Памятка покормите птиц зимой своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 09.09.2024

Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушков, галок, синиц,
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.

Е.Благинина

Учитель: Наступила зима. Пушистым снегом покрыты поля и леса. Не слышно весёлых птичьих голосов, ещё осенью многие птицы улетели от нас за три девять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетели в Китай, в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли, скворцы улетели во Францию, Италию. Но не все птицы покидают родные края. Многие из них не улетают и остаются с нами зимовать. Как называют таких птиц? (Зимующие)

– Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? (Снегирь)

Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

К. Мухаммади.

Учитель: Многие из ребят изготовили кормушки. А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм)

Основные зимние корма

Птиц можно подкармливать:

– семенами подсолнечника, тыквы, арбуза;
– пшеничными отрубями;
– овсяными хлопьями, пшеном;
– птицам можно давать крошки белого хлеба (чёрный хлеб давать нельзя!);
– дятлы и синицы любят несолёное! сало.

Правила подкормки птиц зимой

– Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, пакеты, жестяные банки, коробки.
– Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
– Корма в кормушке должно быть немного и только нужного птицам: крошки хлеба семена подсолнечника, кусочки несолёного сала.
– Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Литература:

Конец зимы и начало весны — самое голодное время для пернатых. Порадуйте их зернами, ягодами и хлопьями!

Основной рецепт

Для 3-4 колец

  • 150 г кокосового твердого масла или говяжьего (свиного) жира
  • 1 ст. ложка растительного масла
  • около 300 г зерновой смеси для птиц
  • картонные колечки
  • проволока

1. Подогрейте жир в кастрюле.
2. Растопившийся жир снимите с плиты, вмешайте в него масло и зерна.
3. Картонные кольца положите на моющуюся поверхность.
4. Нанесите еще мягкую массу на внутреннюю поверхность колечек.
5. Как только она затвердеет, подвесьте колечки на проволоку на кусты или в кормушку.

СОВЕТ: Эта смесь придется по вкусу птицам, которые любят твердую пищу (синицам, воробьям и зябликам). Замените некоторые ингредиенты, чтобы привлечь как можно больше пернатых. Для любителей мягкого корма (малиновки, крапивника, дрозда) вместо зерновой смеси используйте пшеничные отруби, изюм и овсяные хлопья. Их нужно смешать с жиром в тех же пропорциях.

Шишка с зернышками

Для 2–3 шишек:

  • открытые шишки пиний (можно использовать сосновые или еловые шишки)
  • примерно 150 г кокосового масла
  • 150 г зерновой смеси
  • небольшой глиняный горшок
  • немного мха для флористики

1. Изготовьте зерновую массу по основному рецепту (см.

2. Еще горячую массу утрамбуйте в пространство между чешуйками шишки столовой ложкой. Если вы хотите повесить готовую шишку на дерево или подвесить в кормушке для птиц, используйте проволоку.

3. Выложите глиняный горшок мхом и посадите в него шишку.

СОВЕТ: Чтобы закрытые шишки открылись, нужно положить их на несколько дней в теплое место, например на батареи отопления.

Кокосовый орех с начинкой

На 2 штуки:

  • кокосовый орех
  • смесь из масла и зерен (см. рецепт выше: вам понадобится двойной объем)
  • 2 ветки (около 30 см в длину)
  • проволока
  • шнур

1. Проткните отверткой два отверстия в кокосовом орехе и слейте кокосовое молоко. Распилите орех в середине на две части и выньте мякоть. Во второй половинке также сделайте два отверстия.
2. Просуньте в них ветки. Чтобы ветка не вываливалась, обмотайте ее в месте, где она выходит из ореха, проволокой.
3. Приготовьте смесь из зерен и масла по основному рецепту, пока она мягкая, наполните ею половинки орехов.

4. Готовые кормушки подвесьте на шнуре в месте, доступном для птиц.

Мобиль для птиц

Для одного мобиля:

  • прутья, немного елового хвороста
  • 3 необработанных яблока
  • по колечку и шарику из основного рецепта для подкормки синиц
  • шнур и 1,5 м кокосовой бечевки
  1. Сверните венок из 2–3 прутиков. Если нужно, зафиксируйте концы проволокой. Сухие прошлогодние прутья на 2–3 недели замочите в воде, чтобы они стали гибкими.
  2. Привяжите к венку целые яблоки, дольки яблок и колечки с шариками из зерновой смеси.
  3. Сделайте крепление из кокосовой бечевки. По желанию добавьте еловые веточки, закрепив их между прутиками. Подвесьте мобиль в место, защищенное от солнечных лучей.

Нанижите для этой цепочки на шнур орехи и сушеные яблоки:

СОВЕТ: Используйте для подкормки птиц только цельные фрукты или дольки как на картинке. Слишком маленькие кусочки птицы проглатывают целиком и с трудом переваривают.

Венок из проса

Для одного венка:

  • заготовка для венка диаметром 40 см (готовые или сделанные из веток своими руками)
  • колосья разных сортов
  • несколько колосков настоящей пшеницы
  • проволока
  • узкая лента из ткани
  1. Привяжите к венку колоски и початки. Нестрашно, если они выступают за края. Венок не должен выглядеть слишком аккуратно. Примотайте колоски проволокой, натяните так, чтобы колоски не вывалились, когда птицы решат полакомиться.
  2. Последними колосками замаскируйте места стыка.
  3. Повесьте венок на забор в саду или на входную дверь.

СОВЕТ: украсьте венок из пшеницы дикими плодами, которые можно найти на прогулке.

1. Изюм любят птицы, питающиеся ягодами (например, дрозд или скворец).

2. Арахис дает много энергии и витаминов. Им подкармливают птиц в холодные месяцы.

3. Соевые зерна очень богаты энергией. Их плюс в том, что не остается кожуры и скорлупы.

4. Семена подсолнечника — классическая подкормка для птиц. У полосатых кожура тверже, чем у черных. Их предпочитают птицы с более мощным клювом.

5. Зерновые смеси приманят воробьев, синиц и зябликов.

6. Мягкий корм с хлопьями, ягодами и отрубями едят птицы, которые питаются отходами или мягкими семенами, — скворцы, малиновки, крапивники, дрозды.

Звездочки из корма

Для 10 штук

  • 200 г кокосового масла
  • около 200 г семян пшеницы
  • узкая лента для подвешивания

1. Нагрейте кокосовое масло до жидкого состояния.
2. Выстелите противень фольгой и разложите формы для печенья.

3. Заполните формочки пшеном слоем в 5 мм. Сразу же вложите в форму ленточку, чтобы она потом закрепилась.

4. Влейте масло, оставьте остужаться. Застывшие звездочки вытащите из формы.

СОВЕТ: Вы можете также приготовить смесь из семечек и жира и влить ее в формы (см. большое фото). Тот, кто забыл сразу же вложить ленточки, может потом продеть в звездочке тонкую проволоку.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего посёлка;
2. провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
3. практическое выполнение кормушек;
4. сделать анализ и обобщить результат.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.


Эмблема проекта:

Местообитание птиц: сады и огороды п. Красное поле.

Сроки работы: октябрь – январь.

Методы и приёмы:

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретический (1–я группа учащихся).

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили презентацию “Зимующие птицы нашего посёлка” и листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых Уральских зимах.


2. Практический (2–я группа учащихся).

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)


3. Наблюдение (3–я группа учащихся).

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.


Пример из таблицы наблюдений за погодой и птицами Имарс Александры.


Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение:

проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы наши друзья!

Приложение №1.

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Ученики 4 класса.

Приложение №2.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Приложение №3.


Кормушка Имарс Александры.

Приложение №4.

1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

Проект с дошкольниками и родителями

Педагоги : воспитатель группы , музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

Дети средней, старшей или подготовительной группы - 20 человек

2. Актуальность проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе . У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой .

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах , создание условий для развития у детей познавательного интереса.

Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах , особенностях их образа жизни, питания, расширить кругозор детей и словарный запас.

Развивать интерес к зимующим птицам , продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

Развивать познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами .

Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах .

Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам в городе ,принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.

4. Ожидаемые результаты :

-Сформированы элементарные представления о зимующих птицах .

-Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с зимующими птицами .

-Развит интерес к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность) .

-Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

-Привлекали детей к наблюдениям за птицами , к совместному труду в природе, заботе о птицах .

-Вели активную работу по экологическому воспитанию детей.

-Использовали различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

-Распространяли и обобщали опыт.

-Совершенствовали технику проектной деятельности .

Работа с родителями

Индивидуальные беседы : «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

Изготовление кормушек, родители совместно с детьми.

5. Схема осуществления проекта :

Образовательные области . Виды детской деятельности

Прогулки- наблюдения за зимующими птицами .

Наблюдение за поведением птиц во время кормления . Наблюдение за птицами на прогулке : внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

Труд в природе – кормление птиц , чистка кормушек.

Эксперименты с птичьим пером.

Игровые упражнения и дидактические игры :

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Разучивание пословиц и поговорок.

Заучивание стихотворений о птицах

Чтение книг о птицах .

Изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр .

Раскрашивание силуэтов птиц .

Рисование птиц , опираясь на поэтапные образцы. Лепка птичек.

Прослушивание записи голосов зимующих птиц .

6. Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный этап :

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах .

Знакомство родителей с целью и задачами проекта .

Домашние задания : совместное нахождение и чтение литературы о зимующих птицах , рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок.

Подбор конспектов НОД по теме проекта .

Подбор дидактического и методического материала по проекту (педагогами) .

Оформление детской книжной выставки.

Оформление консультаций "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц ", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц ".

2. Основной (практический) этап.

Игровые упражнения, игры, инсценировки, выставки книг, творческие работы детей

Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.

Заучивание стихотворений о птицах

Чтение книг о птицах .

Мероприятия с родителями, папки-передвижки, консультации для родителей по реализации проекта .

Оформление альбома про зимующих птиц .

Составление описательных рассказов о зимующих птицах .

Наблюдение за зимующими птицами , за поведением птиц на кормушках .

Кормление птиц (ежедневное) .

Оформление агитационных плакатов " Покормите птиц зимой ".

Оформление памяток - "Чем кормить птиц ?".

КОП для родителей

Практическое занятие по лепке зимующих птичек.

3. Заключительный этап

Оформление результата проекта в виде презентации .

Кормушки, выполненные родителями совместно с детьми.

Маски птиц к подвижным играм .

Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.

Картотека загадок, стихов о птицах ;

Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе . У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.

В ходе реализации проекта наши воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, но возник вопрос : "А другие заботятся о птицах в зимний период времени?". Мы вместе с воспитанниками обсудили этот вопрос и решили привлечь жителей нашего города к подкормке птиц . Мы оформили листовки " Покормите птиц зимой !" и памятки "Чем кормить птиц ?" и развесили их на подъездах близлежащих домов.

Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц , но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.

ФОТООТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

в ежегодной социальной акции






Посмотри на снегирей!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принёс.

Трудно птицам зимовать ,

Надо птицам помогать !

Распилить я попросил

Вместе с папой смастерил

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
- Чик-чирик и чик-чирик!

В лесу под горкой

Лежал сырок с красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок

Начинается считалка,
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!

Читайте также: