Опыты для детей 7 8 лет в школе своими руками с зеленкой

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 09.09.2024

Мотивировать ребёнка изучать физику и химию в школе можно разными способами. Например, долго объяснять, что они пригодятся в будущем для поступления в вуз. Или просто показать ему несколько классных фокусов… ой, нет, опытов, которые наглядно демонстрируют, насколько интересной может быть наука. Обязательно попытайтесь повторить это дома!

1. Достать монетку из воды, не намочив рук

Положите монету в тарелку и налейте воды. Можете сказать ребёнку, что у вас получится достать её, не прикасаясь к воде. Поставьте свечку в центр тарелки и через какое-то время накройте её стаканом. Огонь быстро погаснет, а вода поднимется вверх по перевёрнутому сосуду, открыв монету.

Почему так происходит. Когда свечка погасла, разгорячённый воздух стал остывать и, соответственно, уменьшаться в объёме. Давление внутри стакана стало стремительно падать, и вода из тарелки заполнила пустующее место.

2. Положить тяжести на яичную скорлупу

Аккуратно разбейте куриное яйцо на две части или не спешите выбрасывать их после готовки. Они пригодятся для следующего опыта.

Скорлупа куриного яйца очень хрупкая. Положите на неё любой груз (например, книгу), она тут же сломается. Но поставьте четыре половинки скорлупы как ножки, накройте их пластиком, а затем опустите на него ту же книгу. Теперь скорлупа способна выдержать её вес. Вы можете даже положить на книгу дополнительный груз, чтобы увидеть, насколько прочна эта конструкция.

3. Из дыр в бутылке не выливается вода

Налейте воду в пластиковую бутылку и закройте крышку. Булавкой проделайте в бутылке одну или несколько дырок. Конечно, из отверстий тут же польётся вода. Но спустя пару секунд остановится и не будет вытекать, пока вы вновь не откроете крышку.

Почему так происходит. Вода остаётся даже в бутылке с дырками благодаря поверхностному натяжению. В момент, когда вы открываете крышку, содержимое сосуда начинает сверху вытеснять атмосферное давление, силы натяжения не хватает, и вода выливается. Таким образом, зная физическую основу этого фокуса, вы можете с помощью крышки регулировать поток воды.

4. Жидкость течёт вверх

Почему так происходит. Масло легче воды, поэтому будет как будто течь наверх, пока полностью не вытеснит воду.

5. Вода мгновенно превращается в лёд

На полтора часа положите бутылку простой воды в морозилку горизонтально. Затем аккуратно достаньте её из холодильника, встряхните или резким движением поставьте на стол. Охлаждённая вода моментально превратится в лёд.

Почему так происходит. Сначала воде недоставало центра кристаллизации. Но после встряхивания кристаллы льда соединяются друг с другом, и вода мгновенно замерзает.

6. Мост из бумаги

Сложите из книг две небольшие башни. Положите два листа бумаги сверху, соединив их как мост. Этот мост ожидаемо окажется не очень крепким, любой груз продавит его вниз. Но бумажный мост может быть гораздо прочнее. Сложите те же листы гармошкой и вновь положите их между книгами. Теперь мост выдержит даже ещё одну книгу поверх.

7. Опыт с равновесием

Возьмите винную пробку. С двух сторон воткните в неё вилки. В торец пробки воткните зубочистку или иголку. Затем положите зубочистку на край стакана. Вся конструкция опирается на зубочистку и остаётся в равновесии.

Почему так происходит. Две вилки, зубочистка и пробка образуют твёрдое тело. Из-за сложной формы тела его центр масс находится ниже точки опоры, что позволяет сохранять равновесие.

8. Яйцо затягивает в бутылку

Возьмите очищенное и сваренное яйцо и попробуйте протолкнуть его внутрь бутылки. Скорее всего, у вас ничего не получится, яйцо не пройдёт через горлышко. Но есть другой способ. Смочите ватку спиртом, подожгите её и поместите внутрь бутылки. Теперь положите яйцо на горлышко бутылки, и оно само, без ваших усилий, упадёт в бутылку.

Почему так происходит. Часть воздуха в бутылке сгорела, внутри образовалось пониженное давление, и давление снаружи затолкнуло яйцо.

9. Бинт вместо крышки

Наполните стакан водой. Сверху накройте стакан марлей или бинтом и закрепите её резинкой. Затем переверните стакан. Часть воды останется в стакане и упрётся в марлю как в крышку.

Почему так происходит. Вода не проходит через обычную тряпку благодаря поверхностному натяжению. В промежутках ткани возникла водяная плёнка, и её сила удерживает содержимое стакана вместе с атмосферным давлением, которое действует на него снаружи.

10. Левитирующие шарики

Включите фен и поместите теннисный шарик в поток воздуха. После этого он повиснет на месте и не сдвинется, даже если повернуть фен и дуть на шарик под другим углом. При желании и достаточной ловкости в поток можно добавить ещё один шарик.

Почему так происходит. Давление внутри струи воздуха ниже давления снаружи. Разница давлений и создаёт силы, которые действуют со всех сторон и удерживают шарик.

Цветные опыты для малышей

Хотите окунуться в мир волшебства и превращений? Предлагаем Вашему вниманию цветные опыты для малышей! Существуют такие вещества, которые меняют цвет в кислоте и в щелочи. Называются они индикаторы. Для ребенка это слово новое и сложное. Его суть он поймет несколькими годами позже, а пока ему достаточно просто увидеть первые химические опыты с изменением цвета и восхититься этим маленьким чудом! Кроха может наблюдать за Вашими действиями, а может помогать (капать, перемешивать, наливать, переливать, насыпать ложкой и пр.), и тогда радости будет еще больше.

Цветные опыты для малышей

Важно! Даже самые безобидные химические опыты для малышей следует проводить только в присутствии взрослого! Наши цветные опыты ориентированы примерно на детей от трех лет. Можно проводить их и раньше, если ребенку это интересно. Не забывайте о мерах предосторожности и внимательно следите за тем, чтобы малыш не обжегся и не попробовал материалы и жидкости на вкус.

Меняем цвет чая

Материалы и оборудование:


черный чай, кипяченая вода, лимонная кислота, питьевая сода (в качестве щелочи), прозрачные пластиковые стаканчики объемом 50 мл (5 шт.), чайные ложки (лучше пластиковые).

Проведение опыта:

1. Наполните 3 стаканчика на 1/2 крепким чаем.



2. Возьмите еще два стаканчика, наполните их до половины кипяченой водой. В одном стаканчике растворите 1/3 чайной ложки лимонной кислоты, а в другом – столько же соды (лучше растворить ее в горячей воде), долейте воды до полного стакана.


3. Выставьте стаканчики с чаем в ряд перед ребенком, попросите его в первый стаканчик перелить кислоту, а в третий – раствор соды. Что при этом произошло и как изменился цвет? Чай с кислотой посветлел, а чай с содой потемнел.



при растворении лимонной кислоты в воде стаканчик станет чуть холоднее, чем был;

при растворении соды в горячей воде выделится углекислый газ.

Похожие опыты для малышей с изменением цвета можно провести с вином, виноградным и ежевичным соком, соком свеклы и цветной капусты.

Маленькому помощнику придется выполнить немало действий: налить воду, заварить чай, набрать ложкой лимонную кислоту, размешать ее. Это все прекрасно тренирует моторику. Между делом можно еще посчитать стаканчики, повторить понятия светлый-темный.

Делаем цветную пену

Материалы и оборудование:


раствор бриллиантового зеленого “зеленка”, кипяченая вода, лимонная кислота (водный раствор - 2 ч.л. на стаканчик 50 мл), пищевая сода (сухая), прозрачные пластиковые стаканы объемом 50 и 500 мл (2 шт.), чайные ложки (лучше пластиковые), ватная палочка.

Проведение опыта:


1. Возьмите большой стакан, налейте в него 1 маленький стаканчик (50 мл) воды, окуните ватную палочку в “зеленку”, а затем подкрасьте ею воду в стакане.


2. Медленно прилейте раствор кислоты к раствору зеленки в большом стакане. Цвет на глазах начнет меняться (от изумрудно-зеленого до салатового, желтоватого). Зеленка – тоже индикатор! Волшебное зрелище, не правда ли?

3. Всыпьте в получившийся раствор две чайные ложки соды. Начнется бурная реакция: салатовый раствор вновь начнет превращаться в бирюзовый, а над раствором образуется голубая пена!


Пояснение для родителей: в процессе опыта в стакане появились пузырьки углекислого газа, образовалась пена, а индикатор снова поменял свой цвет, так как щелочи стало больше, чем кислоты из-за добавленной соды.

Такая зрелищная цветная химическая реакция понравится малышу!

Находим в продуктах крахмал

Материалы и оборудование:



раствор йода, кипяченая вода холодная и горячая, крахмал, прозрачные пластиковые стаканы объемом 50 мл (3 шт.), чайные ложки (лучше пластиковые), ватная палочка, кусочки фруктов и овощей (картофель, морковь, яблоко и др.), мякиш белого хлеба.

Проведение опыта:

1. Примерно наполовину наполните стакан водой и капните туда пару капель йода. Обратите внимание малыша на цвет раствора йода (желто-бурый/коричневатый), дайте понюхать.



2. В два других стакана поместите немного (не больше 1/4 чайной ложки) крахмала, прилейте 2-3 чайные ложки холодной воды и перемешайте, а затем наполовину заполните стаканы кипятком и перемешайте. Дайте полученным растворам остыть.



3. Прилейте 5-10 капель получившегося раствора йода к 1 из стаканов с раствором крахмала и наблюдайте за изменением цвета. Он станет серо-сиреневым.


4. Во второй стакан с раствором крахмала добавьте половину раствора йода. Жидкость станет сине-черного цвета.Объясните юному исследователю, что крахмал и йод реагируют друг с другом. Получается, что йод – индикатор содержания крахмала и наоборот!


5. Давайте теперь проверим, в каких продуктах есть крахмал (пусть это делает ребенок), будем окунать в раствор йода кусочки фруктов и овощей и внимательно их рассматривать. Если увидим черный, синий или голубой цвет, то в продукте есть крахмал!


После того, как Витя с другом вытащили мой набор "Юный химик" и смешали там все со всем, пока не получилась черная горячая жижа, я решила это дело поставить на научную основу :) Подобрала простые, но интересные химические опыты, которые можно провести вместе с детьми, используя доступные ингредиенты.
Постепенно в эту подборку добавлялись и разные другие эксперименты.
Так у меня набралось полсотни простых и доступных опытов по химии для детей.


Нужно налить обычную водопроводную воду в большой сосуд, напр. 3-х литровый бутыль. И обязательно дать ей отстояться в месте, где нет никаких механических воздействий, хотя-бы сутки. А лучше 2-3. Чтобы все турбуленции в воде прекратились. После этого осторожно, не дотрагиваясь до самого сосуда, капнуть пипеткой в самую середину с высоты 1-2 см каплю чернил. И наблюдать очень красивый взрыв - как в замедленной съемке.

Химический опыт - чернила в тихой воде 1

Химический опыт - чернила в тихой воде вид сверху

химический опыт - чернильный взрыв в тихой воде

  • денежная купюра - лучше сначала попрактиковаться на небольшом номинале :)
  • этиловый спирт (продается в аптеках) - сделать раствор 1/2 часть спирта + 1/2 часть воды
  • пинцет
  • спички

эксперименты с огнем experiments witch fire

Погрузите купюру в раствор таким образом, чтобы она полностью им пропиталась и подержите ее там около минуты.

эксперименты с огнем experiments witch fire

После этого достаньте купюру из раствора пинцетом, дайте стечь жидкости, подожгите (делать это лучше всего над раковиной или другой невоспламеняющейся поверхностью) и дождитесь, пока огонь не погаснет сам. Купюра останется цела и невредима!

эксперименты с огнем experiments witch fire

В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, не достаточна для того, что испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная денежная купюра остается неповрежденной.

По идее, в результате хим. реакции соды с уксусом в пробирке, по трубочке в банку должен был поступать углекислый газ. Он тяжелее воздуха, поэтому из банки никуда не должен улетучиваться, а как бы "налиться" в нее. После этого мыльный пузырь, пущенный в банку, должен не упасть на дно, а зависнуть в середине. Он ляжет на невидимый, но плотный слой газа. На практике же ничего у нас не вышло :(

Химический опыт по получению тяжелого воздуха






Четвертый опыт - йод и крахмал

Смешать коричневый раствор йода с белым крахмалом. Получится синяя жидкость.

Химический опыт по получению синей жидкости






Пятый опыт - желтый огонь.

Смоченный в воде конец медной проволоки опустить в пищевую соду, чтобы она прилипла, а потом внести в пламя горелки. Пламя окрашивается в желтый цвет. То же получиться, если окунать не в соду, а в соль. Жалко, у нас не было соляной кислоты - а то бы мы могли сделать еще и зеленое пламя! А если соляную кислоту капнуть на мел, тогда пламя будет красным.

Химический опыт получение желтого пламени

химический опыт по получению желтого пламени






Шестой опыт - плавим металл!

Надо взять пассатижами кусок алюминиевой проволоки и нагреть его на газу. По идее, металл должен капать на горелку, температура кипения его чуть больше 650 градусов. Но на самом деле все не так. Нагретый конец провисает, и, если присмотреться, можно заметить, что внутри тонкой оболочки находится расплавленный металл. Эта жаростойкая оболочка - оксид алюминия. Он не дает металлу окисляться дальше.

химический опыт по плавлению металла

Надо отсыпать небольшую кучку марганцовки и тщательно размельчить ее в мелкий-мелкий порошок. Затем надо измельчить такое же количество древесного угля. Тщательно перемешать и добавить к ним порошок железа. Этой смесью надо наполнить металлический колпачок или наперсток и внести его в пламя горелки (осторожно - ручка должна быть подлиннее). Когда порошок накалится, то начнет выбрасывать красивый дождь искр.

Вот здесь можно посмотреть получившиеся фото и еще два таких же эффектных опыта с огнем: самовозгорающаяся бумага, и фараонова змея из глюканата кальция.


Написать или нарисовать что-нибудь молоком, окуная в него кисточку. После высыхания прогладить утюгом или подержать над пламенем - и написанное станет видимым.

Это происходит из-за того, что белок, содержащийся в молоке, пригорает при температуре гораздо меньшей, чем бумага. Поэтому при нагревании бумага остается белой, а молоко уже темнеет.

Химический опыт - надпись молоком

Химический опыт - надпись молоком 1
Химический опыт - надпись молоком 2


Этот и еще другие рецепты симпатических чернил для секретных посланий я подробно описывала вот тут: " ТОП-10 невидимых чернил "


химические опыты для детей


Опыт 9: Выращиваем кристаллы

Всем известный опыт по выращиванию солевых кристаллов.
На х/б нитке получилось так себе, а вот на шерстяной красиво.

Опыт выращиваем соляные кристаллы

Опыт выращиваем соляные кристаллы 1

Позже я делала этим же способом новогоднее украшение на елку - снежинку, и даже опубликовала об этом мастер-класс.

выращивание кристаллов соли

  • Литровая банка
  • Сырое куриное яйцо
  • Поваренная соль
  • Столовый уксус (9%-ный раствор уксусной кислоты)

опыт с яйцом 1
Тонущее и всплывающее яйцо в растворе поваренной соли

опыт с яйцом 2
Тонущее и всплывающее яйцо в уксусе

опыт с яйцом 3
Скорлупа растворяется в уксусной кислоте





6 опытов с молоком

  1. Взрыв цвета в молоке
  2. Невидимые чернила
  3. Делаем клей
  4. Скисание молока
  5. Молоко и сок
  6. Делаем творог

химические опыты на кухне: экспериментируем с молоком


Смешивание разных по цвету и плотности жидкостей

смешиваем краски


Можно ли есть снег?

Опыт по фильтрации талой воды, который ответит на этот вопрос, можно увидеть ЗДЕСЬ.

опыт по химии со снегом

Получение разноцветных жидкостей

Смешиваем растворы веществ одного цвета, а в результате химической реакции получаем совсем новый цвет! Такие вот химические фокусы :) Все подробности задесь: Цветные опыты по химии


А вот тут можно посмотреть еще несколько цветных химических опытов для детей. Только изменять цвет уже будет не жидкость, а пламя! Получается очень зрелищно и очень интересно :)
Как сделать цветной огонь рецепт смотрите ЗДЕСЬ

химические опыты для детей

Цветные опыты по химии для детей с капустой вы найдете у меня в посте "Химические чудеса с краснокочанной капустой"

В этих опытах сок капусты выступает как катализатор для определения кислотности разных жидкостей. Мы взяли домашнюю бытовую химию и проверили реакции на ней. Капуста (краснокочанная - фиолетовая) прекрасно изменяет цвет в присутствии разных кислот и щелочей. Опыты получились яркими и эффектными. А, главное, доступными.


Другие простые и наглядные опыты и эксперименты не только по химии, но и по физике, биологии и астрономии можно увидеть на страничке моего блога "Клуб почемучек и опыты для детей"







Вызвать у ребенка интерес к науке не так сложно, как кажется. Химические опыты зачастую не требуют ни специальных приборов, ни реактивов, при этом они очень наглядны и эффектны. Особый интерес вызывают опыты с продуктами питания и привычными, хорошо знакомыми вещами.

1. Вулкан

Для опыта нужны:

  • вода;
  • сода – 2 столовые ложки;
  • краски;
  • жидкое моющее средство – 1 чайная ложка;
  • уксус (или лимонная кислота);
  • картон или плотная бумага;
  • скотч;
  • ножницы;
  • бутылка или банка с горлышком.

Подготовка

В банку засыпьте соду, краску красного или оранжевого цвета, средство для мытья посуды и долейте теплую воду. Раствор должен быть насыщенным.

Сделайте из бумаги конус с помощью скотча.

Отрежьте верхушку и поставьте конус – он будет играть роль вулкана – на бутылку.

А теперь попросите ребенка через жерло вулкана (отверстие в бумажном конусе) осторожно налить в бутылку уксус.

Что должно получиться

Как это работает?

Пена образуется из-за взаимодействия щелочи (соды) и кислоты (уксуса). Это так называемая реакция нейтрализации.

Особенности проведения опыта

Для большей безопасности уксус можно заменить разведенной в воде лимонной кислотой.

Конус, играющий роль вулкана, можно соответствующе раскрасить, слепить его из пластилина или фольги. Иногда этот опыт проводят с вулканом, сделанным из соды и воды. Для этого соду разбавляют водой и лепят из получившейся массы гору. Ей, конечно, нужно дать предварительно застыть. В этом случае гора тоже будет пениться и оплывать.

Для того чтобы не залить все вокруг, вулкан нужно установить на большом подносе.

2. Ракета

Для опыта нужны:

  • чайный пакетик;
  • зажигалка;
  • поднос.

Подготовка

Чайный пакетик надрезаем, высыпаем чай. Нужно придать пустому пакетику вытянутую форму — это же ракета! — и поставить на поднос.

Теперь с помощью зажигалки поджигаем пакетик.

Что должно получиться

После того как пакетик сгорит больше чем наполовину, он должен подняться в воздух – взлететь, как ракета.

Как это работает?

Во время сгорания выделяется тепло. Теплый воздух поднимается вверх. Когда масса пакетика сильно уменьшается, теплый поток поднимает его, поскольку пакетик сделан из очень легкого материала.

Особенности проведения опыта

Опыт очень интересный, но, конечно, пожароопасный. Пакетик может подняться достаточно далеко. Этот эксперимент рекомендуется показывать только ребенку, который – вы уверены! – не будет его повторять один, без взрослых.

Для этого опыта ничего, кроме набора для изготовления мыльных пузырей и морозной погоды, не нужно.

Выйдите с ребенком на улицу и начинайте выдувать мыльные пузыри.

Что должно получиться

Как это работает?

Процесс замерзания мыльного пузыря — достаточно сложное физическое явление, углубляться в объяснение которого не стоит. Достаточно сказать, что мыльный пузырь очень тонкий, поэтому сразу превращается в лед. Можно объяснить ребенку, что чем тоньше поверхность, тем быстрее она замерзает: например, мелкая лужа быстро покрывается корочкой льда, а глубокая река — медленно.

Особенности проведения опыта

Если на улице нет сильного мороза, эксперимент можно повести таким образом: выдуть пузырь и осторожно смахнуть на него снежинку. От нее по пузырю быстро пройдет образование кристалликов. Это очень завораживающее зрелище.

Для того чтобы пузырь дольше не лопался, в раствор для приготовления мыльных пузырей можно добавить глицерин.

4. Самоцветы изо льда

Для опыта нужны:

  • фигурки изо льда;
  • раствор соли;
  • пищевые краски.

Подготовка

Ледяные фигурки нужно приготовить заранее, заморозив воду в разных формочках: для приготовления льда, печенья, детских стаканчиках и т. д.

Для окраски понадобятся крепкие растворы соли, в которые добавляются разноцветные пищевые красители.

Что должно получиться

Разноцветные соляные растворы нужно капать на ледяные фигурки — они будут окрашиваться постепенно и неравномерно. Поскольку лед прозрачный, хорошо видны все извилистые дорожки, по которым стекает окрашенная жидкость.

Как это работает?

Лед тает из-за химической реакции, в которую вступает с натрием из соляного раствора. Это происходит неравномерно — отсюда такие причудливые узоры, образующиеся из-за постепенного проникновения раствора вглубь ледяной фигурки.

Особенности проведения опыта

Чем насыщеннее краски, тем ярче самоцвет. Очень красиво получается при использовании нескольких цветов для одной фигурки.

Для опыта нужны:

  • мощная акустическая колонка;
  • большая емкость с водой (тонкий тазик, противень);
  • крахмал;
  • разноцветные краски.

Подготовка

Сделайте крахмальный раствор красок (крахмала в 2 раза больше воды по объему).

Налейте краски в тазик и поставьте его на колонку в той части, где динамик.

Что должно получиться

Как только вы включите ритмичную музыку, краски начнут подпрыгивать в такт.

Как это работает?

Особенности проведения опыта

Опыт можно повести и без окрашивания — прозрачная вода тоже интересно движется под влиянием звуковых волн.

Чем больше цветов, тем красивее зрелище.

Этот эксперимент нужно тщательно готовить: подпрыгивающие густые краски могут запачкать все вокруг!

6. Зубная паста великана

Для опыта нужны:

  • перекись водорода 6–9% (150 мл);
  • сухие дрожжи (1 пакетик);
  • средство для мытья посуды;
  • пищевые красители;
  • теплая вода;
  • пластиковая бутылка.

Подготовка

Заранее нужно растворить в 2 столовых ложках теплой воды дрожжи. Подождите 10-15 минут, чтобы начался процесс брожения.

В бутылку налейте перекись водорода и жидкость для мытья посуды (2 столовые ложки). Добавьте краситель

Что должно получиться

Как только вы добавите в получившуюся жидкость дрожжевую смесь, из бутылки полезет плотная пена, похожая на зубную пасту.

Как это работает?

Во время этой реакции происходит распад перекиси с образованием воды, кислорода и выделением тепла. Дрожжи служат катализатором процесса, а жидкое мыло помогает в получении пены.

Особенности проведения опыта

Пены образуется очень много и она быстро выливается, поэтому позаботьтесь о том, чтобы под бутылкой был большой поднос.

Для опыта нужны:

  • воздушный шарик;
  • сода (3 чайных ложки);
  • уксус (100 граммов);
  • пластиковая бутылка.

Подготовка

Влейте в бутылку уксус.

В шарик насыпьте соду.

Аккуратно, чтобы не просыпать соду, наденьте шарик на горлышко бутылки.

Что должно получиться

Как только вы приподнимете шарик и сода высыплется, шарик начнет надуваться.

Как это работает?

Особенности проведения опыта

И соду, и уксус удобно засыпать/заливать с помощью воронки.

Обратите внимание: пена в ходе эксперимента тоже образуется, поэтому бутылка не должна быть очень маленькой.

Шарик удобно примотать к бутылке канцелярской резинкой (так он будет плотно зафиксирован на бутылке), а потом ею же можно завязать и шарик.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Обучаем химии и естественным наукам в увлекательном игровом формате. Короткие курсы адаптированы для восприятия и удовольствия детей

Читайте также: