Паспорт отходов что это и как сделать

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 10.09.2024

Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:

  • приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
  • инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
  • документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.

Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.

В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).

7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Паспорт опасного отхода присваивается на основании федерального классификатора отходов (ФККО), а также лабораторных исследований. Федеральный классификатор отходов утверждается Росприроднадзором, в этом документе содержится полный перечень видов отходов, которые можно отнести к категории опасных.

Какие бывают классы опасности

В зависимости от потенциального вреда, наносимого окружающей среде, отходы делятся на 5 классов. Критерии отнесения к той или иной категории определены в Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ:

  • 5 класс отходов практически не имеет опасности и не подлежит паспортизации. Чтобы собирать, хранить, перерабатывать или перемещать их требуется провести лишь биотестирование.
  • 4 класс отходов имеет низкую опасность. Сюда включаются бытовые, коммунальные отходы, а также нефтепродукты (не более 15%), лак, лакокрасочные соединения, а также масла (не более 15%). Сюда относятся такие производственные отрасли как добыча угольной, коксовой пыли, мела, известняка, нефтяного битума, щебенки и других материалов. Также это отходы от сельскохозяйственной продукции и ряд химических веществ.
  • 3 класс отходов – вред, исходящий от них, считается умеренным. В них содержатся остатки нефтепродуктов, масел и различных кислот. Сточные буровые воды, составляющие солевых растворов, буровые шламы, спиртовые пеногасители – все эти элементы на производстве относятся к 3 категории. Также сюда включаются все сельскохозяйственные предприятия, на которых разводят животных или птиц: птичий помет, коровий или свиной навоз, утратившие потребительские качества пищевые продукты. Также к данной категории относятся производства, занятые в сфере пищевой промышленности, табачных изделий, текстильной промышленности, полиграфии, печати, каменно-угольного производства, некоторых других отраслей.
  • 2 класс отходов – высокая опасность. Сюда включается хлороформ, нитриты, серная кислота, литиевые отходы (батареи и т.д.), сероводород, барий, стиролы, формальдегиды, другие вещества. Такой класс характерен для производств, где задействуются гальванические элементы, свинец, автомобильные покрышки, остатки от нефтеперерабатывающей деятельности.
  • 1 класс отходов – чрезвычайно опасные. Негативные последствия для окружающей среды в случае их неконтролируемой утечке чреваты необратимыми нарушениями экосистемы без возможности ее восстановить. Сюда входят такие вещества как диэтилртуть, теллур, свинцовые соли, фторводород, таллий. Сюда включаются такие отходы как использованные аккумуляторы, любые вещества с содержанием фреона, медицинские отходы, ртутные градусники, лампы, мышьякосодержащие вещества, отходы от крезола, другие химические вещества и соединения.

Зачем нужна паспортизация

Разработка паспорта опасного отхода обязательно проводится для предприятий для 1-4 класса опасности: 5 освобождается от данной обязанности. Отнесение к данным категориям определяется потенциальным вредом, который данные материалы или вещества могут принести окружающей среде. Паспорт, в свою очередь, фиксирует допустимые пределы загрязнения окружающей среды, дает право законно хранить, транспортировать, утилизировать или выполнять другие манипуляции с данными материалами и веществами. Предприятие может как заниматься разработкой паспортов отходов самостоятельно, так и заказать услуги сторонней организации.

Паспорт разрабатывается на основании лабораторных исследований, которые включают комплексный химический анализ, который отражает химический состав отходов, а также морфологию, которая определяет их физические свойства. В свою очередь, для 5 класса производится биотестирование, которое подтверждает факт того, что отходы не представляют собой угрозы для окружающей среды.

Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу предлагает услуги в области природоохраны частным клиентам на возмездной основе. Стоимость разработки паспорта опасного отхода определяется индивидуально исходя из производственных особенностей предприятий, характеристик и количества источников вредного воздействия, а также других факторов.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ


Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Природоохранная прокуратура разъясняет: с 1 января 2021 года начали действовать новые правила для паспорта отходов 1-4 классов опасности.

Природоохранная прокуратура разъясняет: с 1 января 2021 года начали действовать новые правила для паспорта отходов 1-4 классов опасности.

Данные правила утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 и действуют с 1 января 2021 года.

Ими установлены новые требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I- IV классов опасности.

При паспортизации отходов I-IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.

Документы, по которым определят вид отходов (по федкаталогу), нужно будет хранить пока действует паспорт.

Если есть отходы, включенные в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается по одной форме, если нет – по другой. В последнем случае юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям сделать это необходимо не позднее 30 дней со дня получения информации Росприроднадзора о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности.

Паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО.

Паспорта отходов, включенных в ФККО, действуют бессрочно. Внесение изменений в паспорта отходов не допускается.

Важно знать, что если паспорт не составить, придется заплатить административный штраф:


Прокуратура разъясняет - с 1 января 2021 года начали действовать новые правила для паспортов отходов 1-4 классов опасности

Прокуратура разъясняет - с 1 января 2021 года начали действовать новые правила для паспортов отходов 1-4 классов опасности

Данные правила утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 и действуют с 1 января 2021 года.

Так, Правила устанавливают новые требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I- IV классов опасности.

При паспортизации отходов I-IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.

Документы, по которым определяется вид отходов (по федкаталогу), подлежат хранению на срок действия паспорта.

Если есть отходы, включенные в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается по одной форме, если нет – по другой. В последнем случае юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям сделать это необходимо не позднее 30 дней со дня получения информации Росприроднадзора о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности.

Паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО.

Паспорта отходов, включенных в ФККО, действуют бессрочно. Внесение изменений в паспорта отходов не допускается.

Важно знать, что если паспорт не составить, придется заплатить административный штраф:

Читайте также: