Перетяжка руля шкода рапид своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 08.09.2024

а отдельные детали сшиваем на машинке или так же сошнуровываем, как и края обшивки непосредственно на руле?
И еще: старую кожу снимаем или обшиваем прямо по ней?

А поперечные швы между деталями руками как ощущаются, не мешают?

а отдельные детали сшиваем на машинке или так же сошнуровываем, как и края обшивки непосредственно на руле?
И еще: старую кожу снимаем или обшиваем прямо по ней?
А поперечные швы между деталями руками как ощущаются, не мешают?

Старую кожу снимаем. Отдельные куски поперек прошиваем на машинке. Шов прячем в разрез на руле. В оригинале он уже должен быть с завода, если нет, то прорезаем канавки для шва самостоятельно.

во как. То есть, после разметки швов на руле на бумажном скотче швы надо тут же прорезать, снять скотч для дальнейшей работы, а прорезанные места углубить ножовкой?

во как. То есть, после разметки швов на руле на бумажном скотче швы надо тут же прорезать, снять скотч для дальнейшей работы, а прорезанные места углубить ножовкой?

B5 1997г AHL -> Peugeot 307 2003 1.6 -> Transporter T4 1995 2.5 AAB -> ТАЗ 21103 2003 -> Skoda Rapid 1.6 Elegance 2014

у меня маленькая сумочка на ремне через плечо (Dr. Koffer) сделана как раз из фактурной кожи, мягкая и приятная на ощупь, смотрится очень даже прилично. Хотя фиг его знает. Завтра поеду кожу покупать, но пока не определился. Хочу еще как-то подумать о перетяжке для эксперимента дверной вставки и одной сидушки, если все получится, то и весь салон перетяну. Поэтому хочется, чтобы остатки от руля пошли в дело, но на сидушки гладкая кожа не покатит, как мне кажется.

у меня маленькая сумочка на ремне через плечо (Dr. Koffer) сделана как раз из фактурной кожи, мягкая и приятная на ощупь, смотрится очень даже прилично. Хотя фиг его знает. Завтра поеду кожу покупать, но пока не определился. Хочу еще как-то подумать о перетяжке для эксперимента дверной вставки и одной сидушки, если все получится, то и весь салон перетяну. Поэтому хочется, чтобы остатки от руля пошли в дело, но на сидушки гладкая кожа не покатит, как мне кажется.

Ну не знаю, мне больше ровная мягкая (покупал одежную кожу) по душе: смотрится классно, на ощупь - оч приятна, и руль в руках не скользит. На пассате я натягивал её так что руль как арбуз стучал
Мне не нравится кожа на новых рулях: на ощупь сухая и жесткая.
Одежная кожа на пассате (знакомому продал) за ~3 года тысяч 150 активного руления отходила и не облезла, на 2110 тоже пока держится отлично, но натянута слабо.

B5 1997г AHL -> Peugeot 307 2003 1.6 -> Transporter T4 1995 2.5 AAB -> ТАЗ 21103 2003 -> Skoda Rapid 1.6 Elegance 2014

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
рулевое управление Skoda Rapid , ремонт рулевого управления Skoda Rapid , моменты затяжки Skoda Rapid

1. Рулевое колесо и рулевая колонка

Рулевое колесо

Снятие и установка

1. Отрегулировать и установить рулевую колонку в среднее положение.

2. Снять фронтальную подушку безопасности водителя (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Пассивная безопасность).

Внимание:
Не подсоединять электрифицированные измерительные приборы к выводам подушек безопасности. Возможно самопроизвольное срабатывание пиропатрона и, как следствие получение тяжелых травм.
Во избежание самопроизвольного срабатывания подушек безопасности, запрещается использовать какие-либо запоминающие устройства. Невыполнение данного предписания может привести к получению тяжелых травм или к смерти.
Перед началом каких-либо работ, выключить зажигание и отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи, после чего выждать не менее 3 минут.
Всегда необходимо работать с боковой стороны модуля подушки безопасности, исключить работу напротив модуля.
Всегда после снятия необходимо укладывать модуль водительской подушки безопасности корпусом вниз, декоративной крышкой вверх. Никогда не укладывать модуль подушки безопасности крышкой вниз. Несоблюдение данного указания может привести к получению серьезных травм.

Примечание:
Ремонт элементов системы пассивной безопасности не предусмотрен. При выходе из строя поврежденный элемент заменяется в сборе.

Внимание:
Не подвергать модуль подушки безопасности нагреву до температуры более 90 градусов Цельсия.
Исключить попадание нефтепродуктов, растворителей и/или воды на модуль подушки безопасности.
Всегда после разборки и сборки необходимо заменять болты крепления модуля подушки безопасности.
Быть предельно осторожным при установке, чтобы исключить повреждение жгута электропроводки модуля подушки безопасности.
Перед установкой и затяжкой болтов крепления необходимо проверить и убедиться в том, что отверстия в модуле и рулевом колесе совмещены, в противном случае возможно повреждение модуля подушки безопасности.

3. Проверить и убедиться в том, что передние колеса установлены в направлении прямолинейного движения.

4. Выкрутить болт крепления рулевого колеса.

5. Проверить и убедиться в том, что на рулевое колесо и ступицу рулевой колонки нанесены установочные метки. В противном случае необходимо нанести установочные метки.

6. Потянуть и снять рулевое колесо в сборе, чтобы снять его с рулевой колонки.

7. Установка производится в последовательности обратной снятию.

Примечание:
Перед установкой проверить и убедиться в том, что колеса по-прежнему установлены в положение прямолинейного движения.
При установке, совместить установочные метки на рулевом колесе и колонке.

Рулевая колонка (модели с электрогидравлическим усилителем)

Снятие и установка

Снятие

1. Установить колеса в направление прямолинейного движения.

2. Снять рулевое колесо в сборе.

Внимание:
Не подсоединять электрифицированные измерительные приборы к выводам подушек безопасности. Возможно самопроизвольное срабатывание пиропатрона и, как следствие получение тяжелых травм.
Во избежание самопроизвольного срабатывания подушек безопасности, запрещается использовать какие-либо запоминающие устройства. Невыполнение данного предписания может привести к получению тяжелых травм или к смерти.
Перед началом каких-либо работ, выключить зажигание и отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи, после чего выждать не менее 3 минут.
Всегда необходимо работать с боковой стороны модуля подушки безопасности, исключить работу напротив модуля.
Всегда после снятия необходимо укладывать модуль водительской подушки безопасности корпусом вниз, декоративной крышкой вверх. Никогда не укладывать модуль подушки безопасности крышкой вниз. Несоблюдение данного указания может привести к получению серьезных травм.

Примечание:
Ремонт элементов системы пассивной безопасности не предусмотрен. При выходе из строя поврежденный элемент заменяется в сборе.

Внимание:
Не подвергать модуль подушки безопасности нагреву до температуры более 90 градусов Цельсия.
Исключить попадание нефтепродуктов, растворителей и/или воды на модуль подушки безопасности.
Всегда после разборки и сборки необходимо заменять болты крепления модуля подушки безопасности.
Быть предельно осторожным при установке, чтобы исключить повреждение жгута электропроводки модуля подушки безопасности.
Перед установкой и затяжкой болтов крепления необходимо проверить и убедиться в том, что отверстия в модуле и рулевом колесе совмещены, в противном случае возможно повреждение модуля подушки безопасности.

3. Снять левый вентиляционный воздуховод зоны ног со стороны водителя.

4. Отсоединить разъем жгута электропроводки от обмотки считывания системы иммобилайзера.

5. Отсоединить разъем жгута электропроводки от переключателя пуска.

6. Отсоединить жгут электропроводки от рулевой колонки.

7. Отвернуть пластиковые гайки (стрелки), показанные на рисунке ниже.

8. Частично откинуть напольное покрытие, как показано на рисунке ниже.

9. Выкрутить болт крепления (1), показанный на рисунке ниже.

10. Отсоединить универсальный шарнир (в направлении стрелки) от входного вала рулевого механизма, как показано на рисунке ниже.

11. Выкрутить нижний болт крепления (стрелка) опорного подшипника рулевой колонки, как показано на рисунке ниже.

12. Выкрутить, показанные на рисунке ниже (стрелки), болты крепления рулевой колонки, как показано на рисунке ниже.

13. Предельно осторожно снять рулевую колонки в сборе (1) с направляющих (стрелка) на центральной опоре (2), как показано на рисунке ниже.

14. Снять рулевую колонку в сборе.

Установка

1. Установить рулевую колонку в сборе (1) в направляющую (стрелка В) на центральной опоре (2), как показано на рисунке ниже.

2. Поднять вверх рулевую колонку, чтобы совместить опорный подшипник рулевой колонки с опорной поперечиной.

  • Выступы (1) на рулевой колонке должны быть совмещены с направляющими на опорной поперечине (стрелки), как показано на рисунке ниже.

3. Затянуть болты крепления рулевой колонки, как показано на рисунке ниже.

4. Отпустить рычаг фиксации рулевой колонки.

5. Вкрутить винт крепления (стрелка), показанный на рисунке ниже и затянуть с требуемым моментом затяжки.

6. Подсоединить универсальный шарнир (1) на вал шестерни рулевого механизма, как показано на рисунке ниже.

7. Вставить соединительный винт шарнира (стрелка) и затянуть его с требуемым моментом затяжки.

8. Уложить на место напольное покрытие.

9. Далее установка производится в последовательности, обратной снятию.

Рулевая колонка (модели с электромеханическим усилителем)

Снятие и установка

Снятие

1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.

2. Снять рулевое колесо в сборе.

Внимание:
Не подсоединять электрифицированные измерительные приборы к выводам подушек безопасности. Возможно самопроизвольное срабатывание пиропатрона и, как следствие получение тяжелых травм.
Во избежание самопроизвольного срабатывания подушек безопасности, запрещается использовать какие-либо запоминающие устройства. Невыполнение данного предписания может привести к получению тяжелых травм или к смерти.
Перед началом каких-либо работ, выключить зажигание и отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи, после чего выждать не менее 3 минут.
Всегда необходимо работать с боковой стороны модуля подушки безопасности, исключить работу напротив модуля.
Всегда после снятия необходимо укладывать модуль водительской подушки безопасности корпусом вниз, декоративной крышкой вверх. Никогда не укладывать модуль подушки безопасности крышкой вниз. Несоблюдение данного указания может привести к получению серьезных травм.

Примечание:
Ремонт элементов системы пассивной безопасности не предусмотрен. При выходе из строя поврежденный элемент заменяется в сборе.

Внимание:
Не подвергать модуль подушки безопасности нагреву до температуры более 90 градусов Цельсия.
Исключить попадание нефтепродуктов, растворителей и/или воды на модуль подушки безопасности.
Всегда после разборки и сборки необходимо заменять болты крепления модуля подушки безопасности.
Быть предельно осторожным при установке, чтобы исключить повреждение жгута электропроводки модуля подушки безопасности.
Перед установкой и затяжкой болтов крепления необходимо проверить и убедиться в том, что отверстия в модуле и рулевом колесе совмещены, в противном случае возможно повреждение модуля подушки безопасности.

3. Снять верхнюю и нижнюю крышки рулевой колонки.

4. Снять приборную панель в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Кузов).

5. Снять блок реле и убрать в сторону.

6. Отсоединить разъем жгута электропроводки от переключателя пуска и разъем жгута электропроводки от обмотки иммобилайзера.

7. Отсоединить жгут электропроводки от рулевой колонки.

8. Отсоединить разъемы жгутов электропроводки (1) и (2) от модуля управления рулевой колонки, как показано на рисунке ниже.

9. Отвернуть пластиковые гайки (стрелки), показанные на рисунке ниже.

10. Частично откинуть напольное покрытие, как показано на рисунке ниже.

11. Выкрутить болт крепления (1), показанный на рисунке ниже.

12. Отсоединить универсальный шарнир (в направлении стрелки) от входного вала рулевого механизма, как показано на рисунке ниже.

13. Выкрутить опорный болт (стрелка) рулевой колонки, как показано на рисунке ниже.

14. Выкрутить винты крепления (стрелки) рулевой колонки и поддержать рулевую колонку в сборе.

15. Аккуратно снять рулевую колонку с опор на центральной опоре (стрелки) в направлении внутрь автомобиля, как показано на рисунке ниже.

Привет всем Дорогие друзья! Расскажу, как бюджетно установить мульти руль школа рапид. Так как в начальных комплектациях он отсутствует. И по сути является дополнительной опцией. Но полагаю каждый автолюбитель хотел бы его заиметь. Думаю, будет лишним рассказывать про удобство управления магнитолой с кнопок на руле. Все прекрасно понимают. Что прежде всего это безопасность. Потому что не отвлекает водителя во время управления. И позволяет полностью сосредоточится на дороге.

Так выглядит обычный руль

Установка мультируля на шкода рапид

А это так называемый мульти руль

Установка мультируля на шкода рапид

В моем случае отличие только в наличии кнопок управления магнитолой. И то, что заводской руль перетянут кожей. Ну или чем то на нее похожим материалом. Это я думаю реализую в будущем. А пока просто эконом вариант.

Для воплощения задуманного понадобится.

Разъем каталожный номер 8R0973605 1 штука.Пины N90764701 5 шт. Лучше брать как у меня на фото. Чем ремонтные провода. Будет в разы дешевле.

Установка мультируля на шкода рапид

Установка мультируля на шкода рапид

Схема подключения кнопок руля выглядит так.

Установка мультируля на шкода рапид

Скажу честно мне она кажется не особо понятной. По этому я набросал свой вариант.

Установка мультируля на шкода рапид

Дорабатываем шлейф подушки безопасности

Можно купить готовый шлейф. Его цена около двух тысяч рублей. Но так как у нас эконом вариант. То мы доработаем свой старый. Бюджет этой затеи не больше трех сот рублей. Берем провод сечением 0.5. Если будет толще, то вряд ли влезет в колодку. Обжимаем пины на провод и вставляем в разъем. Получается примерно так.

Установка мультируля на шкода рапид

Далее соединяем нашу доработку с желтым разъемом шлейфа подушки безопасности по схеме ниже.

Установка мультируля на шкода рапид

Установка мультируля на шкода рапид

А сейчас нам нужно проложить два провода к разъему подрулевого переключателя. +12 вольт от колодки предохранителей 22 разъем к 4-му контакту. А также шина LIN от 17 пина блока центральной электроники белый разъем B к 3-му контакту.

Установка мультируля на шкода рапид

На этом механическая часть закончена. Установка мульти руль шкода прошла успешно. Осталось только активировать программно. В итоге все замечательно работает, кроме кнопок справа отвечающих за максидот. Его у меня нет.

Стоимость работ по услуге “Установка мультируля” для Skoda Rapid

Указанная стоимость работ является примерной и может отличаться от действительной. Точную стоимость услуг узнавайте у представителей автосервиса.

Отзывы

Принадлежите к большинству и хотите выразить благодарность? Восхищаетесь нашим мастерством и сервисом?

Принадлежите к меньшинству и хотите пожаловаться? Выразить сомнение в нашей компетентности?

Написать какую-то непристойность?

На автомобиле была проведена замена цепи ГРМ. Данная работа была выполнена в другом автосервисе, поэтому подробностей опубликовать мы не можем. Через несколько дней после замены цепи ГРМ владелец заметил резкое снижение мощности и неровную работу двигателя, вплоть до его самопроизвольной остановки. Разумеется, первое подозрение было на неправильно выставленные метки цепи ГРМ. Нам сразу в это не верилось, так как в случае неправильно выставленных меток симптомы появились бы сразу, а не через некоторое время. Все запасные части были новыми и оригинальными, производства Audi, поэтому грешить на них мы тоже не могли.

Ремонтирую свою машину в этом техцентре. Доволен.

Мне нравится этот сервис. И не только мне. Я пришла туда по рекомендации.

Ремонтировал авто отличный сервис

ChiPer

Админ

Инструкция по установке кожаного мультируля и круиз контроля для Шкода Йети

Многие из автомобилей производства Volksawgen, Skoda, Seat в начальных комплектациях не имеют кожаной отделки руля, не говоря уже о кнопочном управлении на рулевом колесе (так называемая опция "мультруль"). Лично от себя могу заметить, что одна и та же машина, с кожаным рулевым колесом и без него, воспринимается абсолютно по разному, и как можно догадаться, с кожей — намного приятнее ездить и управлять автомобилем!

Нет ничего сверхсложного в том, чтобы заменить базовое рулевое колесо, отлитое из полиуретана, на руль с кожаной отделкой и кнопками управления бортовым компьютером и мультимедийной системы на нём. Более того, вместе с этим можно даже доустановить систему круиз-контроля, которая поддерживает заданную скорость во время движения.

Большое заблуждение среди автомобилистов заключается в том, что большинство из них уверены, что круиз-контроль можно ставить только на автомобили с автоматической КПП. На самом деле это не так, и круиз-контроль можно установить и на автомобили с механической коробкой передач. Именно такой случай мы опишем в нашей сегодняшней работе, которая так и называется:

Замена базового рулевого колеса из полиуретана на мультируль с кожаной отделкой и установка функции круиз-контроля на примере Skoda Yeti 1,6 MPI (CWVA) с МКПП 2014 года выпуска.

Для вашего удобства, команда VAGdrive оформила все выполненные работы на видео:

Тот Skoda Yeti, с которым проводились работы, изначально был собран на заводе в комплектации Active, а значит у него стоял обычный полиуретановый (не кожаный) руль и простая "стрекоза" (блок подрулевых рычагов, был без кнопок управления круиз контролем и бортовым компьютером:

Установка мультируля на шкода рапид

Предварительные работы и заказ комплектующих:

Первое, что нужно сделать — это определить какой именно подрулевой блок установлен на автомобиле. Это нужно для того, чтобы установить правильный мультируль и заказать подходящий блок подрулевых переключателей с функцией управления круиз-контролем. Для этого используем ВАСЮ диагноста, который может с точностью определить какой блок стоит на автомобиле. Так в нашем случае стоял подрулевой блок с номером 5K0 953 569 AF

Согласно общедоступной информации, данный блок поддерживает только круиз-контроль. Мультируль с кнопками данный блок не поддерживает:

Установка мультируля на шкода рапид

Соответственно нам нужно подобрать блок, который поддерживает и мультируль и круиз контроль. Вот список подходящих блоков:

Из наличия был найден и заказан блок с номером: 5K0 953 569B

Соответственно для реализации задуманного были приобретены следующие позиции:

1) Кожаный мультируль Skoda нового поколения: 5L0 419 091Q
2) Подрулевой блок с поддержкой мультируля и круиз контроля: 5K0 953 569B
3) Шлейф для подушки (необходим для поддержки кнопок на руле): 5JA 971 584

Установка мультируля на шкода рапид

Установка мультируля, круиз-контроля и кодирование функций

1) При проведении любых работ с электрической сетью автомобиля, всегда нужно обесточивать систему автомобиля. Для этого просто скидываем клемму с аккумулятора.

2) Теперь необходимо снять старый руль.
Для этого нам необходим следующий инструмент:

  • 12-ти гранная звезда М12 с воротком
  • Набор бит torx

Чтобы снять руль необходимо отщелкнуть и вынуть подушку: с обратной стороны руля есть 2 защелки, которые необходимо отжать с помощью большой плоской отвертки и телефона с фронтальной камерой (чтобы можно было видеть происходящее через камеру на экране):

Установка мультируля на шкода рапид

Когда подушка окажется у вас в руках, можно аккуратно отсоединить от неё все разъёмы и отложить в сторону.

Сняв подушку мы получили доступ к болту крепления рулевого колеса и можно снимать сам руль. Чтобы всё сделать правильно, нужно:

  • убедиться, что колеса стоят ровно;
  • установить ключ с 12-гранной звездой M12 и открутить фиксирующий болт;
  • руль должен стоять ровно, как колеса;
  • нужно одной рукой держать руль, а другой откручивать болт;
  • потом аккуратно (не поворачивая) нужно потянуть руль на себя.

Установка мультируля на шкода рапид

Далее снимаем верхний кожух рулевой колонки. Для этого просто отщелкиваем его рукам по краям. Нижний кожух держится на 2-х болтах c тыльной стороны и на 1 болте снизу. Откручиваем их и снимаем нижний кожух.

Теперь у нас есть доступ к подрулевому блоку. Чтобы его снять необходимо отщелкнуть 2 разъема, идущих к нему. После чего старый блок отщелкивается и вынимается.

Теперь необходимо понять, идет ли к нашему подрулевому блоку сигнальный провод от "мозгов" машины. Для этого берем черный контактный разъем, снимаем с него кожух и смотрим на 5 пин. Если он есть, то все отлично, можно перемотать статью до момента установки нового блока.

Скорее всего его там нет и придется тянуть провод из моторного отсека (где стоит блок управления двигателем) до подрулевого блока. Немного забегу вперед и скажу, что вся процедура занимает не больше часа, так что это не самое страшное, что может быть. В нашем случае как раз 5 пина не оказалось, поэтому пришлось тянуть провод:

Установка мультируля на шкода рапид

Процесс протягивания провода до ЭБУ двигателя можно разделить на следующие этапы:

1) Открываем капот и снимаем пластиковую часть жабо. Для этого нам потребуется пластиковая ваговская лопатка и руки:

Установка мультируля на шкода рапид

2) Есть несколько способов добраться до блока ЭБУ. Мы выбрали самый простой — открутить верхнюю часть моторного щита, который крепится с помощью 2 болтов TORX и сдвинуть его в сторону двигателя:

Установка мультируля на шкода рапид

После этого мы сможем получить доступ к блоку ЭБУ, чтобы вытащить его наружу для того, чтобы подвести к нему провод и запиновать его.

3) Можно проводить провод от подрулевого блока до блока управления двигателем. Для этого над педалями есть технологичекое отверстие с резиновой заглушкой (канал для проводки), через которое, параллельно штатной косе, можно протянуть этот провод обычной проволокой.

4) После того, как провод будет протянут, необходимо запиновать его в 23 свободный разъем расположенный на ЭБУ (актуально для двигателя 1,6 MPI, для других двигателей возможны варианты и эту информацию нужно уточнять). Дальше можно все крепить и собирать назад:

Установка мультируля на шкода рапид

Теперь можно приступить к установке нового подрулевого блока и руля к нему. Здесь ничего сложного нет, просто ставим новый блок заместо старого, крепим кожухи обратно, ставим и затягиваем новый руль:

Установка мультируля на шкода рапид

Осталось подсоединить новый шлейф к подушке. Для этого берем подушку и вынимаем старый шлейф. На его место ставим новый по той же логике:

Установка мультируля на шкода рапид

Теперь осталось поставить подушку на место, предварительно зафиксировав разъемы в подрулевом блоке. Для этого аккуратно одеваем подушку на посадочное место и двумя руками сильно надавливаем на нее резким рывком. После этого подушка должна защелкнуться:

Осталось все закодировать и поехали проверять работу:

Установка мультируля на шкода рапид

Кодировки несложные. Чтобы прописать мультируль и блок круиза необходимо подключить Васю диагноста, далее:

1) Заходим в Блок 01 (Электроника двигателя ) -> Кодирование -> 11463 -> Выполнить
2) Заходим в Блок 16 (Электроника рулевой колонки ) -> Кодирование -> Длинное кодирование -> Байт 2 -> Активируем в бите 4-7 (Круиз контроль управление через сигнал поворота) -> Выполнить

Желаем вам удачи в задуманном и помните, что нет ничего невозможного!

Проводится активный набор модераторов, подробности здесь.
Прежде чем задать на форуме вопрос — убедитесь, что вы будете первым.
Внимательно ознакомьтесь с Правилами форума .

Поддержать проект:
Яндекс Деньги: 410012123136543
BTC: 1C2sJoVR4w2PQ1kxYsE4NccXv2ZLFMqT3G

Перетяжка руля Шкода Рапид одна из услуг в проверенных автосервисах Москвы, которые мы подобрали. Среди них есть мультибрендовые сервисы, а также специализированные автотехцентры по ремонту Skoda. Они отмечены на карте значками разного цвета.

У нас размещаются 23 техцентра, большинство сервисов указывает в поле цена, стоимость на перетяжку руля Skoda Rapid и оказывают свои услуги рядом с вами. Вы также можете детализировать поиск, обозначив один из административных округов, метро или район Москвы. Звоните в выбранный техцентр, чтобы узнать точную стоимость, записывайтесь. Обратите внимание на отзывы о СТО.

Хотите узнать цены на ремонт Вашего авто?

Ваш запрос получат все сервисы,
вы выберите оптимальное предложение

Читайте также: