Перед походом как водится обратились к оракулу
В ЕГЭ по русскому языку — 2019 появилось задание нового формата. Что с ним делать, как решать?
На самом деле, более простой (намного более простой!) вариант этого задания в ЕГЭ по русскому уже был. Вот как это задание выглядело, например, в 2012 году:
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Все: деревья, мельница, крестьянские избы — было после осенних дождей мокрым и грязным.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения по¬ясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Сравним с современным вариантом задания:
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.
Что мы видим? Нужно объяснить, зачем в предложении поставлен знак. Но в далёком 2012 для того, чтобы получить балл за задание, нужно было разобраться с одним предложением и выбрать один вариант ответа.
В 2019 придётся поработать с фрагментом текста (и здесь может быть сразу 7 предложений с двоеточием, хотя таких текстов, конечно, не бывает в природе) и выбрать два или больше предложений, в которых знак поставлен в соответствии с одним и тем же правилом (и эти правила тоже придётся вспоминать самим).
Во сколько же раз усложнилось задание, есть ли смысл вообще с ним связываться, или лучше пропустить, как некоторые сложные задания по профильной математике?
Да, новое задание 21 явно пришло к нам из того будущего, когда в экзамене по русскому языку появится профильный уровень. Но пока мы живём в мире, где по русскому можно получить 100 баллов только в том случае, если верно выполнены все, без исключения, задания. Это математики могут сделать 95% и получить сотку, в русском нужно сделать всё.
Итак, если 1 первичный балл по русскому на поступление не влияет, спокойно пропускай это задание. Оно для тех, кто борется за соточку.
Если возможности схалявить нет, значит, ты собираешься поступать туда, где ценится аналитическое мышление. И в этом случае задание 21 — это прекрасный тренажер: развивает внимание, логику, помогает научиться строить схемы и обобщать знания (знания же есть, правильно? иначе какая сотка, бро).
Разберём, как выполнить такое задание, на примере из демоверсии и ещё на паре примеров.
Разбор задания из демоверсии (постановка тире).
Знаки препинания в тексте уже расставлены. Наша задача — определить, какому правилу подчиняется постановка каждого знака, в предложенном задании — каждого тире.
(1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. Простое предложение, тире ставим между подлежащим и сказуемым.
(3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. Тире перед приложением. Приложение — это определение, выраженное существительным. Обратите внимание, где в этом предложении находятся подлежащее и сказуемое.
(4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. Тире между двумя цифрами для обозначения интервала.
(6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). Тире перед приложением.
(7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно. Здесь несколько предложений, и тире разделяет два их них: это тире между простыми предложениями при бессоюзной связи.
Одинаковое объяснение постановки знака — в предложениях 3 и 6. Это правильный ответ, записываем 36 (без пробелов и запятых). Составители КИМов ехидно сообщают, что в ответе может быть столько же цифр, сколько дано предложений — но вряд ли смогут подобрать такой отрывок. Разумнее предполагать, что в ответе будет от 2 до 4 цифр.
А вот в каких случаях в предложении вообще ставится тире:
1) при однородных членах предложения перед обобщающим словом
2) в бессоюзных сложных предложениях
а) вместо союзов А, И, НО
б) вместо союза ЕСЛИ. ТО
в) вместо союза КОГДА
г) вместо союза СЛОВНО, БУДТО
д) после союза ПОЭТОМУ
4) при выделении несогласованного определения, выраженного инфинитивом
7) в сложносочинённом предложении (при неожиданном присоединении или резком противопоставлении частей)
Предлагаем проверить себя. Вот ещё один вариант, ответы на него — в конце статьи.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Перед походом, как водится, обратились к оракулу. (2)Получили ответ: «Ждите третьих плодов и ступайте через теснину». (3)Гилл рассудил, что «третьи плоды» – это третий урожай, третье лето; он выждал два года, а на третий год повел своих дорян через «теснину» Коринфского перешейка. (4)Навстречу им вышли местные ахейцы. (5)Вожди сошлись – и Гилл пал. (6) Гераклиды поняли: победа достанется не им, а только третьему поколению после них, и идти к ней нужно не по узкому Коринфскому перешейку, а вплавь через узкий Коринфский залив. (7)Наконец за сыновьями и внуками выросли правнуки: три брата – Аристодем, Темен и Кресфонт. (8) Их союзником стал этолийский князь Оксил: он убил родственника, десять лет бедовал в изгнании и теперь возвращался на родину.
Разбор задания для сайта Незнайка.про (постановка двоеточия).
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)На войне спартанец был в своей стихии. (2)Он шел на бой, как на пир: разодевшись, намазав маслом и расчесав длинные волосы. (3)Другие греки шли на бой под дикий рев труб, спартанцы – под мерный свист свирели: их боевой пыл приходилось не разжигать, а умерять. (4)Спартанцы первые научились биться строем, фалангой, а не каждый сам за себя: покинуть место в строю, чтобы броситься на врага или от врага, было одинаковым преступлением. (5) Спартанец Леоним в бою занес меч над врагом, но услышал отбой и отдернул меч: «Лучше оставить в живых врага, чем ослушаться команды». (6)Мальчик Исад убежал на войну и храбро бился – ему дали венок за храбрость и высекли розгами за нарушение дисциплины.
Рассмотрим все предложения, в которых есть двоеточие.
(2)Он шел на бой, как на пир: разодевшись, намазав маслом и расчесав длинные волосы. Простое предложение. Двоеточие поставлено после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
(3)Другие греки шли на бой под дикий рев труб, спартанцы – под мерный свист свирели: их боевой пыл приходилось не разжигать, а умерять. Сложное предложение, двоеточие заменяет союз ПОТОМУ ЧТО.
(4)Спартанцы первые научились биться строем, фалангой, а не каждый сам за себя: покинуть место в строю, чтобы броситься на врага или от врага, было одинаковым преступлением. Сложное предложение, двоеточие заменяет союз ПОТОМУ ЧТО.
(5) Спартанец Леоним в бою занес меч над врагом, но услышал отбой и отдернул меч: «Лучше оставить в живых врага, чем ослушаться команды». Сложное предложение, двоеточие служит для оформления цитаты.
Кстати, с постановкой двоеточия в принципе всё проще: здесь всего 4 правила.
1) при однородных членах предложения после обобщающего слова
2) в бессоюзных сложных предложениях
а) вместо союза А ИМЕННО
б) вместо союза ПОТОМУ ЧТО
в) вместо союза ЧТО
г) вместо слов И УВИДЕЛ, ЧТО
д) после слов ТАК, ТАКОЙ, ТАКОВ, ОДНО
3) при прямой речи, в том числе в бессоюзном предложении
И снова предлагаем проверить себя и сравнить ответ с ключом в конце статьи.
Описание книги "Занимательная Греция. Капитолийская волчица (сборник)"
Описание и краткое содержание "Занимательная Греция. Капитолийская волчица (сборник)" читать бесплатно онлайн.
Михаил Леонович Гаспаров (1935–2005) – филолог-классик, литературовед, историк античной литературы и русской поэзии, переводчик античной, средневековой и новой поэзии и прозы. «Занимательная Греция» – своеобразная энциклопедия древнегреческой культуры, в шести частях этой увлекательной книги (с IX по 11 в. до н. э.) рассматриваются и политика, и быт, и военное искусство, и философия, и театр, и поэзия – все в неразрывной связи друг с другом и с эпохой.
В книгу «Капитолийская волчица. Рим до цезарей» вошли истории об основании Вечного города на семи холмах, мудрости его законодателей, простоте нравов, самоотверженности граждан и доблести воинов.
Перед походом, как водится, обратились к оракулу. (Оракул – это не человек, а святилище, где жрецы давали предсказания от имени бога; как это было устроено, мы расскажем дальше.) Получили ответ: «Ждите третьих плодов и ступайте через теснину». Гилл рассудил, что «третьи плоды» – это третий урожай, третье лето; он выждал два года, а на третий год повел своих дорян через «теснину» Коринфского перешейка. Навстречу им вышли местные ахейцы. Договорились решить спор единоборством вождей. Вожди сошлись – и Гилл пал. Дорянам пришлось ни с чем воротиться в Дориду.
Вновь обратились к оракулу: «Почему ты нас обманул?» Оракул ответил: «Вы сами не захотели правильно понять вещание. Плоды – не земные, а людские; теснина – не суша, а море». Гераклиды поняли: победа достанется не им, а только третьему поколению после них, и идти к ней нужно не по узкому Коринфскому перешейку, а вплавь через узкий Коринфский залив.
Пока сменились три поколения, прошло сто лет. Гераклиды терпеливо ждали своего срока. Наконец за сыновьями и внуками выросли правнуки: три брата – Аристодем, Темен и Кресфонт. Собрали войско, построили корабли для переправы. Вновь спросили прорицания у оракула: «Что нам сделать, чтобы победить?» Ответ звучал таинственно: «Возьмите трехглазого проводника». Братья задумались. Вдруг на дороге показался всадник на коне, слепом на один глаз. Это был этолийский князь Оксил: он убил родственника, десять лет бедовал в изгнании и теперь возвращался на родину. Его стали уговаривать примкнуть к походу. Он легко согласился, но сразу выговорил себе награду: один из лучших кусков Пелопоннеса – Элиду
С трехглазым проводником трое братьев переправились в Пелопоннес, одержали долгожданную победу над ахейцами и стали делить завоеванные места. Середина Пелопоннеса – это дикое лесистое нагорье, но по сторонам его лежат четыре плодородные долины: на востоке – Аргос, на западе – Элида, на юге – Лакония и лучшая из всех – Мессения. Элиду отдали Оксилу, а о трех других областях три брата бросили жребий. В горшок с водой каждый опустил по камню: чей вынется первым, тот будет владеть Аргосом, чей вторым – Лаконией, чей третьим – Мессенией. Аристодем и Темен опустили свои жребии честно, а Кресфонт схитрил. Ему хотелось получить урожайную Мессению, и он бросил в воду вместо камня ком земли, который разошелся в воде. Аргос достался Темену Лакония – Аристодему Мессения осталась на долю лукавого Кресфонта.
Совершив дележ, братья на трех алтарях принесли жертвы Зевсу. А наутро на их алтарях оказалось по неожиданному животному: на аргосском – жаба, на лаконском – змея, на мессенском – лиса. Гадатели, посовещавшись, объяснили: жаба – животное малоповоротливое, так что аргосским дорянам лучше не ходить на войну; змея – грозное, так что лаконским дорянам будет сопутствовать победа; а лиса – хитрое, в чем каждый мог и сможет убедиться. Братья переглянулись, поняли хитрость Кресфонта и затаили злую память на мессенских дорян.
Когда доряне заняли Пелопоннес, то пелопоннесские ахейцы или подчинились им, или ушли в глухие горные местности. А самые знатные и гордые роды стали покидать страну и переселяться на север: в Беотию, где жило третье большое греческое племя – эоляне, и в Аттику, где жило четвертое племя – ионяне.
Их принимали гостеприимно, особенно в Аттике. Здесь как раз в это время умер последний царь из рода славного Тесея, победителя Минотавра. Старейшины посовещались и выбрали новым царем пришельца – ахейца из царского рода по имени Кодр.
Пелопоннесским дорянам было обидно видеть, что беглец из-под их власти стал царем на чужой стороне. Они пошли на Аттику войной и осадили Афины. Осада оказалась делом трудным, решили послать к оракулу и спросить: «Возьмем ли мы Афины?» Оракул ответил: «Возьмете, если не тронете царя». Доряне объявили по всему войску строгий приказ: никому не трогать царя Кодра ни под каким видом – и продолжали осаду.
В Афинах тоже узнали об ответе оракула. И царь Кодр решил спасти город ценой своей жизни.
Он оделся в рваное мужицкое платье, взвалил на плечи мешок, взял кривой серп для обрезания веток, вышел за ворота и стал собирать хворост. Его схватили и поволокли в дорийский лагерь. Он стал отбиваться, взмахнул серпом и ранил какого-то воина. Это разъярило дорян, его убили, а труп бросили в поле.
Афинские старейшины выслали в дорийский стан посольство: «По священным обычаям предков верните нам для погребения тело нашего царя!» – «Мы не трогали вашего царя!» – ответили им. «Вот он!» – показали афиняне на мертвое тело в лохмотьях и с вязанкой хвороста за плечами. Доряне вгляделись и поняли: предостережение оракула они не соблюли. Они отдали убитого Кодра, сняли осаду и ушли из Аттики ни с чем.
Кодра похоронили, как героя, у ворот спасенных им Афин. Над его могилой насыпали высокий курган и засеяли его пшеницею – в знак того, что он отдал жизнь за счастье и процветание приемного отечества.
А старейшины, поразмыслив, постановили: после Кодра никто в Афинах не достоин носить имя «царь» – отныне глава государства будет выборным и будет называться просто правителем, по-гречески – архонтом.
Первые архонты в Афинах выбирались пожизненно и только из числа потомков Кодра; потом только на десять лет; потом только на один год – и уже из любых знатных семейств. Первые архонты управляли единовластно; потом в помощь такому архонту стали выбираться еще три, поделивших между собой три главные царские заботы, – архонт-жрец, архонт-воевода и архонт-судья; потом одного архонта-судьи стало мало, и начали выбирать целых шесть. Так составилась коллегия девяти архонтов, управлявших Афинами в течение года; а отслужив свой срок, они становились членами совета старейшин, заседавшего на холме бога Ареса – Ареопаге. Так в Афинах власть царя сменилась властью знати – монархия сменилась аристократией.
Гомер расстается со сказкой
Семь спорят городов о дедушке Гомере -
В них милостыню ou просил у каждой двери.
После переселения дорян в Греции сразу стало тесно. Нужно было искать новые земли. Люди стали собираться отрядами, садились на корабли и отправлялись за море основывать новые греческие поселения на иноземных, «варварских» берегах.
Первое направление этой колонизации напрашивалось само собой: через Эгейское море, на противоположный малоазиатский берег. Все четыре греческих племени зашевелились и тронулись с места. С острова на остров, как с камня на камень, они перешли Эгейское море. Эоляне заняли север малоазиатского побережья с островом Лесбос, доряне – юг с островом Родос, ионяне – середину с островами Хиос и Самос и с новооснованными городами Смирной, Эфесом, Милетом. Ахейцы же обратились в другую сторону и направили первые корабли в бурное западное море, к берегам Италии и Сицилии.
Новые места всколыхнули старые воспоминания. Поселенцы малоазиатских берегов вспоминали, как невдалеке от этих мест их давние предки бились под Троей; разведчики западных морей вспоминали, как в этих же краях скитался по дороге на родину Одиссей. И когда знатные люди новых городов сходились на пиры и развлекались песнями, они все чаще требовали, чтобы им пели про Троянскую войну и про странствия Одиссея.
Пели эти песни сказители – аэды. Они передавали их из рода в род, изменяли или дополняли древние песни, слагали по их образцу новые. Поколения аэдов выработали для песен мерный длинный стих – гекзаметр, поэтический язык, богатый старинными словами и оборотами, набор готовых выражений для описания часто повторяющихся действий. Такие песни были очень похожи на наши былины. И длиной они были как былины: на час пения или около того, чтобы слушатели не заскучали. Если нужно, певец всегда мог и сжать и растянуть свой рассказ – например, добавить подробностей, – как герой, вооружаясь к бою, надевает сперва поножи, потом панцирь, потом шлем, берет меч, потом щит, потом копье, и какой мастер изготовил этот щит, и от какого предка достался ему этот меч.
Таким аэдом, бродячим слепым сказителем, был и Гомер – тот, кто впервые создал вместо коротких песен две большие поэмы-эпопеи: «Илиаду» о Троянской войне и «Одиссею» о возвратных странствиях героя. О самом Гомере никто не помнил ничего достоверного – даже места его рождения:
Семь городов соревнуют за мудрого корень Гомера:
Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Пилос, Аргос, Афины.
Эти семь спорили всего упорней; но и другие города считали себя родиной Гомера – даже Вавилон и Рим. Соглашались лишь в том, что жил он бродячим бедняком, зарабатывая на жизнь пением песен. Например, таких:
Если вы денег дадите, спою, гончары, я вам песню:
«Внемли молитвам, Афина! десницею печь охраняя,
Дай, чтобы вышли на славу горшки, и бутылки, и миски,
Чтоб обожглись хорошенько и прибыли дали довольно,
Чтоб продавалися бойко на рынке, на улицах бойко,
Чтобы от прибыли жирной за песню и нас наградили».
Если ж, бесстыжее племя, певца вы обманете дерзко.
Тотчас же всех созову я недругов печи гончарной:
«Эй, Разбивака, Трескун, Горшколом, Сыроглинник коварный,
Эй, Нетушим, на проделки во вред ремеслу тороватый,
Бей и жаровню, и дом, вверх дном опрокидывай печку,
Все разноси; гончары же пусть криком избу оглашают…
Пусть они с жалобным стоном на лютое бедствие смотрят!»
Буду, смеясь, любоваться на жалкую долю злодеев.
Если спасать кто захочет, тому пусть голову пламя
Всю обожжет, и послужит другим его участь наукой.
«Илиада» и «Одиссея» – очень длинные поэмы, по триста с лишним страниц. Переход от сочинения небольших былин к сочинению длинных связных эпопей – дело сложное. Тут было два пути. Один более легкий: можно было нанизать эпизоды подряд, слаживая конец одного с началом другого, от самого похищения Елены и до возвращения всех героев. Другой более трудный: можно было взять какой-нибудь один эпизод и, расширяя его подробностями, вместить в него все, что было поэтически интересного во всей Троянской войне.
Задание 21: балл для внимательных
В ЕГЭ по русскому языку — 2019 появилось задание нового формата. Что с ним делать, как решать?
На самом деле, более простой (намного более простой!) вариант этого задания в ЕГЭ по русскому уже был. Вот как это задание выглядело, например, в 2012 году:
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Все: деревья, мельница, крестьянские избы — было после осенних дождей мокрым и грязным.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения по¬ясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Сравним с современным вариантом задания:
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.
Нужно объяснить, зачем в предложении поставлен знак. Но в далёком 2012 для того, чтобы получить балл за задание, нужно было разобраться с одним предложением и выбрать один вариант ответа.
В 2019 придётся поработать с фрагментом текста (и здесь может быть сразу 7 предложений с двоеточием, тире или запятой — в зависимости от формулировки задания) и выбрать два или больше предложений, в которых знак поставлен в соответствии с одним и тем же правилом (и эти правила тоже придётся вспоминать самим).
Разберём, как выполнить такое задание, на примере из демоверсии и ещё на паре примеров.
Разбор задания из демоверсии (постановка тире).
Знаки препинания в тексте уже расставлены. Наша задача — определить, какому правилу подчиняется постановка каждого знака, в предложенном задании — каждого тире.
(1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. Простое предложение, тире ставим между подлежащим и сказуемым.
(3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. Тире перед приложением. Приложение — это определение, выраженное существительным. Обратите внимание, где в этом предложении находятся подлежащее и сказуемое.
(4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. Тире между двумя цифрами для обозначения интервала.
(6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). Тире перед приложением.
(7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно. Здесь несколько предложений, и тире разделяет два их них: это тире между простыми предложениями при бессоюзной связи.
Одинаковое объяснение постановки знака — в предложениях 3 и 6. Это правильный ответ, записываем 36 (без пробелов и запятых). Составители КИМов ехидно сообщают, что в ответе может быть столько же цифр, сколько дано предложений — но вряд ли смогут подобрать такой отрывок. Разумнее предполагать, что в ответе будет от 2 до 4 цифр.
ЕГЭ русский 2019 Вариант 5
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ русский 2019 Вариант 5»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)На первый взгляд их можно принять за растения, но в отличие от растений, у грибов нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (2)Необходимое питание они получают из готовых органических веществ, образованных растениями или животными. (3)______ больше всего грибов можно встретить в лесу, где они используют остатки отмерших растений и других организмов в качестве пищи.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Больше всего грибов можно встретить в лесу, где они используют остатки отмерших растений и других организмов в качестве пищи.
2. Грибы чаще всего встречаются в лесу, потому что они, в отличие от растений, необходимое питание получают из готовых органических веществ — остатков отмерших растений и других организмов.
3. На первый взгляд их можно принять за растения, но в отличие от растений, у грибов нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.
4. В отличие от растений, грибы необходимое питание получают из готовых органических веществ и поэтому чаще встречаются в лесу, где используют в качестве пищи остатки различных организмов.
5. Грибы, в отличие от растений, необходимое питание получают из остатков отмерших растений и других организмов, и им не нужны корни, листья и стебли.
2. Какое слово (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Животные, растительные организмы. Развитие организмов.
2. Совокупность физических и духовных свойств человека. Крепкий о. Ослабленный о.
3. Сложно организованное единство, целостность. Государственный о.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. У всех ВЕЛИКИХ людей есть свои маленькие слабости.
2. ИСХОДЯЩЕМУ документу при регистрации должен быть присвоен номер.
3. Александр Михайлович Опекушин был выходцем из простого народа, сперва - самоучка, затем ПРИЗНАННЫЙ художник.
4. Открытие оказалось УДАЧЛИВЫМ, и прежде всего потому, что во многом определило уникальность этой живописной системы.
5. Некоторые МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ бактерии светятся, но это ещё не самое замечательное их свойство.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
К тому же в те времена, когда боролся я, в вольной борьбе перестали снимать очки за уклонение от борьбы и пассивное ведение поединка.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
две пары ДЖИНСОВ
ПРОМОКНУЛ под дождём
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Контактные линзы правильно подбирает только врач, учитывая различные параметры и особенности глаза.
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом
2) Заметив неподалёку играющих ребят в мяч, я остановился.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
3) Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
4) Сочинительный союз употребляется с однородными членами предложения и соединяет их.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
5) Я пешком отправился на корабль под непрекращаюшиеся крики толпы.
6) Самые опасные ситуации поджидают туристов в больших городах, куда стекаются весь криминал в поисках лёгкой наживы.
7) Стараясь казаться спокойным и даже равнодушным, никто не заметил моего страха.
8) Водитель троллейбуса обратился к пассажирам с просьбой оплатить за проезд.
9) У дома уже стояло вызванное такси, до отъезда оставалось пять минут.
1) вин..грет, обд.лить, взгл..нуть
2) х..отический, конв..ировать, р..зарий
3) прим..рять (противников), б..хрома, декл..рация
4) в..трина, тр..туар, посв..тить (книгу)
5) разр..дить (обстановку), обл..котиться, просв..щение
1) от..брать, п..знавательный, под..браться
2) неот..емлемый, выб..ется, из..ян
3) ра..царапать, бе..болезненно, и..бавиться
4) пр..брежный, пр..ступник, пр..добрый
5) ни.ложить, в..махивать, бе..домный
1) закле..вать, сирен..вый
2) голуб..нький, затм..вать
3) прицел..вающийся, щавел..вый
4) засушл..вый, выпяч..вать
5) игруш..чный, понаде…вшись
1) зано..шь, украш..нный
2) обнаруж..шь, срубл..нный
3) осмотр..шься, наруша..мый
4) встрет..шь, остав..вший
5) провод..шь, заслуж..нный
13. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
В астрономии, как н(1) в какой другой науке, количество людей разных профессий, влюблённых в эту науку, н(2)чуть н(3) меньше, а намного больше, чем профессиональных учёных.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Из рисунков самого Росси видно, (НА)СКОЛЬКО величественный вид был у великолепной Михайловской площади и (В)БЛИЗИ дворца.
2. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, (ИЗ)РЕДКА мать набивала в баночку творогу, который у КОГО(ТО) брала.
3. Колдунья взяла в руки ЧТО(ТО) (В)РОДЕ венчика для взбивания белка и стала греть его над свечой.
4. Зимой всё блестит, весело КАК(ТО), свободно — можно с горы (В)МИГ на лыжах слететь.
5. (С)НАЧАЛА сентября воздух начинает (ПО)НЕМНОГУ холодеть.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которых пишется одна буква Н.
Территория сада была мало защище(1)а от пыли, но Чехов любил сад необыкнове(2)о и бывал счастлив, когда шёл дождь, наполнявший водой специально запасё(3)ые деревя(4)ые бочки.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра.
2. Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков.
3. И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин.
4. Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.
5. В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.
17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он (1) глядя на рассвет (2) вдыхал пряный утренний воздух и вглядывался (3) в сиявшую ему с неба (4) лазурь.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Служили (1) помню (2) мы тогда почти в пустыне и от жары (3) бывало (4) едва не сходили с ума.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Каждый вечер (1) по тенистой аллее сада (2) в глубине (3) которой темнела маленькая беседка (4) прогуливались влюблённые пары.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит ее далеко-далеко.
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Перед походом, как водится, обратились к оракулу. (2)Получили ответ: «Ждите третьих плодов и ступайте через теснину». (3)Гилл рассудил, что «третьи плоды» – это третий урожай, третье лето; он выждал два года, а на третий год повел своих дорян через «теснину» Коринфского перешейка. (4)Навстречу им вышли местные ахейцы. (5)Вожди сошлись – и Гилл пал. (6) Гераклиды поняли: победа достанется не им, а только третьему поколению после них, и идти к ней нужно не по узкому Коринфскому перешейку, а вплавь через узкий Коринфский залив. (7)Наконец за сыновьями и внуками выросли правнуки: три брата – Аристодем, Темен и Кресфонт. (8) Их союзником стал этолийский князь Оксил: он убил родственника, десять лет бедовал в изгнании и теперь возвращался на родину.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Два случая. (2)Между ними — срок долгий, почти жизнь. (З)Первый — совсем давний. (4)Тогда наш Петя был маленьким. (5)Учился в третьем, а может, в четвёртом классе. (6)Ждали его к обеду. (7)А главное, для какого-то дела. (8)Ждали да ждали, а его нет и нет. (9)Я уж начинаю злиться. (10)А матушка моя — человек и вовсе серьёзный. (11)Пети нет, она меня точит:
(12)— Это ты виноват. (13)Приучил, он никого не слушает. (14)Никакой ответственности. (15)Надо с детских лет. (16)Надо.
(17)Наконец вижу, мчится наш ученик. (18)Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.
(19)— Тебе что было велено. — начала было мать, но перебил её, конечно же, виноватый, с захлёбом голос:
(20)— Не ругай меня, пожалуйста, ладно.
(21)И такая была в этом голосе наивная просьба, что я невольно улыбнулся, поднялся из-за стола, чтобы мать немного, но сдержать. (22)Она порою ругаться мастер, особенно под горячую руку.
(23)А мне жалко стало — уж больно он хорошо попросил:
(24)«Не ругай, пожалуйста. » — не испуг, а лишь искренняя просьба.
(25)Мальчишеская, детская: (26)«Не ругай».
(27)Я поднялся и вышел на кухню. (28)Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто — нараспашку, волосы — дыбом, на лице и в глазах наивная детская просьба: (29)«Не ругай». (З0)Всё так ясно было, что помощи моей не понадобилось.
(31)— Не ругай. — повторила мать и тоже улыбнулась. (32)— Ну, ладно. (ЗЗ)Тогда не будем ругать.
(34)Я вернулся в горницу, к своему столу.
(35)Прошло много и много лет. (З6)Тот случай, конечно, давно забылся. (37)Сколько было всего, и доброго, и несладкого, — жизнь течёт. (38)Матушка моя состарилась, Петя вырос. (39)В старом доме теперь мы проводим лишь тёплое лето. (40)А чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру.
(41)И вот похолодало, месяц — сентябрь. (42)Пора «на крыло». (43)Но пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. (44)Вот и мать наша собирается будто навсегда. (45)Для матери переезд — дело серьёзное, готовится к нему долго. (46)Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать ещё два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. (47)Потом за ней приезжаем. (48)Тогда уж и дом на запор.
(49)И вот новое утро. (50)Подъезжаем. (51)Пасмурно уже, зябко. (52)Дом нахохлился. (53)Кое-где у соседей дымки из труб. (54)Подтапливают. (55)Осень.
(56)Вошли в дом. (57)А у матери только-только самые сборы. (58)Опять все богатства свои разложила. (59)Без слов видно, что не готова.
(60)Я лишь головой покачал, охнул. (61)А Петя, он молодой, горячий. (62)И ведь верно: у него — работа, а он бабку каждый день возит-возит и никак не увезёт. (6З)Раскрыл он было рот, да, слава богу, ничего сказать не успел.
(64)Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:
(65)— Не ругайте меня, пожалуйста.
(66)От тихих слов её, видно, не только моё дрогнуло сердце.
(67)Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:
(68)— Ладно, не будем тебя ругать.
(69)Господи, как же она постарела, наша мать! (70)Высохла, согнулась. (71)А какая была. (72)И ростом, и статью. (73)А характер. (74)Куда что делось. (75)Человек я — тоже немолодой. (76)Повернулся, ушёл в настывшую горницу, сел за стол, пустой и непривычно просторный, стал глядеть в окошко.
(77)Вот она, жизнь. (78)Вроде и не больно короткая, а всё равно на один огляд.
(По Б. Екимову *)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938г.) — русский прозаик и публицист, лауреат Государственной премии РФ (1998), лауреат премии Александра Солженицына (2008). Бориса Екимова нередко называют проводником литературных традиций Донского края. Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека. Широкую известность получили сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда», роман «Родительский дом».
1. В детстве Петя с испугом просил бабушку не ругать его за опоздание.
2. Рассказчик хотел прийти на помощь провинившемуся сыну.
3. Спустя много лет герои жили в старом доме только летом.
4. Женщина просила сына и внука отложить переезд.
5. Пожилым людям тяжело даётся переезд с места на место.
1. Предложение 5 уточняет содержание предложения 4.
2. В предложениях 6—16 представлено повествование.
3. В предложениях 28—29 представлено рассуждение.
4. Предложение 42 представляет собой следствие из предложения 41.
5. Содержание предложения 73 противопоставлено содержанию предложений 69—72.
24. Из предложений 64—69 выпишите фразеологизм.
25. Среди предложений 17-22 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью указательного местоимения и форм одного и того же слова. Напишите номер этого предложения.
26. «Автор изображает два случая из жизни одной семьи, используя (А) _____ (в предложениях 20, 24, 26, 31), который становится основным текстообразующим приёмом. Описывая героев, Борис Екимов прибегает к (Б) ____ («матушка» в предложениях 10, 38, «воробьишко» в предложении 28), которые подчёркивают теплоту взаимоотношений между близкими людьми. Использованные писателем синтаксические средства: (В) _____ (предложения 49, 50, 51, 55) и (Г) _____ (предложение 69) — усиливают выразительность текста и помогают передать авторское отношение к изображаемому».
2) лексический повтор
4) уменьшительно-ласкательные формы
5) ряды однородных членов предложения
6) односоставные предложения
8) восклицательное предложение
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Предложение 3 является следствием предложения 2, поэтому на месте пропуска должно стоять словосочетание "именно поэтому".
удачным или удачный
Неверно употреблено слово "удачливым". Правильно "удачным".
Удачливый - такой, у которого удача во всем. Например: удачливый человек.
Удачный - завершившийся удачей, удавшийся, хороший. Например: удачный поход.
Правильно "промок под дождем", так как у приставочных глаголов прошедшего времени с суффиксом ну наблюдается процесс вытеснения суффиксальных форм краткими: завянуть-завял; озябнуть-озяб.
В предложении 2 определяемое слово "ребят" оказалось внутри причастного оборота.
В предложении 3 однородные члены "увидели" и "познакомились", есть зависимое слово "жители", которое является общим для этих однородных членов. Но они требуют разного управления: увидели кого? жителей; познакомились с кем? с жителями.
В предложении 6 подлежащее "криминал" требует при себе сказуемого в единственном числе.
В предложении 7 ошибка в употреблении деепричастного оборота вызвана тем, что он ошибочно присоединен к сказуемому "не заметил".
В предложении 8 ошибка в неправильном употреблении падежной формы существительного с предлогом - что сделать? оплатить что? проезд.
1) закле..вать — глагол, в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени (я заклеИВАЮ), пишем И, сирен..вый — после мягких согласных пишем суффикс -ев-
2) голуб..нький — в прилагательных после мягких согласных пишем суффикс -еньк-, затм..вать — пишем Е, глагол-исключение,
3) прицел..вающийся — причастие, в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени (я прицелИВАЮсь), пишем И, щавел..выйвый — после мягких согласных пишем суффикс -ев-
4) засушл..вый — прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса ЛИВ, пишем И, выпяч..вать — глагол, в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени (я выпячИВАЮ), пишем И
5) игруш..чный — пишем Е, В прилагательных, образованных от существительных, оканчивающихся на -ка, после мягких согласных, шипящих и ц в безударном положении пишется еч-н, понаде…вшись— не зависит от спряжения, перед суффиксовм ВШ пишется та же буква, что и в окончании инфинитива, глагол оканчивается на -ять, пишем Я
Михаил Гаспаров - Занимательная Греция. Капитолийская волчица (сборник)
Читайте также: