Озерные коньки своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 12.09.2024

Озерные коньки

С этого сезона начал кататься на озерных коньках. Пока только 60км накатал для натурных испытаний. Можно катать без палок, с палками еще быстрее получается. Надо кайт на ручках взять метра на 4-5 и по Байкалу но добираться далеко.
15км накатал неспеша за 80 минут на открытом катке размером чуть меньше футбольного поля.
Достаточно лыжного комби ботинка inovik из декатлона. Стопа не заваливается.
Крепление на NIS платформе. Съемное.
Масса пары 1кг.

В планах есть идеи расчистить дорожки на двух больших водоемах в городе. Чтобы круг 3-5км получился.

Делал для себя, с учетом изученного опыта: радиус рокера, заточка, толщина лезвия, высота профиля. На разработку, производство и доведения до ума ушло почти 2 года.
Может кому будет интересно, обращайтесь, могу предоставить покататься.

Неплохо сделаны, гораздо аккуратнее иркутского поделия.

Неплохо сделаны, гораздо аккуратнее иркутского поделия.

С этого сезона начал кататься на озерных коньках. Пока только 60км накатал для натурных испытаний. Можно катать без палок, с палками еще быстрее получается. Надо кайт на ручках взять метра на 4-5 и по Байкалу но добираться далеко.
15км накатал неспеша за 80 минут на открытом катке размером чуть меньше футбольного поля.
Достаточно лыжного комби ботинка inovik из декатлона. Стопа не заваливается.
Крепление на NIS платформе. Съемное.
Масса пары 1кг.

В планах есть идеи расчистить дорожки на двух больших водоемах в городе. Чтобы круг 3-5км получился.

Делал для себя, с учетом изученного опыта: радиус рокера, заточка, толщина лезвия, высота профиля. На разработку, производство и доведения до ума ушло почти 2 года.
Может кому будет интересно, обращайтесь, могу предоставить покататься.

Начитавшись форума на angara . net и насмотревшись красивых картинок, Леха Отвагин проникся странной идеей - поход на коньках по льду Байкала в конце марта. В формате лыжного похода, с ночевками в палатках, с лыжными палками, но только коньки вместо лыж. И этой идеей заразил меня и еще двоих чудаков. Подробнее потом напишу, когда съездим, если ничего не обломится.

Последние N лет на коньках никто из нас не стоял. Никаких спортивных целей мы не ставим, но все-таки надо хоть чуть-чуть попрактиковаться. Я уже покаталась аж 2 раза :-) Слышала мнение, что эти коньки не имеют ничего общего с фигурными, на которых я в детстве отзанималась 9 лет. Но мне не показалось, что такая уж большая разница, если не выпендриваться и просто ехать, как коньком на лыжах.

В конце января мы устроили типа "скатку" и проверку снаряжения. Сначала пошли на каток на Шоссе Энтузиастов (чуть ли не единственный в Мск нашли, куда пускают с палками).


31 января на катке. Фото Жоры Толасова.

У Андрюхи И Лехи типа гоночные коньки с длинными лезвиями. У Жоры (он фотографирует) такие же. А у меня. ну что есть, то есть. Надеюсь, что уж от Жоры-то я не отстану :-) Кстати, у моих коньков ремешки слишком короткие, на моих треккинговых ботинках не сходятся (на этой фотке я их на лыжные ботинки нацепила), как мне Дима их надставлял - это отдельная песня. Зато мне не надо будет переобуваться, чтобы перелезать через торосы на Байкале.

И нигде мне не могут наточить эти коньки! В тех местах, куда я обращалась, видела заточные станки двух типов. В одном мои коньки не закрепляются из-за слишком тонкого лезвия, а в другом не достают до точильного камня из-за малой высоты. Не знаю что делать.

Для меня актуальна извечная проблема всех тетек - что надеть :-) Для лыж и бега я одеваюсь одинаково, и у меня даже есть список одежды на разные диапазоны температур. На каток я оделась как для лыж и бега и чуть не дала дуба. Пришлось напялить куртку и в ней рассекать. Во-первых, скорость гораздо выше, чем на лыжах, и продувает сильнее. А во-вторых, при этой скорости нагрузка не больше, чем при быстрой ходьбе, т.е. просто несопоставима с лыжной, а сильнее разгоняться мне страшно :-) Но с непривычки капитально забиваются мышцы голеностопа, ведь коньком на лыжах я почти не катаюсь.

После катка мы пошли на пруд в Измайловский парк ставить новую 4-местную палатку, испытывать новую Лехину горелку и тренироваться в спасработах - вдруг кто провалится в трещину.

Ставим палатку (фото Жоры):

Наверное, своими манипуляциями мы произвели фурор среди местных лыжников и просто гуляющих :-) Увидев, что у нас все серьезно - мы вкручиваем буры в лед и кидаем спасконец! - какой-то дядечка подошел поинтересоваться, из какого мы турклуба - хотел тоже чему-нибудь поучиться :-)

Да, когда Леха планировал эту "тренировку", он объявил, что мы запустим в прорубь в гидрокостюме кого-нибудь кого не жалко , "скорее всего это будет кто-нибудь из женщин" (т.е. я :-)), а остальные будут тренироваться в спасработах. Выяснилось, что это была шутка, а я "купилась" и на полном серьезе приводила аргументы, почему я не полезу в прорубь :-) А вообще-то от Лехи и не такого можно ожидать, это ж страшный человек :-)

Как мы все уговаривали Диму присоединиться к походу! Но он уперся, что коньки - это и вообще маразм, и особенно в конце марта, когда уже надо крутить, и ворчал, что "мало нам других видов спорта, еще только сноубордов нам не хватает". В целом я согласна с его мнением, что не надо разбрасываться, и мне вполне достаточно бега, лыж зимой и велосипеда летом. Не вижу смысла связываться с тем видом спорта, которым не собираешься заниматься регулярно (а регулярно тренироваться на коньках у меня нет ни времени, ни желания). От случая к случаю - бесполезно, ибо и тренировочного эффекта никакого в смысле развития специфических мышц, и ущерб другим видам из-за нерезинового времени. Но уж очень хочется увидеть Байкал зимой!

Итак, Дима не едет, но меня отпускает. Но возникло непредвиденное препятствие - вдруг вштырило моих родителей. Странно, раньше они никогда особо не возражали против моих походов, ни зимних, ни летних. А тут вдруг такая промывка мозгов в духе "мы тут подумали и решили, что тебе надо сдать билеты". Причем аргументы - зашибись:

- Неудобно, что я еду отдыхать, трачу семейный бюджет, а Дима остается работать да еще и ребенка в сад отводить.

- Я еду с посторонними мужчинами и - о ужас! - буду спать с ними в одной палатке. "Что мы скажем Диминым родителям, нам неудобно, что у нас такая распутная дочь".

- Каждая моя поездка куда-либо без мужа (кстати, это чуть ли не первая) - шаг к разводу, ибо Диме эта моя затея вряд ли нравится (что правда), а недовольство имеет свойство накапливаться. А потом в один непрекрасный день он соберет вещи и уйдет, а казалось, что ничто не предвещало.

Ну и т.д.
И только в последнюю очередь - "это может быть опасно/холодно, провалишься в трещину/утонешь/замерзнешь, а у тебя ребенок, нам что ли его растить".
Жесть просто. Из последних сил отбиваюсь :-)

На моего папу успокаивающе подействовало известие о том, что с нами едет Жора Толасов - папин ровесник. Типа хоть один благоразумный человек у нас будет. Наивный папа :-) "Жорж такой авантюрист, что я отдыхаю. Согласие на поездку с нами это как раз доказывает." ((с) Отвагин)



1. Первое открытие - коньки
Здесь в Орави на Сайме продолжено несколько трасс протяженностью 5, 13, 35 км и др. В основном на трассе были наши, русскоязычные люди. Риторический в вопрос, почему в Ленобласти такого нет, не говоря уже про СПб.
3


Увы, погода 9 и 10 марта была уже не фотогеничной. Рано утром солнце делало робкие попытки пробиться, через сплошную облачность но довольно скоро совсем прекратила заниматься этим. Голубое небо, солнце, лёд и сталь конька - нет, серо-белая монотонная тоска. Что впрочем не мешает получать удовольствия от катания. Катится легко и быстро, особенно когда ветер в спину.
4


Технически, озерные коньки представляют собой длинные лезвия, которые могут крепиться либо к обычным ботинкам, либо к лыжным через крепления NNN или SNS. При-этом обычный ботинок жёстко крепится к коньку - и носок железной скобой и пятка ремнём, а лыжный ботинок крепится только носком. Палки, как я понял, тоже специальные с утежелённым наконечнком. Но, я катался и со своими лыжными и с прокатными и разницы не заметил (возможно в прокате тоже были лыжные). Ботинки, как лыжные, так и обычные, нужны с высокой поддержкой голеностопа (обычное требование к коньковому ходу)
5


Орави это место предназначенное только для активностей - лыжи, коньки, снегоступы, снегоходы, поездки к оленям зимой, лодки, рыбалка, походы, велосипеды летом. Больше тут делать нечего - на территории посёлка есть магазинчик, но ближайший полноценный типа Призмы только в 40 км. Музеи и прочие тоже только в Савонлинне.
7


Есть здесь и лыжная трасса - круг около границ посёлка длиной 3,7 км. Местами живописно, но ничего особенного.
8


Стоит ли приезжать сюда - примерно 340 км от Петербурга? Специально на 2-3 дня нет. На коньках и на лыжах в Финляндии катаются, чуь ли не везде и в той же Иматре, например. Но, если ехать на неделю планируя активный разнообразный отдых, плюс посмотреть Савонлинну - то годный вариант.
9

2. Второе открытие - Лёртсу (l?rtsy). Пишут, что этот финский чебурек вообще широко распространен в Финляндии, как калитки, но узнал я про него только здесь, на его родине в городе Савонлинна. Да, это по сути чебурек, только из ржаного теста (мне попадались только такие). Жирная, сочная начинка из говяжьего фарша. Впрочем, были в продаже и свиные лертсу, а вообще, опять же пишут, начинка может быть какой угодной - и сладкой, и солёной. Очень вкусный, по размеру или как на фото (1.6 € в Призме) или чуть крупнее (1.95 €).


Вообще про Савонлинну гастрономическую написано довольно много строк в местном путеводителе. Даже удивительно, нужно будет летом съездить и всё разузнать, зимой почти всё закрыто было, да и времени в этот раз было мало. Между тем Савонлинна как город пока впечатления не произвела. "Центром старой Савонлинны является улица Линнанкату т.е. "Замковая улица". В наши дни улица является престижным жилым районом. где можно вживую ощутить истоhию города. " - описание в гиде. Реальность:
11


Да, только в начале сохранились пару домов деревянного модерна, но и те, честно говоря "ну такое. "
12


Крепость Олавинлинна в 5-м часу буднего дня 8 марта была уже закрыта. Пару открыточных видов.
13


Но, в самой крепости и рядом много интересностей - музей пароходов, например. Летом точно нужно приехать.
14

Окрестности крепости
15

16


Здание Ратуши.
18


3. Третье открытие - самая большая деревянная церковь в МИРЕ находится в 20 км езды от Савонлинны в деревне Кермияке. Церковь с колокольней настолько большая и густо окружена растительностью, что из самой деревни никак её не поместить в кадр.
19


37 метров в высоту, 45 в длину и 42 в ширину. 1847 год постройки. Увы, зимой закрыта.
20


Четвёртное открытие - по пути в Савонлинну находится местечко Пункахарью (Punkaharju). Даже зимой видно, насколько красиво тут летом.
21


Здесь куча трекинговых троп, тоже катаются на коньках и ходят на снегоступах. Летом прям must see.
22


Старое здание вокзала Ванха Асема, где летом выставляются картины Миины Аккиюрка.
23


5 Открытие пятое - музей леса Lusto в Пункахарью/ Государственный музей про лес и лесную отрасль.
24


Очень крутой экстерьер и интерьер.
25


Дальше холла не ходил, но опять же летом обязательно нужно посетить.
26

Итого, летом поездка как минимум на 3-4 дня в Пункахарью-Савонлинну уже запланирована. А лучше ехать на неделю с трекингом, водными прогулками и велопоездками.

Исходить необходимо из того чего мы хотим от поездки и как собираемся кататься.

Мы опишем все варианты, а вы уже сами поймете, что вам наиболее лучше подходит.

Во всех случаях используются лезвия так называемые NORDIC SCATES . Фирмы есть разные, все они европейские. В России также есть производство, как например у нашего иркутянина Виталия Бутакова. Он наверное единственный в России, кто пытается наладить их производство.

Собственно сами коньки:

Наиболее популярные модели на Байкале: LUNDHUGS , ZANDSTRA , ISVIDDA , Байсы (Иркутск)

Все они конструктивно почти одинаковы. В основном это Т-образное основание в которой снизу закреплено лезвие, а сверху имеются отверстия для присоединения креплений. Так же встречается и V-образное основание, позволяющее быстро регулировать крепление вперед и назад.



Рассмотрим модели коньков подробнее.

ISVIDDA . Просты и недороги. Длина конька выбираются из размера твоей ноги. Например при 42 размере ноги рекомендуемая длина конька 45-50 см.


ZANDSTRA прекрасные лезвия. Выпускает достаточно мощная контора, в производстве которой громадный ассортимент для конькобежного спорта. Единственная встречавшаяся нам марка, делающая коньки с V-образным профилем. Сами озерные коньки выше остальных на 4 мм. И это чувствуется, требуют чуть больше остойчивости от ног. Но они чуть быстрее по идеальному льду. Субъективно все конечно ))


LUNDHUGS - Просты и недороги. По качеству изготовления и проку службы аналогичны ISVIDDA.





С коньками разобрались

Теперь о главном в путешествии – ботинки! И крепления к ним.

Вариант 1. СПОРТИВНЫЙ.

sportskates

Это полноценные беголыжные ботинки для конькового хода. И только для конькового! Жесткие, легкие. Никаких комби или классики! Обязательно все идут с поддержкой голеностопа (огромный и главный плюс в ботинках на коньках!)

Минусы – очень скользкие на льду, подошва - чистый жесткий пластик. Нужно иметь очень хорошую сноровку бегать в них через торосы или просто по чистому льду. Недостаточно теплые для катания в январе-феврале на Байкале. Если сверху еще можно утеплить специальным утепляющим чехлом, то подошва промерзает после 20-40 минут ходьбы на льду или снегу без коньков. От холода спасает интенсивное движение. Некоторые модели ботинок быстро мокнут при попадании в наледь.

Крепления для таких ботинок берутся обычные для беговых лыж. Есть два варианта: SNS - профить и NNN -профиль. Разницы между ними особой нет. Выбираем в зависимости от выбранной модели ботинок (они покупаются в первую очередь).



Главное требование – они должны быть только механические. Есть автоматы, полуавтоматы – их не рекомендуем, они перемерзают после наледи и от попадания внутрь снега.

Пример механического крепления с SNS профилем


Также часто используемое механическое крепление для коньков по Байкалу - SNS Pilot. За счет второй скобы и рычага обеспечивается более четкое возвращение ботинка в крепление и исключет "заламывание" ботика в стороны. Что бывает очень актуально для жестких условий Байкала, особенно в режиме гонки.


Вариант 2. Бэккантри

По сути это полноценный треккинговый ботинок, только со специальной скобой в носке для креплений. Для него уже другие крепления, тоже бэккантрийные . Крепы похожи на спортивный вариант, только более прочные, мощные и широкие. Называются лыжные NNN - или SNS - крепления для бэккантри. Брать только механику, хотя автоматических сроду не видели)) Комплект прочный и надежный.


Вариант 3. Туристический.

Вариант просто погулять. Некоторые ездят на далекие расстояния, но с запасом запасных креплений и их частей. Очень бюджетно, если уже имеешь хорошие зимние ботинки.

Плюс - бюджетно. На этом все.))

Минусы – ненадежность пластика креплений. Отсутствие нормалной поддержки голеностопа, как у вышеперечисленных вариантов. Как следствие заваливание ног в стороны и существенное снижение скорости и усталость голеностопа. Расхлябываются в движении. Гораздо дольше одевать/снимать, а это на Байкале бывает иногда очень часто.

Еще минус – зафиксированная пятка, которая полностью лишает возможности сразу учиться нормальной технике.

Не рекомендуемые варианты:

Есть еще "самопальные" варианты. Кто-то даже умудрялся использовать сноубордические крепление и ботинки – да, кататься можно, но о технике и скорости можно забыть в принципе )) К сожалению, в интернете часто можно встретить восторженные отзывы и даже тест-драйвы подобных вариантов. Но практически все они идут либо от производителей подобного "колхоза", либо от "экспертов" никогда не катавшихся на хороших полноценных комплектах.

Примеры не рекомендуемого ниже:



Приобретя или смастерив подобные варианты вы конечно прокатитесь по Байкалу, иногда даже с ветерком (но попутным). Некоторые даже пройдут на них многодневный поход. Но стоит понимать, что съэкономив пару тысяч на снаряжении, вы потеряете миллионы на своих впечатлениях и эмоциях. Ведь из пункта А в путкт В можно доехать и на "запорожце", глохнув и ремонтируясь по дороге, но гораздо быстрее и приятней будет все же долететь в комфорте на "Мерседесе". В конце концов просто пожалейте свои ноги, избавив их от лишнего веса, неудобств и потенциальных травм.

Так же не рекомендуем использовать хоккейные коньки. Минусы их вполне очевидны после прочтения вышеизложенного. Но еще некоторые минусы крайне незаметены, но существенно ощутимы по сравнении со специализированными коньками. Хоккейные лезвия очень коротки и заточены под малый радиус разворота - в итоге вы почувствуете обсолютно каждую неровность на байкальском льду. Также они заточены под "желоб", что дает большую маневренность (излишнюю на Байкале), но очень сильно гасит скорость глубоко врезаясь в лед.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СНАРЯЖНИЕ

Наколенники для роликов . Крайне рекомендуем. Одно падение может "убить" колени на всю жизнь, особенно на неровном льду. Плюс не мерзнут колени на ветру и когда ползаешь фотографировать льдинки или внутри ледяных гротов. Шлем, налокотники – зависит от вашей уверенности и опыта катания. Большинство байкальских конькобежцев обходятся без них.



Многие используют другие варианты палок, но мы их не рекомендуем:

- Треккинговые палки. Тяжелые, наконечник не приспособлен для льда, короткая длина, пластиковые эксцентрики могут сломаться при ударе об лед на морозе.

- лыжные палки из композита или стеклопластика. Легки и удобны. Прекрасно подходят для гонок, хороши для коротких покатушек. Но достаточно хрупки и неремонтнопригодны.

Лыжные очки. Рекомендуем иметь две пары. Одни горнолыжные– в очень сильный ветер на Байкале в них очень комфортно, а если они еще с оранжевым стеклом - в сумерках увеличивается видимость. И обычные солнцезащитные 2-4 кт защиты.

Бахилы. Будут отличным дополнением к беголыжным ботинкам. Существенно удерживают тепло внутри и прекрасно защищают от ветра.


Озёрные, хоккейные и фигурные коньки — в чем разница?

Каждый из существующих видов коньков имеет свои особенности, которыми они и привлекают в ряды любителей все больше новых спортсменов. Озёрные коньки, в сравнении с классическими — хоккейными и фигурными, имеют удлинённое лезвие в форме лодочки — клинообразное, которое свободно крепится к носку ботинка.


Где кататься?


Виды озёрных коньков

Озёрные коньки делятся на виды исключительно по типу крепления ботинка. Наиболее популярными являются модели с креплениями NNN и SNS, используемые в беговых лыжах. Благодаря этому спортсмены могут использовать лыжные ботинки при катании на озёрных коньках. Существенных различий в удобстве и внешнем виде эти крепления не имеют. Но из-за особенностей конструкции крепления, система NNN считается более управляемой, поскольку сцепление с ботинком происходит под фалангами пальцев, когда модель SNS крепится на носке ботинка.


Также популярны модели с ремешковым креплением — на них кататься можно даже в обычных ботинках. Споры вокруг скорости проката, силы ускорения и других параметров моделей ходят между заядлыми фанатами-лыжниками, однако фактических подтверждений экспериментами о превосходстве одной из систем до сих пор нет.

Особенности катания

В число профессиональных видов спорта катание на озёрных коньках пока не входит, но любительские забеги на время проводятся как в России, так и за рубежом. Конькобежный озёрный спорт считается в первую очередь способом приятно провести время, а также с пользой. Во время катания человек получает массу приятных ощущений, а также адреналина из-за скорости и эффекта полёта.


Кроме того, благодаря распределению нагрузки, озёрные коньки помогают держать себя в тонусе, поскольку задействуется большинство мышц тела. А физическая нагрузка на свежем воздухе улучшает самочувствие, насыщая кровь кислородом.

Читайте также: