Парафино озокеритовые аппликации для детей в домашних условиях как сделать

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 06.09.2024

Обзор возможностей реабилитации детей с детским церебральным параличом. В статье представлен подробный анализ видов, методов лечения и реабилитации, предназначенный для врачей-реабилитологов, врачей общей практики, узких специалистов.

This is a review of rehabilitation options for children with cerebral palsy. The article provides a detailed analysis of the types, methods of treatment and rehabilitation, intended for rehabilitation therapists, general practitioners, and subject-matter specialists.

Оптимальное оказание помощи пациенту подразумевает мультидисциплинарный подход команды специалистов медицинского, педагогического и социального профиля, обращающих свое внимание на потребностях не только самого пациента, но и членов его семьи, участвующих в ежедневной реабилитации и социальной адаптации больного. Являясь дисфункциональным состоянием, заболевание требует непрерывной ежедневной реабилитации с первых дней жизни пациента, учитывающей следующие медицинские и социальные аспекты задачи:

  • передвижение, поддержание позы и двигательная активность ребенка;
  • коммуникация;
  • лечение сопутствующих заболеваний;
  • ежедневная активность;
  • уход за ребенком;
  • качество жизни пациента и членов семьи;
  • мотивационная и эмоциональная поддержка.

У ребенка до 4 месяцев (согласно классификации К. А. Семеновой) диагноз не всегда очевиден. Наличие отягощенного перинатального анамнеза, задержка психомоторного развития ребенка являются показаниями к целенаправленному наблюдению ребенка педиатром, реабилитологом, эрготерапевтом, психологом, дефектологом, механотерапевтом, гидрореабилитологом и неврологом. На первом этапе реабилитации оказание помощи новорожденным, угрожаемым по развитию ДЦП, начинается в роддоме и продолжается на втором этапе — в специализированных отделениях при детских больницах и в дальнейшем переходит на третий этап — амбулаторно при детских поликлиниках под наблюдением педиатра, невролога и врачей-специалистов (ортопеда, офтальмолога и др.). Первичное обследование пациента и дальнейшее лечение могут проводиться в условиях стационара, дневного стацио­нара и амбулаторно в детской поликлинике, что определяется степенью тяжести общего состояния пациента. Дополнительным этапом восстановительного лечения является направление пациентов в учреждения санаторного профиля, а также центры социальной реабилитации. Продолжительность непрерывного пребывания такого ребенка в лечебном учреждении зависит от тяжести двигательных нарушений и сопутствующей патологии. Важным является не только проведение курсов комплексного восстановительного лечения в условиях медицинского учреждения, но и выполнение рекомендаций относительно уровня и характера физических нагрузок, использования технических средств реабилитации в домашних условиях. Ключевыми принципами оказания помощи при этом заболевании являются ее раннее начало, непрерывность и преемственность всех этапов реабилитации или мультидисциплинарный подход.

После консультации поступающего на реабилитацию пациента врачебной мультидисциплинарной бригадой выставляется реабилитационный диагноз (в категориях международной классификации функционирования или МКФ), определяются краткосрочные и долгосрочные цели реабилитации, составляется индивидуальный реабилитационный план. Постоянно происходит увеличение числа и совершенствование существующих традиционных и альтернативных методик лечения пациентов с ДЦП, однако принципиальная цель остается прежней — своевременная компенсация функциональных нарушений, развившихся в результате повреждения головного мозга ребенка, и минимизация вторичных биомеханических деформаций и социальных последствий заболевания. При невозможности патогенетического воздействия на причину ДЦП задачей является оптимальная адаптация ребенка к существующему дефекту, основанная на принципах пластичности нервной системы.

Подходы к оперативному лечению спастичности при детском церебральном параличе можно подразделить на несколько групп в зависимости от уровня воздействия, конкретной задачи и способа ее решения [2]:

1. Нейрохирургическое лечение:

1.1. Деструктивные нейрохирургические методики:

а) стереотаксическая энцефалотомия;
б) продольная (лонгитудинальная) миелотомия;
в) заднешейная ризотомия;
г) селективная дорсальная ризотомия;
д) нейротомия.

1.2. Функциональная нейрохирургия:

а) стимуляция мозжечка;
б) стимуляция спинного мозга (шейный отдел, поясничный отдел).

2. Ортопедохирургическое лечение:

2.1. По месту воздействия:

а) операции на костях и суставах.
б) операции на сухожилиях.
в) операции на мышцах.

2.2. По способу воздействия:

а) компрессионно-дистракционные методики;
б) костные внутрисуставные операции;
в) костно-пластические операции.

Преодоление спастичности и снижение мышечного тонуса по-прежнему остаются центральными задачами большинства реабилитационных методик при ДЦП. Вместе с тем следует понимать, что высокий мышечный тонус может играть определенную опорную роль при перемещениях пациента с ДЦП, его снижение не всегда ведет к улучшению двигательной функции [3].

Лечебная физкультура (ЛФК) чрезвычайно эффективный метод, обязательно включаемый в реабилитацию детей с ДЦП [4]. Задачами лечения со стороны ЛФК являются:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • нормализация двигательных навыков;
  • повышение подвижности суставов;
  • повышение силы и силовой выносливости основных групп мышц;
  • оптимизация и профилактика спазмированости мышц.

Массаж представляет собой мануальное воздействие на кожу и подлежащие образования пациентов с ДЦП. Процедура массажа является традиционной и наиболее назначаемой в структуре комплексной терапии. Массаж решает те же лечебные задачи, что и ЛФК, во главе этих задач лежит спастичность. Массажные техники оказывают воздействие либо на зоны основного поражения — так называемые триггерные точки, либо на организм в целом — проведение общего расслабляющего массажа, либо на рефлекторно-сегментарные области — рефлекторный, паравертебральный массаж. Отдельного внимания заслуживают дозировки массажа при ДЦП. Они на порядок выше, чем при других неврологических заболеваниях и составляют 5–7 массажных единиц.

В случаях, когда речевые и умственные возможности пациента с ДЦП нарушены в той или иной степени, в комплекс реабилитационных мероприятий подключается специалист логопед-дефектолог. В зависимости от направления поражения (речь, умственные, когнитивные нарушения) назначаются те или иные методики. Логопедическая коррекция предусматривает проговаривание определенных звуков, их сочетаний, слогов и слов в определенной последовательности. Также используются различные авторские гимнастики, дающие возможность улучшить состояние челюстно-лицевого аппарата. Как дополнительная помощь специалисту предлагается к применению логопедический массаж лица, языка и нижней челюсти, который проводится мануально или с помощью специальных зондов. Дефектолог проводит обучающие программы, которые улучшают умственное и логическое состояние ребенка с ДЦП.

Для нормализации психоэмоционального статуса семей, в которых живут дети с ДЦП, в программе комплексной реабилитации специалист — клинический психолог решает следующие задачи:

  • оценка психологического статуса ребенка с ДЦП и семьи;
  • углубленная оценка когнитивных функций ребенка (памяти, внимания);
  • оценка эмоционального состояния, диагностика тревог, депрессий;
  • проводит консультирование и психологическую помощь и коррекцию семье и ребенку.

Оценка проводится по специальным опросникам и шкалам, дающим возможность объективно оценивать данные состояния и проводить соответствующую коррекцию.

К методам с высокой доказательностью относят технологии альтернативной коммуникации и различные варианты игровой терапии (сказка-терапия и другие методы).

Эрготерапия — новое направление в реабилитации. В современной медицине на уровне мультидисциплинарной бригады всегда присутствует эрготерапевт, особенно тогда, когда двигательные возможности пациентов в структуре бытовых навыков снижены или нарушены в значительной степени. Эти специалисты помогают детям обрести комфорт в бытовой повседневной деятельности. По образованию эрготерапевт — это психолог или специалист по адаптивной физической культуре, прошедший соответствующую подготовку. В задачи лечения, стоящие перед эрготерапевтом, входят:

  • оценка стресса на бытовую деятельность;
  • оценка деятельности пациента на бытовом уровне;
  • оценка тревожности при ограничении деятельности;
  • восстановление или развитие деятельности, которая была ограничена или нарушена;
  • оценка возможностей самостоятельной деятельности. Профилактика гиперопеки семьи;
  • включение пациента в деятельность по самообслуживанию и перемещению;
  • обследование среды обитания и ее адаптации для дальнейшей деятельности пациента;
  • восстановление двигательных возможностей в бытовой сфере;
  • профилактика ограничений бытовых движений.

Основное направление занятий с социальным педагогом — обучение коммуникативным техникам и взаимодействию с окружающей средой. Оно проводится, как правило, в индивидуальном режиме в течение длительного времени. Создается на основании индивидуальной программы социального обслуживания (ИПСО). Проводится в социальных центрах реабилитации инвалидов, городских поликлиниках или отделениях медицинских центров реабилитации и включает в себя:

  • работу со специалистами;
  • создание образовательной среды в учреждениях дополнительного образования;
  • взаимодействие с родителями (просветительская работа);
  • диагностику профессиональной направленности и подготовку к обучению;
  • работу с семьей больного ребенка;
  • исследование проблем семьи;
  • социально-педагогическое патронирование семьи;
  • социально-педагогическую подготовку к реабилитационному процессу;
  • работу непосредственно с ребенком;
  • педагого-психологическую диагностику;
  • разработку программ индивидуальной реабилитации;
  • коррекционно-развивающую работу.

Большую роль в качестве жизни детей с ДЦП играют ортопедические устройства. К ним относятся специально изготовляемые стельки, ортопедическая обувь и так называемые ортезы для поддерживания голени. Все эти устройства способствуют нормализации паттерна ходьбы или возможности создания вертикального положения в зависимости от степени инвалидизации ребенка.

Помимо традиционных методов лечения ДЦП предлагаются альтернативные программы реабилитации. К альтернативным методам лечения и реабилитации пациентов относят акупунктуру и иглорефлексотерапию, мануальную терапию, краниосакральные техники, канистерапию, иппотерапию и дельфинотерапию, йогу, тайцзицюань, методы китайской традиционной медицины, однако согласно критериям доказательной медицины эффективность и безопасность данных методик в настоящее время не оценивалась. Также с недостаточной доказательной базой в лечении ДЦП предлагается кинезиотейпирование. Метод, дающий возможность компенсировать нарушения тонуса и оптимизировать двигательные навыки.

В комплексной реабилитации детей с ДЦП, имеющих двигательные нарушения, отдельным направлением в лечении является использование воды температуры 36–38 °С в бассейне вместе со специальными упражнениями. Эти водные гимнастики, или гидрокинезотерапия, способствуют значительному повышению подвижности суставов и расслаблению мышц, что приводит к нормализации двигательных способностей у пациентов. Упражнения проводятся в воде инструктором, чаще в пассивном режиме вместе со специальными перемещениями и скольжениями по поверхности воды. В занятии могут применяться ныряния и подныривания. Эти движения выполняют с разной скоростью в разных плоскостях и направлениях по строго определенной методике. В начале курса восстановительного лечения необходимо протестировать пациента с ДЦП на толерантность к физической нагрузке и по результатам проб сделать правильные назначения дозировки упражнений.

Важным моментом в прогнозе пациентов с ДЦП являются возможность сохранения двигательных навыков в течение всей жизни и собственно продолжительность самой жизни. Уровень смертности среди пациентов с ДЦП находится в прямой зависимости от степени двигательного дефицита и сопутствующих заболеваний. Другим предиктором преждевременного летального исхода служит снижение интеллекта и неспособность к самообслуживанию. Так, было показано, что в европейских странах пациенты с ДЦП и коэффициентом интеллекта менее 20 в половине случаев не достигали возраста 18 лет, тогда как при коэффициенте интеллекта более 35 — 92% пациентов с ДЦП жили более 20 лет. Что касается прогноза двигательных возможностей, то он не столь оптимистичен. К сожалению, доказано [5], что в подростковом и взрослом возрасте двигательная функция и ходьба ухудшаются и только половина (!) детей с III уровнем моторных функций по шкале GMFCS (Global Motor Function Classification System) продолжают ходить со вспомогательными средствами, уже став взрослыми.

В целом качество жизни и прогноз социальной адаптации пациентов с детским церебральным параличом в значительной степени зависят от своевременного оказания медицинской, педагогической и социальной помощи ребенку и его семье. Социальная депривация и недоступность комплексной помощи могут оказать негативное воздействие на развитие ребенка с ДЦП, возможно, даже большее по своей значимости, чем исходное структурное повреждение головного мозга.

Литература

Л. Б. Куранова* , 1 , кандидат медицинских наук
Б. И. Херодинов**, кандидат медицинских наук

* ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-Петербург
** ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург

Современные методы реабилитации детей с детским церебральным параличом/ Л. Б. Куранова, Б. И. Херодинов
Для цитирования: Лечащий врач № 12/2019; Номера страниц в выпуске: 45-48
Теги: дети, задержка психомоторного развития, двигательная активность

Дисплазия – этот термин означает нарушение формирования какого-либо органа или системы организма. В этом материале мы будем говорить о дисплазии тазобедренного сустава.

Под дисплазией тазобедренного сустава понимают нарушение формирования тазобедренного сустава, захватывающее все составляющие сустав элементы: костно-хрящевую основу, связочно-капсульный аппарат и мышечный компонент. Это определение довольно обширно и включает в себя физиологическую незрелость тазобедренного сустава, предвывих, подвывих и вывих бедра.

Предвывих бедра – это уже патология сустава, связанная с отсутствием стабильности головки бедренной кости в другом компоненте тазобедренного сустава – вертлужной впадине и уже требует пристального внимания. При отсутствии адекватного лечения предвывих бедра может привести к развитию деформации сустава (артрозу), что приводит к болевому синдрому и нарушению подвижности сустава, а так же может привести к вывиху бедра после начала ходьбы.

Вывих бедра – наиболее тяжелая форма патологии развития тазобедренного сустава, заключающаяся в практически полном несоответствии суставных поверхностей головки бедренной кости и вертлужной впадины. Такой порок развития сустава требует максимальных усилий по тщательной диагностике и активного и скорейшего лечения. Поздняя диагностика или неадекватное лечение приводит к грубым нарушениям подвижности тазобедренного сустава и, в конечном итоге, приводит к инвалидности.

Теперь нам понятно, почему дисплазии тазобедренного сустава уделяется так много внимания докторами педиатрами и ортопедами. Почему же наиболее подвержен этим напастям именно тазобедренный сустав?

Дело в том, что тазобедренный сустав в силу своих анатомо-физиологических особенностей является наиболее нагруженным суставом нашего организма и сбой в одном из составляющих его компонентов приводит к нарушению функции сустава и, в конечном итоге, к ухудшению качества жизни пациента. Именно поэтому диагноз дисплазии тазобедренного сустава так часто можно слышать из уст ортопеда, хотя нельзя не признать факт некоторой гипердиагностики данной патологии, но, учитывая тяжесть последствий при отсутствии лечения, это все же оправдано.

Как часто встречается дисплазия тазобедренного сустава?

По статистике встречаемость дисплазии тазобедренного сустава составляет 4-6 случаев на 1000 новорожденных, у девочек встречается в 6-7 раз чаще. Одностороннее поражение преобладает над двусторонним (причем чаще поражается левый тазобедренный сустав). Отмечается наследование от матери к дочери. Факторов, приводящих к нарушению внутриутробного формирования сустава, отмечено достаточно много, среди них отмечены тазовое предлежание плода, узость матки, маловодие, токсические и биологические (в первую очередь вирусные заболевания матери в период беременности) факторы и многое другое.

Когда же и какими методами можно и нужно диагностировать дисплазию тазобедренного сустава? Может ли мама сама заподозрить наличие дисплазии тазобедренного сустава у ребенка и, если да, то при помощи каких приемов? Ответ на этот вопрос зависит от тяжести поражения сустава. Попробуем ответить на этот вопрос, привязав сроки и методы диагностики к возрасту малыша.

При проведении ультразвуковой диагностики в период беременности удается диагностировать только грубые нарушения – подвывих и вывих бедра, то есть те изменения, при которых суставная поверхность головки бедра не соответствует поверхности вертлужной впадины таза ребенка.

После 2-й – 3-й недели жизни ребенка на первый план в диагностике дисплазии тазобедренного сустава выходит ограничение отведения бедер. Для его выявления согнутые в коленных и тазобедренных суставах ножки ребенка в положении на спине разводят без насилия. В норме удается развести бедра до угла 85-90 градусов к поверхности. При повышенном мышечном тонусе и спазме мышц приводящих бедро отведение может быть ограничено до угла около 70 градусов, но такое ограничение отведения бедер может быть вызвано и нарушением формирования суставов. Ограничение отведения бедра с одной стороны в большинстве случаев является признаком патологии со стороны тазобедренного сустава.

В пользу патологии тазобедренного сустава говорят так же такие симптомы, как укорочение одной конечности, разворот стопы на стороне поражения кнаружи от среднего положения (наружная ротация стопы).

Для подтверждения диагноза дисплазии тазобедренного сустава и контроля динамики лечения в настоящее время широко используется ультразвуковая диагностика. К положительным сторонам этого метода обследования можно отнести безболезненность, неинвазивность, относительную безопасность и резко возросшую в последнее время доступность. Так же с помощью ультразвукового исследования сустава могут быть выявлены минимальные изменения строения тазобедренного сустава. Но, к сожалению, этот метод обследования не всегда дает точные результаты (достоверность его составляет около 85-90 %). Тем не менее на сегодняшний день ультразвуковая диагностика является основным методом скрининг диагностики дисплазии тазобедренного сустава.

В случае, когда клиническая картина расходится с данными ультразвукового обследования или при поздней диагностике патологии тазобедренного сустава используется метод рентгенографии. При правильно выполненной рентгенограмме становится полностью ясной картина строения сустава и взаимоположение головки бедра в суставе. Но в силу достаточно большой лучевой нагрузки при проведении рентгенографии этот метод обследования используется по возможности реже.

И так, ребенку поставлен диагноз дисплазии тазобедренного сустава, что же делать дальше и как помочь малышу?

Лечение дисплазии тазобедренного сустава необходимо начинать как можно раньше. Целью лечения являются центрирование головки бедра в суставе и создание условий для формирования всей вертлужной впадины. Раннее, максимально щадящее, но систематическое лечение позволяет полностью восстановить анатомию и функцию недоразвитого тазобедренного сустава.

Центрирование бедра в суставе на ранних сроках лечения достигается путем широкого пеленания – две пеленки помещают между разведенными бедрами ребенка и фиксируют третьей. При тяжелых степенях дисплазии тазобедренного сустава для центрирования головки бедра используют специальные шины-распорки (стремена Павлика, подушка Фрейка и т.п.). При использовании данных шин у родителей могут возникнуть вопросы и трудности по уходу за малышом, вот некоторые советы, которые помогут Вам и Вашему малышу приспособиться в этот период:

1. Под стременами или подушкой должен быть только детский подгузник (одноразовый или марлевый). Если Вы предпочитаете использовать марлевые подгузники, надевайте клеенчатые трусики, которые имеют застежки по сторонам.

2. Меняя подгузник, не поднимайте ребенка за ноги, а подкладывайте руку под ягодицы.

3. Распашонки можно менять, не снимая стремян: отстегните плечевые ремешки от грудного и снимите распашонку через голову.

Поверх шин можно одевать свободные штанишки, костюмы, платья.

4. В период ношения шин купание ребенка проводится реже, поэтому необходимо 2-3 раза в день осматривать кожу под ремешками, под коленями и вокруг шеи, чтобы убедиться в отсутствии признаков воспаления (покраснения) кожи. В этот период необходимо протирать кожу ребенка мягкой тряпочкой смоченной в теплой воде. При проведении водных процедур можно расстегнуть одну ножную часть стремени, но не снимать ее, а ножку держать в согнутом и отведенном положении.

5. Необходимо следить и за гигиеническим состоянием самой шины, она должна оставаться всегда сухой, избегайте попадания присыпок и лосьонов под пояса, это может вызвать воспалительные процессы на коже малыша.

6. При кормлении особенно внимательно нужно следить, чтобы бедра малыша не сводились вместе.

Ношение этих приспособлений (ортезов) носит длительный характер – от 3-х месяцев до года, и родителям ребенка, которому поставлен диагноз дисплазии тазобедренного сустава, крайне важно набраться терпения и не смалодушничать в период лечения и педантично выполнять назначения доктора.

После центрирования головки бедра приступают к массажу и лечебной гимнастике, направленной на создание правильного соотношения суставных поверхностей. Можем порекомендовать несколько легко выполнимых в домашних условиях упражнений.

1. В положении ребенка лежа на спине, максимально сгибаем ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, а затем полностью выпрямляем.

2. В прежнем исходном положении сгибаем ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах под прямым углом, умеренно разводим бедра и, давая умеренную нагрузку по оси бедер, выполняем вращательные движения бедрами.

3. В положении ребенка лежа на спине, разводим согнутые в коленных и тазобедренных суставах ноги ребенка максимально к поверхности стола.

Так же в этот период применяют физиотерапию (парафиновые аппликации, электрофорез с препаратами кальция и фосфора) для улучшения питания компонентов сустава и сложный ортопедический массаж.

В случаях запоздалой диагностики дисплазии тазобедренного сустава или при отсутствии адекватного лечения на ранних сроках лечение проводится путем длительного этапного гипсования, а так же выполняется оперативное лечение, но в этих случаях не существует стандартных схем лечения и тактика помощи пациенту разрабатывается индивидуально.

После лечения дисплазии тазобедренного сустава ребенок должен быть оставлен на диспансерном учете у ортопеда на длительное время – от 3-х - 5-ти лет до момента окончания роста. При необходимости выполняются контрольные рентгенограммы 1 раз в 2 года для контроля правильности развития сустава. Так же зачастую накладываются ограничения по нагрузке на сустав. Детям, получавшим лечение по поводу дисплазии тазобедренного сустава, желательно посещение специализированных ортопедических групп в детских дошкольных учреждениях.

При тяжелых степенях дисплазии тазобедренного сустава функциональные нарушения носят, как правило, пожизненный характер, даже при своевременно начатом и правильно проводившемся лечении.

Так что же необходимо делать родителям малыша для того, что бы во время распознать дисплазию тазобедренного сустава и, если этот диагноз был поставлен ребенку, не допустить тяжелых осложнений?

В первую очередь необходимо вовремя показать ребенка ортопеду. Рекомендованные сроки осмотра ортопедом - 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год.

Если ортопед все же поставил диагноз дисплазии тазобедренного сустава, то эффективность лечения на 50 процентов зависит от правильного и своевременного выполнения родителями ребенка назначений доктора. Важно помнить, что чем раньше начато лечение, тем лучше его результаты и меньше вероятность тяжелых осложнений. При ранней диагностике дисплазии тазобедренного сустава и правильно и своевременно проведенном лечении положительный результат достигается в 96-98% случаев. Не стоит БОЯТЬСЯ этого диагноза, а необходимо лечить ребенка, он нуждается в вашей помощи и заботе!

Надеюсь, данный материал помог Вам разобраться в том, что же это за непонятный и пугающий многих диагноз – дисплазия тазобедренного сустава и Вам стало ясно, как бороться с этой патологией.

Узловатые припухшие пальцы – такая неприятность ожидает тех, у кого развился и прогрессировал артроз кистей рук. По статистике, женщины страдают от этого заболевания в десять раз чаще мужчин. С помощью несложных профилактических действий можно максимально обезопасить себя от такого дефекта рук, с которым, к сожалению, не справится ни один косметологический метод.

С артрозом кистей вы не сможете нормально орудовать ножом и вилкой

С артрозом кистей вы не сможете нормально орудовать ножом и вилкой

Что такое артроз кисти

В суставе есть хрящевая ткань, которая по той или иной причине видоизменяется. На ней образуются дефектные участки. Они истончаются – появляются костные наросты остеофиты. Пальцы приобретают характерную неэстетичную бугристость, из-за которой становится трудно выполнять привычные действия, требующие мелкой моторики.

Ни артроз кистей, ни гонартроз не передаются по наследству: передается только предрасположенность к нему. Вы можете унаследовать особенности обмена веществ, характер тканей, эластичность и плотность суставных хрящей. Если у ваших близких родственников были предпосылки к лечению остеоартроза, задумайтесь: вы – в группе риска!

Что делать в молодости: простые рекомендации

Особенно подвержены артрозу кисти люди определенных профессий – пианисты, массажисты, офис-менеджеры и постоянно печатающие на клавиатуре. Если вы предполагаете возможность развития этой патологии, постарайтесь выбрать в молодости другую профессию.

  • Избегайте травм пальцев и лучезапястного сустава. Они чаще всего провоцируют развитие дистрофических изменений.
  • Особую осторожность проявляйте во время гололеда, ведь при падении человек интуитивно подставляет кисти рук.
  • Не злоупотребляйте упражнениями с гантелями.

Берегите руки смолоду

Берегите руки смолоду

Что делать после сорока

После сорока основной причиной коксартроза, гонартроза и артроза кисти становятся гормональные изменения. С наступлением менопаузы у женщин ситуация усугубляется, особенно в области пальцев. В организме снижается уровень эстрогенов – он начинает активно терять влагу, в том числе в суставе. Хрящи испытывают дефицит влаги, становятся ломкими и уязвимыми.

В этом возрасте особенно важно вести здоровый образ жизни – достаточно находиться на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек. От стиля питания, поступления кислорода и витаминов зависит состояние суставов и хрящевой ткани.

Как делать профилактический массаж кистей

С помощью простых движений вы можете самостоятельно снимать напряжение и устранять мышечные спазмы в кистях рук. Массаж необходим, чтобы улучшить кровообращение и нормализовать в суставах обмен веществ.

  • Сначала согрейте ладони, потерев их друг о друга.
  • Растирайте большим и указательным пальцем одной руки поочередно каждый палец на второй руке: от основания к ногтю, а затем обратно.
  • Обхватите палец рукой и выполняйте вращения, как будто натачиваете карандаш.
  • Сгибайте и разгибайте пальцы в быстром темпе, не сжимая их в кулак, – 15-20 раз.

Массаж пальцев рук отнимает всего несколько минут

Массаж пальцев рук отнимает всего несколько минут

Массаж пальцев рук отнимает всего несколько минут

Как быть, если появились первые признаки артроза

На начальных стадиях артроза рекомендуют принимать защитные препараты – хондропротекторы. Хондроитин и глюкозамин в их составе улучшают регенерацию клеток хряща, увеличивают содержание гиалуроновой кислоты, делают хрящ более прочным и эластичным. Эти лекарства эффективны только на ранних стадиях, несмотря на то что их назначают и впоследствии в комплексной терапии.

Улучшить приток крови и ускорить обмен веществ помогает парафинотерапия. Косметический парафин нагревает проблемные участки. Если вы уже ощущаете в кисти дискомфорт, обеспечьте ей достаточную физическую активность. В бездействии хрящ будет разрушаться быстрее. С этой целью можно сжимать и разжимать резиновый мяч или эспандер, лепить из глины или пластилина.

Полчаса лепки в день – и вы с легкостью укрепите мышцы кисти!

Полчаса лепки в день – и вы с легкостью укрепите мышцы кисти!

Как понять, что у вас артроз кисти

Заболевание проходит несколько этапов. Чтобы обнаружить его как можно раньше, необходимо знать признаки каждого из них:

1 стадия – бывают периодические ноющие боли в ночное время, вы почувствуете напряжение в мышцах, возможно, заметите небольшие отеки. Пальцы двигаются без затруднений.

2 стадия – боль беспокоит и ночью, и днем, особенно после нагрузки на пальцы. При движениях появляется хруст. Мышцы пораженных пальцев начинают атрофироваться и увеличиваться в объеме. Образуются костные наросты – узелки Гебердена.

3 стадия – пораженные пальцы уже сильно ограничены в подвижности. Поверхностный слой межфаланговых суставов полностью разрушен, остеофиты сливаются в единое целое, боль присутствует постоянно.

Артроз и артрит кистей рук имеют много общих признаков, но это совершенно разные заболевания. В чем их отличия? Комментарий известного доктора, профессора Бубновского:

Тактика лечения

На ранних стадиях вам предложат консервативное лечение, которое снизит болезненность и расширит подвижность пальцев. Некоторые методы физиотерапии при артрозе улучшат кровоснабжение и восстановят обмен веществ, активизируют регенерацию тканей и снизят болевой синдром. Практикуют также такие техники:

  • остеопатия и мануальная терапия – для укрепления мышц, улучшения подвижности, восстановления околосуставного кровотока;
  • рефлексотерапия – способствует снятию воспаления и отечности, улучшает работу поврежденных межфаланговых суставов;
  • гирудотерапия – способна заменить сразу несколько лекарственных препаратов;
  • лечебная физкультура – расслабляет мышцы и укрепляет мускулатуру.

Если ортопед рекомендует внутрисуставные инъекции, значит, еще не все потеряно

Если ортопед рекомендует внутрисуставные инъекции, значит, еще не все потеряно

Если ортопед рекомендует внутрисуставные инъекции, значит, еще не все потеряно

Кисти рук нуждаются в бережном уходе, и дело не только в правильном выборе крема или косметологических процедур. Ухаживать нужно и за межфаланговыми суставами, ведь от них зависит то, насколько уверенной и точной будет наша мелкая моторика. Регулярно разминайте пальцы, делайте упражнения, берегите руки от травм и переохлаждений – тогда риск развития артроза будет значительно ниже.

физиотерапия в педиатрии

Физиотерапевтические методы лечения в педиатрии нашли широкое применение. Многие виды воздействий применяются уже с первых дней после рождения ребенка.

Физиотерапия дает хорошие результаты в лечении достаточного количества заболеваний. Существует множество методик, используемых для борьбы с различными патологиями. Эффективность такого лечения подкреплена научными исследованиями.

Однако надо знать о том, что детям процедуры назначаются иначе, чем взрослым. Необходимо соблюдать определенные правила, следование которым поможет получить максимальную пользу от лечения и избежать возможного появления негативных реакций.

Особенности детского организма

Функциональное состояние, строение тканей и физиология детского организма имеют ряд отличий от взрослого и меняются по мере взросления и роста человека. Эти особенности в обязательном порядке учитываются при определении конкретного лечебного фактора, подборе параметров воздействия, локализации и времени проведения процедуры.

  • Толщина и количество клеточных слоев кожного покрова ниже, чем у взрослых. Эпидермис отличается высокой гидрофильностью. Тонкость и рыхлость детской кожи должны учитываться индивидуально.
  • Нервная система характеризуется ускоренным формированием рефлексов, преобладанием возбуждающих процессов над тормозящими. Помимо этого, действие физических факторов не ограничивается областью проведения лечения, а распространяется по нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.
  • Меньшая плотность костной ткани грозит большей подверженностью травмам. Костная ткань отличается высоким содержанием воды, что позволяет энергии физических факторов проникать глубже и оказывать выраженное воздействие.
  • Большой (по сравнению со взрослым организмом) размер сердца, более тонкие и свободно расположенные мышечные волокна. Определенные особенности физиологии сердечной деятельности.
  • Короткие и узкие носовые ходы, недостаточно развитые придаточные пазухи, слабое увлажнение дыхательных путей.
  • Широкие почечные лоханки и мочеточники, недостаточная фильтрационная способность почечных клубочков.

Особенности назначения физиотерапевтического лечения в педиатрии

Для того чтобы лечение проходило максимально эффективно, необходимо выполнять ряд правил и помнить об определенных особенностях при назначении и выполнении физиотерапевтических процедур.

  • Детский организм отзывается на лечение быстрее взрослого.
  • Воздействие на одну область можно повторять не ранее, чем через 2 месяца. При необходимости проведения повторного курса лечения на том же месте следует выбрать другой физический фактор.
  • Детям назначают, как правило, один лечащий фактор на курс лечения, т. к. их организм более восприимчив к физиотерапевтическому воздействию, а совместное воздействие преформированными (аппаратными) физическими факторами усиливает эффект каждого из них в отдельности. При необходимости воздействия двумя факторами временной промежуток между процедурами должен составлять не менее 2 часов.
  • Дозировать интенсивность лечебного фактора следует начиная с минимальных параметров, постепенно увеличивая до необходимых. Они всегда меньше, чем при лечении взрослых пациентов.
  • В педиатрии рекомендуется проведение только местных процедур, от общих лучше отказаться.
  • Время процедуры всегда меньше, чем для взрослых, т. к. детский организм способен быстрее ответить на лечение и быстрее утомляется.
  • Предпочтительнее назначать процедуры в импульсном, более мягком режиме по сравнению с непрерывным.
  • Воздействие следует проводить в присутствии врача.
  • При любом отрицательном изменении в состоянии маленького пациента необходимо прервать лечение.
  • Для детей раннего возраста не применяют пугающие методики: электросон по глазнично-затылочной методике, дарсонвализацию в искровом режиме, интраназальный электрофорез и др.
  • Не рекомендуется без особой необходимости назначать ребенку лазерное излучение, так как оно оказывает мощное биостимулирующее действие и может вызвать непредсказуемые реакции со стороны детского организма.

Сочетание методов физиотерапии

Сочетать методы физиолечения можно по следующим схемам:

  • 1 вид аппаратного лечения + массаж;
  • 1 сеанс аппаратного лечения + 1 процедура водолечения;
  • 1 процедура аппаратного лечения + 1 процедура теплолечения.

В некоторых случаях допустимо сочетание двух лечебных аппаратных (преформированных) факторов.

Ограничения для физиотерапии в педиатрии

Физиолечение нельзя проводить:

  • при умственном или физическом переутомлении ребенка;
  • менее чем за 30—40 минут до приема пищи и 1 час после еды;
  • во время или сразу после перенесенного острого инфекционного заболевания;
  • на зону роста костей, проекцию сердца, полые и эндокринные органы;
  • при склонности к кровотечениям;
  • при сниженной массе тела;
  • на области с нарушением целостности кожного покрова;
  • при наличии гнойно-воспалительных заболеваний, при опасности диссеминации заболевания;
  • при снижении адаптационных возможностей организма;
  • при выявленной непереносимости физического фактора.

Методы физиотерапии, применяемые в детском возрасте

Благотворно на детей действует бальнеотерапия, курортное лечение, теплолечение, медицинский массаж, магнитотерапия, светолечение, ультрафиолетовое излучение длинно- и средневолнового спектра, синусоидальные модулированные токи.

Электротерапия

Электроды тщательно фиксируются с помощью эластичных бинтов. Контактные прокладки необходимо использовать более толстые, чем для взрослых. После проведения процедуры кожу рекомендовано смазывать маслами или жирным детским кремом для увлажнения и питания слоев дермы, ведь ток оказывает местное раздражающее действие.

Медсестра должна перед и после каждого сеанса внимательно осматривать кожу ребенка на предмет возможных повреждений.

Чаще всего в педиатрии применяются синусоидальные модулированные токи (с трех месяцев) в переменном режиме, в том числе для электростимуляции.

Флюктуоризация назначается детям с полугодовалого возраста.

Гальванический ток применяют для проведения внутритканевого электрофореза (с первых дней жизни), гальванического воротника по Щербаку (с 2 лет) или электрофореза по Вермелю (с новорожденного периода).

Ультратонтерапия и дарсонвализация назначаются в педиатрии с двухлетнего возраста. Ультратонтерапия предпочтительнее за счет хорошего теплового эффекта и менее выраженного раздражающего действия. Детям процедура проводится по контактной методике или используется марлевая салфетка для создания стабильного зазора. Лечение проходит при низкой или средней интенсивности, время сеанса зависит от возраста ребенка.

Электросон применяется с 2-3 лет по лобно-затылочной методике. Время сеанса составляет от 15 минут до 1 часа.

Диадинамические токи обладают более выраженным раздражающим действием на кожный покров ребенка, поэтому применяются реже, чем амплипульстерапия. Методика назначается с 2-3 лет.

Фототерапия

Данный метод лечения получил широкое применение в педиатрии, т. к. при правильном проведении процедуры не вызывает негативных реакций со стороны детского организма и благотворно на него воздействует.

В педиатрии с первых дней жизни ребенка часто используется инфракрасный, красный, синий спектры светового излучения.

Новорожденных детей с гемолитической болезнью лечат, подвергая воздействию синего света по специальной схеме.

физиотерапия в педиатрии

Данный вид физитерапии применяется у детей с рождения для профилактики и лечения многих патологий.

Существуют общая и местная методики.

Общая методика в средне- или длинноволновом диапазоне применяется при кожных заболеваниях и для профилактики рахита. Местно УФО назначают при заболевании ЛОР-органов, определенных кожных заболеваниях и др.

Перед началом лечения всегда вычисляют индивидуальную биодозу ребенка с помощью биодозиметра для определения времени процедуры.

При необходимости применения эритемной дозы УФ-облучения используют перфорированную клеенку для смягчения воздействия ультрафиолета на кожный покров.

Противопоказания для назначения данного вида лечения общие. Помимо этого, УФО не применяется при низком уровне гемоглобина, поражениях пупка, гиперкальциемии.

Лазеротерапия назначается не ранее двухлетнего возраста.

Лечение электрическими, магнитными и электромагнитными полями

Магнитотерапия оказывает благоприятное воздействие на детский организм, применяется широко при травмах, поражениях суставов и других патологиях. Низкочастотное магнитное поле назначается с 1 года, высокочастотное – с 5 лет.

Электромагнитное поле ультравысокой частоты (УВЧ) применяется для лечения детей с первых дней жизни, предпочтение отдается бестепловым дозировкам (до 15 Вт). С 1 года до 3 лет мощность увеличивается до 20 Вт, с 3 до 7 лет – до 40 Вт, старше 7 лет – до 60 Вт. При воздействии на область головы при лечении детей дошкольного возраста максимальная мощность составляет 20 Вт, у школьников – 30 Вт. Для поддержания стабильного зазора между излучателем и поверхностью тела помещается прокладка определенной толщины, все фиксируется эластичными бинтами.

Время лечения составляет от 8 до 15 минут.

Индуктотермия назначается с зазором около 1,5 см через тканевую прокладку для электротерапии, процедура длится не более 12 минут.

Контактную методику воздействия используют и при назначении СВЧ-терапии при патологии ЛОР-органов, поверхностных воспалительных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки.

Франклинизация (воздействие электрическим полем) назначается с 14-15 лет и используется в неврологии, пульмонологии, хирургии.

Ультразвуковая терапия

Используется с первого месяца жизни при патологии опорно-двигательного аппарата. Интенсивность и время воздействия подбирается индивидуально. У детей в возрасте до 1 года плотность ультразвука составляет около 0,05 Вт/см?, в 1 год при проведении процедуры мощность ультразвука не может быть больше 0,1 Вт/см?. По мере роста детей она увеличивается, но не может быть больше 0,6 Вт/см?.

Тепловое лечение

В педиатрии активно применяются тепловые физические факторы, которые благотворно действуют на детский организм.

Озокерито- и парафинолечение применяется с 6 месяцев. Грязетерапия назначается с 2-3 лет.

Показаниями к данным физическим факторам являются хронические воспаления, состояния после травматических повреждений и острых заболеваний. Интенсивность теплового воздействия должна быть меньшей, чем при проведении процедур взрослым, а время сеанса составляет 15—20 минут. Курс лечения рассчитан на 5—8 процедур. Повторно его можно проводить через 2—3 месяца.

Бальнеотерапия

Благоприятно сказываются на детском здоровье различные общие или местные ванны: жемчужные, хвойные, морские, подводный массаж. Души в детской практике не применяются, т. к. оказывают возбуждающее действие на ЦНС.

Аэрозольная терапия

Щелочные и тепловлажные ингаляции назначаются при заболевании ЛОР-органов уже с первых дней после рождения. Лекарственные средства используют с большой осторожностью, т. к. детский организм склонен к развитию аллергических реакций.

Массаж

физиотерапия в педиатрии

Массаж применяется при множестве патологий с первый дней от момента рождения маленького пациента, а также профилактически в плановом порядке.

Лечебная физкультура

Важнейший вид лечения, применяемый в педиатрии. Под руководством врача или инструктора занятия гимнастикой укрепляют мышечный корсет, увеличивают толерантность к физической нагрузке, улучшают координацию движений, улучшают кровоснабжение органов и тканей, стимулируют дыхательную систему и решают многие другие вопросы. ЛФК проводится с первых недель жизни ребенка и обычно сочетается с одновременным проведением массажа.

Галотерапия

Или соляные пещеры назначаются в педиатрии с 6-месячного возраста для лечения патологии дыхательной системы, а с 1 года и в качестве профилактики простудных заболеваний.

Курортное лечение

Лечение сменой места обитания применяется широко. Воздействие солнечной радиацией, морским воздухом, микроклиматом лесов, сухим или влажным климатом, измененным давлением подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от возраста пациента, имеющихся заболеваний и других факторов.

Физиотерапевтическое лечение позволяет укрепить детский организм, повысить его устойчивость к различным заболеваниям, избежать лишнего приема фармацевтических препаратов или снизить их дозировку, ускорить выздоровление и восстановление организма после заболевания. При грамотном лечении маленьких пациентов невозможно обойтись без назначения физиотерапевтических процедур.

Заведующая физиотерапевтическим отделением
Цымбалова Евгения Алексеевна

Анализ крови на антитела к короновирусу

Вакцинация препаратом "М-М-P II"

Для профилактики кори, паротита и краснухи. Сохранение уровня антител в крови более 11 лет.

Ликвидация любых аномалий зубов, восстановление эстетики и полноценных функций

Читайте также: