Pathfinder сколько игроков максимум
Триста лет назад все известные космические цивилизации пережили Разрыв — необъяснимую аномалию, которая стёрла все воспоминания и записи о предшествующих временах. Единственное, что помнят обитатели галактики о тех событиях, — планету Голарион, когда-то вращавшуюся вокруг Солнца. Но во времена Разрыва планета просто исчезла, а на той же орбите возникла монументальная космическая станция «Авессалом», которая стала приютом для человечества и иных разумных видов. Многие искатели приключений задались целью раскрыть величайшую тайну в галактике — отыскать пропавшую планету.
«Pathfinder. Стартовый набор». Коробка следопыта
Хороший повод познакомиться с ролевыми играми на примере одной из лучших систем.
Фэнтези или фантастика?
Правильнее было бы сказать «космическое фэнтези», поскольку практически все фэнтезийные элементы Pathfinder перекочевали и в Starfinder. Игроки по-прежнему могут сыграть за эльфов, гномов или гоблинов, а также выбрать своему персонажу магический класс, чтобы творить заклинания. Где-то в галактике обитают самые настоящие божества, дарующие силу жрецам, а на некоторых планетах восстают живые мертвецы. И всё это сочетается с космическими кораблями, роботами, бластерами, искусственным интеллектом, чёрными дырами и другими элементами космической фантастики. Научности здесь ещё меньше, чем в «Звёздных войнах».
Летсплей
В любом случае, если вас хоть немного заинтересовала эта игра — рекомендую посмотреть видео от Gray Wolf на канале I-Play-Solo (видео прилагаются).
В первом видео показывается подготовка к игре, во втором — собственно сам игровой процесс на двух игроков от начала и до конца. Мне данное видео кажется очень показательным, т.к. после его просмотра я ожидал получить от игры ровно то, что в итоге и получил.
Сражения
Изменились и некоторые правила сражений. Авторы упростили сложные механики, включая описания манёвров и внеочередных атак (AoO). Вот лишь некоторые обновления.
Солдат-веск наносит внеочередную атаку противнику, который решился пострелять рядом с ним
Игровой процесс
Прежде всего расскажу о базовых механиках игры.
- Колода благословений. Работает прежде всего как таймер (когда опустеет — игра закончится). Но последняя вскрытая карта также имеет значение в некоторых случаях — при столкновении с некоторыми монстрами или при розыгрыше карт благословений. При любом числи игроков размер колоды — 30 карт.
- Колода игрока. Помимо прочего является также счётчиком жизни игрока. Если нужно добрать карту в руку, а колода пуста — персонаж погиб.
- Рука игрока. Рука игрока служит не только ограничителем количества доступных в данный момент игроку карт (как обычно), но также и определяет максимально возможную потерю здоровья — при получении урона игрок сбрасывает карты с руки, весь урон сверх этого теряется.
- Варианты розыгрыша карт. Карта может быть показана (т.е. остаётся в руке), перезаряжена (убирается под колоду игрока), сброшена (уходит в сброс игрока), захоронена (уходит под карту игрока — обычно становится недоступна до конца партии) или изгнана (уходит в коробку). С учётом того, что колода игрока — это счётчик жизни, приходится выбирать, как именно разыграть данную карту (если она позволяет разыграть себя разными способами).
- Столкновение с картой. При исследовании локации открывается верхняя карта, далее игрок должен пройти «столкновение» с этой картой, т.е. или попытаться получить её (если это оружие, предмет и т.п.), или победить её (если это преграда, монстр и т.п.).
- Прохождение проверки навыка. При столкновении с картами требуется проходить проверки навыков. В зависимости от характеристик персонажа он для прохождения проверок бросает разные кости; разыгрывая карты, можно добавить новые кости к прохождению проверки. Результат броска кубиков сравнивается со сложностью проверки. Увеличить результат проверки после того как кости были брошены уже нельзя.
Как это работает? Вскрываем карту локации, определяем навык, который нужно проверить, проходим проверку. Просто? И да, и нет.
С учётом того, что колода игрока — это его жизнь, приходится искать баланс между количеством разыгранных карт и шансом пройти проверку. Если это проверка приобретения предмета — нужно прикинуть, стоит ли предмет того, чтобы ради него сбрасывать лишнюю карту (т.е. терять очко жизни)? Если это монстр — достаточно ли показать карту или стоит её сбросить, добавив ещё костей к проверке? Или, может, ещё попросить помощь у других игроков?
А может, стоит проиграть монстру, погасить урон и потерять тем самым меньше карт (возможно, перезарядив при этом часть из них)? Это имеет смысл, например, если знаешь, что в этой локации злодея нет или если непобеждённый монстр по условиям локации или сценария всё равно изгоняется в коробку. Ну или если победить монстра всё равно нельзя (например, для его победы нужна магия, у а тебя её нет), а ты видишь способ снизить урон.
Кроме того, стоит помнить о таймере — колоде благословений. Каждый ход открывается новая карта, размер колоды фиксирован при любом количестве персонажей — 30 карт. Т.е. всего у игроков 30 ходов. Можно за один ход проводить несколько исследований, но для этого обычно приходится сбрасывать карты благословений или компаньонов (а раз сбрасывать — значит уменьшать счётчик здоровья). Плюс, перед дополнительным исследованием карты в руку не добираются — а значит, их может быть меньше.
Что касается взаимодействия между игроками — нельзя сказать, что оно здесь активное, но всё же оно есть. Например, можно помочь, сыграв карту благословения — добавив тем самым ещё один дайс к проверке. Также могут сработать способности персонажа.
Магия
В целом магическая система почти не изменилась: у персонажей с классом заклинателя есть несколько ячеек, которые они тратят на сотворение заклинаний сколько-то раз в день. Тот же техномант — это практически колдун (sorcerer) из Pathfinder, только он черпает магию из своего хранилища заклинаний.
Примечательно, что среди основных классов нет ни одного мага с заклинаниями до девятого круга — только до шестого. Вероятно, Paizo представят подобный класс позже, но в целом понятно, почему авторы решили ограничить магию: по сути, её эффекты дублируют многочисленные технологии.
Пустынная планета Эокс — пристанище нежити
Мы перечислили лишь основные изменения. Знатоки Pathfinder во время игры то и дело будут замечать: «Ага, а вот здесь стало по-другому» — проверено на себе. В статье мы не отразили правила по космическим путешествиям и сражениям, потому что им можно посвятить примерно столько же места. Впрочем, даже по этому списку можно оценить, как изменилась Starfinder по сравнению с предшественницей.
Paizo не рискнули отойти от устоявшихся механик — многие ключевые элементы остались прежними. Однако ряд новых правил и косметических изменений преобразили старенькую систему d20, позволив перенести опыт классических фэнтезийных приключений в далёкий космос. Разве что на фоне Pathfinder игра пока выглядит бедновато — нет того колоссального списка монстров, вещей, заклинаний и архетипов, что был создан за 10 лет. Но авторы об этом позаботились — в книге есть глава, рассказывающая о том, как конвертировать старые материалы.
Летом 2018 года выходит бета-тест второй редакции Pathfinder, и похоже, что Starfinder стала своего рода промежуточным этапом. Любопытно будет увидеть, какие нововведения авторы позаимствуют для второй редакции.
Победа в сценарии
В зависимости от условий сценария победа может принести улучшение навыка (навык определяет, какие дайсы ты будешь кидать для прохождения проверки), способности, перечня карт в колоде персонажа или просто случайную карту указанного типа.
Сразу скажу, что получение случайной карты мне не кажется хорошей наградой — по ходу игры можно и так получить множество карт в колоду. С учётом того, что карта даётся случайная — это может быть даже карта базового уровня.
Кроме того, можно получить новую роль. Но тут сразу одно большое «но», а именно.
Pathfinder. Возвращение рунных властителей
«Pathfinder: Карточная игра» — кооперативная приключенческая настолка, в которой игроки объединяются для прохождения заранее заданных сценариев. Чтобы достичь успеха, необходимо правильно использовать ресурсы, добывать предметы и оружие, развивать навыки и способности персонажей, а также грамотно взаимодействовать друг с другом, обмениваясь полезными вещами в общих локациях или оказывая поддержку товарищам в борьбе с угрозами.
Перед началом партии игроки выбирают персонажей, получая вместе с ними специальную колоду карт. Кроме этого, требуется подготовка колод для сценария и для всех локаций. Игроки совершают ходы по очереди, и в начале каждого хода обязательно открывается очередная карта благословения — они лежат в подготовленной для сценария стопке из 30 карт. Если задание сценария не успели выполнить за 30 ходов, партия считается проигранной.
В свой ход игрок совершает различные действия. После открытия благословения он может передать одну из своих карт с руки игроку в той же локации. Это может помочь, например, когда в предыдущие ходы персонажу достался предмет, не свойственный его классу, но более полезный товарищу по команде. Затем герой может переместиться в другую локацию, чтобы уйти от угроз в текущей или просто чтобы поискать там приключений на свою голову.
Чтобы исследовать локацию, в которой находится игрок, достаточно открыть и разыграть верхнюю карту в соответствующей стопке. Если в ходе исследования будет обнаружен предмет, персонаж может попробовать получить его, проходя соответствующие требованиям на карте проверки, либо отказаться от приобретения и изгнать карту из игры, вернув обратно в коробку. Если игроку пришлось столкнуться с угрозой, то он обязан пройти соответствующие проверки навыков и по итогам либо изгнать карту из игры, либо получить урон, замешав угрозу обратно в колоду локации.
Все здешние проверки привычны для опытного настольщика. Игрок должен бросить кубик, соответствующий определённому навыку. Если на кубике с учётом всех модификаций выпадет значение, большее или равное указанному в карте, проверка считается успешной.
Урон, получаемый при неудачной встрече с угрозой, рассчитывается как разница значения проверки и результата броска кубиков. В таком случае игрок должен сбрасывать карты с руки. При этом необходимо помнить, что в конце хода придётся пополнять руку картами из своей колоды до числа, указанного в основных характеристиках персонажа. Чем больше урон, тем меньше карт остаётся на руке и тем быстрее игрок вынужден прокручивать свою колоду.
В такие моменты в полной мере проявляется кооперативная составляющая игры. Каждая схватка ставит героев перед выбором — позволить одному из группы терять жизненно важные карты с руки либо объединить усилия и добавить кубики к броску активного игрока с помощью собственных карт.
В игре есть и тактический элемент. В исследуемую локацию можно отвести самого сильного или бронированного героя, тогда как другие герои будут помогать из соседних локаций, избегая при этом прямого контакта с угрозой.
В начале сценария персональные колоды игроков соизмеримы друг с другом и, кроме основного ресурса, представляют собой счётчики здоровья. По ходу игры из-за различного размера руки у игроков, а также особенностей классов персонажей персональные колоды, они же очки здоровья, разбираются с разной скоростью.
По мере исследования отдельных локаций игроки будут сталкиваться с приспешниками главного злодея. В случае успешных схваток с миньонами или по истощении колоды локации активный игрок может попробовать закрыть её, тем самым лишая злодея, затаившегося в локации, путей к бегству при поражении. Когда побеждённому боссу некуда деться (все прочие локации закрыты), команда одерживает победу.
Между партиями каждый игрок может переформировать колоду персонажа с помощью найденных предметов, а в случае победы ещё и улучшить показатели некоторых навыков.
По качеству издания «Возвращение рунных властителей» не отстаёт от других игр Hobby World — отличная полиграфия и карточки из плотного картона. Впрочем, есть и спорные моменты: как нередко бывает, коробка содержит много воздуха, а вместо органайзера для хранения отдельных частей огромной колоды предлагается использовать зиплоки. Да и кубиков не помешало бы положить побольше — бросать и перебрасывать их нужно часто, а значит, придётся всё время передавать их от игрока к игроку.
Увы, в отличие от ролевых и приключенческих игр, карточный Pathfinder страдает от недостатка атмосферности и от некоторой монотонности процесса. А использование в игре одновременно нескольких колод и постоянные проверки приводят к тому, что фактор случайности оказывает очень сильное влияние на исход партии.
Однако, несмотря на эти недостатки, игра получилась очень интересной. Особенно удалась система развития персонажей — затягивающая и увлекательная. А множество карт для каждой из локаций обещает, что игра наскучит нескоро.
Броня
Старые разновидности класса брони ушли в прошлое — больше нет ни «защиты от касательных атак», ни «защиты, когда вас застали врасплох». Теперь у персонажа есть энергетический класс брони (EAC, Energy Armor Class) и кинетический класс брони (KAC, Kinetic Armor Class). Если герой стал целью энергетической атаки (огнём, электричеством или холодом), значение атаки сравнивается с первым показателем, а если по нему стреляют из автомата или бьют дубиной — со вторым. Броня в разной степени защищает от энергетических и кинетических атак. Если персонажа всё же застали врасплох (например, напав из засады), то его класс брони уменьшается на 2 и он не может совершать ответные действия.
В Starfinder персонажи вооружены как дистанционным оружием, так и оружием ближнего боя
Сюжет
Сюжет в игре подаётся текстом на картах сценариев, приключений, в описаниях злодеев. Также художественный текст присутствует в картах локаций и в промо-картах.
Художественного текста на прочих картах нет, что прискорбно — на многих картах текстовое поле полупустое, там мог бы быть добавлен художественный текст. Плюс, на некоторых картах текстовое поле расширено и занимает почти полкарты — если бы так было везде, то художественный текст можно было бы разместить на большинстве карт.
Такой текст не мог бы способствовать развитию сюжета (всё же карты замешиваются случайно), но определённое очарование мог бы привнести. К примеру, на картах с оружием можно можно было бы написать: «Любимое оружие дварфов» — или что-то подобное. То же на картах предметов, брони, заклинаний.
Но где особенно хотелось бы, чтобы был художественный текст — так это на картах монстров. Возможно, для знакомых с ролевой системой Pathfinder и её бестиарием это было бы не нужно, но лично мне этого не хватает.
Что мне понравилось:
- Интересная механика колода игрока / счётчик жизни — приходится думать, что будет менее рискованно: сбросить карту и увеличить число кубиков или попытаться сохранить карту.
- Разные способы розыгрыша карт — поначалу все эти «изгнать», «захоронить», «перезарядить» звучат довольно странно, но когда понимаешь их суть — становится интересно.
- Развитие персонажа между партиями — да, развитие неспешное, но это объяснимо. Враги также должны становиться сильнее, а на это нужно время.
- Игру нельзя назвать головоломкой, но иногда получаются интересные игровые ситуации.
Что не понравилось:
- Построение правил игры.
- Перестройка коробки, отсутствие пластикового органайзера.
- Нет локализованных приключений 3–6 и колоды дополнительных персонажей (также пока нет 100% уверенности в том, что они будут локализованы).
- Мало художественных вставок — даже в рамках данной механики художественного текста на картах могло бы быть побольше.
Лично мне игра понравилась, но рекомендовать всем её не могу.
Она, как и, скажем, «Громовой камень», сделана в приключенческом антураже, но всё же в силу своего игрового процесса полноценным приключением не является (хотя, на мой взгляд, она ближе к нему, чем упомянутый «Громовой камень»).
Кроме того, игра полностью кооперативная, в то время как многие ценят соревновательность. Но зато в неё можно играть одному — для некоторых это будет плюсом.
Starfinder
Тип: настольная ролевая игра
Жанр: космическое фэнтези
Разработчик: Paizo
Издатель в России: Hobby World
Количество игроков: 2–6
Возраст игроков: 16+
Похоже на:
Star Wars Saga Edition (2007)
Dragonstar (2001)
Десять лет Paizo поддерживали Pathfinder — игру, которая стала ответом на не принятую поклонниками четвёртую редакцию Dungeons & Dragons. За это время компания выпустила десятки книг и сотни приключений, а также организовала сообщество игроков по всему миру. И когда уже самые верные фанаты начали упрекать Paizo в отсутствии прогресса, издательство анонсировало Starfinder — духовную наследницу Pathfinder, действие которой разворачивается в космическую эпоху. При этом авторы изменили не только сеттинг, но и ряд механик.
Новую игру встретили с одобрением — уже через несколько месяцев после выхода линейка Starfinder заняла второе место по продажам в рейтинге журнала ICv2. Она обошла предшественницу и игры по франшизам Star Wars и Star Trek, уступив только Dungeons & Dragons. Поэтому неудивительно, что Hobby World решили издать её в России, — сейчас для этого собирают средства на портале CrowdRepublic.
Мы решили разобраться, чем Starfinder отличается от Pathfinder и на какие пункты правил стоит обратить внимание в первую очередь.
Основное действие разворачивается в системе Союзных миров. Здесь же находится станция «Авессалом»
Персонажи
Расскажу немного о способностях персонажей.
Воин Валерос автоматически даёт дополнительный d4 (четырёхгранный дайс) в сражении другим персонажам в своей локации. Кроме того, он мастер оружия — вместо того, чтобы сбрасывать его при розыгрыше, он перезаряжает карты оружия (разумеется, это не относится к получению урона).
Бард-полурослик Лем для помощи в своей локации дополнительным d4 должен перезарядить карту. Также он способен заменить карту с руки на карту из сброса того же типа.
Дварф-следопыт Харск способен помочь сражающимся в другой локации дальним боем, добавив d4 в бою — ему так же нужно перезарядить для этого карту. И как следопыт, он может в конце хода узнать, что его ждёт в локации, посмотрев верхнюю карту колоды.
Жрица Кайра способна исцелить персонажа в своей локации (но при этом сама вынуждена сбросить карту). Кроме того, у неё есть бонус в сражениях с нежитью.
Эльфийка Мерисиэль любит действовать в одиночку — если она одна в локации, получает дополнительно шестигранный кубик. Кроме того, эта плутовка может прервать любое столкновение, легко избежав сложного боя.
Чародейка Сеони в бою даже без карт заклинаний в руке способна поливать врага огнём — достаточно сбросить любую карту. Ну а разыгрывая карты заклинаний, она автоматически перезаряжает их.
Эзрен — волшебник с большим количеством заклинаний, он способен при розыгрыше чар взять ещё одну карту из колоды в руку (если это заклинание), а при получении из локации магической карты автоматически способен продолжить исследования.
Это только базовые способности персонажей, по мере прохождения сценариев они будут открывать новые способности и роли.
Настольная игра «Pathfinder. Карточная игра: Возвращение рунных властителей»
Настолка «Pathfinder. Карточная игра: Возвращение рунных властителей» вышла в 2013 году как карточная версия приключенческой ролевой игры Pathfinder, развившейся в свою очередь из легендарной Dungeons & Dragons 3.5. Особенность этой приключенческой игрушки заключается в том, что её базовый набор представляет собой что-то вроде игрового движка, а развитие сюжета происходит за счёт покупаемых отдельно наборов.
При этом приключения, входящие в состав этих наборов, нужно проходить в определённой последовательности, а прогресс персонажей сохраняется, и каждое новое приключение они встречают с умениями и навыками, полученными ими ранее.
С карточной Pathfinder я познакомился гораздо раньше, чем компания «Мир хобби» издала её в России, поскольку мне довелось участвовать в коллективном переводе на русский язык. Переводом правил игры занимался другой человек и с ними на тот момент я так и не ознакомился, а вот карты изучил достаточно плотно, чтобы заинтересоваться игрой — карточная настолка с проверками из DnD интриговала и сулила много интересного.
И вот, в конце 2015 года, «Мир хобби» выпустил карточный Pathfinder на русском языке, но отзывы настольщиков, успевших ознакомиться с новинкой, оказались весьма неоднозначными. Стало понятно, что эта настолка относится к числу тех, которые нужно пробовать самому, не доверяя чужому мнению. Уж слишком большое значение играют здесь предпочтения игроков.
Поэтому к написанию этого обзора я шёл несколько месяцев, успев потестировать игру в разных компаниях и всё так же собрав неоднозначные отклики. Одних людей игра захватила и они с удовольствием принимали предложения продолжить приключения. Другие же игру не поняли вообще.
На коробке изображена сцена из приключения «Всесожжение»
События настольной игры «Pathfinder. Карточная игра: Возвращение рунных властителей» разворачиваются в королевстве Варисия, жизнь в котором никогда не была простой — леса, горы и воды кишат свирепыми чудовищами, а на дорогах пошаливают разбойники. В последнее же время их активность особенно возросла. И всё говорит о том, что это происходит неспроста. За местным криминалитетом, как и за распоясавшимися гоблинами, стоит какая-то злая сила. Поэтому Варисии нужны герои, которые разберутся во всём происходящем и наведут наконец порядок в многострадальном королевстве.
В базовой комплектации игра рассчитана на число игроков от одного до четырёх, но выбор героев, роли которых они будут отыгрывать, несколько богаче. И каждый персонаж имеет уникальные способности.
В базовом комплекте семь героев
Ловкая Эльфийка Мерисэль умело вскрывает хитроумные замки и легко может уйти от столкновения с противником.
Воин Валерос хорош в ближнем бою и всегда готов прийти на помощь товарищу. А ещё он неплохой дипломат.
Мудрый дварф Харск — прекрасный разведчик и стрелок.
Чародей Сеони практически в неограниченных количествах накладывает чары.
Полурослик Лем эффективно распоряжается заклинаниями и является хорошим компаньоном, поскольку всегда готов поддержать товарища в испытаниях.
Жрица Кайра умеет лечить своих товарищей и эффективно уничтожает нежить.
Волшебник Эзрен обладает развитым интеллектом, что позволяет ему эффективно использовать заклинания.
Конечно, я всё упрощаю, поскольку возможности персонажей гораздо разнообразней, к тому же по мере продвижения по сюжетной ветке персонажи развиваются.
Карты разных видов
Герои отправляются в поход, запасшись оружием, доспехами, заклинаниями, благословениями, полезным снаряжением и компаньонами. Карты предметов, умений и спутников, сопровождающих героя в его странствиях, составляют его колоду. Вместе с тем эта колода является и индикатором здоровья — когда она заканчивается, герой погибает. Поэтому распоряжаться своими запасами приходится осторожно.
Игровая колода может формироваться либо в соответствии с рекомендациями автора игры, либо самостоятельно, но с соблюдением определённых правил.
Примеры карт дороги приключений, приключения, сценария и локации
Одна игровая партия — это отдельный сценарий с собственными локациями и боссами. Несколько сценариев объединяются в приключение, а те, в свою очередь, в дорогу приключений. Каждое новое приключение открывает новую главу истории и продвигает игроков по сюжетным рельсам. И каждое следующее приключение является логическим продолжением предыдущего.
На обратной стороне находится художественный текст
В базовый комплект входят три обучающих сценария, являющихся как бы предысторией, и приключение «Всесожжение». А к игре, доставшейся мне для обзора, прилагалось ещё и следующее приключение — «Адепты живодёра».
Условиями сценария определяются босс, которого должны победить игроки, и его прислужники, локации, где будут развиваться события, и награды за выполнение миссий. Все остальные противники, персонажи, которых можно встретить, и трофеи, которые можно получить, добавляются в игру случайным образом, но в строгой дозировке, не позволяющей игрокам чрезмерно прокачаться на ранних этапах.
Целью большинства сценариев в большинстве случаев является уничтожение какого-то негодяя или монстра. Но встречаются и другие задачи. Например, набрать в городе единомышленников, которые выдвинутся вместе с героями в поход против зла. Я отыграл только два приключения и не знаю, что там будет дальше. Возможно, автор приготовил ещё какие-то неожиданные сюрпризы.
Так выглядит разложенная игра
Игровой процесс заключается в исследовании колод локаций, где скрываются злодеи или объекты, которые необходимо найти. В ходе исследования герои сражаются с монстрами и сталкиваются с хитроумными ловушками, но при этом находят полезные вещи и заклинания, а также могут встретить дружественных персонажей, которые могут присоединиться к отряду. Исход встреч определяется навыками героев, к которым добавляются значения, выброшенные на игральных костях. Количество костей зависит от условий проверки и может меняться за счёт различных факторов, вроде снаряжения и умений героя.
Это всё, что я считаю нужным рассказать об игре, поскольку всё остальное лучше прочитать в правилах.
Кости из комплекта
Теперь разберёмся, почему игра так по-разному идёт в различных компаниях.
Прежде всего, это карточная игра с постоянным составлением колод, их перекладыванием и розыгрышем карт, из-за чего её иногда сравнивают с пасьянсом. В принципе, если удалить атмосферу и рассматривать голую механику, то так оно и есть, но если так рассуждать, то любую настолку можно свести к раскладыванию карточек, передвижению фишечек и подсчёту цифр.
Pathfinder — игра ролевая. И здесь на первом плане вовсе не манипуляции с картами, а история: уникальные герои с богатой биографией, сюжетные события, атмосферные описания локаций и прочие атрибуты ролевой игры. Если такие игры вас не увлекают или для создания атмосферы вам необходимы миниатюры, как в Descent или «Талисмане», то Pathfinder вам не подойдёт. Это не значит, что он плохой. Он просто другой.
Босс найден, но сейчас он сбежит
Ещё одна претензия, которую некоторые настольщики выдвигают к этой игре — однообразие. И доля правды в их словах есть. Как показали сыгранные партии, некоторые игроки, пробившиеся дальше обучающих сценариев, изменили мнение об игре в лучшую сторону. А всё потому, что обучающие сценарии не связаны не только с приключениями, но и между собой, хоть различные ништяки, полученные по мере их прохождения, могут использоваться и в будущих походах.
В первом сценарии нужно уничтожить главаря банды разбойников, во втором — городского отравителя, в третьем — убить чудовище, наводящее ужас на окрестности. Задачи не взаимосвязаны и сюжет они никак не двигают. Ну разбойники, ну перебили их. А дальше-то что?
Приключения — совершенно другое дело. Здесь каждый сценарий является логическим продолжением предыдущего, а конец каждого приключения даёт толчок новому.
Коробки с приключениями
Мне Pathfinder в целом понравился, но с некоторыми оговорками. Играть с теми, кто не в теме, неинтересно, поскольку один казуальщик в компании ломает всю атмосферу на раз и игра реально превращается в раскладывание карточек. Зато если все игроки глубоко погружаются в игру и по-честному отыгрывают свои роли, на карточки перестаёшь обращать внимание вообще, погружаясь в происходящее с головой.
Подготовка к игре
Подготовка к игре занимает довольно много времени.
- Перемешать каждую из 8 колод типов карт (оружие, броня, предметы, благословения, компаньоны, заклинания, преграды, монстры).
- В соответствии с картой текущего сценария и числа игроков (а точнее, персонажей) отобрать карты локаций.
- Сформировать колоды локаций согласно картам локаций, в которых указано, сколько карт каждого типа должно быть в той или иной локации.
- Добавить в колоды локаций злодеев и прислужников случайным образом (игроки не будут знать, в какой колоде злодей, а в какой — прислужник), перемешать колоды локаций.
- Перемешать колоды игроков.
- Отсчитать 30 случайных карт благословений, сформировав колоду благословений.
При первой игре потребуется ещё сформировать стартовую колоду игроков — в правилах указано, какие предметы должны быть в колоде для каждого персонажа, но можно сформировать колоду и самостоятельно, учитывая ограничения на состав колоды конкретного персонажа (для каждого из них указано, сколько карт каждого типа должно быть в его колоде), а также используя только карты с атрибутом «Начальный уровень». Лично я использовал колоды из правил.
Разумеется, если играешь не один (и если тебе помогают готовить игру), то время подготовки существенно сокращается.
Действия
В Starfinder изменились правила по механике действий в бою — что-то похожее мы видели в четвёртой редакции Dungeons & Dragons. В свой ход персонаж может выполнить одно основное действие, одно сопутствующее действие и быстрое действие (причём основное можно разменять на сопутствующее, а его, в свою очередь, на быстрое). Кроме того, вместо вышеописанных действий в свой ход герой может выполнить одно действие полного хода (full action) — например, атаковать дважды с –4 или совершить атаку с разбега.
Стандартный широкий шаг (5-foot step) — то есть движение на 1 клетку без провоцирования внеочередной атаки — теперь занимает сопутствующее действие, а значит, его нельзя совмещать с действием полного хода. Также герои получают ответное действие (reaction), которое могут потратить раз в раунд на одну внеочередную атаку. Это значит, что, даже если от персонажа убегают два противника, совершить такую атаку он сможет лишь по одному из них.
В разделе для ведущего описаны особенности разных видов планет и климата, а также правила по разным условиям гравитации
Pathfinder: об игре и русском издании
Получив коробку, первым делом бросился смотреть срез колоды, т.к. были споры по поводу вот этой фотографии:
Ничего подобного я не заметил. Возможно, дело в микросмещениях карт на этом фото — в любом случае при перевороте колоды рубашкой вверх всё становится незаметным. Случайно угадать, какая карта будет следующей, нельзя, а если пытаться высмотреть, наклоняться над столом и т.д. — ну так это всё равно что просто взять и подсмотреть. Хотя не уверен, что и в этом случае это удастся.
Качество печати в целом мне понравилось, хотя встречал жалобы в качестве печати отдельных карт (у кого-то часть карт была бледнее, например). Мне повезло, ничего такого я не заметил. Ну и главное — жалоб на рубашки карт не было ни у кого, только на лицевую сторону (а это значит, что карты не будут выделяться в колоде). В целом цвета не ярки, но это, похоже, просто такая стилистика. Карты матовые, не лакированы — поэтому создаётся впечатление, что могут появиться потёртости, так что, наверное, лучше их одеть в протекторы. Ну или перемешивать аккуратно.
Что касается текста — проблем не замечено. Построение текста такое же как в оригинале (сужу по сканам), сам текст построен так, чтобы снизить вероятность двоякого толкования. Явных ошибок в переводе не замечено.
Касательно содержимого коробки — да, пластикового органайзера нет, есть только картонный вкладыш. Также в коробке несколько маленьких zip-пакетов. Они удобны для того, чтобы в них хранить небольшие колоды. Колоду благословений (72 карты) в такой не положишь — использовал пакет побольше.
Ещё к минусам отнесу правила игры — мне не понравилось, как они построены, сложно найти нужный момент, если есть вопросы по правилам. В целом их можно было бы сократить в плане основного текста и сделать более чёткими. Но это, скорее, вопрос не к локализации, а к построению правил в оригинальной версии.
Локализованные колоды приключений
Карты ролей есть, но доступны они будут только после прохождения третьего приключения. В базовой коробке только приключение №1, плюс участники краудфандинговой компании получили ещё приключение №2 в комплекте. Приключения №3–6 ещё не локализованы. Так же, как и колода дополнительных персонажей (которая не только добавляет в игру ещё четырёх персонажей, но и даёт возможность проходить игру 6-ю игроками-персонажами).
Т.е. на данный момент карты ролей в локализованной версии бесполезны, возможности по развитию персонажей ограничены.
Здоровье, живучесть, решимость
Производные характеристики в Starfinder тоже изменились. На них стоит обратить внимание в первую очередь, поскольку в сражениях вы наверняка часто будете к ним обращаться.
- Здоровье (HP). В Starfinder здоровье отражает именно физические ранения персонажа, а не абстрактную стойкость. Когда HP достигают нуля, герой начинает умирать. Начальное здоровье определяется видом и классом. Каждый уровень персонаж получает ещё несколько пунктов здоровья — их число зависит от класса. При этом высокий показатель выносливости не повышает здоровье. После 8 часов отдыха герои восстанавливают несколько пунктов здоровья и все пункты живучести.
- Живучесть (Stamina) отражает запас сил и энергию героя. Весь полученный урон снижает сперва живучесть, а уже потом здоровье, — но восстанавливать её легче. Герой может потратить 10 минут и один пункт решимости, чтобы полностью восстановить живучесть. Показатель живучести зависит от класса и модификатора выносливости.
- Пункты решимости (Resolve Points) — это запас удачи и выдержка героя. Их можно тратить не только на то, чтобы восстанавливать запас живучести, но и на активацию особых способностей класса. Например, на 20-м уровне механик может тратить запас решимости, чтобы создавать технологические устройства. Запас пунктов решимости равен половине уровня героя плюс модификатор ключевой характеристики. Все пункты решимости восстанавливаются после 8 часов отдыха.
Виды и классы
Классические народы Голариона вроде людей, эльфов, гномов и полуросликов никуда не делись — они расселились по разным планетам, спутникам и космическим станциям. Герои вполне могут столкнуться с гоблином в скафандре или орком в красном истребителе (потому что, очевидно, красный летит быстрее!).
Однако на первый план авторы выводят новых обитателей галактики, которые встречаются куда чаще гномов-эльфов-орков. В книге правил Starfinder детально описаны семь видов:
- рассудительные разумные андроиды, построившие новое общество после многих лет рабского служения;
- амбициозные и гибкие в обучении люди (мало чем отличаются от собратьев из Pathfinder);
- таинственные четырёхрукие касаты, полагающиеся на мудрость и мистические традиции;
- одарённые экстрасенсорными способностями лашунты, чей вид разделён на две подрасы;
- насекомоподобные ширрены, которые некогда были частью одного великого улья;
- воинственные и агрессивные рептилии вески, в прошлом сражавшиеся со всей галактикой;
- хитроумные и скрытные исоки, похожие на гуманоидных грызунов.
Слева направо: лашунта, андроид, исоки, веск, человек, ширрен и касат
При желании игрок может выбрать для своего персонажа и классическую расу — их краткие описания приведены в конце книги.
Классы в Starfinder тоже новые, хотя в них можно узнать знакомые архетипы. Солдат — это воин в футуристическом антураже, который прошёл профессиональную подготовку и владеет специальными навыками. Как и воин из Pathfinder, он получает дополнительные черты и боевые техники. В посланнике можно узнать барда и плута — это социальный класс со множеством пунктов умений, он специализируется на хитрых уловках и особых приёмах. Но есть и уникальные классы — например, солярион, который впитывает энергию звёзд и чёрных дыр и преобразует её в убийственные атаки.
Pathfinder славилась своими архетипами, которые позволяли настраивать определённый класс по вкусу — одни способности можно было заменять другими. В Starfinder тоже описаны правила по архетипам, но пока что их представлено совсем мало — наверняка ещё введут в других книгах.
Абаллон — ближайшая к Солнцу планета. На ней нет органической жизни, зато для роботов и дронов настоящее раздолье! Почти что планета Шелезяка
Здесь и далее мы приводим собственный перевод терминов, который может отличаться от официального: на момент написания статьи окончательный словарь ещё не был готов до конца.
Игрок может не выбирать готовую тему, а придумать собственную
Коротко об игре
Что представляет собой игра «Pathfinder. Возвращение рунных властителей»?
Игру относят к колодстроительным играм, но это не совсем так — да, колода во время игры будет строиться, но игровой процесс пойдёт совсем не так как в «Доминионе» или «Громовом камне» — карты разыгрываются и приобретаются совершенно иначе. Да и сброс не замешивается обратно в колоду игрока.
Эта игра условно приключенческая — сюжета тут очень немного. Наша задача — уничтожить злодеев. Предварительно требуется зачистить (и/или закрыть) локации. Каждая локация представляет собой колоду карт разных типов (при формировании локации указано, сколько карт какого типа в ней должно быть). По сути, действия игрока сводятся к следующему: нужно открыть карту локации, определить свои возможные действия (обычно уничтожение угрозы или получение карты), разыграть при необходимости часть своих карт, бросить кубики. В зависимости от результата карта может выйти из игры, нанести урон, прийти в руку и т.п. После победы над злодеем (окончательной победы) сценарий завершается, персонажи получают награды (карту, развитие навыка и т.п.).
Грубо говоря, игра представляет собой своеобразный коллективный пасьянс. Игра полностью кооперативная, так что можно играть и одному (как одним персонажем, так и несколькими). Если такой жанр вам не по душе — игра вам не понравится. Также игра во многом зависит от случайности — дайсы (игральные кости) тут бросаются постоянно. Ну и состав колод локаций, разумеется, неизвестен.
Снаряжение
Всё снаряжение, будь то оружие, технологические гаджеты или магические предметы, теперь обладает своим уровнем. Предполагается, что герои будут путешествовать со снаряжением плюс-минус своего уровня (однако бывают и исключения — например, очень ценная награда или ключевой предмет по заданию). Чем выше уровень снаряжения, тем выше его показатели: урон, прочность, боезапас и так далее. Растёт и цена — если бластер первого уровня стоит 350 кредитов, то 12-го обойдётся уже в 40 тысяч. Примечательно, что высокий уровень оружия не влияет на шанс попадания — даже если у вас в руках гравитационное копьё 19-го уровня с невероятным уроном в 12d6.
Если ваш любимый бластер или меч кажутся чересчур слабыми, то к вашим услугам магические сопряжения (fusion), которые позволят, например, обездвижить или заморозить врага при попадании.
Читайте также: