Почему киберпанк 2077 не киберпанк
Действие 50-минутного демо, которое показывали на Е3, происходило в новой зоне Night City под названием Пасифика. Если прототипом города в Cyberpunk 2077 является Лос-Анджелес, то Пасифика — это то, во что должна была превратиться Санта-Моника будущего: тропический курорт с роскошными отелями, пляжами и огромным торговым центром на побережье. Но Паcифику не достроили из-за войны: огромные небоскребы стоят незаконченными, а над комплексом американских горок возвышается гигантский торговый центр, который оккупировала банда под названием «Животные» — неприятного вида любители стероидов с внушительной мышечной массой и соответствующе прокачанными рефлексами.
Нашему персонажу по имени Ви (V) кое-что нужно от лидера враждующей с Животными банды Voodoo Boyz. В CD Projekt RED объясняют, что по сюжету в голову Ви вживлен биочип, который содержит секрет бессмертия. Но чтобы узнать его, нам нужно найти легендарную хакершу по имени Альт Каннингхэм, которая разумеется, скрывается где-то далеко в киберпространстве. Voodoo Boyz — группировка известных хакеров, и их лидер Бриджит может знать, где она находится, но сначала нам нужно помочь банде. Нас просят зачистить торговый центр от Животных и узнать, зачем они охраняют какой-то подозрительно выглядящий фургон.
После получения указаний мы вольны выполнять миссию так, как нам захочется. Наш персонаж одалживает футуристического вида мотоцикл и отправляется в сторону торгового центра — разработчики используют эту паузу, чтобы напомнить, что Пасифика — всего лишь один из шести регионов Night City, и что на пути из одного в другой ни одного загрузочного экрана не будет. Вождение выглядит плавным и отзывчивым — если вообще можно сделать какие-то выводы об управлении по демонстрации игры из рук разработчиков. По пути можно слушать радио: есть выбор из множества радиостанций, играющих… назовем это киберпанк-роком.
Когда мы наконец-то доезжаем до торгового центра, день уже близится к закату — причем очень выразительному и красивому. Игра света и тени сделана в Cyberpunk на высочайшем уровне, и хотя визуально ее нельзя назвать проектом следующего поколения, уровень детализации всего и вся действительно поражает. Возникает чувство, что каждый квадратный сантиметр мира здесь создавался исключительно вручную и с любовью.
Два члена Voodoo Boyz ждут нас у входа в торговый центр. Они не торопятся помогать нам, так что действовать придется одному, и выбор стиля прохождения остается целиком за нами. С помощью ненавязчивых квест-маркеров подсказывают, что у здания есть несколько входов, и мы можем проходить любой эпизод как по стелсу, так и в стиле классического шутера.
Мы выбираем третий подход: у нашего персонажа есть способности так называемого «Нетраннера», что позволяет нам взломать систему безопасности здания, выключить все камеры наблюдения и избавиться от охраняющих входы Животных с помощью зловеще выглядящей лазерной удавки. «Вы можете пройти всю игру, никого не убивая», — отмечает представитель CD Project RED, пока Ви аккуратно отправляет тела в мусоропровод.
Чтобы продемонстрировать разные стили прохождения, разработчики переключаются на другой билд персонажа с уклоном в кибернетический рукопашный бой. В игре не будет классов, но вы сможете выбрать одну их трех историй происхождения и кастомизировать персонажа, прокачивая разные атрибуты (в числе которых, например «Крутость», позволяющая владеть особыми скиллами и оружием).
Некоторые пути прохождения и ветки диалогов будут доступны только для определенного бэкграунда и прокачанных скиллов. К примеру, Ви с прокачанными кибернетическими протезами может голыми руками открывать двери, раскидывать противников во все стороны мощными ударами и даже вырывать пулемет у стационарных турелей и использовать его в бою. К слову, перестрелки и ганплей в Cyberpunk выглядят лучше, чем во многих RPG вроде Fallout 4 или Deus Ex: Mankind Divided, но несколько уступают той же Destiny — потрогать игру руками не удалось, так что это исключительно визуальное впечатление. Лидера банды Животных — массивную женщину с огромным молотом — мы убиваем с помощью ее же оружия. Удивительно, но она все еще дышит — боссов можно будет щадить, и это будет иметь последствия далее по ходу игры.
Далее сюжет закручивается: после того, как герой взломал тот самый фургон, становится ясно, что Животные работали здесь по заказу группировки Shadownet, которая, в свою очередь, пыталась вынюхать расположение лидеров Voodoo Boyz — заказчиков Ви. Встреча с агентом Shadownet происходит в кинотеатре за просмотром старого вестерна. На фоне переходящих реку вброд ковбоев на лошадях он объясняет герою, что Voodoo Boyz его просто использовали, и избавятся от него при первом удобном моменте.
Возникает развилка: мы можем поверить агенту и помочь ему найти лидеров банды, а можем вырубить его, подключиться к его сети и узнать дальнейшие планы. Мы выбираем второй вариант, и оказывается, что он был прав: наши заказчики пускают по сети разряд, который должен убить и агента, и нас. Но мы выживаем — видимо, из-за своего волшебного биочипа. Наступает время вернуться к Voodoo Boyz и побеседовать с их лидером по имени Бриджит, которая должна ответить на наши вопросы.
Последствия релиза – падение акций компании и FPS у игроков
Все переносы оправдывались тем, что разработчики хотят сделать игру лучше. Когда Cyberpunk перенесли с сентября на ноябрь, CDPR говорили: «Те, кто знают нас, подтвердят:, мы не будем продавать то, что еще не готово. Это не просто слова — это девиз нашей компании».
Финальный перенос нужен был для того, чтобы в итоге мы «получили видеоигру, в которую влюбимся».
Игра все же вышла 10 декабря, а за три дня до этого числа появились первые рецензии от СМИ и упали акции студии. Тогда на это никто особо не обратил внимание, казалось, что прибыль студии взлетит до небес. Cyberpunk 2077 побил рекорды онлайна среди одиночных игр в Steam и поставил рекорд по просмотрам одиночных игр на Twitch. Увы, это не помогло.
Релизная версия на консолях оказалось просто ужасной – графика «Ведьмака 3» на PS4 выглядит лучше, чем Cyberpunk на PS4 Pro. Хотя в 2019 году CDPR обещала выпустить игру, которая будет отлично смотреться на консолях.
В демонстрациях показывали метро, детальные анимации взлома дверей и подбора вещей; выбор предыстории героя. Но все это вырезали в финальной версии. Даже импланты в тело – ключевая фишка игры – потеряли половину функционала.
На следующий день после релиза, CDPR сообщила, что игроки могут вернуть свою копию через систему возврата средств PSN или Xbox, но Microsoft и Sony польская студия заранее не предупредила. Обе компании открестились от этого и перестали возвращать деньги всем недовольным, но 18 декабря игру все же удалили из Playstation Store и начали одобрять рефанды. Вечером того же для Microsoft сообщили, что и они готовы вернуть средства всем недовольным игрокам.
Настоящий киберпанк – в самой CD Projekt RED
Корпорации как зло и вообще антиконсьюмеризм – это устоявшийся штамп жанра, который давно стал одной из его основ. И есть элемент иронии в посыле этой игры – только CDPR о нем не думала.
Разработчики, которых когда-то обещали не загонять в кранч, трудятся день за днем не только над релизом, но теперь и над его исправлением. Становятся корпоративными дронами, которые под гнетом акционеров вынуждены выпускать незаконченную игру. Да, их труд оплачивается лучше, чем во многих компаниях Европы. Но стоит ли оно того? Ведь именно о таком превращении личности в элемент перемалывающей машины и идет речь почти во всех значимых историях в киберпанке.
Руководителям CDPR шлют угрозы в твиттере, их ругают на тематических форумах и сабреддитах. Но ругают не за 60-часовые рабочие недели для разработчиков, а за то, что они не закончили игру вовремя. И это тоже киберпанк – возможно, даже слишком дистопичный.
За всеми багами, проблемами с запусками, падениями акций и извинениями студии можно не заметить настоящий киберпанк. А он давно среди нас.
Мини-квестов стало меньше. Может быть, это к лучшему
2018 – За пределами квартиры находится большой интерактивный мир. Одна из незначительных особенностей – возможность посмотреть название производителя рекламного товара. Ви видит рекламу «Николы» и получает отметку с ближайшим продавцом или автоматом на карте, у которого можно ее купить. Он находится неподалеку, и Ви забирает нужную банку.
2020 – Реклама все еще шикарна, но мини-квестов нет, как и возможности ее рассмотреть.
2018 – В лифте была возможность выбрать любой этаж.
2020 – Только этажи, важные для квестов.
Хроника падения Cyberpunk 2077 – как провалилась главная игра года
Как лопнул пузырь ожиданий от игры.
Cyberpunk 2077 был самым ожидаемым релизом этого года, но стал самым большим провалом. С чего началось хайп-безумие, и к чему это привело польских разработчиков игры CD Projekt RED – в нашем материале.
Совсем незначительные мелочи – уровень врага и разглядывание предмета в рюкзаке – тоже убрали перед релизом
2018 – У врагов был уровень рядом с именем.
2020 – Остался только значок черепа, если противник выше вас на много уровней.
2018 – В ролике показали, как Ви подбирает чип робота и открывает инвентарь.
Там же показали систему, позволяющую детально рассмотреть предмет из инвентаря и найти подсказки к прохождению задания или дополнительную информацию. Когда Ви вставила чип в голову, бот стал ее спутником.
2020 – Инвентарь полностью изменился. Бота после покупки используют только в сюжетной миссии, бегать за Ви как Псина из Fallout он не будет.
Интерактивные панели сильно изменились. Где-то их вообще убрали, где-то урезали функционал
2020 – Осталась только кнопка «Открыть окно», но без панели.
2018 – Таким же был интерфейс покупки имплантов – интерактивная панель.
2020 – Импланты покупаются через обычное меню магазина.
2018 – Оружие и броня были физически видны. Например, куртку «Самурай» можно было повесить в шкаф.
2020 – В шкафу только модели одежды, с которыми нельзя взаимодействовать (но в начале игры из шкафа можно взять любимые вещи Ви).
2018 – Куртка «Самурай», которая, как мы уже знаем, принадлежала Сильверхенду, давала бонус к репутации. Эта характеристика растет с выполнением разных квестов, в том числе, побочных, и влияет на возможность носить определенное оружие, броню и аугментации.
2020 – В релизной версии «Самурай» дает бонус к критическому урону.
В Cyberpunk 2077 нет настоящего киберпанка. Это просто фанфик с отсылками
Авторы любят жанр, но не понимают, что в нем главное.
Киберпанк как жанр – это боязнь будущего и прогресса, своеобразный луддизм или как минимум вопрос о моральности луддизма. Люди боятся технологий и того, что они делают с ними, как они меняют их на базовом уровне. Из этого страха вытекает естественный вопрос – «А что делает человека человеком?» – на который почти все работы в жанре и пытаются ответить. И еще в 90-е почти все уже получили ответ на этот вопрос: «Решайте сами. Никто не решит за вас».
Да, сеттинг киберпанка это не только замены конечностей на металл, война с корпорациями и стереотипные японцы с катанами. Это, конечно же, еще и месседж (часто глубоко запрятанный) о глубокой ценности человеческой жизни и тех условиях, в которые ее ставят. Это не просто боязнь будущего, но рефлексия перед ним. И это самый затасканный жанр.
Редактор персонажей изменился только внешне. Влияние предысторий в 2020-м сильно отличается от обещанного
Биография – важная часть любой РПГ. В версии из трейлера показали кастомизацию – можно выбрать героя детства (Джонни Сильверхенда, Моргана Блэкхенда и Сабуро Арасаку); ключевой момент жизни (смерть брата/сестры, побег из дома, первое большое убийство) и почему выбран именно Найт-сити (незаконченные дела, бывшая любовь или доказать что-то). Там можно разглядеть дату рождения Ви – 12 октября 2054 года.
2018 – Разработчики пообещали, что выбранные пути повлияют на прохождение игры.
Редактор персонажа тоже был другим.
2020 – Выбранные предыстории влияют на первые 20 минут. Кочевник начинает игру в Пустоши, корпорату поручают убить начальницу, а ребенку улиц нужно угнать редкий суперкар.
По мере прохождения игры в некоторых диалогах можно выбрать ответ, связанный с предысторией, чтобы точно убедить собеседника, но и без этого получится пройти любую миссию другой строчкой в диалоге или силой. Чаще всего строчка с предысторией выделена как дополнительный вопрос.
Помимо внешности, предысторий и характеристик, CDPR обещала гибкую систему классов и возможность сменить стиль во время игры. В релизной версии тоже можно перекачаться при прохождении, но, как в «Ведьмак 3», вы сбросите все очки дополнительных способностей, а характеристики (сила, технологии, хладнокровие и другие) останутся прежними. Если вы вкачали интеллект в 10, а теперь хотите получить очки обратно, чтобы вложиться в реакцию, вам придется перепроходить игру.
С NPC и жизнью города гигантские проблемы. Почти все обещания CDPR не выполнила
А дальше и объяснять ничего не нужно – кадры с огромной надписью Cyberpunk и живым городом въелись в память каждому, кто смотрел ролик. Разработчики обещали смену дня и ночи, а также ежедневное расписание и свои занятия у каждого NPC. Найт-сити сравнили с Новиградом из «Ведьмак 3». Система репутации тогда работала гораздо лучше – если вы совершали преступление на улице, к вам хуже относились жители. В 2020-м жители больше похожи на болванчиков – как только вы уберете пушку, они забудут ваши недавние грешки.
Дальше CDPR показала, как реплики в диалогах влияют на прохождение квеста. Местный решала Декстер ДеШон дает вам задание принести бота с базы бандитов «Мальстрем». У него две концовки и множество путей для прохождения, включая прохождение без драк. Год спустя в подкасте GameStar разработчики рассказали, что у каждого квеста будет примерно в три раза больше вариантов для прохождения, чем в «Ведьмак 3».
Задание «встретиться с Мередит» помечено как дополнительное – вы можете вообще не встречаться с ней и ехать зачищать базу «Мальстрема» с Джеки. Но если вы навестите девушку, то у вас появится лучший вариант решения квеста (и возможность заромансить ее немного позже). Она даст вам чип с деньгами, чтобы вы выкупили робота. Во время прохождения миссии на базе «Мальстрема» выяснится, что чип Мередит заражен.
Но уже после релиза портал PowerPyx проанализировал диалоги в игре, ведущие к разным концовкам, и сделал вывод – только 2% реплик влияют на сюжет. Показанный в ролике квест с Мередит и бандитами один из самых насыщенных «ветками», остальные квесты более линейны.
Перестрелка с «мусорщиками» в 2020 году тоже выглядит иначе. Движ добавили, чтобы показать, как ваши решения влияют на мир игры – в самом начале вы убили «мусорщиков», чтобы спасти девушку в ванне, и теперь они следят за вами.
Хоть и не все квесты продуманы так хорошо, диалоги все же влияют на мир (как же странно писать такое про ролевую игру). Грубые реплики меняют отношение персонажей к вам – например, вы не сможете завести роман с Панам или Джуди, если не будете поддерживать девушек на протяжении нескольких квестов.
Некоторые фичи доступны не с начала игры, а в виде имплантов. Эффектный способ убить врага вырезали из игры
2018 – В ролике показали первую – не считая пролога – миссию, где Ви, Джеки и Ти-Баг ищут девушку, у которой отключился локационный имплант. Первого попавшегося на пути «мусорщика» Ви топит, а потом забрасывает в этот же ящик.
2020 – Врагов больше нельзя топить, но можно спрятать тело в подобный ящик, чтобы враги не обнаружили вас по следу из трупов.
2018 – Ви принимает стимулирующее вещество «Керезников» – оно позволяет замедлить время. По задумке, игрок мог сделать слоу-мо в любой момент.
2020 – Замедление времени осталось в игре, но в виде кибер-импланта. Он включается не по желанию, а когда игрока замечают враги, или он начинает бой первым.
Со сценами от третьего лица долго не могли определиться. Изначально их могло быть больше
2018 – Ви спала в постели нормально.
2020 – Это, блин, как вообще?
2018 – Похоже, сцен с видом от третьего лица в игре было больше.
2019 – Разработчики сообщили, что в игре не будет сцен от третьего лица, а уже готовые сцены удалены. Они чуть подробнее объяснили в переписке с одним из геймеров – это нужно для более глубокого погружения.
2020 – Ви показывают со стороны только в очень важных сюжетных катсценах. И в зеркале.
На самом деле Cyberpunk 2077 – это фанфик
Cyberpunk 2077 умело маскируется: делает вид, будто действие игры происходит в будущем в стиле киберпанк. Но на деле это ретро-футуризм.
Нам дают картинку того, как киберпанк представляли на его пике в 80-е – здесь за морем отсылок и подмигиваний от разработчиков нет даже идеи о том, почему этот жанр так любим. Зато есть желание обыграть эту популярность, доказать самим себе, что вот, мы можем сделать игру о дистопичном будущем со злобными корпорациями. И если в «Фоллауте» этот сеттинг кажется естественным – да, ужасное будущее действительно могли представить так – то в Cyberpunk 2077 сеттинг лжет самому себе.
Давайте снова вернемся к катанам. Страх перед потерей статуса гегемона пронизывает весь американский киберпанк 80-х – Стас Погорский разбирал это подробно здесь. В 80-х самураи с катанами в сеттинге будущего недвусмысленно указывали на то, кто может перехватить власть у США в мире; в Cyberpunk 2077 это еще один простой штамп, который не привносит ничего, кроме визуала.
Сам же японский киберпанк как-то отлично обходился без таких пошлостей и банальностей (вместо этих штампов там меха). Когда жанр в 80-е пришел в Японию, то авторами ставился совершенно другой вопрос: «А вдруг светлый мир будущего и технологическая утопия несут в себе скрытую угрозу?» Об этом и «Яблочное зернышко», и Megazone 23, и многие другие примеры тех лет. Потому что в Японии киберпанк был вдохновлен счастливой жизнью 80-х, за которой последовал огромный экономический кризис. И с ним уже изменилось и само понимание жанра, и вопросы, которые он ставит.
Фанаты Cyberpunk 2077 в различных спорах о качестве игры с завидной регулярностью повторяют одно и то же: «Она напоминает мне «Бегущего по лезвию»/»Нейроманта»/»GiTS»/любой другой пример легендарного киберпанка в другом медиуме». И само по себе это довольно неплохо. Всегда приятно видеть отсылки к заметным событиям, знакомым местам или любимым фильмам. Проблема в том, что когда ничего кроме отсылок нет, вы из гениев превращаетесь в создателей фанфиков. Там тоже полно любви к оригиналу, доскональное знание лора и истории и порой даже прекрасная реализация. Но при всем этом фанфики остаются фанфиками – уютными, но не несущими никакой ценности.
В Cyberpunk 2077 же не просто мир, а даже само представление о нем, никак не отличается от стандартов, заложенных 30 лет назад – мы опять смотрим все того же «Бегущего» или читаем «Акиру». В случае Deus Ex это работало, потому что это был первый качественный киберпанк в играх, а игра отражала реальные страхи своей эпохи – 90-х. Но Cyberpunk 2077, пытаясь следовать примеру легендарной игры, превращается в ее сиквелы – вроде бы о тех же проблемах, в том же сеттинге, с теми же мыслями, но так вторично и неестественно, что от этого тошнит.
И так нельзя поступать с умирающим жанром. В киберпанке, где философские размышления о бренности бытия и человеческой сути всегда были важнее сеттинга, нужно говорить новое. Если ты только миксуешь элементы, давно приевшиеся и пережеванные, то и на выходе у тебя получается не киберпанк – а просто кибер.
Как нас обманывала CDPR: собрали все обещания про Cyberpunk 2077, которых нет в игре
И сценами от третьего лица.
CD Projekt RED анонсировала Cyberpunk 2077 в 2012 году. В 2013 году опубликовали первый трейлер с почти статичной сценой, где полиция пытается задержать девушку с протезами – клинками богомола. Он привел всех в восторг – а это, напомню, через два года после выхода отличного Deus Ex: Human Revolution, и за два года до выхода Mankind Divided. Все ожидали, что «Киберпанк» будет круче обоих эталонных стелс-экшенов.
Из-за того, что в ролике нет анимации самого боя, действий этой девушки или полиции, а мир сзади – это просто фон, ничего подробного по нему сказать нельзя. Но будем честны – клинки богомола купили всех.
Из последних твитов журналиста Джейсона Шрайера стало понятно, что после выхода этого трейлера игрой почти не занимались – полноценная разработка началась лишь в 2016 или 2017 году.
На канале вышел короткий ролик с Майклом Пондсмитом, создателем вселенной «Киберпанка», и канал затих до июня 2018 года – тогда выпустили первый ролик с E3 2018, где Ви выезжает на надземную станцию метро, откуда открывается вид на Найт-Сити.
2018 – В трейлере показывают метро и его будущую карту.
2020 – Его заменили точки быстрого перемещения.
В августе CDPR наконец-то показала 48 минут геймплея. Конечно, по надписи «работа в процессе – данные кадры не отображают финальный вариант игры» мы могли догадаться, что игра изменится, но никто не знал, насколько она станет хуже.
Акции CD Projekt падают: основатели студии потеряли сотни миллионов долларов
С марта 2020 года акции CDPR росли в цене. Стоимость ценных бумаг студии достигла пика в августе – тогда они продавались по 9248,57 рублей. После этого цена слегка спала, но под конец ноября опять пошла вверх – чем ближе был релиз, тем увереннее казалось положение CD Projekt RED.
К 4 декабря стоимость акций достигла 8906,78 рублей – это второй результат за весь год – а затем начала спадать. Сначала – совсем по чуть-чуть, что просто казалось корректировкой рынка, но после провального релиза – семимильными шагами.
Основатели студии, которые также владеют акциями, потеряли миллионы. Михал Кичиньский перестал быть миллиардером – теперь его состояние оценивается в 900 миллионов долларов. А состояние Марчина Ивинского, который владеет
13% акций компании, снизилось с 1,5 миллиарда долларов до 1,1.
Репутация «разработчика-мессии» тоже загублена. Рейтинг консольных версий на Metacritic – 55/100, а пользователи пишут, что не ожидали от новой AAA-игры CD Projekt Red сотни багов и 15 FPS.
Приходить в киберпанк без новых идей – бессмысленно
Киберпанк как жанр довольно разнообразный – сложно сравнивать «Лавину» Стивенсона с «Овцами» Дика. Но вот этот въедливый месседж и попытки его объяснить через контекст дистопичного будущего – везде.
«Бегущий по лезвию 2049» – прекрасный фильм от моего любимого режиссера. Я смотрел в кино его с открытым ртом. Но он не дает ничего нового жанру. И тут нельзя винить Вильнева – он сделал потрясающую картину, вложил в нее свои мысли и чувства и показал, как должен выглядеть отличный сиквел.
Я люблю киберпанк, люблю его проявления и люблю его посыл. Но это жанр, который изжил себя. Если смотреть по датам выхода, то, наверное, последняя впечатлившая меня работа в нем – это «Эксперименты Лэйн», а ведь этому сериалу уже 22 года. Аниме, которое, как бы ни шаблонно это звучало, становится только актуальнее, задает новые вопросы – об интернете, о внутреннем понимании мира и связях людей. И даже отвечает на часть из них.
А Cyberpunk 2077 даже не пытается. Здесь есть шаблон, есть даже любовь к жанру, но нет искренности, которая ему просто необходима. И это было очевидно еще с первых трейлеров, в которых весь упор делался исключительно на том, что это: а) ролевая игра от создателей «Ведьмака» и б) в дистопичном будущем!
Ошибки «Ведьмака» обещали учесть. Похоже, CDPR сделала неправильные выводы
2019 – Из подкаста с разработчиками стало известно, что они знают о проблеме однообразных миссий с «ведьмачьим чутьем» в «Ведьмак 3» и работают над тем, чтобы у игроков такой проблемы не возникло.
2020 – «Ведьмачье чутье» действительно не обязательно использовать, ведь большинство сторонних квестов проходятся по простому плану «залезь-убей», «залезь-укради» или «залезь-взломай». Как и в «Ведьмаке», у многих из них есть интересная предыстория, которую можно узнать из записок или описания квеста, но каких-то сверхъестественных задач Ви выполнять не придется.
CDPR относится к этому с иронией. Разработчики добавили пасхалку с скеллигским вопросикам – там одержимый идеей открыть все значки мужчина нырнул в воду за контрабандой и утонул.
Обещанную кастомизацию гениталий завезли. Но она почти не используется
А еще CD Projekt RED летом анонсировала возможность менять гениталии и их размер. В редакторе персонажа ушли от стандартных «мужчины» и «женщины», так что любой игрок мог взять к женскому телу мужской голос и пенис или наоборот. Только мы даже не видим половые органы в секс-сценах. Впрочем, это все же влияет на игру: некоторые персонажи предпочитают только Ви-мужчину, а другие могут переспать только с Ви-женщиной – здесь, в отличие от толпы любовниц строго гетеросексуального ведьмака Геральта, есть би- и гомосексуальные NPC.
Некоторые обещания CDPR все же выполнила – например, в игре нельзя убивать детей; есть кошки, которых можно гладить (и игуана в одном из прологов); мат без цензуры в русской локализации и влияние Джонни Сильверхенда на Ви. Вероятно, стоило дать польской студии больше времени, потому что сейчас игра выглядит сырой, а разработчики – обманщиками.
Навигацию на тачке/байке максимально упростили
Возвращаемся к встроенным интерфейсам. Навигация пережила несколько итераций, и все они серьезно отличались друг от друга.
2018 – С видом от первого лица все цифры видны на лобовом стекле. Кстати, это машина Джеки – в релизе ее заменили на мотоцикл.
С видом от третьего лица спидометр пропадает. Мини-карты нет, используется обычная горизонтальная навигация.
2019 – Мини-карту добавили в нижний левый угол. Спидометр располагался по центру экрана.
2020 – Все цифры теперь находятся по бокам экрана. На мини-карту жалуются – некоторые геймеры постоянно проезжают повороты, потому что у нее слишком мелкий масштаб.
И еще одно невыполненное обещание CDPR – это возможность кастомизировать авто. В Cyberpunk 2077 десятки тачек, доступных для покупки, так что это не проблема – если ваша машина слишком медленная для гонок или неуправляемая, вы можете заменить ее. Но поменять цвет, добавить кенгурятник или прикрепить пулемет на крышу нельзя. По некоторым квестам (как сюжетным, так и сторонним) можно получить машины и байки бесплатно.
«В нашем ролевом экшен-шутере можно все, хотя нет, нельзя»
2018 – Клинки богомола используются, чтобы залезать на стену.
2020 – Дизайнер уровней Cyberpunk 2077 Макс Пирс объяснил, почему эта возможность не попала в финальную версию: «Бег по стенам – это то, что мы удалили по соображениям дизайна, но у игрока все равно будет много выбора в том, как передвигаться, это точно». Двойной прыжок и усиленный прыжок остались в виде имплантов – с ними вы все еще можете запрыгнуть туда, куда разработчики не планировали вас пускать.
Откуда взялась народная любовь к CD Projekt RED
До декабря 2020 года CD Projekt RED называли «своими парнями» мира разработки видеоигр. Все началось с «Ведьмака 2» в 2011 году: к нему выпускали бесплатные DLC (и это в эпоху расцвета платных дополнений!), а разработчики даже сделали игрокам инструмент для создания модов (REDkit). Игру очень тепло приняли.
Еще до выхода второго «Ведьмака» поляки анонсировали третью часть приключений Геральта, а заодно и новую IP – Cyberpunk 2077. Тизер игры мы впервые увидели на E3 2012.
Под трек Bullets группы Archive обещали одну важную вещь – «игра выйдет когда будет готова».
Долгие годы мы ничего не слышали о «Киберпанке» и даже не задавали вопросов – были слишком заняты третьим «Ведьмаком», за который CD Projekt RED зауважали еще сильнее. Еще до релиза «Ведьмак 3» стал лучшей ролевой игрой года на E3, а после был признан «Игрой года»» по версии The Game Awards – игрового «Оскара». Продажи игры на данный момент – свыше 28 миллионов копий.
Живые персонажи, сюжет с его многочисленными вариантами последствий и непередаваемая атмосфера – все это оценили и игроки. Пользовательская оценка на Metacritic на данный момент – 94/100.
Выход Cyberpunk 2077 все изменил – негатива в сторону CDPR от игроков чуть ли не больше, чем в сторону Bethesda на релизе Fallout 76 (там враги появлялись из воздуха, скорость ходьбы зависела от кадров в секунду, постоянные разрывы соединения с сервером, и даже лаунчер игры в день релиза удалял саму игру вместо запуска).
Хайп вокруг Cyberpunk 2077 начал расти с 2018 года. Тогда нам впервые за 6 лет показали новый материал по игре – трейлер.
Кроме крутого трека (на этот раз выбрали Hyper – Spoiler) продемонстрировали мир игры и персонажей, а позднее на Twitch состоялась премьера геймплея. Казалось, релиз близко – выход запланировали на 16 апреля 2020.
На E3 2019 уровень ожиданий поднялся на новый уровень, ведь в игре будет Киану Ривз! Еще и его выступление, когда на фразу фаната «You are breathtaking!» (Ты восхитительный) он ответил знаменитой фразой «No, you are breathtaking!» (Нет, это вы восхитительны!), лишний раз подогревало интерес к игре.
У CD Projekt RED окончательно сформировался статус спасителя игровой индустрии, а Cyberpunk 2077 заочно стала игрой года благодаря маркетингу. Cyberpunk был везде, включая Таймс-сквер.
Релиз, меж тем, переехал с апреля на 17 сентября. А потом на 19 ноября. А потом на 10 декабря… Последний перенос стал чем-то новым для индустрии – CDPR сообщили в октябре, что Cyberpunk 2077 «ушла на золото» (т.е. диски ушли в печать, игра закончена – осталось выпустить патч первого дня), но после этого перенесли релиз. Такого до них не делал никто, и это не достижение – это признак форс-мажора.
Читайте также: