Пиктореализм в фотографии как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

В 1826 году француз Жозеф Нисефор Ньепс (Joseph Nicephore Niepce) впервые в истории на стеклянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальтового раствора, зафиксировал вид из окна своей лаборатории. Этот день и считается днем рождения фотографии. Конечно, произошло это не вдруг и не сразу. Данному событию предшествовали годы проб, экспериментов, ошибок, разочарований. Но неизбежное случилось - ФОТОГРАФИЯ РОДИЛАСЬ. И завоевала мир.

Первые фотографы были настоящими героями, первопроходцами. Все приходилось делать "с нуля". Это требовало определенных знаний и. денег. Фотографический процесс был невероятно дорогим. Как это не странно звучит, но первые фотографии несли чисто коммерческий смысл. Фотографировали только тех, кто мог заплатить. Клиенты требовали своего изображения максимально приближенного к реальности.

Но ничто не стоит на месте. Среди фотографов возникло понимание, что простое копирование действительности и документальное сходство не может стать искусством. Вопрос о том, что же такое фотография: искусство или документальность, возник еще на заре развития фотографии. И этот спор, надо сказать, не прекращается до сих пор.

Пикториали?зм (англ. pictorialism, от англ. pictorial — живописный) — течение в европейском и американском фотографическом искусстве конца XIX — начала ХХ вв., подчеркивавшее в фотографии те черты, которые сближали ее с живописью и графикой.

Untitled-1

Henry-Peach-Robinson1

Henry-Peach-Robinson2

Henry-Peach-Robinson3

Henry-Peach-Robinson4

Henry-Peach-Robinson5

Идеи Робинсона нашли отклик у многих фотографов. Многие фотографы начали работать в этом стиле. Создавались целые общества фотографов - пикториалистов.

George-Davison1

George-Davison2

George-Davison3

Alexander-Keighley1

Alexander-Keighley2

Alexander-Keighley3

Alexander-Keighley4

Alfred-Horssley-Hinton1

Alfred-Horssley-Hinton2

Alfred-Horssley-Hinton3

Alfred-Horssley-Hinton4

Alfred-Horssley-Hinton5

Активное участие в деятельности общества "The Linked Ring" принял и Элвин Лэнгдон Коберн (Alvin Langdon Coburn). Интересно то, что свою карьеру фотографа Коберн начал в Америке, и уже там зарекомендовал себя. В Англию он переехал после женитьбы и сразу же примкнул к обществу. А в 1931 году он был избран Почетным членом Королевского фотографического общества.

Alvin-Langdon-Coburn1

Alvin-Langdon-Coburn2

Alvin-Langdon-Coburn3

Alvin-Langdon-Coburn4

Alvin-Langdon-Coburn5

Alvin-Langdon-Coburn6

Надо отметить, что "The Linked Ring" было не единственным обществом пикториалистов. Американской группе "Photo-Session" удалось добиться признания фотографии как вида изобразительного искусства. У истоков основания этой группы стояли такие известные мастера светописи, как Клэренс Х. Уайт, Эдвард Штайхен и Альфред Стиглиц.

Clarence-Hudson-White1

Clarence-Hudson-White2

Clarence-Hudson-White3

Edward-Steichen1

Edward-Steichen2

Edward-Steichen3

Edward-Steichen4

Edward-Steichen6

Edward-Steichen5

Alfred-Stieglitz1

Alfred-Stieglitz2

Alfred-Stieglitz3

Alfred-Stieglitz4

Alfred-Stieglitz5

Одной из учениц и последовательниц Альфреда Стиглица была Клара Сипрелл (Clara Sipprell). Фотографией ее увлек брат. Именно от него Клара получила свои первые уроки. Но потом значительно превзошла его в мастерстве, став один из лучших фотографов Америки своего времени.

Clara-Sipprell1

Clara-Sipprell2

Clara-Sipprell3

Вернемся обратно в Европу. Нельзя не упомянуть о представителе французской пикториальной фотографии. Ведь именно Франция считается родиной художников - импрессионистов, идеи которых и заложены в пикториальную фотографию.
Робер Демаши (Robert Demachy)— французский фотограф-пикториалист. Он был достаточно богатым человеком и мог себе позволить заниматься искусством так, как ему хотелось. Активно снимая с 1880 года, Демаши получил мировую известность в девяностых годах и к началу двадцатого века был, пожалуй, самым выдающимся фотохудожником Франции.

Robert-Demachy1

Robert-Demachy2

Robert-Demachy3

Robert-Demachy4

Robert-Demachy5

Robert-Demachy6

Jaromir-Funke1

Jaromir-Funke2

Jaromir-Funke3

Jaromir-Funke4

Josef-Sudek1

Josef-Sudek2

Josef-Sudek3

Josef-Sudek4

Josef-Sudek5

Сложная судьба у пикториализма. Его идеи "чистого искусства", "искусства ради искусства", выпячивание "красивостей" со временем потерпели крах. Наступала другая эпоха, более рациональная, более жестокая, более скоростная, на сцену выходили другие ценности. Пикториализм умирал. Зрителям требовались другие изображения. Фотографов, работающих в этом жанре критиковали, запрещали выставлять свои работы. Их называли "политически близорукими", отстающими от времени. Концом эпохи пикториализма считаются двадцатые годы прошлого столетия.

Долгое время пикториализм был незаслуженно забыт. И лишь в последнее время интерес к нему вспыхнул с новой силой. Уже современные фотографы пытаются вернуть его принципы в фотографию. Кто-то экспериментирует со старинными техниками съемки, обработки и ретуширования. Кто-то идет новым путем, создавая стилизации путем использования цифровых средств. Вновь создаются общества, снова организуются выставки. "Красивости" вновь оказались востребованными.

В конце своей статьи хочу показать работы китайского фотографа Дон Хонг-Оай (Don Hong-Oai). С двумя целями. Во-первых, работы фотохудожника подтверждают, что пикториализм возрождается. А во-вторых, что это течение - достояние не только западной культуры. Законы восточной культуры вносят в пикториализм неповторимое очарование.


Не отображение, а выражение


Немецкий физик Герман фор Гельмгольц говорил, что человеческий глаз способен фокусироваться только на центре предмета, а периферию изображения — видит расплывчато. Взяв за основу этот принцип, Робинсон в своих работах акцентировал внимание на деталях.

Благодаря английскому фотографу, творческие люди поняли, что над изображениями отныне можно издеваться, как угодно — рисовать на них красками, тыкать иглой, покрывать негативы разнообразными химическими смесями и подвергать солнечному воздействию. Все это давало разные эффекты. Зачастую изображения приобретали нежные, бархатистые тона — это и нравилось экспериментаторам того времени.


В стандартный набор художника-пикториалиста входили мягкорисующий объектив и монокли. Изображения старались получать пониженного контраста, с большей расплывчатостью, чтобы потом из фотографии среднего качества получить шедевр.

Благодаря пикториализму в искусстве фотографии появились новые способы печати изображения. Например, бромомасляный процесс — вид дополнительной обработки фотографии, заключающийся в отбеливании изображения и нанесения на задубленные биохроматами участки масляной краски любого цвета, а многие фотографы любили накладывать светочувствительные соли серебра. После такой коррекции фотографии напоминали акварельные рисунки. Чтобы получить размытое изображение, фотографы капали на объективы масло.

Клубы по интересам и закат пикториализма

Если раньше шутили, что рисовать учились те, у кого нет фотоаппарата, то Виктор Бриг идет в обратном направлении – он делает снимки, которые похожи на образцы живописи. Рассказываем, как ему это удается.

Свое название пикториализм получил от английского pictorial — живописный. Начало девятнадцатого века для фотографии было временем непрерывного поиска, в основном технического. Проводилось множество экспериментов с различными реактивами, материалами, способами получения изображения и печати. В итоге уже к середине века фотография развилась настолько, что составила серьезную конкуренцию художникам, рисующим портретную миниатюру. Зато это привело к тому, что в фотографию, которую до этого развивалась, в основном, в сторону технического усовершенствования, пришли люди с художественным вкусом и образованием. Фотография, до этого имеющая в основном прикладное значение, стала инструментом для выражения творческих замыслов.







С пикториализмом я познакомился в первый раз, когда изучал книгу по фотографии Уильяма Монтерсена, где он описывает проблемы позирования и упоминает об этом направлении. Фотографии, которые были использованы для ее иллюстрации, заинтересовали и побудили меня узнать побольше об этом направлении и о способах, которыми получались живописные снимки, многим из которых уже более ста лет.






Несколько лет назад мне захотелось делать подобные фотографии самому. Я начал изучать историю живописи, анализировать приемы используемые художниками, их работу со светом, композицией, сюжетом и многое другое, оборудовал собственную небольшую студию, что позволило мне проводить съемки в любой удобный момент, без ограничения по времени. Для творческих съемок это особенно актуально, потому что на создание одного кадра, вместе с подготовкой интерьера, реквизита и макияжа иногда уходит несколько часов.

Если рассматривать, чем отличается пикториальное фото от обычного, то, наверное, тем же, чем живопись отличается от фотографии. Фотографии бывают разные и если сравнивать их с живописью, то отличия можно найти почти во всем: по колористике, деталям, свету, композиции, сюжету и многим другим признакам. Если, например, взять обычный бытовой снимок, то можно провести многие часы за обработкой снимка на компьютере под картину и все равно не добиться желаемого результата. А если съемка проходит с подготовкой: выбирается локация, реквизит, модель, ставится нужный по сюжету свет, то после нажатия на кнопку спуска обработки часто и не требуется.

Поэтому я для себя решил, что для получения художественного снимка мне удобнее заранее продумать, что и как я буду снимать, чем пытаться что-то сделать из случайной фотографии.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Делать размытые фотки - это модно сейчас?

Но по фоткам такое ощущение, что пальцем объектив полапали и не вытерли, извините. если это специально делалось - я в шоке, ибо постоянно хотелось протереть глаза. Я близорукая, примерно так я и вижу без очков - неприятное ощущение.

ВОТ! сперва даже испугалась, что с глазами такое 0_0 гадкое ощущение, пришлось перемотать большинство фото, хотя Гурзуф люблю. но этот расфокус очень напрягает

Насчет обработки фото - одна просьба: не делайте так больше, а? Пожалуйста!

Пикториализм (англ. pictorialism, от англ. pictorial — живописный) — течение в европейском и американском фотографическом искусстве конца XIX — начала ХХ вв., приверженцы которого стремились к пикториальному (картинному, подражающему живописи) фотографическому изображению. В работах фотографов-пикториалистов было заметно влияние австрийского символизма, английского прерафаэлизма, немецкого югендштиля, французского ар-деко и особенно импрессионизма, поэтому пикториализм ещё иногда называют фотоимпрессионизмом. Для достижения пикториального эффекта фотографы использовали особые техники съемки и печати: мягкорисующие объективы, фильтры, обработка позитива бихроматами, солями серебра.

Мягкорисующие объективы и монокли позволяли с большей свободой передавать в пейзажах воздушную дымку, морскую даль, придавать рисунку недосказанность и фантазийность, что вполне способствовало достижению главной цели пикториалистов — поднять светопись до уровня высокого искусства. Пикториалисты стремились создать некий идеализированный мир, и этим отчасти обусловлен выбор сюжетов и техник. Излюбленные мотивы европейских фотографов — романтические развалины древних храмов, пасторальные пейзажи сельской местности, лесные поляны, залитые потоками солнечного света.

Ну и никак нельзя забывать, что и на снимках, особенно ранних, классика чешской фотографии Йозефа Судека тоже не обошлось без фотоимпрессионизма!

Пикториалисты, отдавая дань документальной природе фотографии, считали это свойство полезным лишь в определенных случаях. Фотографический снимок, копирующий действительность, по их мнению, оставался всего лишь "протоколом", а человек, зафиксировавший только то, что видела в момент съемки его "мертвая камера", не мог называться художником. Задача фотографов нового направления заключалась в создании произведения, наполненного содержанием и настроением, заставляющего зрителя сопереживать и сочувствовать.

Внести в снимок третье, четвёртое, пятое измерения — как-то время, настроение, воздух, эмоции можно различными способами, самые сложные из которых — это различные методы мокрой фотопечати изображений, а самый простой и популярный — монокль.

Ну а если не жаль потратить несколько лишних сотен долларов, то надо помнить, что фактически все старые фотофирмы выпускали и выпускают мягкорисующие объективы для художественной фотографии. Самый знаменитый из них и когда-то один из самых дорогих, наверное, Dreamagon. Сейчас — это редкость, которую ещё поискать.

Впрочем, я не силён в формулировании иррационального, но хочу заметить, что различные способы внесения оптических искажений, неподвластные всемогущему Фотошопу, популярны в эпоху цифровых изображений ничуть не меньше, чем десять и двадцать лет назад. Несмотря на то, что монокль стало сделать дешевле и проще из-за наличия громадного рынка старых дешёвых объективов, несмотря на то, что легендарный Dreamagon можно купить на e-bay за сотню евро, производители продолжают придумывать и выпускать всё новый и новый инструментарий для внесения в изображение действительности авторского видения!

Читайте также: