экологические проблемы степей и лесостепей Полное исчезновение или угроза исчезновения ряда степных животных
- Вспахивание земель и вырубка леса
- Эрозия почвы и опустынивание степей
- Засоление почвы и природных водоёмов
- Провалы грунта
- Пожары
img_0525-na_sayt.jpg
Александр Чибилёв. Фото: пресс-служба РГО
Вот уже несколько тысячелетий человек не только распахивает степь, но и пасёт скот. Вместо примерно ста миллионов диких копытных животных появилось примерно столько же домашних. Кроме того, степи подверглись разрушительному влиянию войн: степи выжигались и были театром для военных действий. Однако коренную перестройку степных экосистем мы наблюдаем именно в связи с воздействием плуга.
В XX веке оставались огромные степные массивы в азиатской части Советского Союза, в том числе в Северном Казахстане, в Заволжье, на Южном Урале, на юге Западной Сибири. Проблема степей России привела к идее создать специальные степные станции, то есть будущие заповедники. Так что концепция заповедной природы пришла к нам именно в связи с тем, что степи стали очень редким ландшафтом, лучшие земли были распаханы.
В середине XX века началась целинная кампания, которая охватила ещё не знавшие плуга степи Заволжья, Южного Урала, Северного Казахстана, Южной Сибири, таким образом многие степи исчезали с лица земли неисследованными. Ботаники, географы и другие учёные не успевали изучить эти степи, ведь они стремительно уничтожались под плугом.
Обширные первичные степи мы утратили безвозвратно. В XX веке заповедники, к счастью, начали создаваться, но специалистам пришлось заниматься лишь небольшими оставшимися клочками равнинных степей, которые сейчас служат одним из важнейших элементов заповедной России.
— Уникальный степной ландшафт сформировался благодаря копытным. Расскажите подробнее о ландшафтообразующих животных степи.
— Степь, так же как и саванна, немыслима без крупных травоядных животных. Если бы не было выпаса скота — дикого и домашнего, — то она превратилась бы в лесостепь или в подобие степе-саванны.
В степи все животные выполняют важную роль для формирования растительного покрова. Это и копытные животные, и норные, большинство из них либо стадные, либо колониальные. Норные грызуны, например, формируют почвенный покров, микрорельеф, а копытные животные отвечают за поддержание степного травостоя: благодаря им удаляется войлок, удаляется излишняя растительность, происходит естественное удобрение, возвращение питательных веществ. Важны и микроорганизмы, которые формируют почвенное плодородие.
Растительность и животный мир
Характерная растительность этой природной зоны – травы, во всем их видовом разнообразии. Они так густо растут, что возникает ощущение цельного ковра или моря. Основные виды – ковыль, типчак, овсец, тонконог и луковичные. Растения устойчивы к засухе.
В степи растительность доминирует и диктует условия для жизни всей остальной биосистеме.
Она же лежит в основании разделения степей на виды: горные, луговые или разнотравные, настоящие или ковыльные и пустынные.
Растительный покров повлиял и на животный мир. Летом животные ведут преимущественно ночной образ жизни. Они выносливы и быстры в беге. Много норных и прыгающих видов грызунов, а также пресмыкающихся и насекомых.
orenburgskaya-step-foto-institut-stepi-uro-ran.jpg
Оренбургская степь. Фото: Институт степи УрО РАН
Свою лепту в формирование степей внесли и домашние животные. Несколько основных видов домашних животных — лошадь, коровы, овцы, козы — поспособствовали продолжению эволюции степи, однако потом произошло сокращение пастбищ за счёт распашки и появились элементы перевыпаса, скотосбоя, когда излишняя нагрузка скота приводит к разрушению, к уничтожению почвенного покроя. И это явление, конечно, уже привело к своеобразному опустыниванию. Кстати, в дикой природе перевыпас тоже существовал.
— У Русского географического общества есть так называемые Степные экспедиции. Какие исследования вы там проводите?
— Традиции Степных экспедиций уходят глубоко в историю. Первые академические экспедиции начали проводить ещё в XVIII веке.
В 2010 году по инициативе нашего Института степи УрО РАН организована постоянная Степная экспедиция Русского географического общества. Она охватывает огромные пространства. Если вспомним карту Евразии, то это территория от бассейна Дуная, далее — Украина, Кавказ, Дон, Северный Казахстан, Южный Урал, Южная Сибирь и до Забайкалья, Монголии, Северо-Восточного Китая, то есть с запада на восток 8,5 тыс. километров. Это единое уникальное пространство в центре всей Евразии, к сожалению, очень долгое время находилось вне большого внимания науки, а до 1996 года в системе РАН не было специального Института степи. При поддержке РГО мы организовали экспедицию в Монголию, она была связана с сохранением лошади Пржевальского. Остальные годы мы систематически ведём работы, в том числе в Венгрии, Румынии, Сербии, Украине, на Кавказе, в Азербайджане, Казахстане, Монголии. Цель Степных экспедиций — представить степное пространство как единое целое, создать непрерывное представление о степных ландшафтах.
Проблема степей везде стоит остро. В Европе, например, они совсем утрачены, поэтому там наблюдается ностальгия по степям. Европейцы охраняют уже не степные урочища, не степные участки, а лишь отдельные степные виды. Бывает, что какой-то вид степного растения существует всего в нескольких экземплярах, и поэтому его бережно охраняют. Европейского степного ландшафта уже нет, а остались лишь его реликты или отдельные виды растений и насекомых. Учёные с большим трепетом ищут элементы степного ландшафта. В России же ситуация более благоприятная: у нас не только отдельные виды сохранились, но и целые сообщества, целые степные ландшафты в ранге урочищ или типов местности.
Причины экологических проблем
Поскольку в степных зонах часто бывают засухи и суховеи, человек начал не только вспахивать, но и орошать большие участки степей. Орошением называют искусственный полив почвы. Чтобы подать воду, строятся оросительные системы и гидротехнические сооружения. Это позволяет выращивать стабильные урожаи, но несет угрожающие последствия:
- начинается деградация ландшафтов;
- происходит засоление почвы и природных водоемов;
- сточные воды несут угрозу загрязнения природных водоемов;
- образовываются соляные озера в местах сброса дренажей стоков;
- происходят провалы грунта;
- почвы и водоемы загрязняются токсинами и нитратам (включая подземные и грунтовые воды).
Несмотря на то что орошение дает высокий экономический эффект в сельском хозяйстве, оно усугубляет экологические проблемы степи. Это значит, что человеку необходимо продумывать способы минимизации возникших проблем.
У степей государственных границ нет — это единый организм. Причём все степи очень разные: степи Венгрии не похожи на степи Монголии и так далее, а объединяет их открытый ландшафт и титульные виды растений и животных. Для нас самое важное — создать единую картину современного состояния степной зоны и наметить пути сохранения для гармоничного существования человека и степного ландшафта.
Ценность степей, думаю, всем прекрасно известна: это главный земледельческий пояс не только России, но и всей Евразии, это главная житница, где создается 70% продовольствия для нашей страны. Кроме того, степи содержат и другие уникальные природные ресурсы.
— Насколько я знаю, заповедное дело в нашей стране началось с Природоохранительной комиссии Русского географического общества. Она по-прежнему работает?
Степи, их месторасположения и основные характеристики
Бесконечные российские степи, североамериканские прерии, южноамериканские пампасы, африканские или австралийские саванны или новозеландские туссоки – это все они, степи. Бесконечные и ровные. Что может быть лучше для сельскохозяйственных нужд человека? Практически готовые пашни и пастбища.
Но у степи есть экологические проблемы, которые ведут эту биологическую систему к фактическому исчезновению, потере ее самостоятельности, индивидуальности и поглощению, граничащими с ней лесостепью и пустыней.
В умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушария равнины, поросшие травянистой растительностью, называют степями.
Степная зона есть на всех континентах. Есть она и в горах.
Климат степей, а скорее, наоборот, степи там, где климат континентальный или резко континентальный. Количество атмосферных осадков до 450 мм в год. Зима малоснежная со средней температурой до -20?С. Максимальная может доходить и до -40?С. Сильные ветры и метели. Лето жаркое. Средняя температура этого периода года до +28?С. Но может подняться и до +40?С. Часто, в связи с этим сопровождается засухой, сильными ветрами и суховеями.
Наибольшие площади степей в России, Монголии, Казахстане и Украине.
img_3097.jpg
Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Фото предоставлено Фондом памяти П.П. Семёнова-Тян-Шанского, СПб
Постоянная Природоохранительная комиссия Императорского Русского географического общества в связи с революцией прекратила своё существование в 1918 году, но её проект был реализован в советское время, так как деятелям комиссии удалось убедить молодое Советское правительство в необходимости создания заповедников. Таким образом, в советское время заповедное дело продолжалось, но с большими проблемами.
В 2010 году на Учёном совете РГО мы вышли с предложением восстановить деятельность комиссии, что и было сделано. Сегодня в составе Русского географического общества успешно работает Постоянная Природоохранительная комиссия. Мало того, подобные комиссии созданы во многих региональных отделениях.
— В Оренбургском заповеднике реализован уникальный международный проект по спасению последней дикой лошади в мире — лошади Пржевальского. Расскажите об этом подробнее.
В Оренбуржье были завезены лошади из Франции и Венгрии. Сегодня более 50 лошадей успешно обитают на этой ограниченной территории; она огорожена по периметру, чтобы избежать ухода лошадей в сельскохозяйственные ландшафты, в том числе в Казахстан.
Проект по реинтродукции дикой лошади реализуется на территории Оренбургской области с 2020 года. Сначала он носил символический характер — как важнейший элемент степного биоразнообразия. Проект рассчитан на многие десятилетия, и я надеюсь, что мы увидим в будущем, как лошадь Пржевальского станет полноценным обитателем евразийских степей.
Экологические проблемы степной зоны
В древние времена степи занимали гигантские территории, теперь же они почти полностью распаханы. Плодородные степные почвы заняты сельскохозяйственными культурами, в то время как естественная растительность степей уже почти не существует.
Давно исчезли предшественники домашних животных: бык тур, лошади-тарпаны, которых теперь можно увидеть только на фото.
Многие виды степных животных находятся под угрозой вымирания, их названия занесены в Красную книгу, например, дрофа, сайгак, суслики, бизоны, антилопы и так далее.
Хозяйственная деятельность человека продолжается, и с каждым днём новые виды животных оказываются под угрозой. Некоторые из них можно встретить только в заповедниках и заказниках.
Задача:
показать специфику зоны степей, взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы степей, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них; развивать логическое мышление и самостоятельность.
Цели урока:
- обучающая: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
- развивающая: формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира;
развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, самостоятельность и творческую активность - воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, умение помогать друг другу.
Оборудование:
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Учитель. - В каких природных зонах мы с вами побывали? (учащиеся показывают на карте называют природные зоны: Арктику, тундру, зону лесов).
Учитель. - Почему, чем ближе к экватору , меняется растительный и животный мир? От чего это зависит?
Дети. От солнца. В зоне Арктики лучи солнца скользят по поверхности земли. Земля плохо прогревается, но чем ближе к экватору солнце выше поднимается над горизонтом. Земля лучше прогревается. Климат меняется - появляется другая растительность и мир животных тоже изменяется.
Учитель. О какой природной зоне идёт речь?
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
(И. Никитин.)
Дети. О степи.
Учитель. Сегодня вы будете самостоятельно разбирать новый материал, работая в группах. Каждой группе дан текст, вы должны изучить его, ответить на поставленные вопросы и донести его до остальных, т.е. научить других тому, что вы узнаете из текста.
Учащиеся делятся на 3 группы. В каждой группе выбирается консультант, который является ведущим в организации работы. Каждой команде даётся текст, который они читают. Детям дается алгоритм работы над этим материалом. После прочтения они обсуждают в группе, ответ на заданный вопрос и готовят вопросы для остальных учащихся, чтобы понять, как они поняли новый материал.
а) самостоятельная работа по группам.
1 группа:
Задание:
Как приспособились растения к степным условиям? Почему они могут переносить очень сильную засуху?
2 группа:
Задание:
Как приспособились к жизни животные в условиях открытой местности?
Многочисленные грызуны (мыши полёвки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода.
Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают свои гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела степные орлы, болотные совы).
3 группа:
Задание:
Почему степи везде распаханы?
Как повлияла распашка на степные растения и животных?
Учитель.
Сегодня мы будем говорить о зоне степей. Мы подошли с вами ещё ближе к экватору.
Каковы природные условия в зоне степей? Чем это объясняется?
Дети. Солнце поднимается высоко над горизонтом. Жарко. Тёплое засушливое продолжительное лето, дожди выпадают редко. Плодородные почвы. Травянистые растения.
Таблица №1
б) подведение итогов работы в каждой группе с последующим закреплением
Просмотрите раздаточный материал.
- Какие растения и животные встречаются и почему?
Отвечает первая группа на вопрос:
Как приспособились растения к степным условиям?
Почему они могут переносить очень сильную засуху?
Учитель вывешивает табличку, всем классом зачитываются признаки приспособления растений к засухе.
Таблица №2
- Имеют восковой налёт, листья опущены.
- Мясистые листья, с запасом влаги.
- Жёсткие стебли, узкие листочки.
- Корни уходят глубоко в землю.
Отвечает вторая группа на вопрос:
- Как приспособились к жизни животные в условиях открытой местности?
Таблица №3
- Быстро бегают.
- Гнёзда на земле.
- Живут в норах.
- Окрас под цвет травы.
Учитель вывешивает таблички. Всем классом зачитываются признаки приспособления животных к жизни в условиях открытой местности.
Отвечает третья группа на вопрос:
- Почему степи везде распаханы?
Таблица №4
- Тёплое лето.
- Чернозёмные почвы.
- Выращивают культурные растения.
Учитель вывешивает таблички. Всем классом зачитываем, закрепляем полученные знания.
г) творческая работа
Просмотрите раздаточный материал. (животные и растения степи на каждой парте)
Учащиеся зачитывают названия и составляют цепи питания.
Итог урока.
- Понравился вам урок?
- С каким настроением вы уходите с урока покажите на карточках. Детям выдаются карточки. (Дети рисуют клоуну такой рот, который соответствует настроению после урока)
- Учитель благодарит за работу учащихся и выставляет оценки.
Читайте также: