Перекидной прыжок в балете как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 08.09.2024

Ещё одна, надеюсь не последняя, культурная пятиминутка. И снова — в помощь начинающим балетоманам. На этот раз она будет посвящена таким важному элементу классического танца, и в особенности мужского танца, как прыжок.

Мечта и танец

Тоска по небу, мечта о полёте аки птица — это то, что всегда живёт в душе любого достойного мужа.
Поэтому если мужа достойного оставить одного и без присмотра, то он тут же сядет в ракету и улетит на небо, как Юрий Гагарин.

В балете стремление ввысь находит своё выражение в прыжках, которые являются главным содержанием мужского сольного танца. Прыжки являются, конечно же, и важным элементом женского танца, так как это обязательные элементы allegro. Но всё-таки воздух — это в первую очередь мужская стихия.

Классический танцевальный прыжок имеет свои художественные особенности, которые и отличают его от прыжков в других танцевальных жанрах, и уж тем более — от акробатики. В этом отношении совершенным классическим прыжком обладал выдающийся русский советский танцовщик Юрий Владимирович Соловьев. Он танцевал в ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр) в 60—70-е годы прошлого века. Хотя, к сожалению, судьба Юрия Соловьёва — это также и одна из трагичных страниц русского искусства.

?l?vation et ballon

Прыжки в классическом танце настолько разнообразны, что только на знакомство с классификацией и терминологией классических прыжков понадобится не пять минут, а хотя бы пять часов.

Судите сами. Во-первых, прыжки академического стиля делятся на две большие категории — партерные и воздушные. Партерные — это как бы стелющиеся по полу прыжковые движения, а воздушные устремлены вверх.

Во-вторых, воздушные pas в свою очередь подразделяются: на малые, большие, с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на другую, с отведением ноги, с приведением ноги, с отклонением корпуса и без. Плюс к этому существуют их комбинации. Плюс к этому существуют нюансы и стили исполнения, когда один и тот же прыжок имеет различные вариации.

Но, если говорить о главной сути классических воздушных прыжков, то для них всех имеется одно обязательное художественное условие, чтобы уяснить которое вполне хватит и пятиминутки. Это условие называется — элевация. Именно эту элевацию в первую очередь и ценят в прыжках классического стиля, даже не особо вникая во все их виды и подвиды.

Икар русского балета

Не буду оригинальным и в выборе танцовщика, танец которого является безупречным примером этой самой элевации. Здесь, конечно же, нужно вспомнить выдающегося русского танцора 60—70-х годов 20-го века народного артиста СССР Юрия Соловьёва. Его называли Гагариным балета и Есениным балета за энергичный, мощный но при этом мягкий, лёгкий, космично-невесомый прыжок, а также - за какое-то личностное сходство с Гагариным и Есениным.

Увы, получилось так, что судьба Соловьёва была такой же трагичной, как у тех же Гагарина и Есенина. Он тоже погиб молодым — в 37-лет. Следствие объявило о самоубийстве. Искусство, театр — это ведь не всегда высь небесная. Театр может быть и бездной. И уж сколько их упало в эту бездну…

Хотя в этом фильме Соловьёв ещё молод — ему здесь немногим больше 20-ти лет. В дальнейшем его танец станет ещё более совершенным, в чём можно убедится, например, в одной из подборок видео его мастерства

В моём ролике мимоходом появляется и исполнительница главной роли в этом фильме выдающаяся русская балерина Алла Сизова. Такая вот русская красота — Соловьёв и Сизова. Оба такие наивные, трогательные.

soloviev-sizova

prizh

Много видов прыжков в хореографии ориентированы на природные возможности танцовщика. Но с постоянным развитием этого искусства появляется все больше высоких и более виртуозных прыжков. К сожалению, природа наделяет не всех высокой прыгучестью с зависанием в воздухе, что делает невозможным исполнение сложных прыжковых элементов.

Как известно, большинство трюковых элементов в хореографии заимствовано из различных видов спорта и адаптировано для танца. Следовательно, упражнения для развития прыгучести тоже заимствованы. А чтобы определить какие и какого рода упражнения необходимо выполнять, следует понять физиологические особенности прыжка.

Мышцы не способны развивать большие усилия мгновенно, поэтому они действуют во время отталкивания с возрастающей силой, сообщая телу необходимое ускорение. Это означает, что высота прыжка зависит от того, насколько большое усилие могут прилагать мышцы при отталкивании от пола. Увеличивая число так называемых быстрых мышечных волокон* можно добиться желаемого результата.

*Быстрые мышечные волокна — это крупные волокна белого цвета, которые имеют большую силу, но быстро гипертрофируются.

Примеры упражнений

При выполнении упражнений с прыжками, необходимо помнить: что приземляться нужно на носок и обязательно ставить пятку; амортизировать приземление коленями (ни в коем случае не на прямые ноги); толчок должен осуществляться по принципу releve (релеве).

  • Подскоки на одной ноге с небольшим продвижением вперед (20-25 прыжков зараз).
  • Перескоки с ноги на ногу с небольшим продвижением вперед (20-25 прыжков зараз).
  • Одна нога вытянута вперед и лежит свободно на опоре (примерная высота 60-80 см), опорная нога делает подскоки (15-20 прыжков зараз).
  • Ноги вместе. Прыжки с небольшим продвижением вперед, как бы перепрыгивая через барьеры, вытягивая в воздухе колени и стопы. Руки скрещиваясь поднимаются снизу вверх, до уровня грудной клетки, при приземлении отводятся назад для подготовки к следующему прыжку. Этот размах руками должен помогать прыгать выше. Такой прыжок можно делать со скакалкой. Делается по 10-15 прыжков.
  • Ноги вместе. Прыжки с небольшим продвижением вперед, как бы перепрыгивая через барьеры, поджимая ноги (пятки должны доставать до ягодиц). Работа рук, как в предыдущем упражнении. Можно делать со скакалкой. Делается по 10-15 прыжков.
  • Ноги вместе. Прыжки с небольшим продвижением вперед, как бы перепрыгивая через барьеры, поджимая ноги (положение ног в воздухе должно быть как при сидении на стуле). Работа рук, как в предыдущем упражнении. Можно делать со скакалкой. Делается по 10-15 прыжков.
  • Ноги вместе. Как бы выпрыгивая из бочки, поджимая ноги (коленями к груди), в самой верхней точке прыжка нужно раскрыть ноги в широкую позицию (шире плеч). Затем прыжок делается в обратном порядке. Руки свободно помогают увеличить высоту прыжка. Делается по 15-20 прыжков.

Это далеко не все упражнения. Но регулярное выполнение этих, даст необходимый результат. Пишите в комментариях, какие упражнения на развитие прыжка знаете Вы!

Ещё одна, надеюсь не последняя, культурная пятиминутка. И снова — в помощь начинающим балетоманам. На этот раз она будет посвящена таким важному элементу классического танца, и в особенности мужского танца, как прыжок.

Мечта и танец

Тоска по небу, мечта о полёте аки птица — это то, что всегда живёт в душе любого достойного мужа.
Поэтому если мужа достойного оставить одного и без присмотра, то он тут же сядет в ракету и улетит на небо, как Юрий Гагарин.

В балете стремление ввысь находит своё выражение в прыжках, которые являются главным содержанием мужского сольного танца. Прыжки являются, конечно же, и важным элементом женского танца, так как это обязательные элементы allegro. Но всё-таки воздух — это в первую очередь мужская стихия.

Классический танцевальный прыжок имеет свои художественные особенности, которые и отличают его от прыжков в других танцевальных жанрах, и уж тем более — от акробатики. В этом отношении совершенным классическим прыжком обладал выдающийся русский советский танцовщик Юрий Владимирович Соловьев. Он танцевал в ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр) в 60—70-е годы прошлого века. Хотя, к сожалению, судьба Юрия Соловьёва — это также и одна из трагичных страниц русского искусства.

?l?vation et ballon

Прыжки в классическом танце настолько разнообразны, что только на знакомство с классификацией и терминологией классических прыжков понадобится не пять минут, а хотя бы пять часов.

Судите сами. Во-первых, прыжки академического стиля делятся на две большие категории — партерные и воздушные. Партерные — это как бы стелющиеся по полу прыжковые движения, а воздушные устремлены вверх.

Во-вторых, воздушные pas в свою очередь подразделяются: на малые, большие, с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на другую, с отведением ноги, с приведением ноги, с отклонением корпуса и без. Плюс к этому существуют их комбинации. Плюс к этому существуют нюансы и стили исполнения, когда один и тот же прыжок имеет различные вариации.

Но, если говорить о главной сути классических воздушных прыжков, то для них всех имеется одно обязательное художественное условие, чтобы уяснить которое вполне хватит и пятиминутки. Это условие называется — элевация. Именно эту элевацию в первую очередь и ценят в прыжках классического стиля, даже не особо вникая во все их виды и подвиды.

Икар русского балета

Не буду оригинальным и в выборе танцовщика, танец которого является безупречным примером этой самой элевации. Здесь, конечно же, нужно вспомнить выдающегося русского танцора 60—70-х годов 20-го века народного артиста СССР Юрия Соловьёва. Его называли Гагариным балета и Есениным балета за энергичный, мощный но при этом мягкий, лёгкий, космично-невесомый прыжок, а также - за какое-то личностное сходство с Гагариным и Есениным.

Увы, получилось так, что судьба Соловьёва была такой же трагичной, как у тех же Гагарина и Есенина. Он тоже погиб молодым — в 37-лет. Следствие объявило о самоубийстве. Искусство, театр — это ведь не всегда высь небесная. Театр может быть и бездной. И уж сколько их упало в эту бездну…

Хотя в этом фильме Соловьёв ещё молод — ему здесь немногим больше 20-ти лет. В дальнейшем его танец станет ещё более совершенным, в чём можно убедится, например, в одной из подборок видео его мастерства

В моём ролике мимоходом появляется и исполнительница главной роли в этом фильме выдающаяся русская балерина Алла Сизова. Такая вот русская красота — Соловьёв и Сизова. Оба такие наивные, трогательные.

soloviev-sizova

Дип контракшн (от англ. deep contraction — глубокое сокращение)– сильное уменьшение объёма корпуса и округление позвоночника, сжатие к центру, в котором участвуют все части тела: руки, ноги и голова.

Дроп (от англ. drop — падение) – падение расслабленного торса вперёд или в сторону.

Джаз хэнд (от анг. jazz hand) — положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.

Джэк найф (от англ. jack knife) — положение корпуса, при котором торс наклоняется вперёд, колени вытянуты, спина прямая, опора на руки, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.

Джелли ролл (от англ. jelly roll) — движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним — шейк пелвиса).

Джерк позишн (от англ. jerk position) — позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу.

Дубль (от фр. double — двойной) — термин, указывающий на двойное исполнение танцевального па: double battement tendu, battement double frappe, double assemble и т.п.

Жете (от фр.jet? — бросать, кидать) — термин относится к движениям, исполняемым броском ноги. Пример: Grand jet?.

Жете антрелясе (от фр. jete entrelace — переплетный прыжок, от entrelacer переплетать, вплетать) — вид перекидного прыжка с одной ноги на другую, во время которого ноги забрасываются поочередно в воздух, как бы переплетаясь. Возможно исполнение с заноской, а так же двойное (double) с приземлением в arbesque или IV позицию.

Зундари (от англ. sundari) — движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо - влево и вперёд - назад.

Кордебалет (от фр. corps de ballet, от corps – личный состав и ballet — балет) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может выступать как самостоятельно, так и в массовых танцах.

Камбрэ (от франц. cambr? — изогнуть, выгнуть, выпуклость) — небольшой перегиб корпуса в талии в сторону либо назад.

Керв (от англ. сurve — кривая) – изгиб верхней части позвоночника до солнечного сплетения вперёд или в сторону.

Координация — согласованность и соответствие всего тела.

prizh

Много видов прыжков в хореографии ориентированы на природные возможности танцовщика. Но с постоянным развитием этого искусства появляется все больше высоких и более виртуозных прыжков. К сожалению, природа наделяет не всех высокой прыгучестью с зависанием в воздухе, что делает невозможным исполнение сложных прыжковых элементов.

Как известно, большинство трюковых элементов в хореографии заимствовано из различных видов спорта и адаптировано для танца. Следовательно, упражнения для развития прыгучести тоже заимствованы. А чтобы определить какие и какого рода упражнения необходимо выполнять, следует понять физиологические особенности прыжка.

Мышцы не способны развивать большие усилия мгновенно, поэтому они действуют во время отталкивания с возрастающей силой, сообщая телу необходимое ускорение. Это означает, что высота прыжка зависит от того, насколько большое усилие могут прилагать мышцы при отталкивании от пола. Увеличивая число так называемых быстрых мышечных волокон* можно добиться желаемого результата.

*Быстрые мышечные волокна — это крупные волокна белого цвета, которые имеют большую силу, но быстро гипертрофируются.

Примеры упражнений

При выполнении упражнений с прыжками, необходимо помнить: что приземляться нужно на носок и обязательно ставить пятку; амортизировать приземление коленями (ни в коем случае не на прямые ноги); толчок должен осуществляться по принципу releve (релеве).

  • Подскоки на одной ноге с небольшим продвижением вперед (20-25 прыжков зараз).
  • Перескоки с ноги на ногу с небольшим продвижением вперед (20-25 прыжков зараз).
  • Одна нога вытянута вперед и лежит свободно на опоре (примерная высота 60-80 см), опорная нога делает подскоки (15-20 прыжков зараз).
  • Ноги вместе. Прыжки с небольшим продвижением вперед, как бы перепрыгивая через барьеры, вытягивая в воздухе колени и стопы. Руки скрещиваясь поднимаются снизу вверх, до уровня грудной клетки, при приземлении отводятся назад для подготовки к следующему прыжку. Этот размах руками должен помогать прыгать выше. Такой прыжок можно делать со скакалкой. Делается по 10-15 прыжков.
  • Ноги вместе. Прыжки с небольшим продвижением вперед, как бы перепрыгивая через барьеры, поджимая ноги (пятки должны доставать до ягодиц). Работа рук, как в предыдущем упражнении. Можно делать со скакалкой. Делается по 10-15 прыжков.
  • Ноги вместе. Прыжки с небольшим продвижением вперед, как бы перепрыгивая через барьеры, поджимая ноги (положение ног в воздухе должно быть как при сидении на стуле). Работа рук, как в предыдущем упражнении. Можно делать со скакалкой. Делается по 10-15 прыжков.
  • Ноги вместе. Как бы выпрыгивая из бочки, поджимая ноги (коленями к груди), в самой верхней точке прыжка нужно раскрыть ноги в широкую позицию (шире плеч). Затем прыжок делается в обратном порядке. Руки свободно помогают увеличить высоту прыжка. Делается по 15-20 прыжков.

Это далеко не все упражнения. Но регулярное выполнение этих, даст необходимый результат. Пишите в комментариях, какие упражнения на развитие прыжка знаете Вы!

Читайте также: