Площадка под хайджек своими руками
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Давно делал этот эксперимент. Выводы по эксплуатации - в конце.
Снимаем бампер, снимаем усилитель. В отличие от хлипкой поперечины усилителя, продольные балки, которыми он крепится к косынкам на раме, сделаны из довольно прочной стали и усилены всякими сгибами профиля:
Тем не менее, их всё равно надо усиливать.
Идея довольно простая. Делаем прорез в месте стыка сильной балки усилителя и слабой поперечины, вставляем туда плоской частью заготовку, обвариваем. Уголковую часть заготовки, торчащую спереди, довариваем ещё одним уголком до квадрата.
Вот плоскую часть приварил, сделал дырку под первый болт, которым крепился усилитель бампера к косынкам рамы. И вывел ещё одну усиливающую планку ко второму болту:
Далее передняя, квадратная часть:
Потом я в нижней части этой "квадратной трубы" сделал ещё прорезь, чтобы джек глубже вставлялся.
Далее всё ставим на место. Обращу внимание на то, что наваривать пластины на крепёж усилителя бампера нужно с той стороны, что на фотах. Иначе не поставите обратно. По месту это будет понятно. Ещё нужно запастись заменой для родных болтов крепежа усилителя: из-за наваренного клюза длины родных скорей всего не хватит. Причём, они там повышенной прочности и шаг резьбы более мелкий. Я подобрал от головки блока цилиндров ВАЗовского движка.
В бампере придётся сделать прорезь.
Ну и проводим испытания!
Теперь пару слов о том, зачем всё это нужно, и почему на самом деле это не так необходимо :)
Задумка была такая. Все знают Hi-Jack Lift-Mate для подъёма за колесо. Он:
а) дорогой;
б)не получится просто вставить домкрат и поднимать, надо чото-там прилаживать, корячиться;
в)с Лифт-Мейтом нельзя снять колесо.
Сделанный клюз не обладает такими недостатками. Прост и неприхотлив :) Поддомкратить колесо для ремонта - моментально. Для того, чтобы подложить бревно в грязи - дольше, но тоже проще чем с лифт-мейтом. Так что сделав клюз ещё и на второй стороне можно было бы считать цель достигнутой.
Теперь недостатки:
- при поддомкрачивании поднимается только одно колесо. Это удобно при ремонте/обслуживании, но на бездорожье гораздо полезнее поднять морду целиком и уронить в сторону.
- ссыкотно, что два болта крепежа усилителя бампера, на которых вся нагрузка, не выдержат и всё адово оторвётся :)
Поэтому я считаю более правильно варить клюз посередине, чтобы он крепился к обоим балкам усилителя. Оно и крепче, и кидать машину можно. Или сразу делать там площадку с перспективой лебёдки. Домкратить за неё тоже можно. Но в таком случае крепежа усилителя будет недостаточно, нужно дополнительно цепляться за раму, иначе свернёт всё лебёдкой. Решения можно поискать на иркутском сайте, я там видел.
Конечно, такой вариант более трудоёмкий.
PS. Термин "клюз" наверное не особо подходит. Но я не знаю как назвать по-другому эту штуку.
PSS. Сварщик я никакой, и сварочный аппарат - простецкий трансформатор - тоже никакой. Так что шов не ровный :)
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
понедельник, 5 ноября 2018 г.
Хайджек (реечный домкрат)
Название от английского хай — высоко, джек – домкрат. Такой домкрат – непременный атрибут любого автомобиля, на котором предполагается ездить в бездорожье, причем в такое, где вы будете застревать.
Основная функция хайджека – это вызволить машину из колеи: автомобиль нужно поднять на максимум и толкать в сторону.
Подставляя реечный домкрат под автомобиль "пятку" джека задвинуть чуть глубже, чтобы домкрат оказался немного наклонен от машины, когда вы начнете поднимать автомобиль он выровняется, а вот если этого не сделать то в процессе подъема он наклониться в сторону автомобиля и может его помять.
При работе хайжджеком амплитуду перемещения ручки следует ограничить моментом перещелкивания шпонок. Поднимая машину следите за тем, чтобы рейку домкрата не перекашивало.
Конструкция хайджека (реечного домкрата)
Конструкция реечного домкрата проста вне зависимости от модели или марки производителя: опорный башмак, дырчатая рейка (в длине которой состоит основное различие моделей), подъемный механизм, передвигающийся по рейке, и рукоятка рычага, управляющая его движением.
Аксессуры хайджека (реечного домкрата)
Опора для хайджека (реечного домкрата)
Для этого можно использовать любую крепкую и широкую доску. А можно приобрести специальную пластиковую платформу.
Приспособление для поднятия машины хайджеком (реечным домкратом) за колесо
В своем классическом виде хайджек подходит только для внедорожников с металлическим бампером или рамной конструкцией, а никак не с пластиковым обвесом, и поднимать автомобиль можно только за передний или за задний бампер.
Но можно приобрести приспособления для поднятия машины и с пластиковым обвесом реечным домкратом с размером колес более 25 дюймов или установленным лифт-комплектом. Это приспособление позволяет поднимать автомобиль непосредственно за колесо, что значительно сокращает высоту "хода" хайджека, необходимую для отрыва колеса от грунта.
Приспособление для поднятия машины хайджеком (реечным домкратом) за фаркоп
Для поднятия автомобилей с пластивовым обвесом сзади есть приспособление, которое позволяет поднимать автомобиль зацепившись за фаркоп.
Приспособление для крепления хайджека (реечного домкрата) снаружи автомобиля
Не всегда есть возможность возить реечный домкрат (особенно длинный) внутри автомобиля. Поэтому его приходится крепить снаружи: на багажнике или на запаске.
Крепеж хайджека (реечного домкрата) на запаску |
Универсальный крепеж хайджека Позволяет закрепить реечный домкрат как на багажнике автомобиля, так и приварить в любом нужном месте (как снаружи так и внутри автомобиля) |
Крепление хайджека (реечного домкрата) на трубу бампера |
Держать ручки хайждека (реечного домкрата)
Какой хайджек (реечный домкрат) выбрать
- Производителей хайджеков очень много. Если хотите качество и надежность, бренд – то берите оригинальные домкраты от американской компании Hi-Lift. Все более менее заядлые джипперы используют "джеки" именно этой марки.
- Для расчета оптимальной грузоподъемности достаточно узнать вес автомобиля и разделить его на 1,5. Поскольку одним хай джеком можно поднять только половину машины, а передняя часть весит больше задней, для подъема на твердой поверхности бывает достаточно даже 2-х тонн. При использовании домкрата на вязкой почве, давление на конструкцию увеличивается, поэтому для таких задач лучше брать устройство с запасом.
- Высота подъема - предельно важная характеристика, обозначающая максимальное расстояние от земли, на которое может быть поднят механизм хайджека.
Ориентироваться на данный параметр следует исходя из высоты подвески и проседания автомобиля, плюс 200-300 мм. К примеру, требуется поднять автомобиль с дорожным просветом в 400 мм за боковой упор. Чтобы колесо оторвалось от земли необходимо выдвинуть клюв на высоту 600 мм, значит лучше рассматривать устройства с высотой от 800 мм. Для использования домкрата на вязких поверхностях, рационально взять более 1 метра.
Хотя чаще всего берут реечный домкрат с длиной 120 см. Но иногда и 120 см бывает иногда недостаточно, в ситуациях с жидкой грязью, когда хайджек уходит вглубь этой грязи. Поэтому надо брать длиной от 150 см. Но его возить не удобно и приходится крепить снаружи автомобиля, например, на багажнике. - Опора должна иметь ребра жесткости. Толщина выступающих граней и нижней пластины основания, должна быть более 3-х мм.
- Материал изготовления оказывает прямое влияние на прочность. Рейка и опора должны быть из стали (желательно высокоуглеродистой), что не менее справедливо для верхней скобы, рукоятки и некоторых частей механизма.
- Полностью литой подъемник прослужит дольше чем тот, который изготовлен комбинированным методом литья и штамповки.
- Имейте в виду – если возьмете недорогой, не оригинальный американский, а, например, китайский, то он будет у вас гнуться. И вполне может загнуться. хотя и настоящие американские гнутся, если взять через чур длинный.
Как пользоваться хайджеком
При использовании хайджектом стоит четко запомнить: в отличие от традиционного домкрата, хайджек не сможет стабильно удержать ваш автомобиль в поднятом состоянии. Поэтому необходимо максимально стабилизировать машину: можно подложить под опорные колеса камни или бревна, поставить КПП на скорость, задействовать "ручник".
- Не стоит приседать и заталкивать пятку хайджека под машину руками. Из такой позиции вы не сможете правильно оценить, куда именно нужно поместить реечный домкрат.
- Пятку следует задвинуть чуть глубже, чтобы домкрат оказался немного наклонен от машины (80° - 100°): когда вы начнете поднимать автомобиль он выровняется. Если установить рейку прямо (под 90°), то по мере подъема она будет наклонятся, приближаясь к грузу, что увеличит вероятность срыва или повреждения корпуса.
- Опорная площадка должна располагаться на ровной, твердой поверхности. Если приходится работать на мягкой земле или в грязи, требуется подложить под опору крепкую доску или толстый металлический лист (чем больше площадь подкладок, тем лучше). Так же, можно использовать специальные опорные подставки из прочного пластика, выпускаемые для конкретных моделей и серий хайджеков.
- Для того, чтобы поднять автомобиль, поместите домкрат перпендикулярно опорной площадке как на автомобиле, так и на земле. Иначе в процессе работы либо соскользнет хайджек, либо машина будет смещаться в сторону
- Крепко возьмитесь за ручку и делайте поступательные движения вверх-вниз. При этом амплитуду следует ограничить моментом перещелкивания шпонок.
- Когда машина поднята на требуемую высоту, зафиксируйте ручку хайжека в сложенном положении и слегка покачайте машину дабы убедиться что она не собирается падать с домкрата.
Дальше следует или что-то положить под колёса (доски, ветки и т.п.) и опустить реечный домкрат. Или (например, если вы находитесь в колее) толкнуть машину вбок, она упадет с домкрата и при этом переставится вразрез колее. Поднимать машину лучше сначала спереди потом сзади.
- Освободить ручку из фиксатора и опустить вниз правой рукой, левой же перевести переключатель режимов в нижнее положение. Сделать это весьма не просто и если не получается рукой, то слегка стукните по нему кулаком или ступнёй.
- После этого поднимите ручку вверх и опускайте вниз. Ручная вниз пойдет очень легко, но пусть вас это не расслабляет, будьте начеку и крепко держите ручку рукой. И как только верхняя шпонка механизма выйдет из рейки, на вашу руку придет все то усилие, которое потребовалось вам для последнего нажатия когда вы поднимали автомобиль. По мере того как вы будете поднимать ручку вверх, нагрузка будет ослабевать и примерно к половине хода ручки исчезнет полностью.
- Когда машина будет опущена, освобожденный от нагрузки механизм хайджека опустится вниз по рейке самостоятельно, если этого не происходит, поднимите ручку вверх и подергайте.
Хайджек (реечный домкрат) как лебедка
Магазинный набор для использования хайджека (реечного домкрата) в качестве лебедки |
Для этого понадобится комплект дополнительных аксессуаров, включающий в себя шакл, корозащитную стропу и "ухо" для крепления цепи (в наборе) к "клюву" хайджека. Их можно купить как по отдельности, так и одним набором.
Цепь берите с крупными звеньями, чтобы крюк влазил. Цепь должна быть длиной 5-8 метров.
Способ механического "винчевания" хотя и не быстрый, но эффективный, а нужны для него всего лишь, собственно, опора-якорь, за который можно залебедиться, и крепкая буксирная проушина автомобиля. Цепь или трос закрепляются с одной стороны между автомобилем и клювом хайджека, а с другой стороны – между "якорем" и верхушкой рейки, при помощи шакла.
При установке рычажка рукоятки в положение "подъем" и начале работы, подъемный механизм движется по рейке и тем самым подтягивает автомобиль к "якорю". Когда привод дошел до упора, автомобиль необходимо стабилизировать, затем отстегнуть и заново прикрепить максимально выдвинутый хайджек.
Поднятие тяжелых грузов не такое уж редкое явление в нашей жизни. Порой нужно передвинуть что-то тяжелое в мастерской, переставить станок или поменять колесо автомобиля.
Во всех этих случаях может помочь одно умное приспособление. Сделать его в условиях домашней мастерской вполне доступно. Стоить будет копейки, а польза просто колоссальная!
Реечный домкрат или как его еще называют хайджек основан на фиксации движущих частей, расположенных на оси и втулке домкрата за счет косого смещения. Их часто применяют для поднятия машины, застрявшей в грязи или яме.
Он полностью автономен, и практически универсален. Сегодня купить хайджек не проблема, но ведь сделать своими руками гораздо круче.
Материалы для изготовления хайджека
- Профильная труба 20х40, длина 1300 мм;
- Отрезок швеллера на 180 мм, ширина – 50 мм;
- Труба на 1/2”, длина – 50 мм;
- Полоса толщиной 5-6 мм, ширина – 50 мм, длина – около 400 мм;
- Круглый пруток, толщина – 12-16 мм, длина – 50 мм;
- Несколько пружин на растяжение;
- Гайки на 6 мм – 4 шт;
- Полоски металла, толщина 6-8 мм.
Необходимые инструменты
- Электросварка;
- Болгарка;
- Сверлильный станок или дрель;
- Рабочий верстак с тисками;
- Напильник.
Пошаговый процесс изготовления реечного домкрата своими руками
Начнем с того, что в боковых стенках швеллера проделываем отверстия под свободный ход профильной трубы 20х40 мм. Основное отверстие можно сделать сверлением дрелью, а доработать его до нужной формы напильником. У кого есть аргон, тому повезло больше всех)))
Кусок пол-дюймовой трубы приваривается с тыльной стороны швеллера с легким смещением от середины.
Далее необходимо изогнуть металлическую пластину, длиной около 400 мм, и получить П-образную форму детали. Чтобы проще и точнее это сделать, можно в местах изгиба сделать надрезы болгаркой, а затем проварить раскрытые швы. Края пластины скругляем и зачищаем.
Затем в этой пластине делаем отверстия под ось, которая сделать эту деталь подвижной.
Примеряем посадку детали, вставляем палец (ось) и обвариваем его. Зачистить место сварки удобнее всего болгаркой со шлифдиском. Основа нашего домкрата готова.
Для работы домкрата нужно сделать две прямоугольные шайбы из такой же пластины, толщиной 5-6 мм. Одна из них будет фиксировать стойку домкрата, вторая – отпускать нажим. Отверстия формируются напильником.
В П-образной пластине, установленной на рейке домкрата, проделываем отверстия диаметром 8 мм. Вставляем в него палец (обычный болт) и провариваем его. Поместив шайбу на её посадочное место, можно понять принцип работы домкрата.
Остается приспособить для неё возвратный механизм, чтобы она сама возвращалась в исходное положение после давления рычага. Для этого привариваем четыре гайки на 6 мм к пластине и рамке домкрата. За них цепляем пружины, и проверяем их работу.
Вторая шайба будет фиксирующей, и не позволит упору домкрата опуститься вниз преждевременно. В ней проделываем отверстие на 8 мм под болт. Его необходимо развальцевать, чтобы обеспечить свободный ход болта при движении домкрата. Привариваем болт М8х80-100 к основной рамке домкрата под легким углом наружу.
Чтобы шайба не садилась вплотную, привариваем на основную рамку домкрата небольшой отрезок трубы с вырезанной стенкой. Полость трубы обеспечит свободный ход этой шайбы.
Шайбу вставляем снаружи рамки, прокладывая посадочный болт пружиной, рассчитанной на сжатие. Фиксируем болт гайкой.
В завершении остается только приварить небольшой (20-25 см) рычаг к рамке домкрата. Подойдет труба или круглый пруток, в который затем можно будет вставить вспомогатель (трубу-рычаг).
Прямоугольный упор домкрата делаем из отрезка пластины толщиной 5-6 мм. Привариваем его с тыльной стороны рамки домкрата. Для повышения универсальности инструмента, делаем в нем отверстие и закрепляем мощный карабин.
Принцип действия такого домкрата напоминает работу пистолета для силикона, только в более усиленном варианте. Такой реечный домкрат, несомненно, выручит в трудной ситуации с переноской грузов и вытягиванием автомобиля или его разбортировкой.
Хайджек - начало начал освоения бездорожья - первое, что покупает автовладелец, решивший стать джипером. Лебедка, злая резина, шноркель – это все потом. Сначала хай джек. И совершенно правильно. Хай-джек самый верный и бюджетный способ вытащить застрявший автомобиль.
Все выше, и выше и выше
Основная функция реечного домкрата – это высоко поднимать застрявший автомобиль, дабы подложить что-либо под колеса и выехать. Для извлечения из плена используется четыре способа подъема. Основной - поддомкрачивание за силовые элементы и три дополнительных с использованием приспособлений: подъем за колесо с помощью Lift Mate, зацеп за несущие детали под бампером, используя Bumper Lift и за фаркоп посредством подцепления через переходник.
К сожалению, штатные силовые детали, за которые положено джетиться даже у транспортных средств повышенной проходимости встречаются все реже. Хочешь, не хочешь, а если в бездорожье забираешься часто, то надо ставить силовой обвес. Если же застревание в колее, грязи или снеге случаются нечасто, то можно обойтись хай-джечными аксессуарами.
Lift Mate. Поднимаем за колесо
Продается Lift Mate, как правило, отдельно от хай-джека. Приобретать аксессуар лучше так, чтобы при покупке была возможность примерить его на колесо и попробовать поднять им машину. Будет обидно, если в ночном лесу выяснится, что коротковата длина строп, крючки не влезают в отверстия диска или разгибаются под весом автомобиля, бывает и такое. Лучше если крюки Lift Mate прорезинены или защищены покрытием, не будет царапин на дисках.
Комбинация Hi-Jack + Lift Mate удобна, функцию подъема выполняет отлично, но есть проблема. Поскольку нижняя часть домкрата ставится вплотную к покрышке, то после отрыва ее от земли бывает сложно, а то и невозможно, подложить под колесо доски, сэнд-трак и т.п. Нижняя часть хай-джека же и мешает. В этом и ряде других случаев удобнее пользоваться другим дополнительным устройством - Bamper Lift.
Bamper Lift. Поднимаем за бампер
Пожалуй, единственное место, которое доступно и выдерживает вес автомобиля – это буксировочные проушины. К ним цепляются с помощью шаклов (такелажных скоб). Но надо быть очень осторожным! Проушины находятся не по центру и конструкция получается крайне неустойчивая. Может завалиться в любой момент.
И еще. Покупая Bamper Lift, обратите внимание на указанную на нем разрешенную нагрузку. Она отличается от грузоподъемности хай-джека, как правило, ниже и составляет 1300 – 1500 кг.
Переходники. Поднимаем за фаркоп
Переходники и площадки под фаркоп - дополнительные приспособления, у которых нет английского названия. Изобретены они, по всей видимости, в России и постепенно из самодельных конструкций превратились в аксессуары, выпускаемые серийно и продающиеся в off-road магазинах.
Если на автомобиле установлен фаркоп, то поднимать машину хай-джеком за него предпочтительнее и удобнее, чем за буксировочную проушину, но тоже весьма опасно.
Малейший перекос и равновесие будет нарушено.
В качестве лебедки
Хоть и не основная, но полезная функция реечного домкрата – использование его в качестве ручной лебедки. Зачастую, чтобы выдернуть автомобиль из грязевого плена надо сдвинуть его всего на 30-50 см и хай-джека оказывается достаточно. Куда двигать, вперед, назад, в сторону, из колеи все равно. Мощи, развиваемой домкратом хватает для самых сложных ситуаций.
Один конец - обычно окончание рейки - через цепь (трос) цепляем к дереву или другому якорю. На клюв хай-джека крепим звено такелажной цепи, которая прикреплена к застрявшей машине. Почему цепь? Потому, что циклов вытаскивания автомобиля надо совершать несколько и каждые 50-80 см тяговый конец надо укорачивать, а делать это удобнее всего с цепью. Перецепил звено, такелажный крюк или карабин и все. А еще важно, что цепь не растягивается. Больше половины хода домкрата обычно уходит на выбор слабины троса. В сложных случаях, например, когда надо тянуть в гору в параллель к конструкции hi Jack + цепи натягивают еще один трос, не дающий машине сползать назад во время перецепок. Для перемещения внедорожника не только вперед, но и в любую другую сторону, нелишне приобрести блоки, позволяющие направлять усилия куда угодно.
Пресс, струбцина, тиски
Помимо способности поднимать и тянуть, хай-джек может сжимать и растягивать. Использование домкрата в качестве пресса полезно, например, для сжатия пружин или запрессовки сайлентблоков при ремонте в полевых условиях.
Приятные дополнения
Набор для использования Hi-Lift Jack в качестве ручной лебедки
Площадка (опора) под реечный домкрат
Фиксатор (держатель) ручки домкрата
Hi-Lift NJC. Неопреновый чехол значительно уменьшает количество грязи и защищает от механических повреждений. Застегивается с помощью молнии. Имеет петлю, для крепления чтобы не потерять на ходу. Можно стирать.
Чехол для хай-джека
Hi-Lift Jack Protector. Фирменный Hi-Lift водонепроницаемый чехол для защиты от непогоды и грязи всего хай-джека целиком сделан из прочного нейлона с виниловым покрытием. Но есть чехлы попроще и подешевле. Также чехлы для хай-джеков выпускают некоторые производители сумок и кемпингового снаряжения.
Ремкомплект. Запасные части
Fix-It-Kit. Очень важный момент. Не покупайте хай-джеки, к которым не продаются ремкомплекты. Каленый болт с гайкой в домкратах играет роль предохранителя и при перегрузках ломается в первую очередь. Еще в наборе два пальца (штыря-зацепки) с пружинами и фиксаторами, а также тюбик со смазкой.
Крепления
Если возить домкрат предполагается снаружи автомобиля, то можно подобрать крепления практически под любое размещение. На рынке в изобилии представлен как фирменный крепеж, так и конструкции от независимых производителей. Можно, конечно, подобрать болты, гайки, стяжки и кронштейны самостоятельно, но помните, что если тяжеленный домкрат упадет с крыши на проезжающий мимо автомобиль, то мало не покажется никому.
На капот внедорожника. Крепление совмещается с петлями.
Совмещенные крепления для хай-джека и лопаты одновременно.
Замок
Для предотвращения воровства домкрата выпускаются антикражевые системы. Хотя, на наш взгляд, проще зафиксировать хай-джек обычным стальным тросом с амбарным замком или велосипедным замком-тросом.
Как выбирать
Времена, когда на рынке были представлены всего 2-3 модели хай-джеков и их можно было сравнивать прошли. Сейчас предложений уже десятки, включая реечные домкраты российского производства. При этом бренд не является гарантией качества, самую известную марку Hi-Lift Jack бессовестно подделывают. Мы опросили несколько десятков джиперов и выяснилось, что у одних недорогие совершенно неизвестные марки, купленные за 2 000 руб., служат годами в самых жестких условиях. А у других быстро ломается (начинает клинить, гнется рейка и т.п.) казалось бы, оригинальный американский Hi-Lift Jack (за 10 000 рублей). Вывод прост. Не столь важно какую марку покупать. Важно где покупать. Приобретать хай-джек надо в давно работающих магазинах, специализирующихся на снаряжении для off-road и дорожащих своим именем. Там со знанием дела и марку подскажут и подобрать помогут. Ведь хай-джеки бывают разные.
Определитесь с тем, где вы будете возить свой реечный домкрат. Если внутри машины, то выбор ограничивается общей длиной, которая не должна быть больше ширины автомобиля. Если у вас в машине есть ящик под задним сиденьем, то это самое удобное место для хранения джека и, соответственно, он должен туда помещаться.
Наконец про овец
Читайте также: